Эксперимент

Содержание
  1. Содержание
  2. Виды экспериментов[править]
  3. В зависимости от способа проведения
  4. В зависимости от уровня осознанности
  5. Бесконечный эксперимент
  6. Виды валидности
  7. Специфика психологического эксперимента[править]
  8. Невидимая горилла
  9. Как предвидеть будущее с помощью статистики
  10. Виды валидности методов исследования
  11. Специфика и задачи психологического эксперимента
  12. Этапы психологического эксперимента[править]
  13. Другие типы валидности
  14. Организация эксперимента[править]
  15. Безупречный эксперимент
  16. Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым
  17. Инструкция испытуемому
  18. Проблема выборки
  19. Дилемма Хайнца
  20. Естественный эксперимент — это что такое?
  21. Слишком хорошо, чтобы быть правдой
  22. Зефирный эксперимент
  23. «Позы силы» и «позы слабости»
  24. Ассоциации со старостью заставляют двигаться медленнее
  25. Теплые предметы делают доброжелательнее к окружающим
  26. Сила воли истощается, когда мы противостоим соблазнам
  27. ***
  28. Валидность это в психологии
  29. Возможности и ограничения эксперимента как метода

Содержание

  • 1 Специфика психологического эксперимента
  • 2 Общие сведения 2.1 Основная задача экспериментального исследования
  • 2.2 Валидность в психологическом эксперименте

3 Виды экспериментов

  • 3.1 В зависимости от способа проведения

3.2 В зависимости от этапа исследования
3.3 В зависимости от уровня осознанности
4 Организация эксперимента

  • 4.1 Безупречный эксперимент

4.2 Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым 4.2.1 Инструкция испытуемому
4.2.2 Проблема выборки
5 Этапы психологического эксперимента
6 Преимущества эксперимента как метода исследования
7 Критика экспериментального метода
8 Источники
9 Рекомендуемая литература
10 Известные психологические эксперименты
11 Методы контроля
12 См. также

Виды экспериментов[править]

В зависимости от способа проведения

Выделяют главным образом три вида экспериментов:

  • Лабораторный эксперимент
  • Полевой, или естественный эксперимент
  • Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент

В зависимости от уровня осознанности

В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на

  • те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,
  • те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),
  • и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).

Бесконечный эксперимент

Для получения более точных результатов этот эксперимент предполагает неограниченное количество опытов и проб. При эксперименте с одним испытуемым и увеличении количества проб ведет к повышению надежности результатов. В групповом эксперименте повышение надежности происходит с увеличением числа испытуемых. Но суть-то заключается как раз в том, что с ограниченным числом проб или при помощи ограниченной группы испытуемых выявить причинно-следственые связи между явлениями. Отсюда следует, что бесконечный эксперимент невозможен и бессмыслен.

Чтобы достичь высокой надежности эксперимента количество проб или число испытуемых должно соответствовать изменчивости изучаемого явления.

Виды валидности

В употребление понятие «валидность» было введено Д. Кемпбеллом, который им обозначил уверенность экспериментатора в том, что с помощью определенной методики, он измеряет именно то, что хотел измерить.

Рисунок 1. Основные виды валидности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Валидность эксперимента может быть внутренней и внешней. Признак хорошего эксперимента – это высокая внутренняя валидность и, если экспериментальный эффект вызван изменением независимой переменной, то внутренняя валидность будет выше.

Внутреннюю валидность эксперимента, по мнению Кемпбелла могут нарушить несколько основных факторов:

  • селекция – неэквивалентность, вызывающая систематическую ошибку в результатах;
  • статистическая регрессия является частным случаем селекции;
  • экспериментальный отсев при котором из группы происходит неравномерное выбывание испытуемых;
  • естественное развитие – изменение испытуемых в течение времени.

Теоретическая валидность, определить которую можно по соответствиям показателей исследуемых качеств, получена с помощью созданной методики. Проверить теоретическую валидность можно путем корреляции одного и того же свойства, который измеряется различными методами.

В пределах теоретической валидности выделяют конвергентную, конструктную, эмпирическую, внутреннюю валидность.

Благоприятная ситуация использования конвергентной валидности складывается тогда, когда уже есть в психологии валидная методика, которая проверяет изучаемое качество. Если между показателями этих методик корреляция высокая, то это значит, что для новой методики характерна конвергентная валидность.

Когда для измерения какого-либо свойства тест с известной валидностью не опробирован тогда исследователь выдвигает ряд гипотез – будет ли коррелировать новый тест с другими тестами. В основе выдвигаемых гипотез лежат теоретические представления об измеряемом свойстве. Когда они подтверждаются, то это указывает на валидность выдвигаемого конструкта, т. е. конструктную валидность (предполагаемую).

Что касается эмпирической валидности, то исследователь смотрит, насколько клиент в реальной жизни ведет себя соответственно результатам исследования. Кроме этих видов существует ложная, очевидная валидность, валидность, исходящая из опыта, валидность, основанная на желаниях, валидность всех тестовых методик.

Ложная валидность фиксирует видимость пригодности методики, а очевидная валидность соответствует подлинной только в дидактических тестах и иногда действительно исследует реально существующие факты.

В основе валидности, исходящей из опыта, лежат личные чувства психолога для измерения какого-либо качества испытуемого.

Валидность, основанная на желаниях предполагает желание видеть свою методику валидной, не замечая, при этом, противоречащих этому желанию фактов. Для расчета валидности, как показывает практика, должно быть не меньше 50 человек, но, лучше больше 200.

Специфика психологического эксперимента[править]

В психологии экспериментальное исследование обладает своей спецификой, позволяющей рассматривать его отдельно от исследований в других науках. Специфика психологического эксперимента заключается в том, что:

  • Психику как конструкт невозможно объективно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения.
  • При изучении психических процессов считается невозможным вычленить какой-то один из них, и воздействие всегда происходит на психику в целом (или, с современной точки зрения, на организм как единую неделимую систему).
  • В экспериментах с людьми (а также некоторыми высшими животными, например, приматами) происходит активное взаимодействие между экспериментатором и испытуемым.
  • Данное взаимодействие в том числе делает необходимым наличие инструкции испытуемому (что, очевидно, нехарактерно для естественнонаучных экспериментов).

Невидимая горилла

Перцептивная слепота — феномен, когда человек настолько перегружен впечатлениями, что не замечает вокруг себя ничего

Внимание полностью поглощено лишь одним объектом. Этим видом визуальной слепоты время от времени страдает каждый из нас

Статья по теме

Рассеянность – призрак гениальности? Упражнения на концентрацию внимания

Дэнилел Саймонс показывал испытуемым видеоролик, где люди, одетые в майки чёрного и белого цвета, бросали друг другу мяч. Задача была простой — сосчитать количество бросков. Пока две группы людей перебрасывались мячом, в центре спортплощадки появлялся человек, переодетый в костюм гориллы: он стучал кулаками себе по груди, совсем как настоящая обезьяна, а затем спокойненько удалялся с поля.

После просмотра видео участникам эксперимента задавали вопрос, заметили ли они что-либо странное на площадке. И целых 50% ответили отрицательно: половина просто-напросто не увидели огромную гориллу! Объясняется это не только сосредоточенностью на игре, но и тем, что мы не готовы увидеть что-то непонятное и неожиданное в обычной жизни.

Как предвидеть будущее с помощью статистики

В 2011 году известный американский психолог Дэрил Бем опубликовал статью, которая доказывала возможность ясновидения. Этот вывод не был порождением его бурной фантазии, а базировался на десятилетних исследованиях, в которых участвовали сотни человек. Многие заподозрили, что Бем решил устроить что-то вроде аферы Сокала и разоблачить психологию поддельной статьей с заведомо абсурдными выводами. Но по всем методологическим стандартам статья была очень убедительной.

В одном из экспериментов Бема перед участниками ставили две ширмы — им нужно было угадать, за какой спрятано изображение. Картинка генерировалась случайным образом сразу после осуществления выбора. Если бы участники хорошо справились с заданием, это указывало бы, что они каким-то образом могут предчувствовать будущее. В эксперименте использовались изображения двух видов: нейтральные и порнографические.

Участники угадывали порнографические изображения в 53 % случаев — несколько чаще, чем следовало бы, если бы их выбор объяснялся чистой случайностью. Учитывая большое количество опытов, Бем мог заявить, что предвидение существует.

Позднее эксперты обнаружили, что при анализе результатов он использовал не совсем корректные приемы. Как правило, результат исследования признают надежным, если вероятность того, что он был получен случайно, не превышает 5 %. Но существует много способов снизить эту величину до нужного уровня: изменить исходные параметры анализа, добавить в выборку или изъять из нее нужное количество примеров, использовать более удачные гипотезы после сбора данных.

Когда вышла статья о ясновидении, специалисты в области общественных наук Джозеф Симмонс, Лиф Нельсон и Ури Симонсон поняли, что наука движется к собственному краху. Они построили несколько компьютерных моделей и выяснили, что с помощью вполне стандартных статистических приемов можно повысить уровень ложно-положительных результатов в несколько раз. Это значит, что методы, которые формально являются научными, могут легко привести к совершенно абсурдным выводам.

Чтобы это проиллюстрировать, ученые провели эксперимент, который подтвердил, что прослушивание песни “When I’m Sixty-four” делает слушателя на полтора года моложе.

«Все знали, что использовать такие приемы неправильно, но думали, что это нарушение по своей значимости — примерно как перейти дорогу в неположенном месте. Оказалось, что оно больше похоже на ограбление банка», — подытожил Симмонс.

Виды валидности методов исследования

Выбор методов научного исследования зависит от ряда фактов: области наук (гуманитарные или прикладные), необходимость проведения анализа с расчетной частью или простое сопоставление фактов, наличие конкретных данных для анализа и пр.

Следует отметить, что в одном исследовании выбранный метод может быть валидным, а в ином – вовсе неэффективен. Поэтому валидность выбранной методики следует оценивать в рамках конкретной научной работы, а не в сравнении с иными исследованиями.

В науке выделяют несколько разновидностей валидности методов исследования:

Виды валидности

Теоретическая валидность.

Данный вид определяется сопоставлением показателей, рассчитанных с помощью выбранной методики, с аналогичными показателями, рассчитанными по другому методу

Важно, чтобы рассчитанные параметры были теоретически зависимы, то есть оценивали один и тот же предмет, учитывали одни и те же факторы или схожие факторы влияния, демонстрировали теоретическую зависимость (то есть имели принадлежность к конкретному объекту или суждению)

Этот показатель определяют с помощью корреляции одно и того же показателя или свойства, рассчитываемого с помощью разных методов исследования

При этом важно соблюдение: обе методики должны быть связаны с одной и той же гипотезой или теорией

Эмпирическая валидность.

Данный критерий рассчитывается или проявляется благодаря действию опытно-логического метода исследования. В частности, он находит отражение на реакции, мышлении, эмоциях, поведении испытуемых объектов. Данный способ применим больше в психологической отрасли, когда требуется оценить реакцию или психологическое состояние человека в конкретной ситуации.

Эмпирическая валидность методов исследования будет выше тогда, когда выбранная методика продемонстрирует тот факт, что полученные данные соответствуют реальным данным испытуемого, то есть во время проведения «чистого» или «естественного» эксперимента: когда поведение объекта в рамках исследования будет полностью совпадать с поведением в реальной жизни.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

дипломные магистерские диссертации

Внешняя валидность.

Данный критерий имеет сходства с эмпирической валидность

Его особенностью является то, что здесь важно установить связь между конкретными параметрами выбранного метода исследования с внешними проявлениями испытуемого (поведением) в реальной жизни

Внутренняя валидность.

Этот показатель проявляется в том, что выбранная методика позволяет достичь поставленной цели исследования, доказывает или опровергает эффективность выдвинутой гипотезы. Фактически, внутренняя валидность демонстрирует соответствие методики исследования его содержанию. Валидность выбранного метода выше тогда, когда он показывает, что все коэффициенты и действия измеряют именно то, что требуется, связывая эти проявления с внешними признаками проблемы (ее симптомами).

Специфика и задачи психологического эксперимента

Эксперимент в психологии проводится с целью получить новые научные сведения путем исследования жизнедеятельности испытуемого.

Специфика состоит в том, что:

  • о деятельности психики можно получить сведения, лишь основываясь на ее проявлениях (например, в виде определенного поведения), ибо как конструкт ее нельзя объективно наблюдать;
  • невозможно выделить какой-то один из психических процессов, изучая их, так как воздействие происходит всегда на психику в целом;
  • происходит активное взаимодействие между испытуемым и экспериментатором (в проведении исследований с людьми и, например, с приматами), что делает необходимым инструктаж (для более точного понимания требований).

В эксперименте выделяют 3 вида переменных:

  • независимая;
  • зависимая;
  • дополнительные (внешние).

Общей задачей психологического эксперимента является установление наличия связей между ними.

Понятие валидности является здесь краеугольным камнем. Она дает некоторую уверенность ученым в том, что они измерили то, что хотели. Предпринимая множество мер для соблюдения всех ее видов, все равно невозможно быть абсолютно уверенным в следовании им до конца ввиду недостижимости безупречного эксперимента.

Этапы психологического эксперимента[править]

Общая модель проведения психологического эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы:

  1. Первичная постановка проблемы
    • Постановка психологической гипотезы
  2. Работа с научной литературой
    • Поиск определений базовых понятий
  3. Составление библиографии по тематике исследования
  4. Уточнение гипотезы и определение переменных
    • Определение экспериментальной гипотезы
  5. Выбор экспериментального инструмента, позволящего:
    • Управлять независимой переменной
  6. Регистировать зависимую переменную
  7. Планирование экспериментального исследования
    • Выделение дополнительных переменных
  8. Выбор экспериментального плана
  9. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом
  10. Проведение эксперимента
    • Подготовка эксперимента
  11. Инструктирование и мотивирование испытуемых
  12. Собственно экспериментирование
  13. Статистическая обработка
    • Выбор методов статистической обработки
  14. Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
  15. Проведение статистической обработки
  16. Интерпретация результатов и выводы
  17. Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала

Другие типы валидности

Помимо основных, выделяют и иные виды, которые соответствуют другим стадиям экспериментального исследования. Выделяют более десятка видов валидности, которые во многом, в том числе и угрозами, сходны с основными. Меняется только характер их нарушения. Рассмотрим кратко некоторые из них.

Экологическая — показывает, насколько условия эксперимента соответствуют исследуемой реальности. Высокую степень экологической валидности достаточно трудно соблюсти в лабораторных исследованиях, да и не всегда это нужно. А в полевых экспериментах она естественным образом достигает максимума.

Диагностическая (конкурентная) – отражает соответствие показателей теста состоянию психологических особенностей испытуемого на момент исследования.

Прогностическая – характеризует степень статистической надежности и обоснованности развития психологической особенности, которая исследуется, в будущем.

Эмпирическая – это понятие объединяет в себе 2 предыдущих. Подчеркивается общий подход к их определению, осуществляемый путем статистического коррелирования баллов по тесту (оценок) и показателю по внешнему критерию.

Организация эксперимента[править]

Безупречный эксперимент

О безупречном эксперименте см. основную статью Безупречный эксперимент

Ни один эксперимент ни в одной науке не способен выдержать критики сторонников «абсолютной» точности научных выводов. Однако как эталон совершенства Роберт Готтсданкер ввёл в экспериментальную психологию понятие «безупречный эксперимент» — недостижимый идеал эксперимента, полностью удовлетворяющий трём критериям (идеальности, бесконечности, полного соответствия), к приближению к которому должны стремиться исследователи.

Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым

Проблема организации взаимодействия между экспериментатором и испытуемым считается одной из основных, порождённых спецификой психологической науки. В качестве самого распространённого средства непосредственной связи между экспериментатором и испытуемым рассматривают инструкцию.

Инструкция испытуемому

Инструкция испытуемому в психологическом эксперименте даётся для того, чтобы увеличить вероятность, что испытуемый адекватно понял требования экспериментатора, поэтому в ней даётся чёткая информация относительно того, как испытуемый должен себя вести, что его просят делать. Для всех испытуемых в пределах одного эксперимента даётся одинаковый (или равноценный) текст с одинаковыми требованиями. Однако в силу индивидуальности каждого субъекта, в экспериментах перед психологом стоит задача обеспечения адекватного понимания инструкции человеком. Примеры различия между испытуемыми, которые обуславливают целесообразность индивидуального подхода:

  • одним испытуемым достаточно прочитать инструкцию один раз, другим — несколько раз,
  • одни испытуемые нервничают, а другие остаются хладнокровными,
  • и т. д.

Требования к большинству инструкций:

  • Инструкция должна объяснять цель и значение исследования
  • Она чётко изложить содержание, ход и детали опыта
  • Она должна быть подробной и в то же время достаточно лаконичной

Проблема выборки

О выборке см. основную статью Выборка

Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки. Исследователю прежде всего необходимо определить её объём (количество испытуемых) и состав, при этом выборка должна быть репрезентативна, т. е. исследователь должен иметь возможность распространить выводы, сделанные по результатам исследования данной выборки, на всю генеральную совокупность, из которой была собрана эта выборка. Для этих целей существуют различные стратегии отбора выборок и формирования групп испытуемых. Очень часто для простых (однофакторных) экспериментов формируются две группы — контрольная и экспериментальная.

Дилемма Хайнца

Психолог Лоуренс Кольберг изучал нравственное развитие. Он считал, что это процесс, который продолжается всю жизнь. Чтобы подтвердить свои догадки, Кольберг предлагал детям разного возраста сложные моральные дилеммы.

Психолог рассказывал детям историю о женщине, которая была при смерти — её убивал рак. И вот по счастливой случайности один аптекарь якобы изобрёл лекарство, которое могло ей помочь. Однако запросил огромную цену — 2000 долларов за дозу (хотя цена изготовления лекарства была всего лишь 200 долларов). Муж этой женщины — его звали Хайнц — занял денег у друзей и собрал всего лишь половину суммы, 1000 долларов.

Статья по теме

ТЕСТ: Что вы за зверь?

Придя к аптекарю, Хайнц попросил его продать лекарство для умирающей жены подешевле или хотя бы в долг. Однако тот ответил: «Нет! Я создал лекарство и хочу разбогатеть». Хайнц впал в отчаяние. Что было делать? Этой же ночью он тайно проник в аптеку и выкрал лекарство. Хорошо ли поступил Хайнц?

Такова дилемма. Интересно, что Кольберг изучал не ответы на вопрос, а рассуждения детей. В итоге выделил несколько стадий развития нравственности: начиная от стадии, когда правила воспринимают как абсолютную истину, и заканчивая соблюдением собственных моральных принципов — даже если они идут вразрез с законами общества.

Естественный эксперимент — это что такое?

Естественный эксперимент представляет собой эмпирическое исследование, в котором физические лица (или кластеры индивидуумов) подвергаются воздействию опытных и контрольных условий, не зависящих от исследователей, но сам процесс выглядит естественно. Это своего рода наблюдательные исследования. Естественный эксперимент — это наиболее полезный метод, когда имеется четко выраженная экспозиция с четко определенной субпопуляцией (и отсутствием воздействия), так что изменения в результатах могут быть правдоподобно отнесены к воздействию. В этом смысле разница между естественным экспериментом и неэкспериментальным наблюдательным исследованием заключается в том, что первое включает сравнение условий, которые прокладывают путь к каузальному выводу, но последний этого не делает.

Естественные эксперименты — это исследовательские проекты, где контролируемые эксперименты чрезвычайно сложно реализовать или неэтично, например, в нескольких областях исследований, на которые распространяется эпидемиология (например, оценка воздействия на здоровье различной степени воздействия ионизирующего излучения у людей, живущих вблизи Хиросимы во время атомный взрыв), экономика (например, оценка экономической отдачи от объема обучения взрослых в США), политология, психология и социальные науки.

Слишком хорошо, чтобы быть правдой

Создавать сенсационные исследования проще всего с помощью обмана. Известный социальный психолог Дидерик Стапель использовал сфабрикованные данные в нескольких десятках научных статей. Исследования Стапеля с огромной скоростью разлетались по газетам и журналам, он получил несколько престижных научных премий, публиковался в Science и считался одним из самых крупных специалистов в своей сфере.

Зефирный эксперимент

В эксперименте детям предлагали выбрать между одним небольшим вознаграждением — например, зефиром, — которое можно получить немедленно, и двойной наградой, если они смогут немного подождать. Позднее оказалось, что дети, которые дождались второй награды, во взрослой жизни стали более успешными. Исследование стало очень популярным и повлияло на некоторые школьные программы.

«Позы силы» и «позы слабости»

Участники эксперимента на две минуты принимали одну из двух поз: откидывались в кресле и закидывали ноги на стол («поза силы») или скрещивали руки на груди («поза слабости»). В результате участники из первой группы чувствовали себя более уверенно и чаще соглашались рискнуть в азартной игре. У тех, кто сидел в сильной позе, повысился уровень тестостерона, а у тех, кто в слабой, — кортизола. В повторных экспериментах удалось воспроизвести только один эффект: «позы силы» помогли участникам чувствовать себя увереннее, но не изменили их поведение или гормональные показатели.

Ассоциации со старостью заставляют двигаться медленнее

Участников эксперимента просили решить несколько головоломок. Если в них были вставлены слова, которые ассоциируются со старостью — «забывчивый», «пожилой», «одинокий» — то участники выходили из комнаты более медленным шагом.

Теплые предметы делают доброжелательнее к окружающим

Участникам эксперимента на короткое время давали подержать чашку с горячим или холодным кофе, а затем просили оценить личность человека по короткому описанию. Участники, которые держали чашку с горячим кофе, оценивали человека как более располагающего к себе. В другом эксперименте участникам давали предмет в теплой или холодной упаковке, а затем предлагали оставить его себе или подарить другу. Если предмет был в теплой упаковке, участники чаще выбирали второй вариант. Повторные эксперименты с более широкой выборкой не дали таких результатов. Похоже, теплые вещи не сделают вас альтруистом.

Сила воли истощается, когда мы противостоим соблазнам

Перед участниками эксперимента ставили две тарелки — с печеньем и редисом. В первой группе участникам разрешили есть печенье, а во второй — только редис. Затем каждому участнику предложили решить невозможную головоломку. Участники, которым в первой части эксперимента ели только редис, сдавались значительно раньше других. В повторных экспериментах результаты не подтвердились.

***

В мировой психологии уже многое сделано для того, чтобы сделать исследования более надежными и воспроизводимыми. В России эту проблему только предстоит осознать.

«В российской психологии проблемами кризиса в основном озабочена научная молодежь, которая во многом ориентируется на западную науку, — рассказал «Ножу» доцент РАНХиГС Иван Иванчей. — Контроль за качеством публикаций на русском языке в целом не очень высокий. Журналы редко отвергают статьи, поэтому публикуется много некачественных исследований. Часто используются небольшие выборки, что тоже снижает вероятность успешного воспроизведения. Есть подозрение, что, если серьезно заняться вопросом воспроизводимости русскоязычных работ, можно обнаружить много проблем. Но напрямую этим никто не занимается».

Валидность это в психологии

В психологии понятие валидности обозначает уверенность экспериментатора в том, что он измерял именно то, что хотел с помощью определенной методики, показывает меру соответствия результатов и самой методики относительно поставленных задач. Валидное измерение – это то значение, которое измеряет именно то, для чего было создано. Например, методика, направлена на определение темперамента, должна измерять именно темперамент, а не нечто другое.

Валидность в экспериментальной психологии очень важный аспект, является важным показателем, который обеспечивает достоверность результатов, и с ним иногда больше всего возникает проблем. Совершенный эксперимент должен обладать безупречной валидностью, то есть он должен демонстрировать, что экспериментальный эффект вызван модификациями независимой переменной и полностью соответствовать действительности. Полученные результаты без ограничений можно обобщать. Если речь идет о степени данного критерия, то предполагается, что результаты будут соответствовать поставленным задачам.

Проверка на валидность осуществляется тремя способами.

Оценивание содержательной валидности, проводится, чтобы узнать уровень соответствия использованной методики и реальной действительности, в которой выражается исследуемое свойство в методике. Существует здесь также такой компонент, как очевидная, еще ее называют лицевая валидность, она характеризует степень соответствия теста к ожиданиям оцениваемых. В большинстве методик считается очень важным, чтобы участник оценки видел очевидную связь содержания процедуры оценки и действительности того объекта оценки.

Оценивание конструктной валидности исполняется для получения степени обоснованности, что тест реально вычисляет те конструкты, которые заданные и научно обоснованные.

В конструктной валидности имеются два направления. Первый называется конвергентной валидизацией, с его помощью проверяется ожидаемая связь результатов методики с характеристиками из других методик, которые измеряют исходные свойства. Если для измерения какой-то характеристики необходимо несколько методик, то рациональным решением было бы проведение экспериментов минимум двух методик, чтобы при сопоставлении результатов обнаружив высокую положительную корреляцию, можно было утверждать о валидном критерии.

Конвергентная валидизация определяет вероятность вариации оценки теста с ожиданиями. Второй подход, называется дискриминантная валидизация, в ней заключается, что методика не должна измерять никаких характеристик, с которой теоретически не должно быть корреляции.

Проверка на валидность, также бывает критериальной, она, руководствуясь статистическими методами, определяет степень соответствия результатов к заранее определенным внешним критериям. Такими критериями могут быть: непосредственные меры, независимые от результатов методики или значение социально-организационных значимых показателей деятельности. В критериальной валидности также выделяют прогностическую, она применяется при потребности прогнозирования поведения. И если получается, что этот прогноз осуществляется со временем, значит методика прогностически валидна.

Возможности и ограничения эксперимента как метода

Выделяются следующие возможности эксперимента как метода исследования:

  • выбор момента начала события;
  • повторение изучаемого события;
  • сознательная манипуляция переменными, которая позволяет изменять результаты.

В то же время существуют ограничения, которыми сопровождается эксперимент:

  • субъект-субъектное отношение, нарушающее научные правила;
  • психика отличается спонтанностью, непостоянством и уникальностью;
  • психика является сложным объектом для исследования;
  • этические ограничения — изучение некоторых проблем экспериментальным путем может быть расценено как аморальное или нести риск для испытуемых;
  • все участники эксперимента должны быть заранее проинформированы об аспектах исследования, которые могут повлиять на их желание принимать в нем участие.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.