- Упражнение № 2. Инвентаризация
- Признаки тревожности
- Как избавиться от тревожности?
- Найти причину и взять перерыв.
- Сбрасывать физическое напряжение.
- Занять себя работой.
- Избавиться от вредных привычек.
- Найти хобби.
- Выражать эмоции.
- Планировать.
- Диагностика тревожности
- Способы преодоления
- Внутренняя работа над собой
- Практические рекомендации при общении
- Упражнения
- Школьная тревожность, способы борьбы с детской тревожностью
- Профилактика и коррекция тревожности у детей
- Начертите шкалу катастроф
- Типы тревожных расстройств
- Краткосрочные тревожные расстройства
- Длительные тревожные расстройства
- Виды тревожности
- Причины повышенной тревожности
- Коррекция тревожности
- Упражнение № 1. Мотивация
- Виды тревожности
- Ситуативная тревожность
- Личностная тревожность
- Как определить, к какому виду относится именно ваше состояние?
Упражнение № 2. Инвентаризация
С мотивацией мы разобрались. Теперь нам нужно произвести оценку повторяющихся поводов для тревоги. Выпишите основные темы, которые вас беспокоят.
- Я боюсь не услышать будильник и проспать на работу.
- Я боюсь, что муж уйдет от меня.
- Я боюсь, что на работе меня перестанут уважать, если я допущу какую-либо ошибку.
Поставьте своим страхам от 0 до 10 баллов. Ноль – нейтральное состояние, а десятка на грани дикого ужаса.
Теперь поразмышляем о том, насколько ваши опасения соответствуют реальной ситуации. Например, сколько раз ваш будильник остался неуслышанным и каковы были последствия этого? Вы действительно так часто опаздываете на работу, что еще один случай грозит вам увольнением? Что изменилось в отношениях с мужем? Есть ли какие-то серьезные предпосылки для разрыва? Что бы вы сделали, если бы он и вправду ушел? Как сложилась жизнь у ваших разведенных знакомых? Постарайтесь вспомнить и позитивные примеры. То же сделайте и для других пунктов из вашего списка.
Признаки тревожности
Обычные симптомы тревожности:
— неспособность расслабиться;
— ощущение недомогания;
— чувство волнения;
— панические атаки;
— беспокойный сон;
— ощущение неспособности справиться с собой.
Физические симптомы тревожности:
— нарастающее мускульное напряжение, провоцирующее болевые ощущения в области головы;
— ригидность мышц шеи или плеч;
— со стороны вегетативной нервной системы – повышенное возбуждение (редко).
Состояние тревожности порождает устойчивую борьбу индивида с самим собой, что воздействует на весь организм в целом либо на отдельные его системы. Так, например, следствием панических приступов или учащенного дыхания может стать головокружение либо слабость. В подобном состоянии индивид утрачивает контроль над ситуацией. Зачастую у него может появляться страх или боязнь внезапной смерти.
Взволнованный человек испытывает слабость, у него повышается потоотделение, он может в любую секунду заплакать. Встревоженного субъекта довольно просто испугать, поскольку он чересчур чувствителен к шуму. Кроме описанных выше признаков, нередко наблюдается затрудненное глотание или дыхание, сухость во рту, сильное сердцебиение, болевые ощущения либо чувство стеснения в грудной области.
Также к перечисленным проявлениям следует добавить нарушение пищеварения, боли в эпигастрии, метеоризм, тошнота. Возможно учащение мочеиспускания или острая потребность в немедленном опорожнении мочевого пузыря, диарея, ослабление либидо. Все рассматриваемые признаки имеют субъективную обусловленность, а именно существует связь: тревожность, возраст или зависимость от половой принадлежности. Так, например, у мужчин в состоянии повышенной тревоги могут возникнуть случаи полового бессилия, а у представительниц слабого пола – менструальные боли.
У детей высокая тревожность проявляется подавленным настроением, плохо налаженными контактами со средой, которая его пугает, что со временем может привести к занижению самооценки и устойчивому пессимистическому настрою.
Все проявления также обусловлены и типом тревоги, а именно личностная тревожность и ситуативная, мобилизующая и расслабляющая, открытая и скрытая. Первый тип является личностным образованием, которое обнаруживается в устойчивой склонности к тревожности и волнениям в независимости от тяжести жизненных обстоятельств. Он отличается ощущением необъяснимого страха и угрозы. Индивид с такой чертой личности готов все события воспринимать как опасные.
Ситуативная тревожность вызывается определенной ситуацией либо событием, которое порождает беспокойство. Подобное состояние может обнаружиться у каждого индивидуума перед серьезными жизненными трудностями и возможными неприятностями, что считается нормой, поскольку способствует мобилизации ресурсов человека.
Мобилизующая тревожность дает дополнительный посыл к действиям, расслабляющая – в ответственные моменты парализует личность. Также исследователями было доказано, что состояние тревожности изменяется во времени как функция степени стресса, которому подвергается человек и варьируется по интенсивности.
Диагностика тревожности проводится посредством различных методик, среди которых используются вопросники, рисунки и всевозможные тесты.
Как избавиться от тревожности?
Найти причину и взять перерыв.
Самый первый шаг – понять причину тревоги. Если это возможно – устранить ее. Например, вовремя заканчивать неприятные разговоры, избегать опасных ситуаций и следить за собственной безопасностью.
Сбрасывать физическое напряжение.
Тревожные состояния очень часто провоцируются сильным физическим напряжением
Для этого важно научиться расслабляться и держать свое тело в тонусе. Полезно будет заняться спортом или записаться на йогу
Если занятия в зале не подходят – альтернативой может стать велоспорт, плавание или пробежки. В свободные от спорта дни, полезно практиковать различные техники релаксации. Также хорошее влияние окажет посещение массажных салонов.
Занять себя работой.
Как бы странно не звучало, но этот метод работает всегда. Тревожность может возникать в ситуациях, когда мозгу нечем себя занять. Он начинает моделировать опасные ситуации и поднимать «общую панику». Чтобы этого избежать, нужно отвлечься или попросту занять себя полезной работой.
Избавиться от вредных привычек.
Тревожный невроз – это не только психическая реакция, но и физическая, а значит самочувствие существенно влияет на уровень тревожности. Курение, алкоголь и другие вредные привычки только нарушают нервную систему, что может выражаться в психологических отклонениях.
Найти хобби.
Чтобы не давать себе время для лишних переживаний, лучше направить энергию на какое-нибудь интересное занятие. Хорошо если оно будет вырабатывать терпение и расслаблять.
Выражать эмоции.
Если проблема зашла в тупик или стала мешать нормальной жизнедеятельности, пора подумать о более профессиональной помощи. Хороший врач невропатолог поможет выяснить причину тревоги, а с психологом можно поделиться своими чувствами, переживаниями.
Планировать.
Тревога – это проявление паники и страха в ситуациях, в которых сложно найти выход. Именно поэтому главное – правильно планировать дальнейшие действия, а также планировать «провалы». Жизнь непредсказуема, не всегда можно узнать, где нас поджидает неудача. Планируя все возможные неудачи, мы можем предотвратить страх неизвестности, предотвратить тревожное обострение.
Пройти тест на психические расстройства
Диагностика тревожности
Начать работу над тревожностью рекомендуется с ее четкого определения.
Для диагностики взрослых я хочу посоветовать опросник Спилбергера. Методика максимально точно, на мой взгляд, позволяет разобраться с характером тревожности. Вы отвечаете на 40 суждений («да» или «нет», насколько это верно в отношении вас), а по итогу получаете четко измеренный уровень личностной и ситуативной тревожности. При высоком уровне рекомендуется работать по повышению уверенности в собственном успехе, при низком – над активностью и мотивацией.
Определить школьную тревожность можно с помощью опросника Филлипса
Это обширная диагностика, выявляющая факторы (причины) тревожности, что очень важно для дальнейшей работы. Ребенок отвечает на утверждения методики (насколько они верны в его отношении), потом результаты интерпретируются согласно «ключу»
Методика позволяет определить общую тревожность, переживание социального стресса в настоящий момент, переживания по поводу неудовлетворенной потребности в успехе, страх самовыражения, боязнь ситуаций проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкий уровень физических возможностей противостоять стрессу, проблемы во взаимоотношениях с педагогом.
Способы преодоления
Преодолеть волнение можно разными способами. Эффективнее всего их комплексное применение:
- физические упражнения;
- режим дня, включающий полноценный сон и сбалансированное питание;
- погружение в свой внутренний мир, но без самокопания;
- физические нагрузки, адекватные возрасту, состоянию здоровья, времени года;
- грамотное распределение времени труда и отдыха;
- получение приятных эмоций в достаточном количестве;
- контроль над своими эмоциями.
Последний пункт является одним из самых важных, которому необходимо научиться, чтобы убрать сильное волнение.
Внутренняя работа над собой
Нужно иметь представление о борьбе с волнением в моменты, когда эмоции зашкаливают. Всё зависит от человека, как он сможет успокоить себя, т. к. воздействие на организм идёт через мозг, ему необходимо:
- расслабить мышцы;
- дышать правильно — выдыхать медленнее, чем делать вдохи;
- убеждать себя, что всё хорошо;
- включить логику, разложив свой страх по полочкам;
- проявить силу воли, приказав себе не волноваться;
- мысленно нарисовать приятные картинки — воображаемые или реальные воспоминания, которые помогают отвлечься от происходящего.
Практические рекомендации при общении
Научиться справляться с волнением может каждый человек, но имеются индивидуальные способы решения проблемы. Общие варианты:
- подробный анализ ситуации, который стоит провести заблаговременно;
- помнить, конечная цель — донести информацию, когда проявляется частый страх перед аудиторией;
- эмоциональный разгон — психологическая методика, позволяющая соотнести свои эмоции с разрушительной стихией, которую необходимо обуздать;
- вспомнить об уже преодолённых препятствиях — это особенно полезно для спортсменов.
Нередко человек страдает от приступов волнения при общении с людьми, унять которые не удаётся. Несколько простых правил помогут победить проблему:
на минуту отвлечься от происходящего и перевести внимание на что-нибудь другое — посмотреть в окно;
если предстоит общаться с единственным собеседником, то рекомендуется представить его в нелепой ситуации и страх улетучится;
делать паузы в ходе выступления перед толпой;
вспомнить прошлые удачные выступления;
осознать своё право на ошибку — ничего страшного не случится.
Упражнения
Существует несколько полезных техник, помогающих контролировать волнение:
- дыхательные упражнения, позволяющие выровнять дыхание;
- сгибать разгибать пальцы рук, а если возможно, то и ног;
- вытянуть тело, чтобы расслаблялись все мышцы;
- потрясти мышцы лица для улучшения мимики;
- издать звуки, прочищающие голос.
Необходимо помнить, что волнение — это индикатор, позволяющий увидеть проблемы в эмоционального сфере. Но не стоит сильно переживать из-за их наличия, усугубляя состояние. Сейчас существует немало методик, нейтрализующих волнение.
Школьная тревожность, способы борьбы с детской тревожностью
В период получения основного образования часто встречается школьная тревожность. Она может возникнуть на фоне:
- некорректно спроектированной или оформленной образовательной среды (помещения, зоны, объекты);
- неблагополучных отношений с одноклассниками, учителями или другими участниками образовательного процесса;
- больших нагрузок в рамках образовательной программы, высоких требований, частых экзаменов, рейтинго-балловой системы;
- вытекающей из предыдущего фактора нехватки сил и времени;
- некорректного поведения родителей (разрушающий стиль воспитания, завышенные или заниженные ожидания и требования);
- смены школы.
В подростковом возрасте (средний и старший школьный возраст) на первый план выходят неудачи в социальных взаимодействиях (сверстники, учителя, родители). У детей младшего школьного возраста – проблемы в учебной деятельности.
Коррекция тревожности (как школьной, так и ситуативной, личностной) у детей предполагает несколько направлений:
Просвещение родителей. Цель работы – повышение их психолого-педагогической грамотности
Важно понять роль влияния стиля воспитания на тревожность, под чем подразумевается характер требований и ожиданий. Во-вторую очередь родителям нужно уяснить влияние их эмоционального состояния на эмоции ребенка
Третий компонент – вера родителей в ребенка.
Просвещение и при необходимости коррекция поведения педагога (то же актуально для родителей при домашнем обучении)
Необходимо избегать публичных наказаний, не акцентировать внимание на ошибках как на чем-то страшном (на ошибках учатся, они полезны и необходимы). Как и в первом пункте, не передавать свою тревогу, не «выливать» на ребенка мусор и проблемы
Взаимодействовать с родителями. Проводить рефлексию действий.
Работа с самими детьми. Создание ситуаций успеха, проработка ошибок и ситуаций, обсуждение волнующих тем.
Профилактика и коррекция тревожности у детей
Большинство родителей сами не замечают, что тревожные дети стали такими вследствие их собственного неправильного поведения. Узнав о появлении страхов, родители или уговаривают малыша, чтобы он успокоился, или высмеивают его проблему. Такое неверное поведение только поспособствует усилению страхов и тревожности, а все окрики, замечания, одергивания вызовут в малыше не только тревогу, а и агрессию. По этой причине необходимо в адрес малыша уменьшить количество замечаний и только спокойно с ним беседовать. Нельзя угрожать, следует научиться договариваться перед тем, как выразить свое недовольство и обдумывать каждое слово предназначенное отпрыску.
Если взрослый мечтает о том, чтобы чадо выросло уравновешенным и здоровым человеком, то в семье, прежде всего, должен быть только благоприятный психологический климат, способствующий гармоничному развитию личности. При этом если кроха будет взрослым доверять и рассказывать о своих переживаниях, то уровень тревожности снизится автоматически.
Профилактика тревожности у детей включает обсуждение всех проблем малыша, общение с ним, осуществление всех совместных праздников, прогулок, отдыха на природе. Сблизит взрослых и малышей только непринужденная обстановка, которая позволит почувствовать себя свободным.
Работа с тревожным ребенком сопряжена с трудностями определенного плана и, как правило, занимает длительное время.
Психологи рекомендуют работу с тревожными детьми осуществлять в трех направлениях:
повышение самооценки;
обучение ребенка собой управлять в волнующих его ситуациях;
снятие мышечного напряжения.
Повышение самооценки включает проведение ежедневной целенаправленной работы. К ребенку необходимо обращаться по имени, даже за незначительные успехи хвалить, отмечать их в присутствии других сверстников. Похвала должна быть искренней и ребенок должен знать, за что именно его похвалили.
Обучение управлять своим поведением включает совместное обсуждение проблемы. В детском саду сделать это можно сидя в кругу, поговорив с детьми о переживаниях и чувствах в волнующих ситуациях. А в школе на примерах литературных произведений необходимо показать детям, что смелым человеком считают не того, кто ничего не боится, а того, кто умеет преодолевать свой страх. Целесообразно, чтобы все дети сказали вслух о том, чего они боятся. Следует предложить детям нарисовать свои страхи, а потом рассказать о них. Такого рода беседы помогают осознать, что у большинства сверстников также существуют проблемы, похожие с теми, которые характерны не только для них.
Методы коррекции тревожности у детей включают отказ от сравнений с другими детьми, например, успехами в учебе, спортивными достижениями. Лучшим вариантом будет сравнивание достижений ребенка с его личными результатами достигнутыми, например, неделю назад.
Если тревожность у ребенка возникает при выполнении учебных заданий, то не рекомендуется проводить работы на скорость. Таких детей необходимо опрашивать в середине урока, нельзя торопить или подгонять.
Общаться с тревожным ребенком следует предварительно, установив с ним контакт глазами или же наклонившись к нему, либо приподняв ребенка до уровня глаз взрослого.
Коррекция тревожности у детей включает совместно с взрослым сочинение историй и сказок. Даже если ребенок приписывает тревогу не себе, а своему герою, это может позволить снять внутреннее переживание и успокоить малыша.
В повседневной работе с тревожным ребенком полезно применять ролевые игры. За сюжет можно использовать знакомые ситуации «боюсь учителя», «боюсь воспитателя».
Снятие мышечного напряжения можно осуществить, используя игры, в основе которых лежит обмен прикосновениями. Полезными будут упражнения на релаксацию, занятия йогой, техника глубокого дыхания, массаж.
Снять излишнюю тревожность у ребенка возможно, устроив ему импровизированное шоу или маскарад. Для этого подойдет старая взрослая одежда и изготовленные маски. Участие в импровизированном представлении тревожным детям поможет расслабиться.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Начертите шкалу катастроф
Это очень мощный прием уменьшения беспокойства. Возьмите лист бумаги и запишите в столбик 20 самых страшных ситуаций, которые (не дай бог, конечно) могут произойти в вашей жизни. Например: терминальная стадия онкологического заболевания, уход из жизни близкого человека, разрыв супружеских отношений, потеря жилья, увольнение и так далее.
А теперь посмотрите, где по этой шкале находится то, о чем вы сейчас беспокоитесь, предположим – как пройдет свидание или собеседование. Наверное, на 18-м месте из 20. Вы сами видите, по сравнению с теми страшными событиями, которые могут случиться, это почти пустяк, и особо переживать тут не о чем, верно?
Типы тревожных расстройств
Типы тревожных расстройств варьируются от тех, которые влияют только на одну ситуацию, например, вокруг пауков, до тех, которые влияют на многие аспекты повседневной жизни. Ниже вы найдете список тревожных расстройств с кратким объяснением каждого типа.
Краткосрочные тревожные расстройства
Некоторые типы тревожных расстройств носят кратковременный характер и часто устраняются если убрать стрессовый фактор.
Вот список тревожных расстройств, которые обычно кратковременны:
- Острое стрессовое расстройство — диагностируется, когда симптомы тревоги возникают сразу после травмы, но не долго.
- Расстройство адаптации с тревожными особенностями — диагностируется, когда у человека развиваются симптомы тревоги в связи с важным изменяющим жизнь событием — например, свадьба или переезд в другой город. Симптомы обычно начинаются в течение трех месяцев после стрессового события и проявляются в течение шести месяцев или менее.
- Тревожное расстройство, вызванное психоактивными веществами — обычно устраняется после прекращения приема этого вещества или прекращения его отмены.
Длительные тревожные расстройства
Другие типы тревожных расстройств личности развиваются и сохраняются в длительном периоде. Тревога начинается еще в детстве и длятся до самой взрослости, особенно, если у человека не было лечения.
Этот список тревожных расстройств включает в себя:
- Агорафобия — боязнь оказаться в общественном месте, где побег будет не возможен. Это особенно распространено, когда человек боится, что у него может возникнуть приступ паники.
- Тревога из-за общего состояния здоровья — этот тип тревожного расстройства может быть кратковременным или долгосрочным в зависимости от состояния здоровья. Тревога часто развивается в связи с сердечными заболеваниями.
- Генерализованное тревожное расстройство — симптомы тревоги возникают в разных ситуациях, а также могут не иметь определенную причину.
- Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) — симптомы тревоги проявляются в форме навязчивых мыслей и компульсивного поведения (умственных действий). ОКР считается хроническим типом тревожного расстройства.
- Паническое расстройство — состоит из серьезных симптомов тревоги (приступ паники) из-за множества причин, а также из-за беспокойства по поводу повторного приступа паники.
- Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — симптомы тревоги, возникающие после травмы и носящие долговременный характер.
- Социальная фобия, также называемая социальным тревожным расстройством — симптомы тревоги возникают в ситуациях социального или служебного характера и возникают из-за страха быть униженным или смущенным.
- Специфическая фобия (также известная как простая фобия) — симптомы тревоги возникают вокруг определенного объекта или ситуации, что приводит к избеганию.
Виды тревожности
Каждый организм по-разному реагирует на постоянное беспокойство. Основываясь на этом, можно выделить несколько типов тревожности:
- Осознаваемая неконтролируемая. Дезорганизует жизнь человека.
- Осознаваемая контролируемая и компенсируемая. Служит стимулом для выполнения деятельности. Но часто это работает только в привычных ситуациях.
- Осознаваемая культивируемая тревожность. Человек пользуется своим положением и ищет выгоду, часто речь идет о манипуляциях.
- Неосознаваемая скрытая. Игнорируется или отрицается индивидом, может проявляться отдельными моторными действиями (например, закручивание волос).
- Неосознаваемая компенсаторно-защитная. Человек старается убедить себя, что все прекрасно. «У меня все в порядке! Мне не нужна помощь!»
- Уход от ситуаций тревожности. Если тревожность носит всеохватывающий характер, то нередко таким уходом является погружение в виртуальную сеть или зависимости, субкультуры, то есть уход от реальности.
Причины повышенной тревожности
Чаще всего тревожность развивается у индивида еще в детстве. Спровоцировать ее развитие может несколько моментов.
- Противоречия в позиции родителей, учителя, руководителя, а также расхождения в собственных установках и действиях. В итоге у личности возникает внутренний конфликт.
- Завышенные ожидания и требования. Например, человек сам себе ставит слишком высокую “планку”. Или родители требуют от ребенка учиться только на одни пятерки.
- Актуальные потребности человека не удовлетворяются либо он их вовсе лишен (сон, еда, отдых и т. д.).
- Человек осознает, что его способности не соответствуют его возможностям.
- Отсутствует социальная, профессиональная или финансовая стабильность.
В психологии повышенную тревожность определяют как расстройство личности, которое необходимо победить.
Коррекция тревожности
В борьбе с тревожностью важно учитывать ее характер (дезорганизатор или мотиватор), причины и вид. Вместе с этим большую роль играют особенности личности и возможности окружающей ее среды
Самостоятельно бороться с тревожностью сложно. Даже при работе специалиста с клиентом часто возникает стена сопротивления, психологические барьеры. Даже если клиент хочет избавиться от тревожности, все равно часто сопротивляется. Стремление помочь воспринимается как покушение на безопасность и зону комфорта, которая несмотря на название значит «привычную зону». В данном случае привычно – не значит комфортно.
Тревожность тесно связана с застенчивостью и замкнутостью. Обычно последние возникают на фоне первого феномена. Однако бывает и наоборот.
Таким образом, для снижения уровня тревожности нужно работать над уверенностью в себе, формированием адекватной самооценки, избавлением от застенчивости. Если вы, дорогой читатель, вынуждены сами бороться с тревожностью, то вот вам несколько общих советов:
- Не переживайте по поводу того, что не произошло.
- Воспитывайте в себе направленность к компромиссам, сотрудничеству, взаимопомощи.
- Заботьтесь о своем психофизическом состоянии. Например, возьмите за правило делать утреннюю зарядку, не задерживаться на работе, научитесь говорить «нет» или наоборот помогать.
- Любите себя. Не бойтесь создавать комфортные для себя условия.
- Повышайте коммуникативные компетенции, учитесь общению, выходам из конфликтов.
- Учитесь саморегуляции. Банальный пример – досчитать про себя до 10.
- Никогда не замыкайтесь в себе.
- Найдите «отдушину». У каждого человека и даже животного должно быть свое место безопасности и удовольствия. Вы должны знать, что несмотря ни на что у вас есть это место (увлечение, люди). И даже если все будет «рушиться» вокруг вас, там вы найдете покой и поддержку.
- Разберитесь, из чего состоит ваша тревожность. Обычно это комплекс эмоций, среди которых страх – постоянный компонент. Могут встречаться такие варианты, как «страх, стыд и вина» или «страх, вина и гнев».
Запомните, пожалуйста, главный принцип тревожности. Чем больше вы переживаете, тем больше страдает качество деятельности. От этого еще больше развивается тревожность. Да, это замкнутый круг. Его в прямом смысле нужно разрывать.
В рамках психологической коррекции тревожности важная роль отводится саморегуляции. Эффективны такие способы:
- переключение («это будет завтра, а сегодня я не буду об этом думать и прочитаю эту книгу»);
- отвлечение (отстранение от тревожащего фактора за счет силы воли);
- снижение значимости («Это всего лишь отчет. Да, он имеет публичный характер, но я уверена в своих силах, могу пояснить каждую фразу и цифру. Это всего лишь рассказ о проделанной работе. Такой же, каких было уже много на бумаге»);
- продумывание плана Б (от цели отступать нельзя, как говорится, «в алфавите 33 буквы, а значит, у вас 33 плана»);
- наведение дополнительных справок (вам дали незнакомый адрес – найдите его на карте, просмотрите визуализацию улиц, найдите ориентиры);
- физическая разминка (спорт снимает стресс и усталость, расслабляет мозг, повышает его активность, способствует выработке новых идей и свежих взглядов на ситуацию);
- временная отсрочка цели с модернизацией плана ее достижения, то есть включение новых этапов (например, пройти курсы повышения мастерства);
- проигрывание предыдущих ситуаций успеха и гордости за себя или просто позитивных приятных моментов.
Ну, и напоследок еще кое-что. Взгляните на тревожность как на бессмысленную трату времени, сил и фантазии. Хотите выдумывать – пишите, рисуйте, сочиняйте. Или придумайте себе новое занятие.
Попробуйте записать на листе тревоги, которые вы испытывали хотя бы полгода назад. Вероятно, не вспомните. Или запишите нынешние тревоги, а через месяц прочтите. Скорее всего, ничего из них не осуществится, и тогда вы поймете, что зря придумывали.
Нет смысла тревожиться, нужно решать проблемы или менять свое отношение. Болит зуб – вылечите, удалите, идет снег – наденьте теплую обувь.
Упражнение № 1. Мотивация
Казалось бы, цель совершенно ясна: вы хотите избавиться от тревоги. Но чем измерить результат проведенной работы? Напишите список того, что вы приобретете, если перестанете беспокоиться по пустякам.
Например:
- Я смогу спокойно спать.
- Я смогу с удовольствием посещать многолюдные места.
- У меня останется энергия для активного отдыха и хобби.
- Моя работа начнет приносить мне больше удовольствия.
- Я перестану срываться на близких…
Подумайте хорошенько. Тревога связывает вас по рукам и ногам. И именно вы покорно стоите и ждете, пока она сдавит посильнее. Какие замечательные перспективы открываются, если перестать повиноваться ей!
Виды тревожности
Несмотря на то, что мы говорим сегодня о повышенной тревожности у взрослых, следующие два вида тревожности характерны для всех возрастных групп.
Ситуативная тревожность
Он проявляется всегда, когда существует реальная угроза и имеет целью подготовить организм к выживанию в тяжелых условиях. Казалось бы, одинаковая для всех опасность должна вызывать одинаковые чувства, однако это не так.
Проведенные исследования показали, что под воздействием неприятных ситуаций (боль, угроза, опасность) различия между высокотревожными людьми и людьми с низким уровнем тревоги становятся наиболее заметны.
В профессиональной деятельности эти различия необходимо учитывать при управлении персоналом. Имеющие высокий уровень тревоги более продуктивно работают, если результаты их работы высоко оценивают, хвалят, одобряют их действия. Индивидуумы с низким уровнем тревожности начинают продуктивно работать, если им сообщают о неуспехе их проекта, некачественно выполненной работе.
Этот вид тревоги в большей степени зависит не от конкретной личности, а от обстоятельств, в которых вынужден функционировать индивид. При появлении непростых обстоятельств вначале происходит прилив сил и бодрости, учащается сердцебиение, все познавательные функции работают на пределе своих возможностей, появляются силы, чтобы бороться с причинами стресса.
Личностная тревожность
Если ситуативная проявляется только при определенных условиях, то личностная является относительно постоянной чертой характера. Она определяется жизненным опытом (читай, количеством пережитых неприятных ситуаций), акцентуациями характера, воспитанием. Характер каждого человека уникален, как и отпечатки его пальцев, но кое-что обобщить можно.
Естественно, если они угрожающие, значит, и реагирует он на них состоянием сильной тревоги, что во многих случаях приводит к эмоциональному напряжению, негативно отражается на соматическом здоровье.
Фактически, личностная тревога – это выдуманная ситуативная, это постоянная готовность к неприятностям.
Крайним вариантом личностной тревоги является синдром общей тревожности.
Кроме волнения и мнительности можно отметить и разнообразие соматических нарушений:
- затруднения дыхания,
- учащенное сглатывание,
- сухость во рту,
- потливость,
- тошнота,
- одышка,
- расстройства желудочно-кишечного тракта.
Синдром общей тревожности является одним из видов расстройств, которые практически невозможно вылечить самостоятельно.
Как определить, к какому виду относится именно ваше состояние?
В этом может помочь несложный тест Спилберга-Ханина. Для прохождения теста необходимо заполнить два бланка с вопросами. Здесь я их приводить не буду (они легко находятся на территории интернет-пространства, достаточно вбить в поисковую строку название теста).
На вопросы необходимо отвечать быстро. Самый правильный ответ – это тот, который первым приходит в голову.
И еще, при заполнении теста не пытайтесь «выглядеть красиво», иначе его результаты будут недостоверны.