Виды психологического консультирования
Различают несколько видов психологического консультирования, в зависимости от проблемных ситуаций и особенностей самих обратившихся к профессионалу людей. Клиенты психолога могут различаться по возрасту, семейному положению, особенностям личности, религией и культурой — это все требует разных подходов от психолога. Выделяют следующие виды психологического консультирования:
- по форме проведения — индивидуальное, групповое, семейное;
- по направленности — психолого-педагогическое, деловое, мультикультурное;
- по возрасту — консультация детей и взрослых.
Это не все возможные виды консультирования по психологии — их создают различные научные школы, а также практическое приложение требует все новых и новых вариантов психологических услуг.
Индивидуальное консультирование — это практически самый распространенный вид психологического консультирования. В его ходе клиент остается наедине с консультантом. Эта форма проведения консультаций подходит для тех людей, которые хотят решить проблему в своем собственном сознании — избавиться от страхов, личностно вырасти, стать более успешным и т. д. Распространено психологическое консультирование как метод снижения тревожности и агрессивности среди детей школьного возраста.
Групповое консультирование предполагает наличие нескольких клиентов и одного консультанта. Консультация проводится по общим проблемам, объединяющих клиентов, например, консультирование коллективов на работе по поводу сплочения, или консультация разных семейных пар.
Семейное консультирование предполагает в качестве клиентов членов одной семьи, с целью разрешить их межличностные конфликты или подготовить к важному событию, например, к рождению ребенка. Такая форма консультирования наиболее сложна с позиции организации, т
к. особенно сложно собрать для общего дела людей, разрозненных конфликтами.
Психолого-педагогическое консультирование направлено на обучение людей взаимодействию с детьми и обучающимися старшего возраста. Раскрываются вопросы оптимизации программ обучения, применения методик, воспитательных инноваций и т. д.
Деловое психологическое консультирование может быть охарактеризовано различными способами, в зависимости от той организации или сферы деятельности, в которой оно применяется. Помимо ориентации на профессиональную деятельность, цели делового психологического консультирования заключаются в сплочении сотрудников, повышении эффективности труда, консультированию руководителей относительно более эффективного управления и т. д.
Методы и техники психологического консультирования
Техники психологического консультирования представляют собой специальные приемы, используемые психологом-консультантом. Они необходимы для выполнения соответствующих процедур на каждой стадии психологического консультирования.
Техники могут быть универсальными, успешно применяемыми на каждой стадии психологического консультирования, и специфическими, которые более подходят для той или иной частной стадии психологического консультирования.
В качестве основного метода психологического консультирования выступает интервью.
Психолог-консультант не должен заниматься постановкой диагноза, он только лишь осуществляет анализ ситуации клиентов. Для этого он использует специальные знания.
Интервью представляет собой один из специальных методов анализа ситуаций клиентов, который используется для формирования альтернативных вариантов действий, целей, мыслей, переживаний и чувств клиента. Таким образом, цель данного метода состоит в формировании большей мобильности внутреннего мира.
Интервью отличается от прочих методов работы практического психолога тем, что оно в любом случае индивидуализировано и предполагает построение предмета взаимодействия клиента и психолога. В качестве предмета взаимодействия здесь выступает внутренний мир клиента, а модальности, в рамках которых происходит его описание, представляют собой тему взаимодействия между ними. Например, тема может быть представлена переживаниями клиента или его действиями.
Существенно важно для осуществления интервью то, что предмет взаимодействия, определяющий отношения клиента и психолога, представлен внутренним миром клиента. Процесс интервью концентрируется на том, чтобы в рамках обсуждения разных тем менять отношение клиента к его внутреннему миру, делая его более динамичным
Тему интервью всегда задает клиент в определенном, строго индивидуальном жизненном контексте. Одну и ту же тему (например, переживание собственной родительской некомпетентности) можно задать в разном контексте (неполная семья, повторный брак или человека с правами попечителя, а не родителя).
Для интервью характерно оказание воздействия на клиента с помощью специальных заданий и вопросов. Задания раскрывают его актуальные и потенциальные возможности, а вопросы являются основным способом оказания воздействия психолога на клиента в процессе интервью.
Особенности консультирования детей у психолога
Задачи и цели консультирования взрослых и детей похожи, но в связи с незрелостью и несамостоятельностью подрастающего поколения методики нуждаются в трансформации.
Отличия при работе с детьми:
Отклонения в развитии, которые служат причиной обращения к психологу, замечаются педагогами или родителями, а не самими детьми
Инициатива обращения за помощью, соответственно, тоже исходит не от них.
Детская психика изменяется быстро, поэтому важно, чтобы коррекционное воздействие имело скорый эффект. Задержка может привести к накоплению отрицательных последствий.
Ответственность за результаты не может быть возложена на субъект, так как его самосознание и мыслительная активность не сформированы в полной мере, и близкое окружение имеет большое влияние.
Психологические методы для влияния на детей имеют поведенческую природу и основаны на игровых методиках. Большое количество информации консультант получает от родителей ребенка, чаще всего матери.