Эффективные способы повышения грамотности и полезные советы

Культурный уровень

Любой человек, которому приходилось бывать за границей, наверняка замечал, что зачастую одного знания иностранного языка недостаточно для полного понимания местных жителей. Это связано с культурными и социальными особенностями каждой страны. Любой язык — это не просто сухой набор лексических единиц и грамматических правил, а живая система, постоянно развивающаяся благодаря взаимодействию с другими культурами. Нельзя в совершенстве освоить иностранный язык, заведомо исключив историю, культурный опыт и социальные нормы страны. Формирование грамотности с точки зрения культурного аспекта подразумевает не только знакомство с широким спектром базовых знаний. Это и свобода их использования. Потому культурная грамотность — это понятие, которые включает в себя не только навыки общения согласно правилам того или иного языка, но и массу других знаний. Это этикет, умение использовать образную речь (идиомы, метафоры, фразеологизмы), знание традиций и обычаев, фольклор, моральная и нравственная сторона и многое другое.

Особенности грамотности в условиях современной культуры

Выше мы обозначили требования к грамотности человека в условиях технического прогресса, но есть и другие требования – обусловленные современным культурным контекстом. На культурную грамотность влияет степень причастности людей к конкретному культурному фоновому знанию. Также она зависит и от способности к пониманию формального и неформального языка (и контекста), которые создают и представляют современную культуру.

Культурная грамотность требует, чтобы человек разбирался в широком круге базовых знаний, служащих ядром культуры, в которой он живет, а также умел свободно применять эти знания в повседневной, профессиональной и деловой жизни. Культурная грамотность включает в себя целый комплекс производных от нее видов грамотности, которыми требуется обладать современному человеку:

  • Грамотность в области традиционной (национальной) культуры. Имеются в виду представления о культуре, зависящие от повышения уровня знаний человека о народных традициях, обычаях, творчестве (танцах, музыке, поэзии).
  • Поликультурная грамотность. Способность свободно ориентироваться в мире множества культур, осознавать его смыслы и ценности, цивилизованно вести себя в обществах разных культур и взаимодействовать с их представителями.
  • Экологическая грамотность. Это понятие включает в себя системное мышление, знание принципов экологии, разделение экологических ценностей, способность включаться в деятельность по охране природы. Некоторые исследовали добавляют сюда еще и умение понимать язык природы, которым обладали любые народы в эпоху язычества, когда являлись неграмотными в традиционном сегодня понимании этого слова.

При этом специалисты не проводят между представленными видами грамотности четких границ, указывая на то, что все они составляют одно целостное семейство. «Грамотностей» человека может быть очень много, но все они будут связаны друг с другом, а какой-либо единой системы, которая могла бы объединить все человеческие мысли, не существует. Однако все чаще предпринимаются попытки к объединению усилий профессионалов из различных областей в поиске единого понимания феномена грамотности. Но давайте подытожим.

В заключении этого раздела статьи мы приходим ко второму важному выводу на тему требований, предъявляемых грамотностью к современному человеку. Он состоит в том, что каждый, кто желает быть грамотным в самом широком понимании этого слова, должен расширять свои границы и в обязательном порядке заниматься изучением родной и других культур, а также быть заинтересован в решении вопросов, связанных с экологическим проблемами, пусть даже на уровне своего личного поведения

Чтение для повышения грамотности

Мы уже не единожды говорили о том, что лучшим способом повысить уровень своей грамотности является чтение. Оно расширяет кругозор, обогащает знания, делает умнее. Однако читать для этого нужно не что попало, а конкретную литературу. Перечислим то, что, как нам кажется, способствует повышению грамотности в большей степени:

Классическая литература. Чтобы определиться с тем, к книгам каких авторов стоит обратиться, достаточно вспомнить школьную программу. Далеко не каждый может похвастаться тем, что прочел все произведения из нее. Вспомните, читали ли вы Толстого, Пушкина, Достоевского, Булгакова, Есенина? Если нет, берите любое произведение и начинайте пополнять свои знания. Естественно, можно взять на заметку и книги зарубежных классиков, таких как Гюго, Кафка, Стендаль, Ремарк, Шоу, Драйзер и другие. Кроме того, иногда можно перечитывать любимые произведения, а также читать хороших современных авторов, например, Акунина, Гэлбрейта, Брауна, Пелевина и т.д.

Техническая и профессиональная литература. Для повышения грамотности рекомендуется читать книги из области своих профессиональных интересов. К таковым относятся всевозможные справочники и словари, патенты и инструкции, чертежи и схемы, доклады и рефераты, журналы и альманахи, касающиеся того, чем вы занимаетесь по работе. Изучая подобные материалы, вы будете повышать свой профессиональный уровень и получать уникальные знания, а заодно заполнять пробелы в правописании и манере изложения.

Аудиокниги. Пусть этот вид литературы и не совсем соответствует понятию «чтение», но такие книги не менее полезны, чем традиционные варианты. Большой популярностью они пользуются среди тех, у кого есть проблемы с расстановкой знаков препинания. Слушая профессиональных дикторов, у которых поставлена речь, способных качественно передавать интонации, вы, сами того не замечая, начнете намного лучше разбираться в пунктуации. Другое удобство аудиокниг состоит в том, что их прослушивание можно совмещать с любыми другими делами: вождением автомобиля, уборкой, готовкой, прогулкой по улице. Сами же книги могут быть как художественными, так и обучающими.

Специальная литература. Здесь имеются в виду книги, повышающие грамотность. Они рассчитаны специально на улучшение показателей грамотности. Конечно, такая литература больше подходит для людей, профессионально занимающихся написанием текстов, редактурой и корректурой, но и «обычным» людям для общего развития почитать их не помешает

А что касается авторов, то советуем обратить внимание на таких мастеров слова как Розенталь и Мильчин, а также книги «50 приемов письма» Роя Кларка, «Как писать хорошо» Уильяма Зинсера, «Как писать книги» Стивена Кинга и «Слово живое и мертвое» Норы Галь.

Тематические интернет-ресурсы и подписки. На просторах Всемирной паутины можно найти множество интересных, в том числе и бесплатных материалов по повышению грамотности, начиная форумами и справочниками и заканчивая занятным интерактивным контентом – играми, тестами, разными заданиями

Возьмите на заметку сайты Gramota.ru, Mogu-pisat.ru, Vsrussian.com, Pushkininstitute.ru, Яндекс.Спеллер, Orfogrammka.ru и Therules.ru, где можно как проверять тексты, так и обучаться в режиме онлайн. Сюда же можно отнести рассылки с полезной теоретической и практической информацией. Тем же, кого с грамотностью связывает работа, будут очень полезны рассылки от сайтов Glvrd.ru, Redaktoru.ru и Milchin.reaktoru.ru.

Чтение любых из указанных материалов (а еще лучше – комплексное их чтение) – верный путь к повышению грамотности

Но важно не только это, ведь полученные знания в обязательном порядке необходимо закреплять. А для закрепления знаний нужна практика

Давайте поговорим о том, какая практика подойдет в нашем случае.

Дополнения и вспомогательные материалы:

Психологические игры и упражнения

Игры и упражнения, созданные специально для того, чтобы познавать особенности психики человека. Существуют разные виды таких игр и упражнений: для детей и для взрослых, массовые и одиночные, для мужчин и для женщин, произвольные и целенаправленные и т.д. Использование психологических игр и упражнений помогает людям понять других и самих себя, сформировать одни качества и избавиться от других и т.д. Сюда относятся упражнения на развитие разных качеств, преодоление стрессов, повышение самооценки, сюжетно-ролевые, развивающие, оздоровительные игры и множество других игр и упражнений.

Книги, учебники, журналы

К этой категории дополнительных материалов относятся любые печатные издания, посвящённые теме психологии человека. В них содержится огромный объём полезной теоретической и практической информации, на изучение которой могут уйти многие месяцы и годы. Авторами книг, учебников и статей в журналах могут быть как специалисты-профессионалы в области психологии, так и исследователи-любители

Важно уметь выбрать из всего многообразия существующих изданий самые качественные, т.е. информативные, удобочитаемые и пользующиеся успехом у читателей

Психологические эксперименты

Психологическими экспериментами называют проводимые в социальных условиях опыты для получения новых психологических знаний. Эксперименты могут проводиться и учёными-специалистами и обычными людьми, желающими получить какие-то знания по психологии

При проведении экспериментов важно, чтобы они имели конкретную цель и были безопасны для окружающих. Самыми же известными, но, к сожалению, не самыми гуманными психологическими экспериментами принято считать:

Психологические эффекты

Психологические эффекты представляют собой устойчивые и легко определяемые закономерности, которые отражают межличностные отношения людей в группе и раскрывают специфику процессов, характеризующих параметры взаимодействия и общения людей. Психологические эффекты уже не раз доказали свою эффективность. Их можно часто наблюдать и в реальной жизни и специально воссоздавать с целью эксперимента. Наиболее известными психологическими эффектами являются:

Психологические тесты

Психологические тесты – это различного рода сборники специальных упражнений/вопросов/испытаний, созданные для выявления психических особенностей, закономерностей, явлений и свойств людей. Такие тесты широко применяются исследователями в специализированных заведениях и в обычных условиях. Также тесты нашли широкое применение во многих сферах жизни человека: науке, образовании, трудовой деятельности, бизнесе и других. Самыми распространёнными являются тесты на определение уровня интеллекта, способностей, личных качеств, интересов, склонностей, профориентацию и т.д.

Видеоматериалы по психологии

К списку видеоматериалов можно отнести документальные фильмы по психологии, художественные фильмы с психологическим уклоном, вебинары, записи лекций, тренингов, семинаров, различные видеоролики и т.д. Видеоматериалы хороши тем, что многие аспекты психологии человека показываются наглядно, т.е. человек получает визуальное подтверждение полученной информации, примеры применения знаний на практике, может видеть реакции людей и т.п. Видеоматериалы по психологии в свободном доступе находятся в Интернете, и обратиться к ним может любой желающий.

Определение слова «Грамотность» по БСЭ:

Грамотность (от греч. grammata — чтение и письмо)Г. как определённая степень владения навыками устной и письменной речи является одним из важнейших показателей культурного уровня населения. Конкретное понятия «Г.» меняется на различных этапах экономического и политического развития общества вместе с повышением его культурных запросов.В дореволюционной России и в др. странах с невысоким уровнем школьного образования грамотными считались лица, умеющие только читать. в развитых капиталистических странах — лица, владеющие навыками чтения и письма. Вопросы определения понятия«Г.», его статистического обозначения во время переписей населения в конце 19 в. и 1-й половине 20 в. неоднократно рассматривались на европейских и международных совещаниях по демографической статистике и программам переписей населения. Генеральная конференция ЮНЕСКО (10-я сессия, Париж, 1958) рекомендовала всем странам при проведении переписей населения считать грамотными лиц, умеющих читать с пониманием прочитанного и написать краткое изложение о своей повседневной жизни.В странах, достигших сплошной Г. населения, применяется показатель образования, а показатель Г. сохраняет познавательное значение лишь в исторической оценке развития культурного строительства. Однако оба показателя находят применение в международной характеристике культурного уровня населения стран мира.В дореволюционной России при недоступности школ для детей трудящихся, в условиях запрета обучения детей нерусских национальностей на родном языке, при отсутствии письменности у многих народностей миллионы детей были лишены возможности обучаться грамоте. По данным переписи 1897, использованным В. И. Лениным в характеристике Г. дореволюционной России, в составе всего населения империи был 21% грамотных, а за вычетом детей до 9 лет — 27% (по Сибири соответственно 12 и 16%, по Средней Азии — 5 и 6%).Великая Октябрьская социалистическая революция открыла всем народностям СССР доступ в школы с обучением на родном языке. Декретом, подписанным В. И. Лениным 26 декабря 1919, всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке — по желанию.Работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения приняла массовый характер, миллионы неграмотных вовлекались в организованные для них Школы грамоты, широко проводились подготовительные мероприятия по осуществлению всеобщего обязательного школьного обучения (см. Всеобщее обучение). За период с 1923 по 1939 в СССР обучалось более 50 млн. неграмотных и около 40 млн. малограмотных. Уровень грамотности женщин за 13 лет (1926-1939) повысился почти вдвое. Общую картину грамотности см. в табл. 1 и 2.

Население Годы переписи
1897 1926 1939 1959 1970
Городское:
мужчины 66,1 88,0 97,1 99,5 99,9
женщины 45,7 73,9 90,7 98,1 99,8
Всего 57,0 80,9 9 3,8 98,7 99,8
Сельское:
мужчины 35,5 67,3 91,6 99,1 99,6
женщины 12,5 35,4 76,8 97,5 99,4
Всего 23,8 50,6 84,0 98,2 99,5
Городское и
сельское:
мужчины 40,3 71,5 93,5 99,3 99,8
женщины 16,6 42,7 81,6 97,8 99,7
Всего 28,4 56,6 87,4 98,5 99,7
Союзные республики Городское население Сельское население Городское 11 сельское
население
мужчины женщины мужчины женщины мужчины женщины
РСФСР 99,6 98,2 99,1 97,1 99,3 97,7
Украинская ССР 99,7 98,7 99,5 98,9 99,6 98.8
Белорусская ССР 99,6 98,7 99,4 98,6 99,5 98,6
Узбекская ССР 99,0 97,1 98,9 97,5 99,0 97,3
Казахская ССР 98,9 95,2 98,7 95,0 98,8 95,1
Грузинская ССР 99,5 98,5 99,3 98,7 99,4 98,6
Азербайджанская 99,0 95,8 98,7 96,1 98,8 96,0
ССР
Литовская ССР 99.3 98,5 98,6 97,9 98,9 98.1
Молдавская ССР 98,6 95,5 99,3 97,0 99,1 96,8
Латвийская ССР 99,6 99,2 99,0 98,1 99,4 98,8
Киргизская ССР 99,1 96,8 99,0 97,2 99,0 97,0
Таджикская ССР 97,9 93,7 98,0 95,1 98,0 94,6
Армянская ССР 99,2 97,6 99,3 97,6 99,2 97,6
Туркменская ССР 98,1 93,5 97,3 93,2 97,7 93,4
Эстонская ССР 99,8 99,6 99,4 99,4 99,7 99,5

успехиполностьюграмотновысокая(Великобритания,Франция,Швейцария,Япониянациональнойнезависимостиуровеньдолгоеоставаться(свышебольшинствечислаежегодночислопредложениепросвещения(Тегеран,учреждениираспространенияналичие(политическаяумениеизлагатьмыслисоответствииКашин

Характеристики современной грамотности

При изучении особенностей современной грамотности может сложиться впечатление, что человеку нашего времени необходима какая-то особая грамотность, являющаяся многогранной и всеобъемлющей, обладающая универсальными свойствами и критериями оценки. Это и привело к тому, что сегодня все чаще можно услышать термин «новая грамотность» (а впервые о нем упоминал исследователь Дэвид Букингем еще в начале 1990-х годов в своих статьях).

Рассмотреть характеристики современной грамотности можно на примере ряда новейших видов грамотности, чаще остальных интересующих людей. К ним относятся:

  • Многократная грамотность. Данный термин указывает на синтез различных видов грамотности, относящихся главным образом к практической деятельности. Примером такой грамотности служит объединение возможностей визуального интеллекта человека, когда задействуется способность к образному восприятию и умение читать и считать.
  • Многомодальная грамотность. Основой этого понятия служит идея о многообразии природы языков и формирующих их текстов. Традиционно грамотность всегда воспринималась в качестве владения языком и относилась к области лингвистики. Однако есть такие языки как язык звуков, танца, красок, образов и т.д. Таким образом, особенности современного мира требуют от людей способности переключаться между разными знаковыми системами, распознавать, анализировать и трактовать, а при необходимости еще и перекодировать любые информационные структуры.
  • Полиграмотность. Этот термин соприкасается с понятиями сравнительной филологии и сравнительного языкознания и развивает идею о полиглотизме в отношении культур. Предполагается способность человека воспринимать, изучать и понимать разные культуры, умение при необходимости переключаться между ними, исходя из контекста выполняемой деятельности.
  • Мультиграмотность. Представленный вид грамотности состоит из четырех компонентов. Первый – ситуативность, в основе которой лежит индивидуальный опыт работы с информацией. Второй – гибкий инструктаж, позволяющий находить формы самовыражения в коммуникационном процессе. Третий – критический взгляд, благодаря которому человек может соотносить информацию с индивидуальными потребностями и социальным контекстом. И четвертый – преобразование знаковых и смысловых систем из одного контекста в другой.
  • Трансграмотность. Здесь все несколько проще: трансграмотность – это способность к чтению, письму и взаимодействию посредством разных инструментов, платформ и СМИ (от устных сигналов и знаков, печатных и рукописных текстов, радио, телевидения и кино до цифровых социальных сетей). Отметим также, что трансграмотность требует от человека умения сочетать источники информации, наличия критического мышления, навыков оценки, отбора и интеграции знаний под конкретные задачи.

Исходя из сказанного выше, современный человек должен уметь писать и читать, применяя принципиально новые средства, такие как ноутбуки, планшеты, клавиатуры, смартфоны и т.п. Отдельного внимания заслуживает еще и онлайн-грамотность, ведь люди часто сталкиваются с ситуативным поступлением информации. К тому же исследования Калифорнийского университета Санта-Барбары, начатые еще в 2005 году, показали, что обычное чтение и чтение онлайн – это два принципиально разных вида умственной активности.

Ко всему прочему можно добавить, что в настоящее время в образовательной практике все чаще используются высокотехнологичные средства обучения, рассчитанные на разные методы как предъявления, так и восприятия учебной информации. И это еще раз указывает на необходимость современного человека овладевать новой грамотностью.

Но, даже беря во внимание все вышесказанное, все же не следует говорить о сумме рассмотренных видов грамотности

На сегодняшний день для человека более важно осознать жизненную потребность в освоении новых способов взаимодействия как с реальным, так и с виртуальным миром, творческой адаптации к природе информации, а также к новым характеристикам пространства информации

Современный человек должен не просто уметь работать с традиционными бумажными носителями информации (как это было раньше), а еще и быть способным считывать данные, заложенные в знаковых системах различных по своей природе.

Самоэффективность в психологии

Понятие самоэффективности в психологии рассматривают как чувство субъективной самоэффективности и компетентности. Это никак не связано с чувством собственного достоинства или самооценкой. Этот термин ввел в психологию ученый Бандура, который подразумевал самоэффективность, как ощущения человеком своих способностей, возможностью справляться с любыми трудными задачи и ситуациями, которые возникают в течение жизни.

Бандура говорил о том, что если человек имеет веру в свои силы и способности, тогда не справляясь с определенными задачами или ситуациями, это приводит к психическим расстройствам. Вера в себя и осознание собственной эффективности – это разные вещи. Осознавая личную самоэффективность, человек может и готов приложить максимум усилий для решения даже самой сложной задачи.

Самоэффективность – определенная схема мышления человека. Высокая самоэфффективность меняет мышления и способствует увеличения позитивных суждений о себе самом. Также определяет силу и устойчивость мотивации к действию на пути к достижению цели.

Люди с высокой самоэффективностью считают себя хозяинами своей жизни, они берут ответственность за все, что делают и понимают, что многое в жизни зависит от их решений и действий. Люди с низкой самоэффективностью объясняют свои неудачи влиянием судьбы, кармы, магии. Развитие самоэффективности влияет на поведение человека. Она вряд ли возрастет от самовнушения или веры в себя. Здесь важен пережитый успешный опыт человека, который влияет на формирование определенных убеждений о себе и способности решать задач любой сложности.

Факторы самоэффективности

Самоэффективность формируется под воздействием таких основных факторов:

Опыт проживания собственного успеха. Этот фактор является самым мощным инструментом формирования самоэффективность, так как укрепляет веру человека в себя, в свои знания, способности. Человек убеждается в том, что «я могу». Это ведет к более уверенному, активному поведению

Особенно важно, если человек смог добиться успеха самостоятельно, только своими усилиями и трудом.

Пример успеха других людей также играет большую роль. Самоэффективность человека особенно возрастает в том случае, если он видит сходство свое с другими успешными людьми

Например, я поступил бы также или я принял такое же решение. Я тоже это знаю и умею. Чем больше человек находит сходств, тем сильнее укрепляется его чувство самоэффективности.

Социальное одобрение и поощрение имеет тоже свой эффект на развитие самоэффективности, но этот эффект кратковременный. Каждый разумный человек осознает, что его социальный статус и авторитет в глазах других – это недолгое явление. Потом люди переключаются на другие объекты.
Вот критика от близкого человека может полностью убить веру в себя.
Если вы переживаете определенное волнение или положительные эмоции в результате осуществления каких-либо действий, то конечно это не только усиливает веру в себя, но и повышает стремление человека переживать чувство радости и удовлетворения еще и еще.

Целься на успех, и он будет

Если человек ожидает успеха от своей деятельности, то обычно эта деятельность и приводит к позитивным результатам. Низкая самоэффективность связана с ожиданием неудач, поэтому все действия приводят к неудачам и дальнейшему росту стресса.

Существует очень важное понятие «коллективная эффективность». Это причисление себя к успешной или нет группе

Эффективность определенной группы оценивается не только по собственным силам, но и по тому, на что способна данная группа. Например группа «крутых парней», «небогатых людей», «педагоги», «медики» и т.д. Все группы отличаются своими способностями добиваться успеха, отстаивать свои или политические взгляды, бороться за свои права. Группы способны влиять на социальное будущее и менять ситуацию в лучшую или худшую сторону.

Концепция самоэффективности личности была проверена Бандурой экспериментальным путем. Он взял две группы студентов. Дал им задачу, в которой не было решения. Первой группе он сказал, что задача очень сложная, а второй, что она простая и легко решаемая. В результате первая группа очень быстро сдалась. Вторая же группа долго не сдавалась и билась над ответом. В итоге некоторые студенты предоставили решения данной задачи. Конечно, они не были верными, но шли до конца и пытались убедить в своей правоте.

В этом и заключается психологическая феноменальность самоэффективности. Убежденность в собственном успехе или успехе своей группы, способны творить чудеса. Люди с высокой самоэффективностью не только добиваются всех своих целей, но и способны менять будущее социума.

ГОЛОВА ИНСТРУМЕНТЫ

Далее информация поступает в Голову (проходит процесс осознания информации, чувств) и человек дат ситуации, проблеме, взаимоотношению какое-то обозначение, первичное название и первичное определение. Исходя из того какое обозначение, название дала Психика, Личность реагирует, в соответствии с особенностями своего Характера и используя имеющиеся Инструменты так, а не по-другому. Если же человек не может среагировать так, как он считал бы правильным, то он называет ситуацию, проблему, взаимоотношение таким словом, определением каким ему удобно сделать для своей психозащиты.

Что же такое грамотность? Это некая информированность, приобретение неких знаний нужных человеку, чтобы он как человек, как личность мог сформироваться в различных социальных ролях, чтобы он мог доформировываться, меняться где-то, чтобы у него была информированность об участниках ситуаций, о том что он живет в этом мире и этот мир меняется, бывают разные ситуации, чего-то бывает больше чего-то меньше, что-то будет его радовать, а что-то напрягать. Т.е. Психологическая грамотность – это информация и знание о себе, как о Субъекте взаимоотношений, о других, как об Объекте взаимоотношений, о Ситуации (ситуациях) в которых могут столкнуться Объект и Субъект, об объективной реальности, в которой живет человек и о взаимоотношениях человека с миром .

Поэтому, в процессе воспитания ребенка (человека), формирования его личности большое значение имеет вопрос грамотного воспитания (формирования ПЗд) и обучения (формирования ПГр). И когда мы работаем с человеком (консультируем), мы обязательно собираем информацию о среде, семейных устоях, в которых сформировался человек, о том какие правила и нормы были приняты в семье, в которой он рос, как ребнку объясняли что

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.