О нерешенных проблемах психологии

3

Завершая статью, вернемся к тому, с чего мы начали, а именно: «Что может дать практическому психологу, в частности, психологу-консультанту, психодиагностика?». На этот вопрос автор предпочитает ответить словами будущих психологов-консультантов, получивших первый опыт практического применения психодиагностики. Студенты II курса Института практической психологии и психоанализа отвечали на вопрос: «Нужна ли практическому психологу психодиагностика?». Автор далеко не со всем согласен и многое может добавить, но представляется, что нижеприведенные мнения более интересны в своем первозданном виде. Социальная желательность (которая безусловно имела место) частично снижалась тем, что ответы могли быть анонимными. Вот фрагменты того, что было написано.

Какие задачи решает психодиагностика?

«Возможность разностороннего и разноуровневого анализа личности и ее проблем».

«Составить объективное мнение о человеке, которое стало бы отправным моментом в работе».

«Дает возможность строить различные версии, которые можно прорабатывать с клиентом».

«Дополнительный инструмент для подбора или выбора применяемой техники (или техник) терапии».

«Поможет лучшему установлению контакта на первичном этапе консультирования».

«Можно определить то, что человек хочет скрыть и не склонен афишировать».

«От результатов тестирования можно отталкиваться при работе с клиентом, который не склонен говорить о своих проблемах, точнее, когда он приходит и заявляет «поверхностную» проблему, не желая видеть ее сути».

«Поможет определить границу «болезнь — здоровье»: некоторые опасные тенденции видны в тестах иногда очень ярко».

«Для самоконтроля: всегда разграничивать проблемы свои и клиента; двигаться не в том направлении, в котором мне хочется при консультировании, а в том, которое приемлемо для клиента».

«Вспомогательный инструмент в отслеживании терапевтических результатов».

«Оценить эффективность терапии в процессе и по ее завершении».

Ограничения:

«Считаю, что в работе практического психолога психодиагностика нужна, но очень ограниченно и осторожно, т.к. «диагноз» может оказаться неким «ярлыком», мешающим более полному восприятию и пониманию клиента»

«Для краткосрочной терапии и консультирования, по-моему, психодиагностика необходима, т.к. позволяет получить представление о человеке и его возможных конфликтах и проблемах достаточно быстро. В условиях длительной терапии, мне кажется, проблематично и спорно: это может ограничить «полет фантазии», затруднить диагностику более глубинных проблем клиента».

«Психодиагностика не должна ни в коем случае быть основным критерием в практической деятельности психолога».

Сомнения:

«Думаю, что диагностика — это очень субъективный метод. По результатам только тестов (без беседы с самим человеком) совершенно невозможно с достаточной степенью вероятности делать какие-то предположения. Даже если использовать этот метод вместе с консультированием, тест бессознательно (это в отношении психолога) будет подтверждать увиденное».

«Психологу-консультанту пользоваться тестами необязательно. Процесс терапии может быть успешным и без этого. Но знания о тестах, методиках обязательны — это дает большее представление о личности вообще и клиента в частности».

В качестве итога:

«Диагностика для практического психолога — это инструмент, с помощью которого можно очень точно ответить на некоторые вопросы». (Добавим только: необходимо эти вопросы точно сформулировать).

Заниженная самооценка

Основная проблема психологического плана, по мнению большинства психологов, – низкая самооценка огромного количества людей.

Низкая самооценка может влиять на различные аспекты жизни человека. Люди с низкой самооценкой обычно могут говорить много негативных вещей о себе. Они могут критиковать себя, свои действия и способности или шутить о себе с сарказмом. Люди с заниженной самооценкой обычно сомневаются в себе или винят себя, когда встречают какие-либо препятствия на своем пути. Также они могут не признавать свои положительные качества. Когда человеку с низкой самооценкой делают комплименты, он может просто подумать, что ему льстят или преувеличивают его положительные качества.

Такие люди не ценят свои способности и сосредоточиваются на том, чего они не сделали, или на ошибках, которые они совершили. Люди с низкой самооценкой могут ожидать, что у них ничего не получится. Они часто чувствуют себя подавленными и тревожными. Низкая самооценка может повлиять на производительность на работе или в школе. Люди с низкой уверенностью достигают меньшего по сравнению с людьми с адекватной самооценкой, потому что они считают, что они менее достойны и способны, чем другие.

Такая категория людей стремится избегать проблем, опасаясь, что они не справятся. Люди, не ценящие себя, могут трудиться очень много и заставлять себя перерабатывать, потому что они считают, что им нужно скрыть мнимые недостатки. Они с трудом верят в любые положительные результаты, полученные ими. Заниженная самооценка делает человека стеснительным и очень застенчивым, не верящим в свои силы.

Методы исследования

Первая задача, с которой работает психолог во время консультации, — определение проблемы пациента. Для этого он использует различные методы диагностики.

Для оценки состояния используются несколько методов поочередно:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • тесты.

Наблюдение может происходить в кабинете или естественной среде пациента. При исследовании ведутся записи, по которым впоследствии будут сделаны выводы.

Беседа, в отличие от обычного разговора, имеет четкую цель — выявление истинной причины патологии. Оцениваются не только слова пациента, но и его поза, мимика, жесты. Важны интонации, непроизвольные смысловые акценты. Часто в процессе беседы пациент меняет изначальный запрос, понимая, что его проблема в другом.

Тестирование включает использование опросников, тестов, проективных методик. В зависимости от ответов пациента выявляются особенности личности: тип темперамента, черты характера, скрытые фобии. На основе полученных данных подбирается оптимальный вид терапии.

Соотношение теории и практики в психологии

Определение 1

Практическая психология – это раздел психологии, который занимается практическим применением её знаний.

Для теории и практики существует проблема отношений, которая характерна не только для психологии. Эта проблема проявляется в отношениях практических и теоретических аспектов психологической консультативной практики.

Анализ источников говорит о том, что своеобразная ситуация сложилась по отношению к консультированию. Консультирование является частью функциональных обязанностей, разновидностью работы профессионального психолога, в то время как в ряде зарубежных стран консультирование относится к профессии.

Отечественные психологи в конце XX века пытались показать свое понимание основных тенденций в развитии психологии и её взаимоотношения с психологической практикой, пытались определить способы, обеспечивающие её продуктивное продвижение.

Практическая психология активное развитие получила в образовании, потому что здесь существуют оптимальные возможности предупреждения возникновения психологических проблем у развивающейся личности

Особое внимание обращалось на то, что в системе образования необходимо создать специальную психологическую службу как направление педагогической и возрастной психологии

Весь процесс обучения и воспитания должен иметь психологическое обеспечение в виде работы психологов в школах и детских дошкольных учреждениях. Основу такого понимания психологической школьной службы представляет единство ее ключевых аспектов – научного, прикладного, практического, организационного. Для этого, безусловно, требуется профессиональная подготовка.

Что касается научного аспекта, то он предполагает проведение научных исследований в области методологических проблем и теории практической психологии. Основным заказчиком научного сотрудника, выполняющего исследование, должен быть практический психолог. Прикладной аспект ориентируется на работников образования, использующих психологические знания. Здесь главными лицами выступают педагоги, воспитатели, методисты, использующие психологические знания при разработке дидактических и методических материалов, программ.

Практические психологи детских дошкольных и школьных учреждений обеспечивают практический аспект службы, проводя работу с детьми, группами, классами, учителями, воспитателями, родителями при решении конкретных проблем. Для организационного аспекта характерно создание действенной структуры психологической службы в области образования.

Замечание 1

Вывод, который был сделан на основании работы в этом направлении, показал, что содержание работы практического психолога в образовательном пространстве является важной частью психологии развития, а цель психолога-практика – психологическое здоровье личности

Проблема выбора в современном мире потребления

Обобщая можно сказать, что личность, удовлетворив свои основные потребности, пытается направлять свои силы на удовлетворение высших психологических и социальных желаний. В этот момент мы сталкиваемся с современными проблемами. На данный момент существует огромный выбор различных товаров и услуг. Критерием выбора может стать цвет, внешний вид упаковки, отзывы, цена, а не только качество. Все товары априори исполняют свои функции, но их различия делаются на незначительных характеристиках.

В дальнейшем именно эти незначительные свойства навязываются человеку как критерии выбора, и от этого люди испытывают сомнения, когда покупка уже совершена. У большинства людей нет возможности приобрести все виды одного товара, и часто они остаются неудовлетворенными ввиду сомнений правильности своего выбора.

Виды работы психолога и консультирование

Профессиональная деятельность психолога описывается в учебниках, в числе основных видов его работы называются:

  • диагностика,
  • консультирование,
  • коррекция,
  • просвещение,
  • профилактика.

Деятельность службы практической психологии образования определена в основном документе «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации». В этом положении сказано, что к основным направлениям работы психолога относится консультативная деятельность. Она предполагает оказание помощи учащимся, воспитанникам, родителям и другим участникам образовательного процесса, через психологическое консультирование.

Однако анализируя информацию учебников и нормативных документов, можно обнаружить несоответствие

Внимание на себя обращает тот факт, что при подготовке по специальности «Педагогика и психология – Педагог-психолог» консультирование к основным видам деятельности не относится. Предмет «Психологическое консультирование», в то же время, включается в государственный образовательный стандарт по этой специальности как дисциплина предметной подготовки

Несоответствие есть и при определении места, роли, основного содержания деятельности для каждого вида работы.

Одним из основных видов профессиональной деятельности психолога является консультирование, но как учебный предмет оно не входит в список общепрофессиональных дисциплин, ни в список дисциплин предметной подготовки в стандарте высшего профессионального образования по специальности «Психология. Квалификация – «Психолог. Преподаватель психологии». Получается, что по одной специальности предмет есть, а вида деятельности нет, по другой специальности – наоборот.

Как вид профессиональной деятельности положение консультирования в рамках практической психологии определяется нормативными документами министерств и ведомств.

Роль и место консультирования во многом зависит от позиции авторов учебных пособий.

В пределах психологической практики роль и место консультирования определяется профессиональным мировоззрением исполнителя и документом, создаваемым нормативно-правовым пространством, например, уставом учреждения, где работает специалист.

Психолог-практик несет ответственность за качество и результат своей работы перед профессиональным сообществом, к которому относится, данная сторона психологической практики отражена в профессиональных этических кодексах.

Развитие направления

Накопление опыта позволило терапевтам оказывать помощь и работать на перспективу, не допуская повторения проблемы в дальнейшем, но низкий уровень понимания сущности психологии у обывателей все еще является проблемой.

По представлениям людей далеких от науки, психология — мистическая практика, которая может воплотить любое требование. Частый запрос к терапевту — «исправить» проблемы в поведении.

Психология так не работает. На консультации терапевту нужно прикладывать значительные усилия, чтобы понять сущность проблемы пациента, проявлять творческий подход. Готовых шаблонов, которые действовали бы в любой ситуации, нет.

Нельзя игнорировать тот вклад, который практики уже внесли в формирование массового сознания. Задача современной психологии — популяризация науки среди простых людей, донесение необходимости диагностики и коррекции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.