Что такое психотерапия, кто такой психотерапевт и как делать выбор?

Методы психотерапии

Перед психотерапевтом во время сеанса стоит несколько важных задач:

  • помочь клиенту понять свои проблемы
  • создать эмоционально комфортную среду
  • использовать психотерапевтические методы, чтобы человек «отреагировал», «отпустил» свои чувства и эмоции
  • дать пациенту идеи, где искать ответы на вопросы
  • помочь человеку адаптироваться вне терапевтического кабинета и опробовать новые способы поведения и мышления

Выбор методики психотерапии опирается на индивидуальный подход и клиническую картину заболевания. Необходимо учитывать:

  • особенности личности и степень критики к своему состоянию
  • причины расстройства
  • возможности специалиста и кабинета или клиники, где проводится терапия

Все методы психотерапевтического воздействия помогают в четырех основных направлениях:

  1. Разобраться в причинах — гипноз, психоанализ, гештальт-терапия, экзистенциальная терапия
  2. Выработать полезные привычки и избавиться от вредных — когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), рациональная, реконструктивно-личностная психотерапия
  3. Решить проблему нестандартно, без классической беседы — арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, гипноз
  4. Преодолеть проблемы при общении в коллективе или внутри семьи — групповая, семейная психотерапия, психодрама

Бихевиоральная терапия

Более привычное название – поведенческая психотерапия. В ее основе лежит принцип реципрокного торможения. Методика лечения включает в себя два элемента: формирование реакции, которая вызывает чувство страха, и условное торможение подобных чувств. Что это значит?

Сперва пациента необходимо ввести в состояние релаксации, то есть больному предложат лечь на кушетку в удобном положении, закрыть глаза и подумать о чем-нибудь хорошем. После того как пациент будет полностью спокоен, ему будут продемонстрированы различные иерархии обстоятельств, которые вызывают страх. После этого необходимо купировать чувство страха, возвращая больного в реальный мир. Такая практика получила большое распространение на Западе благодаря своей эффективности. Также поведенческая психотерапия начинает получать популярность и на территории нашей страны. Однако до западного уровня нам еще далеко.

Направления психотерапии

Замечание 2

Психотерапия влияет на психическое состояние человека различными способами. В ее практике применяется более пяти сотен самостоятельных методов и техник.

Метод – это обобщенный принцип лечения, производный из специфики понимания сущности заболевания. Методы, объединяемые по признаку общего принципиального подхода к лечению, создают различные направления психотерапии.

В отечественной психотерапии обычно выделяются следующие основные направления психотерапии:

  • суггестивная психотерапия;
  • реконструктивная психотерапия, по-другому называемая личностно-ориентированной;
  • эмоционально-стрессовая психотерапия.
  • поведенческая психотерапия.

Также существует психодинамическое направление в психотерапии.

Цели драматерапии

Театротерапия или психодрама затрагивает множество аспектов жизни человека. Подобная психотерапевтическая деятельность может использоваться в различных областях:

  • при работе с детьми — детская психодрама;
  • с родителями и их детьми одновременно, создавая смешанные группы;
  • семейная терапия, где участие принимают буквально все, от бабушек и дедушек до правнуков;
  • супружеские тренинги, необходимые для решения сложившихся проблем в паре;
  • с рабочими коллективами, компаниями или организациями.

Человек, потеряв работу, мотивацию или себя, может обратиться за помощью к психодраме. Этот метод психотерапии отличается высокой эффективностью. Хотя решиться на подобный шаг может не каждый.

Кому-то больше подходит монодрама, то есть игра одного актера и раскрытие собственных проблем. Здесь участие принимает только один человек. Другим важна и полезна социодрама, то есть психотерапия с группой людей. Работу с ними проводит психодраматист. Для проведения психодрамы обучение специальный психодраматист должен пройти очень серьезное. Эта задача по силам далеко не каждому.

Кому нужна психотерапия артами?

Данный вид терапии имеет большой потенциал и подходит широкому кругу лиц. В большинстве случаев она применяется в качестве клинической психотерапии в различных медицинских учреждениях. Полезна для людей с творческими наклонностями, старикам и детям с тяжелыми соматическими заболеваниями, такими как:

  • задержка речевого и психического развития;
  • гиперактивность;
  • аутизм.

Данная методика может быть также использована как отдельная ветвь детской психотерапии. Дело в том, что маленькие пациенты, нуждающиеся в помощи психолога, не всегда бывают открыты перед специалистом из-за различных фобий. В этом случае рисунок позволит понять, что лежит у маленького пациента на душе, какие страхи его одолевают и как правильно с ними бороться.

Также арт-терапия поможет в творческом развитии и абсолютно здоровым людям. Данная методика позволяет справляться со стрессом, скорректировать фобии и неврозы. Если вы хотите укрепить взаимоотношения со своими детьми, то нет ничего лучше, чем нарисовать совместный арт и обсудить во время этого процесса все проблемы.

Определение предмета и задач психотерапии

Предметы и задачи психотерапии не определены окончательно. На это влияет тот факт, что психотерапия находится на стыке таких наук, как психология, философия, медицина, социология, лингвистика. Однако она все чаще выделяется в специальную область знания, в которой практика пока опережает фундаментальные изыскания.

Предметом психотерапии можно считать межличностное взаимодействие, во время которого человек получает квалифицированную профессиональную помощь. Она оказывается при помощи средств психологии, которые направлены на решение появляющихся у человека проблем с психикой и функционированием нервной системы.

Задачи психотерапии могут быть сформулированы под влиянием таких факторов, как:

  • специфика работы психотерапевта;
  • способы взаимодействия человека и психотерапевта;
  • применяемые психотерапевтом методики.

К задачам психотерапии относятся:

поиск наиболее подходящих способов воздействия на человека;
эмоциональная поддержка человека;
развитие коммуникативных способностей человека;
поиск психотерапевтом и человеком причин появления проблем, связанных с психикой;
искреннее внимание психотерапевта к переживаниям пациента;
обучение человека терпению и адекватному отношению к стрессам и проблемам в положительную сторону;
обучение построению гармоничных межличностных коммуникаций и межличностных отношений;
выработка навыков психологического преодоления жизненных трудностей;
формирование у человека способности самостоятельно принимать важные решения;
*ставка на гибкость в установках и поведении человека.

Психодинамическое направление в психотерапии

Данный подход основывается на концепции австрийского психолога Зигмунда Фрейда о роли динамического бессознательного в переживаемом человеком конфликте. Поэтому цель психотерапии – подтолкнуть человека к осознанию очагов скрытого напряжения, базирующихся на нереализованных желаниях детского возраста. И после этого – помочь сформировать иной тип поведения, более свойственный взрослому.

В направлении используются методы, так или иначе базирующиеся на постулатах фрейдовой теории. К ним относятся:

  • классический психоанализ;
  • психоаналитическая психотерапия;
  • кратковременная динамическая психотерапия.

Продолжительность взаимодействия психотерапевта и человека в каждом случае может насчитывать несколько лет, позволяя человеку постепенно понимать и адекватно переживать психологические проблемы. Кратковременная динамическая психотерапия может растягиваться до года и больше, однако она имеет существенные ограничения и не может быть применена к абсолютно любому человеку.

Модели психотерапии

Всего выделяется шесть моделей психотерапии:

  1. Медицинская (клиническая) психотерапия – применяется для предупреждения и лечения заболеваний. Применяется в психиатрии, наркологии, терапии.
  2. Психологическая психотерапия – применяется для улучшения психологического здоровья человека, его личностного развития, обучения межличностной коммуникации.
  3. Педагогическая психотерапия – направлена на плодотворный процесс обучения, построение межличностных отношений между учителем и учеником.
  4. Философская психотерапия – необходима для того, чтобы человек понял место своей личности в мире, его устройство.
  5. Социальная психотерапия – направлена на взаимодействие с человеком или группой людей для того, чтобы донести до них свое мнение, агитировать или манипулировать ими.
  6. Недифференцированная (эклектическая) психотерапия – включает в себя пять вышеперечисленных моделей психотерапии.

Особые возможности в индивидуальной работе

Этот раздел оставлен напоследок, т.к. он потенциально может быть очень большим. С вашего разрешения, я не  буду претендовать на его полноту, и просто приведу в нем несколько интересных идей.

Использования воображения в индивидуальной работе

Индивидуальная работа, с одной стороны допускает, а с другой — даже требует более широкого использования воображения клиента. Т.е. предложения клиенту что-то представить или достроить мысленно.  В ней более уместно использовать воображение клиента, чем в групповой работе, т.к. у нас нет необходимости делать всю работу понятной для группы, достаточно, чтобы сам клиент понимал, что происходит и был эмоционально вовлечен в сцену. Но во многих ситуациях, нам просто необходимо использовать воображение клиента, т.к. нет никакого способа сделать это иначе

Например, когда клиенту в сцене важно пережить объятия его визави — сделать это в воображении — один из самых простых и функциональных вариантов

Но отмечая необходимость большей опоры на воображение в индивидуальной работе, мне кажется важным отменить, что психодраматист будет психодраматистом, а психодрама — психодрамой, если:

  • Все что может быть произнесено вслух и сказано прямо психодраматическому визави — должно быть произнесено и сказано прямо.
  • Любые движения или позы, которые можно сделать непосредственно телесно — необходимо сделать непосредственно телесно.
  • Все что может быть пережито и опробовано прямо здесь и сейчас — лучше всего реализовать здесь и сейчас.

Варианты использования предметов

В индивидуальной психодраматической работе особое место занимают техники, опирающиеся на символизацию. Например, объект, субъект или явление, вызывающее переживания клиента можно символически обозначить материальным предметом. И когда мы в дальнейшей работе начинаем с этим предметом психодраматически взаимодействовать, то через это взаимодействие мы можем получить доступ к изменению изначальных переживаний клиента.

Также, использование предметов может давать интересные возможности для погружения в сцены или усиления переживаний. Например, что-то мягкое и приятное на ощупь иногда может помочь клиенту мысленно прикоснуться к ощущению теплых объятий. А крепкий предмет в руке, вполне может обозначать оружие для нападения или защиты, давая его обладателю все нужные преимущества.

Как проводится терапия

Как взрослая, так и детская психодрама в основном проводится группами. Изначально проводились исключительно групповые психотерапевтические сеансы. Сегодня возможны и индивидуальные тренинги.

Чем больше людей принимает участие в терапии, тем шире возможности по охвату наиболее значимых и проблемных ситуаций в ходе занятий. Их называют сессиями. Каждая сессия включает в себя три этапа. Причем на каждой новой сессии проводятся повторные шаги:

Протагонист. Первый шаг психотерапевтического сеанса или сессии — это выбор первого актера, то есть протагониста. Нужно определить, кто именно на сегодняшней сессии будет выполнять основную роль. Для этого участники должны создать внешний и внутренний круг. Представители внутреннего круга предлагают проблемы, с которыми им хочется работать. А внешний круг делает выбор темы, наиболее близкой им. Когда тема выбрана, определяется участник, причем обязательно из внутреннего круга. В процессе драматерапии протагонист должен найти интересующие его ответы на проблему.

Действие. Задача участника — ощутить себя своего рода профессиональным актером, но оставаться самим собой. В ходе действия проигрываются всевозможные актуальные для группы ситуации. Протагонист может выбрать человека из группы, функцией которого будет игра главного актера. Этот прием называют второе «я». То есть он будет что-то вроде тени человека, выполняющего в драме функции протагониста. В это же время сам главный актер играет другую роль. Также участники психодрамы определяют людей, задачей которых будет отображение волнующих проблем. Это могут быть люди, неодушевленные предметы или даже нечто вымышленное. На втором этапе разыгрываемая ситуация должна максимально приблизиться к реальным жизненным проблемам. Так удается зачастую отыскать все необходимые ответы, которые наиболее сильно беспокоят протагонистов. Здесь большое значение играет сама группа. Они должны проявлять реальное желание помочь главному актеру справиться с его проблемами и жизненными ситуациями, дать подсказки или стимул для решения поставленных задач. Если проблему удалось решить, участники группы переходят к следующему этапу психодрамы.

Завершающее действие называют шеринг — от английского слова делиться. Этот этап имеет колоссальное значение для всего процесса психотерапии. Он необходим, чтобы обменяться чувствами, мнениями и переживаниями, полученными в ходе психодрамы. Обычно этот этап делят на два действия. Сначала участники просто делятся между собой впечатлениями, рассказывают, каково им было ощутить себя в той или иной роли. После этого все участники группы собираются с целью поделиться реальными историями из жизни, которые напоминают им разыгранное сегодня действие

Это невероятно важно, поскольку, выслушав других людей, протагонист понимает, что он не одинок в своей проблеме и пережитые им чувства знакомы другим
В процессе обсуждения нельзя делать критические замечания, указывать на ошибки или акцентировать внимание на неправильных действиях протагониста. Подобное поведение может только навредить, в результате чего человек закроется еще больше
Участникам следует только выражать эмоции, делиться впечатлениями и ощущениями.

Когда в результате психодрамы удается разобраться в проблеме выбранного на первом этапе протагониста, может быть принято решение пройти повторный круг. То есть вновь начать с процесса выбора протагониста, провести действие и завершить все шерингом.

Важной особенностью психодрамы является возможность получения результата не только при разыгрывании жизненных реальных ситуаций. Определенную помощь человек получает даже при участии в процессах, которые в действительности никогда с ним не происходили

Это в основном имеет отношение к испытываемым негативным эмоциям. С помощью психодрамы можно решить такие проблемы как чувство ненависти, страх перед чем-то или кем-то, а также отчаяние или злоба.

Главная задача психодрамы — избавить человека от эмоциональных блокаторов, поменять отношение к окружающему миру в положительную сторону и решить имеющиеся внутренние проблемы.

Как происходит психотерапия или «лечение душой»?

Давайте проясним это словосочетание, чтобы развеять ореол мистики. Речь не идёт об ауре, чакрах и прочих эзотерических штуках. С давних времён наиболее доступным способом соприкоснуться с душой другого человека была беседа. Не зря существуют такие фразы как: «беседа по душам», «душевный разговор». Это означает, что психотерапия происходит в процессе общения и взаимодействия человека с другим человеком.

Но здесь важно уточнить, что это не обычное бытовое общение. Иногда люди, которые звонят или пишут нам с целью записаться на консультацию, услышав, что работа происходит с помощью общения, разочаровано бросают трубку или прекращают переписку

Трудно сказать чего они ожидали, можно предположить, что под общением они предполагали обычные разговоры. Такие же, которые происходят между друзьями или коллегами по работе. Ведь часто в жизни мы делимся своими проблемами и получаем в ответ советы о том, что нам делать и как жить.

Конспект лекций по ‘Основам психотерапии’

Основы психотерапии

Лекции.

(Прочитаны
на факультете психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета
осенью 2002 года профессором Исуриной)

Основные понятия.

1.1. Определение.

Психотерапия – около
500 определений – система лечебных воздействий на психику и через психику на
организм человека.

Определения
медицинские – жестко привязывают психотерапию к медицине (лечение, здоровье).

Определения
психологические – основные понятия: межличностное взаимодействие, неадекватные 
эмоции, конфликты и т. д.


Психотерапия –

персонализированная
техника, которая представляет собой нечто среднее между познавательным
процессом, который в отличие от любого другого ставит человека лицом к лицу с
его внутренними конфликтами и противоречиями, и техникой планируемых изменений
отношений чувств и поведения человека.


Психотерапия –

целенаправленное
упорядочивание нарушенной деятельности организма психологическими средствами.

1.2. Психотерапевтическое
вмешательство (интервенция)-

— вид воздействия,
характеризуемое определенными целями и средствами.

Может обозначать как
общую стратегию поведения (психологическая интервенция), так и отдельные приемы
(разъяснения).

           Виды
вмешательств в медицине:

1.  
фармакологические

2.  
хирургические

3.  
физикальные (физиотерапия)

4.  
психотерапия
(психологические)

            Виды
вмешательства в психологии (области распространения экспансии в психологии):

1.  
педагого-психологическая

2.  
организационная психология

3.  
 клинико-психологическая

   Таким образом,
психотерапевтическое вмешательство фактически клинико-психологическое
вмешательство.

1.3.
Клинико-психологическое вмешательство.

Характеристики:

1.  
Выбор средств – методы –
те психологические средства, которые использует психолог или психотерапевт, 
реализуются в контексте взаимоотношений:

                           А)
беседа

                          
Б) тренинг

                          
В) межличностное взаимодействие

2.  
Функции:

А) профилактика                       А) и Г) психол. консультирование

Б) лечение

В) реабилитация                        Б) и В) психотерапия

Г) развитие

3.  
Целевая ориентация процесса на расширение
позитивных изменений (могут быть близкие цели и отдаленные).

4.  
Теоретическая
обоснованность.

Понятия о норме и
патологии в рамках каждой теории.

5.  
Эмпирическая проверка.

Исследование эффективности.
Исследования Граве показали высокую эффективность психоанализа и поведенческой
психотерапии.

Исследования
эффективности:


репрезентативная выборка


исследования до и после
терапии с участием конкретной группы (лечившиеся определенным методом и нелечившиеся
совсем)


катамнестическое
исследование (исследование после лечения: ближний катамнез – 6 месяцев; дальний
катамнез – 3-5, 10-20 лет)


независимый исследователь
эффективности

6. Профессиональные
действия                                      

Интервенции должны
осуществляться в профессиональных рамках и профессионалами.

Пункты 4,5,6 –
отличают клинико-психологические интервенции от средне психологических
воздействий.

1.4.
Психологическая коррекция.

Возникла в связи с необходимостью узаконить
занятия психотерапией не медиками, но по сути одно и то же. Были попытки
(Куликов) определить специфику термина – психокоррекция – это профилактика:

            —    
первичная профилактика – профилактика заболевания


вторичная профилактика –
профилактика рецидива болезни


третичная – профилактика
инвалюризации

1.5.
Психологическое консультирование.

Вид клинико-психологического вмешательства.

В общем виде –
профилактическая помощь человеку/группе людей в поиске путей решения трудной
ситуации.

   3 подхода:

1). Проблемно-ориентированное
консультирование – анализ сущности и внешних причин проблемы и поиски путей
разрешения ситуации.

2).
Личностно-ориентированное консультирование – анализ внутренних причин проблемы
и поиски путей предотвращения ситуаций в будущем.

Лечение депрессии гипнозом

Использование гипноза в психотерапии при депрессии позволяет открыть множество данных о различных психических травмах. Вы можете даже не помнить о них, поскольку неприятная ситуация произошла в далеком детстве, однако негативный осадок на душе все-таки остался. Зачастую именно такие события и вызывают депрессию у взрослых людей.

Во время такой процедуры специалист вводит пациента в состояние транса, что позволяет найти в его подсознании способ выйти из депрессивного состояния. Данный метод психологического воздействия является авторитарным. Также существует способ гипнотического лечения, когда специалист является проводником между пациентом и его подсознанием, а больной принимает активное участие в обсуждении того или иного вопроса, – эриксоновский гипноз.

Сначала пациент погружается в прошлое и фокусируется на себе. Фрагменты из воспоминаний позволяют отстраниться от восприятия ситуации и погрузиться в глубокий транс. После этого больной начнет видеть не только прошлое, но и проекцию успешного будущего. По ходу врач будет задавать ему вопросы, в результате ответов на которые можно будет скорректировать лечение.

Индивидуальная психотерапия

Основа психотерапевтического процесса заключается во взаимодействии больного с врачом

В этом случае очень важно, чтобы пациент был полностью открыт перед специалистом и всецело ему доверял. Лишь на основе взаимного доверия врач сможет разобраться в корне проблемы и оказать соответствующую помощь

Основные задачи индивидуальной психотерапии:

  • глубокое изучение личности пациента в ходе разговора;
  • выявление этиопатогенетических механизмов, которые способствуют возникновению и сохранению болезненных симптомов, с целью их дальнейшего изучения;
  • достижение состояния осознания больным причинно-следственных связей между его заболеванием и особенностями поведения;
  • оказание разумной помощи, не выходящей за рамки согласия пациента;
  • коррекция форм поведения больного и обучение его приемам самоконтроля, которые позволят в будущем избегать негативных ощущений.

Все это звучит сложнее, чем есть на самом деле. В общем, пациента ожидает ряд обычных процедур, которые не представляют собой ничего сверхъестественного. Для начала врач побеседует с вами на отстраненную тему и понаблюдает за вашим поведением в ходе общения. После этого он начнет задавать вам индивидуальные вопросы, которые могут вызвать у вас эмоциональную реакцию. Не сдерживайтесь и выскажите специалисту все, что у вас лежит на душе. После этого, как правило, назначается курс психотерапии, который состоит из нескольких сеансов подобных бесед. Врач будет стараться выяснить корень вашей проблемы, а вы — всячески ему помогать. Некоторые техники психотерапии основаны на правильном дыхании, другие – на самоконтроле с помощью визуализации разных образов. Специалист обязательно научит вас подобным методикам или назначит медикаментозное лечение.

Когнитивная психотерапия

Упражнения данной методики позволяют обучиться позитивному мировосприятию и улучшить свое самочувствие за счет оптимистичного мышления. Каждый врач подготовит для пациента несколько индивидуальных задач, которые позволят добиться небольших успехов. Например, вам будет предложено сыграть в настольную игру или решить простую логическую головоломку. В результате таких приемов вы почувствуете, что умеете справляться не только с маленькими задачами, но и с большими проблемами

Это позволит пациенту переосмыслить его важность в этом мире, избегая ложных умозаключений

В результате повышения самооценки с помощью подобной личностной психотерапии можно устранить чувство депрессии средней и легкой степени тяжести, избавиться от тревожно-депрессивного недуга и других расстройств, связанных с комплексом неполноценности. Также пациент научится воспринимать мир в ярких цветах, а позитивное мышление, как известно, способствует успеху во многих начинаниях. Основная цель психотерапии — устранить негативные мысли, которые мешали развитию творческой личности пациента.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.