- Работы Макгрегора
- Становимся другим человеком
- Наказания и поведенческая психология
- Когда наказание может быть вредным?
- Бихевиоризм в повседневной жизни
- Примеры изменения поведения
- Научные направления
- Личность в бихевиоризме
- Виды главарей
- Устранение
- Поведенческая психология — книги
- 20.1. Теория поведенческого консультирования
- Какая теория правдивее?
- От изучения к применению
Работы Макгрегора
Первым из ученых, кто сумел внедрить бихевиоризм в область менеджмента, был Дуглас Макгрегор. По его толкованию, поведенческий подход к лидерству — это не что иное, как внимательно изучение повадок и действий конкретного «начальника» и подражание им. Существуют некие специфические черты в поведении каждого лидера, которые объединяют данную категорию людей:
- Высокий интеллект.
- Уверенность в себе.
- Определенный социально-экономический статус.
- Ответственность.
- Коммуникабельность.
- Объективность.
Во всем остальном качества лидера определяются той организацией или группой людей, которой он «обладает». Не менее важным фактором является среда обитания — например, лидер сельскохозяйственной общины будет знать многое о земледелии, но при этом не сможет припомнить ни одного из президентов Америки, а лидер финансовой организации отлично будет ориентироваться в экономической сфере, в социологической, в банковской и даже в юридической, но при этом вряд ли сможет грамотно вырастить арбуз или картофель. То есть на каждый горшок — свой вершок.
Становимся другим человеком
Прочитав все вышеизложенное, можно сделать вывод, что свое поведение, свой характер и привычки можно в корне изменить. Любой человек может избавиться от пагубного влияния табака и алкоголя, от своих страхов, от болезней и прочих вещей, которые могут беспокоить и доставлять дискомфорт. Методика универсальная, и применять могут как люди с теми или иными проблемами, так и просто желающие что-то изменить в своей жизни и стать лучше. Наиболее интересный сегмент — применение поведенческого подхода в управлении обществом, организацией, финансами и проч. Иными словами, это развитие лидерских качеств, усиление себя как личности.
Наказания и поведенческая психология
Если обусловливание может быть эффективным при изменении или формировании нового поведения, может ли оно также использоваться для агрессивного подавления нежелательного поведения?
Иногда бывает, что в зависимости от обстоятельств, одной только поддержки недостаточно, и наказание также необходимо. Например, если ребенок бьет одного из своих товарищей, или если лезет туда, куда ему не надо (газовая плита, стиральная машина).
В этих случаях наказание может быть эффективным. Тем не менее, выговор должен быть произведен немедленно (иногда может быть достаточно простого «нет!»).
Когда наказание может быть вредным?
Жесткий выговор может иметь негативные последствия, если он слишком суров или неоправдан. Вот основные риски, связанные с наказанием:
Нет связи с хорошим поведением.
Наказание заставляет наказанного понять, что его поведение неуместно. Но если не указано четких правил, как нужно себя вести, то наказание не ведет к формированию лучшего поведения.
Временный эффект.
Последствия от выговора часто бывают кратковременными и сильно зависит от лица, назначающего наказание.
Негативные эмоции человека, подвергаемого наказанию.
Человек, которому был вынесен выговор, может отреагировать на это со страхом или гневом. Он может начать бояться или даже возненавидеть человека, который его наказал, или то место, где он был наказан.
Задержка между действием и выговором.
Если наказание не следует сразу за предосудительным поведением, оно не принесет пользы. В повседневной жизни часто трудно реагировать мгновенно.
Таким образом, разделение между положительными и отрицательными последствиями наказания является довольно хрупким.
Это подпитывает дискуссию о методах воспитания детей: должны ли мы их наказывать?
Бихевиоризм в повседневной жизни
Обусловливание можно заметить во многих областях жизни: от школ до психбольниц, от мира спорта до мест лишения свободы.
Когда идеи бихевиоризма используются в естественной среде, можно говорить об естественном изменении поведения.
Примеры изменения поведения
Цель изменения поведения состоит в том, чтобы заменить деструктивное поведение на более продуктивное.
Ниже несколько эффектов от применения методов позитивной психологии. Бихевиоризм — примеры из жизни:
Исправление речи
Поведенческая психология позволяет детям с аутизмом, которые вообще не говорят, развить словарный запас из нескольких сотен слов. То же самое относится к людям, которые перенесли повреждение мозга.
Самостоятельность
Поведенческое направление в психологии помогает взрослым с ограниченными интеллектуальными возможностями общаться с окружающими и быть более самостоятельными. Это позволяет им развивать социальные навыки, выполнять повседневные задачи и даже удерживать хорошую работу.
Обучение детей
Принцип изменения поведения очень часто применяется при воспитании детей. Приучение к горшку — хороший пример.
Обучение музыке или спорту
Приобретение новых навыков осуществляется за счет повторений определенных действий.
Избавление от нежелательного поведения
Поведенческая психология эффективно помогает избавиться от вредных привычек.
Формирование нового поведения
Большинство примеров, упомянутых выше, относятся к изучению “сложного” поведения, то есть действий, которые не могут происходить спонтанно (играть на пианино, говорить и т.д.) Для такого типа поведения обучение осуществляется путем формирования новых навыков и привычек.
Результаты такого обучения превосходны и иногда очень удивительны. Например, Б. Ф. Скиннер, инициатор этого метода, сумел научить голубей играть в пинг-понг своими клювами!
Более серьезно: поведенческая психология обычно применяется для обучения собак-поводырей, для обучения детей чистоте и общению со сверстниками и т.д.
Научные направления
Для начала вспомним о другой дисциплине, с которой психология имеет тесные связи, — о биологии. Применяя биологический подход, ученый пытается проследить взаимосвязь между поведением человека и процессами, происходящими в его нервной системе, в первую очередь головном мозге.
Рекомендуем: Методы практической психологии
Так, например, сторонники биологического подхода сосредоточивают внимание на роли генетики в формировании характера, а те или иные особенности личности (например, интровертизм) объясняют прежде всего различием в структурах мозга или химических веществ, которые в нем образуются. https://www.youtube.com/embed/wDNV4EWhZF8
Современные методы изучения мозга, такие как магнитно-резонансная томография, компьютерная томография и другие, дают возможность исследовать состояние мозга более глубоко, чем раньше, и дают обширный материал для изучения в рамках биопсихологии.
Бихевиористский (от англ. behavior — «поведение») подход, как ясно из названия, рассматривает внешние поведенческие проявления, отказываясь от изучения внутренних состояний. Бихевиористы видели свою задачу в установлении отношений между внешними стимулами и ответными реакциями человека на них, из которых, как они полагали, и складывается поведение. Особенно влиятельным это направление было в первой половине прошлого века, а сегодня идеи бихевиоризма сохранили актуальность в практической психологии и педагогике.
Рекомендуем: Мортидо — это
Даже далекие от психологии люди наверняка слышали о таком направлении этой науки, как психоанализ. Имя основателя этой теории, а также основанного на ней метода лечения тоже широко известно. Австрийский врач-невролог Зигмунд Фрейд считал, что все поступки человека контролируются бессознательными влечениями, важнейшие из которых — сексуальная энергия и энергия смерти.
Бессознательное проявляется в оговорках, ошибках, симптомах психических расстройств, конфликтах, а также находит отражение в творческой деятельности человека. Импульсы бессознательного конфликтуют с требованиями внешней среды, и потому запускаются различные механизмы психологической защиты (самый знаменитый — вытеснение), которые помогают ослабить напряженность и отрегулировать поведение человека. Психоаналитик должен помочь пациенту осознать вытесненные в бессознательное травмирующие переживания и освободиться от них.
Когнитивизм строится на том, что решающая роль в человеческой психологии отводится процессу получения и усвоения знаний. Когнитивный психолог исследует познавательные процессы, то есть воображение, мышление, память, речь, решение задач и так далее. Это направление уподобляет психику человека компьютеру, проводя аналогию между процессом преобразования информации электронным устройством и мозгом.
Рекомендуем: Когнитивная психотерапия Бека
Гуманистическая психология сформировалась в 50-60-е годы XX века под влиянием идей Абрахама Маслоу, Генри Мюррея и Карла Роджерса, которые интересовались значением потребностей и мотивов в поступках и деятельности человека. Этот психологический подход противопоставляет себя когнитивизму, бихевиоризму и психоанализу.
Представители гуманистической психологии считают, что поведение не определяется ни процессами мышления и восприятия, ни внешними стимулами, ни бессознательными влечениями — это слишком упрощает подход к человеку. Предмет исследования гуманистических психологов — уникальная личность, которая стремится к самоактуализации и находится в постоянном развитии, причем субъективный опыт отдельного человека для них едва ли не более важен, чем изучение общих закономерностей.
Личность в бихевиоризме
Одно из главных заблуждений состоит в том, что якобы поведенческая психология отрицает существование человеческого сознания и выступает против изучения мысли.
Но это неправда: хотя Уотсон (основатель бихевиоризма) возражал против изучения внутренних психологических явлений, Скиннер (безусловно, самый известный бихевиорист) утверждал, что их можно изучать и исследовать. Просто, по мнению Скиннера, за этими внутренними процессами слишком сложно наблюдать, поэтому он не брал их в расчет в своих исследованиях.
Скиннер предполагал, что люди не могут контролировать свое поведение. Он утверждал, что поведение зависит только от окружающей среды.
Скиннер явно выступал за детерминизм и отказывался приписывать достижения людей их качествам или психическим процессам (хотя и признавал их), таким как мотивация, мышление, постановка целей и т.д.
Сам Скиннер о себе в своей биографии, опубликованной в 1983 году, пишет: «Насколько я знаю, мое поведение в каждый момент времени было не более чем результатом моего генетического фона, личной истории и условий окружающей среды».
Виды главарей
В поведенческом подходе к лидерству Макгрегор выделил две теории — Х и Y. Они словно два типа главаря, при этом каждая из теорий применима во всех сферах деятельности: и в сельскохозяйственной, и в экономической.
- Теория Х — авторитаризм и деспотия. Подразумевается, что люди изначально не хотят работать и всячески отлынивают. Они не нуждаются в актах честолюбия, а жаждут защищенности. Чтобы такой народ трудился, необходим жесткий контроль, система наказаний и угроз.
- Теория Y — демократия и интеграция. Труд — основа жизнедеятельности каждого человека, в нем он самореализуется. При благоприятных условиях каждый из сотрудников сможет на себя принять часть ответственности и самостоятельно стремиться к успеху. Приобщение людей к простым и понятным правилам и общим целям дает возможность каждому из них контролировать себя. В результате лидер лишь объединяет все наработки сотрудников и исправляет помарки. Коллектив работает целостно, и результат превосходит все ожидания.
Устранение
Весьма эффективный метод, который стал широко известным под названием систематическая десенсибилизация. Его суть в том, что страх или фобия подавляются состоянием релакса. Допустим, человек сильно боится высоты и, находясь на крыше небоскреба, начинает испытывать не только осознанную тревогу. Его организм начинает реагировать на страх: сжимаются мышцы, учащается пульс, поднимается давление. Так организм и сознание объединяются в состоянии ужаса, и человек оказывается полностью парализованным перед своей фобией. Если разорвать эту связь, страх иссякнет, а сделать это можно, либо научив свое сознание не замечать высоту (что почти нереально, ведь это оно решило бояться данного явления), либо расслабиться телесно. Второй вариант более прост в исполнении. Поэтому человека намеренно помещают в ту среду, где он ощущает наибольшую тревогу, и при этом с помощью медикаментов или определенных психологических манипуляций расслабляют его мышечный корсет и снижают кардиологические показатели. Постепенно страх полностью проходит.
Поведенческая психология — книги
Предлагаем вам список из 4-х книг, раскрывающих феномен поведения человека.
1. «Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы» — коллектив авторов.
Книга адресована широкому кругу специалистов, интересующихся адаптивными возможностями человека, столкнувшвегося с трудными жизненными ситуациями.
2. «Как подобрать ключик к решению любой ситуации. 30 правил эффективного общения, решения конфликтов, управления поведением» — Лариса Большакова.
В этой книге – тридцать новых психологических приемов. Как избежать конфликтной ситуации и найти компромисс? Как подобрать ключик к любому человеку? Что сделать, чтобы преодолеть агрессию? И многое другое!
3. «Организационное поведение» — Людмила Згонник.
В книге рассмотрены сущность организационного поведения, различные аспекты управления поведением человека и групп в организации.
4. «Власть привычки. Почему мы живем и работаем именно так, а не иначе» — Чарльз Даххиг.
Наблюдения и открытия Дахигга во многом дополняют и развивают идеи лауреата Нобелевской премии по экономике Даниэля Канемана, автора бестселлера «Думай медленно… решай быстро».
Книга рекомендована для прочтения всем, кто работает над собой и хочет изменить свою жизнь!
20.1. Теория поведенческого консультирования
Поведенческое
консультировнаие основано на
бихевиористической модели человека. В
бихевиоральной теории особый акцент
делается на сильном влиянии окружающей
среды на формирование и сохранение
поведения
В поведенческом
консультировании выделяют подходы,
основанные исключительно на связях
типа стимул — реакция, и подходы, в
которых принимаются во внимание
когнитивные опосредующие переменные.
Бихевиористская модель представляет
собой набор разработанных в ходе
эксперимента принципов научения41
Фундаментальное
влияние на поведенческий подход к
консультированию в течение длительного
времени оказывает экспериментаторская
деятельность выдающегося русского
физиолога И.П. Павлова. В результате
своих экспериментов Павлов построил
схему выработки условной реакции.
Научение условной реакции по методу
Павлова стали называть классическим,
или респондентным, обусловливанием.
Павлов и его коллеги исследовали природу
многих других физиологических явлений,
таких как условное торможение и
генерализация стимулов.
Какая теория правдивее?
На этот вопрос вообще нет и не может быть правильного ответа. Обе теории одинаково верны, и правильность той или иной зависит от менталитета людей, их способностей и навыков, от опыта и от рода деятельности. В действительности до сих пор есть такие организации, в которых практикуется авторитарная система лидерства. Многие сотрудники действительно элементарно не приучены к порядку и самоконтролю, они всячески отказываются работать, поэтому за подобные промахи их нужно штрафовать и подвергать взысканиям. Как правило, так ведут себя люди с низким уровнем интеллекта, и встречается такое явление по большей степени в малоразвитых странах. Более прогрессивное общество чаще всего работает по схеме Y — то есть начальник является частью коллектива, связующим звеном, а не цербером. Каждый из сотрудников прекрасно понимает, что успех компании в любом случае отразится на его успехе, поэтому не ленится, а трудится и прилагает к этому все силы, задействует творчество и практические навыки.
От изучения к применению
После того как Стаатс продемонстрировал миру свои опыты, основы поведенческого подхода сразу же стали базой для корректировки поведения различных групп индивидов. По сути, теорию превратили в практику — и не более. В ходе подобных манипуляция появилась новая область практических знаний — прикладной анализ поведения. В ее основе лежат принципы радикального бихевиоризма, с помощью которых корректируются реакции на те или иные раздражители у конкретного человека или же у группы людей. Это так называемые техники поведенческого подхода, коих несчетное множество. Давайте перечислим некоторые из них. Итак, применяя радикальный бихевиоризм, можно контролировать и менять:
- Расстройства аутистического спектра.
- Сохранение природных ресурсов.
- Физическую культуру и здоровый образ жизни.
- Изучение языков.
- Медицину.
- Воспитание детей.
- Борьбу с наркотиками.
- Отношение к животным.
- Лидерство и управленческую сферу.
Одним словом, технику радикального бихевиоризма можно применять абсолютно везде, причем влияние можно оказывать как на конкретную личность, так и на группу людей.