Подражание

Подражание в психологии

Несмотря на сходство, которое наблюдается во внешних признаках, механизм подражания в психологии имеет различные психологические признаки в разных категориях возраста. В детском возрасте явление характеризуется тем, что ребенок воспринимает голос и движения взрослого, делая попытку определить с ним первый контакт.

В возрасте дошкольника психологическое подражание уже является проникновением в смысловое строение деятельности индивида. Оно развивается, проходит определенные этапы, также меняется ведущая возрастная деятельность – сюжетная игра. Ребенок сначала начинает подражать открытым особенностям деятельности взрослых, постепенно начиная копировать особенности поведения, которые отображают смысл ситуации.

В подростковом периоде подражание ориентировано больше на внешнюю идентификацию со значимой особой или со стереотипом личностных поведенческих характеристик. У взрослых оно является элементом обучения в деятельности нескольких видов (профессиональной, спортивной, личностной и другой).

Психическое заражение и подражание понималось психологом Фрейдом, как следствие процесса внушения.

Этапы социализации личности

Социализация личности развивается по трем основным фазам:

  1. Сначала человек осваивает социальные ценности и нормы. В результате этого процесса личность учится соответствовать обществу, в котором находится.
  2. Человек стремится к собственной персонализации, развитию способностей, а также пытается воздействовать на окружающих людей.
  3. На заключительной фазе осуществляется интеграция каждой личности в определенный социальный круг, в котором происходит раскрытие собственных возможностей и свойств.

Процесс социализации личности

Благополучный исход возможен только в случае последовательного протекания каждой фазы. В сам процесс включены 2 основных этапа социализации личности. Их можно условно подразделить на несколько частей в зависимости от возраста человека.

Этапы социализации личности

Этап Разделение по возрасту Краткая характеристика
Первичная социализация Детство (от рождения до 9 лет) На этом этапе социализации на 70% формируется личность человека, а также закладывается «фундамент» социализации. В этом возрасте естественным образом протекает понимание собственного «Я» у малыша. Ребенок использует любые средства, которые, вероятно, помогут узнать мир лучше.
Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) Ребенок сталкивается с наибольшим числом физиологических изменений. Происходит половое созревание, а также продолжается становление личности. В этом возрасте дети относятся ко всему более ответственно (пытаются возложить на себя как можно больше дел).
Молодость (от 16 до 18 лет) Самый опасный и напряженный период. Теперь каждый индивид может сознательно без чьей-либо помощи решить, к какой группе людей следует примкнуть для дальнейшего пребывания и какую форму поведения выбрать.
Вторичная социализация Зрелость – I стадия
(от 18 до 30 лет)
Становление социализации и основные инстинкты перенаправляются на любовь к себе и работу. Формирование первого представления о собственной персоне у девушек и юношей осуществляется через труд, дружбу и интимные отношения. Неправильное освоение этого периода или неверное восприятие себя может обернуться психологическими проблемами в старшем возрасте: с противоположным полом, построением семьи.
Зрелость –II стадия (от 31 до 50 лет) Этот этап связан с активной самореализацией личности через работу, семью, детей. Человек старается передать свой жизненный и профессиональный опыт другим людям.
Старость (от 51 года и старше) Происходит постепенное угасание физических возможностей. Человек полностью осознает собственное «Я» и принимает свой жизненный уклад.

Как видно из таблицы, именно в юном возрасте происходит активное становление социализации личности.

Люди и подражание

Социальное подражание

Повсеместно принятая теория социальной идентичности гласит, что на формирование нашего самовосприятия сильнейшим образом влияет социальный контекст, т. е. группа, с которой мы себя идентифицируем или не идентифицируем. Согласно данной теории, проявление конформизма и повиновения – это, безусловно, способ избежать наказания. Но в той же мере, если не больше, этим можно получить позитивные ощущения от «вписывания в коллектив». Когда мы подражаем чьим-то действиям, у нас активируется дофаминовая система. Когда в тестах мы совершаем неправильный выбор, то снижение дофаминэргических показателей оказывается меньше, если эта ошибка коллективная, нежели если это было единоличное решение. Принадлежность к группе ведет к ощущению безопасности.

Существует огромный массив исследований, в которых человека изучают примерно в такой ситуации: испытуемый, член некоторой группы, отвечает на ряд вопросов, затем обнаруживает, что – ох, нет! – все его «согруппники» ответили по-другому, и тогда ему дают возможность изменить мнение. Миндалина и зона островка вполне предсказуемо возбуждаются, обнаружив, что вы идете не в ногу; чем больше возбуждение, тем с большей вероятностью вы измените свою точку зрения и тем более устойчивым будет новое, измененное мнение (в противоположность быстропроходящей смене мнения в ситуации уступки требованиям внешнего, публичного конформизма). Это глубоко социальный феномен: люди с большей готовностью изменят свою позицию, если вы покажете им фотографии одного или нескольких человек, придерживающихся другой точки зрения.

Когда до вас доходит, что вы оказались в оппозиции ко всему остальному коллективу, то в вашем мозге одновременно активируются (эмоциональная) вентромедиальная часть префронтальной коры, передняя поясная кора и прилежащее ядро (простите автору немного нейробиологии) . Это те нейронные контуры, которые вовлечены в «обучение с подкреплением», т. е. когда мы учимся модифицировать поведение в соответствии с сигналом обратной связи – получаем мы от действия ожидаемый результат или нет. Стоит попасть в ситуацию, где все остальные с вами не согласны, как эта нейронная сеть активируется. О чем это говорит? Нет, не о том, что вы отличаетесь от остальных. А о том, что вы неправы. Потому что отличаться от остальных = быть неправым. Чем сильнее активация этого контура, тем скорее вы измените свои ответы, чтобы «все было как у всех».

Эмоциональное заражение

Эмпатия, сочувствие, отзывчивость, участливость, имитация, «заражение» эмоциональным состоянием, «заражение» сенсомоторным состоянием, понимание точки зрения других людей, обеспокоенность, жалость… Если начать с терминологии, то немедленно поднимутся перебранки по поводу определений, используя которые мы описываем, каким именно способом резонируем с несчастьями других людей (сюда же входит вопрос, что означает отсутствие такого резонанса – радость от несчастья другого или просто индифферентность).

Поэтому начнем, за неимением лучшего слова, с «примитивной» версии отклика на чужую боль. Данный отклик представляет собой т. н. «заражение» сенсомоторным состоянием: вы видите, как кому-то колют иголкой руку, и в вашей сенсорной коре, куда приходят сигналы от вашей собственной руки, возникает соответствующее воображаемое ощущение. Возможно, при этом активируется и моторная кора, вследствие чего ваша рука непроизвольно дергается. Или вы смотрите выступление канатоходца, и при этом руки сами собой поднимаются в стороны, удерживая равновесие. Или кто-то рядом заходится в кашле – и мышцы вашего горла тоже начинают сокращаться.

В более явном виде подражательную моторику можно наблюдать при простой имитации. Или при «заражении» эмоциональным состоянием – когда ребенок начинает плакать, потому что рядом заплакал другой малыш, или когда человека целиком захватывает буйство беснующейся толпы.

Оданако “заражаться” можно по-разному. У нас есть слова для обозначения того, насколько этот резонанс с чужим состоянием имеет отношение к эмоциям, а насколько – к разуму. В этом смысле «сочувствие» означает, что вы чувствуете жалость по поводу чьей-то боли, но не понимаете боль. В противоположность этому «эмпатия» содержит когнитивный компонент понимания причин, вызвавших чью-то боль, ставит нас на место другого человека, мы переживаем болезненные события вместе.

Когда лучше применять подстройку, а когда – имитацию?

Если вы приняли ответственное решение осваивать искусство раппорта, то нужно уметь использовать оба вида отзеркаливания. И применять тот, что подходит больше к какой-то конкретной ситуации. Например, использовать любую возможность для совместной деятельности, где можно совершать идентичные движения открыто.

Если такой возможности нет, остаётся вариант подражания. Он же может стать начальными ступенями к созданию, развитию и укреплению отношений до тех пор, пока нужное вам лицо не приблизит вас к себе. Вот здесь-то нужно не растеряться и начать «помогать» или иным образом, но очень корректно вписываться в контекст интересующего вас человека.

Ниже рассмотрим примеры такого «ступенчатого» создания раппорта на примере рассказов участниц тренингов, длительное время занимающихся в группах изучения НЛП.

Рита (домохозяйка)

Я уже довольно давно живу со своим мужем. Родила троих детей, обвисла немного с живота и боков, да и следить за собой времени нет. Кроме этого, уже семь лет не работаю: из одного декрета в другой. Про таких, как я, говорят: «Яжемать». Да и то правда, кроме деток, ничем не интересуюсь. Исключение – муж. А вот он у меня красавчик, да и пост занимает приличный. Мне давно уже пророчат, что загуляет, но как бы не так… Я реагирую при малейшем признаке охлаждения чувств. Собственно, и на курсы эти пошла, чтобы удержать его.

Поделюсь опытом. Иногда он подолгу сидит за компом. Видно, что не до меня ему – озабочен чем-то. Я захожу в комнату, хмурю лицо как он, сжимаю губы. Подхожу к окну и пристально смотрю, а кончиками пальцев по подоконнику постукиваю. То есть я стараюсь по максимуму скопировать себя у окна наподобие его у компа, даже коленки иногда пригибаю – типа сижу. Через 1-2 минуты чувствую, как пошло тепло, значит, сконтактировала. Ещё немного выжидаю и перехватываю инициативу. Например, предлагаю выпить по чашечке кофе или вспоминаю, что испекла обалденный пирог к чаю.

Если он отказался, значит, сильно озабочен чем-то. Я продолжаю подстраиваться, затем повторяю предложение. После второго отказа вызываю на прямой разговор, но это бывает редко. Обычно мы сразу идём на кухню. А здесь уже стараюсь повторять каждое его движение до тех пор, пока он не начнёт делиться переживаниями. За много лет тепло наших отношений не угасло, значит, я поступаю правильно.

Юлия (руководитель отдела)

У меня в отделе в основном молодёжь, все чьи-то детки или племяшки. Естественно, амбиций хоть отбавляй. Мне 36, но я уже чувствую разницу. Вначале на меня смотрели свысока – как на второсортный товар. После своего назначения в отдел я взгрустнула, но ненадолго. Теперь мне всё равно. Главное в этом деле – дисциплина. Я держу её так, что все завидуют и превозносят мои деловые качества. Но помогают мне в этом не они, а маленькие хитрости.

Я ввела в отделе униформу, хотя непосредственно с клиентами мы не работаем. Вначале это показалось странным, но все привыкли. Только я могу ходить в чём хочу – это мои ответные шаги, которые я сделала, когда услышала, что за спиной надо мной подтрунивают. Девочкам запрещена бижутерия и крупные изделия из золота и серебра. Никаких распущенных волос – только короткая стрижка, хвост или пучок. Яркий макияж запрещён. Но и этого мало. Раз в день я устраиваю пятиминутки с зарядкой. Прихожу в отдел в одно и то же время – делаю элементарные упражнения, а они за мной повторяют. В этот момент я остро чувствую, как доминирую над ними. Конечно, не будь я экспертом в своей области, эти трюки оказались бы бесполезными

Но и без них мои компетенции навряд ли бы приняли во внимание

Связь изобретения и подражания

В своей работе Тард пишет, что изобретения, или нововведения, распространяются и становятся социально значимыми благодаря подражанию. «В общественном отношении, все оказывается изобретениями и подражаниями; подражания — это реки, вытекающие из тех гор, что представляют собой изобретения».

Механизм подражания автор описывает тем, что это явление зарождается вследствие оказания воздействия одним человеком на другого, поэтому «особое место в понимании подражания Тард отводил коммуникации, разговору». Именно разговор играет исключительную роль в процессе распространения подражания, а «изобретения появляются тем скорее, чем чаще и полнее происходит обмен идей между индивидами».

Тард считает, что подражание бывает двух типов: приблизительным и точным. В своей работе он приводит сравнение с качеством отпечатка:

«Это как большая печать, оставляющая несовершенную пометку на кусочках воска, которые она прижимает, но которая не может быть полностью восстановлена без сравнения всех ее отпечатков».

Подстройка через имитацию

Другой метод, который некоторые специалисты отождествляют с подражанием в силу того, что он тоже связан с отзеркаливанием, – имитация. Это вполне легальный метод, который применяется открыто и требует как можно более точного повторения того, что делает собеседник. Наверное, вы уже догадались, что это самый верный способ обучиться чему-либо. Представьте себе, как это работает:

  1. Наставник стоит у станка и показывает производственный процесс. Ученик в это время наблюдает за работой, копируя руками все последовательности обработки металла. Затем самостоятельно копирует работу наставника, а тот даёт ему подсказку жестами.
  2. Преподаватель медицинского вуза берёт шприц и делает укол, используя имитатор ягодиц. Студенты с точностью повторяют его действия.
  3. Мастер показывает стежок, ученицы с точностью копируют её движения, делая аналогичные стежки.
  4. Тренер показывает упражнения, группа с точностью повторяет их.

Таких примеров можно привести множество, так как имитация является основой социализации. Но если проявить фантазию – в жизни всегда найдётся такое время и место, когда имитация может использоваться с альтернативной целью.

Если это действие с одним и тем же человеком применять многократно, у него установится шаблон заведомо позитивного отношения.

Наверное, каждый помнит со школьной скамьи детишек, которые любили подхалимничать. Например, раздавать вместе с учителем тетради ученикам, поливать вместе с ним цветы и вытирать доску, если он начал приводить в порядок класс к уроку вместо нерадивых дежурных. В этих и подобных им случаях имитация применяется как форма достижения раппорта. И ведь совершенно неслучайно учителя любили этих маленьких хитрецов, выделяя их из толпы учеников как «своих».

Также неслучайно их отторгал детский коллектив – ведь они становились здесь «чужаками», то есть всё меньше склонялись к имитации шаблонов, принятых в коллективе учеников.

Из этого можно сделать вывод, что имитация также способна настроить нас на одну волну с нужным нам человеком. Но и здесь существует множество подводных камней. Нужный человек может счесть вас подхалимкой или навязчивой пиявкой. Если речь идёт о романтических отношениях, он решит, что вы вешаетесь ему на шею. Кроме этого, вы можете вызвать насмешки и неприязнь коллектива. Однако любые совместные действия, в том числе романтический ужин, поход на природу или танцы в клубе, могут дать вам огромный простор для проявления симпатии через имитацию.

Законы подражания

В «Законах подражания» Тард ставит вопрос о причинах быстрого распространения одних изобретений (нововведений) и забвения других. Для того чтобы дать ответ, социолог делит возможные факторы на два вида: логические и сверхлогические.

Логические законы подражания

По Тарду, логические причины, или логические законы подражания, это нововведения, которые имеют связь с содержанием. Логические законы дают объяснение тому, почему некоторые изобретения получают распространение, а другие — нет. Кроме того, они объясняют, в какой степени потребность в этих изобретениях осознанна и в какой мере нововведения совместимы с уже устоявшимися знаниями и представлениями .

Изобретения могут распространяться также в двух разных формах: логических поединков и логических союзов. Логическими поединками автор работы называет распространение нововведений, заменяющих устоявшиеся в обществе привычки и идеи. Он возможен и в том случае, когда изобретение распространяется в одно время с другим нововведением, удовлетворяющим такие же потребности. Кроме того, логические поединки делятся, в свою очередь, на индивидуальные и общественные:

«Лишь с завершением процесса индивидуального поединка начинается поединок общественный. Каждому акту подражания предшествует колебание индивида, потому что каждое изобретение или открытие, стремясь распространиться, встречает препятствие, которое дόлжно устранить и которое заключается в идее или привычке, усвоенной каждым отдельным лицом из публики».

Под логическим союзом Тард понимает «распространение нововведений, которые не противоречат друг другу, взаимно поддерживают друг друга или стремятся к соединению». Автор отделяет изобретения, которые могут накапливаться бесконечно, от тех, что на конкретной стадии накопления необходимо заменить. «В науке примером первых являются наблюдения и опыты, а примером вторых — научные теории, которые, совершенствуясь, заменяют устаревшие».

Сверхлогические законы подражания

Тард выделил 3 сверхлогических закона подражания, которые прослеживают закономерности в процессе распространения изобретений в обществе.

По утверждению Тарда, при равных логических условиях:

«Подражание идет от внутреннего к внешнему».
«Подражание низшего к высшему».
Подражание осуществляется «то настоящему, то прошедшему, в зависимости от чего люди обращают свое благосклонное внимание то на примеры отцов, то на примеры своих современников».

Иначе говоря, внешние аспекты поведения передаются позже, чем верования и желания. К примеру, вкусам индивид подражает раньше, чем роскоши. Также тому, что находится выше в социальной иерархии, будут подражать с большей вероятностью, чем среде, стоящей ниже.

Как подстроиться к собеседнику через подражание?

Наверняка вы уже знакомы с этим методом, так как он очень популярен и сведения о нём даются в различных источниках. Но применить его решается далеко не каждый. При желании использовать его в беседе обычно возникают следующие мысли:

  • это будет выглядеть вульгарно и грубо;
  • собеседник сразу заметит ваши трюки;
  • вас разоблачат, осмеют и унизят.

Такой подход к вопросу совершенно адекватен. Просматривая популярные статьи, я нередко замечала, как автор метода учит читателя закидывать ногу на ногу через короткий промежуток времени после того, как это сделает его собеседник, сидящий напротив. Или подпереть рукой голову, почесать затылок вместе с ним. Нормально? Если учесть, что человек при этом испытывает крайнее нервное напряжение и даже стыд, такие предложения действительно ненормальны. Но если говорить о прожжённых и циничных индивидах, которым не свойственно смущение в принципе – им подходит и открытое отзеркаливание жертвы. Ведь если подражание будет раскрыто, смущение появится далеко не у подражающего.

Чтобы избавиться от смущения, нам потребуется чётко уяснить: мы не передразниваем собеседника, а включаемся в диалог на более тонком уровне. То есть начинаем говорить с ним на языке тела. Если он нам ответит на этом же языке, мы испытаем удивительное чувство. Оно возникает как проявление необычной симпатии к человеку.

Но наша задача – не увлекаться этим чувством. Испытав его, нужно дать себе команду: «Есть». После этого сосредоточиться на укреплении контакта.

Начинающие могут использовать аналогии. Например:

  1. Придать своему лицу приблизительное выражение: характерно поджать губы или прищурить глаза, посмотреть в ту сторону, куда смотрит собеседник.
  2. Если собеседник взял в руки ручку и начал писать, можно соединить три пальца щепотью. На втором шаге начать мерно постукивать по поверхности стола.
  3. Если он закинул ногу на ногу, вам достаточно выставить одну ногу чуть вперёд. На втором шаге – характерно перекрестить ступни.

Если проявить фантазию, можно придумать множество интереснейших способов дать понять собеседнику интерес к нему. Поверьте, он будет эмоционально удовлетворён, а вы получите ценный опыт.

На этом этапе не нужно применять специальных методик для прекращения контакта, он может рассогласоваться любым удобным и естественным образом.

По мнению г тарда предметом социальной психологии является. Теория подражания. Г. Тард.

Тремя
основными типами социальных процессов
Тард считал повторение (подражание),
противоположение (оппозицию), приспособление
(адаптацию). Соответственно основными
социальными законами он называл законы
подражания, приспособления, оппозиции.
Но все же, в качестве самого главного
социального процесса (и соответствующих
ему законов) Тард рассматривал подражание
(законы подражания), которое он
характеризовал как своего рода гипнотизм.
Теорию подражания он распространял на
все сферы межличностных и групповых
взаимодействий. Наиболее типичным видом
социального подражания он считал
подражание низших слоев высшим.Подражание
рассматривалось ученым в качестве
основного объяснительного принципа
всей жизни – как индивидуальной, так и
общественной. Он характеризовал его
как “постоянное, всемирное социальное
явление” . Продуктом
подражания являются рост государства,
экономическое развитие, язык, религия,
другие феномены и процессы социального
мира . Социальное познание
– это, прежде всего познание того, как
происходит подражание. Оно имеет
внутренние (логические) и внешние
(внелогические) причины. Среди последних
он особо выделял социальные причины, к
которым относил религиозные, экономические,
политические, эстетические, лингвистические
и другие влияния. Французский социолог
настаивал на том, что все главнейшие
акты человеческой и общественной жизни
совершаются как следствие примера
(подражания). В этом смысле все многообразие
социальных взаимодействий имеет в своей
основе отношение “учитель – ученик”.
Под влиянием психологии подражания
Тарда его последователи-социологи стали
утверждать, что в обществе реализуются
три основных типа подражания: взаимное
подражание, подражание обычаям образцам,
подражание идеалу. Тард рассматривал
подражание в тесной связи с взаимовлиянием
людей друг на друга. Теория подражания
выходит за рамки отдельно взятого
индивида и обращается к анализу процесса
межличностного взаимодействия. Общество,
по мнению исследователя, это продукт
взаимодействия индивидуальных сознаний
через передачу людьми друг другу и
усвоение ими верований, убеждений,
желаний, намерений и т.д.

Социальная психология. Предмет и задачи социальной психологии. Отрасли социальной психологии.

Социальная
психология — это отрасль психологической науки,
изучающая
закономерности возникновения и
функционирования общественно-психологических
явлений1,
которые выступают ре­зультатом
взаимодействия людей (и их групп) как
представителей различных
общностей.

Предмет – социально – психологические явления
и процессы, выступающие результатом
взаимодействия людей как представителей
различных социальных общностей.

Объект – конкретные социальные общности(группы)
или отдельные их представители(люди).

Задачи
социальной психологии как науки. Социальная
психо­логия
как отрасль научных исследований имеет
свои конкретные задачи, включающие:

изучение: а)
специфики и своеобразия феноменов,
составляю­щих
общественное сознание людей; б)
соотношения между его ком­понентами;
в) влияния последних на развитие и жизнь
общества;

всестороннее
осмысление и обобщение данных об: а)
источниках и
условиях возникновения, формирования,
развития и функциони­рования
социально-психологических явлений и
процессов: б) воздействии этих факторов
на поведение и поступки людей в составе
многочисленных общностей;

исследование
наиболее значимых особенностей и
отличий со­циально-психологических
явлений и процессов от других
психоло­гических
и социальных феноменов, возникающих
как результат взаимодействия, общения
и взаимоотношений людей в различных
общностях;

выявление
закономерностей функционирования
социально-психологических
явлений и процессов в различных
социальных ус­ловиях;

социально-психологический
анализ взаимодействия, общения и
взаимоотношений людей, а также факторов,
обусловливающих специфику и эффективность
их влияния на совместную деятель­ность;

всеобъемлющее
изучение социально-психологических
харак­теристик
личности и своеобразия ее социализации
в различных об­щественных
условиях;

осмысление
специфики функционирования
социально-психо­логических явлений
и процессов, возникающих в малой группе,
и их влияния на поведение, общение и
взаимодействие людей в ней;

исследование
своеобразия психологии больших
социальных групп и специфики проявления
мотивационных, интеллектуально-познавательных,
эмоционально-волевых и
коммуникативно-пове­денческих
особенностей людей, являющихся их
членами;

выявление роли и
значения религиозной психологии в
жизни и
деятельности людей, ее социально-психологического
содержания и
форм проявления, а также специфики ее
влияния на общение и взаимодействие
индивидов;

всестороннее
изучение социально-психологических
особенно­стей
политической жизни и политической
деятельности людей, свое­образия
трансформации психики человека и групп
людей, оказав­шихся под непосредственным
влиянием политических процессов,
происходящих в обществе;

исследование
массовидных социально-психологических
явле­ний и процессов, их роли и значения
в общественной жизни, влия­ния на
поступки и поведение людей в экстремальных
ситуациях;

прогнозирование
политических, национальных и других
про­цессов
в развитии государства (общества) на
основе учета социаль­но-психологических
законов и механизмов.

Связь изобретения и подражания

В своей работе Тард пишет, что изобретения, или нововведения, распространяются и становятся социально значимыми благодаря подражанию. «В общественном отношении, все оказывается изобретениями и подражаниями; подражания — это реки, вытекающие из тех гор, что представляют собой изобретения».

Механизм подражания автор описывает тем, что это явление зарождается вследствие оказания воздействия одним человеком на другого, поэтому «особое место в понимании подражания Тард отводил коммуникации, разговору». Именно разговор играет исключительную роль в процессе распространения подражания, а «изобретения появляются тем скорее, чем чаще и полнее происходит обмен идей между индивидами».

Тард считает, что подражание бывает двух типов: приблизительным и точным. В своей работе он приводит сравнение с качеством отпечатка:

«Это как большая печать, оставляющая несовершенную пометку на кусочках воска, которые она прижимает, но которая не может быть полностью восстановлена без сравнения всех ее отпечатков».

Подражание кому либо. Значение слова «подражание»

ПОДРАЖА́НИЕ , -я, ср.

1. Действие по знач. глаг. подражать . Подражание взрослым. Склонность к подражанию. □ — Нет на свете человека менее оригинального, чем ваш покорнейший слуга. Я, должно быть, и родился-то в подражание другому. Тургенев, Гамлет Щигровского уезда. Он никогда не пытался высмеивать юного Бакланова за подражание. В его годы Левинсон тоже подражал людям, учившим его. Фадеев, Разгром.

2. Произведение, следующее какому-л. образцу, воспроизводящее какой-л. образец. До Пушкина было довольно переводов из греческих поэтов, равно как и подражаний греческим поэтам. Белинский, Сочинения А. Пушкина.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):

Подража́ние — механизм социализации, следование образцу. У животных — подражательное (имитационное) научение, копирование поведения.

Теория социального подражания г. Тарда

Теория возникла
в конце XIX в. на стыке двух наук ‑
социологии и социальной психологии. По
мнению Габриеля Тарда, основоположника
теории, в основе всех отношений людей
лежит неодолимое психическое стремление
к подражанию. Отношения между людьми
всегда строятся по типу «учитель –
ученик». В более поздних социологических
работах выделены три типа подражания:
1) подражание людей друг другу; 2) подражание
обычаям и образцам; 3) подражание идеалу.
Все общественные процессы можно объяснить
с помощью явления подражания. Способность
к подражанию является источником
прогрессивных изменений в обществе.
Люди, наделённые творческой инициативой
и оригинальностью, показывают новые
образцы поведения (изобретения), вызывая
у окружающих желание им подражать.
Феномен подражания является причиной
социальных конфликтов. Конфликты в
обществе возникают в результате того,
что люди следуют различным образцам
подражания, конкурирующим изобретениям,
и это ставит их в оппозицию друг другу.

Как избавиться от подражания. Подражание, как следствие заражения

Если говорить о принципиальных различиях между подражанием и заражением, то они вполне очевидны на уровне здравого смысла. Если один субъект (индивид, масса) заражает, то другой субъект (индивид) заражается и в результате начинает подражать тому, кто его заражал. Таким образом, заражение и подражание соотносятся как активная причина и пассивное следствие.

Подчеркнем исключительно пассивную, в данной трактовке, сущность феномена подражания. По своей сути подражание в целом всегда является подражанием действию, поступку, мимике и пантомимике, одежде, и лишь в качестве частного подражательного акта выступает речеподражание — будь то подражание совсем непроизвольное (типа эхолалии) или же осуществляемое под контролем сознания. Из всего сказанного выше Б. Ф. Поршнев и делал свой основной вывод о том, что массовое подражание восходит к физиологическому явлению, общему для всех стадных и особенно высших животных, хотя иногда, конечно, оно может принимать и специфически человеческую форму (социальное подражание).

Теория подражания Тарда

В социальной психологии теория подражания представлена, как явление, где её анализируют в таких формах, как имитирование поведения конкретного индивида или копирование норм, которые соблюдаются в группе. Также выделяют такие его формы, как конгруэнция (реализация согласованных действий группы), копирование (отображение точных действий других в поведении), референтность (копирование или конгруэнция к людям, не присутствующим в контакте). Механизм подражания в психологии изучал социолог Ж. Тард.

Теория подражания Тарда кратко строится на трех базовых типах процессов общества: оппозиция, повторение, оно же подражание и адаптация (приспособление). Соответственно базовыми социальными законами у него выделялись законы подражания, адаптации, оппозиции. Но важнейшим среди них он выделял закон повторения и предоставлял именно ему больше всего своего внимания. Он также говорил, что подражание – некоторого рода гипнотический феномен. Его теория распространена на область групповых и межличностных взаимодействий. Характерным типом в социальном плане считается подражание, где низшие слои подражают высшим.

Процесс подражания Тард понимал, как основной объяснительный принцип жизни, и персональной и коллективной. Он считал его всемирным, постоянным социальным явлением, что способствует росту государства, его экономическому развитию, религии, языку, и других феноменов.

Социальное познание выступает познанием процесса подражания. Его возникновению способствуют внутренние с внешними причины, по-другому их называют логическими, внелогическими

Во внешних причинах он особенно уделял внимание социальным причинам, в которые включал экономические, религиозные, политические, лингвистические и эстетические влияния

Теория Тарда упирается на то, что основоположные акты персональной и социальной жизни проявляются, как следствие подражания. Это значит то, что общественные взаимодействия имеют в своем основании такое отношение, как «учитель-ученик».

Теория подражания Тарда повлияла на его последователей, которые твердили, что в социуме существуют три главных типа: взаимное подражание, традициям (обычаям) и идеалу. Его теория анализирует данный феномен в связи с взаимными действиями людей.

Теория Тарда выступает за рамки персоны и устремляется к рассмотрению межличностного взаимодействия. Тард считает социум продуктом взаимодействия персональных сознаний через перенос людьми информации, освоение ими убеждений, верований, намерений, желаний.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector