- Введение
- Этапы планирования[править]
- Источники
- Источники
- 2 Вопрос
- Тестирование как метод исследования
- Этапы планирования
- Источники[править]
- Этапы планирования
- Этапы планирования
- Источники[править | править код]
- 2. Этапы планирования
- Этапы планирования
- Основные вопросы, на которые отвечает экспериментальный план
- Этапы планирования
- Источники
- 3 Вопрос. Истинные эксперименты
- Источники
- Источники
- Основные вопросы, на которые отвечает экспериментальный план
- Основные вопросы, на которые отвечает экспериментальный план
- Источники
- Основные вопросы, на которые отвечает экспериментальный план
- Этапы планирования[править | править код]
- Основные вопросы, на которые отвечает экспериментальный план[править | править код]
- 01 X 02
- Способы сглаживания отрицательного воздействия неформальных групп в организации.
- План № 4 План с предварительным, итоговым тестирование и контрольной группой r o1 X o2 r o3 o4
Введение
Планирование эксперимента — один из важнейших этапов организации психологического исследования, на котором исследователь пытается сконструировать наиболее оптимальную для воплощения на практике модель (то есть план) эксперимента.
Грамотно составленная схема исследования, план, позволяет добиться оптимальных значений валидности, надёжности и точности в исследовании, предусмотреть нюансы, за которыми сложно уследить при бытовом «спонтанном экспериментировании». Зачастую, чтобы скорректировать план, экспериментаторы проводят так называемое пилотажное, или пробное, исследование, которое можно рассматривать как «черновик» будущего научного эксперимента.
Этапы планирования[править]
Планирование включает в себя два этапа:
- Содержательное планирование эксперимента:
- Определение ряда теоретических и экспериментальных положений, образующих теоретическую основу исследования.
- Формулировка теоретических и экспериментальных гипотез исследования.
- Выбор необходимого метода эксперимента.
- Решение вопроса выборки испытуемых:
- Определение состава выборки.
- Определение объёма выборки.
- Определение способа формирования выборки.
- Формальное планирование эксперимента:
- Достижение возможности сравнения результатов.
- Достижение возможности обсуждения полученных данных.
- Обеспечение экономичного проведения исследования.
Главной целью формального планирования считается исключение максимально возможного числа причин искажения результатов.
Источники
- Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология : учебник. — М. : Проспект, 2005. — С. 80—81. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98032-770-3.
- ↑ См. там же.
- См. там же. С. 82—83.
- Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — СПб.: Питер, 2004. С. 248.
- Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология. С. 82—83.
- Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. С. 258—261.
- См. там же. С. 275.
- См. там же. С. 353.
- Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 103.
- Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 138.
- Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. С. 388—392.
- Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. С. 140.
- См. там же. С. 142
Источники
- Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология : учебник. — М. : Проспект, 2005. — С. 80—81. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98032-770-3.
- ↑ См. там же.
- См. там же. С. 82—83.
- Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — СПб.: Питер, 2004. С. 248.
- Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология. С. 82—83.
- Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. С. 258—261.
- См. там же. С. 275.
- См. там же. С. 353.
- Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 103.
- Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 138.
- Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. С. 388—392.
- Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. С. 140.
- См. там же. С. 142
2 Вопрос
Доэкспериментальные планы являются рудиментами вчерашнего дня психологической науки. Между тем как квазиэкспериментальное планирование — атрибут его сегодняшнего и, по мнению многих исследователей, завтрашнего дня.
20 стр., 9711 слов
Тестирование как метод исследования
… Этические нормы работы психолога с психодиагностическими методами. Достоверность результатов тестирования. Способы контроля за достоверностью. Личностные опросники Айзенка. Тесты общих способностей, их … валидность, надежность. Стадия 2. Содержательный (куррикулярный) анализ. Анализу подвергаются учебные планы и учебники. Поскольку тесты «школьной успеваемости» направлены на соотносительную группу, …
Доэкспериментальные планы, точнее — исследования, которые проводились и проводятся до сих пор по определенным схемам, не учитывают требований, предъявляемых к плану классического экспериментального исследования. Причина — незнание этих требований или невозможность их учета при проведении реального исследования в конкретных условиях. Исследования по схеме доэкспери-ментальных планов проводились еще до возникновения теории планирования эксперимента.
Квазиэкспериментальные планы являются попыткой учета реалий жизни при проведении эмпирических исследований. Те условия, в которые ставит жизнь и практические задачи экспериментаторов, не всегда позволяют реализовать планы «истинных экспериментов», использовать схемы контроля внешних переменных. Однако научные и научно-прикладные задачи нужно решать. Квазиэкспериментальные планы создаются специально с отступлением от схемы «истинного эксперимента». Исследователь осознаетте источники артефактов — внешние переменные, которые он не может контролировать. Для частичной компенсации и контроля эффектов, возникающих при нарушении планов «истинных экспериментов», исследователи используют искусственные схемы — квазиэкспериментальные планы.
Квазиэксперимент является своеобразным компромиссом между реальностью и «строгостью» методологических предписаний. Однако квазиэксперимент используется не только для решения прикладных проблем, но и для проведения научных исследований. Наиболее авторитетные авторы, чьи работы стали классическими, Кох и Кэмпбелл (1979) сформулировали основные теоретические принципы квазиэкспериментального планирования. Квазиэкспериментальный план используется тогда, когда применение лучшего плана невозможно.
Доэкспериментальные планы служат, скорее, в качестве иллюстрации. В практике научных исследований по возможности их следует избегать.
Этапы планирования
Планирование включает в себя два этапа:
- Содержательное планирование эксперимента:
- Определение ряда теоретических и экспериментальных положений, образующих теоретическую основу исследования.
- Формулировка теоретических и экспериментальных гипотез исследования.
- Выбор необходимого метода эксперимента.
- Решение вопроса выборки испытуемых:
- Определение состава выборки.
- Определение объёма выборки.
- Определение способа формирования выборки.
- Формальное планирование эксперимента:
- Достижение возможности сравнения результатов.
- Достижение возможности обсуждения полученных данных.
- Обеспечение экономичного проведения исследования.
Главной целью формального планирования считается исключение максимально возможного числа причин искажения результатов.
Источники[править]
- Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Проспект, 2005. С. 80—81.
- См. там же.
- См. там же. С. 82—83.
- Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — СПб.: Питер, 2004. С. 248.
- Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология. С. 82—83.
- Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. С. 258—261.
- См. там же. С. 275.
- См. там же.
- См. там же. С. 353.
- Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 103.
- См. там же.
- Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 138.
- Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. С. 388—392.
- См. там же.
- Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. С. 140.
- См. там же.
- См. там же. С. 142
Этапы планирования
Планирование включает в себя два этапа:
- Содержательное планирование эксперимента:
- Определение ряда теоретических и экспериментальных положений, образующих теоретическую основу исследования.
- Формулировка теоретических и экспериментальных гипотез исследования.
- Выбор необходимого метода эксперимента.
- Решение вопроса выборки испытуемых:
- Определение состава выборки.
- Определение объёма выборки.
- Определение способа формирования выборки.
- Формальное планирование эксперимента:
- Достижение возможности сравнения результатов.
- Достижение возможности обсуждения полученных данных.
- Обеспечение экономичного проведения исследования.
Главной целью формального планирования считается исключение максимально возможного числа причин искажения результатов.
Этапы планирования
Планирование включает в себя два этапа:
- Содержательное планирование эксперимента:
- Определение ряда теоретических и экспериментальных положений, образующих теоретическую основу исследования.
- Формулировка теоретических и экспериментальных гипотез исследования.
- Выбор необходимого метода эксперимента.
- Решение вопроса выборки испытуемых:
- Определение состава выборки.
- Определение объёма выборки.
- Определение способа формирования выборки.
- Формальное планирование эксперимента:
- Достижение возможности сравнения результатов.
- Достижение возможности обсуждения полученных данных.
- Обеспечение экономичного проведения исследования.
Главной целью формального планирования считается исключение максимально возможного числа причин искажения результатов.
Источники[править | править код]
- Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология : учебник. — М. : Проспект, 2005. — С. 80—81. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98032-770-3.
- ↑ См. там же.
- См. там же. С. 82—83.
- Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — СПб.: Питер, 2004. С. 248.
- Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология. С. 82—83.
- Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. С. 258—261.
- См. там же. С. 275.
- См. там же. С. 353.
- Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 103.
- Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 138.
- Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. С. 388—392.
- Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. С. 140.
- См. там же. С. 142
2. Этапы планирования
Планирование включает в себя два этапа:
- Содержательное планирование эксперимента:
- Определение ряда теоретических и экспериментальных положений, образующих теоретическую основу исследования.
- Формулировка теоретических и экспериментальных гипотез исследования.
- Выбор необходимого метода эксперимента.
- Решение вопроса выборки испытуемых:
- Определение состава выборки.
- Определение объёма выборки.
- Определение способа формирования выборки.
- Формальное планирование эксперимента:
- Достижение возможности сравнения результатов.
- Достижение возможности обсуждения полученных данных.
- Обеспечение экономичного проведения исследования.
Главной целью формального планирования считается исключение максимально возможного числа причин искажения результатов.
Этапы планирования
Планирование включает в себя два этапа:
- Содержательное планирование эксперимента:
- Определение ряда теоретических и экспериментальных положений, образующих теоретическую основу исследования.
- Формулировка теоретических и экспериментальных гипотез исследования.
- Выбор необходимого метода эксперимента.
- Решение вопроса выборки испытуемых:
- Определение состава выборки.
- Определение объёма выборки.
- Определение способа формирования выборки.
- Формальное планирование эксперимента:
- Достижение возможности сравнения результатов.
- Достижение возможности обсуждения полученных данных.
- Обеспечение экономичного проведения исследования.
Главной целью формального планирования считается исключение максимально возможного числа причин искажения результатов.
Основные вопросы, на которые отвечает экспериментальный план
Экспериментальный план создаётся для того, чтобы ответить на основные вопросы о:
- количестве независимых переменных, которые используются в эксперименте (одна или несколько?);
- количестве уровней независимой переменной (изменяется ли независимая переменная или остаётся постоянной?);
- методах контроля дополнительных, или возмущающих, переменных (какие необходимо и целесообразно применить?):
- метод прямого контроля (прямое исключение известной дополнительной переменной),
- метод выравнивания (учитывать известную дополнительную переменную при невозможности её исключения),
- метод рандомизации (случайный отбор групп в случае неизвестности дополнительной переменной).
Одним из самых важных вопросов, на которые должен ответить экспериментальный план, — определить, в какой последовательности должно происходить изменение рассматриваемых стимулов (независимых переменных), воздействующих на зависимую переменную. Такое воздействие может варьироваться от простой схемы «A1—A2», где A1 — первое значение стимула, A2 — второе значение стимула, до более сложных, таких, как «A1—A2—A1—A2», и т. д. Последовательность предъявления стимулов — очень важный вопрос, напрямую касающийся соблюдения валидности исследования: к примеру, если постоянно предъявлять человеку один и тот же стимул, он может стать менее восприимчив к нему.
Этапы планирования
Планирование включает в себя два этапа:
- Содержательное планирование эксперимента:
- Определение ряда теоретических и экспериментальных положений, образующих теоретическую основу исследования.
- Формулировка теоретических и экспериментальных гипотез исследования.
- Выбор необходимого метода эксперимента.
- Решение вопроса выборки испытуемых:
- Определение состава выборки.
- Определение объёма выборки.
- Определение способа формирования выборки.
- Формальное планирование эксперимента:
- Достижение возможности сравнения результатов.
- Достижение возможности обсуждения полученных данных.
- Обеспечение экономичного проведения исследования.
Главной целью формального планирования считается исключение максимально возможного числа причин искажения результатов.
Источники
- Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология : учебник. — М. : Проспект, 2005. — С. 80—81. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98032-770-3.
- ↑ См. там же.
- См. там же. С. 82—83.
- Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — СПб.: Питер, 2004. С. 248.
- Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология. С. 82—83.
- Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. С. 258—261.
- См. там же. С. 275.
- См. там же. С. 353.
- Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 103.
- Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 138.
- Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. С. 388—392.
- Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. С. 140.
- См. там же. С. 142
3 Вопрос. Истинные эксперименты
Планы, где используется максимальное количество козможных мер контроля, благодаря чему эксперименты, проводимые по этим планам достаточно хорошо защищены от факторов, нарушающих внутреннюю валидность.
К истинным экспериментальным планам относятся планы №4, №5, №6. Необходимым условием истинного эксперимента является возможность актуального управление Х. Во всех трех истинных экспериментальных планах присутствуют рандомизация, в двух планах сочетается использование контрольной группы и предварительного тестирования. Чаще всего истинные эксперименты проводятся в лабораторных условиях.
Источники
- Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Проспект, 2005. С. 80—81.
- ↑ 12345 См. там же.
- См. там же. С. 82—83.
- Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — СПб.: Питер, 2004. С. 248.
- Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология. С. 82—83.
- Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. С. 258—261.
- См. там же. С. 275.
- См. там же. С. 353.
- Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 103.
- Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 138.
- Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. С. 388—392.
- Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. С. 140.
- См. там же. С. 142
Источники
- Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология : учебник. — М. : Проспект, 2005. — С. 80—81. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98032-770-3.
- ↑ См. там же.
- См. там же. С. 82—83.
- Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — СПб.: Питер, 2004. С. 248.
- Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология. С. 82—83.
- Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. С. 258—261.
- См. там же. С. 275.
- См. там же. С. 353.
- Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 103.
- Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 138.
- Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. С. 388—392.
- Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. С. 140.
- См. там же. С. 142
Основные вопросы, на которые отвечает экспериментальный план
Экспериментальный план создаётся для того, чтобы ответить на основные вопросы о:
- количестве независимых переменных, которые используются в эксперименте (одна или несколько?);
- количестве уровней независимой переменной (изменяется ли независимая переменная или остаётся постоянной?);
- методах контроля дополнительных, или возмущающих, переменных (какие необходимо и целесообразно применить?):
- метод прямого контроля (прямое исключение известной дополнительной переменной),
- метод выравнивания (учитывать известную дополнительную переменную при невозможности её исключения),
- метод рандомизации (случайный отбор групп в случае неизвестности дополнительной переменной).
Одним из самых важных вопросов, на которые должен ответить экспериментальный план, — определить, в какой последовательности должно происходить изменение рассматриваемых стимулов (независимых переменных), воздействующих на зависимую переменную. Такое воздействие может варьироваться от простой схемы «A1—A2», где A1 — первое значение стимула, A2 — второе значение стимула, до более сложных, таких, как «A1—A2—A1—A2», и т. д. Последовательность предъявления стимулов — очень важный вопрос, напрямую касающийся соблюдения валидности исследования: к примеру, если постоянно предъявлять человеку один и тот же стимул, он может стать менее восприимчив к нему.
Основные вопросы, на которые отвечает экспериментальный план
Экспериментальный план создаётся для того, чтобы ответить на основные вопросы о:
- количестве независимых переменных, которые используются в эксперименте (одна или несколько?);
- количестве уровней независимой переменной (изменяется ли независимая переменная или остаётся постоянной?);
- методах контроля дополнительных, или возмущающих, переменных (какие необходимо и целесообразно применить?):
- метод прямого контроля (прямое исключение известной дополнительной переменной),
- метод выравнивания (учитывать известную дополнительную переменную при невозможности её исключения),
- метод рандомизации (случайный отбор групп в случае неизвестности дополнительной переменной).
Одним из самых важных вопросов, на которые должен ответить экспериментальный план, — определить, в какой последовательности должно происходить изменение рассматриваемых стимулов (независимых переменных), воздействующих на зависимую переменную. Такое воздействие может варьироваться от простой схемы «A1—A2», где A1 — первое значение стимула, A2 — второе значение стимула, до более сложных, таких, как «A1—A2—A1—A2», и т. д. Последовательность предъявления стимулов — очень важный вопрос, напрямую касающийся соблюдения валидности исследования: к примеру, если постоянно предъявлять человеку один и тот же стимул, он может стать менее восприимчив к нему.
Источники
- Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология : учебник. — М. : Проспект, 2005. — С. 80—81. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98032-770-3.
- ↑ См. там же.
- См. там же. С. 82—83.
- Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — СПб.: Питер, 2004. С. 248.
- Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология. С. 82—83.
- Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. С. 258—261.
- См. там же. С. 275.
- См. там же. С. 353.
- Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 103.
- Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 138.
- Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. С. 388—392.
- Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. С. 140.
- См. там же. С. 142
Основные вопросы, на которые отвечает экспериментальный план
Экспериментальный план создаётся для того, чтобы ответить на основные вопросы о:
- количестве независимых переменных, которые используются в эксперименте (одна или несколько?);
- количестве уровней независимой переменной (изменяется ли независимая переменная или остаётся постоянной?);
- методах контроля дополнительных, или возмущающих, переменных (какие необходимо и целесообразно применить?):
- метод прямого контроля (прямое исключение известной дополнительной переменной),
- метод выравнивания (учитывать известную дополнительную переменную при невозможности её исключения),
- метод рандомизации (случайный отбор групп в случае неизвестности дополнительной переменной).
Одним из самых важных вопросов, на которые должен ответить экспериментальный план, — определить, в какой последовательности должно происходить изменение рассматриваемых стимулов (независимых переменных), воздействующих на зависимую переменную. Такое воздействие может варьироваться от простой схемы «A1—A2», где A1 — первое значение стимула, A2 — второе значение стимула, до более сложных, таких, как «A1—A2—A1—A2», и т. д. Последовательность предъявления стимулов — очень важный вопрос, напрямую касающийся соблюдения валидности исследования: к примеру, если постоянно предъявлять человеку один и тот же стимул, он может стать менее восприимчив к нему.
Этапы планирования[править | править код]
Планирование включает в себя два этапа:
- Содержательное планирование эксперимента:
- Определение ряда теоретических и экспериментальных положений, образующих теоретическую основу исследования.
- Формулировка теоретических и экспериментальных гипотез исследования.
- Выбор необходимого метода эксперимента.
- Решение вопроса выборки испытуемых:
- Определение состава выборки.
- Определение объёма выборки.
- Определение способа формирования выборки.
- Формальное планирование эксперимента:
- Достижение возможности сравнения результатов.
- Достижение возможности обсуждения полученных данных.
- Обеспечение экономичного проведения исследования.
Главной целью формального планирования считается исключение максимально возможного числа причин искажения результатов.
Основные вопросы, на которые отвечает экспериментальный план[править | править код]
Экспериментальный план создаётся для того, чтобы ответить на основные вопросы о:
- количестве независимых переменных, которые используются в эксперименте (одна или несколько?);
- количестве уровней независимой переменной (изменяется ли независимая переменная или остаётся постоянной?);
- методах контроля дополнительных, или возмущающих, переменных (какие необходимо и целесообразно применить?):
- метод прямого контроля (прямое исключение известной дополнительной переменной),
- метод выравнивания (учитывать известную дополнительную переменную при невозможности её исключения),
- метод рандомизации (случайный отбор групп в случае неизвестности дополнительной переменной).
Одним из самых важных вопросов, на которые должен ответить экспериментальный план, — определить, в какой последовательности должно происходить изменение рассматриваемых стимулов (независимых переменных), воздействующих на зависимую переменную. Такое воздействие может варьироваться от простой схемы «A1—A2», где A1 — первое значение стимула, A2 — второе значение стимула, до более сложных, таких, как «A1—A2—A1—A2», и т. д. Последовательность предъявления стимулов — очень важный вопрос, напрямую касающийся соблюдения валидности исследования: к примеру, если постоянно предъявлять человеку один и тот же стимул, он может стать менее восприимчив к нему.
01 X 02
План с предварительным и итоговым тестированием одной группы часто применяется в социологических, социально-психологических и педагогических исследованиях: 01 X 02. В этом плане отсутствует контрольная выборка, поэтому нельзя утверждать, что изменения (разница 0, и 0,) зависимой переменной, регистрируемые в ходе тестирования, вызваны именно изменением независимой переменной. Между начальным и конечным тестированием происходят и другие «фоновые» события, воздействующие на испытуемых наравне с независимой переменной. Кроме того, этот план не позволяет контролировать эффект «естественного развития»: в течение короткого времени — изменение состояния испытуемого (утомление, мо-нотония, скука и др.), а в течение длительного времени — изменения личностных черт. Наконец, эффект тестирования — воздействия предыдущего обследования на последующее — может быть еще одним неконтролируемым фактором, влияющим на изменение зависимой переменной. Можно перечислить и другие источники артефактов — внешние переменные, которые не контролируются этим планом.
ПЛАН №3 Сравнение статистических групп / план для двух неэквивалентных групп с тестированием после воздействия.
Х О1
О2
Этот план лучше предыдущего хотя бы тем, что позволяет учитывать эффект тестирования благодаря введению контрольной группы, а также отчасти контролировать влияние «истории» — фоновых воздействий на испытуемых и ряд других внешних переменных (инструментальную погрешность, регрессию и др.).
Но с помощью этого плана невозможно учесть эффект естественного развития, так как нет материала для сравнения состояния испытуемых на данный момент с начальным (нет предварительного тестирования).
8 стр., 3891 слов
Способы сглаживания отрицательного воздействия неформальных групп в организации.
Цели Организация, по определению, это — группа людей с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально.Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Структура Структура организации отражает …
Этот доэкспериментальный план распространен в психологической исследовательской практике. Для сравнения результатов контрольной и экспериментальной групп используется t-критерий Стыо-дента. Всегда надо иметь в виду, что различия результатов тестирования могут быть обусловлены не экспериментальным воздействием, а различием состава групп. Этот план, если отбросить экспериментальное воздействие, вполне применим в корреляционном исследовании, но его не следует использовать для проверки гипотез о причинной связи двух переменных.
План № 4 План с предварительным, итоговым тестирование и контрольной группой r o1 X o2 r o3 o4
Производится выравнивание групп, рандомизация. Данный план используется часто. Главным источником артефактов, нарушающих валидность, является взаимодействие тестирования с экспериментальным воздействием. Кэмпбелл отмечает необходимость контроля внутригрупповых событий, а также эффекта неодновременности тестирования в обеих группах. В реальности невозможно проводить эксперимент так, чтобы тест и контрольный тест проводилось одновременно. Обычно контроль неодновременности тестирования осуществляется с помощью двух экспериментаторов, проводящих тестирование в двух группах одновременно.
Оптимальной считается процедура рандомизации порядка тестирования: число членов, входящих в экспериментальную и контрольную группу производится в случайном порядке, также производится их тестирование и предъявление экспериментального воздействия.
Фактор селекции и фактор регрессии контролируется при помощи процедуры рандомизации.
При обработке полученных данных используются параметрические критерии Т и F и сравнение производится по трем показателям:
- Сравниваются О1 и О2
- Сравниваются О3 и О4
- Сравниваются О2 и О4
Гипотезу о значимости влияний НП на ЗП можно принять в том случае, если выполняются два условия: 1- Различия между О1 и О2 значимы, а между О3 и О4 не значимы; 2 -Различия между О2 и О4 значимы
Применение этого плана позволяет контролировать влияние ПП, нарушающих внутреннюю валидность. Внешнюю валидность связывают с переносом данных на реальность. Главным моментом, отличающим экспериментьальную ситуацию от реальной является введение предварительного тестирования.
Взаимодействие эффекта тестирования и экспериментальго воздействия является тем фактором, который нарушает внешнюю валидность в плане №4, делая испытуемых более чувствительными к экспериментальному воздействию.