Понятие о стрессе и методах его профилактики. школьные неврозы

Содержание
  1. Какие бывают неврозы?
  2. Что такое синдром отличника и как с ним бороться: симптомы и причины синдрома отличника у детей и подростков
  3. Почему возникает синдром отличника
  4. Как определить синдром отличника у ребёнка
  5. Как бороться с синдромом отличника
  6. Проявляйте любовь
  7. Поддерживайте
  8. Чаще хвалите
  9. Проработайте нереализованные амбиции
  10. Резюме
  11. Школьные неврозы: отличник
  12. 1 Причины развития синдрома
  13. Что такое невроз?
  14. Советы психологов
  15. Невроз отличника — что это и как лечить?
  16. Что такое невроз?
  17. Как проявляется невроз отличника?
  18. Отличник – значит невротик?
  19. Пройдет ли невроз сам по себе?
  20. Причины возникновения синдрома отличника
  21. Невроз отличника — что это и как лечить?
  22. Что такое невроз?
  23. Как проявляется невроз отличника?
  24. Отличник – значит невротик?
  25. Пройдет ли невроз сам по себе?
  26. Последствия
  27. Личная жизнь
  28. Работа
  29. Отношения с окружающими

Какие бывают неврозы?

При всем многообразии классификаций и выделения различных форм невротических синдромов, о котором мы уже говорили, все же общепризнанным остается существование трех классических форм невроза в качестве основных — неврастении (астенический невроз), истерического невроза и невроза навязчивых состояний.

Их-то мы, во избежании дальнейшей путаницы, и рассмотрим.

Неврастения. При этом расстройстве основными симптомами болезни являются жалобы на повышенную утомляемость, снижение успеваемости и продуктивности в других делах, невозможность сосредоточиться, физическая слабость и истощаемость даже после минимальных усилий, невозможность расслабиться. Часто к этому присоединяются и другие неприятные физические ощущения, такие как головокружения, головные боли, желудочно-кишечные расстройства. Обычна также раздражительность, потеря чувства радости жизни, удовольствия, различные нарушения сна.

Иногда неврастеническому синдрому непосредственно предшествует заболевание гриппом, вирусным гепатитом или инфекционным мононуклеозом.

Но чаще всего астенический невроз возникает в связи с продолжительно воздействующим стрессом, длительным недосыпанием, умственным или физическим переутомлением, опасной для жизни ситуацией.

Ребенок при неврастении обычно робок и неуверен в себе. Его стиль приспособления к жизни — капитуляция перед ней. Всем своим видом он как бы говорит: “Оставьте меня в покое — я болен!” Это одна из форм психологической защиты. Как правило, такого ребенка действительно щадят и жалеют. Он приспособился.

Но существует и такое понятие, как внутренний конфликт. Внутренний конфликт — это, как правило, противостояние осознаваемых притязаний, желаний и неосознаваемой самооценки или установки. Иногда одна из позиций сознания противоречит другой — это тоже внутренний конфликт.

Бывает и так, что противостоят друг другу две установки (например, установка, внушенная отцом: “Надо бороться!” И установка бабушки: “Безопасность — любой ценой!”). Такой внутренний конфликт целиком неосознаваем.

Внутренний конфликт — основа, стержень любого невроза. Он раздваивает человека, делает его эмоционально и поведенчески нестабильным. Психическая травма или длительное психологическое напряжение привели к доминированию одной стороны, участвующей в конфликте (например: “Я ничего не могу, всего боюсь”), но вторая (“Хочу, желаю”) тоже никуда не исчезла.

Что такое синдром отличника и как с ним бороться: симптомы и причины синдрома отличника у детей и подростков

Пожалуй, синдром отличника у ребёнка — не самый популярный психологический комплекс. Родителей чаще волнует другое — как вытянуть школьника на четвёрки, заполнить пробелы, научить учиться. Отличников ставят в пример, а мамам и папам отличников завидуют — вон какой у вас ребёнок, просто загляденье. И кажется, что бороться здесь попросту не с чем.

Но синдром отличника — частый спутник амбиций и успеха. По сути, это нездоровая зависимость от одобрения окружающих. Это стремление достигать успеха и похвалы во всём, не позволять себе проигрывать. Это навязчивая зацикленность на оценках без наслаждения процессом учёбы. 

Почему возникает синдром отличника

Как правило, причины синдрома отличника — следующие: 

  • нехватка внимания, любви и заботы со стороны близких людей, 
  • завышенные требования родителей, 
  • отсутствие похвалы и поощрений, 
  • психологическое давление родителей, 
  • наказания (физические и нефизические) за плохие оценки. 

Как определить синдром отличника у ребёнка

Вот три частых симптома синдрома отличника, помимо «чрезмерно хорошей учёбы». 

  1. Зависимость от чужого мнения

Если самооценка ребёнка чрезмерно зависит от того, что говорят окружающие, — стоит обратить внимание. Ребята с синдромом легко теряют уверенность в себе, услышав критику, и, напротив, преисполняются самоуверенностью от похвалы

Мы все в той или иной степени зависим от того, что думают окружающие. Но это не должно переходить границы допустимого. 

Синдром отличника у подростка вовсе не гарантирует, что высокие отметки достигаются честными способами. Бывает, что ребёнок превосходно учится в начальной школе, завоёвывает титул первого ученика, переходит в средние классы и успеваемость падает. А престиж нужно поддерживать — вокруг создаётся давление. Чтобы оправдать ожидания, приходится идти на любые способы. 

Жуткие кошмары любого отличника — двойка за работу, незнание ответа на вопрос, неготовность к ответу на уроке. Вместо того чтобы учиться на ошибках, ребята с синдромом отличника воспринимают каждую как конец света. Достаточно четвёрки вместо ожидаемой пятёрки — и ребёнок уже рисует себе картины последующих пожизненных неудач и провалов. 

Подпись: unsplash.com / @jeshoots

Как бороться с синдромом отличника

Итак, вы поняли, что у вашего ребёнка синдром отличника. Что же делать? Вот несколько тактик. Примените их в общении с ребёнком — и ситуация улучшится. 

Проявляйте любовь

То, что вы любите ребёнка, может быть ему неочевидно. Демонстрируйте чувства поступками, не стесняйтесь ласки и проявления эмоций. Ребёнок должен знать, что его любят не потому, что он отличник, а просто потому, что он есть

И неважно, какие оценки, — любить будут всегда. 

Поддерживайте

Другой способ, как бороться с синдромом отличника, — показать, на чьей вы стороне. Ребёнок должен чувствовать поддержку, а не обвинения родителей, которые вторят учителям: «Контрольная написана плохо! Тему не доучил! Сочинение слабое!». 

Не объединяйтесь с чужими, а вставайте на защиту ребёнка. И даже если сочинение действительно слабое — не нужно накидываться на ребёнка с претензиями. Обнимите и скажите, что ошибки — это нормально. 

Чаще хвалите

Поощряйте ребёнка и говорите, что он умница и молодец. Не в связи с оценками, а просто так. К синдрому отличника нередко приводит именно недостаток одобрения и признания от родителей

Поэтому важно демонстрировать, что цените ребёнка и признаёте его заслуги. 

Проработайте нереализованные амбиции

Часто мы перекладываем на ребёнка то, что не воплотили в жизнь сами. Например, вы всегда хотели стать врачом, но пошли в юристы. А ребёнка подталкиваете к медицинской карьере, возлагаете на него завышенные ожидания и требуете великолепных академических достижений по биологии и химии. 

Уберите важность

Уроки — не главное! Оценки — не главное! Главное — это быть счастливым и любимым. И конечно же, за ошибки в учёбе нельзя наказывать

Сместите фокус внимания важности с учёбы на простые радости и удовольствия жизни. 

Учиться — нужно и полезно, но необязательно всегда быть первым. Бывает так, что лучше сбавить темп — и прийти вторым или третьим. Зато остаться счастливым.  

Резюме

Чтобы избавиться от синдрома отличника, пожалуй, главный совет — транслировать ребёнку здоровое и позитивное отношение к учёбе. Вовсе не нужно убиваться и получать ежедневные пятёрки с плюсом.

Объясните ребёнку, что ошибки — не смертный приговор, а часть обучения.

А если чувствуете, что требуется тщательная и комплексная проработка страхов и комплексов ребёнка, — обратитесь к квалифицированному психологу.

Школьные неврозы: отличник

Некоторые психологические и когнитивные привычки, доведенные до абсурда, оказываются препятствием для работы и обучения. Психолог и коуч Петр Бочкарев объясняет, как проявляется у взрослых невроз отличника.

«Невроз отличника» — не стремление все делать на отлично, как в случае перфекционизма, а желание получить самую высокую оценку. В отличие от «энциклопедиста», «отличника» интересует не накопление знаний, а «оценка на экзамене». Слова «отличник», «троечник», «двоечник» мы унаследовали из советской эпохи.

Получить оценку «три» по-прежнему неприятно, несмотря на, казалось бы, вполне благозвучную расшифровку «удовлетворительно». Часто родители школьников программируют своих детей, требуя от них только хороших оценок: «получай хорошие оценки», «учись на отлично», «купим тебе это, если не будет троек», «. если не будет плохих отметок». У такого программирования несколько причин.

Если родители не могут или не хотят вникать в школьную жизнь ребенка, помогать делать домашние задания, поддерживать — единственным способом контроля становятся отметки. Знания и навыки уходят на второй план, а высокие оценки оказываются сверхзначимыми.

Неосознанное родительское послание может выглядеть так: «Мы любим тебя настолько, насколько ты хороший школьник», «Мы все для тебя делаем, а ты должен иметь самые высокие результаты в школе, а потом в жизни», «Мы платим репетитору, как это — у моего Васи четверка?» (последнее — это послание школе). В любом случае, такое поведение связано с тревогой родителей по поводу их собственной самооценки, а ребенок становится инструментом ее повышения.

«Невроз отличника» опасен тем, что поддерживает зависимость от оценки уже во взрослом возрасте.

Школа заканчивается, и жизнь на нее не похожа. В реальной жизни «авторитетные фигуры» — начальники, коллеги. — не всегда бывают правы, не всегда разбираются в предмете или людях.

Привычка полагаться на оценку других проявляется не только в обучении, но и в поведении, карьере. «Отличнику» тяжелее чувствовать себя «плохим мальчиком» или «плохой девочкой», а иногда именно такую «оценку» может навязывать ему манипулятор, чтобы, вызывая неловкость и стыд, добиться каких-то своих выгод.

Страх получить «плохую оценку» может стать серьезным препятствием для своевременного выхода из невыгодных или даже токсичных отношений. В обучении новому «невроз отличника» работает так же — желание получить непременно высокую оценку заставляет прилагать слишком большие усилия. Внутренний критик «отличника» постоянно недоволен тем, что окружающие не считают его результаты идеальными. Недовольство обратной связью затрудняет развитие, обучение и творчество.

Умение извлечь уроки из своих ошибок — полезная «мышца» в обучении и развитии. Отличник либо рационализирует неудачи, как в басне Крылова «Лиса и виноград» («не очень-то и нужно было», «такие проекты не для меня», «займусь чем-то другим»), либо переживает их очень тяжело. Анализ собственного ценного опыта для изменения поведения или реализации планов оказывается слишком сложной задачей.

Если вы замечаете в себе черты «отличника», то можете более осознанно подойти к собственному поведению и развитию.

Подумайте о том, что обучение — не средство получить оценку, а средство добиться цели. Определите цели обучения, тогда промежуточная обратная связь со стороны тренеров или педагогов будет для вас маячками, но не главным ориентиром.

Во время обучения постарайтесь успокоить своего «внутреннего критика», хвалить себя за старание, прислушиваться к интуиции, дать себе время на «созревание».

В деловых отношениях «авторитетные фигуры» нередко манипулируют отличниками, зная, насколько те зависят от положительной обратной связи. Почаще обращайтесь к своим собственным ориентирам, а если их нет — формируйте их.

Воспринимайте ситуации работы и обучения с долей иронии и самоиронии. Слишком серьезное отношение к себе, своему статусу суперспециалиста снижает уверенность в себе, когда нет громких похвал.

Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник?» Иногда именно поэтический максимализм позволяет наконец освободиться от власти чужого мнения.

1 Причины развития синдрома

Развивается невроз еще в детском или пубертатном возрасте. Связано это с тем, что родители требуют от своих чад высоких показателей в учебе, спорте, творчестве. Из-за этого у ребенка формируется ощущение, будто заслужить родительскую любовь можно лишь путем получения высоких оценок в школе или же исполнением каких-то поручений. Подростка преследует мысль о том, что необходимо выполнить какие-то действия, чтобы мать, отец или другой член семьи были им довольны.

Позже ребенок вырастает, а комплексы остаются. В этом случае человек старается показать себя лучше других даже там, где этого не требуется. Казалось бы, это положительное качество, которое нужно ценить. Но комплексы не приносят людям никаких приятных эмоций. Мужчинам или женщинам, страдающим от синдрома отличника, постоянно кажется, что где-то они могли сделать лучше, качественнее, идеальнее. Они никогда не достигают ощущения, что их работа выполнена отлично, даже если все окружающие хвалят результат их труда. Нередко у таких людей присутствует постоянный страх, будто им не удастся сделать что-то так, как они хотели бы.

Причиной развития синдрома могут стать три самых распространенных фактора:

1. Родители требуют от ребенка высоких оценок в ультимативной форме. Тогда школьник начинает думать, что одобрение и любовь можно получить лишь подобным образом.

2

У ребенка низкая самооценка, на что родители не обращают внимание. Подросток начинает самоутверждаться путем получения высоких результатов в учебе и других сферах жизни.

3

Родственники пытаются реализовать свои несбывшиеся желания и планы через детей. У ребенка появляется ощущение, что это делать необходимо, и тогда все будут его любить. Часто в таких ситуация сфера деятельности чада не интересна для него самого.

Что такое невроз?

В последней, самой современной международной классификации болезней (МКБ-10) невроз как отдельное заболевание или группа заболеваний не выделятся вообще. Сохранилось лишь малопонятное для непосвященных наименование широкой группы расстройств — “невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства”. Однако, несмотря на все нововведения медиков, обширная группа страдальцев по-прежнему существует, и практические врачи (в основном, разумеется, невропатологи) по-прежнему диагноз невроза широко используют. Так что же это такое?

Во-первых, хотелось бы уточнить сразу: невроз — это болезнь. Не симуляция, не придурь, не “расстроенные нервы”, — болезнь, требующая длительного и адекватного лечения. Западный мир, насквозь пронизанный флюидами фрейдизма, давно уже признал невроз “полноценным” заболеванием, а у нас, в нашей культуре сегодня наблюдается довольно пестрая картина. Автору приходилось слышать, например, такие высказывания от мужей:

— Я сначала испугался, думал, с ней и вправду что-то такое. Но я же не врач, во всем этом не понимаю, вижу — жене плохо и все. А потом она сходила к врачу, он ее сразу и раскусил. Так и написал в карточке: “невроз”. Вот и все дела. Все от нервов — я ей так и говорил. Прекрати психовать и все пройдет. Но разве она меня послушает?!

От отцов:

— Правильно, нам так и доктор сказал, как вы говорите, — невроз у него и все. Больше надо на улице гулять, и телевизор с этими дурацкими фильмами меньше смотреть. А лечить? Ну, как лечить невроз — это-то я знаю, берешь ремень  и…

То есть в данных случаях представления о неврозе, как о заболевании, отсутствуют начисто. И это неправильно. Поэтому повторяю еще раз: невроз — болезнь. Ее надо лечить так же, как лечат туберкулез, насморк или перелом руки.

Все невротические расстройства объединяет одно — все они в той или иной степени связаны с психологическими причинами. Проблема происхождения, развития и даже определения неврозов до сих пор спорна (надо думать, отчасти поэтому составители МКБ-10 от этой категории и отказались). Чуть ли не каждый серьезный исследователь в области психологии на протяжении вот уже почти 100 лет выдвигает свою концепцию или свою классификацию неврозов. Наиболее известными такими западными исследователями были, безусловно, 3. Фрейд и его последователи, разработавшие собственные направления психологии и психотерапии, — А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни. У нас проблемами происхождения и классификации неврозов много и плодотворно занимался Мясищев. И сегодня в области типологии и лечения неврозов (в том числе у детей) работают многие замечательные исследователи и практические врачи, например, А. И. Захаров, Э. Г. Эйдемиллер, В. И. Гарбузов.

Сам термин “невроз” был введен великим врачом Галеном аж в 1776 году. Означает он в переводе с греческого — “болезнь нервов”. Поскольку какое-нибудь из многочисленных определений неврозов нам все равно понадобится, то можно взять что-нибудь посовременней, например, определение, приведенное в “Толковом словаре психиатрических терминов” и принадлежащее видному современному психиатру Б. Д. Карвасарскому. Звучит оно так:

“Неврозы — это психогенные (как правило, конфликтогенные) нервно-психические расстройства, заболевания личности, возникающие в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющиеся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений”.

Для неврозов характерны:

  1. обратимость патологических нарушений, независимо от их длительности;
  2. психогенная природа заболевания, которая определяется наличием связи между клинической картиной невроза, с одной стороны, и особенностями системы отношений, присущей личности больного, и конфликтной ситуацией — с другой стороны;
  3. специфичность клинических проявлений, состоящая в доминировании эмоционально-аффективных и сомато-вегетативных расстройств (то есть расстройства функции и состояния, а не органические поражения).

Критерии диагностики неврозов были сформулированы А. М. Вейном в 1982 году. Они включают в себя:

  1. наличие психотравмирующей ситуации (она должна быть индивидуально значимой и тесно связанной с дебютом и течением заболевания);
  2. наличие невротических особенностей личности и недостаточности психологической защиты;
  3. выявление характерного типа невротического конфликта;
  4. выявление невротических симптомов, характеризующихся большой динамичностью и взаимосвязанных с уровнем напряжения психологического конфликта.

Советы психологов

Многие врачи и ученые считают, что синдром отличницы возникает у детей из-за недостатка любви и внимания в семье

Получая наивысшие оценки, ребенок старается привлечь внимание взрослых и заслужить похвалу

Поэтому родителям очень важно регулярно показывать малышу свою любовь и заботу

Если ребенок все свое свободное время тратит на уроки и школьные задания, следует предложить ему погулять, поиграть или пригласить друзей в гости. Также специалисты советуют записать малыша на творческие или спортивные кружки

При этом очень важно научить ребенка проявлять интерес не только к учебе, но и ко всему окружающему миру

Невроз отличника — что это и как лечить?

Твой малыш приносит домой только хорошие оценки. Он очень боится получить двойку, переживает за каждую среднюю оценку. Что это? Скорее всего – это невроз отличника. Как его лечить?

Что такое невроз?

Невроз – это, по словам медиков, «невротическое, связанное со стрессом расстройство». Да, невроз — это болезнь. Она требует длительного, постоянного и адекватного лечения. На Западе невроз уже давно признали «полноценным» заболеванием. В Украине же представления о неврозе, как о конкретном заболевании, отсутствуют начисто. Многие медики уверены — это неправильно. И лечить ее надо так же, как и другие болезни. Все невротические расстройства связаны с психологическими причинами. Причины развития неврозов до сих пор точно не изучены. Сам термин «невроз» ввел великий врач Гален в 1776 году. Означает этот термин с греческого — «болезнь нервов».

Как проявляется невроз отличника?

Медики выделяют три основные «классические» формы неврозов: — невроз навязчивых состояний, неврастения, истерический невроз. Каждая из трех форм невроза – это серьезное заболевание. Симптомы неврастении – это жалобы ребенка на снижение успеваемости, повышенную утомляемость, невозможность сосредоточиться, физическую усталость. Неврастению могут сопровождать расстройства желудка, головные боли, головокружения. Многие отличники попадают под влияние неврастении. Она обычно возникает на почве длительного недосыпания, продолжительного стресса, умственного и физического переутомления. У ребенка возникают напряжение, постоянный стресс, стремление все выполнить пусть даже ценой дополнительных усилий и нагрузок.

Отличник – значит невротик?

Нет, конечно же, не любой отличник может заболеть неврозом. Если родители малыша-отличника будут внимательно следить за его нагрузкой в школе и в домашних условиях – все будет хорошо! Следи, действительно ли крошка делает что-то по своему желанию, а может он просто старается только ради мамы, папы и учителей? Если у малыша присутствует насилие над собой, то он не сможет «законно» снять с себя «лишний груз». Огради его от невроза и лишних переживаний!

Пройдет ли невроз сам по себе?

Запомни: иногда достаточно всего лишь найти и устранить причину, которая вызвала «запуск» невроза и тут же все симптомы заболевания исчезнут. Если же невроз продолжается – обратись с ребенком к квалифицированному специалисту!

Причины возникновения синдрома отличника

Истоки зарождения описываемого нарушения берут собственное начало с детского возрастного периода. Поэтому во взрослом состоянии определить, что же послужило катализатором синдрома отличника довольно сложно.

Чаще всего синдром отличника у ребёнка возникает из-за психологических травм, которые порождает:

– безразличие взрослых;

– непрерывные ссоры с родителями;

– неполная семья;

– чувство одиночества;

– неуверенность;

– родительская похвала исключительно за пятёрки либо укоры родителей за плохие отметки;

– низкая самооценка;

– выделение учителем лишь отличников, игнорирование им успехов остальных учеников;

– отношение школьников к отличным оценкам.

Со временем перечисленные причины способны кардинальным образом трансформировать человеческую личность. Данное отклонение особенно опасно возникновением эмоционального перенапряжения либо психического истощения. Люди, оказавшиеся в таком состоянии, лишаются способности адаптации к поражениям, умению преодолевать обычные будничные трудности. Они превращаются в замкнутых, всем недовольных брюзг, становятся неуверенными, что нередко порождает депрессивные настрои.

Ребёнок, страдающий в школе описываемым синдромом, став взрослой личностью, получает множество психопатологий и иных проблем. Поскольку он не может адекватно влиться во взрослую жизнь. Нормальной адаптации во взрослую среду у него не происходит. Зато появляется множество физиологических проблем, поскольку постоянная завышенная нагрузка продуцирует хроническую усталость. Ведь отдыхать такой личности некогда, он пребывает в постоянном режиме самосовершенствования: посещает какие-то лекции, симпозиумы, семинары, занимается самообучением, что приводит к обратному эффекту вследствие высокой загруженности.

При этом у взрослых лиц не всегда синдром отличника укоренился на детском возрастном этапе. Нередко породить его может вереница последовательных невезений, вследствие которых, человек убеждает себя, что в этом он полностью виноват, поскольку если бы он больше работал, занимался отношениями, лучше учился, то достиг бы идеальных результатов. Подобные мысли постепенно закрепляют в человеческом мозге установку, что любая неудача вызвана собственным несовершенством.

Синдром отличника у мужчины чаще формируется на ярусе подсознания, поскольку спровоцирован мнением, что если он будет идеально со всем справляться, то станет достойным одобрения и любви.

Помимо того исследования доказали, что склонность к зарождению рассматриваемого синдрома бывает врождённой, обусловленной типом темперамента и индивидуальными психофизиологическими специфическими чертами индивида.

Невроз отличника — что это и как лечить?

Твой малыш приносит домой только хорошие оценки. Он очень боится получить двойку, переживает за каждую среднюю оценку. Что это? Скорее всего – это невроз отличника. Как его лечить?

Что такое невроз?

Невроз – это, по словам медиков, «невротическое, связанное со стрессом расстройство». Да, невроз — это болезнь. Она требует длительного, постоянного и адекватного лечения. На Западе невроз уже давно признали «полноценным» заболеванием. В Украине же представления о неврозе, как о конкретном заболевании, отсутствуют начисто. Многие медики уверены — это неправильно. И лечить ее надо так же, как и другие болезни. Все невротические расстройства связаны с психологическими причинами. Причины развития неврозов до сих пор точно не изучены. Сам термин «невроз» ввел великий врач Гален в 1776 году. Означает этот термин с греческого — «болезнь нервов».

Как проявляется невроз отличника?

Медики выделяют три основные «классические» формы неврозов: — невроз навязчивых состояний, неврастения, истерический невроз. Каждая из трех форм невроза – это серьезное заболевание. Симптомы неврастении – это жалобы ребенка на снижение успеваемости, повышенную утомляемость, невозможность сосредоточиться, физическую усталость. Неврастению могут сопровождать расстройства желудка, головные боли, головокружения. Многие отличники попадают под влияние неврастении. Она обычно возникает на почве длительного недосыпания, продолжительного стресса, умственного и физического переутомления. У ребенка возникают напряжение, постоянный стресс, стремление все выполнить пусть даже ценой дополнительных усилий и нагрузок.

Отличник – значит невротик?

Нет, конечно же, не любой отличник может заболеть неврозом. Если родители малыша-отличника будут внимательно следить за его нагрузкой в школе и в домашних условиях – все будет хорошо! Следи, действительно ли крошка делает что-то по своему желанию, а может он просто старается только ради мамы, папы и учителей? Если у малыша присутствует насилие над собой, то он не сможет «законно» снять с себя «лишний груз». Огради его от невроза и лишних переживаний!

Пройдет ли невроз сам по себе?

Запомни: иногда достаточно всего лишь найти и устранить причину, которая вызвала «запуск» невроза и тут же все симптомы заболевания исчезнут. Если же невроз продолжается – обратись с ребенком к квалифицированному специалисту!

Последствия

Взрослый с синдромом отличника чувствует себя абсолютно несчастным человеком. Это состояние накладывает отпечаток практически на все жизненные сферы.

Личная жизнь

Строя отношения с любимым человеком, отличник будет стараться сделать всё, чтобы его похвалили. На первых порах это может умилять. Но, когда конфетно-букетный период закончится, это начинает раздражать. «А ты не заметила, что я повесил картину?», «Как я тебе в новых носках?», «Похвали меня, наконец: я вынес мусорное ведро», «Почему ты перестала восхищаться мной?», «Я молодец?», «Какую оценку по 12-балльной системе ты бы мне поставила за это?». И такие вопросы сыпятся ежедневно, не переставая.

Вторая нелицеприятная сторона жизни с таким отличником — нарастающий перфекционизм, который, как мы уже говорили, берёт корни из взращённого в детстве синдрома. Перфекционист начинает требовать от партнера идеальности во всём. Например, как в фильме «В постели с врагом» с Джулией Робертс в главной роли. Муж героини избивал её за то, что полотенца в ванной висели неправильно — криво или не на своих местах.

Работа

Здесь возможны два сценария развития событий.

Сценарий № 1

Своим трудоголизмом и стремлением быть первым такие люди добиваются определённых высот. Их ценит начальство, они продвигаются по карьерной лестнице, занимают высокие посты. На самом деле это не приносит счастья. Они тщательно скрывают, что постоянно боятся потерять авторитет. У некоторых развивается на этой почве неврозы и неврастения. Идя к результатам по головам других, они наживают немало врагов среди коллег, что постоянно провоцирует конфликты и усугубляет их психоэмоциональное состояние.

Сценарий № 2

Некоторые, несмотря на стремление добиться высот, так и не продвигаются по карьерной лестнице. Причин много. Одни попадают в коллектив, где начальство ценит больше качество выполненной работы, а не скорость и объём. Другие настолько тяжело переживают неудачи, что это провоцирует развитие психических расстройств. Третьи, даже добившись определённых успехов, в какой-то момент опускают руки и отказываются от престижного проекта или новой должности, боясь, что не справятся с ней (тот самый синдром сгоревшего отличника).

Отношения с окружающими

У таких людей мало друзей или вообще их нет. Они требуют постоянного восхищения и не приемлют критику. Часто закатывают истерики, не интересуются проблемами других, так как слишком зациклены на своих. Им присуща подлость. Ради достижения своей цели они подставляют и предают коллег, друзей, знакомых.

В детском возрасте побороть синдром отличника легче, если родители вовремя осознают проблему и помогут ребёнку решить её. Взрослому в этом вопросе придётся надеяться только на себя, используя различные психологические методики и регулярно работая над собой. Если ситуация не улучшается, есть смысл обратиться за помощью к профильному специалисту.

Вам также может быть интересно:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector