Объясняющие метафоры

Глава 3. Психологические игры и упражнения 3 этап

3.1. тренинг Пластический (элементы телесно-ориентированной терапии)

В.Б. Орлова-Березкина, М.А. Баскакова Основной целью тренинга улучшение является психологического самочувствия за счет осознания тела языка. Достижению этой цели способствует решение последовательное следующих задач: 1) нахождение и снятие зажимов собственных; 2) изучение невербальных компонентов общения; 3) языка осознание собственного тела.

Представляемый вид может тренинга рассматриваться как разновидность «телесно-тренингов» ориентированных. Полноценное общение невозможно без называемой так «обратной связи»

Человеку всегда знать важно, насколько его поняли, насколько приняли его со всей информацией, которую он хочет насколько, донести он сам правильно понял, увидел, что то, услышал ему сообщили

Часто при принимается общении во внимание только вербальный его однако, компонент человек всегда, осознает он это осознает не или, говорит еще и телом. И именно невербальный «этот» язык может быть и информативнее и правдивее даже (в случаях, когда вербальные и невербальные расходятся проявления или противоречат друг другу)

предлагаемые, Ситуации в этом тренинге, дают навык невербального расшифровки языка, дают тем самым опыт новый общения.

1.Напряжение – первом»2.напряжения Перекат»3.»4.»5. «

6″день тяжести»участниками7.»8. «Скульптор и Участники»

9. «Групповая скульптура» Каждый одновременно участник и скульптор и глина. Он находит свое соответствии в место с общей атмосферой и содержанием композиции. работа Вся происходит в полном молчании. В центр выходит комнаты первый участник, это может любой быть желающий или назначенный ведущим принимает, и человек какую-то позу. Затем к нему второй пристраивается, третий пристраивается уже к общей первых для двух участников композиции. Выполняя упражнение это, необходимо: 1) действовать в довольно быстром следить; 2) темпе, чтобы получающиеся композиции не были мозаикой бессмысленной изолированных друг от друга фигур. застывшая: «Вариант» скульптура может «ожить».10. «Марионетки» («Участникам») Подвески предлагается представить себе, что куклы – они-марионетки, которые после выступления гвоздиках на висят в шкафу. «Представьте себе, что подвесил вас за руку, за палец, за шею, за ухо, за Ваше и т.д. плечо тело фиксировано в одной точке, остальное все — расслаблено, болтается». Упражнение выполняется в темпе произвольном, можно с закрытыми глазами. Ведущий степенью за следит расслабленности тела у участников

11.»12. «13. «Тень»14. «Зеркало»15.»

16. «кругу по Ритм»17. «

18. «Слово-Упражнение» глагол для двоих участников, которые друг становятся против друга на некотором расстоянии. участник Первый, кидая мяч второму, называет пришедшее любое ему на ум слово (имя существительное). ловит Второй мяч и сразу же бросает его подбирая, обратно подходящий по смыслу глагол. Первый бросает и ловит новое существительное и т.д. Этот вариант свободных «техники ассоциаций» чрезвычайно интересен и информативен последующей для работы с проблемами каждого отдельного Шахматы.

19. «участника»20. «Рисунок из Упражнение»21.»22. «Прислушивание»23. «Приглядывание – 1″24. «Группа – 2»

25.»26. «Разговор через Участники»

Первое упражнение НЛП

Через тернии — к звёздам

На разработку этой техники НЛП-истов натолкнуло метафорическое выражение «оставить все неприятности позади».

Что нам осталось сделать? Разыграть это — буквально оставить неприятность позади.

Если бы Вы пришли к психодраматисту, он разыграл бы эту сцену с вами — прямо на сцене своего психотерапевтического театра-студии.

Но если Вы придёте к НЛП-исту, то он предложит Вам «разыграть» этот спектакль несколько по-иному.

От тревожащего Вас, неприятного воспоминания можно избавиться, если КАК БЫ «пройти сквозь него».

Итак.

  1. Создайте в своём воображении зрительный образ нужного события, чёткую картинку-кадр.
  2. Резко приблизьте её к себе.
  3. Сделайте картинку ярче (одновременно с приближением).
  4. Верните всё на место.

Повторите действия 2-4 несколько раз.

В один прекрасный момент Вы должны будете увидеть (или даже ощутить), что ваша картинка стала тонкая-тонкая и через неё можно пройти.

Тогда — смело «проходите сквозь» неприятную картинку и идите смело по Дороге навстречу солнцу и новым перспективам.

Так, буквально, неприятное воспоминание осталось у Вас позади и — далеко позади.

***

Три упражнения – тренировка для спортсмена метафор

И перед тем как перейти к выдумке сложной метафоры с сюжетом – сказки, рекомендую попробовать ввести три упражнения как ежедневные тренировки. Да-да, именно так – систематичность и маленькие шаги всегда движение в сторону успеха. Представьте себя спортсменом, который готовится к марафону, а это означает, что тренировки неотъемлемая часть программы.

Я подобрала замечательные упражнения, некоторые из них в несколько другом варианте предлагает Дж. Родари в своей книге «Грамматика фантазии». Эти три достаточно простых упражнения помогут развивать фантазию, творческое воображение и метафорическое мышление.

Упражнение 1

Ежедневно выбирайте пять слов вашего утра, и расшифруйте их, только намекая на истинное название предмета.

Каша – утренняя порция красоты.

Зеркало – отражение моей улыбки.

Шоколад – сладкий легкодоступный допинг.

Упражнение 2

Сделайте фото. Ребенок может найти любую иллюстрацию в книге. И придумайте название картине так, чтобы оно отражало суть изображения, используя переносное значение. К примеру на фотографии изображен закат на море, а я назову картину «Таящий сахар». В этом упражнении возможно использование ассоциации. Ребенку так будет понятней. Воспользуйтесь вопросами: «На что похоже? Что тебе напоминает?»

Правила терапевтической сказки для детей

Упражнение 3

Соединяйте два абсолютно несвязанных слова и объясняйте значение нового словосочетания. К примеру, слова «спорт» и «мухи». «Спортивные мухи» – это спешащие люди большого города.

Когда упражнения освоены, то каждое можно усложнить, написав небольшое эссе или сказочную историю на основании выдуманных метафор.

Вперед, приготовим вкуснейший салат из метафор вместе с детьми!

Упражнение «Дача»

Данное
упражнение помогает подросткам определить
взаимоотношения с окружающими людьми.

Согласно
заданию подросток представляет себе,
что у него есть дача. На ней собрались
и отдыхают, развлекаются самые разные
люди. Следует попросить, чтобы испытуемый
перечислил всех людей, которых он хотел
бы там увидеть. На даче есть два домика,
в которых могут расположиться гости.
Подросток должен распределить, кто в
каком домике будет жить, написать их
имена. Можно предложить написать имена
карандашами разного цвета. В заключение
требуется определить (обсудить), кого
из людей подросток считает, что должен
взять, а кого действительно хочет видеть
на этой даче.

Рекомендации
к оформлению.
Выводы
по полученным результатам необходимо
представить в соответствующих графах
«Карты личностного развития подростка».

Рис. 5 Стимульный
материал к упражнению «Дача»

Задание
4.
Постановка
психологического диагноза и Заполнение
заключения

Цель:
на основе полученных результатов
исследования заполнить «Карту личностного
развития подростка» с описанием
возможного прогноза дальнейшего развития
и рекомендациями родителям и педагогу
по сопровождению ребёнка.

Вводные
замечания.
Данный
этап логично завершить упражнениями,
направленными на помощь подростку в
анализе выделенной (определённой)
проблемы. Например, упражнение
«Метафора»
позволяет
не только проанализировать ситуацию,
но и обдумать линию своего поведения
и решиться на его изменение.

Как развивать метафорическое мышление с помощью сказок

Развивать метафорическое мышление можно с самого детства, и поможет в этом сказка.

Ведь сказка – это сложная метафора, в которой есть сюжет и скрытый смысл.

Читая сказки, притчи, мифы, легенды и улавливая метафоры, разгадывая их, именно таким образом вы и ребёнок будете тренировать метафорическое мышление, а значит все больше оттачивать мастерство, создавая подобные метафоры самостоятельно.

Слушая сказки, разгадывая метафору ребенок имеет возможность приобрести мудрость и новый опыт решения той или иной задачи. Выдумывая сказки ребенок расширяет границы фантазии и творческого воображения, подбирает метафору самостоятельно. Оба варианта несут колоссальную пользу в развитии чада.

Упражнение «Метафора»

Задание.
Следует привести примеры возможных
метафор:

1.
«Корзина с
мусором»

иллюстрация того, как прошлое воздействует
на настоящее. Объяснение сводится к
тому, что в наших головах находится
«корзина», в которую мы складываем
«мусор» (воспоминания, мысли и чувства,
причинявшие нам в прошлом боль и
страдания). Если мы не вычистим эту
корзину, то мусор будет постепенно
накапливаться до тех пор, пока не начнёт
вываливаться через край, создавая тем
самым проблемы в настоящем. Это всегда
происходит в самый неподходящий момент
– когда мы меньше всего этого ожидаем.
Чтобы этого избежать, необходимо время
от времени «вытряхивать» эту корзину.

2.
«Замок»
─ это иллюстрация того, как многие
молодые люди замыкаются в себе. Они
любят строить вокруг себя замки, вырывать
перед ними глубокие рвы и «поднимать
мосты», никого и ничего не допуская
внутрь. Необходимо подумать, почему так
получается, когда подросток начинает
это строительство, и есть ли пути, по
которым всё же можно проникнуть за стены
замка. Другими словами, при каких условиях
подросток снова сможет доверять людям.
Можно предложить начать с того, что
хотя бы открыть все окна в замке и
опустить мост через ров.

3.
«Кирпичная
стена»
─это
препятствия во взаимоотношениях людей.
Что символизирует стена? С чем можно
соотнести каждый кирпичик этой стены?
Как можно разрушить эту стену?

4.
«Цветы»
─ необходимость в проявлении заботы и
нежной любви. Эта метафора позволяет
поговорить о том, как много необходимо
цветку, чтобы быть здоровым и хорошо
расти (например, ему нужна вода, солнечный
свет, постоянная забота о почве и т.п.)
Соотнесите заботу о цветке с заботой
о ребёнке. Что происходит, если цветок
не получает всего, что ему необходимо?
Что может произойти с ребёнком?

Используя
различные варианты метафор, психолог
получает возможность опосредованно,
минуя психологические защиты подростка,
обсуждать волнующие его темы.

Задание
5.
разработка
реабилитационной (коррекционной)
программы

Цель:
с учётом теоретических данных и
результатов эмпирического исследования
определить основные этапы и ведущие
методы реабилитационной программы.

Рекомендации
к оформлению

сводятся к заполнению «Карты индивидуальной
коррекционной работы с подростком»
(см. прил. 19).

Задание
6.
Составление
каталога возможных упражнений для
индивидуальной работы с трудными
подростками

Цель
– ознакомление с современным
инструментарием проведения
коррекционно-развивающей работы.

Рекомендации
к оформлению
.
Каталог необходимо представить в виде
таблицы.

Табл. 16. Каталог
упражнений для проведения

реабилитационной
работы с трудными подростками

Упражнение

(название)

Цель

(направленность)

Описание

Коллаж
«Великие люди, носившие моё имя»

Актуализация
самоинтереса и позитивизация
самоотношения

1.
На листе бумаги составить перечень
значимых людей, носивших твое имя
(включая предков).

2.
Используя фотографии (ксерокопии) и
журналы составить коллаж. Центром
коллажа может стать собственная
фотография. Подбор вырезок из журналов
и ксерокопий фотографий может быть
домашним заданием.

3.
К коллажу придумать или подобрать
готовые стихи, афоризмы, истории,
частушки и т.п.

Наследство

Актуализация
и переживание чувств, связанных с
родом; актуализация самоинтереса;
интеграция представлений о себе.

1.
Лист бумаги делится на 4 равные части.
Нижняя правая часть – дедушки и
бабушки, нижняя левая часть – отец,
верхняя левая – мать, верхняя правая
– Я.

2.
Используя изобразительные средства,
начиная с нижней правой части, нарисовать
в каждой части символы, цвета или
конкретные образы, связанные с тем,
что мне досталось по наследству от
бабушки (мамы, папы и др.). В верхней
правой части изображается то, что Я
хотел (ла) передать в наследство своим
детям. Под наследством понимается:
черты характера, внешность, умения,
ценности, значимые для рода предметы
и т.п.

Второе упражнение НЛП

«Остынь!»

К созданию этого НЛП-упражнения привело психотерапевтическое осмысление устойчивого метафорического выражения «Охладить накалённую ситуацию»

Это прекрасный способ изменения эмоционального восприятия событий.

Представьте себе ту конфликтную ситуацию из прошлого, которая до сих пор заставляет Вас переживать одну и ту же гамму негативных эмоций.

Представьте её опять в виде чёткой картинки-миниатюры, нарисованной художником или снятой фотографом.

А теперь добавьте в неё вот какой «анимации». Пусть в этой картинке «пойдёт» холодный искрящийся снег, красивый, как в свете фонарей.

Если вам удастся представить это как следует, то накалённая ситуация — охладится, а Вы сумеете получить доступ к возможностям найти эффективные способы решения проблемы.

***

Ну а теперь поработайте сами с какой-нибудь НЛП-метафорой и сделайте упражнение НЛП. Мы ждём Ваших техник!

Абстракция — инструмент науки

Некогда великий учёный Пафнутий Львович Чебышев (основатель русской школы теории вероятностей и крупный математический ум Европы), давал открытую лекцию:«Математические основы рационального раскроя одежды». Эта лекция была предназначена исключительно для математиков. Но окинув взглядом собравшуюся в первых рядах аудиторию, Чебышев неприятно удивился: первые места были заняты портными, модистками и просто хорошо одетыми дамами, что называется, «из общества».

И тогда он нашёл гениальное решение — как избавить себя от тех слушателей, которые не поняли бы ни аза в его формулах.

Чебышев начал лекцию фразой: «Давайте для удобства представим себе, что человек имеет сферическую форму, то есть, форму шара».

После этой фразы все модистки, портные и следящие за модой дамы — возмущённо встали и вышли вон.

Первые ряды освободились, и в зале остались только аспиранты-математики ничуть не удивившиеся такому вступлению.

***

Суть этого анекдота сводится к тому, что люди, обладающие конкретным мышлением с трудом понимают «заковыристые метафоры» людей с мышлением абстрактным. Они (метафоры) их (этих конкретно мыслящих людей) даже оскорбляют.

Друзья! Фундамент НЛП-техник — это очень смелые, без башенные НЛП-метафоры, в которые нужно поверить. Ведь все эти метафоры в НЛП — работают, приводя к исцелению людей.

***

Итак, метафора в НЛП…

Я уже говорила в предыдущих статьях о том, что НЛП (как детище панлингвистского — 20-ого века) пристально смотрит на метафоры нашего языка — на поговорки, на фразеологические выражения.

Именно эти наблюдения взял себе на вооружение Симорон и довёл их до крайности (или до совершенства).

Принцип работы с метафорой в НЛП очень прост.

Обращайте внимание на те слова и выражения, которые Вы употребляете «в переносном смысле».

Подсознание (правильней говорить всё-таки — бессознательное) не понимает никакого «переносного смысла» (точно так же, как не понимает его и шизофреническое, психотическое — сознание).

Вы говорите:

  • Руки чешутся?
  • Голова трещит?
  • Жаба душит?
  • На душе кошки скребут?

Наше бессознательное (а именно оно, а не сознание стоит у подлинного штурвала нашей личности) понимает всё это — буквально (так же, как буквально понимает это СОЗНАНИЕ человека, находящегося в состоянии бреда).

Людям давно была ведома сила метафоры, сила «бредовых» выражений — ведь это ничто иное, как формулы заклинаний!

Когда кто-то говорит вам: «Чё смотришь? Глазки поломаешь!» это не просто невежливая НЛП-метафора. Это деструктивный приказ, направленный прямиком в наше бессознательное.

Да, метафора в НЛП может убивать, калечить, отгонять, пугать.

(И чаще всего такие НЛП-метафоры посылаем себе мы сами!)

Но метафора в НЛП может так же точно и — исцелять.

Сегодня мы поговорим о двух исцеляющих метафорах, которые используются как две техники НЛП.

Итак, представьте себе, что наша память — это коробка с отснятыми киноплёнками, которые можно резать, монтировать и переделывать на свой вкус, раскрашивая в цвета или лишая оных, вооружившись знаниями НЛП-монтажа …

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.