Профессиональные качества психолога

Практическая психология — что это?

Сразу отметим, что практическая психология — это, прежде всего, отрасль науки. Поэтому заблуждаются те, кто путает ее с психологией житейской, бытовой и т. д

Она занимает важное место в социальной сфере и применяется в работе с людьми

Практическая психология раньше, до 19 века, носила название опытной и сосредотачивалась исключительно в области, собственно, психологии. Поэтому нельзя ее путать с таким понятием, как прикладная психология, концентрирующаяся на других, пусть и близких областях, и используемая в сферах более конкретных, например, в образовательной, рекламной, спортивной и т. д. Иными словами, практическая психология практикует саму психологию, а прикладная — другие области. При этом, если практические психологи говорят с людьми простым доступным языком, то прикладная психология полна сухой информации и специальных терминов.

Основные направления исследовании личности в профессиональной деятельности

Психологическое изучение профессиональной деятельности тесно связано с проблемами психологии личности. Точнее, целесообразно говорить о взаимосвязи: с одной стороны, особенности личности работника оказывают существенное влияние на процесс и результаты профессиональной деятельности, с другой стороны, само формирование человеческой личности в значительной степени происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием. Многие исследователи отмечают уникальную роль этого вида деятельности для личности человека .

В связи с этим с начала 1940-х годов в психологии труда интерес исследователей постепенно смещается с изучения психофизиологических качеств и психических процессов работника на исследование его личностных особенностей. В последние десятилетия особенно заметна популярность исследований личности в рамках профессиональной психологии .

Можно выделить два основных направления исследований личности в психологии труда.

Первое изучение отдельных индивидуально-психологические71 особенности личности, а также целого комплекса профессионально важных качеств, их взаимосвязи и взаимовлияния в процессе конкретной профессиональной деятельности. Данный подход наиболее распространен в отечественной психологии . Исследователи обычно опираются на концепцию профессионально важных качеств личности. Профессионально важными качествами (ПВК) являются индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения .

Интерес к данному направлению обусловлен тем, что с экспериментальной точки зрения проще осуществить изучение одной или нескольких черт чем исследовать целостную личность, т.к. большинство имеющихся методик направленно на диагностику отдельных свойств. Постановка в фокус наблюдения определенного качества личности дает возможность более глубоко и подробно проследить его проявление в деятельности, влияние на процесс и результаты труда, что позволяет разрабатывать практические рекомендации по учету, коррекции и целенаправленному формированию данного свойства в процессе подготовки к профессиональной деятельности, а также самой деятельности.

Второе направление — изучение целостной личности в профессиональной деятельности (типологический подход) — получило наибольшее распространение в зарубежной психологии, хотя имеется и ряд отечественных исследований.

Уже в 1930-40-е в зарубежной психологии годы і наметилось понимание того, что изучение отдельных свойств личности профессионала недостаточно, и исследователь, ограничивающий себя такими рамками, неизбежно заходит в тупик. Это повлекло за собой переход к многостороннему, так называемому характерологическому описанию, позволяющему дать целостную личностную оценку профессионала.

Термин «профессиональный тип личности» был введен в психологическую науку немецким философом и психологом Э.Шпрангером. В своем основном сочинении «Формы жизни» Э.Шпрангер выделил шесть идеальных типов людей (основанием для классификации явились различия в их ценностной ориентации): 1) теоретический человек (для него характерен интерес к теории, разработке проблем, постановке новых вопросов. «В наиболее естественном и чистом виде эта форма жизни воплощается в профессиональных ученых… Но предварительные ступени такого рода духовной организации встречаются и независимо от профессиональной принадлежности») ; 2) экономический человек (для него главное — полезность, практичность деятельности); 3) эстетический человек (интересующийся прежде всего красотой природы, души, искусством); 4) социальный человек (в центре его внимания — другие люди, потребность в самоотречении ради другого является ведущей жизненной потребностью); 5) политический человек (для него главное — власть, борьба); 6) религиозный человек (вся его духовная структура направлена на достижение высшего переживания ценностей).

Практический психолог как образ жизни и профессия

Практический психолог — такая же профессия, как и любая другая. Чтобы выбрать ее для себя, человек должен уметь неплохо разбираться в людях либо, по крайней мере, хотеть научиться этому. Быть хорошим психологом — это призвание. Нужно уметь погрузиться в проблему другого человека, при этом не принимая ее близко к сердцу, чтобы суметь помочь разрешить сложившуюся ситуацию.

Многие люди обладают природным талантом психолога. Они помогают друзьям, близким, коллегам. При этом такие люди не имеют психологического образования, базы знаний, которую можно было бы добавить к заложенному природой таланту. Совершенно необязательно такой человек обязан это образование получать. Если ему просто нравится помогать близким и неблизким людям, искать решение возникшей у них проблемы и радоваться вместе с ними положительному результату — это его выбор. Конечно, практическим психологом в такой ситуации человека назвать можно разве что в кругу друзей. Окружающие и он сам должны понимать, что с серьезными проблемами все же нужно обращаться к человеку с образованием психолога, поскольку на интуитивном уровне, без соответствующей подготовки и базы знаний их решить невозможно, а хуже сделать можно.

Если человек все-таки решил, что практическая психология — это та сфера, в которой он хочет работать и зарабатывать и готов развиваться, то нужно получить соответствующее образование

Неважно, в каком возрасте будущий специалист решил это для себя. Образование психолога получают несколькими путями

Это и классическое первое высшее, полученное по дневной или заочной форме, и второе высшее, которое можно получить даже дистанционно. Кроме того, существует множество возможностей получить специальное образование путем переквалификации из смежной сферы и т. д.

Кем может работать человек с таким образованием? Основными профессиями здесь являются:

  • психотерапевт;
  • коуч-тренер;
  • психолог-тренер.

При этом психотерапевт — чисто медицинская профессия. То есть практические психологи здесь оказывают помощь здоровью обратившегося клиента, вплоть до избавления от зависимостей. Задачей коучей и тренеров является мотивация и подталкивание людей как индивидуально, так и группами, к развитию личности в целом, каких-либо качеств, например, лидерских и решение различных проблем, связанных с этим. В качестве примера можно привести модное сейчас направление психологов-тренеров в бизнес-среде, когда они помогают людям найти в себе смелость и решимость сделать первый шаг в создании собственного дела.

Отмечается нарастающая популярность практической психологии у нас в стране. Это связано с резким увеличением стрессов у людей всех возрастных и социальных категорий, ускорением ритма жизни, появлением огромного количества новых возможностей при ограниченности материальных ресурсов у большинства населения. Люди чаще задумываются, кем бы они действительно хотели стать как в профессии, так и в жизни в целом, чтобы получать удовлетворение и удовольствие от жизни. Из-за того же ускорения ритма в городах и ряда других причин, связанных с современностью, людям стало сложнее познакомиться с целью завести долгосрочные любовные романтические отношения, в дальнейшем перетекающие в создание семьи, которую еще нужно будет делать крепче. А такая потребность никуда не пропала. Люди все чаще сталкиваются с такими проблемами, которые сможет помочь решить лишь грамотный практический психолог, и чаще к ним обращаются. Общественные реалии меняются, а человеческие потребности, которые мы помним еще со времен Маслоу, остаются теми же.

Решение всех перечисленных проблем — важнейшая задача, которую и призвана решать практическая психология. Исходя из того, что мы сейчас видим вокруг, можно с уверенностью говорить, что у этой науки большое будущее, и специалисты практические психологи будут востребованы все больше.

В чем заключается личностный рост психолога?

Личность психолога – орудие его труда. При этом профессиональное осознание, которое выступает залогом успеха и хорошего результата. Эффективный психолог, за исследованиями многих мировых специалистов, это человек способен творчески мыслить, проводить самоанализ, работать в полном уединении, пользоваться новыми возможностями для получения опыта, легко адаптироваться и гибко мыслить. Это личность, способна по-новому сформировать эмоции человека и открыть новые. От этого зависит качество личностного роста не только пациента, но и самого специалиста.
Эмоции – важная составляющая нашей жизни

Важно быть в хорошем эмоциональном состоянии, чтобы помочь своему клиенту. Ведь любые эмоциональные процессы сильно влияют на формирование общего состояния

Уже давно доказано, что эмоции значительно помогают отражать действительность через ощущения, восприятия, представления, но и влияют на изменения окружающей среды в зависимости от своих потребностей, интересов и намерений.

Личностный рост психолога неотъемлемая составляющая профессиональной оснащенности. Каждый специалист должен обладать необходимыми качествами, которые помогут сделать свою работу на высшем уровне и сделать тренинги личностного роста качественными:

  • Личная ответственность.
  • Толерантность к другим.
  • Проявлением инициативы.
  • Воспитанностью и тактичностью.
  • Разносторонностью интересов (оригинальные идеи, неординарные решение, находчивость).
  • Большое стремление к саморазвитию.
  • Умение сохранять тайны.
  • Владеть интуицией и уметь спрогнозировать ситуацию.

Личностный рост психолога заключается в следующем:

  • Изменение личностного направления. На этом этапе расширяется круг интересов и потребностей, постепенно возрастает желание дальше само развиваться, появляется больше желаний для достижений.
  • Возрастание квалификации и опыта. Поиск новых вариантов решения проблем, повышается компетентность, и расширяются навыки человека, креативность в деятельности занимает особое место.
  • Раскрытие личных сложных способностей.
  • Рост профессиональных качеств.
  • Рост психологической готовности к грядущим изменениям или сложностям.

Качество личностного роста психолога зависит от личностной ориентации и постоянной работы над собой. Что стать профессионалом нужно начинать с себя.

Этика деятельности психолога

Работа с внутренним миром человека требует от психолога соблюдения основных правил этики и принципов

В психологии есть такие инструменты, которые использовать надо с особой осторожностью

Наиболее важными принципами профессиональной этики являются:

  • профессиональная компетентность – знание прав, обязанностей, ограничений и возможностей, знание теоретических основ коррекционной, развивающей, консультационной программ;
  • не нанесение ущерба клиенту – деятельность психолога осуществляется из интересов заказчика, поэтому главный принцип психолога – «не навреди»;
  • научная обоснованность и объективность – применение валидных и надежных методов и средств, которые должны быть стандартизированными, нормализованными, адаптированными.

Личные отношения и проблемы специалист не должен переносить на профессиональную деятельность.

Важна объективная и отстраненная позиция для эффективного решения проблем клиента, уважение клиента и его достоинства, быть честным в общении с клиентом, сообщать цель исследования и предупреждать о том, как будет использоваться информация исследования. В своей работе психолог должен соблюдать профессиональную конфиденциальность – это дело профессиональной чести психолога, профессиональные методики не должны оказаться в руках непрофессионалов.

Результаты методик должны сохраняться в тайне и для лучшей гарантии полезно использовать систему кодирования – испытуемому присваивается код, состоящий из букв и цифр, а фамилия, имя, отчество должны быть известны только психологу. Лица, имеющие доступ к материалам исследования, должны быть согласованы с клиентом.

Замечание 3

Г. Лессинг считал, что клиенту необходимо говорить правду, одну только правду, но не всю правду.

Типологические портреты личности студентов (психологов, педагогов, инженеров), психологов и педагогов со стажем работы по методике EPQ

По методике EPQ были получены типологические портреты психологов и представителей других профессиональных общностей.

В таблице 4 представлен матричный типологический портрет студентов-психологов СПбГУ, который максимально отражает объект в аспекте свойств экстраверсия-интроверсия и нейротизм-стабильность.

Таблица 4.

Матричный типологический портрет студентов-психологов СПбГУ по методике EPQ (в %). Из таблицы 4 видно, что большинство студентов-психологов СПбГУ имеют экстравертированную направленность (59,8%) и средний уровень эмоциональной устойчивости (55,5%). В данной группе меньше всего интровертов (5%) и студентов, имеющих низкий уровень эмоциональной устойчивости (13%).

«Профильный» портрет студентов-психологов СПбГУ можно виде мультимножества типов: {19 5МХ ЗХС

На рис.3 наглядно показано, что среди студентов-психологов СПбГУ преобладает ХС тип (34,3%), распространены Н и X (от 15% до 20%), около 10% студентов являются MX и С типами. Менее 5% выборки составляют СФ, ФМ, М и Ф типы.

Кроме типологического портрета студентов-психологов СПбГУ по методике EPQ нами были получены портреты типов личности студентов-психологов РГПУ и МГПИ, а также студентов-педагогов и -инженеров. Они представлены в виде матриц в приложении 3 (таблицы 1-4). нейротиз м а — стабильно ста

Сравним данные, полученные в группах студентов-психологов СПбГУ, РГПУ, МГПИ, студентов-педагогов и -инженеров, в аспекте и свойств экстр аверсии-интров ер сии (таблицы 5 и 7).

Из таблицы 5 следует, что большинство студентов-психологов СПбГУ и МГПИ, а также студентов-инженеров являются экстравертами (соответственно 59,8%, 61,3% и 52,95%). Среди студентов-психологов РГПУ и студентов-педагогов наибольшая часть имеет средние значения по шкале экстраверсия-интроверсия (соответственно 51,5% и 48,9%).

По шкале нейротизм-стабильность (таблица 7) наибольшая часть студентов-психологов СПбГУ, МГПИ, РГПУ и студентов-инженеров имеют средний уровень эмоциональной устойчивости (соответственно 55,5%, 54,7%, 45,4% и 55,85%). 50% студентов-педагогов имеют высокий уровень нейротизма. Сравнив по критерию

X2 полученное распределение студентов разных вузов и специальностей по шкале нейротизм-стабильность, мы получили значения у?

представленные в таблице 8.

Проанализируем профили типов личности по методике EPQ студентов-психологов разных вузов, представив их графически (рис.4).

На рис.4 наглядно показано, что среди студентов-психологов СПбГУ, МГПИ и РГПУ преобладает ХС тип (соответственно 34,3% 34,5% и 25,1%), распространены X (соответственно 16,2%, 20,2% и 15,6%), MX (12,5%, 16,1% и 28,1%) и Н типы (19,3%, 20,2% и 20,3%). Представителей С типа — менее 10% (соответственно 9,3%, 6,6% и 7,8%). Остальные четыре типа (СФ, Ф, ФМ и М) составляют от 0% до 3,4%.

Сравнивая по критерию х2 типологические профили студентов-психологов трех вузов, мы получили следующие результаты: 1. Типологические профили студентов-психологов СПбГУ и МГПИ по методике EPQ значимо не различаются (х2=9,48 11,07 при v=5 — р 0,05). 2. Профили типов студентов-психологов МГПИ и РГПУ также не имеют значимых различий (х2=6,91 11,07 при v=5 — р 0,05). 3. Типологические профили студентов психологического факультета СПбГУ и студентов РГПУ отличаются на 5% уровне значимости (Х2= 12,25 при v=5).

Основные различия в личностных профилях студентов-психологов связаны с большей численностью представителей MX типа среди студентов РГПУ. Сопоставив процентные доли численности студентов СПбГУ, МГПИ и РГПУ данного типа по критерию Фишера, мы получили результаты, представленные в приложении 4 (таблица 2). Доля студентов-психологов MX типа в РГПУ больше, чем в СПбГУ (ф=2,88, рО.001). Достоверность различий между процент ными долями численности студентов-психологов данного типа в МГПИ и РГПУ на 2,3% уровне ( р=1,98).

Различия между процентными долями студентов ХС типа (приложение 4, таблица 3) СПбГУ и РГПУ, МГПИ и РГПУ оказались менее значимы (соответственно р=1,47 — р 0,071 и р-1,40 — р 0,081).

Таким образом, типологические профили по методике EPQ студентов-психологов СПбГУ и МГПИ, а также РГПУ и МГПИ значимо не различаются. Профиль типов студентов РГПУ отличен от профиля студентов СПбГУ. Среди студентов-психологов СПбГУ, МГПИ и РГПУ распространены ХС, X, MX и Н типы. Соотношение численности студентов-психологов Н, X и ХС типов примерно одинаково в MX больше, чем в СПбГУ и МГПИ .

Психотерапия и саморазвитие в жизни психолога: профессиональный подход

Саморазвитие человека позволяет сделать многое: начать новую жизнь, открыть для себя новые увлечения, познать свою сущность

Для психолога важно быть открытым для своих клиентов и суметь вовремя помочь

Саморазвитие заключается в следующих пунктах:

  • Самооздоровление. Здоровье человека позволяет сделать много. Если индивид обладает хорошими показателями здоровья, то и все цели будут достигаться без трудностей. Ведь суть состоит не только в достижении результата психологического, но и физического.
  • Самообщение. Данный пункт позволяет сделать переоценку своих действий и ценностей, обновить свое кредо и поставить новые цели. Подвергнуть критике отдельные случаи и представления о «хорошо и плохо».
  • Самобытность. Стремлением быть собой, не подражать стандартам. Индивидуальность и самобытность развивается не от того что вы пишите стихи или имеете несколько дипломов. Достаточно того, что вы делаете значительные успехи в достижении своих собственных целей.
  • Самообразование. Школьное образование или университетское – это не предел открывать и познавать новое. Постоянное питание своего мозга дает почву для размышлений и анализа, учит выбирать, расставлять приоритеты.
  • Открытость. Когда человек открытый, то и мир становиться открытым. Коммуникабельность, гибкость в общении позволяет расположить к себе окружающих и научит вас не бояться нового.

Психолог – специалист, который с помощью психотерапии лечит людей, влияет словом не только на психику, но и на физическое состояние. Если человек здоровый духом, то и тело будет всегда здоровым. Психотерапия должна применяться не только по отношению к клиенту, но и по отношению к себе. Ведь психолог – это практик, знающий на себе действие того или иного метода лечения.

Профессиональные качества психолога

Определение 1

Профессиональные качества психолога – это, прежде всего, его профессиональная компетентность, которая включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.

Для любого человека основными состояниями и качествами являются активность, целесообразность, адекватность ситуации, духовность, восприимчивость. В профессиональной деятельности тоже есть профессионально важные качества, необходимые для того, чтобы реализоваться как специалист. Психолог в ходе своей деятельности свои переживания, свой внутренний мир проецирует на возникающие ситуации.

Такие качества, как добросовестность, терпимость, ответственность необходимы в любой профессии, но, у психолога, кроме этих качеств выделяются ещё важные профессиональные качества:

эмпатия или способность к сопереживанию, проникновение в эмоциональный мир другого человека, способность ставить себя на место другого;
открытость психолога и его готовность постоянно взаимодействовать с окружающим миром;
самообладание и невозмутимость в любой ситуации, умение контролировать свое настроение и чувства, сложно сохранять спокойствие, когда клиент очень агрессивен и ведет себя навязчиво;
конгруэнтность, что в переводе означает соразмерный, соответствующий — это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих ощущений, переживаний и проблем;
интерес к людям это обязательное качество, эмоционально положительное и доброжелательное отношение к окружающим, желание узнавать их и общаться с ними;
умение признавать свои ошибки является важным качеством, позволяющим самосовершенствоваться и исправлять ошибки;
стрессоустойчивость показывает, насколько человек может переносить значительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки в процессе профессиональной деятельности;
рефлексия говорит о способности человека к размышлению о смысле человеческого существования, к критическому самоанализу;
понятийность мышления позволяет адекватно воспринимать реальную ситуацию, умение видеть причину и делать прогноз последствия, приводить информацию в систему и строить целостную картину мира;
коммуникативность – данное качество позволяет быстро и легко находить общий язык с человеком, психологу важно разговаривать языком, который будет понятен клиенту, для того, чтобы улучшить контакт с ним. У профессионала ценностные ориентации и цели выходят за рамки профессии и касаются не только этики

Самосознание специалиста-професссионала начинается с рефлексии проблем своей деятельности, что является мотивационной основой для приобретения новых знаний, которые помогут в решении проблем, для личностного роста

У профессионала ценностные ориентации и цели выходят за рамки профессии и касаются не только этики. Самосознание специалиста-професссионала начинается с рефлексии проблем своей деятельности, что является мотивационной основой для приобретения новых знаний, которые помогут в решении проблем, для личностного роста.

Практикующему психологу важно уметь выстраивать линию своего поведения и возвращать клиента к беседе по заданной теме. Нравственными качествами психолога считаются доброжелательность, чуткость, отзывчивость, интеллигентность, гуманность, уважительное отношение к человеку

Нравственными качествами психолога считаются доброжелательность, чуткость, отзывчивость, интеллигентность, гуманность, уважительное отношение к человеку.

Замечание 1

Помимо того, психологу необходимо обладать не только психологическими знаниями, но ещё и психологической интуицией.

Психолог: врач или человек?

Психолог – человек, помогающий справиться с переживаниями и трудностями во взаимоотношениях с окружающими. Консультация специалиста помогает скорректировать поведение и восприятие, достичь стабильности в общении с другими людьми и самим собой.

Как и любой другой человек, психолог должен расти не только профессионально. Он самостоятельно должен пройти все те пути на пути к идеалу, которые предлагает преодолеть своим пациентам. Это в первую очередь человек, наделенный чувствами, жизненными переживаниями и трудностями, возможностью выбора и принятия решений. И когда заходит речь про личностный рост человека, то нужно понимать, что у психологов этот аспект стоит на первом месте.

Специалист, не знающий на практике свои методики – не специалист. Теория должна быть подтверждена практикой и только в этом случае, если есть положительные результаты, можно её рекомендовать своим пациентам. Психолог, как врач, должен быть уверенным в своих методах лечения, знать, как правильно помочь человеку с его проблемой. Для этого, ему как человеку, нужно расти, самосовершенствоваться и постоянно двигаться вперед. Такие люди смогут качественно помочь нуждающемуся и поддержать его.

Психолог, как человек должен:

  • Постоянно развиваться.
  • Уметь находить решение сложностей.
  • Принимать себя и других людей.
  • Уметь слушать.
  • Не останавливаться на достигнутом.
  • Психолог, как врач:
  • Профессионально расти.
  • Самостоятельно пройти через систему самосовершенствования.
  • Уметь помочь любому человеку с его проблемой.
  • Помочь само реализоваться.

Нужно понимать, что такой специалист помогает не медикаментозными решениями, а правильно подобранными методами борьбы с собой и своими страхами. Постоянное движение вперед – это не только залог успеха для профессионалов, но и для тех, кто хочет стать лучше и научиться решать свои проблемы легко, а и качество личностного роста.

Проблематика и применение практической психологии

В практической психологии существует проблема теории, опережающей практику, что встречается в любых научных отраслях. Эта проблема вызывает практически пока не доказанные гипотезы. В психологии такие пробелы заполняют метафоры — приемы, которые работают, но не объяснены теоретически. Главная нерешенная проблема практической психологии — теоретической базы недостаточно, чтобы отвечать запросам настоящего мира. Из проблемы вытекают задачи:

  • личные психологические консультации клиентов, обратившихся за помощью;
  • групповые тренинги в различных сферах, в том числе корпоративной;
  • обеспечение социальных сфер с психологической точки зрения.

Навыки практической психологии переходят от психотерапевта либо психоаналитика к клиенту, которому нужна соответствующая помощь. Сложность заключается в том, что проблемы у людей всегда индивидуальны, связаны с огромным числом нюансов и тонкостей. Поэтому каждый практический психолог ищет решение той или иной проблемы, руководствуясь собственным опытом и накопленными знаниями, применяя различные методики, комбинируя их в поисках оптимального механизма. Специалисты помогают разобраться и в общих проблемах клиентов, таких как развитие личности, образование, и в достаточно узких: проблемы бизнеса, распределение времени, личная успешность.

Методы, которые применяют практические психологи во время работы с клиентами, разделяют на две группы:

  1. Индивидуальные, которые связаны с работой тет-а-тет с человеком, сюда относят психоанализ.
  2. Групповые, которые сопряжены с работой психолога в группах людей, как правило, со схожими проблемами. Занятия проходят в виде тренингов, групповых терапий с различными особенностями.

Личностные качества психолога

В принципе личностные и профессиональные качества психолога тесно переплетаются, поскольку невозможно быть одним в личностном плане и другим в плане профессиональном. Отсюда фундаментом профессиональной деятельности психолога являются его личностные качества.

За время учебы студент-психолог может встретиться с кризисами разочарования своей будущей работы, но самое болезненное разочарование заключается в сомнениях правильно выбранной профессии.

Принято считать, что В.М. Бехтереву принадлежит такая фраза относительно того, почему человек выбирает профессию психолога – «психологи – с психинкой», «неврологи – с нервинкой» и др. Интересно, что в жизни подобных примеров достаточно. Ч. Дальтон открыл явление цветовой слепоты – это не различение красного и зеленого цвета (дальтонизм), сам имея этот дефект. Сексуальным невротиком был З. Фрейд, во всяком случае, так вспоминают о нем близкие ему люди.

В.Н. Дружинин считает, что выбор в области психологии обуславливается «избытком» или «недостатком» у человека какого-либо психического качества. А. Адлер считал, что комплекс неполноценности есть источник активности во многих сферах творчества человека, а, по мнению В.Н. Дружинина, к занятиям психологией человека приводит чувство непохожести на других, желание преодолеть дисгармонию.

Для психолога мир другого человека является загадкой, разгадку которого необходимо найти самому. Душеведческая направленность ума является результатом его жизни, чувствительностью к состояниям и поведению другого, стремлением преодолеть неадаптированность рациональными методами, исследованием психики других людей.

Исходя из этого, психологу должна быть присуща снисходительность к людям, терпимость, потому что уже изначально допускается возможность нестандартных форм поведения клиентов.

Исследование личностных качеств психолога, проведенные Р. Кеттепом, показали отличия личностных черт психологов-практиков и психологов-исследователей

Психологу-практику люди не надоедают, он нуждается в общении с человеком, что важно для успеха профессиональной деятельности. На успех профессиональной деятельности интенсивное общение для психологов-исследователей мало влияет, они не любят избыточное общение

Важным для них фактором является общая интеллектуальность.

В результате можно сделать вывод о том, что в личностных качествах психологов-практиков и исследователей существует и сходство, и различие.

Для психолога-исследователя важными личностными качествами будет энтузиазм в отношении работы, прилежание, усидчивость, дисциплинированность, способность к критике и самокритике, умение ладить с людьми.

Для практического-психолога важными являются коммуникативные качества – понимать других и психологически корректно оказывать на них воздействие. Это целый комплекс качеств и его часто называют «талантом общения».

Его структура включает пять блоков качеств личности:

  1. наблюдательность, ориентацию в ситуации, способность правильно воспринимать объект;
  2. способность проникать в духовный мир объекта, понимать его внутренние свойства и особенности;
  3. умение сопереживать, сочувствовать, уважать человека, быть готовым помочь;
  4. уметь заниматься самоанализом, проявлять интерес не только к себе, но и к другим;
  5. умение управлять процессом общения и собой, быть внимательным, тактичным, вызывать доверие, обладать чувством юмора.

Замечание 2

Абсолютно успешным в профессиональной деятельности быть невозможно и не все приемы работы удаются одинаково хорошо, поэтому необходимо выработать свой стиль профессиональной деятельности, учитывая индивидуальные личностные особенности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.