- Ассоциативная теория.
- Виды памяти
- Биография
- Сущность понятия «память» в современной психологии
- Что исследовал психолог в лаборатории
- Законы работы
- Предмет и задачи общей психологии
- Вклад в изучение психологии
- Методы исследования памяти
- Способы лучшего запоминания
- Проблема памяти в ассоциативной психологии, бихевиоризме, гештальтпсихологии.
- Метод изучения психологии
Ассоциативная теория.
Ассоциация — это
связь между отдельными представлениями,
при которых одно из этих представлений
вызывает другое.
Ассоциации образуются
на случайной основе, поэтому ассоциативная
теория не объясняет избирательности
памяти. Тем не менее, ассоциативная
теория дала много полезного для понимания
законов памяти. В рамках этой теории
работал Г. Эббингауз («о памяти», 1885),
которому принадлежит открытие ряда
механизмов и закономерностей памяти.
Память – это
способность души образовывать, хранить
и воспроизводить ассоциации (Г. Эббингауз)
Процесс возрождения
некоторого психического содержания,
воспринятого ранее в виде представлений,
Эббингауз назвал воспроизведением.
Механизм воспроизведения он назвал
ассоциацией — мысленной связью, возникающей
между процессом, наблюдаемым в
действительности, и возможностью его
наступления в случае его отсутствия,
связи между психологическими явлениями,
когда актуализация одного из них влечёт
за собой появление другого. Таким
образом, ассоциация — это внутренняя
причина воспроизведения. При этом
Эббингауз подчеркивал, что воспроизводимые
ощущения и представления не тождественны
с существовавшими ранее, а только сходны
с ними, и, тем не менее, способны пробуждать
наблюдаемые ранее душевные образования.
Поток представлений
человека, по его мнению, регулируется
4-мя различными ассоциациями:
1. по сходству;
2. по контрасту;
3. по смежности во
времени и пространстве
4. по каузальности
(причинно-следственные отношения)
Особенности изучения
памяти в ассоциативной психологии:
изучение “чистой”
памяти, т.е
максимальное выключение
сложной психической деятельности
( мыслительной, эмоциональной т.д.)
при запоминании,
строжайшая
регламентация и стандартизация
экспериментального исследования,
исследование
зависимости эффективности памяти от
внешних условий, особенно от количества
и организации повторений,
почти исключительное
внимание к результативной (количественной,
а не качественной) стороне памяти.. Методы экспериментального
исследования памяти
Методы экспериментального
исследования памяти
Они были впервые
предложены в ассоциативной психологии
Г. Эббингаузом:
метод узнавания,
метод заучивания,
метод антиципации
(предвосхищения),
метод сбережения.
Экспериментальные
исследования памяти в ассоциативной
психологии
-
исследование
изменения памяти во времени – кривая
забывания (Г. Эббингауз), Она была
получена Г. Эббингаузом в экспериментальном
исследовании методом сбережения. -
исследование
положения элементов в ряду на запоминание
– эффект края (Г. Эббингауз), При
запоминании, сохранении и воспроизведении
однородного и большого по объёму
материала лучше запоминаются его
элементы, расположенные в начале и в
конце ряда. -
исследование влияния
степени однородности материала на
запоминание – эффект А. фон Ресторф,
Разнородные элементы материала,
включённые в ряд однородных элементов,
сохраняются в памяти лучше, чем
однородные, независимо от характера
материала. -
исследование влияния
осмысленности материала на запоминание
(Мак-Теч), -
исследование влияния
способа организации повторений на
запоминание.
Виды памяти
Рассматривая феномен памяти с разных точек зрения, были созданы различные классификации памяти.
Рисунок 1. Виды памяти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По содержанию информации память бывает:
- образная, полученная органами чувств – зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная;
- эмоциональная – эмоции грусти, радости, гнева, страха, характеризующиеся высокой прочностью следов;
- двигательная, сохраняющая различные движения и отвечающая, например, за танцы, плавание, игру на музыкальных инструментах, печатание на машинке;
- словесно-логическая или вербальная память – память на словесное выражение мыслей.
По длительности хранения информации память бывает:
- первичная или кратковременная память, которая хранит информацию в условиях одноразового восприятия;
- вторичная или долговременная, действующая при многократном повторении информации и отличающаяся устойчивостью, инертностью и иногда недоступностью сознанию человека;
- оперативная память, занимающая промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью.Деятельность человека или другой вид его активности сопровождается оперативной памятью.
По цели запоминания информации память может быть произвольная и непроизвольная:
- Произвольная память включается тогда, когда прилагаются волевые усилия для запоминания и стоит цель запомнить информацию.
- При непроизвольной памяти информация запоминается сама собой – в основе жизненного опыта человека лежит непроизвольная память.
Исходя из приемов заучивания, различают логическую и механическую память:
- Логическая память направлена на запоминание смысла изучаемого материала и предполагает предварительную работу мышления.
- Механическая память направлена на запоминание учебного материала в той форме, в которой он воспринимается, поэтому воспроизводится заученный материал в тех словах, которые были предложены при заучивании. Ошибки при заучивании будут воспроизведены и при ответе.
По запоминаемой информации чаще всего встречаются смешанные типы памяти – зрительно-двигательная, двигательно-слуховая, зрительно-слуховая.
Память людей неодинакова и имеет различные виды. Одни плохо запоминают, но неплохо воспроизводят материал. Есть такие, кто быстро запоминает и так же быстро забывает из того, что когда-то запомнили.Третьи имеют сильную кратковременную и оперативную память.
Замечание 2
Один вид памяти может быть развит в высокой степени, а другой – в малой. Индивидуальный тип памяти человека определяет тот её вид, который развит в наибольшей степени.
Биография
Вундт родился в Neckarau, Баден (теперь часть Мангейма) 16 августа 1832, четвертый ребенок родителям Максимилиану Вундту (лютеранский министр), и его жена Мари Фредерайк, урожденный Арнольд (1797-1868). Дедом по отцовской линии Вундта был Фридрих Петер Вундт (1742-1805), преподаватель Географии и пастор в Wieblingen. Когда Вундт был приблизительно четырьмя годами возраста, его семья, перемещенная в Heidelsheim, затем небольшой средневековый город в Баден-Вюртемберге.
Wundt учился с 1851 до 1856 в университете Тюбингена в университете Гейдельберга, и в университете Берлина. После получения высшего образования в медицине из Гейдельберга (1856), Wundt учился кратко с Йоханнесом Петером Мюллером, прежде, чем присоединиться к штату университета, став помощником физика и физиолога Германа фон Гельмгольца в 1858. Там он написал Вклады в Теорию Чувственного восприятия (1858–62). В 1865 он написал учебник о человеческой физиологии. Однако его главный интерес не был в физиологии, а в медицинской области патологической анатомии. В 1867 он стал преподавателем в ознакомлении студентов-медиков с точными физическими потребностями в медицинском расследовании. В 1874 он стал преподавателем «Индуктивной Философии» в Цюрихе.
В 1867, под Гейдельбергом, Вундт встретил Софи Мау (1844-1912). Она была старшей дочерью Кильского преподавателя богословия Генриха Огаста Мау и его жены Луизы, урожденного фон Румора и сестры археолога Огаста Мау. Они женились 14 августа 1872 в Киле. У пары было три ребенка: Элинор (*1876-1957), Лили (1880-1884) и Макс Вундт (1879-1963), кто стал философом.
В течение времени Вундта в университете Гейдельберга он предложил первый курс, когда-либо ведомый по научной психологии, все время подчеркнув использование экспериментальных методов, оттянутых из естественных наук, подчеркнув физиологические отношения человеческого мозга и ума. Его образование в физиологии имело бы большой эффект на его подход к новой науке о психологии. Его лекции по психологии были изданы как Лекции по Мышлению Людей и Животных в 1863-1864. Он был продвинут на доцента Физиологии в Гейдельберге в 1864. Вебер (1795–1878) и Fechner (1801–1887), кто работал в Лейпциге, вселили интерес Вундта к психологии.
Вундт применил себя к написанию работы, которая стала одним из самых важных в истории психологии, Принципах Физиологической Психологии в 1874. Это было первым учебником, который был написан, имея отношение к области психологии. Вундт утверждал, что книга была «попыткой разметить как новая область науки». Принципы использовали систему психологии, которая стремилась исследовать непосредственные события сознания, включая чувства, эмоции, волю и идеи, главным образом исследуемые через систему Вундта «внутреннего восприятия» или самопроверку сознательного опыта объективным наблюдением за сознанием.
В 1875 Wundt переехал в Лейпциг. В 1879, в университете Лейпцига, Wundt открыл первую лабораторию когда-либо, чтобы быть исключительно посвященным психологическим исследованиям, и это событие отметило официальное рождение психологии как независимая область исследования. Новая лаборатория была полна аспирантов, проводящих исследование в области тем, назначенных Wundt, и это скоро привлекло молодых ученых со всего мира, которые стремились узнать о новой науке, что Wundt развился.
Сущность понятия «память» в современной психологии
Определение 1
Память – это познавательный психический процесс и высшие психические функции по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний об окружающем мире, которые не исчезают из сознания человека.
Особенность психики человека состоит в том, что человек, отраженные внешние воздействия использует в будущем. В том случае, если бы накопленный индивидуальный опыт исчезал безвозвратно, то его формирование было бы невозможно. Информация прошлого не только сохраняется, но при необходимости воспроизводится человеком – это и есть память.
Замечание 1
Таким образом, память обладает очень важным свойством – запомнить, сохранить и воспроизвести прошлый опыт.
Память является психическим процессом и создает основу дальнейшего прогресса.
С. Л. Рубинштейн считал, что благодаря памяти возможности познания действительности значительно расширятся, распространяясь с настоящего на прошлое. Человек без памяти является существом мгновения, потому что прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее безвозвратно терялось бы в прошлом, отсутствовали бы знания и навыки, приобретенные в прошлом. Это значит, что между прошлым и настоящим существует связующее звено и этим звеном является память
Она дает возможность получать и использовать информацию и является важной составляющей процессов развития
Память не только психический, но и сложный познавательный процесс, состоящий из самостоятельных, взаимосвязанных процессов запоминания, сохранения, воспроизведения, забывания.
Запоминание является мнемическим процессом, закреплением нового путем ассоциирования нового с ранее приобретенным.
Исходя из того, какова была активность человека в момент запоминания, запоминание делят на два вида – непроизвольное (не требующее усилий) и произвольное (специальное, осознанное).
В основе запоминания лежат психические ассоциации – их задача состоит в том, чтобы выявить связи между объектами и явлениями. Ассоциации могут быть простые, сложные, структурные, смысловые. Сложные ассоциации обуславливают высшие процессы памяти в большей степени по сравнению с простыми.
Сохранение – это тоже мнемический процесс, который связан с удержанием запечатленного материала в течение длительного времени.
К мнемическому процессу относится также забывание и воспроизведение. Забывание является процессом удаления ранее зафиксированных в памяти каких-либо данных. Эти данные могут забываться полностью или частично.
Процесс забывания имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Большая часть информации, не отмеченная памятью как важная, забывается, в противном случае, человек помнил бы абсолютно всё. Человеку свойственно забывать то, чем впоследствии он не пользуется.
Воспроизведение заключается в актуализации ранее закрепленного материала при извлечении его из долговременной памяти и переводе в оперативную. Воспроизведение имеет свои уровни сложности – уровень узнавания, уровень воспоминания. Основу воспроизведения составляют ассоциации.
Что исследовал психолог в лаборатории
За 20 лет с момента основания психологической лаборатории Вундт и его ученики провели более 100 экспериментов. В основном они рассматривали те проблемы, которые уже были поставлены другими учёными, но не были до конца изучены.
Первая серия экспериментов была посвящена изучению психологических аспектов слуха, зрения, обоняния, ощущения времени и других чувств
Также уделялось пристальное внимание экспериментам по изучению времени реакций. Вундт выяснил, что человеческую реакцию на раздражитель можно разделить на 3 этапа:
- Восприятие раздражителя.
- Осознание раздражителя.
- Проявление воли.
После воздействия раздражителя человек воспринимает его, анализирует и наконец реагирует. Реакция представляет собой движение мышц, и Вундт хотел выяснить его среднее значение. Однако сделать это у него не получилось, т.к. было трудно разграничить этапы протекания реакции.
Ещё одним объектом изучения психолога было то, что мы сейчас называем фокусом внимания. Пример фокуса – восприятие страницы, которую вы сейчас перед собой видите. Пока вы читаете один абзац, другие видны не так отчётливо.
Вильгельм Максимилиан, ко всему прочему, хотел взяться за изучение детской психологии, но не стал проводить опыты, потому что дети вряд ли могли бы точно описать своё внутреннее состояние и ощущения.
Законы работы
Память индивида работает по определенным принципам. Законов запоминания в психологии 10, но они одинаково важны для обработки информации:
Осмысление — чем оно глубже, тем легче происходит запоминание. В памяти откладываются не только слова: для ускорения процесса осмысления необходимо использовать таблицы, схемы, диаграммы. Ученые-когнитивисты советуют использовать прием прогнозирования: после прочтения аргумента нужно попытаться угадать, к каким выводам пришел автор. Это дает дополнительную эмоциональную окраску, усиливающую процесс усваивания информации.
Интерес — на обработку интересных фактов требуется гораздо меньше усилий. Когда человек изучает информацию, которая ему пригодится, он запоминает больше и быстрее.
Установка — когда человек специально настраивает себя на усваивание данных, срок хранения информации в памяти продлевается. Когда данные перестают быть актуальными (например, старый номер телефона сменился на новый), они забываются.
Усиление первоначального впечатления — информацию нужно направлять по разным каналам восприятия: читать текст, просматривать презентации, слушать аудио. Эмоциональные связи при этом должны быть положительными, отрицательные помешают запоминанию.
Контекст — информацию нужно соотносить с впечатлениями
Ассоциация должна быть конкретной и важной для индивида.
Объем знаний — чем больше багаж знаний по теме, тем проще его пополнять. Перед изучением новой информации по знакомой теме полезно вспомнить старые данные
Перед изучением новой темы — бегло просмотреть источники.
Оптимальная длина запоминаемого ряда — если необходимо запомнить большой объем информации, его необходимо разбивать на составные части. Средний объем кратковременной памяти — 7–9 стимулов. Человек не может запомнить и сразу же воспроизвести больше 9 слов или чисел подряд.
Торможение — усваивание новой информации замещает старую. Чтобы не стирать данные, нужно делать перерывы между запоминанием данных из разных источников.
Край — лучше запоминается информация, сказанная в начале и в конце.
Повторение — чтобы информация быстрее откладывалась, ее нужно повторять минимум 3 раза.
Чтобы сделать запоминания более легким, необходимо учитывать эти законы и использовать особенности памяти осознанно.
Предмет и задачи общей психологии
В процессе
непрерывного развития науки то одна,
то другая отрасль выступает в качестве
фаворита. Так было с механикой, биологией,
кибернетикой и социологией. В последнее
десятилетие фаворитом стала психология.
Психология обладает
рядом особенностей по сравнению с
другими научными дисциплинами (рис. 1,
2). Как системой знаний ею владеют
немногие. Однако с областью явлений,
изучаемых этой наукой, сталкиваются
все: она представлена в виде наших
собственных ощущений, образов,
представлений, мышления, речи, воли,
интересов, потребностей, эмоций.
Понятие
«психология» возникло в средневековом
европейском богословии, а в науку было
введено в XVIII
в. немецким ученым Христианом Вольфом
Термин
«психология» образован от двух греческих
слов: psyche
– душа, психика и logos
– знание, осмысление, изучение
В
дословном значении психология – это
знание о психике, наука, изучающая ее.
Психика есть свойство высокоорганизованной
живой материи, субъективное отражение
объективного мира, необходимое человеку
(или животному) для активной деятельности
в нем и управления своим поведением
Во
втором, наиболее распространенном
значении слово «психология» относят
к самой психической, «душевной» жизни,
выделяя тем самым особую реальность.
Психология проявляется как совокупность
типичных для человека (или групп людей)
способов поведения, общения, познания
окружающего мира, убеждений и предпочтений,
черт характера
Рис. 1. Значение
слова «психология»
Своим названием
и первым определением психология обязана
греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты,
влюбился в очень красивую молодую
девушку Психею. Но Афродита была
недовольна, что ее сын, бог-небожитель,
хочет соединить судьбу с простой
смертной, и прилагала все усилия, чтобы
разлучить влюбленных, заставляя Психею
пройти через ряд испытаний. Но любовь
Психеи была так сильна, а ее стремление
вновь встретиться с Эротом так велико,
что боги решили помочь ей выполнить все
требования Афродиты. Эроту в свою
очередь удалось убедить Зевса –
верховное божество греков – превратить
Психею в богиню, сделав ее бессмертной.
Так влюбленные соединились навеки.
Для греков этот
миф был классическим образцом истинной
любви, высшей реализацией человеческой
души. Поэтому Психея – смертная, обретшая
бессмертие, – стала символом души,
ищущей свой идеал1.
1.
Это наука о самом сложном, что пока
известно человечеству
2.
В психологии человек одновременно
является и субъектом, и объектом
познания, так как свое сознание он
исследует с помощью сознания же
3.
Практические следствия психологии
уникальны: они не только несоизмеримо
значительнее результатов других наук,
но и качественно иные, поскольку познать
нечто – это значит овладеть и научиться
управлять им, а управление своими
психическими состояниями, процессами,
функциями и способностями – задача
самая грандиозная
4.
Чрезвычайная перспективность психологии
и ее исследований вытекает из постоянно
возрастающей роли людей, их психики и
сознания
5.
Единой психологии не существует, а есть
различные направления, течения, научные
школы
6.
Уникальность психологии заключается
в том, что она одновременно является и
естественной, и гуманитарной наукой
7.
Психологический факт зависит от его
интерпретации исследователем
Рис. 2. Особенности
психологии как науки2
Психология– это наука о закономерностях
возникновения, развития и проявления
психики и сознания человека (рис. 3).
Психология
Предмет
Задачи
Основные
закономерности порождения и
функционирования психической реальности
-
Качественное
изучение психической реальности -
Анализ
формирования и развития психических
явлений -
Изучение
физиологических механизмов психических
явлений -
Содействие
планомерному внедрению психологических
знаний в практику жизни и деятельности
людей
Рис. 3. Предмет и
задачи психологии
Вклад в изучение психологии
Вильгельм Вундт стал одним из первых проповедников экспериментальной психологии. Главным предметом её изучения он сделал человеческое сознание – его содержание, процессы и состояния.
Содержание сознания, согласно Вундту, включает в себя мимолётные ощущения, образы предметов, желания воспоминания, эмоции и т. д.
Процессы же делятся на два типа:
- Непроизвольные. Происходят сами по себе. Например, когда вы едете в поезде, стук колёс как бы сам собой выстраивается в определённый ритм.
- Произвольные. Направляются человеком. То есть при желании вы можете изменить этот ритм.
Также немецкий психолог впервые ввёл понятие объёма сознания (количество впечатлений, которое оно может держать в себе одновременно) и сделал вывод, что этот объём не ограничен, если содержание постоянно объединяется во всё более крупные единицы.
Методы исследования памяти
Исследуя память специалисты устанавливают объем и прочность запоминания, характеризуют физиологическую природу забывания и дают описание возможных уровней смысловой организации памяти.
Объем и прочность элементарной памяти исследуются с помощью нескольких вариантов: это методы исследования удержания не связанных между собой элементов, методы исследования заучивания ряда этих элементов.
Суть первого метода состоит в том, что испытуемому дают возрастающий ряд элементов – это могут быть слоги, слова, числа и предлагают их воспроизвести в том же порядке. Объемом кратковременной памяти для испытуемого будет максимальное число воспроизведенных элементов без ошибок после однократного предъявления.
Различия между слуховой и зрительной памятью устанавливают с помощью тех же рядов только на слух или зрительно. Для данного метода характерна его разновидность – это эксперимент. Исследование памяти методом эксперимента начал немецкий психолог Эббингауз. Выбор материала в данной методике имеет основное значение для запоминания.
Эббингауз использовал бессмысленный материал, который давал возможность обеспечить к запоминаемому материалу индифферентное отношение испытуемых. Опыт запоминания бессмысленного материала у человека отсутствует, а составить его можно в любом количестве. Поскольку он бессмысленный, то каждому его элементу ничего не мешает придать вид отдельной единицы, т.е. трудность запоминания будет одинаковой.
Методы изучения опосредствованного запоминания разработаны Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Л. В. Занковым. Этими методами пользуются для исследования уровня смысловой организации памяти. Суть метода опосредствованного запоминания заключается в том, что задача испытуемого использовать для запоминания ряд слов со вспомогательными картинками – для каждой картинки надо подобрать логически связанное с ней слово. В данном случае картинки являются средством для запоминания, а слова – предметом для запоминания.
Специальные методики используются для изучения непроизвольного запоминания – это, например, методика А.А. Смирнова, которая предлагает испытуемым пару фраз для того, чтобы вывести определенные орфографические правила и придумать на эти правила примеры. Воспроизвести фразы, используемые накануне, испытуемым предлагалось на следующий день. Результаты опыта показали, что собственные фразы запоминаются продуктивнее предложенных экспериментатором.
Методика «Классификация изображений предметов» относится к наиболее известным методикам исследования непроизвольного запоминания. Экспериментальный материал представлен 15-ю карточками с одним предметом на каждой. Предметы легко классифицируются – это животные, фрукты, игрушки. Кроме этого на каждой карточке в правом верхнем углу написано двухзначное число.
Ребенок должен классифицировать предметы по группам и записать их в этом порядке, поставив сначала название группы. В конце теста ему предлагается воспроизвести по памяти сначала предметы в любом порядке, а затем числа.
Способы лучшего запоминания
Запоминание информации можно ускорить, упростить и структурировать. Для этого нужно понимать, как работают разные типы памяти:
- непроизвольная — данные запоминаются машинально, цели закрепить воспоминания нет;
- произвольная — информация запоминается сознательно;
- непосредственная — данные не обрабатываются осмысленно, материал откладывается в памяти механически;
- опосредованная — качественное запоминание с применением специальных техник.
Улучшить процесс запоминания помогает работа с опосредованным типом. В нем выделяют подтипы:
- логический — запоминание основано на причинно-следственном характере запоминания, использовании логических ассоциаций;
- ассоциативный — цепь ассоциаций заставляет факты всплывать в памяти один за другим, объединяясь в цепь;
- эпизодический — при воспроизведении данных используются временные ассоциации, привязанные к конкретным датам.
Характер обработки информации:
- эмоциональный — запоминание направлено на субъективные переживания;
- процедурный — строится на моторных навыках;
- декларативный — память понятий (предметов, лиц, событий);
- образный — информация хранится в виде образов, сохраняющих пространственно-временные характеристики;
- вербальный — запоминание базируется на кодовом описании слов и понятий.
Проблема памяти в ассоциативной психологии, бихевиоризме, гештальтпсихологии.
В
большинстве случаев теории ассоциативной
психологии представляют собой вариант
механистической трактовки психических
явлений. В понимании ассоционистов
психические процессы связываются,
объединяются друг с другом сами,
независимо от осознания нами существенных
внутренних связей самих предметов и
явлений, отражением которых эти
психические процессы являются.
Раскрытие
их закономерностей было дано И. М.
Сеченовым и И. П. Павловым.
По
Павлову, ассоциации — не что иное, как
временная связь, возникающая в результате
одновременного или последовательного
действия двух или нескольких раздражителей.
Представители бихевиоризма по своим
взглядам оказались очень близки к
ассоционистам. Но бихевиористы
подчеркивали роль подкрепления в
запоминании материала. Они исходили из
утверждения, что для успешного запоминания
необходимо подкрепить процесс запоминания
каким-либо стимулом. На смену ассоциативной
теории пришла гештальттеория. Исходным
понятием в данной теории была не
ассоциация предметов или явлений, а их
изначальная, целостная организация —
гештальт. Основной постулат данного
направления психологии гласит, что
системная организация целого определяет
свойства и функции образующих его
частей. Сторонники данной теории исходили
из того, что материал, с которым мы имеем
дело, выступает в виде целостной
структуры. В исследованиях, где проводились
эксперименты с позиции гештальтпсихологии,
было получено много интересных фактов.
Так, исследования Б. В. Зейгарник показали,
что если испытуемым предложить серию
заданий, причем одни позволить им
выполнить до конца, а другие прервать
незавершенными, то впоследствии
испытуемые вспоминали незавершенные
задания в два раза чаще, чем завершенные
к моменту прерывания. Данное явление
можно объяснить так. При получении
задания у испытуемого появляется
потребность выполнить его. Эта потребность,
которую К. Левин назвал квазипотребностью,
усиливается в процессе выполнения
задания. Она оказывается реализованной,
когда задание выполнено, и остается
неудовлетворенной, если задание не
доведено до конца. Следовательно,
мотивация влияет на избирательность
памяти, сохраняя в ней следы незавершенных
заданий. Однако следует отметить, что,
несмотря на определенные успехи и
достижения, гештальтпсихология не
смогла дать обоснованный ответ на самые
важные вопросы исследования памяти, а
именно на вопрос о ее происхождении.
Метод изучения психологии
В своих исследованиях Вундт использовал метод интроспекции (самонаблюдения), который отвергается современной психологией из-за излишней субъективности. В чём состояла суть метода? Вундт и его коллеги (специально обученные интроспекции) наблюдали за собой в различных ситуациях и составляли отчёт, в котором описывали, что чувствуют и как себя ведут при появлении раздражителей.
Вот наглядный пример того, как применялся метод. Испытуемому давали большое красное яблоко. Но он не мог так и написать в отчёте: «Мне дали яблоко. Оно было большим и красным». Ему нужно было копнуть глубже: «Сначала я ощутил красный цвет яблока. Потом почувствовал его круглость и величину. Далее появилось слабое щекотание в языке – видимо, след вкусового ощущения», и т.д.
Так как в те времена психология только зарождалась, Вильгельм Максимилиан решил взять за основу науки химию, которая была уже достаточно изучена и разработана. Именно поэтому его системе присущ элементаризм.