- Осознавание
- Макс Вертгеймер как основатель гештальтпсихологии
- Представители гештальтпсихологии
- Критика
- Идеи, законы, принципы
- Ключевые идеи гештальтпсихологии
- Законы гештальтпсихологии
- Принципы гештальта
- Гештальт – качество
- Константы восприятия
- Фигура и фон
- Кому рекомендуется
- Идеи, законы, принципы
- Ключевые идеи гештальтпсихологии
- Законы гештальтпсихологии
- Принципы гештальта
- Гештальт – качество
- Константы восприятия
- Фигура и фон
- Главный источник проблем человека с позиции гештальтпсихологии
- Завершенный и незавершенный гештальт
- Простота
- Заключение
Осознавание
Сосредоточенность человека на какой-либо потребности и осознавание её является главнейшим принципом гештальттерапии
Он называется «здесь и сейчас» и указывает, что всё актуальное и важное происходит лишь в настоящем. Это относится ко всему: к мыслям, чувствам, восприятию, фантазиям и действиям
Этот принцип активирует процесс осознавания.
Обязательным условием для формирования и завершения гештальта является способность клиента к осознаванию себя и главенствующих потребностей.
Для своевременного удовлетворения желаний люди постоянно контактируют с границами своего мира (внутренними и внешними). У невротиков же саморегуляция этих границ нарушена, поэтому невротичная личность сталкивается в зоне фантазий с множеством несформированных либо незаконченных гештальтов. Ф. Перлз утверждал, что невротические расстройства возникают у людей, склонных фантазировать или заниматься интеллектуализацией там, где достаточно всего лишь осознавать происходящее.
Макс Вертгеймер как основатель гештальтпсихологии
Основоположником гештальтпсихологии является немецкий психолог Макс Вертгеймер (15 апреля 1880 – 12 октября 1943). Родился он в Праге, учился там же в частных школах. Отец был директором бизнес-колледжа, мама занималась искусством. После школы он окончил Карловский университет и переехал в Германию. Там стал изучать философию и психологию. Его руководителем был Карл Штумпф. В 1904 году, после защиты диссертации на тему «Детектирование вины преступника в ходе следствия по методу ассоциативной связи слов» ему была присуждена степень доктора философии. Затем на протяжении нескольких лет Вертгеймер разрабатывал контроль свидетельских показаний, изучал пациентов с нарушением речи.
В 1912 г. он стал работать над проблемами психологии мышления и над формированием концепции решения задач и креативной мысли. Затем вышел его труд «Экспериментальные исследования восприятия движения». Именно с него началась история гештальтпсихологии. В работе Вертгеймер усомнился в бывалом понимании наличия отдельных элементов при восприятии окружающего.
Эксперименты заключались в том, что, используя специальные приборы (стробоскоп и тахиостоскоп), испытуемым предлагалось смотреть последовательно за двумя полосками (одна располагалась горизонтально, вторая вертикально или под наклоном) под разной скоростью смены. При коротком интервале линии воспринимались как данные одновременно. При быстром – последовательно. При оптимальном движении в 60 миллисекунд было видно, как одна линия сдвигается в позицию второй. Создавалось движение, словно настоящее.
Тем самым было объяснено, что при последовательном перемещении объекта создаётся восприятие непрерывного движения: «при возбуждении в мозгу определённого пункта «А» вокруг него создаётся зона, где также сказывается действие раздражителя. Если вскоре вслед за «А» возбуждается пункт «В», то между ними возникает короткое замыкание, и возбуждение передаётся из пункта «А» в пункт «В»» .
Такое явление получило название фи-феномен, обозначающий иллюзию перемещения с места на место двух поочерёдно включающихся источников света. Этот эксперимент доказал, что восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений. А также он считал, что такие явления, как близость, сходство, замыкание и симметрия, воспринимаются, как правило, потому, что сознание навязывает ощущениям определённые организационные принципы.
После данной работы в 20-х годах в Берлине начала сформировываться Берлинская школа гештальтпсихологии. В этом направлении восприятия, мышления, потребностей стали мыслить М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер, К. Левин. В 1921 г. они выпустили новый журнал «Psychologische Forschung», в котором публиковали различные психологические статьи. Благодаря их работам происходит изменение мировой психологии. К таким работам можно отнести статьи Вертгеймера: «К учению о гештальте» (1921 г.) и «О гештальт-теории» (1925 г.).
После смерти, в 1945 г. была выпущена книга «Продуктивное мышление», над которой ученый работал почти двадцать лет. В этой работе было представлено единственное относительно полное изложение его теории. Вертгеймер хотел применить принципы гештальта к творческому мышлению людей, чтобы рассматривать одну и ту же проблему с разных сторон, то есть как поочерёдную смену гештальтов.
Он выступал против традиционной практики образования из-за постоянной зубрёжки. Его мнение было, что такой способ изучения не приведёт к хорошему пониманию и знанию материала. Лучшее понимание проблемы задачи и нахождения её решения возникнет, если отдельные детали рассматривать в связи с общей ситуацией. При решении проблемы необходимо двигаться от общего к частному.
Основная слабость логического подхода в изучении интеллекта, по его мнению, была в следующем: «Традиционная логика мало интересуется процессом поисков решения
Она концентрирует внимание скорее на вопросе правильности каждого шага доказательства»
Для исследователя гештальтпсихология была новой и эффективной формой психоанализа. Экспериментально изучая особенности зрительного восприятия, он доказал, что целое отличается от суммы его частей. Этот вывод стал основополагающим в гештальтпсихологии.
Представители гештальтпсихологии
Рассматриваемый термин обычно связывают с психологом М. Вертгеймером. Именно этот немецкий учёный считается основателем гештальтпсихологии. Также существенную лепту в развитие описываемого течения внесли труды К. Левина и В.Келлера. Они, основываясь на изучении зрительной перцепции, ввели конфигурации «гештальты», что означает «целостная форма». Смысл «гештальтов» заключается в восприятии субъектом окружающей среды не в виде отдельных элементов, а в качестве слаженных целостных конфигураций. Выступая против принципа психологии, заключающегося в расщеплении сознания на структурные элементы и конструкции из них, они предложили учение о целостности образа, характеристики которого не сводятся к сумме качеств его элементов.
Согласно воззрениям научных деятелей, объекты, составляющие человеческое окружение, осознаются чувствами не как отдельные объекты, а в виде организованных форм. Проще говоря, восприятие не определяется суммой ощущений и через свойства составных элементов нельзя описать свойства целой фигуры, которую образуют эти элементы. Таким образом, «гештальт» считался последователями рассматриваемого течения функциональной структурой, регулирующей многообразность отдельных явлений.
Рождение гештальтпсихологии связывают с 1912 годом, когда М.Вертгеймер опубликовал описание яркого феномена невозможности сведения восприятия к совокупности отдельных его ощущений. Данный феномен он именовал фи-феноменом. Психологи, придерживающиеся рассматриваемого направления, так как старались работать по стандартам физики, любили обозначать литерами греческого алфавита все феномены.
Во время путешествия железной дорогой Вертгеймер, смотря в окно, сделал заключение, что, наблюдая два поочередно мигающих света, человек будет воспринимать движение источника света (по аналогичному принципу устроена кинематография). Также он установил, что при росте скорости предъявления, можно увидеть «чистое» движение, названное им впоследствии фи-феноменом. Этому явлению дать объяснение психологическая наука ранее не могла, потому что воспринимаемое индивидом должно было формироваться в качестве суммы восприятий, а никаких промежуточных восприятий между крайними позициями не могло быть. Объективно движения там нет, однако человеческий мозг его воспринимает. Тогда у него и зародилась идея к совокупности элементов целое несводимо. Целое главнее, нежели его части и может обуславливать их восприятие. Целостности (фигуре) он дал обозначение «гештальт».
Дальше теоретики стали изучать законы, стоящие за образованием «гештальта». Вначале исследуя восприятие, затем – мышление, после чего их идеи затронули мотивацию и психологию личности. На основе описанных идей возникло практически всё направление американской социальной психологии, потому как одному из главных родоначальников гештальтпсихологии личности К. Левину во времена воцарения нацизма пришлось бежать (так же, как и большинству гештальтпсихологов) в Америку.
Таким образом, главным постулатом гештальтпсихологии стало отрицание принципа расщепления сознания на структуры (структурная психология) и создание в соответствии с законами творческого обобщения, сложносоставных психических феноменов. Также гештальтпсихологами был выведен даже так называемый закон, который гласил, что сумма образующих элементов целого всегда меньше самого целого.
Вначале предметом гештальтпсихологии служило феноменальное поле. Однако в связи с быстрым расширением данного течения, гештальтпсихология стала охватывать вопросы, посвящённые проблематике формирования психики. Также родоначальников рассматриваемого направления интересовали память, проблемы развития личностных потребностей, творческие мыслительные операции.
Критика
У гештальтпсихологии много представителей и последователей, но не все специалисты положительно относятся к этому направлению. За все время существования школу неоднократно критиковали.
Некоторые авторы указывали на то, гештальтпсихологи много времени уделяют теоретическим обоснованиям и мало проводят экспериментов. Кто-то считает работы нового течения не такими значимыми, особенно по сравнению с бихевиоризмом.
Сомнениям подвергается и существование инсайтов. Другим психологам не удалось повторить опыты Келлера, поэтому они не разделили его идей. Особенно ярко критиковал гештальтистов И.Павлов. Он негативно отзывался о теории изучать нечто целое целым, так как, по мнению российского физиолога, нужно все разделять на части.
Интересно. Павлов приводил простой пример. Чтобы понять работу машины, нужно разобрать ее на детали, изучить ее строение. Физиолог полагал, что именно так можно познать особенности работы психики.
Гештальт может характеризоваться с разных сторон. В направлении множество противоречий, это признают сами последователи. Из-за того, что школа не так хорошо представлена в России, есть множество мошенников, которые, прочитав 2-3 книги, начинают вести прием клиентов.
В то же время гештальтпсихология остается одним из самых популярных направлений в психологии. Школа активно развивается и не останавливается на достигнутом. В России ее представители тоже понемногу появляются, они проводят консультации и обучение специалистов.
Гештальтпсихология – это в психологии сравнительно новое течение. Поэтому не стоит требовать идеальной теоретической и практической базы от школы. Новые последователи течения продолжают ставить эксперименты, выдвигать теории и писать научные труды.
С помощью гештальтпсихологии можно решить давние проблемы, особенно внутреннего плана. Человек получит техники, которые можно будет применять самостоятельно в минуты тревоги и беспокойства.
Идеи, законы, принципы
Ключевые идеи гештальтпсихологии
Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание. Сознание – это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма – организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем.
- Гештальт – это единица сознания, целостная образная структура.
- Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.
- Метод познания гештальтов — наблюдение и описание содержаний своего восприятия. Наше восприятие идет не от ощущений, так как их в реальности нет, а является отражением колебаний давления воздуха – ощущения слуха.
- Зрительное восприятие – ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики. И пример тому: огромное количество информации, добываемое человеков посредством органов зрения.
- Мышление — это не набор навыков, сформированных путем ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем.
Законы гештальтпсихологии
Закон фигуры и фона:
фигуры воспринимаются человеком, как замкнутое целое, а вот фон, уже как нечто непрерывно простирающееся позади фигуры.
Закон транспозиции:
психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Смысл здесь такой: элементы могут быть объединены, если имеются хоть какие-то схожие признаки, например близость или симметрия.
Закон прегнантности
: существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив.
Закон константности:
все стремится к постоянству.
Закон близости
тенденция к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве. Нам всем, как мы знаем легче всего объединить схожие предметы.
Закон замыкания(заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре): когда мы наблюдаем что-то нам совсем непонятное, наш мозг пытается изо всех сил трансформировать, перевести увиденное в доступное для нас понимание. Порой это даже несет опасность, ведь мы начинает видеть то, чего нет в действительности.
Принципы гештальта
Все вышеназванные свойства восприятия, будь то фигура, фон или же константы, непременно взаимодействуют между собой, неся тем самым новые свойства. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия, упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:
- Близость (все, что рядом, воспринимается вместе);
- Схожесть (все, что схоже по размеру, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе);
- Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности);
- Замкнутость (приобретение фигурой формы);
- Смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое);
- Общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом).
Гештальт – качество
Термин «гештальт–качество» (нем. Gestaltqualität) введен в психологическую науку Х.
Эренфельсомдля обозначения целостных «гештальтных» свойств некоторых образований сознания. Качество «транспозитивности»: образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, и примеры тому:
- разные тональности одной и той же мелодии,
- картины Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).
Константы восприятия
Константность размера:
воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза.
Константность формы:
воспринимаемая форма объекта постоянна, даже при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на читаемую вами страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.
Константность яркости:
яркость объекта постоянна, даже при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.
Фигура и фон
Простейшее восприятие формируется путем разделения зрительных ощущений на объект – фигуру
, расположенный нафоне . Клетки головного мозга, получив визуальную информацию (взглянув на фигуру) дают более активную реакцию, нежели при взгляде на фон. Происходит это по той причине, что фигура всегда выдвинута вперед, а фон, напротив, отодвинут назад, также фигура богаче и ярче фона по содержанию.
Кому рекомендуется
Гештальттерапия имеет более широкий диапазон применения, чем любая другая психологическая школа. Это индивидуальная и групповая терапия, семинары, работа с детьми и семьями. Эта психотерапия практикуется в обычных больницах, в частных клиниках, а также в центрах личностного роста, терапевтических группах и т.п.
Гештальтпсихология наиболее полезна для клиентов, открытых работе над самосознанием, а также для тех людей, которые желают научиться быть ответственными. Такая психотерапия отлично подходит для клиентов, страдающих от повышенной тревожности, депрессии и заниженной самооценки.
Гештальттерапия работает с клиентами любых возрастов и с самыми разными психологическими проблемами. Она традиционно считается наиболее эффективным подходом для чрезмерно социализированных, тревожных и лиц с нарушенными границами. Особенно это относится к перфекционистам, а также к клиентам с депрессиями и фобиями, то есть к тем людям, чьё ограниченное функционирование возникло в результате «внутренних ограничений».
Кроме того, гештальттерапия успешно используется при лечении широкого круга «психосоматических расстройств», в том числе язвенного колита, мигрени, спазмов спины и шеи. Гештальттерапевты также работают с лицами, испытывающими сложности взаимодействия с авторитетными фигурами, с парами, с широким диапазоном интрапсихических конфликтов. В психиатрии известно немало случаев, когда гештальттерапия эффективно помогала психопатам и больным с тяжёлыми нарушениями характера.
Ещё полвека назад Фридерик Перлз предрекал, что, начиная с 1970-х гг, гештальтпсихология выделится в отдельное течение, а в дальнейшем станет могущественной психотерапевтической силой. Его пророчество полностью исполнилось. Сегодня, наверное, нет таких людей, которые хоть что-либо не знали бы об этом психологическом направлении. С помощью гештальттерапии клиент получает возможность осознанно выбирать своё поведение, использовать разные аспекты личности, делать жизнь наполненной, избавляться от психосоматической либо невротической симптоматики. Эта личность умеет противостоять манипуляциям окружающих и сама обходится без манипулирования. Иначе говоря, человек учится крепко стоять на ногах.
Идеи, законы, принципы
Ключевые идеи гештальтпсихологии
Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание. Сознание – это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма – организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем.
- Гештальт – это единица сознания, целостная образная структура.
- Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.
- Метод познания гештальтов — наблюдение и описание содержаний своего восприятия. Наше восприятие идет не от ощущений, так как их в реальности нет, а является отражением колебаний давления воздуха – ощущения слуха.
- Зрительное восприятие – ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики. И пример тому: огромное количество информации, добываемое человеков посредством органов зрения.
- Мышление — это не набор навыков, сформированных путем ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем.
Законы гештальтпсихологии
Закон фигуры и фона: фигуры воспринимаются человеком, как замкнутое целое, а вот фон, уже как нечто непрерывно простирающееся позади фигуры.
Закон транспозиции: психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Смысл здесь такой: элементы могут быть объединены, если имеются хоть какие-то схожие признаки, например близость или симметрия.
Закон прегнантности: существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив.
Закон константности: все стремится к постоянству.
Закон близости тенденция к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве. Нам всем, как мы знаем легче всего объединить схожие предметы.
Закон замыкания (заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре): когда мы наблюдаем что-то нам совсем непонятное, наш мозг пытается изо всех сил трансформировать, перевести увиденное в доступное для нас понимание. Порой это даже несет опасность, ведь мы начинает видеть то, чего нет в действительности.
Принципы гештальта
Все вышеназванные свойства восприятия, будь то фигура, фон или же константы, непременно взаимодействуют между собой, неся тем самым новые свойства. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия, упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:
- Близость (все, что рядом, воспринимается вместе);
- Схожесть (все, что схоже по размеру, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе);
- Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности);
- Замкнутость (приобретение фигурой формы);
- Смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое);
- Общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом).
Гештальт – качество
Термин «гештальт–качество» (нем. Gestaltqualität) введен в психологическую науку Х.Эренфельсомдля обозначения целостных «гештальтных» свойств некоторых образований сознания. Качество «транспозитивности»: образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, и примеры тому:
- разные тональности одной и той же мелодии,
- картины Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).
Константы восприятия
Константность размера: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза.
Константность формы: воспринимаемая форма объекта постоянна, даже при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на читаемую вами страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.
Константность яркости: яркость объекта постоянна, даже при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.
Фигура и фон
Простейшее восприятие формируется путем разделения зрительных ощущений на объект – фигуру, расположенный на фоне. Клетки головного мозга, получив визуальную информацию (взглянув на фигуру) дают более активную реакцию, нежели при взгляде на фон. Происходит это по той причине, что фигура всегда выдвинута вперед, а фон, напротив, отодвинут назад, также фигура богаче и ярче фона по содержанию.
Главный источник проблем человека с позиции гештальтпсихологии
Гештальтпсихология – это немецкая научная школа психологии. Её основателями считают немецких психологов Макса Вертгеймера, Курта Коффку, Вольфгана Кёлера.
За основу в гештальт-направлении принято понятие «гештальт», то есть организованное целое, свойства которого не получаются из свойств его частей. Точного перевода с немецкого языка не существует. Организация частей в единое целое – так объясняют гештальт. Человек рассматривается в данной концепции как целостность, неделимая на части.
Гештальтпсихология исследует в гештальтах следующие вопросы:
- По каким законам они работают?
- Какие процессы их формируют?
- Какие процессы их разрушают?
- По каким закономерностям развиваются процессы?
Самое важное свойство гештальта — стремление к завершению. Это направление исследует способность психических процессов человеческого организма к саморегулированию, считает своей основной целью – расширить осознанное мышление человека, чтобы, как следствие этого, произошло его понимание и принятие себя
Это направление исследует способность психических процессов человеческого организма к саморегулированию, считает своей основной целью – расширить осознанное мышление человека, чтобы, как следствие этого, произошло его понимание и принятие себя.
Завершенный и незавершенный гештальт
Завершенный гештальт осознается как ситуация успеха. Все получилось на данный момент, «пазл сложился». Потребности удовлетворены. Приятные чувства. Один из сторонников гештальтпсихологии, основоположник гештальт-терапии Ф. Перлз обосновывает основные причины счастья и несчастья. Он сравнивает незавершенный гештальт с источником, который питает невроз.
Незавершенность гештальта – понятие, означающее неудовлетворенную потребность, стремящуюся к удовлетворению. Так уж устроена человеческая психика, что стремится закончить всё то, что начала.
Незавершенный гештальт:
- невоплощенные в жизнь желания;
- резкое завершение отношений с человеком по необъяснимым причинам;
- незавершенная работа.
От того, как относится человек к такой сложившейся ситуации, зависит его состояние. Кто воспринимает события как очередную задачу, которую надо решить, ищет варианты решения, решает и тогда завершает гештальт. Завершая очередной гештальт, человек получает новую волну успеха и новые силы, и идеи для решения следующих жизненных задач. В таком образе жизни четко прослеживается линия удачника.
А вот если гештальт не завершен, и сама ситуация воспринимается как неразрешимая, и такие ситуации возникают одна за другой, а человек не предпринимает никаких продуктивных мер по поводу выхода из сложившейся системы, то начинает четко работать линия неудачника, так как удача систематически проходит мимо. Человек периодически вспоминает эти ситуации и испытывает сильный дискомфорт.
Опасность такого состояния – появление следующих факторов:
- тревоги;
- необъяснимой неудовлетворенности;
- дискомфорта внутри организма;
- преграды в достижении поставленных целей.
«Психосоматические симптомы, отчаяние, усталость и компульсивное поведение заменяют радость бытия» (1). Как разорвать замкнутый круг? По теории гештальтпсихологии, необходимо завершить гештальты, завершить начатое.
Простые незавершённые ситуации можно осознать, но гораздо сложнее закрыть гештальт, который человек тянет из детства. Такая незавершенность скрыта в подсознании. Здесь на помощь придет психолог.
Простота
Мозг воспринимает информацию в простейшей ее форме. К примеру, изображение ниже состоит из двух элементов, которые по-отдельности ничего не значат, а вместе превращаются в слово «logo».
Крайне важно постичь закон простоты, потому что вкупе с креативностью, он способен сделать ваши изображение поистине выдающимися. Простота в дизайне заключается в умении сочетать незамысловатые объекты с яркими дизайнерскими эффектами
Хорошим примером является изображение гитары на фестивальном плакате. Используя несложные формы, дизайнер изобразил музыкальный инструмент – получилось просто и стильно.
Заключение
Разобравшись подробным образом в том, кто является представителями гештальтпсихологии, а также что представляет собой это направление научной деятельности, можно сделать вывод, что оно направлено на изучение восприятия, которое является целостной структурой.
Гештальт-подходы со временем проникли во многие научные области. К примеру, в патопсихологии или теории личности, а также такие подходы встречаются в социальной психологии, психологии научения и восприятия. На сегодняшний день тяжело представить такие научные области, как необихевиормзм или когнитивную психологию, без гештальтпсихологии.
Как уже было отмечено ранее, основными представителями гештальтпсихологии являются Вертгеймер, Коффка, Левин и Келер. Узнав о деятельности этих людей, можно понять, что данное направление сыграло огромную роль в развитии мировой психологии.