Задачи и методы изучения гуманистической психологии

Актуальные методики гуманистической психологии. Общие сведения

Личность в гуманистической психологии — не только предмет исследования, но и особая ценность, к которой нужно относиться с вниманием и уважением. Самореализация, стремление к познанию, психическое здоровье, долг, личный выбор и ответственность за него — самые важные элементы полноценной личности в гуманистической психологии

Гуманистическая психология считает неприемлемым отношение к предмету исследования, характерное для естественных наук, которое разделяли некоторые психологические школы. В таких науках изучаются объекты, лишенные разума и собственного видения мира, не способные образовывать связи с другими людьми и наполнять пространство и время собственным содержанием.

Человек же в силах оценивать каждую новую ситуацию, выбирать подходящую ей модель поведения — в общем, активно творить и преобразовывать собственную жизнь. Если исследователь не учитывает эти фундаментальные отличия человека от остальных живых организмов, то он существенно ограничивает себя и не может представить полную картину функционирования психики человека.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Такая система взглядов предъявляет определенные требования к методам науки, которые должны быть в состоянии продемонстрировать уникальность людей. Наиболее адекватные методы гуманистической психологии по-разному определялись последователями этого направления. Кто-то, например, говорил о допустимости методов когнитивной психологии, кто-то предлагал разработать собственные способы познания. В целом эта проблема остается одним из уязвимых мест данной научной школы.

Влияние Карла Роджерса

Роджерс является американским психологом и одним из основателей гуманистического подхода (или ориентированного на клиента подхода) к психологии. Роджерс считается одним из отцов-основателей психотерапевтических исследований, и был удостоен премии Американской психологической ассоциации (APA) за его новаторские исследования и выдающийся научный вклад в 1956 году.

Гуманистическое направление в психологии, ориентированное на человека, его собственный уникальный взгляд на человеческих отношения, нашло широкое применение в различных областях, таких как психотерапия и консультирование (клиентоориентированная терапия), образование (обучение, ориентированное на учащихся). За свою профессиональную работу он был награжден премией за выдающиеся профессиональные достижения в психологии в 1972 году многими некоммерческими организациями. Роджерс был признан шестым самым выдающимся психологом XX века. Гуманистическая психология Роджерса дала толчок развитию психологии в целом.

Общая характеристика концепций психологического консультирования, основанных на гуманистическом направлении в психологии

Гуманистическое направление ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений. Это отличает это направление от психодинамической теории, делающей акцент на то, как прошлое воздействует на настоящее, и от бихевиористской теории, использующей воздействие окружения на личность.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

Культурная жизнь охватывает две фазы общественной динамики – будни и праздники. Праздничное событие активизирует и интенсифицирует культурную жизнь, прежде всего потому, что в это время, свободное от привычных обязанностей, проявляются, актуализируются и открыто пропагандируются основные ценности, придающие смысл человеческой жизни и характерные для данного социума и этапа его развития, …

Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистическое направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом.

Их основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека — жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении.

Основные понятия, в которых это направление психологии анализирует жизнь человека, это понятие человеческого существования, принятие решения или выбор и соответствующее ему действие, облегчающее тревожность; понятие интенциональности — благоприятной возможности, утверждающей, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать воздействие мира на него.

Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения.

Революция, которая в практической психологии связана с работами К. Роджерса, состоит в том, что он стал подчеркивать ответственность самого человека за свои действия и решения. В основе этого — вера в наличие у каждого человека изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации.

Психолог поддерживает у клиента состояние психического здоровья, давая человеку возможность соприкасаться со своим внутренним миром. Основное понятие, с которым работают психологи этого направления, — мироощущение конкретного клиента. Работа с миром клиента требует от психолога навыков внимания и выслушивания, качественной эмпатии. Психолог должен уметь работать с противоречием реального и идеального образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом взаимоотношение. В этом процессе во время интервью психолог должен добиваться конгруэнтности с клиентом. Психолог для этого должен обладать аутентичностью во время интервью, относиться к клиенту заведомо положительно и безоценочно.

В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, пересказом, самораскрытием и другими приемами, позволяющими клиенту проявить свое мироощущение.

4 стр., 1566 слов

Итак, для чего людям нужны психологи?

… помощью к психологам, люди все-таки боятся к нам обращаться. Почему? Потому что психология – совсем … же правами, что и психолог, то есть клиент и психолог совместно определяют правила своего … человека постоянно появляются вопросы к жизни, причем, чем интереснее и богаче его личность, … сессии. К психологу люди обращаются также в ситуации какого-либо сложного жизненного выбора… Список можно …

Используя в общении с клиентом методы взаимодействия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Клиент, услышанный и понятый психологом, может измениться.

В гуманистическом направлении психологии особое место занимает гештальттерапия (Ф. Перлз), отличающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и микротехник. Перечислим некоторые из техник гештальттерапии: восприятие «здесь и теперь», директивность; речевые изменения; метод пустого кресла: беседа с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки» — авторитарной, директивной, и «нижней собаки» — пассивной с чувством вины, ищущей прощения; фиксированное ощущение; работа со снами.

Кроме того, благодаря работам В. Франкла, в гуманистической психологии используются техники перемены отношения; парадоксальные намерения; переключение; метод убеждений (призыва).

Осуществление этих техник требует от психолога красноречия, точности словесных формулировок, ориентации на мироощущение клиента.

Гуманистическое направление практической психологии постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента.(Абрамова Г.С., 2001, стр 108-109 )

Основные принципы гуманистической психологии

Гуманистическая психология, которая является теоретической основой гуманистического направления в психологическом консультировании, -это особое направление, отличающееся от других школ по ряду принципиально важных для понимания природы человека положений. К нему традиционно относят такие концепции, как теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория и индирективная психотерапия К. Роджерса, представления Ш. Бюлер о жизненном пути личности, идеи Р. Мэйя.

Каждая из названных теорий использует свой собственный понятийный аппарат, создает оригинальные представления о внутреннем мире человека и его развитии в процессе жизни, проверяет и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований, и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Различия, существующие между теориями, тем не менее не являются препятствием, которое не позволило бы рассмотреть их с позиции общеметодологических принципов.

Такими принципами являются:

  • Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей — стремления к самореализации, потребности в самоактуализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.
  • Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов.
  • Принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным.
  • Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать особенности личности в аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей, при этом отвергая идею причинного детерминизма.
  • Принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера.
    9 стр., 4051 слов

    Гуманистические теории личности Маслоу и Роджерса

    … гарантирует правильность выбора. Основным принципом этого направления является модель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей. Гуманистическая психология рассматривает личность как психически здоровую, гармоническую, …

    Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет.

  • Принцип неэкспериментального исследования личности, который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой и является личность) чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям.
  • Принцип репрезентативности, означающий, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, т.к. задача изучения нормально и полноценно функционирующего человека реализуется на выборе здоровых, самореализующихся личностей.

Гуманистическая психология плюсы и минусы. Xxвека.

Гуманистическая психология (от лат. humanus — человечный и греч. psyche — душа + logos – учение) — ряд направлений в современной психологии, ориентирована на изучение смысловых структур человека. В качестве самостоятельного течения выделилась в начале 1960-х. гг. в США. В 1962 г. под председательством Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970) была основана Американская ассоциация гуманистической психологии. Благодаря успехам терапии, основанной на ней, приобрело большую популярность и в Европе.

К данному направлению могут быть отнесены представители Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970), Карл Ренс Роджерс (1902-1987), Виктор Эмиль Франкл

Гуманистическая психология получила название «третьей силы» в противовес бихевиоризму и психоанализу, которые не дают понимание того, чем является здоровая и творческая личность, которая ориентирована не на адаптацию, достижение равновесия с ее окружением, а, наоборот, на выход из этих границ. Существенное влияние на формирование гуманистической психологии оказали гештальтпсихология и феноменология, в частности, представления Мориса Мерло-Понти (1908-1961)

о «битии-для-мира», в соответствии с которыми человек есть не что-то обусловленное, а деятельно меняющие свое окружение. Было постулировано, что цель человеческого существования — самоактуализация. В качестве основных предметов анализа здесь выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология ставит своей целью возвращение человеку его целостности. В этом направлении активно используются постулат о целостной человека (человек и его окружение не два объекта, а единый организм). Так, человеческое переживание, на которое ориентирована по преимуществу гуманистическая психология, целостно и имеет тенденцию к созданию «хорошего гешатальта». Основным исследовательским ориентиром выступает согласованность, непротиворечивость всех психических процессов индивида и его интегрированность в социум. Все психические феномены рассматриваются в связи со спецификой «окружающего поля», к которому относятся общая ситуация, потребности, установки, действия и опыт индивида. Считается, что человек может развиваться, лишь освободившись от внутренних и внешних запретов, когда его базовые потребности удовлетворены и он не вынуждается обстоятельствами к использованию механизмов психологической защиты.

Использование психоанализа в психологии

Метод психоанализа основывается на трех основных элементах, которые в полной мере раскрывают всю концепцию этого учения. Первый элемент является своеобразным этапом, на котором собирается материал для изучения. Второй элемент подразумевает тщательное изучение и анализ полученных данных. Третий элемент – взаимодействие при помощи данных, полученных в результате анализа. Для сбора информации применяются различные методики, включая метод противостояния, ассоциаций и переноса.

Метод построения свободных ассоциаций основывается на создании модели ситуаций, в точности повторяющих определенные жизненные события. Подобный подход позволяет выявить определенные процессы, происходящие на бессознательном уровне психики. Применение этого метода позволяет получить данные о патологических процессах, с целью дальнейшей коррекции психических расстройств. Коррекция осуществляется путем осознания внутренних конфликтов и причины их возникновения. Одним из важных условий в использовании этого метода, является создание прочной коммуникативной связи между психологом и пациентом, направленной на устранение психологического дискомфорта.

Психоанализ изучает внутренние, исходящие из подсознания, ведомые инстинктами и принципом удовольствия, напряжения человека

Для этого пациент должен озвучивать каждые мысли, которые рождаются в его голове. Эти мысли могут иметь непристойный характер или находиться на грани абсурдности. Для того чтобы достичь высокого результата, необходимо создать правильную связь между врачом и пациентом. Методика переноса подразумевает бессознательное перенесение характерных личностных черт родителей больного на лечащего врача. Таким образом, пациент относится к доктору так же, как относился к близким родственникам в раннем детстве. При этом замещающее лицо получает возможность выявить детские желания, обиды и психологические травмы, полученные во время становления личности.

Важно обратить внимание на то, что психотерапевтическое вмешательство часто сталкивается с феноменом внутреннего сопротивления, исходящего от больного. Оно проявляется в виде отказа осмысления причинно-следственных связей и нарушения процесса создания новой модели поведения. Причиной сопротивления является бессознательный отказ прикасаться к внутренним конфликтам, который сопровождается появлением препятствий на пути к выявлению причины возникновения психических расстройств

Причиной сопротивления является бессознательный отказ прикасаться к внутренним конфликтам, который сопровождается появлением препятствий на пути к выявлению причины возникновения психических расстройств.

Главной задачей анализа личности, является совершение четырех последовательных действий:

  • толкование;
  • отработка;
  • прояснение;
  • противопоставление.

Далее, совместные усилия пациента и психолога направляются на достижение определенной цели, которая была выявлена в результате проведенного анализа. Методика толкования сновидений подразумевает интерпретацию снов, что являются деформированной формой бессознательных мотивов.

Практическое применение. Рычаги и клавиши

Идеи и знания, полученные в результате исследований в области гуманистической психологии, нашли отражение, прежде всего, в психотерапевтической практике.

Многочисленные методы исследования и анализа психики, разработанные А. Маслоу, С. Джурардом, Ф. Бэрроном, К. Роджерсом, применяются в практике учеными со всего мира.

Еще один способ практического применения теоретических знаний в гуманистической психологии — педагогика, основанная на принципах не директивного контакта учителя с учеником, а товарищеского: такого, в рамках которого ребенок может проявить весь свой творческий потенциал и стать полноценной, уникальной личностью.

В социально-психологическом тренинге, руку к которому приложил и сам Карл Роджерс, гуманистическая психология проявилась в полной мере.

В рамках данного направления можно было использовать основные идеи подхода и реализовать идею улучшения социума посредством улучшения отдельных личностей и межличностных взаимоотношений в малой группе.

Гуманистическая психология стала важной частью таких сфер, как психотерапия, психология, педагогика, здравоохранение, политика, терапия и других. Гуманистическая психология стала одной из первых психологических школ, возникших в мире, которая сумела занять прочное положение в психологической науке в целом

Гуманистическая психология стала одной из первых психологических школ, возникших в мире, которая сумела занять прочное положение в психологической науке в целом.

В современном мире у Роджерса, Маслоу и других ведущих умов направления много последователей, благодаря которым гуманистическая психология находит все больше приверженцев и развивается в разных аспектах.

Засим прощаемся! Подпишитесь на наш телеграм-канал, если интересно разбираться в психологии, и вы непрочь небольшими порциями получать полезный контент прямо в Мессенджер.

Гуманистическая психология личности. Гуманистическая психология и психологическая структура личности

В гуманистической психологии также нет единого мнения по вопросу психологической структуры личности. Так, Г. Олпорт в ядро личности поместил мотивы. Для характеристики личности ввел понятие «проприум» (лат. proprium — свойственный, присущий), своеобразный эквивалент Понятия «самости». Проприум отражает возможности индивида к размышлению, рассуждению, познанию, оцениванию, самоидентификации, постановке и достижению целей. Развитие личности может происходить только через воздействие социального окружения на проприум.

Личности принадлежат уникальные, присущие только ей черты из всего мыслимого их набора. Олпорт выделял в личности три типа черт:- фундаментальные, проявляющиеся в повседневной жизнедеятельности индивида;- центральные, обусловливающие ведущие типы поведения индивида;- вторичные, проявляющиеся изредка.

Абрахам Маслоу ядром личности считал врожденную потребность человека в самоактуализации, саморазвитии, реализации своего потенциала с опорой на собственные силы. Личность — это тот внутренний мир, который формируется через самоактуализацию. Однако этот высший уровень развития личности может быть достигнут лишь при удовлетворении потребностей более низкого уровня. В этой связи он ввел «лестницу» потребностей, упорядоченных по значимости для жизнедеятельности человека (физиологические, безопасности, чувства общности, уважения, актуализации).

К. Роджерс утверждал, что личность есть то, что человек о себе думает на основе сознательных оценок текущих событий в его жизни. Он также видел в самоактуализации ведущий мотив жизнедеятельности человека. В отличие от взгляда Маслоу на самоактуализацию как на факт достижения индивидом высшего уровня психического развития Роджерс рассматривает ее как процесс непрерывного пожизненного формирования индивидом самого себя

Для развития личности ребенка требуется «позитивное внимание» — достаточно полное удовлетворение потребностей ребенка в любви и ласке без всяких на то условий

Суть и базовые принципы

Австрийский врач-невролог Зигмунд Фрейд является признанным основателем теории психоанализа и одноименного метода лечения. В 1880 г он, совместно с доктором Иосифом Брейером, наблюдал влияние гипноза на истерические припадки у женщин. Во время гипнотических сеансов пациентки вспоминали, очень эмоционально реагировали и переживали травмирующие события своей жизни.

Брейер назвал это состояние катарсисом. После вывода из транса они совершенно не помнили о произошедшем. Тем не менее, после сеанса происходило полное избавление от всех симптомов истерии и невроза.

Это навело Фрейда на понимание того, что причины различных душевных заболеваний и проявлений кроются в той части личности, которая не осознается человеком, т.е. в бессознательном. Он начал искать способы извлечения этой информации с целью сознательного переживания пациентом этих событий.

Ему пришлось работать с множеством пациентов с истерическими и невротическими расстройствами различного происхождения, в том числе сифилитического и органического. В беседах с ними, он использовал исследование сновидений и фантазий больных, их оговорки и описки.

Итак, первоначально используя психоанализ как метод лечения больных, Фрейд на его основании к концу 1890 года сформировал теорию психоанализа. А позднее дополнил её «Толкованием сновидений». Позднее Фрейд описал структуру личности и теорию поведения человека.

Психоанализ в психологии это ряд основных постулатов:

  • Психика человека по строению похожа на айсберг, где верхушка это сознание, а огромная подводная часть — бессознательное. Между ними есть небольшая прослойка в виде предсознания, которое служит для временного хранения информации.
  • Бессознательное наполнено иррациональными влечениями и желаниями, оно лишено морали и символично. В нем хранятся все нерешенные вытесненные из сознания конфликты, травмирующие события, всевозможные страхи. Они не осознаются человеком, но полностью определяют его опыт, отношения с окружающими и поведение.
  • Все, что социально неприемлемо — сексуальные желания, влечения, удовольствия, вытесняется в процессе развития и жизни человека в область бессознательного. И оттуда продолжает воздействовать на проявления этого человека. Если между содержанием бессознательного и сознанием начинается сильное противоречие, то возникает конфликт. Он может проявляться в форме неврозов, истерии, депрессии.
  • Попытка осознания каких-либо элементов бессознательного встречает стойкое сопротивление с помощью различных психических механизмов — проекции, отрицания, сублимации, регрессии и других. Так выстроена защита нашего мозга от наплыва очень мощных вытесненных влечений. Поэтому для этой цели необходим контакт с психоаналитиком.
  • В случае, если защитные механизмы справляются с потоками бессознательного, человек может быть творчески одаренным а любой области науки, культуры или искусства. Если же механизмов не достаточно, либо этот поток слишком мощный — возникают различные заболевания — неврозы, депрессии, тревога, истерия.
  • Психика человека управляется двумя видами энергии. Первая — сексуальная, созидательная энергия — либидо. Вторая — деструктивная, разрушительная. В отличие от животных, поведение которых подчинено инстинктам, человеком управляет его прошлый опыт, заключенный в бессознательном. А возникающее при конфликтах напряжение, человек может снижать с помощью прямого направления энергии (сексуальных или разрушительных действий), либо с помощью сублимации.
  • Генетический подход. Все желания, влечения и неразрешенные в детстве конфликты влияют на все проявления взрослой личности. В зависимости от стадии развития (до 2 лет оральная, 2-4 фекальная и с 4-5 лет генитальная) все неудовлетворенные желания получают различные проявления во взрослой жизни. Они тоже требуют осознания и разрешения для избавления от мешающих привычек и неврозов.

Психоаналитических методик влияния множество, однако их можно объединить в несколько этапов. Вначале врач должен получить максимальное количество информации о бессознательном пациента. Для этого применяется метод свободных ассоциаций, толкование снов и различных ошибочных слов и действий. В некоторых случаях используется и гипнотическое воздействие.

Далее врач должен выявить, преодолеть и показать пациенту его методы психологической защиты. И в финале он показывает пациенту значимые конфликты, подавленные желания, позволяет пережить травмирующие события.

Предпосылки к становлению. От и До

Было первичное знание. Здесь не было так, что генетическая психология — это нуль-форма в терминологии Малевича. Нет, в основу легли приблизительно 10 уже сформировавшихся ДО направлений:

  1. Групповая динамика (Т-группы в том числе);
  2. Доктрина самоактуализации;
  3. Центрированное на личности направление психологии (клиент-центрированная терапия Роджерса, 1961);
  4. Теория Райха с его настаиванием на раскрепощении зажимов и освобождением внутренней энергии тела (body);
  5. Экзистенциализм;
  6. Результаты использования expending drag (LSD);
  7. Дзен-буддизм;
  8. Даоизм;
  9. Тантра (тело — важная часть энергетической системы);
  10. Вершинные эксперименты как откровение и просветительство.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.