Значение интериоризации в психологии

Теория П. Я. Гальперина

Ученый считал, что мыслительное действие сформируется только после прохождения таких этапов:

  1. Знакомство с требованиями к результату деятельности.
  2. Внешние манипуляции с предметами.
  3. Собственно, интериоризация – освоение действия в условиях отсутствия материальных объектов, трансформация во внутренний план. Здесь используется внешняя речь для обозначения внешних объектов.
  4. Окончательный переход речи в мыслительную деятельность.
  5. Завершение интериоризации.

Вот таким образом развивается человеческая психика, и внешние действия с помощью интериоризации становятся мыслительной деятельностью.

Интериоризация в социальных науках

В социальных науках, термин этот термин был впервые использован рядом французских и немецких социологов, таких как Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер и т.д. В их работах интериоризация преподносилась как существенная часть процессов социализации, выражающая перенесение главных понятий единичного сознания из области социального опыта и групповых представлений.

В процессе последовательного искажения и фальсификации ряда работ, использование и внедрение этого термина в психологическую науку позднее было приписано также отечественному психологу Льву Выготскому его самопровозглашенными учениками и последователями в Советском Союзе.

С точки зрения Выготского, на основании его предельно редукционистской теории «инструментальной психологии», которая так и осталась незавершенным проектом, любая высшая психическая функция человека изначально должна складываться как продукт внешней среды, какой-либо формы коммуникации людей, конкретная форма практической трудовой деятельности, лишь после чего, пройдя через интериоризацию и прочие «фильтры» восприятия, интегрируется в психическую жизнь и становится ее неотъемлемым компонентом.

Взгляды Выготского были подхвачены и в дальнейшем расширены советским педагогом и психологом П.Я. Гальпериным

В его работах, интериоризация стала важной частью теории «планомерно-поэтапного формирования навыков учебной деятельности»

Интериоризация – что это?

Под интериоризацией в самом общем виде понимается способ перехода и обработки объекта одной реальности в другую. Особо полную степень разработанности этот термин приобрел в психологии, где под ней понимается складывания психических структур человека под влиянием внешней среды, прежде всего социальной.

Для интериоризации в этом случае важным оказывается величина багажа жизненного опыта тех субъектов образовательной деятельности, что обеспечивают включенность этого сознания в образовательный процесс, степень гармоничности формирования психического аппарата и общего развития человека.

Каждое этап деятельности должен, прежде чем запечатлеться в сознании,быть проделан во внешней реальности. Благодаря этой способности, человек обретает способность внутренней речи, мышления, которое проводится в независимости от наличия окружающих.

Способность к интериоризации человеческая психика оказывается способной работать с образами объектов, их абстрактными формами, когда реальные объекты становятся недоступными для органов чувств.

Сознание человека не находится в статичном состоянии, зафиксированном в настоящем мгновении, внутри него попеременно проходят и будущее и события прошлого, не скованные рамками времени и пространства.

Интериоризация в мире животных

На сегодня не установлено с точностью, обладают ли животные способностью к интериоризации. Скорее всего, им это не доступно, и они не выходят за границы конкретной ситуации.

Основным инструментом этого психического процесса является речь, а способом перехода от одного события к другому – какое-то высказывание, осуществляемое категориями языка. В виде словоформы выделяются и обособляются различные отличительные признаки рассматриваемого объекта, различные методы оперирования с имеющейся информацией.

Для человека становится проблемой исключительной важности овладением методами правильного употребления категорий речи, которые содержат и предикаты объектов и методы их мысленной обработки. С помощью языка, человек воспринимает совокупный опыт сотен поколений людей, живших до него, даже тех, что были географически удалены от места его текущего жительства тысячами километров

С помощью языка, человек воспринимает совокупный опыт сотен поколений людей, живших до него, даже тех, что были географически удалены от места его текущего жительства тысячами километров.

Интериоризация в социальных науках

В социальных науках, термин этот термин был впервые использован рядом французских и немецких социологов, таких как Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер и т.д. В их работах интериоризация преподносилась как существенная часть процессов социализации, выражающая перенесение главных понятий единичного сознания из области социального опыта и групповых представлений.

Психология позаимствовала это понятие несколько позднее, и произошло это в работах выдающихся представителей французской психологической школы, наиболее известны которых Жан Пиаже, Анри Валлон и др.

В процессе последовательного искажения и фальсификации ряда работ, использование и внедрение этого термина в психологическую науку позднее было приписано также отечественному психологу Льву Выготскому его самопровозглашенными учениками и последователями в Советском Союзе.

Взгляды Выготского были подхвачены и в дальнейшем расширены советским педагогом и психологом П.Я. Гальпериным

В его работах, интериоризация стала важной частью теории «планомерно-поэтапного формирования навыков учебной деятельности»

Взаимосвязь общения и интериоризации

Психологами, с момента взятия на вооружение этого понятия и дальнейшего изучения самого явления, отмечалась его взаимосвязь с процессом человеческой коммуникации.

В случае поэтапного формирования знаний, умений и навыков в границах общения того, кто занимается формированием и у кого это формируют, интериоризация присутствует на всех ступенях процесса и играет ведущую роль этом процессе.

Процесс формирования умственных навыков – это практическая деятельность именно того человека, у которого формируются эти способности, а человек, выступающий как агент воздействия внешней языковой среды есть внешний элемент деятельности.

По мнению Выготского, возникновение человеческой личности не было бы возможно без процессов интериоризации и возможности целенаправленного оформления социо-психических структур в результате общения.

Теории интеоризции

Впервые термин «интериоризация» был озвучен французским психологом Э. Дюркгеймом, представившим его как составной элемент сознания человека, а точнее как взаимосвязь между общественным (внешним) и личным (внутренним) миром человеческой психики.

Теория французского социолога основывалась на мнении о том, что человеческое сознание формируется с учетом внешних общественных представлений.

По мнению Дюркгейма, по мере развития ребенок заимствует из окружающего мира понятия, взгляды и категории, которые затем формируют его собственную структуру мышления. Точку зрения Дюркгейма впоследствии поддержали французские социологи Пиаже, Жане и Валлон.

П. Жане рассматривал «интериоризацию» как психологический принцип. В его теории термин «интериоризация» — это прививание идеологии общества в биологическую психическую человеческую структуру, а точнее перенос общественного образа мышления в неизменном виде во внутреннюю психику индивида.

Ж. Пиаже отводил интериоризации вторую роль на этапе становления психики. На первое место французский социолог ставил логическое мышление, а сам «переход» от непсихического к психическому считал внутренним и никак его не освящал.

Среди советских ученых наибольший вклад в теории интериоризации вложил Л.С. Выгодский, создавший теорию становления человеческой психики под влиянием внешних факторов. Процесс принятия механизма взаимоотношений и устройства общества, по мнению ученого, преобразуется во внутреннее именно в процессе интериоризации, являющейся основой развития психологического мышления.

Теория Выгодского получила отражение в психо-педагогической концепции А.П. Леонтьева, считавшего, что процесс построения мыслительной активности ребенка основан на первоначальной внутренней предметной форме, преобразуя, обобщая и сопровождая речью которую постепенно превращает в умственную активность.

Исследования и теорию Выгодского продолжит П.А. Гальперин, в процессе собственного изучения переноса полученных из окружающего мира впечатлений во внутренний (собственный) мир человека. По мнению ученого при интериоризации, непосредственно связанной с обучением и происходит трансформирование внешней деятельности общества в компоненты психики.

Осмысленные действия человека выполняются только после взаимодействия с внешним миром, поскольку именно интериоризация является тем механизмом, который осуществляет переход «вовнутрь» «извне» и завершается процессом формирования умственной активности.

В своих работах Гальперин описал механизмы и этапы становления умственной деятельности, а также дал такие понятия, как степень формирования навыков, мера общения и уровень исполнения.

Что такое интериоризация?

Интериоризация — это формирование устойчивых внутренних психических структур через внешнюю социальную деятельность. При интериоризации происходит процессы:

  • развитие мышления;
  • созревание и становление функций психики в целом;
  • формирование жизненного опыта;
  • социализация человека.

Что такое интериоризация в психологии?

Вся внешняя деятельность человека регулируется внутренней психической деятельностью. Интериоризация в психологии — это изучение процессов переработки информации поступающей извне внутрь. Человек оперирует различными сложными действиями, так формируется опыт, который позволяет осуществлять предметную деятельность уже в уме – умственные операции без участия самих предметов. Образование устойчивых структурных единиц сознания помогает личности «перемещаться» умственно в разные времена.

Изучением интериоризации занимались психологи Ж. Пиаже, Л. Выготский по мнению которых, любая психическая функция изначально складывается как внешняя, затем в процессе интериоризации укореняется в самой психике человека. Становление речи происходит в процессе интериоризации и формируется в три стадии:

  1. Взрослые своей речью воздействуют на ребенка, побуждая его к действиям.
  2. Ребенок перенимает способы общения и уже сам начинает воздействовать на взрослого.
  3. В дальнейшем, ребенок воздействует словом сам на себя.

Что такое интериоризация в педагогике?

Интериоризация в педагогике — это важный процесс развития сознания личности учащегося и ему отводится важное место и результат процесса преследует не только приобретение новых знаний учащимися, но и преобразование структуры личности. Успешная интериоризация школьников зависит от личности самих педагогов

Считается, что первостепенными аспектами в педагогике является воспитательный процесс и интериоризация человеческих ценностей, которые способствуют:

  • развитию гармоничной личности учащегося;
  • формированию устойчивой мотивационной сферы;
  • усвоению моральных и этических ценностей и норм общества.

Интериоризация в философии

Понятие интериоризации взяли на вооружение и философы. Практическая деятельность – это способ познания мира и бытия. Раздел философии – гносеология видит в практической деятельности критерий истины, но сама практика при этом является лишь средством формирования эмпирического знания. Д.В. Пивоваров сделал вывод: опыт человека формируется из практической деятельности путем сопоставления с имеющейся теоретической составляющей о предмете. Принцип интериоризации в философии указывает на то, что познавательная деятельность человека – это способ осмыслить бытие.

Интериоризация в социологии

Социальная интериоризация процесс формирования единства и значимости человека как социальной единицы через усвоение личностью ценностей, норм и культурного наследия. Общество постоянно развивается и личность должна адаптироваться под меняющиеся условия социума. Социологи считают, что развитие индивидуальности происходит в результате совместной практической деятельности. Механизм интериоризации человека состоит из трех граней:

Индивидуализация. Теория Л

Выготского о ближайшей зоне развития ребенка показывает насколько важно совместное интерпсихическое выполнение пока еще незнакомых действий для ребенка – это формирует в последующем интрапсихическую (индивидуальную) деятельность.

Интимизация. «Мы» становится «Я»

Дети до 2-х лет, говорят о себе в 3-м лице – называют себя по имени, как их зовут взрослые. Переход к «Я» — происходит осознание себя и превалирования смысла над значением.

Производство внутреннего плана сознания или кристаллизация личности. На этом этапе происходит экстериоризация — процесс отдачи наружу переработанного знания, информации, опыта. Присвоение и овладение устойчивыми паттернами поведения.

Виды

Интериоризация в психологии – это тесно связанный с социализацией процесс, классифицирующийся в зависимости от стадии развития ребенка:

Начальная интериоризация Возникает у новорожденных и детей младшего возраста. Во время своего развития малыш изучает внешний мир при помощи родителей, последовательно заставляющих его осуществлять какие-то действия, показывающих игрушки и знакомящих с окружающим миром.
Школьная интериоризация Тесно связана с мысленным процессом, на котором основано все обучение человека. Изучение школьных предметов требует от подросшего ребенка производить действия не только на бумаге, но и в уме. Развитие этого типа напрямую зависит от мотивации, навыков, типа темперамента и способностей внутренней системы ребенка.
Социальная интериоризация Начинается с самого рождения человека и связана со взаимодействием малыша с окружающими его людьми. Подразделяется на 3 круга общения:
  • близкий, в который входят родители и члены семьи ребенка;
  • средний, в котором человеку приходится взаимодействовать с соседями и друзьями;
  • дальний, требующий общения с коллегами и знакомыми.

В процессе интериоризации ребенок перенимает не только опыт, но моральные нормы, принятые в обществе, образ мыслей и интересы своих близких (в особенности родителей), а затем пытается скопировать, наблюдаемое в процессе познания поведение.

Также на процесс становления психологических функций оказывают влияние:

  • культурные и религиозные традиции, принятые в обществе;
  • язык общения;
  • национальная кухня;
  • почитаемые в обществе героические личности.

Успешность будущего человека в обществе в большой степени зависит от соответствия его принятым в социуме идеалам, а точнее в способности правильно скопировать поведение «героев» общественного сознания. В разное время такими могут считаться летчики, космонавты, врачи, бандиты, киногерои.

Экстериоризация и творчество

Считается, что особое положение экстериоризация занимает в творчестве. Порой специалисты не упоминают другие примеры механизма экстериоризации в психологии, считая, что творческая сторона превосходит при трактовании этого понятия.

Это не совсем верный подход, ведь экстериоризация напрямую влияет на ваши мыслительные процессы, не будучи зависимой от того, какую специализацию вы выбрали. Вы лишь применяете метод мышления

И учителю, и бизнесмену, и любому спортсмену важно уметь им пользоваться. Даже среднестатистическая домохозяйка планирует свою деятельность и задает тип мышления, создавая списки продуктов для магазина

Но вернемся к творческой сфере. Без экстериоризации в этом сегменте никуда. Давайте рассмотрим, почему так происходит.

Художники. Картина не создается с нуля – её созданию предшествует долгая работа. Если заказ коммерческий, сначала утверждается план работы, если нет – художник сразу переходит к этапу создания наброска. Приходится использовать десятки черновиков, прежде чем идея из подсознания перейдет на бумагу в нужном виде.

Лишь после создания четкого плана исполнитель приступает к творческому процессу.

Писатели. Романы и повести тоже не создаются «из ниоткуда». Все мы знаем историю Джоан Роуллинг: она придумала знаменитую серию про Гарри Поттера в метро, но не засела за черновики будущих книг сразу же, а набросала приблизительный план персонажей.

Очень важно очертания героев и их характеристики перенести в реальный мир, позволить внутреннему стать внешним. Ведь одна из частых проблем писателей – недостаток мотивации, частая прокрастинация

Механизм экстериоризации также поможет видеть реальные результаты трудов.

Музыканты. Написание нот, продумывание строчек песен, даже тщательный подбор музыкальных инструментов – всё это характеризует мыслительную деятельность музыкантов. Вдохновение может лишь дать толчок, всё остальное зависит от мыслительных процессов.

Тщательное планирование помогает создать концепцию будущего альбома, а переход подсознательных желаний и образов на бумагу обеспечивает сотворение новой музыкальной обложки

В творчестве как нигде важно передать корректный посыл зрителю, читателю или слушателю

Как вы видите, творчество работает не только за счет вдохновения. От правильности мыслительных процессов зависит слишком много.

Механизмы интериоризации

В психологии механизм интериоризации включает в себя 6-ть этапов:

  1. На первом (мотивационном) пробуждается интерес ребенка к познанию или возникает призыв взрослого человека, звучащий, как «Давай будем учиться складывать предметы».
  2. На втором, ориентировочном, малыш наблюдает за действия взрослого, который складывает кубики и проговаривает свои действия: «Если мы добавляем к двум кубикам еще 1 то получаем 3 кубика».
  3. Третий, материальный, заключается в том, что ребенок учиться повторять действия родителей самостоятельно, например, беря кубики и складывая их.
  4. На четвертом, этапе внешней речи, малыш уже способен проговаривать «Если к 2-м прибавить 1, то получиться 3» не совершая при этом каких-либо действий.
  5. На пятом, этапе внутренней речи, ребенок учиться проговаривать действие внутри в себя, не озвучивая его окружающим.
  6. На шестом, умственном действии, происходит переход к быстрому умственному счету, рез речевого и мыслительного действия.

Функциональные особенности интериоризационного процесса разработал П.Я. Гальперин, озвучив также мнение, что только полное, последовательное освоение механизма познания способно привести к быстрому и эффективному мыслительному процессу.

Начало

Взаимодействие родившегося ребенка с миром происходит с помощью близкого окружения. Пример интериоризации в данном возрасте можно наблюдать в играх матери с малышом, в способе общения с ним, в манере речи.

Мама впервые показала ребенку погремушку. Ребенок смотрит, ему интересно: что это там такое яркое и шумное – и включается мотивационный этап на основе познавательного интереса. Малыш неотрывно наблюдает, как мама гремит погремушкой и называет предмет – в действии ориентировочный этап. Далее мама вкладывает игрушку ребенку в руку, и этот процесс продолжается до тех пор, пока кроха не научится держать предмет в руках – этап действий с предметом. Мама постоянно проговаривает название игрушки и способ действия с ней, ребенок пытается повторять за ней – этап внешней речи. Повторение действий про себя приводит к мыслительной операции — малыш видит погремушку, берет ее, гремит, получая положительный эмоциональный заряд. Действия, достигнув стадии автоматизма, указывают на усвоенный навык. Ребенок будет так действовать не только с конкретной игрушкой, но и с другими погремушками тоже. Таким образом происходит процесс преобразования внешних действий во внутреннюю мыслительную деятельность. На протяжении всего дошкольного возраста формирование психики ребенка происходит через интериоризацию действий во взаимодействии с различными предметами и понятиями непосредственно в игре.

Взаимосвязь общения и интериоризации

Психологами, с момента взятия на вооружение этого понятия и дальнейшего изучения самого явления, отмечалась его взаимосвязь с процессом человеческой коммуникации. В случае поэтапного формирования знаний, умений и навыков в границах общения того, кто занимается формированием и у кого это формируют, интериоризация присутствует на всех ступенях процесса и играет ведущую роль этом процессе.

По мнению Выготского, возникновение человеческой личности не было бы возможно без процессов интериоризации и возможности целенаправленного оформления социо-психических структур в результате общения.

Как же происходит процесс интериоризации?

Выше уже было указано, что внешние отношения между людьми постепенно превратились в человека, такие как память, мышление, восприятие, ощущение, воображение. Л. С. Выготский проводил эксперименты в школе, чтобы подтвердить свои теоретические предположения. В результате исследований ученый пришел к следующим выводам:

  • Увидеть процесс построения высших психический функций можно только в генезе, после того как они сформируются. Тогда строение входит вглубь сознания и становится неразличимым.
  • Интериоризация помогла зародиться психической реальности посредством перехода внешних форм во внутренние.
  • Сформировавшаяся сущность сложно объяснима, особенно если говорить с точки зрения физиологических процессов. Для ее рассмотрения нужен инструментарий иного рода — психологический.

Процесс трансформации внешних отношений во внутренние возможен путем интериоризации. Это превращение не происходит самостоятельно, ведь оно также зависит и от окружающих людей, общения с ними. Только благодаря адекватному воспитанию ребенок и его психика развиваются правильно. Феномен интериоризации помогает человеку мысленно строить планы, составлять диалоги, рассматривать различные варианты событий. категориями становится доступным.

Интериоризация в педагогике и психологии

Интериоризация – глубинное развитие личности при взаимодействии с другими. Человек способен оценивать сам себя, выбирать деятельность и контролировать ее ход, усваивать ценности общества.Теория интериоризации нашла свое применение в таких смежных науках как: философия, психология, педагогика и социология.

Интериоризация в социологии

Социальная интериоризация процесс формирования единства и значимости человека как социальной единицы через усвоение личностью ценностей, норм и культурного наследия.

Общество постоянно развивается и личность должна адаптироваться под меняющиеся условия социума. Социологи считают, что развитие индивидуальности происходит в результате совместной практической деятельности.

Механизм интериоризации человека состоит из трех граней:

Индивидуализация. Теория Л

Выготского о ближайшей зоне развития ребенка показывает насколько важно совместное интерпсихическое выполнение пока еще незнакомых действий для ребенка – это формирует в последующем интрапсихическую (индивидуальную) деятельность.

Интимизация. «Мы» становится «Я»

Дети до 2-х лет, говорят о себе в 3-м лице – называют себя по имени, как их зовут взрослые. Переход к «Я» – происходит осознание себя и превалирования смысла над значением.

Производство внутреннего плана сознания или кристаллизация личности. На этом этапе происходит экстериоризация – процесс отдачи наружу переработанного знания, информации, опыта. Присвоение и овладение устойчивыми паттернами поведения.

Пунктуальность – это хорошо или плохо и выработать в себе пунктуальность? Пунктуальность – важное качество, которое стремятся развивать в себе ответственные люди, бизнесмены, руководители и те, кто понимают, что время – самая ценная вещь, а злоупотребление чужим, может сослужить плохую репутацию.
Сибарит – что это за человек и что такое сибаритство? Устаревшее слово сибарит приобрело в наше время новый смысл. Так можно смело называть мажоров и нуворишей, кто бездумно тратит миллионы на свои «понты»

Не всем известна его история появления и истинное значение.
Бодипозитив как движение против стереотипов женской красоты Что значит бодипозитив, когда возникло это движение и почему оно вызывает много споров и критики – часто задаваемые вопросы, ведь научиться принимать и любить свое тело – важно для каждого человека и многие к этому стремятся.
Кто такой позер в молодежном сленге? Информация о том, кто такой позер, для многих является интересной, ведь в молодежном сленге этот термин используется часто. На самом деле людей, к которым можно применять это понятие, много в современном обществе.

Усвоение опыта

Значение опыта в процессе интериоризации переоценить трудно. Благодаря ему человек выбирает ту или иную систему ценностей, которая определит мировоззрение и способы взаимоотношений с окружающими. Несмотря на расхожее мнение, опыт передать нельзя. Передать можно знания, секреты мастерства, определенные нюансы деятельности, но опыт всегда будет индивидуальным. В одной и той же ситуации различные люди вынесут различные уроки. Поэтому уберечь ребенка от ошибок априори невозможно. Можно научить его в какой-то степени предвидеть ситуации, но не более. Кроме того, приобретение отрицательного опыта приводит к развитию более сильной и устойчивой личности.

Процесс преобразования социального опыта в развитии человека имеет большое значение, т. к. интериоризация — это не только получение новых знаний, но и преобразование личности на внутреннем психическом плане.

Интеоризация и общение

Особую роль в прохождении интериоризации играет общение. Именно оно формирует сознание, впитывая в себя авторитеты и ценности, принятые в кругу общества.

На первом жизненном этапе главным и основным авторитетом для ребенка являются его родители. Слова и поступки близких людей малыш воспринимает как бесспорную истину и старается максимально подражать принятым в семье правилам поведения.

Взрослея, ребенок расширяет свой круг общения, вынуждая свое сознание противопоставлять приоритеты общества и семейные ценности, а затем, ориентируясь на свое внутреннее убеждение, выбирать собственной путь. В большинстве случаев повзрослевшие дети предпочитают оставаться в привычной среде, впитав в себя образ мыслей, правила поведения и авторитеты, представленные родителями.

Исследования показали, что дети, оставшиеся без попечения родителей и вынужденные до 3-х летнего возраста, находится в медицинском учреждении, где нормы общения ограничивались только необходимыми медицинскими рамками, хотя и понимали родную речь, а также имели небольшой набор слов, предпочитали общаться на своем собственном языке, а также имели проблемы с гигиеническими навыками.

Дети-сироты в большинстве своей не умели почистить зубы, пользоваться ложкой и самостоятельно одеваться. Во время общения с педагогами и детьми, проживающими в детской доме, психологическое состояние малышей постепенно выравнивалось.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.