Экзистенциальная психотерапия

1 цикл – ВВЕДЕНИЕ В ЭГП

Теория:

  • Введение в экзистенциально-гуманистическую психотерапию. Обзор истории и философской базы ЭГП
  • Основные постулаты экзистенциально-гуманистической психотерапии
  • Базовое искусство ведения беседы. Присутствие как стержневая техника в экзистенциально-гуманистическом подходе. Уровни присутствия
  • Специфика взаимоотношений между терапевтом и клиентом в ЭГП: терапевт и клиент как «попутчики»
  • Концепция заботы в ЭГП. Забота клиента
  • Специфика первой встречи с клиентом в ЭГП. Заключение психотерапевтического контракта

Практика:

  • Демонстрации ведущими терапевтической работы
  • Отработка навыков ведения беседы в парах
  • Работа в тройках: терапевт – клиент – супервизор
  • Видеозапись терапевтической работы участников с последующим обсуждением

Что такое гуманистический поход

Современная психотерапия берет свое начало с учения Фрейда. Он первый начал лечить психические проблемы, анализируя внутренние потребности человека. До Фрейда единственным методом были лекарства и то, что сейчас бы назвали карательной психиатрией. Однако все причины и следствия доктор искал внутри Я пациента, а это не всегда объясняло наличие тех или иных трудностей.
Собственно гуманистический подход к пониманию человека появился в работах его ученика Эриха Фромма. Фромм пришел к выводу, что природа человека изначально положительна. Каждый из нас стремится к гармоничным отношениям с собой и миром, к созиданию прекрасного. Но главная проблема заключается в том, что у множества людей эти потребности не реализуются из-за противодействия социума. Или реализуются, но уже в другом, извращенном виде, как эгоизм, садизм, агрессия.

По Фромму каждый человек имеет следующие высшие экзистенциальные потребности:

  1. Построение положительной связи с другими людьми. Положительная связь с другими нужна для удовлетворения потребности в любви, поддержке, сопричастности, общении.
  2. Созидание материальных, духовных или культурных ценностей как платформы для ощущения собственной значимости. Во взрослом возрасте ответ на вопрос: «Кто я?» лежит в плоскости: что я могу.
  3. Построение безопасного пространства для себя и своего потомства. Создание собственного дома.
  4. Проявление своих индивидуальных особенностей. Выражение собственной уникальности.
  5. Наличие системы взглядов, помогающих понять мир, объяснить его и дающей направление возможных изменений. Каждый из нас ищет такую систему взглядов, но часто ее вкладывают в еще несозревшие умы детей. Именно этим объясняется агрессивная политика отдельных народов, религиозных течений и государств.
  6. Потребность следовать и служить какому-то высшему идеалу. На бытовом уровне мы это называем ценностями. Каждый из нас считает, что если он не будет защищать свои ценности, мир развалится.

Фромм считал, и мы можем это увидеть на практике, — невозможность удовлетворить свои экзистенциальные потребности из-за противодействия социума, является причиной многих негативных черт характера:

  • Эгоизм – нет возможности построить положительные связи с другими;
  • Преступные наклонности – извращенная потребность в значимости.
  • Пассивность, наплевательское отношение к своей жизни – дом и безопасное пространство невозможны.
  • Страх, плохое отношение к себе, неверие в собственные силы – индивидуальность подавляется авторитарными установками.
  • Циничное отношение к жизни, скептицизм – система взглядов навязывается обществом, но внутренне воспринимается, как ложная.
  • Безверие, отсутствие моральных принципов и установок на самом деле зеркальное отражение состояние реальных, а не декларируемых моральных ценностей в обществе.

Поскольку положительные потребности Эрих Фромм считал врожденными, возможность к обратному отсчету и возвращению к себе лучшему, у человека есть всегда. Гуманистические психологи считают, что любой может измениться в положительную сторону, если ему оказать помощь и показать, как это сделать.

Почему мы испытываем экзистенциальный кризис?

Чаще всего это происходит, когда мы начинаем размышлять о своей цели в жизни. Из-за регулярного распорядка и монотонной рабочей среды мы становимся недовольными своей жизнью и начинаем задаваться вопросом, почему мы продолжаем так много работать? Куда все это идет? Что я получаю от жизни после всей этой работы?

Отсюда возникает множество значимых и глубоких вопросов, таких как:

– Что такое жизнь? – Какова моя цель? – Почему я существую?

Начинают возникать экзистенциальные мысли, и человек размышляет над всевозможными личными вопросами.

В чем смысл жизни? Зачем жить дальше? Эти мысли можно объяснить иерархией потребностей Маслоу.

Иерархия Абрахама Маслоу объясняет, что людьми движут пять основных потребностей. Это психология, безопасность, любовь, уважение и самореализация. В последней части самореализация – это часть экзистенциального кризиса, связанная с обнаружением вашей цели.

Признаки того, что вы в настоящее время переживаете экзистенциальный кризис

К сожалению, переживание экзистенциального кризиса может вызвать неприятные чувства. Это может заставить вас чувствовать себя потерянным и подавленным. Ваше общее настроение становится меланхоличным.

Люди, переживающие экзистенциальный кризис, чувствуют, что больше не знают, кто они. Они чувствуют бессилие и изо всех сил пытаются найти мотивацию. Это стало глобальным явлением, вовлекшим рекордное количество людей.

1. Вы чувствуете себя опустошенным

Часто это может происходить из-за чувства незначительности. Вселенная настолько велика, что легко почувствовать себя маленьким.

Это создает внутри нас неуверенность. Когда мы рождаемся и познаем мир в юном возрасте, мы наслаждаемся удовольствиями и приключениями, которые может предложить вселенная.

Мы просто любим лазить по деревьям и бегать по полям.

Только когда мы становимся старше и берем на себя ответственность, мы начинаем все подвергать сомнению.

Научиться справляться с переживаниями экзистенциального кризиса в конечном итоге поможет нам вырасти, но пока это очень сложно.

Мы перестаем получать удовольствие и начинаем более объективно относиться к тому, как мы проводим время и как мы вписываемся в этот мир.

2. Вы чувствуете бессилие

Когда мы молоды, возникает ощущение, что Вселенная всегда работает на нас, а не против нас. Вселенная – наш друг и наставник.

Когда мы становимся старше, мы сталкиваемся с новыми проблемами и финансовыми обязанностями, и жизнь усложняется. Со стороны общества и со стороны людей оказывается больше давления, чтобы мы что-то делали со своей жизнью.

Игривые отношения со вселенной закончились, и начинает казаться, что они работают против нас. Мы начинаем чувствовать, что нам навязывают. Другие люди теперь контролируют наше время и нашу жизнь.

Это заставляет нас ощутить сильное чувство бессилия. Дело больше не в развлечениях, а в том, как мы вписываемся в этот опыт.

Неужели всё это стоит того? Многие, переживая экзистенциальный кризис, не чувствуют, что это так.

3. Вы чувствуете себя совершенно отличным от других

Некоторые люди не страдают экзистенциальным мышлением и могут легко жить своей жизнью. Независимо от того, через что они проходят, они могут легко сосредоточиться на своих задачах.

Однако когда вы находитесь в разгаре экзистенциального кризиса, он охватывает всю вашу жизнь. Вы постоянно чувствуете себя по-другому. Вы постоянно размышляете о существовании и необъятности всего.

Поскольку это такой тяжелый опыт, вы остаетесь с постоянным чувством пустоты и бессилия. Это становится частью вашей ежедневной эмоциональной окраски. Вы все время чувствуете себя совершенно иначе, чем другие.

4. Ваши прошлые достижения кажутся бессмысленными

Переживание реальной угрозы имеет тенденцию ставить вашу жизнь в довольно суровую перспективу.

В великой схеме Вселенной любые большие вещи, которые мы достигаем в нашей жизни, имеют свойство становиться незначительными и маленькими.

Мы думаем, “что я действительно сделал, что изменило мир к лучшему?” Многие так думают. Однако те, кто переживает экзистенциальный кризис, чувствуют себя еще хуже, потому что видят меньше смысла во всем.

Проблема в том, что мы сравниваем наши достижения с величием Вселенной. Как можно  конкурировать с чем-то непостижимым?

10 цикл – БЕССМЫСЛЕННОСТЬ.

Теория:

  • Способы избегания осознавания бессмысленности
  • Работа с бессмысленностью в терапии. Поиски собственных смыслов
  • Вовлеченность – главный терапевтический ответ на бессмысленность
  • Смысл страдания. Смысл работы. Смысл любви
  • Стадии развития личности терапевта (PouSto-терапевта)
  • Индивидуальный стиль работы терапевта
  • Психотерапия и сексуальность
  • Роль денег и времени в психотерапии

Практика:

  • Работа с реальными клиентами (50 минутные сессии с записью на камеру)
  • Демонстрации от участников с записью на камеру и обсуждением сессий
  • Индивидуальные и групповые упражнения, работа в парах
  • Работа в тройках: терапевт – клиент – супервизор
  • Видеозапись терапевтической работы участников с последующим обсуждением
  • Прохождение личной психотерапии в экзистенциально-гуманистическом подходе (параллельно с обучением на программе)

Основные положения

Маслоу построил подход на таких принципах:

  1. Индивид как единое целое. Если в других направлениях в психотерапии на первое место вставал анализ конкретных случаев, то здесь основатель метода считал, что каждую личность нужно изучать рассматривать как уникальное и целое явление. «Психологи изучали деревья, а не лес» – говорит Маслоу.
  2. Природа человека. Родоначальник направления утверждает, что все человеческие проблемы рождаются в результате фрустрации, то есть невозможности удовлетворить основные потребности. Ни подавление сексуальных и агрессивных стремлений, ни врожденные пороки не имеют такого значение, как невозможность заполучить самое основное.
  3. Потенциал личности. Творческие влечение есть у всякого, говорит Маслоу. Однако этот навык теряется и тормозится культурой и воспитанием, особенно официальное образование.
  4. Экзистенциальное состояние человека – наиболее важный источник информации о нем. То, что он переживает сейчас, имеет наибольшую ценность.
  5. Природа личности не предопределена. Психика человека всегда находится в состоянии динамики: она растет, развивается и изменяется.
  6. Самоактуализация – одна из основных сфер человеческого бытия, на которую нужно делать упор.
  7. Любой человек не имеет ограничений в реализации своей свободы и самого себя. Всякая личность должна обладать свободой.

Направление используют

Организаторы

  Ассоциация экзистенциально-аналитических психологов и психотерапевтов  (Москва),   Компания «ИвентЛига» (Москва),    Мастерская Позитивных Изменений при Институте консультативной психологии (ISCON)  (Москва),    Международный Институт Экзистенциального Консультирования (Московское отделение)  (Москва),    Независимая организация «Трансформация»  (Москва),    Проект NeuroPhilosophy  (Москва),    Проект Измены. Разводы. Расставания» (Москва),    Психологический форум Psyche Forum  (Москва),    Химкинский комплексный кризисный центр помощи женщинам «Спасение»  (Москва),    Центр Практической Психологии «Восприятие»  (Москва),   Центр раскрытия потенциала «Точка Сборки»  (Москва),    Азалия Идрисова (Москва),    Издательство «Генезис»  (Москва),    Институт Организационной Психологии  (Москва),    Институт Психотерапии Онлайн  (Москва),    Клуб единомышленников Epistema  (Москва),    Коррекционно-развивающий центр «Вега»  (Москва),    Лаборатория арт-терапии и психотерапевтических практик  (Москва),    Лаборатория современных технологий психотерапии и практической психологии  (Москва),    Международная Академия «Че»love»К»  (Москва).

Ещё организаторы 89

Тренеры

  Александр Михайлович Алов  (Москва),    Александр Михайлович Краснов  (Москва),    Александр Сергеевич Ларионов  (Москва),    Александрина Андреевна Григорьева  (Москва),    Анастасия Борисовна Зарицкая  (Москва),    Анастасия Коновалова  (Москва),    Андрей Голуб  (Москва),    Андрей Юрьевич Блинов  (Москва),    Анна Владимировна Чумакова  (Москва),    Анна Мохова  (Москва),    Анна Сергеевна Каськова  (Москва),    Анна Сергеевна Яковлева  (Москва),    Анна Шишковская  (Москва),   Борис Арнольдович Куликов  (Москва),   Валерия Баранова  (Москва),    Валерия Кандинова  (Москва),    Вениамин Витальевич Гудимов  (Москва),    Виктория Котан  (Москва),    Владислава Валентиновна Сорокопудова  (Москва),    Георгий Владимирович Сафронов  (Москва).

Ещё тренеры 565

Консультанты

 Александр Крайчик  (Москва),    Александр Михайлович Алов  (Москва),    Александр Михайлович Краснов  (Москва),    Александр Сергеевич Ларионов  (Москва),    Александр Станиславович Шестаков  (Москва),    Алина Андреевна Аккиева  (Москва),    Анастасия Борисовна Зарицкая  (Москва),    Анастасия Коновалова  (Москва),    Анастасия Шалганова  (Москва),    Андрей Голуб  (Москва),    Андрей Юрьевич Блинов  (Москва),    Анна Владимировна Чумакова  (Москва),    Анна Евсеева  (Москва),    Анна Мохова  (Москва),    Анна Сергеевна Каськова  (Москва),    Анна Сергеевна Яковлева  (Москва),    Анна Шишковская  (Москва),   Борис Арнольдович Куликов  (Москва),    Вадим Олегович Елизаров  (Москва),   Валерия Баранова  (Москва).

Ещё консультанты 609

Экзистенциальная психотерапия
в других городах

Санкт-Петербург,  
Казань,  
Киев,  
Самара,  
Ростов-на-Дону,  
Пермь,  
Краснодар,  
Магнитогорск,  
Челябинск,  
Тюмень,  
Новосибирск,  
Новокузнецк,  
Красноярск,  
Горный Алтай,  
Иркутск.

Спасибо, за интерес к теме «что такое Экзистенциальная психотерапия»!

Приглашенные СУПЕРВИЗОРЫ из различных экзистенциальных школ:

  • Павлова Мария
  • Юдина Марина
  • Летуновский Вячеслав
  • Сикорская Тамара
  • Немировский Константин
  • Мунасипова Анжелика
  • Млодик Ирина и др.

Профессиональный уровень рассчитан на слушателей, прошедших основной уровень и включает в себя:

  • глубокое изучение, обсуждение и проживание экзистенциальной философии
  • обсуждение художественной литературы (А.Камю, Г.Гессе, Дж.Фаулз, Ж.-П.Сартр, Ф.И.Достоевский, А.Н.Толстой, А.П.Чехов и др.)
  • обсуждение экзистенциальных художественных фильмов
  • интенсивную работу с реальными приглашенными клиентами с профессиональной обратной связью от внешних супервизоров
  • демонстрации работы специалистов из различных экзистенциальных направлений
  • обсуждение различных экзистенциальных тем:
    • Психология религии
    • Библиотерапия
    • Введение в теорию супервизий
    • Групповая экзистенциальная терапия
    • Работа с терминальными больными
    • Работа с психопатологией в экзистенциальной терапии
    • Работа с детьми и подростками в ЭГП
    • Работа с физическим и сексуальным насилием в экзистенциальном подходе; и др.

Основные принципы гуманистической психотерапии

Гуманистическая психотерапия придерживается особых принципов, которые отличают ее от других видов психотерапии. К ним относится:

  • необходимость в обучении, так как это помогает передать культурное наследие поколений;
  • следование общечеловеческим принципам и ценностям;
  • воспитание самостоятельности. Оно заключается в том, что ученик не просто должен усвоить знания. Главной задачей учителя является обучение самостоятельному поиску, способности к анализу и использованию полученной информации;
  • ребенок – это не объект, а субъект воспитания, соответственно, процесс обучения – это взаимодействие учителя с учеником, а не бездумное подражание всему, что делает взрослый, и зазубривание материала;
  • акцент только на особенности личности ребенка и образовательные потребности каждого ученика.

Гуманистический подход

Австрийский психолог Зигмунд Фрейд дал начало развитию современной психотерапии. Он был первым, кто начал лечение психических проблем при помощи анализа потребностей человека. До Зигмунда Фрейда лечение осуществлялось только при помощи медикаментозных средств.

Причины любых психических отклонений психолог искал внутри человека, однако этот подход не всегда был верным.

Основоположником гуманистического подхода является Эрих Фромм, немецкий социальный психолог, который также был учеником Зигмунда Фрейда. Фромм осознал, что природа человека изначально положительна, если рассматривать саму суть человека. Каждый хочет иметь гармоничные отношения с собой и окружающими, каждый стремится к созиданию прекрасного. Однако проблема заключается в том, что противодействие общества сильно влияет на осуществление потребностей человека, что часто выливается в агрессию, эгоизм и садизм.

Зигмунд Фрейд выявил следующие потребности человека:

  • создание положительных отношений с людьми,
  • созидание материальных, культурных и духовные ценностей;
  • создание безопасного пространства для себя и своего потомства;
  • потребность следовать и служить какому-либо высшему идеалу;
  • наличие системы взглядов, помогающих понять мир и объяснить его;
  • проявление своих индивидуальных особенностей.

Однако Эрих Фромм считал, что из-за давления общества, экзистенциальные потребности не могут быть удовлетворенными, что провоцирует появление негативных черт характера, таких, как:

  • эгоизм;
  • отсутствие веры;
  • пассивность;
  • страх;
  • низкая самооценка;
  • цинизм;
  • преступные наклонности.

Замечание 1

Так как Эрих Фромм считал, что положительные потребности — врожденные, то у человека всегда есть возможность вернуться к лучшему себе. Гуманистические психотерапевты убеждены, что любой человек может измениться в положительную сторону, если ему оказать помощь и показать, что нужно делать.

Цели терапии

Экзистенциальная психотерапия имеет своей целью направить мысли человека в правильное русло, помочь разобраться в жизни, понять ее важность и все предоставленные возможности. Терапия не предусматривает изменения личности пациента

Все внимание направленно именно на саму жизнь, на переосмысление некоторых событий. Это дает возможность по-новому взглянуть на реальность, без иллюзий и домыслов, и выстроить планы на будущее, определить цели

Экзистенциальная психотерапия смысл жизни определяет в повседневных заботах, в ответственности за собственную жизнь и свободе выбора. Конечная цель – путем создания нового взгляда на бытие сделать его гармоничным. Можно сказать, что терапия помогает понять жизнь, учит противостоять проблемам, находить пути их решения, изучает все возможности для улучшения своего существования и побуждает к действию. Пациенты воспринимаются не больными людьми, а не умеющими рационально использовать свои возможности, уставшими от жизни. Если человек запутался в жизни и своих мыслях, большая ошибка – относиться к нему, как к больному. Так считают представители экзистенциальной психотерапии. Нельзя относиться к нему, как к беспомощному человеку, нужно лишь помочь ему переосмыслить происходящее вокруг и выбрать правильную дорогу, по которой он пойдет в будущее осмысленно и с определенной целью. Цель не состоит в изменении личности, но после прохождения терапии человек может сам понять, что ему нужно в чем-то поменяться, чтобы улучшить свою жизнь, что сейчас он живет не так, как хочется, потому что нужны решительные действия. Экзистенциальная психотерапия – это возможность получения знаний и свободы, силы, терпения. Она учит не закрываться от действительности, не прятаться от проблем, а изучать и чувствовать жизнь через страдания, переживания, разочарования, но воспринимать их адекватно.

1 Экзистенциальная психотерапия: описание направления

Экзистенциальная психотерапия («existentia» — возникновение, появление, существование) — психотерапевтические подходы, в которых делается упор на свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование внутреннего мира и выбор жизненного пути. Основоположником этого метода является философ из Дании Серен Кьеркегор. Он считал, что решение любой проблемы — созданная трудность искусственным способом, которая должна по значимости перекрыть настоящие беды. Экзистенциальная психотерапия возникла в Европе во второй половине XX века по причине неудовлетворенности психологов детерменисткими взглядами на человека и развития экзистенциальной философии.

Фундамент экзистенциальной психотерапии составляют 4 основных понятия, которые лежат в основе человеческого мышления, направленного на осознание негативного отношения к окружающей среде:

  • смерть;
  • свобода;
  • изоляция;
  • бессмысленность.

Экзистенциальная психотерапия основана на убеждениях о том, что внутренний конфликт человека формируется на основе его собственного отношения к появившейся проблеме, т. е. то, что для одного человека может быть огромной бедой, другим воспринимается как незначительная трудность и проходит мимо него незамеченным. Главная особенность этого психотерапевтического метода заключается в направленности на жизнь индивида, а не на личность, поэтому многие психотерапевты этого направления избегают использовать данный термин. Основная цель экзистенциальной психотерапии — помочь разобраться в своей жизни, лучше понять свои возможности и их границы. Перестройки личности пациента не предусмотрено. Именно поэтому это направление связано с философией.

На его развитие повлияли следующие философы:

  • М. Хайдеггер;
  • М. Бубер;
  • К. Ясперс;
  • П. Тиллих;
  • Ж.-П. Сартр;
  • В. Розанов;
  • С. Франк;
  • Н. Бердяев

9 цикл – БЕССМЫСЛЕННОСТЬ

Теория:

  • Экзистенциальная данность – БЕССМЫСЛЕННОСТЬ. «Продолжать ли жить, когда бессмысленность жизни полностью постигнута?» (А.Камю)
  • «Смысл» и «цель». Три основные категории смысла жизни (В.Франкл)
  • Потеря смысла: значение в терапии
  • Экзистенциальный вакуум и экзистенциальный невроз как клинические проявления потери смысла. Поиск смысла жизни
  • Работа с трудными клиентами. Клиенты, затрагивающие наши уязвимые места
  • Специфика работы с различными типами клиентов (Ненси Мак-Вильямс)

Практика:

  • Работа с реальными клиентами (50 минутные сессии с записью на камеру)
  • Демонстрации от участников с записью на камеру и обсуждением сессий
  • Индивидуальные и групповые упражнения, работа в парах
  • Работа в тройках: терапевт – клиент – супервизор
  • Видеозапись терапевтической работы участников с последующим обсуждением
  • Прохождение личной психотерапии в экзистенциально-гуманистическом подходе (параллельно с обучением на программе)

Гештальттерапия – лечение контактом

Гештальттерапия – еще одно направление гуманистической психотерапии. Основатель — американец Фредерик Перлз. Популярное изречение «здесь и сейчас» — из наработок этой школы. Гештальттерапевт не стремится, как в психоанализе, погрузиться в прошлое человека, а разбирает феномены (реакции на события, чувства и эмоции), которые существуют в данный момент времени.

В гештальте психолог часто идет на эксперименты – создает различные ситуации, чтобы человек смог отследить свои реакции и способы действия. Это помогает понять, почему усилия не дают результата, а потребности не удовлетворяются. После этого уже можно учиться новым, эффективным способам взаимодействия.

Гештальтисты много говорят о потребностях. Они считают, что наши потребности обладают собственной очень настойчивой энергией. Если их игнорировать, они все равно найдут способ удовлетворения, но в извращенной форме. Например, если человек испытывает потребность в отдыхе, но не может позволить себе расслабиться, за него это сделает болезнь, и он будет расслабляться на больничной койке.

Основным терапевтическим инструментом, гештальтисты считают личность терапевта. Терапевт замещает клиенту весь мир, начиная от родителей и последовательно прорабатывает все травматические моменты, ищет, где человек застрял и ушел от контакта с миром и самим собой. Восстановить полноценный контакт, вернуть целостность личности – главная задача гештальтерапии. Клиент учится выстраивать отношения с психологом, а потом эти умения переносит в окружающий мир.

Ориентация на научные исследования

Психологи- гуманисты обычно не верят, что мы сможем понять человеческое сознание и поведение с помощью основных научных исследований. Психологи-гуманисты возражают против традиционных методов исследования, поскольку они заимствованы из физических наук и подходят для них и не особенно подходят для изучения сложностей и нюансов человеческого смыслообразования .

Однако гуманистическая психология с самого начала занимается научными исследованиями человеческого поведения. Например:

Авраам Маслоу предложил многие из своих теорий человеческого роста в форме проверяемых гипотез и призвал ученых проверить их.
Вскоре после основания Американской ассоциации гуманистической психологии ее президент, психолог Сидни Джурард , начал свою колонку с заявления о том, что «исследования» являются приоритетом. «Гуманистической психологии будет лучше всего служить, если она будет подкреплена исследованиями , направленными на то, чтобы пролить свет на уникальные человеческие качества человека» (курсив добавлен)
В мае 1966 года AAHP выпустила редакционную статью информационного бюллетеня, которая подтвердила «приверженность психолога-гуманиста осмысленному выбору проблем для изучения и исследовательских процедур, а также его несогласие с упором на объективность в ущерб значимости»

Это подчеркнуло важность исследований для психологов- гуманистов, а также их интерес к особым формам гуманитарных исследований.
Точно так же в 1980 году в публикации Американской психологической ассоциации по гуманистической психологии (32-й отдел АПА) была опубликована статья под названием « Что делает исследование гуманистическим? Как отмечает Дональд Полкингхорн: «Гуманистическая теория не предполагает, что человеческие действия полностью независимы от окружающей среды или механических и органических порядков тела, но она предполагает, что в пределах переживаемых значений люди как единства могут выбирать действия. способами, не определяемыми предшествующими событиями ..

и это теория, которую мы стремимся проверить с помощью наших исследований »(стр. 3).

С точки зрения гуманитарных наук не противопоставляются количественные методы, но, следуя Эдмунду Гуссерлю :

  1. выступает за то, чтобы методы были основаны на предмете изучения и не принимали некритически методы естествознания, и
  2. выступает за методологический плюрализм. Следовательно, большая часть предмета психологии поддается качественному подходу (например, жизненный опыт горя), а количественные методы в основном подходят, когда что-то можно подсчитать, не нивелируя явления (например, продолжительность плача).

Исследования остались частью повестки дня гуманистической психологии , хотя и с большей целостностью, чем редукционистской направленностью. Конкретные гуманистические методы исследования сформировались в течение десятилетий после формирования движения гуманистической психологии.

Вебинары4

6 декабря
Воскресенье,
14:00

Клуб «Наука счастья». Встреча по теме: Миссия

Узнать подробности

2,5 часа

Игорь Рейник
(Санкт-Петербург)

15 декабря
Вторник,
19:00

Цикл онлайн-лекций «Теоретические основы экзистенциальной психотерапии»

Узнать подробности

1,5 часа

Институт Супервизии и Групповой терапии
Психологический центр «Здесь и Теперь»
Елена Фридман

12 января
Вторник,
19:00

Цикл онлайн-лекций «Теоретические основы экзистенциальной психотерапии»

Узнать подробности

1,5 часа

Институт Супервизии и Групповой терапии
Психологический центр «Здесь и Теперь»
Елена Фридман
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.