- Психологическое самообразование
- Методы влияния
- Психологическое воздействие в различных сферах жизни
- Общение и личность. Личность и общение
- Обращайтесь к человеку по имени
- Методы психологического воздействия
- Внушение
- Влияние на эмоции и точки воздействия
- Техники психологического воздействия
- Ограничение выбора
- Проявление благодарности
- Требование большего
- Состояние стресса или рассеянного внимания
- Отзеркаливание
- Цели воздействия
Психологическое самообразование
Вопросы для
обсуждения и размышления
1. Философ Э.В.Ильенков
утверждает, что «личность и возникает
тогда, когда индивид начинает
самостоятельно, как субъект, осуществлять
внешнюю деятельность по нормам и
эталонам, заданным ему извне — той
культурой, в лоне которой он просыпается
к человеческой жизни, к человеческой
деятельности».
Как категория
«деятельность» связывает между собой
понятия «индивид», «субъект», «личность»,
с одной стороны, и понятия «норма»,
«эталон», «культура» — с другой?
2. Выдающийся
педагог В.А.Сухомлинский пишет: «Корень
всех трудностей и неудач на уроках в
подавляющем большинстве случаев кроется
в забвении учителем того, что урок —
это совместный труд детей и педагога,
что успех этого труда определяется в
первую очередь теми взаимоотношениями,
которые складываются между преподавателями
и учащимися».
Можно ли полагать,
что в структуру взаимоотношений
школьников в классе входят связи и
отношения школьников и педагогов?
3. Если «личность
начинается, реализуется и осуществляет
себя в реальных поступках», то каковы
возможности школы в становлении личности?
4. По данным ЮНЕСКО,
в развитых странах около 80% всей
информации, получаемой детьми 12-15 лет,
черпается ими» не в школе, а в процессе
внеучебного общения. Какие педагогические
выводы можно сделать на основе этого
факта?
5. Почему первое
впечатление школьников об учителе
является столь важным фактором их
взаимодействия в учебной работе?
6. Психолог
Т.В.Драгунова так характеризует
подростковый возраст: «У подростка
очень ярко проявляется, с одной стороны,
стремление к общению и совместной
деятельности со сверстниками, желание
жить коллективной жизнью, иметь близких
товарищей, друга… Переживание одиночества
тяжко и невыносимо для подростка…
Достоинства понравившегося сверстника
часто заставляют подростка увидеть и
осознать отсутствие у себя тех качеств,
которые ему импонируют и ценятся
товарищами. Появится желание быть такими
же и даже лучше. Товарищ становится
образцом для подростка».
В чем, на ваш взгляд,
своеобразие взаимосвязи деятельности,
общности и сознания подростка? Можно
ли приведенную характеристику использовать
применительно к начальному периоду
студенческой жизни?
Литература для
чтения
Андреева
Г.М. Социальная психология.
М., 1994.
Божович Л.И. Личность
и ее формирование в детском возрасте.
М., 1968.
Бодалев
А.А. Личностьи общение.
М.,1983.
Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и
отношения // Вопр. психологии. 1994.
№1.
Бубер М. Я и Ты. М.,
1993.
Виноградова М.Д.,
Первин И.Б. Коллективная познавательная
деятельность и воспитание школьников.
М., 1977.
Гиппенрейтер Ю.Б.
Введение в общую психологию. М., 1988.
Гордеева Н.Д.,
Зинченко В.П. Функциональная структура
действия. М.,1982.
Давыдов В.В. Понятие
деятельности и психики в трудах
А.Н.Леонтьева // Проблемы развивающего
обучения. М., 1986. С.217-224.
Добрович А. Б.
Воспитателю о психологии и психогигиене
общения. М., 1987.
Кан-Калик В.А.
Учителю о педагогическом общении. М.,
1987.
Левитан К.М. Основы
педагогической деонтологии. М., 1994.
Леонтьев А.А.
Педагогическое общение. М., 1979.
Леонтьев А.Н.
Деятельность. Сознание. Личность. М.,
1979.
Мудрик А.В. Общение
как фактор воспитания школьников. М.,
1984.
Общение
и оптимизация совместнойдеятельности
/ Под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека. М.,
1987.
Петровский А.В.
Личность. Деятельность. Коллектив. М.,
1982.
Парыгин Б.Д. Основы
социально-психологической теории. М.,
1971.
Рубинштейн С.Л.
Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.
Т.2.
Слободчиков В.И.
Психологические проблемы становления
внутреннего мира человека // Вопр.
психологии. 1991. №2.
Фейгенберг Е.И.,
Асмолов А.Г. Культурно-историческая
концепция и возможности использования
невербальной коммуникации в
восстановительном воспитании личности
// Вопр. психологии. 1994. №6.
Цукерман Г.А. Виды
общения в обучении. Томск, 1994.
Эльконин Д.Б.
Психология игры. М., 1978.
Методы влияния
Иногда индивид может ощутить, как кто-то на него оказывает свое воздействие. Это могут быть и рекламщики, менеджеры по продажам, власть, политики и даже близкие люди. Влияние может оказываться, как осознанно, так и происходить на бессознательном уровне. Методика воздействия основывается на способности программирования психики, отключив разум, используя определенные подходы.
- Психологическая атака. Ситуация, когда на психику активно воздействуют, при этом задействованы различные приемы, который быстро сменяются. Стремительность действий, которая включает: переменчивое положение тела, речь становится многословной, жестикуляция энергичной.
- Программирование. Направленная на одну личность, характерна однозначность слов, позиция пассивная, характерна неподвижность. Подобный способ способствует образованию конкретной последовательности появляющихся мыслей, мнение становится навязанным, поведение стереотипным для конкретной ситуации.
- Манипуляция. Характерно наличие двусмысленной речи, хорошо продуманной позиции тела. У человека возникают двойственные образы, которые ставят его в положение выбора. Они его вынуждают измениться в пользу манипулятора. Применяют политики и идеологи.
- Психологическое давление. Это воздействие большой интенсивности, берущее за основу представительный образ. Речь становится утвердительной, возражения недопустимыми, указания по типу приказов, положение тела стабильное, устойчивое. Данный метод способствует вынужденному выполнению определенных действий, человека принижают. Может применяться руководителями, органами власти, характерно для армии.
Предлагаю Вашему вниманию методы, которые Вы можете применять при общении с другими людьми, а также понимать, что Вами манипулируют.
Заражение. Метод, основанный на передаче эмоционального настроения одного человека другому. Например, случай, когда один раздраженный индивид с плохим настроением портит его своим близким. Или в ситуации, когда три человека едут в лифте, который застревает, и только один начинает паниковать, следом за ним и у остальных начинаются панические атаки. Не стоит думать, что можно заразиться только отрицательными эмоциями. Такая же ситуация может наблюдаться, если в компании друзей, когда рассказывают веселую историю, один начинает смеяться, остальные также подхватывают его смех.
Внушение. Тут задействован уже не эмоциональный уровень. В главной роли авторитетность, правильно подобранные фразы, визуальный контакт, особая интонация голоса. То есть какой-то человек, имея свои цели, убеждает другого действовать, таким образом, как ему это выгодно. Стоит отметить, что действия однозначно будут провальными, если у манипулятора будет неуверенный голос. Огромное воздействие таким приемом можно оказывать на детей до 12-летнего возраста, а также на неуверенных в себе личностей, и тех, кто склонен к неврозам.
Убеждение. Данный метод основывается на логике, человек обращается к разуму другого индивида. Стоит учитывать, что прием будет провальным, если общение предстоит со слаборазвитой личностью. Нужно понимать, что глупо кому-то что-то доказывать, если он низкоинтеллектуален
Прибегая к данному приему, необходимо учитывать такие особенности: в речи не должно быть никакой фальши, иначе доверие будет утеряно; важно, чтоб высказывания полностью соответствовали образу говорящего; убеждение должно строиться по плану тезис, далее следует довод, после чего доказательство.
Подражание. Больше всего он воздействует на детскую психику и оказывает влияние на формирование личности
Являет собой, как осознанное, так и неосознанное желание копировать другого человека, его поведение, поступки, внешность, образ мышления. Проблема в том, что далеко не всегда подражают хорошим людям. Объект, которому подражают должен отвечать идеалам подражателя в любых ситуациях, тогда его желание походить будет постоянным.
Психологическое воздействие в различных сферах жизни
Часто используется психическое воздействие в правоохранительной деятельности. Сегодня используются различные нетрадиционные методики получения доказательств – полиграф, гипноз, программные разработки.
Правомерное психическое влияние используется с разными целями:
- раскрытие информации;
- убеждение в бессмысленности ложных показаний;
- бесперспективность запирательства.
Таким образом, разные виды и методы психического воздействия в деятельности правоохранительных органов применяется, прежде всего, чтобы своевременно остановить лиц, которые пытаются дезинформировать следствие, направить по ложному следствию.
Необходимо отметить, что регламентирует психологическое действие на человека статья 164 УК РФ. Категорически запрещено получать показания методом насилия.
Важно! Правомерным признается любой метод психологического воздействия, если он не предполагает вымогательство показаний силой. Часто используется психологическое воздействие на людей с целью изменения состояний и поведения
Зачастую работа психолога направлена на помощь человеку в адаптации в обществе, быстрое реагирование на смену обстоятельств, приспособление к различным негативным ситуациям
Часто используется психологическое воздействие на людей с целью изменения состояний и поведения. Зачастую работа психолога направлена на помощь человеку в адаптации в обществе, быстрое реагирование на смену обстоятельств, приспособление к различным негативным ситуациям.
Цель психологического воздействия на сознание человека внушением – устранение нарушений в личностном развитии. В результате у человека меняется внутренний мир, взгляды.
Ситуации, когда необходима психокоррекция,:
- возбудимость, гнев;
- конфликтность;
- подавленность, пессимизм;
- чрезмерная активность, импульсивность;
- застенчивость, замкнутость.
Любые отклонения от нормы в поведении человека можно откорректировать, изменить или устранить.
Психокоррекция бывает индивидуальная или групповая. В первом случае специалист работает персонально с человеком, а во втором – с группой людей с одинаковыми проблемами.
Нельзя не отметить психологическое воздействие информационной среды на современного человека.
Поскольку в современном мире человека практически со всех сторон окружает реклама, психологическое воздействие рекламы трансформировалось в отдельную отрасль психологии. Наука занимается изучением способов повышения эффективности рекламных материалов. Главная цель психологического воздействия рекламы на потребителя – заставить потребителя совершить покупку. Для этого применяют следующие виды психического влияния – информирование, убеждение, внушение, побуждение.
Довольно часто создатели рекламы используют цвет в качестве влияния на психику человека. Сегодня существует несколько наук, которые изучают особенности влияния конкретного цвета на восприятие, поведение человека, принятие решений. Считается, что каждый оттенок обладает своим характером, соответственно, может помочь человеку принять решение, изменить настроение, даже повлиять на состояние здоровья.
К слову, дизайнеры также используют основные принципы психологического воздействия цвета на человека в интерьере
Это очень важно при оформлении жилого или офисного помещения, поскольку от цветовой гаммы зависит восприятие помещения, ощущение комфорта или дискомфорта. Специалисты, которые работают с интерьерами, прекрасно знают о психологическом воздействии цвета на состояние человека, поэтому подбирают цветовую гамму так, чтобы уравновесить темперамент владельца помещения
Таким образом, мы сталкиваемся с психологическим воздействием в различных сферах жизни. Оказывается, на сознание и подсознание человека можно влиять разными способами, методами и инструментами. Главное – уметь распознать неправомерное психическое воздействие на человека – шантаж, мошенничество и избежать непоправимых последствий. А вот о методах и способах противостояния психологическому влиянию читайте в следующей статье.
Summary
Article Name
Психологическое воздействие — виды, особенности, применение
Description
Психологическое воздействие — что это такое, какие виды бывают, применение психического влияния в разных сферах жизни человека.
Общение и личность. Личность и общение
Сказать не означает услышать. Услышать не значит понять. Понять не значит согласиться. Согласиться не значит применить. Применить не значит удержать,
К. Лоренц
Кем является человек в процессе общения? Могут ли люди жить и находиться вместе? Действительно ли они только то и делают, что колют друг друга словно дикобразы, которые обнимаются, как считал Артур Шопенгауэр, и уничтожают сами себя, обмениваясь в общении выдыхаемым азотом, как писал П.А. Чаадаев?
А, может, люди на самом деле являются такими, как их видел Вольтер, — насекомыми, поедающими друг друга на маленьком комке грязи (то есть земли).
Исчерпывающее представление о сущности человека и его двойственную природу, обусловливающих отношение людей друг к другу, высказал гениальный французский ученый и философ Же.В. Ламарк.
«Относительно его (человека) склонностей, то в одних случаях, руководствуясь здравым смыслом и высокоразвитым умом, она выявляет самые благородные из них: непоколебимую любовь к истине, к различным основательных знаний, к добру во всех его проявлениях, к справедливости, чести и проч.; но под влиянием эгоизма ее наклонности приобретают дурного и низменного характера, у него развивается постоянное стремление к обману и насилию, злорадство от осознания причиненных им неприятностей, огорчений и даже жестокости. Человек, ослепленная эгоизмом, становится недостаточно предусмотрительным даже в том, что касается ее собственных интересов (курсив наш. — Авт.): вследствие склонности извлекать наслаждение из того, что находится в ее распоряжении, словом-вследствие беззаботного отношения к будущему и равнодушия к подобным к себе она сама как бы способствует уничтожению средств к самосохранению и тем самым истреблению своего рода… Подчиняясь своим страстям, не обращая внимания на указания опыта, он находится в состоянии постоянной войны с себе подобными, везде и под любым предлогом истребляя их… Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека якобы состоит в том, чтобы уничтожить свой род, сделав перед тем земной шар непригодным для проживания (курсив наш. — Авт.)
Обращайтесь к человеку по имени
Известный американский писатель Дейл Карнеги (Dale Breckenridge Carnegie) посчитал, что называть человека по имени невероятно важно. Собственное имя для любого человека — это одно из самых приятных сочетаний звуков
Имя — неотъемлемая часть жизни человека, поэтому его произнесение как бы подтверждает для человека факт его существования. А это, в свою очередь, принуждает испытывать положительные эмоции по отношению к тому, кто это имя произносит.
Такое же влияние оказывает использование титула, социального статуса или сама форма обращения. Если вы ведете себя определенным образом, то к вам будут относиться так, как подобает. Допустим, если вы называете человека своим другом, он в скором времени испытает дружеские чувства по отношению к вам. А если желаете на кого-то работать, называйте этого человека — боссом.
Методы психологического воздействия
Существует большое количество методов воздействия на сознание человека. Их все можно объединить в 3 группы.
- Внушение.
- Влияние на эмоции и точки воздействия.
- Техники интеллектуального воздействия.
Внушение
Гипноз – самый действенный метод, который оказывает прямое воздействие на психику человека. Специалист вводит человека в суженное состояние сознания, когда можно легко управлять его поведением, внушить какую-либо мысль или установку.
Этот метод помогает справиться с психоэмоциональными нарушениями человека. Только профессионалы с большим опытом должны применять данную технику, исключительно чтобы помочь человеку, внушить ему правильные установки и вывести его из гипноза без вреда для психики.
Еще одним интересным методом влияния на сознание является нейролингвистическое программирование (НЛП). Оно позволяет манипулировать людьми с помощью слов, жестов и мимики. В основу НЛП легли знания из области психотерапии, языкознания, программирования.
Несмотря на то, что ученое сообщество критикует данный метод воздействия, подобные техники успешно применяются и позволяют добиться желаемого результата. В частности, совершить продажу, удачно провести переговоры, добыть секретную информацию от несговорчивого человека, получить повышение на работе, расположить к себе других людей и др.
Влияние на эмоции и точки воздействия
Психология управления людьми в целом основана на управлении эмоциями человека, его физиологическими потребностями. В данном случае достаточно просто вызвать у человека определенную эмоцию, которая и подтолкнет его к совершению нужного вам действия. Опишу базовые эмоции, на которые обычно влияет манипулятор.
- Страх. Многие манипуляторы используют эту удобную эмоцию. Они попросту запугивают человека. Убеждают его, что он либо будет наказан, либо лишится чего-то дорогого, если не выполнит то, что от него требуют. Например, многие родители частенько угрожают ребенку тем, что поставят его в угол или отберут любимую игрушку, если он не будет их слушаться. Или другой пример – руководитель запугивает сотрудников тем, что не выдаст им премию, если они не выполнят план. Это довольно примитивный способ воздействия, в результате которого жертва будет ненавидеть манипулятора.
- Жадность. В данном случае никакого особого таланта воздействия не нужно. Манипулятор просто убеждает жертву, что она получит что-то очень желанное, о чем давно мечтала, если совершит определенный поступок. Многие руководители пользуются этим на работе. В частности за перевыполнение плана продаж они обещают сотрудникам двойную премию.
- Тщеславие. Самоуверенные и тщеславные люди практически беспомощны перед лестью, похвалой, одобрением окружающих. Достаточно просто их похвалить, и они уже готовы совершить необдуманную покупку или нелогичный поступок.
- Зависть. Этим пороком поражены многие люди. Активировать эту эмоцию достаточно легко. Манипулятор несколько раз указывает жертве на что-то хорошее, что есть у другого человека, но нет у самой жертвы. И вот она уже сравнивает себя с тем другим человеком и начинает размышлять в нужном манипулятору русле.
Помимо этих базовых эмоций у каждого из нас есть определенные точки воздействия.
- Потребности. Все мы стремимся удовлетворить свои основные потребности в физиологии, безопасности, а еще у нас есть амбиции, которые выражаются в желании карьерного роста, денежного дохода. Этим умело пользуются маркетологи, создавая рекламу. Именно их уловки и правильная подача информации побуждает большинство людей покупать рекламируемые товары и услуги.
- Слабости. Редко можно встретить человека без изъянов, пристрастий и недостатков. Поэтому манипуляторы очень любят играть на человеческих слабостях. Например, азарт, чрезмерное любопытство, неуверенность в себе, суеверность и другие.
- Чувство вины. Человек, который не может избавиться от чувства вины – любимая жертва многих манипуляторов. Чувствуя себя виноватой, жертва соглашается на все, что предлагает ей “кукловод”. К примеру, некоторые пожилые люди обвиняют своих взрослых детей в том, что те напрочь забыли о них. Хотя дети каждый день звонят, интересуются здоровьем родителей, а по выходным обязательно их навещают. Неоправданное чувство вины может побудить жертву (в данном случае детей) переехать жить к родителям. Но, как правило, манипулятору легче от этого не становится. Он начинает искать другие поводы, чтобы обвинить жертву.
Техники психологического воздействия
Я выбрала несколько техник и приемов управления людьми, которые довольно легко освоить. Многие манипуляторы пользуются ими неосознанно. Так что, изучив эти техники, вы не только сами научитесь влиять на окружающих, но и сможете защититься от провокаций и манипуляций со стороны других людей.
Ограничение выбора
Хотите заставить человека сделать выбор в свою пользу? Тогда предложите ему ограниченное количество вариантов (например, 2 или 3), каждый из которых будет вам выгоден. Человек по своей природе устроен так, что не любит усложнять себе жизнь. Поэтому он не будет ничего сам придумывать, а выберет один из предложенных вариантов.
Проявление благодарности
Чтобы побудить человека оказать вам услугу или поделиться ценной информацией, нужна сильная мотивация.
С ее ролью отлично справляются подарок или комплимент. С этой техникой управления многие из нас знакомы с детства, когда слышали от родителей: “Давай, ты уберешь игрушки, а я дам тебе конфетку”. А поскольку в моем детстве конфеты были редкостью и выдавались только по праздникам, то я со скоростью гепарда бросалась наводить порядок, лишь бы получить обещанный сладкий подарок. У взрослых подобными “конфетками” являются премии, получение желаемой должности и прочее.
Требование большего
Для применения данной техники сначала попросите у человека гораздо больше, чем вам надо на самом деле. Или, например, попросите его сделать что-то очень необычное, от чего он точно окажется.
Спустя немного времени вновь обратитесь к нему с просьбой. Но на этот раз попросите о том, что вам действительно нужно. В этот раз “жертва” согласится, потому что человеку неловко будет отказывать вам 2 раза подряд, да и вторая ваша просьба покажется ему намного проще, чем первая.
Состояние стресса или рассеянного внимания
Управлять человеком, который находится в состоянии стресса, очень легко. В таком неустойчивом эмоциональном состоянии (депрессия, страх, подавленность, уныние, прострация) человеку легко внушить все что угодно. Для него не имеет значения, во что верить, он нуждается в надежде. К сожалению, многие мошенники этим пользуются. В частности цыганки очень любят манипулировать людьми, которые находятся в не лучшем расположении духа.
Если вы хотите получить положительный ответ от человека, но понимаете, что в спокойной обстановке он с вами вряд ли согласится, тогда создайте особые условия. В шумных местах, в местах большого скопления людей или когда человек торопится, он принимает решения очень быстро, не успев их взвесить и хорошенько обдумать. В таких условиях вы с большей долей вероятности добьетесь своего.
Отзеркаливание
Хотите понравиться другому человеку? Тогда аккуратно копируйте его жесты, мимику, манеру речи. Психологи доказали, что данный прием оказывает действие на подсознательном уровне и эффективен в большинстве случаев. Люди подсознательно тянутся к тем, кто похож на них.
В продолжение изучения техник по управлению людьми я рекомендую вам посмотреть следующее видео.
Цели воздействия
Независимо от того, на какую группу людей необходимо воздействовать, цели влияния относятся к одной из групп:
- внушение другим людям для удовлетворения собственной выгоды;
- утверждение авторитета среди остальных;
- моделирование стандартов поведения и понятий;
- усвоение чувства значимости;
- самореализация.
Чаще всего практика манипулирования другими людьми обусловлена эгоистическими взглядами. Когда человек видит, что собеседник эмоционально уступает ему, возникает желание подчинить его своей воле, пусть и неосознанно. Одни хотят, чтобы к ним прислушивались, другие добиваются, чтобы за них выполняли какие-то действия, третьи стараются утвердиться у противоположного пола (особенно среди девушек). Кто-то может использовать эмоционально воздействие с благими намерениями, но чаще причина кроется в эгоизме. В любом случае скрытый мотив манипулятора в сумме подразумевает утверждение собственной значимости в глазах людей.
Между собой эти цели делятся на преднамеренные и непреднамеренные. К первым относятся те, когда манипулятор старается самоутвердиться, заставить кого-то выполнять за него какие-то действия или преследует эгоистическую цель. Непреднамеренное влияние может оказывать человек, просто находясь в комнате. Другие начинают копировать его поведение, поддаются его убеждениям, внезапно склоняются к его точке мировоззрения. Такая способность может проявиться спонтанно без какого-то злого умысла.
Большинство манипуляторов преследует собственный интерес