Детские страхи

Содержание
  1. Как помочь детям избавиться от страхов и тревоги
  2. Откуда берутся: причины и особенности проявления ↑
  3. Виды детских страхов
  4. Чем опасно чувство тревоги и страха у детей
  5. Возрастные фобии и виды
  6. Лечение детских страхов
  7. Рекомендации родителям
  8. Как можно разделить детские страхи
  9. Причины появления страха у детей
  10. Причины возникновения детских страхов
  11. Осложнения
  12. Основные методики диагностики страхов
  13. Страхи в домиках
  14. Страх, когда я сплю и бодрствую
  15. Мои страхи
  16. Рисунок семьи
  17. Читайте так же…
  18. Действие успокоительного препарата Тенотен Детский
  19. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить
  20. Как бороться с детскими страхами: рекомендации психолога
  21. Медикаментозное и психологическое лечение
  22. Терапия и коррекция
  23. Страх детей дошкольного возраста
  24. Откуда берутся детские страхи
  25. Диагностика детских страхов
  26. Обращение к специалистам

Как помочь детям избавиться от страхов и тревоги

Страхи у детей живут и продолжают тревожить до тех пор, пока ребенок не почувствует безопасность и защиту, которую должны обеспечить родители и ближайшее социальное окружение. Для преодоления страхов проводится специальная методическая работа, которая оказывает эффективное влияние на оздоровление детской психики и освобождение от тревоги:

  • Арт-терапевтический подход. В процессе рисования и рассказывания у ребенка происходит освобождение от переживаний и негативных чувств. С помощью изображения пугающих образов малыш перестраивает свое отношение к неприятной травмирующей ситуации;
  • Применение игровой терапии. Ребенку предоставляется возможность с помощью исполнения роли образа или персонажа, который внушает ему страх, избавиться от переживаний и тревоги;
  • Манипулирование страхами. Ребенок должен понять и принять ситуацию, в которой у него зародился страх. Путем узнавания объекта страха и его принятия малыш учится привыкать к нему, таким образом, постепенно уменьшая тревогу по поводу провоцирующего переживания объекта;
  • Использование песочной терапии. Являясь самым органичным методом борьбы с тревогами у детей, этот метод позволяет им наиболее ярко выражать свои переживания и эмоции, преодолевать психическое напряжение, отыгрывать свои внутренние травмирующие ситуации и излечиваться от фобий.

Работа по преодолению детских страхов должна вестись комплексно с учетом возрастных особенностей ребенка, влияния семьи и социального окружения. Тем не менее, основополагающим фактором защиты детей от различных фобий являются детско-родительские отношения.

Если малыш родился в семье, где родители с самого рождения проявляют грамотное и внимательное отношение к его тревогам, детские страхи не представляют какой-либо угрозы для психического и эмоционального развития ребенка.

Родителям необходимо серьезно и ответственно относиться к каждому этапу взросления ребенка, помогая ему правильно развиваться, с легкостью преодолевать трудности и тревоги.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Откуда берутся: причины и особенности проявления ↑

В начале своей жизни ребенок опасается всего нового. Он одушевляет предметы, верит в реальность сказочных персонажей и героев мультфильмов. Он слишком мал, чтобы выстроить цепь логических рассуждений, поэтому верит словам взрослых и переносит на себя их реакцию на самые разные ситуации.

Зачастую ребенок напуган не столько самой ситуаций, сколько реакцией на нее со стороны взрослого человека. Он различает тревожные нотки в голосе, ему передается волнение.

Другими причинами, вызывающими детские страхи, являются:

  • конкретный случай – укус животного, ребенок застрял в лифте, стал участником дорожно-транспортного происшествия;
  • детская фантазия – чудовища, появляющиеся в темноте или определенном месте (шкаф, чердак, лес);
  • семейные конфликты – ребенок боится стать причиной ссор родителей, ощущает вину за ее возникновение;
  • отношения со сверстниками – если ребенок становится объектом насмешек, оскорблений, то возникает страх перед общением с ровесниками;
  • невроз – расстройство, требующее консультации специалиста, часто является причиной страхов, не свойственных детям данного возраста или протекающих чересчур эмоционально.

Увеличению количества страхов способствуют следующие факторы:

  • наличие страхов у родителей;
  • строгость в воспитании, ограничения в шумных эмоциональных играх;
  • отсутствие товарищей по играм;
  • нервно-психические перегрузки матери, вынужденной или сознательно взявшей на себя роль главы семьи;
  • гиперопека со стороны родителей;
  • воспитание в неполной семье.

Очень многие страхи возникают у ребенка именно в процессе его воспитания, что необходимо учитывать родителям.

Виды детских страхов

Принято выделять три вида страхов:

  1. Навязчивые страхи
    Эти страхи ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые могут вызвать у него панику. Например, страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т.д.
  2. Бредовые страхи
    Наличие таких страхов указывает на серьезные проблемы в психике ребенка. Их причину найти невозможно и объяснить логически невозможно. Например, ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т.д. Но, если вы обнаружили такой страх у своего малыша, не стоит сразу паниковать, надо попытаться выяснить причину, возможно он не хочет играть с определенной игрушкой в силу объективных причин. Например, он мог сильно удариться или больно упасть, когда играл раньше с этой игрушкой.
  3. Сверхценные страхи
    Эти страхи являются продукцией фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Сначала такие страхи соотносятся с определенной жизненной ситуацией, но потом они настолько завладевают мыслями ребенка, что ни о чем другом он не может думать. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами».

Чем опасно чувство тревоги и страха у детей

Страх имеет в своей основе некую защитную функцию, поскольку базируется на инстинкте самосохранения. Испытывая чувство страха, человек переживает из-за боязни каких-то реальных или мнимых опасностей. Такие переживания вызывают учащение дыхания и пульса, напряжение мышц, повышение артериального давления.

Однако следует знать, что чувство страха имеет опасные последствия. Оно порождает неуверенность в собственных силах и, как следствие, неудовлетворенность жизнью. Идя на поводу у страхов, ребенок может уйти в себя и отказаться от общения с окружающими, везде и всюду ожидая опасность.

Дети становятся зависимыми от чужого мнения, начинают постоянно лебезить, прятать глаза, просить прощения, боятся остаться одни, перестают общаться со сверстниками, испытывают огромные проблемы с адаптацией к новым условиям. Так формируется повышенная внушаемость и несамостоятельное мышление.

Возрастные фобии и виды

Для каждого возраста присущи фобии определенного характера.

Возраст ребенка Что вызывает страх

1 год

  • неожиданные и громкие звуки;
  • незнакомые люди;
  • раздевание и одевание;
  • смена обстановки.

2 года

  • разлука с родными;
  • засыпание в темноте;
  • боль;
  • смена обстановки.

4 года

  • страх темноты;
  • одиночество;
  • замкнутое пространство;
  • врачи, уколы;
  • страшные сказочные герои.

5 лет

  • привидения, монстры;
  • животные;
  • ночные кошмары;
  • больница.

6 лет

  • детский страх смерти;
  • агрессивное окружение, угроза нападения и наказания;
  • новые знакомства;
  • высота, глубина;
  • война;
  • кровь, боль.
7 лет
  • страх смерти;
  • война;
  • нападения, насилие, наказания;
  • гнев, неодобрение родителей;
  • насмешки сверстников;
  • необходимость посещения школы и ответов на уроках;
  • боязнь опоздания, страх что-то сделать неправильно;
  • стихийные бедствия;
  • одиночество;
  • кровь, получение травмы.
Подростковый возраст
  • стать другим;
  • наказание;
  • физическое несовершенство;
  • одиночество;
  • бессмысленность и бесперспективность жизни.

Лечение детских страхов

Оказание помощи страдающим от детских боязней основано на воссоздании уютной домашней атмосферы. Также применяются психотерапевтические техники. Они дают возможность проработать и осознать эмоциональный негатив.

Консультации семейного типа ориентированы на выявление причин детских страхов, выяснения особенностей отношений внутри семьи. Затем даются рекомендации по проведению дальнейшего лечения.

Психотерапевтические занятия проводятся персонально. Сначала обсуждаются боязни, затем они прорабатываются. Одним из популярных способов является сказкотерапия или техника с применением творческих возможностей ребенка.

Медикаментозное лечение фобий у детей включает в себя прием препаратов седативного и анксиолитинового плана. Терапия рекомендована при обострениях, методика лечения корректируется индивидуально.

Гипнотерапия — один из самых эффективных методов избавления от страхов детства. Подробнее о применяемых техниках узнайте на этом канале.

Рекомендации родителям

Помочь ребенку справиться со своими страхами – это значит понять его чувства, услышать его собственное «Я» и укрепить веру в себя.

Справиться с детскими страхами помогает совместная деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками: прогулки, игры, посещение кукольного театра, цирка, спортивные мероприятия. Чем больше интересов у детей и разнообразнее их жизнь, тем меньше они будут фиксироваться на своих страхах, опасениях и тревогах.
Принимайте активное участие в жизни ребенка, но не пытайтесь все контролировать. Ребенок должен вам доверять, делиться с вами сокровенным.
Создайте комфортную спокойную атмосферу дома, в которой ребенок ощущал бы себя любимым и защищенным.
Ни в коем случае не пугайте ребенка в целях дисциплины сказочными персонажами («Будешь себя плохо вести – заберет Баба-Яга, утащит дракон» и прочее).
Не обсуждайте при ребенке катастрофы, несчастные случаи, истории о призраках и потустороннем мире. Дети впечатлительны, и такие разговоры надолго остаются в памяти. Многие, даже становясь взрослыми, до сих пор помнят, чем их пугали в детстве и какие страшные истории рассказывали взрослые.
Приучайте ребенка к четкому распорядку дня и следуйте ему даже в выходные и праздничные дни.
Сократите количество времени ребенка, проведенное за гаджетами.
Не высмеивайте страх ребенка, не пытайтесь объяснить ему, что бояться нечего. Лучше скажите «Я с тобой, я понимаю, что тебе страшно».
Будьте терпеливы. Большинство страхов с возрастом проходят сами. Главное – не дать им отравить жизнь ребенка и перерасти в патологию.
Психология детских страхов такова, что большинство из них рождается в семье

Обратите внимание на собственное психологическое благополучие. Если вы сами по природе тревожны и беспокойны, старайтесь не передавать этих чувств ребенку.
Не игнорируйте страхи ребенка

Если не знаете, что делать и как помочь своему ребенку, обратитесь за советом к психологу.

Относитесь к детским страхам как к неизбежному явлению взросления ребенка, без лишнего беспокойства, осуждения и тем более, высмеивания. Если ребенок чувствует любовь и заботу взрослых, уверен, что его поддержат и защитят в любой ситуации, тогда он сможет самостоятельно одержать победу в борьбе со своими страхами.

Как можно разделить детские страхи

Все страхи можно условно разделить на реальные, невротические и свободные. Реальный страх абсолютно нормален, в нем проявляется естественный инстинкт самосохранения.Страх невротический представляет собой форму страха без цели. Причины – нарушение психический функций, например, невроз. Ну а свободный тип знаменуется реакцией «боязного ожидания», которое может произойти в любой момент и не связано с чем-то конкретным.

Причины появления страха у детей

1. Боязнь может возникнуть из-за какого события, случая. Например, укус животного, отсутствие взрослых. Фобия повторения таких случаев можно скорректировать. Безусловно, появление страха у детей зависит и от конкретного характера ребенка: ребята с повышенным чувством тревоги, неуверенностью, мнительностью всегда страдают в первых рядах.

2. Не последнюю роль в появлении страхов играет окружающая обстановка. Прежде всего, это – конфликты в самой семье ребенка. Довольно часто дети чувствуют себя в ответе за частые ссоры родителей. Также страх может породить и сложности коммуникации с другими детьми-сверстниками. Если малышу нелегко в коллективе, его обижают, то он скорее всего будет бояться ходить в садик, и потом в школу. Старшие дети часто запугивают младших, что также способствует распространению фобии или обстановки, в котором он оказался.

3. Довольно частая причина страхов у детей 3-7 лет – бесконечные напоминания о потенциальных опасностях. Родственники и воспитатели могут чересчур эмоционально рассказывать малышу о последствиях его действий. Фразы типа «Не трогай – обязательно обожжешься!» или «Не ходи туда – обязательно свалишься!» с яркой второй частью способствуют запоминанию и ощущению постоянной тревоги. Подобная реакция может быть закреплена и применима на такие же ситуации. Обязательно следует скорректировать такую фобию, иначе страх может остаться на всю жизнь.

4. Дети дошкольного возраста очень нередко сами выдумывают себе какой-то объект страха. Например, очень многие в детстве боялись темных комнат, где разные предметы трансформировались в странных чудовищ. Но здесь важна собственная реакция малыша: кто-то забывает, а кто-то может развить в себе нервные болезни.

5. Детские фобии у детей возможны с развитием невроза. Это расстройство психики требует немедленного вмешательства со стороны специалиста. Такое явление может выявиться через боязнь, нетипичной для малыша. Не исключены также и неожиданные приступы фобии по различным поводам, включая и описываемый возрастной период.

В любом случае благодаря новейшим методикам все поддается коррекции. Необходимо обратиться к специалистам, которые непременно вам помогут. Эмоциональная грамотность ребенка важна для его дальнейшего становления, как личности.

отзывы женский форум мам вуманик ру (беременность, дети, лечение и другое)

Причины возникновения детских страхов

Самая очевидная причина детских страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте. Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу

Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть

Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи. Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.

Есть не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе детских страхов:

  1. Гиперопека
    Дети, живущие в современном мегаполисе, часто подвержены чрезмерной опеке со стороны родителей, они постоянно слышат о том, что на каждом углу их ждет опасность. Это делает малышей неуверенными в себе и боязливыми. Кроме того, сама жизнь в большом городе наполнена стрессами и очень интенсивна, что не может не сказываться на детской психике в общем, делая ее более уязвимой.
  2. Недостаток внимания родителей
    Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи. Поэтому необходимо качественно общаться с ребенком хотя бы несколько часов в неделю, совершать совместные прогулки, играть, обсуждать значимые моменты.
  3. Недостаток физической активности
    Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов.
  4. Агрессия матери по отношению к ребенку
    Если мать в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности.
  5. Нестабильная атмосфера в семье
    Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.
  6. Наличие у ребенка психологических и психических расстройств
    Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.

Осложнения

Самым сложным и опасным осложнением детского страха является его переход в состояние фобии. Они выражаются в интенсивных реакциях организма в виде беспокойства и паники. Отличаются устойчивым иррациональным поведением в ответ на ситуации или объекты, которые не несут настоящей угрозы. Фобии не поддаются коррекции в отличие от страхов.

Детские страхи способны перейти в форму невроза навязчивых состояний – навязчивое повторение действий и мыслей. Под воздействием детских страхов в подростковом возрасте у характера проявляются черты мнительности, неуверенности и тревожности. Таким образом отсутствие реальной помощи и внимания родителей, педагогов и психологов у детей формируются ограничения в поведении в виде избежания некоторых ситуаций, а также затруднения в социальной адаптации.

Основные методики диагностики страхов

Диагностика страхов основывается на различных методиках взаимодействия с ребенком. Часто используются беседы о страхах, а также методы арт-терапии и исследования в форме игр. Исследование у младших дошкольников проводится при помощи рисования. Задача ребенка – изобразить собственный страх.

Сегодня психологи используют более 20 различных методов выявления страхов. Наиболее распространенные из них:

  • «Страхи в домиках»;
  • «Страх, когда я сплю и бодрствую»;
  • «Мои страхи»;
  • «Рисунок семьи».

Также эффективна и куклотерапия. Такая методика выявления детских страхов основывается на наблюдении за детьми, которые в одиночестве проводят время с игрушками. Обычное наблюдение за ребенком постепенно переходит к вмешательству специалиста, который в игровой манере должен провести диагностический сеанс.

Особенно помогает такая методика при знании предмета, которого боится ребенок. Среди подобранных заранее игрушек должны быть те, которые олицетворяют собой страх юного пациента

Важно придумать сюжет, в котором, играя, ребенок сможет побороть собственную боязнь. Главное, чтобы дошкольник осознал, что он сильнее и могущественнее объекта собственного страха

Страхи в домиках

Эта методика разработана психологом М.Панфиловой. Ее особенность в том, что процесс диагностики напоминает детям игру. Дошкольнику выдается два листа бумаги и карандаши. На бумаге он должен нарисовать 2 дома разных цветов, в которые он должен «поселить» собственные страхи. В один домик дошкольник должен поместить все нестрашное, а в другой страшное.

После того как все «страшные» страхи будут помещены в один из домов, ребенку дается задание нарисовать на его двери замок, ключи от которых были потеряны. Такие действия помогут дошкольнику осознать, что его боязнь надежно закрыта и не навредит ему.

Страх, когда я сплю и бодрствую

Эта методика создана психологом Захаровой. Она также основана на рисовании страхов. Задача психолога дать четкие инструкции дошкольнику. Пациент должен изобразить свой страх, а позже его вербализовать.

Задание нарисовать свой страх

Такая диагностика эффективна при налаживании контакта с детьми, которые страдают от повышенной тревожности. Рассказывая про свой рисунок, дошкольник знакомит специалиста со своими страхами. Такой метод обладает важными свойствами психокоррекции. Обсуждение рисунка в игровой форме позволяет трансформировать внутренние ресурсы, их направление и характер с защиты на личностные изменения конструктивной формы.

Мои страхи

Эта популярная методика также основана на рисовании. Первоочередной задачей психолога является ознакомительная беседа. Специалист налаживает контакт с ребенком, узнает от него, чего он боится. Следующий шаг – рисование без заданной темы.

Такая методика эффективна в диагностике страхов у детей как младшего, так и старшего дошкольного возраста

Ее особенность в том, что психолог может детально проанализировать рисунок, уделяя внимание форме изображенного предмета, его отдельных частей и цвета

Рисунок семьи

Такая методика часто используется при подозрении на проблематичные отношения с матерью и отцом. Проблемы в семье оставляют серьезный отпечаток на психике ребенка, из-за чего он может менять свое отношение к близким, занимать определенное место и т.д. Сама методика строится на 2 этапах. Первый — изображение семьи на бумаге. Второй — опрос пациента.

Как рисунок будет готов, психолог принимается за опрос, который проводится в игровой форме. Задаются такие вопросы:

  1. Чья семья нарисована? (Семья пациента, друга или какого-то вымышленного героя).
  2. Где находятся нарисованные люди, и чем они занимаются?
  3. Кто в семье имеет какую роль?
  4. Кто из персонажей симпатизирует дошкольнику?
  5. Кто из персонажей самый грустный?
  6. Кого и как из нарисованных детей наказывают родители?

Также можно использовать вымышленную историю о том, что семья собралась на прогулку, но места в их машине не хватает для одного человека. Дошкольнику следует задать вопрос о том, кого бы семья оставила дома.

Из полученных ответов психолог получает достаточное количество информации о страхах пациента. Перед специалистом открывается достаточная картина для того, чтобы правильно подобрать метод коррекции расстройства.

Читайте так же…

Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

Препарат Тенотен детский: информация об успокоительном действии и дополнительном вегетотропном эффекте от приёма детского лекарственного средства.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Основной причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте является СДВГ

Приступы мигрени у детей

Примерно 10% людей страдает от мигрени

Как бороться с детскими страхами: рекомендации психолога

Психологи не рекомендуют игнорировать детские страхи – с ними нужно бороться.

Возможные варианты:

  • Сочиняйте сказки. Довольно полезный метод. Сочините вместе сказку о детском страхе. Она должна непременно закончиться победой ключевого героя над страхом.
  • Рисуйте страх. Увлекательное и действенное занятие. Рисуя вместе то, чего боится ребенок, ведите доброжелательную беседу. Завершив дело, спокойно поговорите с малышом, объясните, что причин для волнений нет. После этого можно сжечь рисунок, акцентировав на том, что страх сгорает вместе с бумагой, и больше нет причин для волнений. Сожжение должно выглядеть ритуалом. Не прекращайте хвалить, подбадривать чадо, говоря о его смелости и отваге.
  • Игра. Побороть детский страх поможет игра или инсценировка. Психолог часто прибегают к этому методу. Как это происходит? Ребята в группе придумывают рассказы о своих страхах. Психолог помогает в проигрывании определенных сюжетов. Волнующую ситуацию можно проиграть и дома, но только в случае, если она не вызывает отрицательных эмоций у малыша.

Помните! Страхи характерны для всех. О них, как и обо всем прочем, нужно спокойно и доброжелательно разговаривать с ребенком.

Главная задача родителей в преодолении детских страхов – находиться рядом с ним. Всегда будьте готовы выслушать чадо, успокоить его, помочь. Если вы полагаете, что детский страх приобрел хроническую форму, не игнорируйте ситуацию. Лучшим решением станет помощь детского психолога.

Медикаментозное и психологическое лечение

Таблетки от страха прописывают довольно редко. Это поддерживающие препараты и витамины. Они способствуют укреплению нервной системы. Медикаментозное лечение носит второстепенное значение. Чаще транквилизаторы используются для успокоения гиперактивных детей, но они всего лишь снимают симптоматику и не помогут преодолеть страхи в общении или устранить боязнь темноты. Целесообразно назначить прием лекарственных настоев на ночь

С седативными препаратами в детском лечении следует обращаться очень осторожно и принимать в крайних случаях, они влияют на психомоторное развитие

Методы коррекции страхов предполагают различные комплексные меры, в том числе и работу с психологом. Если вы заметили, что ребенок отказывается ходить в школу, стал раздражительным, замкнулся в себе, стоит задуматься над посещением специалиста. Индивидуальная работа психолога с детьми 7-8 лет включает также общение с людьми, проживающими вместе с ним. Увидев целостную картину, врач сможет предложить адекватное решение проблемы.

https://youtube.com/watch?v=jk2wDSU0dvw

Терапия и коррекция

Со страхами у малышей может справиться обычный педагог-психолог в детском саду. Психология располагает богатым выбором техник, методов и приёмов. Чаще всего их коррекция производится посредством арт-терапии. Она позволяет:

  • избавиться от негативных эмоций, напряжения, агрессии;
  • разрешить неосознаваемые внутренние конфликты посредством зрительных образов;
  • невербально проявить мысли и чувства;
  • развивать чувство внутреннего контроля, чтобы самостоятельно бороться со своими фобиями.

В зависимости от возраста, способностей и личных предпочтений для коррекции используются не только рисование, музыкотерапия, лепка, пескотерапия и танцы. Сюда относится бисероплетение, шитьё, резьба по дереву, мозаика, оригами и многие другие проявления творческого начала. Выплёскивая свои переживания, боязнь наружу, ребёнок освобождается от них.

Сказкотерапия, психодрама и ролевые игры — ещё одни эффективные методы коррекции, но их уже чаще всего используют психотерапевты. Здесь нужно правильно подобрать материал, распределить роли, скорректировать межличностные отношения. Ребёнок, боясь какую-то конкретную ситуацию, понимает, что это сиюминутная эмоция, с которой можно справиться и больше не возвращаться к ней.

Если фобия у ребёнка оказалась запущенной и её причина не выявляется, возможно, помогут последователи Зигмунда Фрейда. Его книга «Психоанализ детских страхов» в своё время вызвала бурю протестов. В ней содержатся шокирующие реальные истории, с которыми сталкивался в своей практике знаменитый австрийский психолог.

Постоянная работа со страхами у детей со стороны родителей и с привлечением профильных специалистов даёт достаточно быстрые и эффективные результаты. Главное — не упустить тот момент, когда они перерастают в нечто большее и могут сказаться тяжёлыми последствиями для психического здоровья.

Страх детей дошкольного возраста

В отличие от более позднего периода, страх детей дошкольного возраста чаще является мнимым. Это означает. Что ребенок сам придумывает повод для беспокойства, верит в него и подвергается страху. Классический пример, характерный для детства практически каждого человека – боязнь темноты. В темноте или полумраке предметы приобретают иные очертания, благодаря чему в глазах ребенка «превращаются» в страшных монстров. Некоторые даже переносят этот страх во взрослую жизнь, сохранив черту мнительности и склонность к самовнушению.

Иногда основной причиной является чрезмерная «забота» взрослых, которые постоянно предупреждают ребенка о возможной опасности в том или ином случае. При этом их предупреждения имеют слишком яркую эмоциональную окраску, что потрясает ребенка и оставляет глубокий след в воображении.

При этом ребенок сам делает акцент на фразе, подчеркивающей опасность. Например, крик: «Не лезь – обожжет!» ребенок может запомнить только со второй его части, и страх обжечься будет преследовать его постоянно, даже если для него нет оснований.

Некоторые считают это неплохим методом воспитания, так как страх заставляет ребенка избегать опасности, и он не пострадает. Тем не менее, этот страх в дальнейшем может перерасти в фобию, сопровождать человека всю жизнь и спровоцировать массу психических расстройств.

Откуда берутся детские страхи

Проблема детских страхов всегда остается актуальной, ей посвящаются многочисленные медицинские исследования и социальные опросы.

Причины детских страхов многообразны, но наиболее часто встречаются следующие:

  • грубое обращение с ребенком, насилие по отношению к нему, семейные конфликты, свидетелем и участником которых он является;
  • предупреждения взрослых об опасности, заключенной в предмете или определенных действиях, которые малыш запоминает, часто не понимая смысла угрозы;
  • пугающие рассказы других детей, обиды, насмешки с их стороны;
  • тесный эмоциональный контакт с родителями, особенно если ребенок является единственным, воспитывается в неполной семье и мало общается со сверстниками.

Также важны индивидуальные черты личности ребенка. Часто повышенную склонность к страхам имеют дети с тревожно-мнительным характером, невротическими расстройствами или заболеваниями центральной нервной системы. По статистическим данным, страхи в детском возрасте чаще наблюдаются у девочек и малышей, рожденных немолодыми родителями.

Диагностика детских страхов

Диагностика страхов у детей носит характер клинической беседы. Ребенок, как правило, после знакомства и установления контакта не скрывает своих тревог, открыто рассказывая о ситуациях, вызывающих беспокойство.

Диагностический процесс интенсивности страха и тревожности основывается на психодиагностических методиках:

  • опрос – для каждой возрастной категории разработаны специфические опросные листы и формы взаимодействия со специалистами, например, для подростков – без контакта со специалистом, а для детей дошкольного возраста – в форме личной беседы;
  • проективные методы применяются для обнаружения неосознанных страхов, скрываемых защитными механизмами. Используется в диагностике дошкольников. Это такие формы, как рисуночные тесты, тесты проектирования ситуаций и диагностические сказки. Отсутствие в них структурированных вопросов позволяет создать обстановку доверия между пациентом и специалистом и обмануть защитные механизмы организма, а также преодолеть боязнь осуждения у пациента.

Обращение к специалистам

Наличие страхов у ребенка служит поводом обращения к врачам – психолог, психиатр, психотерапевт. В АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) ведут прием высококвалифицированные специалисты в данной области. Здесь к детскому здоровью относятся как к важнейшей миссии, поэтому прием ведут врачи высшей категории с огромным опытом работы. Они знают практически все о детском здоровье и спецификах заболеваний у детей. Врачи клиники стоят на защите здоровья детей 365 дней в году. Мы располагаемся в самом центре Москвы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.