Что такое социальная тревога? социальное тревожное расстройство (социофобия)

Причины

Психологи считают, что причины вызывающие социофобию, неразрывно связаны с неуверенностью в себе и скрыты глубоко в подсознании человека. Человек, подверженный данной фобии, довольно зависим от оценки его обществом, от мнения о нем и его действиях окружающими. Считается, что действительные причины возникновения этой фобии берут свое начало с детского возраста. Родители, другие значимые взрослые, воспитатели, учителя, довольно часто, в своей практике применяют сравнительную оценку поведения личности в отрицательной манере. Любые не понравившиеся поступки сопровождаются фразами: не реви, как девчонка, скажешь, когда спросят, а до этого молчи т.д. Впоследствии, подсознание детей закрепляет такое поведение, что ведет к проявлениям низкой самооценки во взрослом состоянии. А заниженная самооценка может в дальнейшем привести к социофобии.

Еще одной причиной можно считать длительное пребывание личности в стрессовом состоянии или продолжительное эмоциональное напряжение, связанное, например, с работой.

Социофобия также может развиться и под влиянием однократной стрессовой ситуации, например, природного катаклизма, автомобильной аварии, катастрофы, террористического акта и др.

Довольно часто, социофобия может выступать первичной патологией у субъектов, которые склонны к депрессивным состояниям, у наркозависимых людей или зависимых от алкоголя.

Люди, страдающие социофобией, просто хотят производить хорошее приятное впечатление на окружающих. Однако при этом такие люди сильно волнуются, переживают и сомневаются в себе и в своих силах. Стремясь все сделать идеально, они ожидают похвалы, но одновременно с этим, они очень страшатся последствий, которые повлекут за собой оценивание их действий.

Страдающие социофобией сторонятся ситуаций, в которых их могут отвергнуть. Они становятся своеобразным заложником собственного имиджа

Социофобы пытаются во всем угождать окружающим только для того, чтобы заслужить их одобрение, внимание, расположение и интерес. Они всего лишь хотят себя почувствовать лучшими и нужными

Существует и другая разновидность социофобов, ведущих себя в коллективе довольно раскованно, пытаясь разными методами привлечь к себе внимание. Они это делают для того, чтобы создать себе положительный имидж

Окружающие к ним относятся благосклонно, пока не начинают понимать, что за показным весельем скрывается огромное количество страхов и комплексов. Для самого человека, страдающего социофобией, такое поведение является своеобразной попыткой скрыть свою тревогу.

Главной причиной нервозности и тревожных состояний социофобов считают их веру в то, что окружающие о них думают негативно. Социофоб тщательно планирует все свои публичные действия, чтобы не попасть впросак, не показаться глупым, некрасивым, слабым. Хотя на самом  деле для этого нет абсолютно никаких оснований. Убедить человека, страдающего социофобией, что его естественное поведение не вызывает никакого негативного впечатления, невозможно.

В основном, окружающие отзываются о таком человеке лучше и мягче, чем он сам о себе думает. Однако любой индивид воспринимает окружающую действительность через призму себя и своих собственных представлений, мыслей. В том, чтобы переубедить его в обратном, нет никакого смысла. Поэтому социофобу очень тяжело дарить комплименты, а ему их принимать.

Многие социофобы даже не подозревают о наличии такой фобии у себя, так как они уверены в том, что психологически здоровы.

Как правило, такие проблемы, как страх общения с окружающими возникает в подростковом периоде. Это связано с тем, что пубертатный период в жизни подростка является для него довольно сложным и важным. Ведь в этом периоде происходит переход из детского состояния во взрослое. Такой период характеризуется обострением чувств. Поэтому, если есть хоть малейшая неуверенность или застенчивость, переходный возраст может усилить их или трансформировать в социофобию. Чем больше будет в пубертатном периоде отрицательных эмоций, тем больше будет риска для возникновения социофобии.

Лечение

Для лечения используется психотерапия и фармакология в комбинации. Продолжительность лечения зависит от таких факторов: эффективности медикаментов и восприятие психотерапии. При адекватном контакте психолога и пациента, если это когнитивная терапия, курс длится 12 недель.

Лечить тревожное расстройство в домашних условиях не рекомендуется: больной не знает специфики действия лекарств и их взаимодействия, также не может идти речь о психотерапии. Поэтому вылечить тревожное расстройство самостоятельно невозможно. Помочь себе можно, если выполнять назначение психиатра и посещать психотерапевта. Тревожные патологии без лекарств не лечатся. В основе болезней играет роль неправильная работа нейромедиаторов. Препараты восстанавливают их нормальный баланс.

Медикаменты:

  1. Антидепрессанты группы «селективные ингибиторы обратного захвата серотонина». Они повышают уровень серотонина в межсинаптических щелях. Это помогает нервным клеткам лучше взаимодействовать друг с другом. Представители: Сертралин, Флуоксетин, Эсциталопрама, Феварин, Триттико, Паксил.
  2. Трициклические антидепрессанты. Они применяются для всех заболеваний, кроме ОКР. Представители: Имипрамин (лечит паническую атаку), Кломипрамин (Анафранил), Азафен, Амитриптилин.
  3. Атипичные антидепрессанты. Имеют преимущественно успокаивающее, противотревожное и снотворное действие. Представители: Бринтелликс.
  4. Ингибиторы моноаминоксидазы. Представители: Фенелзин, Транилципроман, Изокарбоксазид. Препараты используются для лечения социальной фобии, панических атак и в качестве обезболивающего.
  5. Седативная терапия. Они снимают тревогу и успокаивают. Вызывают сонливость. Препараты из группы бензодиазепинов вызывают зависимость. Представители: Клоназепам, Лоразепам, Алпразолам, Буспирон, Грандаксин. Средства лечат панические атаки и социофобию.
  6. Лечение транквилизаторами. Анксиолитики снимают тревогу, успокаивают, расслабляют, вызывают сонливость, снижают судорожную активность мозга. Представители: Адаптол, Новопассит, Атаракс, Афобазол, Валиум.
  7. Атипичные нейролептики. Препараты: Кветиапин, Рисперидон. Снимают тревожное и двигательное возбуждение.
  8. Неспецифические противотревожные средства, которые не относятся к вышеназванным фармакологическим группам: Тералиджен, Миртазапин, Прегабалин.

Препараты с недоказанной эффективностью в лечении тревожных заболеваний: Габапантин, Деприм, Кавинтон, Ламотриджин, Мексидол, Пантокальцин, Эглонил.

Методы психотерапии:

  • Когнитивно-поведенческая терапия. В основе терапии – изменение стереотипности мышления, которое вселяет страх и тревогу. Поведенческий компонент учит контролировать себя в условиях повышенной тревоги и справляться с приступами панических атак.
  • Методики релаксации – аутогенная тренировка. Учит регулировать внутренний уровень тревоги, а при его повышении – внушать себе установки, преодолевающие дезадаптацию.
  • Гипноз. Сеансы гипноза снижают тревогу, расслабляют. Методы гипнотерапии позволяют вспомнить психотравмирующие факторы, вызвавшие тревогу, и пережить их успешно, только без боли.

Методы лечения без доказанной эффективности: йога, кетогенная диета.

Планирование беременности с тревожным расстройством должно проводиться с врачом-психиатром и акушер-гинекологом. Они подбирают препараты, которые взаимодействуют между собой до и после родов.

Не нашли подходящий ответ?Найдите врача и задайте ему вопрос!

Общие триггеры

Люди с социальной тревогой обычно испытывают сильное беспокойство и стресс в следующих ситуациях:

  • Еда перед другими людьми;
  • Выступления на публике;
  • Быть в центре внимания;
  • Разговариворы с незнакомцами;
  • Свидания;
  • Встречи с новыми людьми;
  • Собеседование для новой работы;
  • Походы на работу или в школу;
  • Встреча с глазами других людей;
  • Звонки по телефону публично;
  • Использование общественных туалетов.

Симптомы

Человек может испытывать физические, эмоциональные и поведенческие симптомы социального тревожного расстройства. Эти симптомы могут значительно повлиять на жизнь человека и его взаимоотношения.

Физические симптомы

  • Тепловой удар;
  • Головокружение;
  • Мышечное напряжение или подергивания;
  • Проблемы с желудком;
  • Застенчивость;
  • Дрожь;
  • Чрезмерное потоотделение;
  • Сухость в горле и во рту.

Эмоциональные симптомы

  • Высокий уровень тревоги и страха;
  • Нервозность;
  • Панические атаки;
  • Отрицательные эмоциональные циклы;
  • Дисморфия в отношении части их тела (чаще всего лица).

Поведенческие симптомы

  • Избегать ситуаций, когда человек думает, что он может быть центром внимания;
  • Воздержание от определенных действий из-за страха смущения;
  • Стать изолированным; человек может даже оставить свою работу или бросить школу;
  • Чрезмерное употребление алкоголя или психоактивных веществ.

Что такое социальное тревожное расстройство?

То, что кто-то может страдать от социального тревожного расстройства, не обязательно означает, что он интровертный или стеснительный. Социальное тревожное расстройство может ослабить ребенка, когда он представляет себе потенциальное высмеивание со стороны сверстников в случае неудачи в социальных и производственных условиях. Ребенок, страдающий от беспокойства, часто сталкивается с трудностями при внимании в школе, поиске друзей или выступлении перед собравшимися. Причина, по которой они борются, заключается в страхе неудачи и неуверенности в себе, что в конечном счете затрудняет развитие уверенности ребенка в себе.

Восприятие мира искажено

Если в вашей жизни появился человек, у которого избегающее расстройство личности, причины общения с ним могут быть самыми разными, но продолжение контакта возможно лишь при четком осознании одного факта: эти люди преувеличивают негативное восприятие себя другими и искажённо ощущают социальные взаимодействия и оценку общества.

Для пациентов с этим типом расстройства личности обычно характерны очень слабые коммуникативные навыки. Это провоцирует неумелость, неловкость в различных ситуациях, привычных для тех, кто чувствует себя в социуме, как рыба в воде. Из-за этого больные воспринимаются окружающими настороженно, а зачастую их отталкивают, что только укрепляет мрачные предположения о том, чего можно ждать от других людей.


Смотреть галерею

Что такое тревога в норме

Периодически возникающее беспокойство, волнение — обычные для большинства людей явления. Они появляются перед определенными важными событиями, которые должны произойти в будущем.

Тревога представляет собой динамическое состояние, она развивается с определенной закономерностью. В этом процессе выделяют ряд фаз:

  • состояние внутреннего напряжения;
  • гиперестезия (повышенная чувствительность);
  • непосредственно ощущение страха или тревоги;
  • тревожно-боязливое возбуждение.

Результатом такого физиологического процесса становится поиск выхода из сложившейся ситуации и решения проблемы. Обычно этому сопутствуют различные психовегетативные реакции (учащение сердцебиения, потливость, побледнение лица и пр.) и активация энергетических и метаболических процессов в организме. В итоге все разрешается и неприятное ощущение проходит.

Что такое социальная тревожность (СТ)

Подобная боязнь относится к разряду иррациональных страхов и может рассматриваться как фобия. Это общий страх, связанный с проявлением всего, что касается посторонних действий и взглядов на индивида при его нахождении в обществе. Такое тревожное расстройство называется социофобией («общий страх») и происходит от латинского socius (общий) и греческого φόβος (страх).

Внимание! Как и с любой фобией, человек самостоятельно не может бороться с социальной тревожностью. Результативность может дать только помощь специалистов: психотерапевта или психолога

Это связано с тем, что иррациональные страхи не подвластны сознанию, а находятся на бессознательном уровне (в подсознании). Они закреплены там в виде негативных меток, которые были заложены в какой-то период жизни. Самые прочные негативные курсоры, вызывающие иррациональные боязни, обычно закладываются в детском возрасте.

Определение у человека

Социально тревожный человек может понимать, что его страхи беспочвенны. Он их стыдится, но ничего не может с этим поделать. Такое состояние мешает личности развиваться, строить отношения, карьеру и даже выполнять работу, когда на него смотрит кто-либо другой.

Ситуации бывают различными. В одних случаях человек боится любых социальных контактов, где он может оказаться на публике под взглядами других людей. В других моментах только определённые обстоятельства могут заставить индивида испытывать социальную тревожность.

Определить то, что человек испытывает социофобию, можно по следующим признакам:

  • странное поведение – избегание всяческих контактов с другими людьми, отказ от любых массовых мероприятий;
  • физиологическая реакция организма – потливость, дрожь в теле, тошнота, ступор, учащение пульса, слёзы;
  • снижение когнитивных способностей в момент общения или появления в социуме.

К сведению

Когнитивные функции – это внимание, речь, восприятие, память. Всё то, что помогает индивиду связываться с окружающим миром и фиксировать о нём правильные представления

Ещё Карл Юнг, швейцарский психиатр и мастер аналитической психологии, ввёл такие понятия, как интроверсия и экстраверсия, характеризующие черты личности. Экстраверты – индивидуумы общительные, чувствующие себя в обществе, как рыба в воде.

Считается, что люди, обладающие характером интроверта, – личности, которые замкнуты на собственном мире, наиболее подвержены такой фобии. Чувство неконтролируемого страха в моменты, где субъект находится в зоне внимания, заставляет его всячески избегать повторения подобных ситуаций. В результате чего индивид ограничивает себя по всем жизненным позициям.

Важно! Интроверсия – врождённая черта характера, а социофобия – приобретённая болезнь, которая со временем может стать одной из черт характера человека

Симптомы СТ

Какие виды тревожности существуют?

По причине развития

  • Личностная тревожность – постоянная склонность к тревожности, которая не зависит от окружающей обстановки и сложившихся обстоятельств. Большинство событий воспринимаются как опасные, во всем видится угроза. Считается чрезмерно выраженной чертой личности.
  • Ситуативная (реактивная) тревожность – тревожность возникает перед значимыми ситуациями или связана с новым опытом, возможными неприятностями. Такой страх считается вариантом нормы и в разной мере присутствует у всех людей. Делает человека более осторожным, стимулирует готовиться к предстоящему событию, что снижает риск неудач.

По сфере возникновения

  • Учебная тревожность – связанная с процессом обучения;
  • Межличностная – связанная со сложностями в общении с определенными людьми;
  • Связанная с представлениями о себе – высокий уровень пожеланий и низкая самооценка;
  • Социальная – возникает из-за необходимости взаимодействовать с людьми, знакомиться, общаться, проходить собеседование;
  • Тревожность выбора – неприятные ощущения, возникающие при необходимости сделать выбор.

По воздействию на человека

  • Мобилизующая тревожность – провоцирует человека к действиям, направленным на снижение риска. Активизирует волю, улучшает мыслительные процессы и физическую активность.
  • Расслабляющая тревожность – парализует волю человека. Затрудняет принятие решений и выполнение действий, которые бы помогли найти выход из сложившейся ситуации.

По адекватности ситуации

  • Адекватная тревожность – реакция на объективно существующие проблемы (в семье, в коллективе, в учебе или на работе). Может относиться к одной сфере деятельности (например, общение с начальником).
  • Неадекватная тревожность – является результатом конфликта между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой. Возникает на фоне внешнего благополучия и отсутствия проблем. Человеку кажется, что нейтральные ситуации несут угрозу. Обычно бывает разлитой и касается многих сфер жизни (учеба, межличностное общение, здоровье). Часто встречается у подростков.

По выраженности

  • Пониженная тревожность – даже потенциально опасные ситуации, несущие угрозу, не вызывают тревогу. В результате человек недооценивает серьезность ситуации, излишне спокоен, не готовится к возможным трудностям, часто халатно относится к своим обязанностям.
  • Оптимальная тревожность – тревожность возникает в ситуациях, которые требуют мобилизации ресурсов. Тревога выражена умеренно, поэтому она не мешает выполнению функций, а дает дополнительный ресурс. Замечено, что люди с оптимальной тревожностью лучше других контролируют свое психическое состояние.
  • Повышенная тревожность – тревога проявляется часто, слишком сильно и без повода. Мешает адекватной реакции человека, блокирует его волю. Повышенная тревожность вызывает рассеянность и панику в ответственный момент.

Причины и факторы риска

Специалисты считают, что тревожность провоцируют несколько причин, воздействующих одновременно. Основные из них следующие:

  • Генетический фактор. Риск развития повышенной тревожности выше у людей, чьи родители уже имеют подобную патологию.
  • Стиль воспитания в семье. Обычно дети учатся у своих родителей, как бороться с угрозами. Чрезмерно беспокойные и заботливые мать или отец пропагандируют страхи перед детьми. Одновременно с этим фактором риска также является пренебрежение со стороны родителей.
  • Психоэмоциональные потрясения. Многие тревожные люди пережили потерю в детстве, например, смерть близкого родственника.
  • Стрессовые события. Существует связь между началом расстройства и потерей партнера в результате развода или расставания, неудачной беременности. Причиной может стать потеря работы, увольнение.
  • Метаболические нарушения. Предполагают, что некоторые нейротрансмиттеры участвуют в патогенезе тревожности. Это подтверждает положительный эффект от применения селективных ингибиторов захвата серотонина.

Симптомы, сходные с тревожным расстройством, могут возникать на фоне гипертиреоза. Иногда страх и беспокойство — это побочные эффекты некоторых лекарств. Резкая отмена психотропных препаратов или выход из запоя также провоцируют тревогу и фобии.

Это интересно!

В одном из недавних научных исследований было показано, что осложнения во время родов увеличивают риск развития тревожности у детей младшего школьного возраста.

Было обследовано 149 детей в возрасте от 9 до 12 лет. Анализировалась тенденция к боязливости и отстраненности в незнакомых местах и ситуациях. У детей, имевших перинатальные осложнения, отмечался более высокий уровень поведенческого торможения и тревоги.

Какой ориентир выбрать?

Вам решать, на чем вы хотите фокусироваться. Но учтите, что смысл этого действия в том, чтобы проследить за ощущением в течении некоего определенного промежутка времени. Иначе вы не почувствуете изменения, а ваш разум будет по-прежнему скакать с одной мысли на другую. Некоторые люди выбирают дыхание, потому что оно всегда есть, и при этом его характер меняется, поэтому вам не будет скучно следить за своими вдохами и выдохами.

Когда я на сцене начинаю нервничать, происходит цепная реакция: мое тело как будто раздувается, сердце колотится, паника нарастает, и я затягиваю старую песню: «Я провалюсь. Меня все ненавидят». Аудитория всегда чувствует твой страх, и в силу некоторых эволюционных причин настраивается к тебе враждебно, рыча, как зверь, жаждущий крови. Это, должно быть, какой-то примитивный инстинкт: когда кто-то терпит неудачу на глазах людей, те, как свора, бросаются добивать его.

Практикуя осознанность, для спасения своей шкуры я научилась следующему: как только я осознаю, что вхожу в режим повышенной тревожности — либо по физическому признаку (сухость во рту, бьющееся сердце), либо по эмоциональному сигналу (сводит живот), — я направляю свое внимание в ноги, на их контакт с полом. Когда мой фокус перемещается от мыслей к ощущениям, красный туман в мозге рассеивается и я снова могу думать

Я спокойна и контролирую себя, и публика тоже успокаивается. Это не обязательно должны быть ноги — использование любого из ваших ощущений может быть эффективным.

Тревожность у детей

Повышенная тревожность у детей обычно вызвана беспокойным поведением родителей, переездами, сменой школы или сада, неадекватными требованиями к нему (например, соврать, скрыть увиденное и т. п.).

Специалисты считают, что основная причина повышенной тревожности у детей — особенность воспитания со стороны матери. Часто патологию провоцирует чрезмерная требовательность родителей к успеваемости ребенка, так называемое «несоответствие родительским надеждам». Другими провоцирующими факторами являются непрофессиональное поведение учителей или воспитателей, заниженная самооценка, дискомфортность в общении со сверстниками.

Дошкольного возраста

Тревожность у детей до года обычно связана с родовыми травмами или особенностями внутриутробного развития, перенесенными заболеваниями. Она проявляется в виде частого немотивированного плача, плохого аппетита, малыша приходится постоянно носить на руках и пр.

Тревожность у детей, которые посещают детский сад, может быть связана с тем, что у малыш не получается установить контакты со сверстниками; он думает, что родители могут забыть забрать его домой. Отдельное влияние оказывают просмотры страшных мультфильмов, компьютерные игры.

Дети с тревожностью обычно примерные — они тихие, не задают лишних вопросов, не шумят, не кричат. Часто они плохо засыпают, грызут себе ногти, крутят волосы. Иногда малыш ведет себя боязливо — садится на краешек стула, не смотрит открыто в глаза. Такие дети сопротивляются обучению новым играм, не хотят помогать родителям.

Некоторые дети становятся излишне активными или капризными. Могут возникать навязчивые движения, например, покашливание, качание на стуле, потирание носа и пр.

Школьники

Новый коллектив и обстановка также способствуют развитию тревожности. Признаки могут включать низкую самооценку, быструю утомляемость, робость, плохой сон с ночными кошмарами, смущение.

В этом возрасте дети могут жаловаться на боли в животе, тошноту и рвоту, повышенное потоотделение. Они не могут выполнить задания, которые требуют концентрации внимания.

Диагностика и лечение

Повышенную тревожность у детей 4-7 лет помогает выявить тест американских психологов Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Он представляет собой набор из 14 рисунков, на которых изображены различные жизненные ситуации. Психолог показывает рисунок и задает вопросы. Ответы фиксируют в специальном протоколе.

Результат получают в виде так называемого индекса тревожности (ИТ). В соответствии с ним выделяют тревожность:

  • высокую (более 50%);
  • среднюю (20-50%);
  • низкую (менее 20%).

Для оценки школьной тревожности используют специальный тест Филлипса. Он включает в себя 58 вопросов, на которые ребенок отвечает положительно (+) или отрицательно (-). Анализ результатов проводится по несоответствиям вопрос-ответ, для этого используют специальные таблицы с ключами к вопроснику.

Лечение заключается в психокоррекционной работе вместе с родителями, выявлении и устранении социальных проблем. По показаниям назначают фитотерапевтические препараты (Новопассит, Пустырник, Персен).

В терапии дошкольников и школьников используют адаптированные психотерапевтические методики: сказкотерапию, игротерапию. Полезны релаксационные методики в виде дыхательных упражнений, йога. Необходимо проводить работу с родителями и изучать взаимоотношение в семье. Отдельная роль отводится воспитателям (детского сада или школы) — они также принимают участие в терапии посредством вовлечения ребенка в игры, беседы, поощрение его, помогают наладить контакты со сверстниками.

Диагностика

Диагностикой занимается врач-психиатр и медицинский психолог. Лечит психические заболевания психиатр и психотерапевт. Чтобы поставить диагноз из группы тревожных заболеваний, симптомы и болезнь должны соответствовать критериям. Критерии для каждой болезни разные.

Диагностика психических расстройств основывается на двух руководствах: DSM и МКБ. DSM (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorder) – это руководство по психическим расстройствам в США. МКБ – международная классификация болезней.

Критерии можно рассмотреть на примере обсессивно-компульсивного заболевания. Критерии в DSM-4:

  • Навязчивые мысли и действия специфичны. Например, связаны со страхом заражения или загрязнения.
  • Компульсии, как ритуалы, имеют четкие правила, от которых нельзя отклоняться.

Критерии по МКБ-10:

  1. Навязчивые мысли расцениваются как собственные, то есть нет чувства «сделанности» (симптом бреда), когда больному кажется, будто мысли вкладывают в его голову.
  2. Есть минимум одна мысль, которую больной пытается перебороть, сопротивляться.
  3. Обсессия сопровождается негативными эмоциями.
  4. Мысли и действия повторяются.

Чтобы измерить уровень тревоги, больному предлагается пройти тест на тревожное расстройство:

  • Шкала Спилбергера-Ханина.
  • Госпитальная шкала депрессии и тревоги.
  • Шкала Гамильтона.

Список литературы

  1. Дмитриева Т.Б., Краснов В.Н., Незнанов Н.Г., Семке В.Я., Тиганов А.С. Психиатрия. Национальное руководство. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 1000 с.

  2. Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г., Чирко В.В., Кинкулькина М.А. Психиатрия и наркология. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. — 832 с.

  3. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. / Пер. с англ., вступ. ст. А.Б. Хавина. — М.: Академический Проект, 2004. — 848 с.

  4. Барлоу Д. Клиническое руководство по психическим расстройствам / 3-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 912 с.

  5. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: Учебник. — М.: Медицина, 2002. — 544 с.

  6. Свядощ А.М. Неврозы (руководство для врачей). — СПб.: Питер Паблишинг, 1997. — 448 с.

  7. Гельдер М., Гет Д., Мейо Р. Оксфордское руководство по психиатрии. — К.: Сфера, 1999. — Т. 1. — 300 с.

  8. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. / Пер. с англ. Комаров С. — СПб.: Питер, 2017. — 448 с.

  9. Батлер Дж. Преодоление социальной тревожности и застенчивости. Курс самопомощи. Часть 1. — Констэбл & Робинсон Лтд, 2007. — 121 с.

  10. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-V) // Американская психиатрическая ассоциация (АПА). — 2013.

  11. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятый пересмотр (МКБ-Х) от 02.10.1995. — Том 1 (Часть 1, 2).

  12. Психиатрия: Научно-практический справочник / Под ред. Академика РАН А.С. Тиганова. — М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2016. — 608 с.

  13. Каменецкий Д.А. Неврозология и психотерапия. — М.: Гелиос АРВ, 2005. — 2015 с.

  14. Риман Ф. Основные формы страха / Пер. с нем. Э.Л. Гушанского. — М.: Алетейа, 1999. — 336 с.

  15. Руководство по клинической психофармакологии / Алан Ф.Шацберг, Джонатан О.Коул, Чарльз ДеБаттиста / пер. с англ.; под общей редакцией академика РАМН А.Б. Смулевича и проф. С.В. Иванова. / 2-е изд. — М.: Медпресс-информ, 2014. — 608 с.

  16. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Когнитивно-бихевиоральная терапия социофобии и тревожно-депрессивных расстройств. — Томск: Издательство Томского университета, 2009. — 206 с.

  17. National Institute of Mental Health. Obsessive-Compulsive Disorder.

  18. Coupland NJ. Social phobia: etiology, neurobiology, and treatment // J Clin Psychiatry. — 2001; 1:25-35.

  19. Timothy J. Legg. What is obsessive-compulsive disorder? // Hannah Nichols, 2018.

Понятие

Тревожный невроз – это эмоциональное состояние, характерное страхом перед неизвестным. Его причина не может быть точно определена. Тревога сопровождается неприятными физическими симптомами.

Тревожный страх отличается от нормального, возникающего как ответ на реальную опасность, и длящегося только на протяжении ее существования. Обычно естественный страх имеет незаменимое защитное значение. Он действует как механизм адаптации, побуждающий организм избегать или, по крайней мере, готовиться к опасным ситуациям. Если он возникает в несоответствующих ситуациях или имеет чрезмерную интенсивность и частоту, речь идет о расстройстве.

Принципы терапии

Лечение генерализованного тревожного расстройства (GAD) разнообразно, и ряд подходов работает одинаково хорошо. Как правило, наиболее эффективным лечением будет подход, который включает как психологические, так и психофармакологические способы. Лекарства, хотя обычно они полезны для лечения телесных симптомов острой тревоги (например, приступов паники), лучше использовать для лечения расстройства только в качестве краткосрочной меры (несколько месяцев). Клиническим психологам следует особенно внимательно следить за тем, чтобы пациент не стал психологически или физиологически зависимым от определенных противотревожных препаратов, таких как Ксанакс.

Психологический аспект панических атак после выпивки

Чаще всего тревожное состояние после пьянки наступает вследствие алкогольной интоксикации организма. Усиливающим фактором в такой ситуации выступает психологическая составляющая в виде следующих причин:

  • попытки избавления от проблемы посредством спиртного. Многие ошибочно полагают, что прием алкоголя способен устранить все жизненные трудности. Однако этанол может всего лишь на время успокоить и привести нервы в порядок. При этом мало кто думает о том, что после запоя проблемы никуда не деваются, а только пополняются новыми сложностями в виде плохого самочувствия. В таких обстоятельствах человек уже не может справляться со стрессом и становится чрезвычайно уязвимым. В результате, прежние невзгоды обретают глобальный масштаб, и пациента неизбежно настигает паника;
  • забытье после приема алкоголя. Зачастую выпивающий забывает события, происходившие во время употребления спиртного. Именно такой потерей памяти обусловлено состояние тревожности при похмелье. Продолжаются эти ощущения до того момента, пока не будет восстановлен ход событий;
  • поведение в состоянии алкогольного опьянения. Порой человеку становится стыдно и страшно с похмелья из-за того, что он успел натворить под воздействием веселящих напитков. Чем непристойнее было его поведение накануне, тем сильнее может проявляться паника. Помимо стыда, выпивавший нередко начинает бояться того, как скажется прошедшее веселье на его будущем в той или иной сфере, и судорожно искать способы, как избавиться от плачевных результатов.

Хмель.

Используется не только при приготовлении популярного пенного напитка, но и для снятия тревожности.

Шишки хмеля легко заготовить самостоятельно (в середине или конце августа). Собирают хмель, когда внутри шишки окрашиваются в желто-зеленый с розоватым оттенком цвет

Надо обращать внимание на погодные условия созревание может наступить и в конце июля – (если лето жаркое)

Седативные свойства растения проявляются не только при заваривании, полезно для снятия беспокойства и эфирное масло хмеля, его настойка и экстракт. А вот вкус чая не радует – сильно горчит, поэтому шишки хмеля лучше сочетать с мятой, ромашкой, медом. Если цель – наладить сон, к хмелю хорошо добавить валериану (например, сделав ароматное саше).

При использовании других седативных препаратов сочетать их с приемом шишек хмеля не рекомендуется. Не лишним будет и поставить в известность врача о желании применить данное природное средство для борьбы с тревожностью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.