Синдром аспергера у взрослых: таблица диагностических критериев

Синдром Аспергера: общая характеристика

Дети с данным заболеванием отличаются повышенной возбудимостью, они совершенно не могут контролировать эмоции. Общение со сверстниками обычно не складывается: в детском саду такой ребенок, как правило, играет один, а при попытках детей найти контакт с ним, реагирует агрессией и раздражительностью. Со стороны такие дети кажутся жестокими: они не умеют сочувствовать окружающим, у них нет жалости к животным или к тем, кто нуждается в помощи. Именно поведение ребенка по отношению к животным является первым признаком возможных расстройств, при этом ребенок не причиняет вреда животному, но он не пожалеет бездомного котенка или сбитую машиной собаку.

Умственные способности при синдроме Аспергера сохранены. Большинство детей с данной формой расстройств обладают хорошим интеллектом. Они могут отлично разбираться в какой-то конкретной области, при этом совершенно теряются в других сферах. В школе такие дети обычно учатся довольно плохо, но есть 2-3 предмета, по которым они обладают отличными знаниями.

Синдром Аспергера

Диагностика синдрома Аспергера

В связи с тем, что данное расстройство имеет широкий спектр комбинации симптомов, ранняя диагностика бывает затруднительной. Существует несколько определенных методов выявления синдрома Аспергера. Однако для начала необходимо провести медицинские методы диагностики, такие как слуховые тесты, анализ крови и рентгенографию, для того чтобы исключить другие состояния, вызывающие похожие симптомы.

Национальный институт неврологических расстройств и инсульта (National Institute of Neurological Disorders and Stroke) утверждает, что на сегодняшний день существует множество различных инструментов скрининга, пользующихся различными критериями, и в зависимости от того, какой метод будет использовать врач, один и тот же ребенок может быть диагностирован по-разному. Однако, к сожалению, не многие специалисты могут поставить точный диагноз. 

Зачастую диагноз не ставят до совершеннолетия ребенка.

Для того чтобы точно поставить ребенку диагноз, правительство штата Виктория (Австралия) считает, что диагностика должна проводиться специально обученным педиатром, который работает с командой других специалистов, таких как психологи и логопеды, и способен провести углубленную оценку навыков и умений ребенка. 

Каждый ребенок индивидуально оценивается и наблюдается. В случае диагностирования у ребенка синдрома Аспергера родителям обязаны дать подробную информацию о симптомах

Наблюдения учителей также должны быть приняты во внимание при диагностике данного расстройства. При оценке взрослых специалисты, кроме как с самим пациентом, должны беседовать и с его родителями, супругом(ой) и близкими родственниками, для того чтобы лучше узнать семейный анамнез. 

Диагностика помогает человеку с синдромом Аспергера, его семье, друзьям и партнерам по работе лучше понять его потребности и поведение. После того как синдром идентифицируется, эти люди должны получить должную поддержку. 

Синдром Аспергера — лечение

На сегодняшний день не существует лечения синдрома Аспергера. Однако есть несколько методов терапии и обучения, которые могут повысить эффективность  работоспособности у людей с данным синдромом, уменьшить у них беспокойство, улучшить поведение, а также улучшить восприятие передачи информации и событий. Понимание синдрома Аспергера дает нам больше шансов раскрыть их полный потенциал. 

Комбинированное лечение, правильный подход к обучению и некоторые другие методы могут оказать существенное влияние на качество жизни человека с синдромом Аспергера. 

Приобретение более подходящих для них социальных навыков

Человек узнает, как более эффективно и успешно взаимодействовать с другими людьми, фокусироваться на способности понимать чувства других людей и реагировать соответствующим образом. Данный метод обучает считывать и адекватно реагировать на социальные сигналы. Это поможет повысить эмпатию у людей с синдромом Аспергера.

Медикаментозное лечение

На сегодняшний день нет лекарств от синдрома Аспергера. Однако, медикаментозное лечение может быть направлено на уменьшение определенных симптомов или сопутствующих состояний (депрессия, тревога, гиперактивность, обсессивно-компульсивное поведение).

Альтернативная медицина

Ряд авторов указывают, что специальные диеты, например, безглютеновая диета и витаминные добавки могут быть полезны при данном расстройстве. Существуют научно необоснованные данные, что применение рыбьего жира может помочь людям с синдромом Аспергера преодолеть тревогу и некоторые когнитивные проблемы.

Диагностика

Выявлять синдром Аспергера — задача на самом деле непростая. Для этого подключаются специалисты из разных областей — психологи, психиатры, неврологи, генетики. Разносторонние исследования нужны по той причине, что проявления синдрома похожи на симптомы других расстройств.

Диагностика детей

Симптомы у детей важно обнаружить как можно раньше, поскольку это упрощает лечение. Для постановки диагноза проводятся беседы с ребёнком, включающие тесты и игры

Помимо этого специалист беседует с родителями ребёнка, чтобы получить информацию о его поведении в семье, в школе, во время повседневных занятий. Разговор с родителями позволит выявить и у них проявления синдрома.

Диагностика взрослых

Синдром Аспергера у взрослых выявить сложнее, поскольку признаки болезни с возрастом меняются. Однако есть ряд методов, позволяющих диагностировать расстройство у взрослых людей. К ним, в частности, относятся стандартные тесты:

  1. 1.Тест. Основан на анализе взгляда пациента. Тест нередко проводят по фото. Как уже говорилось, взгляд человека, страдающего синдромом, ничего не выражает и направлен в никуда.
  2. 2.Тест. Определяет степень эмпатии – эмоционального развития испытуемого. У «аспергеров» показатели этого теста более низкие, чем у здоровых людей.
  3. 3.Тест. Показывает наличие ритуального поведения, «зацикленности».

Синдром Аспергера у женщин

Статистика утверждает, что синдром Аспергера и другие расстройства аутистического спектра чаще возникают у мальчиков. Тем не менее, девочки также могут иметь аутизм или одну из его разновидностей.

Относительно недавно в Шотландии (Rutherford et al, 2016) было проведено исследование, результаты которого оказались весьма любопытными. Оказывается, что среди маленьких детей с синдромом Аспергера соотношение мальчиков и девочек составляет 5.5:1, для подростков соотношение составляет 2.3:1, а у взрослых людей — 1.8:1. Исходя из этого, можно сделать вывод, что у женщин эта патология не встречается реже, просто она диагностируется позже. Если мальчиков к врачам приводят родители, то девочки обращаются к специалистам самостоятельно, став взрослыми.

Такое положение вещей отчасти связано с тем, что некоторые симптомы у девочек протекают не так, как у мальчиков. Родителей должно насторожить такое поведение дочери:

неявные поведенческие проблемы. Они не являются, по мнению родителей и учителей, чем-то деструктивным

Поэтому они зачастую не принимаются во внимание. Ну, разве стоит тянуть девочку к психиатру, если она не хочет общаться с одноклассницами? Но если ребенок слишком замкнут и застенчив, постоянно пребывает в одиночестве, то стоит задуматься и присмотреться к нему внимательнее;
селективный мутизм

Этот симптом означает, что девочка не может говорить в некоторых ситуациях, при этом она не может выбирать, когда именно сможет говорить, а когда нет. То есть на этой неделе она сможет отвечать в школе, а на следующей – нет. Предсказать частоту проявления мутизма невозможно;
общается преимущественно с мальчиками. Таких девочек принято называть «пацанками». Девочки с РАС не разделяют увлечения своих сверстниц модной одеждой и прическами, они просто не понимают, зачем это нужно. Момент полового созревания для них может стать шоком, они полностью лишены сексуальности, не испытывают полового влечения. Молодые женщины в спектре аутизма могут хотеть иметь детей, но для них более приемлемым оказывается усыновление, нежели рождение собственных из-за нежелания интимной близости с мужчиной;
пребывание в мире фантазий. Детям свойственно погружаться в выдуманные истории и увлекаться сказочными персонажами. По мере взросления такая увлеченность отступает, и на первый план выходят более реальные вещи. Однако девушки с синдромом Аспергера продолжают пребывать в фантастических мирах. Психотерапевты объясняют это тем, что в реальности люди с РАС чувствуют себя не в своей тарелке, а в выдуманном мире их любят такими, какие они есть.

Вылечить синдром Аспергера нельзя, но его выявление и понимание особенностей человека с этой патологией позволяет построить нормальные взаимоотношения в семье. Это касается как родителей с детьми, так и супругов. Достаточно часто женщины с РАС отказываются от интимной близости, хотя искренне любят своего супруга. Нарушение сенсорного восприятия приводит к тому, что прикосновения к телу (особенно в чувствительных местах) воспринимается ими как неприятные или болезненные. Стремление жить по распорядку может превратить интимную близость в четко распланированный ритуал, который быстро наскучит нейротипичному партнеру. Сохранить семью поможет понимание того, что такое синдром Аспергера.

Девушки с такой патологией чувствуют себя несчастными, зачастую они хотят иметь любимого человека и семью, но строить взаимоотношения с противоположным полом им чрезвычайно трудно. Кроме проблем, связанных с РАС, у девушек и молодых женщин на фоне душевных переживания возникают депрессии, гендерная дисфория, нервная анорексия и тревожные расстройства. Все это, а также желание разобраться в себе и причинах своих проблем приводит их в кабинет психотерапевта. И только получив информацию о синдроме Аспергера, они принимают себя и учатся жить со своими врожденными «особенностями». Не стоит опасаться того, что вас неправильно поймут или навсегда запишут в «ненормальные». Осознание проблемы является первым шагом на пути по улучшению собственной жизни.

5 Лечение

Лечение этого недуга осуществляется двумя способами: медикаментозная терапия и социальная реабилитация. Медикаментозное лечение назначает врач-психиатр в виде симптоматической терапии. Он прописывает нейролептические препараты (Аминазин, Тизерцин, Клопиксол, Сероквель, Мажептил), антидепрессанты и снотворные лекарства (Персен, Гипноген) в зависимости от симптомов..

Благодаря комплексному лечению происходит сглаживание симптомов. С возрастом выраженность проявлений данного заболевания снижается. Чем грамотнее психолого-педагогическая поддержка и сопровождение, тем лучше у таких людей происходит адаптация в социуме.

Жизнь с синдромом Аспергера

Никакой прямой угрозы здоровью или жизни пациента это расстройство не представляет. Пройдя в детском возрасте социальную адаптацию, Аспи способны жить нормальной жизнью, иметь работу и семью. Члены семьи Аспи должны хорошо понимать особенности его состояния и не покушаться на тот распорядок жизни, к которому он привык.

При отсутствии нужной коррекции для Аспи имеются определенные риски. Тревожные и депрессивные состояния могут развиться до степени, когда они потребуют серьезного медикаментозного лечения. Наиболее запущенные случаи могут привести к самоубийству.

Большую роль играет то, смог ли человек найти себе занятие по душе. Приблизительно 5% людей с синдромом Аспергера полностью избавляются от проблем, связанных с трудностями социальной адаптации. В этом случае выявить наличие расстройства могут только нейропсихологические тесты.

Характерное поведение ребенка с синдромом

Достаточно часто дети с синдромом Аспергера выступают инициаторами общения с другими людьми. У них есть потребность в коммуникации, однако полноценно реализовать ее дети не могут. Нередко родители могут наблюдать следующую ситуацию: ребенок самостоятельно заводит разговор и увлекает в игру другого малыша на детской площадке, однако спустя некоторое время прекращает это занятие и уходит.

Интересная особенность поведения пациентов заключается в том, что, если инициатором общения станет другой человек, ребенок постарается всячески избежать контакта. Общение возможно только тогда, когда сам ребенок этого хочет, испытывая потребность, например, что-то спросить, или взять игрушку у другого малыша.

Во время разговора ребенок демонстрирует отсутствие эмоций. При синдроме Аспергера мимика достаточно скудная, жесты и прочие проявления эмоций при разговоре отсутствуют. Еще одна особенность пациентов с этим нарушением – непринятие этикета, что выражается в перебивании собеседника посередине фразы.

Диагностика и причины заболевания

Научным путем не установлена конкретная причина возникновения синдрома Аспергера, он все еще исследуется. На данном этапе выявлено его сходство с расстройством аутистического спектра – психологического состояния, которое первоначально проявляется к 4-11 годам жизни, нарушая функцию центральной нервной системы. Приблизительно 1% жителей Земли живут с такими особенностями. Диагноз, который установлен своевременно и правильно, позволяет снизить болезненное потрясение у детей и семьи.

Нарушение развития, выявляется совместной работой профессионалов разных областей, состоит в:

  • разнообразном наблюдении за пациентом;
  • генетической, неврологической экспертизе;
  • определении психомоторных навыков;
  • манере обучения;
  • выявлении способностей для самостоятельной жизни;
  • тестировании интеллекта.

Опытный психолог способен поставить диагноз синдрома Аспергера, основываясь на наблюдении за поведением взрослых или детей, а также на изучении анамнеза жизни пациента

Устанавливать диагноз взрослым труднее, чем детям. С возрастом симптомы изменяются, требуется подробная клиническая оценка состояния пациента, анализируется поведение личности с его слов и от беседы с его окружением.

Тесты для взрослых, отличны от детских, но делятся на одинаковые группы для оценки:

  • интеллекта;
  • сенсорной чувствительности;
  • созидательного воображения.

Многообразие разносторонних тестов помогает определить признаки синдрома. Вот некоторые из них:

  1. Тест ASSQ разработан для возраста детей от 6-16 лет. Он выявляет аутичную направленность синдрома Аспергера с помощью восприятия всевозможных картинок.
  2. Шкала-опросник по оценке аутизма у детей.
  3. Aspie Quiz – тестирование, по итогам которого выявляют аутизм у взрослого населения, включает 150 вопросов.
  4. Тест АQ определяет коэффициент аутизма у и синдром Аспергера взрослых.
  5. Тест SQ – оценка эмпатии по шкале.

Тесты выступают только инструментом для определения отличительных особенностей, диагноз устанавливает квалифицированный специалист.

В качестве диагностирования синдрома Аспергера используют различные тесты

Мои рекомендации детям с синдромом Аспергера

Детям с синдромом Аспергера приходится сталкиваться со многими трудностями, особенно ближе к переходному возрасту, когда окружение играет такую большую роль в жизни любого подростка.

Порекомендовать детям с данным расстройством можно следующее:

  1. Понимай свое отличие от других людей, не стесняйся своих особенностей, учись жить с ними. Многие дети долго и упорно перебирают то, что может сделать их не такими как все, твои исключительные черты уже найдены.
  2. Не стесняйся попросить помощи у родителей и взрослых, если чувствуешь себя некомфортно, тревожно или напряженно.
  3. Следуй своему режиму дня. Если знаешь, что произойдут какие-то изменения и беспокоишься по этому поводу, то обсуди это с родителями.
  4. Не переживай о том, что трудно завести друзей и общаться со своими сверстниками. Если кто-то из ребят не понимает, почему ты так странно себя ведешь, то не стоит воспринимать это близко к сердцу. Чуть позже обязательно появятся близкие люди, готовые принять тебя таким.
  5. У тебя есть способности, которых нет у одноклассников: ты быстро запоминаешь информацию, хорошо учишься, очень много знаешь о том, чем увлекаешься. Пользуйся этим, общество ценит и уважает таких людей.
  6. Твои глубокие знания и увлечения могут помочь найти себя во взрослой жизни. Подумай, где в работе можно это использовать – так ты сделаешь себя счастливым.
  7. Следи и замечай, как реагируют другие ребята на похвалу, обиду, помощь и другие ситуации. Тогда ты сможешь понять, как нужно действовать в той или иной ситуации и не расстраивать или сердить окружающих.

Признаки у детей

Дети, у которых имеется синдром Аспергера, испытывают затруднения во время взаимодействия с другими людьми, которые проявляются так:

  • при общении они не смотрят прямо в глаза собеседнику;
  • у них практически нет друзей, так как им сложно завязывать и развивать дружеские отношения;
  • им не хочется разделять интересы и радости с другими людьми;
  • им трудно интерпретировать жесты, позу, мимику и другие невербальные элементы общения;
  • они могут долго говорить о чем-то интересном для них, не обращая внимания, как реагирует на это собеседник;
  • активно общаясь с близкими людьми или отдельными знакомыми, они могут полностью игнорировать других людей (это называют избирательный мутизм);
  • они не проявляют эмоциональную взаимность, как будто бы «не видят» эмоции других, из-за чего посторонние могут посчитать их бесчувственными;
  • установив собственные правила, такие дети будут настаивать на их выполнении, а любые изменения в распорядке их расстраивают, вызывают волнение;
  • им трудно участвовать в играх, где требуется притворяться.

Кроме того, для пациентов с синдромом Аспергера характерно ограничение интересов и постоянное повторение определенного поведения

Они могут всецело отдавать свое внимание какому-то одному занятию или интересу, сосредотачиваясь лишь на нем, к примеру, постоянно пересматривают один мультфильм

Они испытывают потребность в сохранении привычного порядка, поэтому плохо переносят перемены. Очень часто ребенок с синдромом Аспергера неуклюж. У него плохой почерк, странная походка, могут быть плохо развиты навыки, при которых нужна ловкость.

Что касается речи, то в целом при синдроме Аспергера языковые способности не нарушаются, но дети могут:

  • многословно и долго что-то рассказывать;
  • использовать неподходящую интонацию или громкость (разговаривать излишне быстро, отрывисто или громко);
  • резко менять тему;
  • не делать паузы в своем монологе, чтобы слушатель лучше его понял;
  • буквально интерпретировать текст, не понимая поддразнивание, иронию и юмор;
  • использовать понятные лишь им метафоры;
  • с трудом понимать речь на слух;
  • неправильно понимать нюансы;
  • автоматически повторять чужие слова (такое действие называют эхолалией);
  • не контролировать, заинтересован ли собеседник в разговоре;
  • быть неспособными объяснить выводы из того, что они сказали.

У подростков могут возникать затруднения с организацией распорядка дня и ухода за собой. Они часто испытывают трудности и в романтических отношениях, беспокоятся из-за неудачного опыта. У них увеличен уровень стресса и тревожности. В некоторых случаях подросток может вообще отказаться от общения, вести себя агрессивно. Возможно развитие аффективных расстройств и депрессии.

В случае сильного стресса у детей с синдромом Аспергера возникают срывы, которые называют мелтдаунами. Их причиной является перегрузка нервной системы, например, если ребенок находится в помещении с большим количеством людей, на него действует яркое освещение, концентрированный запах или очень громкий звук. К такому состоянию также могут привести внезапные изменения привычного распорядка или повышенные требования со стороны других людей

Помимо этого, ребенок может реагировать на стресс не бурным срывом, а «отключением», во время которого он полностью или частично перестает реагировать на окружающий мир. При таком состоянии пациент уходит к себе в комнату, не отвечает на обращение к нему, смотрит в одну точку. Иногда «отключение» возникает после срыва, помогая ребенку восстановить силы и преодолеть стрессовую ситуацию.

Причины развития синдрома Аспергера

Точно сказать, что является причиной синдрома, врачи пока не могут. Выдвигается группа теорий на этот счет, но ни одна не нашла практического подтверждения.

Влияние на плод токсических веществ

Согласно этой теории, основной причиной развития психического отклонения является воздействие на организм ядов, паров и солей тяжелых металлов, еще во время внутриутробного развития. В подтверждение этой теории специалисты приводят примеры, когда у матерей курящих, злоупотребляющих спиртным, рождается ребенок с психическим отклонением. Влияние ядовитых соединений, в частности никотина, кадмия, этанола и прочих действительно способно спровоцировать синдром Аспергера, но имеется куда больше обратных случаев, когда у родителей пьющих, курящих и даже потребляющих наркотики рождались вполне здоровые дети. По всей видимости, имеет место и какой-либо иной фактор, склоняющий чашу весов в негативную сторону.

Аутоиммунная реакция организма матери во время гестации

Результат иммунологической несовместимости, например, по резус-фактору и прочим моментам. В выраженном виде встречается относительно редко. Действительно, если имеет место агрессивный ответ защитных сил организма матери на плод, начнется разрушение его организма. Пострадают органы, головной мозг. Это скажется на физическом и психическом развитии. Такие дети почти поголовно рождаются с пороками и анатомическими дефектами. Не в последнюю очередь страдает сердце. Однако, нельзя сказать, что такая проблема провоцирует исключительно синдром Аспергера, встречаются и иные психические расстройства, слабоумие. Бывает, что интеллектуально-волевая, социальная сферы не страдают вообще. Потому опять же прямую связь доказать не удается.

Гормональный дисбаланс у ребенка

Встречается мнение, что синдром Аспергера развивается на фоне недостаточной выработки специфических гормонов щитовидной железы, гипофиза, половых гормонов, веществ коры надпочечников. Здесь тоже доказать что-либо невозможно. Во-первых, сразу возникает вопрос: почему отклонение в таком случае не манифестирует у подростков, когда гормональный фон изменяется катастрофически, у беременных женщин, у пациентов в климактерический период? Это врожденное заболевание. Потому сугубо патогенетическим фактором гормональные проблемы быть не могут. Однако, по всей видимости, вполне способны сказаться на течении заболевания в поздние годы.

Недостаточная выработка дофамина

Скачки уровня дофамина провоцируют не только синдром Аспергера. Нарушению концентрации этого вещества приписывают и шизофрению, и органические психозы, и много чего еще. Каким образом дофамин сказывается на вероятности развития расстройства сказать невозможно. Проблема также в том, что далеко не у всех пациентов концентрация дофамина изменяется хоть как-то.

Отягощенная наследственность, проблемы с концентрацией прочих нейромедиаторов: серотонина и др.

Представляет наибольший интерес среди прочих названных факторов. Согласно все тем же исследованиям, если в роду был хотя бы один человек с названным диагнозом, вероятность повторения негативного сценария у потомства выше почти на 60%. Потому вероятно синдром Аспергера имеет и генетическую составляющую, закодирован на фундаментальном уровне. По крайней мере, предрасположенность к таковому.

Передается ли синдром Аспергера по наследству?

Точный ответ дать пока невозможно. Как минимум, передается склонность к развитию такового.

Причины развития врачи называют разные. Однако ни одна не подтверждена серьезными исследованиями. Если рассматривать отчеты специалистов-исследователей, все так или иначе оказываются в тупике. Потому как исключительной причины найти не получается.

Взгляд сквозь призму синдрома Аспергера

Согласно современному видению, синдром Аспергера — это полиэтиологическое заболевание, в его становлении участвует множество факторов. Потому каждый названный выше момент играет определенную роль. В большинстве же случаев не удается обнаружить ни одного предполагаемого патогенетического фактора. Это говорит о недостаточной изученности патологии. Ведущая теория на сегодня — генетическая предрасположенность. Далее, при наличии таковой, требуется триггерный фактор, спусковой механизм. Им могут стать перечисленные выше факторы.

Диагностические критерии

Описанные выше симптомы присущи для большинства расстройств аутистического спектра. Диагностировать именно синдром Аспергера помогают различные методики, используемые специалистами во всем мире. Основные критерии представлены в таблице:

№ п/п

Название методики

Основные критерии

Примечание

1.

DSM-IV (Справочник по диагностике и статистике психических расстройств)

  1. Социальная дисфункция:
  • нарушения невербального поведения (взгляд, выражение лица, позы тела и жесты);
  • неспособность выстраивать отношения со сверстниками (исходя из возрастной категории);
  • отсутствие желания делиться с окружающими ощущением радости, интересами, достижениями и т.д.;
  • нет эмоциональной взаимности.
  1. Стереотипное поведение (ограниченное и повторяющееся).
  2. Не наблюдается задержка речи (клинически значимая).
  3. Не наблюдается отставание в умственном развитии (согласно возрасту).
  4. Нельзя соотнести по критериям с иными расстройствами психики.

Для диагностирования необходимо наличием как минимум двух симптомов (устойчивых во времени)

2.

МКБ-10

Нарушения, касающиеся социального взаимодействия.

Стереотипность в поведении, интересах, действии.

Может наблюдаться нарушение моторного развития, но не всегда.

Развитие ребенка до 3-х лет соответствует норме (произнесение одиночных фраз до 2-х лет, наличие коммуникативных фраз и навыков самообслуживания до 3-х лет и т.д.). Наличие клинических расстройств речи позволяет исключить диагноз.

3.

Диагностика Гиллберга

(С. Gillberg, 1989, 1991)

Как минимум два симптома социальной дисфункции:

  • отсутствие способности выстраивать отношения с ровесниками;
  • отсутствие желания иметь взаимоотношения с детьми своего возраста;
  • непонимание намеков;
  • поведение, неприемлемое с социальной и эмоциональной точки зрения.

Ограниченность интереса (должен присутствовать как минимум один симптом):

  • нежелание заниматься другой деятельностью;
  • так называемое залипание (регулярное его повторение);
  • преобладает механическое запоминание, логическое в меньшей степени.

Стремление жить по распорядку:

  • полное подчинение своей жизни распорядку;
  • требование, чтобы окружающие следовали установленному распорядку.

Проблемы, связанные с речью (минимум 3 из 5):

  • задержка речевого развития;
  • присутствует экспрессивная речь (внешне правильная);
  • педантичная речь с оттенком формальности;
  • присутствуют необычные характеристики голоса, неправильная постановка ударения и т.д.;
  • неправильное понимание некоторых слов, неверное интерпретирование.

Сложности, связанные с невербальной коммуникацией:

  • жесты используются в ограниченном количестве;
  • движения весьма неуклюжи, «язык тела» неловкий»
  • выражение лица изменяется крайне редко;
  • выражение лица не соответствует обстановке;
  • взгляд фиксированный, окружающим кажется странным.

Моторная неуклюжесть.

Для постановки диагноза необходимо выявить один или несколько проявлений из каждой группы симптомов.

4.

Диагностика Сзатмари (Szatmary, 1989)

Стремление к одиночеству:

  • нет друзей;
  • избегание контакта с другими людьми;
  • нежелание заводить дружеские отношения;
  • человек-одиночка.

Ограниченное взаимодействие с социумом:

  • к окружающим обращается только для удовлетворения собственных нужд;
  • социальное обращение неуверенное;
  • непонимание чувств других людей;
  • полная отрешенность от переживаний окружающих.

Расстройство невербальной коммуникации:

  • эмоции редко проявляются в мимике;
  • непонимание эмоций других людей исходя из их выражения лица;
  • отсутствие способности передавать информацию взглядом;
  • не жестикулирует;
  • не смотрит на окружающих людей;
  • при разговоре подходит слишком близко к собеседнику.

Трудности с речью:

  • слишком много говорит;
  • слишком мало говорит;
  • сбой в интонации;
  • не умеет включаться в разговор других людей;

Для постановки диагноза необходимо выявить один или несколько проявлений из каждой группы симптомов.

Диагностировать синдром Аспергера достаточно сложно, для этого врач-психиатр или психотерапевт должен обладать определенным опытом и знаниями.

Для постановки диагноза необходимо внимательно изучить историю жизни пациента, проанализировать его поведение, провести беседу с родственниками и близкими людьми. Подавляющая часть симптомов подходит под описание черт характера интроверта, поэтому специалисты используют особые медицинские тесты, позволяющие выявить или исключить неврологические нарушения.

Синдром Аспергера у детей: признаки, симптомы

Исследования показали, что удовлетворительные взаимоотношения со сверстниками очень важны для развития здоровой самооценки. Недостаточная самооценка может привести к установлению зависимых или дисфункциональных отношений, вызывая трудности в обучении, депрессию. В контексте синдрома Аспергера (что это за болезнь, как она проявляется) упоминается непонимание социальных ситуаций, разные интересы сверстников, нестандартные реакции, часто приводящие к исключению из коллектива. Человек становится объектом насмешек, провокаций, иногда жертвой издевательств. Его редко приглашают на светские мероприятия, дни рождения, создающие и укрепляющие дружеские отношения.

Эти признаки синдрома Аспергера у детей укрепляют их веру в то, что они действительно «странные», «глупые». Ребенок чрезмерно критически относится к собственным ошибкам, уделяя гораздо больше внимания недостаткам, неудачам, которые затем сравнивает с достижениями, сильными сторонами других.

Он боится пробовать что-то новое, опасаясь провала, иногда даже легкая критика приводит к вспышке ярости. Если эти негативные чувства подтверждаются реакциями окружения, ребенок может реагировать аффектом, агрессией, самовредительством. Иногда наоборот, при синдроме Аспергера у детей симптомы включают пассивность, попытки сбежать из неприятной ситуации.

Синдром Аспергера у детей также характеризуется неравномерным распределением способностей (с одной стороны, интеллект выше среднего в определенной области, с другой – неспособность адаптироваться к внезапным изменениям, проблемы в установлении социальных отношений, неадекватные эмоциональные реакции, отсутствие независимости, непрактичность).

Некоторые дети амбициозны, недооценивают свои достижения и результаты выше среднего в некоторых областях, отрицая их или считая «нормой».

Важно!

Дети с расстройством ставят высокие цели, из-за чего не могут достичь желаемого результата.

У подростков

Подростковые проявления синдрома Аспергера – что это? У детей пубертатного возраста частота признаков, их серьезность сильно варьируется. Некоторые навыки могут полностью отсутствовать, другие только задерживаются. В рамках расстройств аутистического спектра могут присутствовать различные:

  • речевые навыки (дисфазия, хороший словарный запас, выразительные лингвистические способности);
  • интеллектуальные качества (умственная отсталость, навыки ниже среднего или одаренность выше среднего уровня);
  • степень интереса к социальным контактам (пассивность, безразличие, привязанность к близким людям, активность при отсутствии способности соблюдать правила социального поведения).

При синдроме Аспергера признаки включают нарушения качества связи:

  1. Недостаточное использование речи, независимо от уровня владения ею.
  2. Недостаточная синхронизация, взаимность в разговоре.
  3. Сниженная адаптивность в словесном выражении.
  4. Относительная нехватка творчества и воображения в мышлении.
  5. Отсутствие эмоциональной реакции на дружеский подход других людей (вербальный и невербальный).
  6. Нарушение каденции, акцента в общения, отражающие модуляцию коммуникации.
  7. Недостаточные жесты, используемые при общении.

Ученые из Медицинской школы Wake Forest сделали первый шаг в разработке объективного теста для диагностики аутизма, использующего данные о мозге

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.