Гиперактивность и повышенная возбудимость

Сопутствующие заболевания

Согласно статье 2017 года, существует несколько состояний, которые могут быть у взрослых с СДВГ.

Биполярное расстройство

Биполярное расстройство — это состояние, которое заставляет людей быть беспокойными, разговорчивыми и отвлекающимися. При данном состоянии также могут быть периоды депрессивных и маниакальных настроений. От 9,5% до 21,2% пациентов с биполярным расстройством также имеют СДВГ, и от 5,1% до 47,1% взрослых с СДВГ имеют биполярное расстройство.

Исследователи предполагают, что наличие СДВГ или биполярного расстройства в возрасте до 18 лет увеличивает вероятность того, что у со временем у них разовьется другое состояние.

Депрессия

Депрессия — это еще одно состояние, которое обычно сосуществует с СДВГ. Некоторые исследования показали, что от 18,6% до 53,3% взрослых с СДВГ также страдают депрессией. Люди, страдающие как СДВГ, так и депрессией, сами сообщают, что их качество жизни ниже, чем у тех, кто имеет только депрессию.

Тревожное расстройство

Взрослые с СДВГ также чаще страдают тревожностью, чем те, у кого ее нет. 50% взрослых с СДВГ имеют тревожное расстройство.

Взрослые с СДВГ, которые имеют социальную фобию, такую как страх при встрече или разговоре с людьми, встречаются чаще, чем взрослые с СДВГ, которые испытывают паническое расстройство.

Употребление психоактивных веществ

Согласно статье 2017 года, употребление алкоголя, никотина, каннабиса и кокаина является одним из наиболее распространенных сосуществующих состояний с СДВГ у взрослых. Некоторые исследователи предполагают, что употребление психоактивных веществ в два раза чаще встречается у людей с СДВГ, чем у тех, у кого этого состояния нет. Наиболее распространенным типом употребления психоактивных веществ среди взрослых с СДВГ является употребление сигарет. Люди с СДВГ, как правило, имеют более сильную зависимость от никотина, чем те, у которых нет СДВГ.

Расстройство личности

В том же исследовании 2017 года сообщается, что более 50% взрослых с СДВГ имеют расстройства личности и что 25% взрослых с СДВГ имеют два или более расстройств личности.

Гиперактивность у детей

Часто синдром дефицита внимания сопровождается повышенной двигательной активностью и импульсивностью. В этом случае еще сложнее поставить диагноз, так как такие малыши обычно не отстают в развитии, а их поведение принимается за невоспитанность. Как же в этом случае проявляется дефицит внимания у детей? Признаки гиперактивности такие:

  • Чрезмерная болтливость, неспособность выслушать собеседника.
  • Постоянные беспокойные движения стопами и кистями.
  • Ребенок не может спокойно сидеть, часто вскакивает.
  • Бесцельные движения в ситуациях, когда они неуместны. Речь идет о беготне, прыжках.
  • Бесцеремонное вмешательство в чужие игры, разговоры, занятия.
  • Двигательная активность продолжается даже во время сна.

Такие дети импульсивные, упрямые, капризные и неуравновешенные. У них отсутствует самодисциплина. Они не могут себя контролировать.

Лечение заболевания

В России дефицит внимания у детей распространен, его лечение состоит из комплекса мероприятий и контролируется на всех этапах. Главным воздействием на пациента считается психотерапия, а также коррекция поведения путем педагогического контроля и нейропсихологического влияния.

В первую очередь доктор проводит беседу с родителями и ближайшим окружением пациента, разъясняет им особенности взаимодействия с больным. Перед родителями устанавливаются задачи, которые необходимо обязательно выполнять:

  1. Воспитание должно быть строгим. Не следует сюсюкать, жалеть ребенка, все ему разрешать. В противном случае чрезмерная опека и любовь усилит протекающие симптомы заболевания.
  2. Не требовать от ребенка выполнения действий, с которыми он не в силах справиться. Невозможность выполнения поставленных задач ведет к увеличению капризности, нервозности, недовольства собой и еще большему падению самооценки пациента.

Для медикаментозного лечения назначается комплексная терапия. Препараты подбираются на основании выявленных признаков в индивидуальном порядке. Для лечения синдрома дефицита внимания применяются следующие средства:

  1. Для центральной нервной системы вегетативного характера, ее стимулирования прописываются Пемолин, Декстроамфетамин или Метилфенидат;
  2. Рекомендуется применение трициклических антидепрессантов, таких как Амитриптилин, Имипрамин, Тиоридазин;
  3. Следует принимать таблетки ноотропного ряда: Семакс, Ноотропил, Фенибут, Церебролизин;
  4. Психостимуляторы: Дексметилфенидат, Дексамфетамин или Левамфетамин.

Дополнительно назначаются витамины, стимулирующие мозговую активность. Терапия осуществляется в низких дозировках, чтобы не спровоцировать развитие у несовершеннолетнего побочных явлений.

Дополнительно к медикаментозному воздействию можно применять физиотерапию и лечебный массаж. Процедуры этого комплекса направлены на устранения травм, полученных при рождении малыша. Это положительно влияет на мозговое кровообращение и давление внутри черепа.

Применяется перечень упражнений:

  1. Лечебная гимнастика проводится ежедневно, стимулирует укрепление мышечной ткани плечевого пояса и шеи;
  2. Массаж зоны воротника – должен проводиться до 3-х раз в год по 10 процедур ежедневно в течение 10-15 минут;
  3. Проводится физиотерапия с помощью инфракрасного излучения, способствующего прогреванию определенной зоны. Осуществляется по 10-15 сеансов не чаще 2-х раз в год.

Назначать комплекс мероприятий физиологического воздействия должен только лечащий врач. Обращение к неквалифицированному специалисту может стоить больному здоровья.

Гиперактивность можно устранить и без комплексного медикаментозного лечения. Можно воспользоваться народными средствами, пропить успокоительные травы, такие как шалфей, ромашка или календула.

Кроме этого, следует набраться терпения и уделять маленькому человеку больше внимания, выполняя следующие рекомендации:

Находить время на общение с ребенком;
Отдать малыша в развивающие кружки;
Со школьником следует вместе учить уроки, больше заниматься, воспитывать его усидчивость и внимание;
При гиперактивности требуется найти применение его непоседливости и энергии: отдать на танцы, бег или другие подвижные спортивные занятия;
Не проявлять агрессию, не ругать больного, демонстрировать больше спокойствия и сдержанности;
Поддерживать все начинания и увлечения своего ребенка

В этой ситуации важно не спутать вседозволенность и принятие маленького человека в качестве самостоятельного индивида.. При следовании этим правилам лечение ребенка будет постепенно приносить результат
Не стоит ожидать моментального прогресса, но не следует забрасывать занятия

Можно использовать в комплексе и таблетки, физиотерапию и зарядку, а также самостоятельно влиять на маленького пациента. Главное, не терять надежды и выполнять рекомендации лечащего врача

При следовании этим правилам лечение ребенка будет постепенно приносить результат. Не стоит ожидать моментального прогресса, но не следует забрасывать занятия. Можно использовать в комплексе и таблетки, физиотерапию и зарядку, а также самостоятельно влиять на маленького пациента. Главное, не терять надежды и выполнять рекомендации лечащего врача.

Синдром дефицита внимания у детей проявляется разными симптомами. Если выявить заболевание на начальных стадиях, то его можно быстро излечить даже при отсутствии препаратов. В такой ситуации залогом для победы над заболеванием являются терпение и настойчивость родителей в воспитательных моментах.

Родителям в помощь

Дети с СДВГ не воспринимают запретов, и слова «нет», «нельзя», «не разрешаю» для них — пустой звук. Поэтому заменяйте жесткие запреты альтернативным разрешением: «На обоях рисовать нельзя, а вот на бумаге можно».

Гиперактивные дети не восприимчивы к критике и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение, поэтому не бойтесь перехвалить ребенка — хвалите его, даже за самые незначительные успехи, так как это повысит его самооценку.

Никогда не наказывайте ребенка физически! Помните, что после наказания следует дать малышу почувствовать вашу любовь. Лучше всего физическим образом — потрепать по плечу, поцеловать, прижать к себе

Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинение за свой проступок.

Очень важное требование в воспитании гиперактивного малыша — единство со стороны всех членов семьи. Один из родителей не должен разрешать того, что запрещает другой: не делайте ребенку поблажек, списывая все на особенности его нервной системы

Не допускайте ссор в присутствии малыша.

Следите за своей речью, говорите всегда медленно, спокойным голосом. Не позволяйте себе сердиться! Ваше спокойствие — лучший пример для ребенка.
Детский режим дня выстраивается таким образом, чтобы у малыша не оставалось свободного времени. Составьте подробный распорядок дня, в котором определите время утреннего подъема, часы для еды, игры и т. д. Заранее запаситесь терпением и приготовьтесь к тому, что малыш все равно будет его нарушать.
В комнате ребенка не должно находиться много вещей. Для оформления стен лучше всего подойдут неяркие цвета (зеленый или бледно-синий). Также не забудьте оборудовать в помещении спортивный уголок.

  • Воспитывайте у малыша интерес к какому-нибудь занятию, но одновременно не принуждайте его к этому. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к своему ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
  • Ставьте перед малышом конкретную цель и требуйте ее достижения. И так должно быть до тех пор, пока целенаправленная активность не станет привычкой. Не предлагайте ребенку больше одного дела одновременно. Определите для малыша круг ежедневных обязанностей (полив цветов, уборка рабочего стола, игрушек). Контролируйте добросовестность исполнения.
  • Введите балльную систему вознаграждений и наказаний за поведение и выполненные (невыполненные) задания. По результатам набранных баллов в конце дня (в конце недели, месяца) назначайте поощрение (покупка мороженого, например, или поход в цирк) или нет.
  • Оберегайте кроху от переутомления, ведь оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте малышу подолгу сидеть у телевизора или у компьютера. Избегайте больших скоплений людей (магазины, рынки). Ограничивайте число товарищей по играм одним, самое большее, двумя детьми одновременно.

Insatgram @kateoliver

Научитесь отвлекать ребенка, если он чрезмерно «разошелся». Воспитывайте у малыша навыки самоконтроля (торможения гнева и агрессии). Например, научите его считать до 10, перед тем как что-то сделать. Обнимите его, прижмите к себе, положите руку на плечо — это помогает вернуть ребенка в «здесь и сейчас».

Полезные игры

Игры на внимательность

“Лови – не лови”. Эта аналог на всеми любимой игры “Съедобное – несъедобное”. То есть один игрок ведущий бросает мяч и произносит слово, например относящееся к животным, а второй участник его ловит или отбрасывает.

Можно еще поиграть «Найди отличие»; «Запрещенное движение»; «Слушай команду».

Игры для снятия эмоционального напряжения

  • “Прикоснись”. При помощи игры вы учите ребенка расслабляться, снимать тревожность и развиваете его тактильную чувствительность. Используйте для этого разные предметы и материалы лоскутки ткани, меха, флакончики из стекла и дерева, вата, бумага. Разложите и на столе перед ребенком или сложите в мешочек. Когда он их внимательно рассмотрит, предложите ему с закрытыми глазами попробовать догадаться, какой предмет он взял или к нему прикасается. Интересны также игры «Ласковые лапки»; «Разговор руками».
  • “Торт”. Предложите малышу испечь любимое пирожное, поиграйте с его воображением. Пусть ребенок будет тестом, изображайте приготовления теста используя элементы массажа, поглаживание, постукивание. Спрашивайте, какое приготовить, что добавить. Эта веселая игра расслабляет и снимает напряжение.

Игры, для контроля двигательной активности

“Раз, два, три замри”. Включите ему веселую танцевальную музыку

Пока она буде звучать малыш может прыгать, бегать изображать животных, но как только она закончится он должен остановится в той позе, в которой его застала, игра учит концентрировать свое внимание.

Семейная игра “Фруктовый салат”. Каждый член семьи рисует себя в виде фрукта, затем показывает рисунки и рассказывает о своих особенностях

Затем все фрукты вырезаются и приклеиваются на салатницу.

“Командир”. Ребенку объясняют правила игры. Один из членов семьи играет командира, а ребенок исполняет роль бойца, который четко выполняет инструкции взрослого. Например, «Мы будем строить башню, я буду руководить строительством, а ты строить». Затем все меняются местами. Эта игра учит детей и родителей слышать и понимать друг друга.

“Опиши и нарисуй”. Цель упражнения – сплоченность и взаимопонимание. Малыш рисует рисунок на любую тему, затем очень подробно его описывает, а взрослый по его описанию должен воссоздать рисунок.

Признаки СДВГ во взрослом возрасте

Сразу уточним, основным критерием определения наличия СДВГ у взрослого человека есть устойчивое проявление перечня признаков данного синдрома. Если Вы обнаружите некоторые из них, и они возникают время от времени, в зависимости от настроения или субъективных обстоятельств, это не СДВГ. Это может быть признаком Ваших личных характерологических качеств.

Основными признаками синдрома дефицита внимания с гиперактивностью являются:

1. Неспособность сконцентрироваться на поставленной задаче. Сюда относится также невнимательность и несобранность. Если у большинства людей бывают моменты, когда кажется, что жизнь превращается в хаос, то у людей с СДВГ это стабильное состояние. Такие люди катастрофически неправильно расставляют приоритеты. Они не способны правильно распределять время, часто опаздывают. В них наблюдается тенденция не доводить дело до логического завершения. Вместе с тем, у людей с СДВГ возможно проявление гиперконцентрации, когда они теряют связь с реальностью, полностью погрузившись в какое-то дело.

2. Тотальная забывчивость. Да, человек может что-то забывать, это совершенно нормально, но, когда это носит хронический характер и проявляется во всех сферах жизнедеятельности – это тревожный звоночек. Люди, имеющие СДВГ, забывают важные события или элементарные вещи в бытовой сфере. Очень часто социумом подобное проявление трактуется как безответственность и безразличие.

3. Импульсивность. Имеется в виду импульсивные действия, поступки, которые иногда могут даже нести вред для жизни. Сюда же относятся покупки ненужных, а также слишком дорогих вещей, которые осуществляются под влиянием спонтанного минутного желания.

4. Стойкая эмоциональная лабильность. Проявляется в резких сменах настроения и чередованием полярно противоположных эмоций. Маленькие неприятности выбивают землю из-под ног людей, провоцируют депрессивные и агрессивные проявления. Часто наблюдаются ипохондрические проявления.

5. Заниженная самооценка. Основное проявление – недооценка собственных способностей, неумение трезво оценивать собственные силы. Устойчивое чувство неполноценности.

6. Тревожность. Повышенное стремление к постоянной деятельности провоцирует суетливость и неспособность выполнить поставленную задачу до конца. Постоянное ожидание каких-то неприятных событий.

7. Недостаточность мотивации. Проявляется в неорганизованности и отсутствию желания выполнять поставленные цели, а также в низких организаторских качествах.

8. Генетическая предрасположенность к СДВГ. Почти невозможно просчитать, через сколько поколений проявится данный синдром. Известно лишь что, если в Вашей семье были родственники с подобными проявлениями – Вы в зоне риска.

9. Частые болезни. Неспособность вовремя отреагировать на ухудшение самочувствия из-за забывчивости и невнимательности может быть причиной развития серьезных заболеваний.

10. Низкая способность к гибкому мышлению. Людям с СДВГ проще действовать по уже знакомому плану действий, не находя другие способы решения проблемы.

Эти и ряд вытекающих из данных признаков проблем являются ориентировочным перечнем симптомов СДВГ. Но если говорить про какой-то один сборный критерий, то данный синдром характеризуется недостаточной способностью к торможению или ингибированию. То есть у таких людей нет компонента осознанности между импульсом и самим действием. Их реакция и руководствуется собственно этим импульсом.

СДВГ у взрослых

В соответствии с нынешними статистическими данными, СДВГ синдрому подвержено приблизительно около 5% взрослых. Наряду с этим такой диагноз отмечается практически у 10% учащихся в школе. Примерно половина детей, страдающих СДВГ, входят с этим состоянием и во взрослую жизнь. При этом взрослое население намного реже обращается к врачу по причине СДВГ, что значительно минимизирует выявляемость синдрома у них.

Симптомы СДВГ индивидуальны. Однако в поведении больных можно отметить три стержневых признака, а именно нарушение со стороны функции внимания, повышенную активность и импульсивность.

Расстройство внимания выражается в невозможности концентрации внимания на определенном предмете или вещах. Взрослому человеку в ходе выполнения неинтересного монотонного задания уже спустя несколько минут становится скучно

Таким людям сложно сознательно концентрировать внимание на каком-либо предмете. Больных СДВГ окружение считает необязательными и неисполнительными, так как они могут приняться выполнять несколько дел и не довести до завершения ни одного

Повышенная активность обнаруживается в постоянном движении индивидов. Для них свойственна неспокойность, суетливость и чрезмерная болтливость.

Больные СДВГ синдромом страдают неусидчивостью, бесцельно слоняются по помещению, хватаются за все подряд, постукивают по столу ручкой или карандашом. При этом все подобные действия сопровождаются повышенным волнением.

Импульсивность проявляется в опережении действиями мыслей. Индивид, страдающий СДВГ, склонен озвучивать первые мысли, приходящие в голову, постоянно вставляет в беседу не к месту собственные замечания, совершает импульсивные и часто необдуманные поступки.

Кроме перечисленных проявлений, для индивидов, страдающих СДВГ, характерны забывчивость, беспокойство, непунктуальность, заниженная самооценка, неорганизованность, плохая устойчивость к стрессовым факторам, тоска, депрессивные состояния, выраженные перепады настроения, трудности при чтении. Такие особенности усложняют социальную адаптацию индивидуумов и формируют благоприятную почву для образования любой формы зависимости. Неспособность сконцентрироваться ломает карьеру и разрушает личные взаимоотношения. Если больные своевременно обратятся к грамотному специалисту и получат адекватное лечение, то в большинстве случаев, все проблемы с адаптацией сойдут на нет.

Лечение СДВГ у взрослых должно быть комплексным. Им обычно назначают средства, стимулирующие нервную систему, например, Метилфенидат. Такие лекарственные препараты не лечат СДВГ синдром, но способствуют достижению контроля над проявлениями.

Лечение СДВГ у взрослых приводит к улучшению состояния большинства больных, но им бывает довольно сложно повысить самооценку. Обрести навыки самоорганизации, умения грамотно наладить распорядок дня, восстановить разрушенные взаимоотношения и улучшить коммуникационные навыки помогает психологическое консультирование.

Основные симптомы СДВГ

Синдром подразделяется на 3 типа, в зависимости от черты, которая преобладает:

  1. I тип – невнимательный;
  2. II тип — гиперактивно-импульсивный;
  3. III тип – комбинированный.

Чтобы поставить диагноз, из каждого кластера должны наблюдаться как минимум 6 признаков на протяжении полугода.

Симптомы невнимательности:

сложно концентрировать внимание при выполнении задания или в игре;
много случайных ошибок, пропускает мимо важные детали;
не может закончить уроки или свои обязанности по дому (тут нужно исключить сознательное непослушание и непонимание задачи);
постоянно отвлекается на посторонние стимулы;
кажется, что ребёнок не слушает, если к нему обращаются;
сложно самому организовать выполнение заданий;
рассеян в бытовых и привычных ситуациях;
оттягивает время, чтобы не садиться за уроки, когда его ждет длительная умственная работа (то, что у взрослых называют прокрастинацией);
часто теряет свои вещи.

Симптомы гиперактивности:

  1. болтливость;
  2. подрывается со стула во время уроков в школе, дополнительных занятий и в других ситуациях, в которых нужно было сидеть на месте;
  3. постоянно находится в движении;
  4. бегает и лазит там, где это запрещено по правилам учреждения или социальными нормами;
  5. если что-то делает, то очень шумно;
  6. ерзает на стуле, нервно дергает руками, ногами.

Симптомы импульсивности:

  1. пристает к другим, мешает им работать или играть;
  2. отвечает не подумав на вопрос, не дождавшись его окончания;
  3. не может спокойно выстоять в очереди.

СДВГ – это синдром, который мешает нормально развиваться, поэтому имеет сопутствующие нарушения:

  1. обучения (ребенок не справляется с письмом, чтением, счётом, распознаванием символов);
  2. моторики (неспособность безопасно выполнять обычные физические упражнения);
  3. коммуникативные (нарушение экспрессивной речи и фонации, заикание).

Что делать, если вы учитель или родитель

Если вы учитель, и в вашем классе есть ребёнок с СДВГ, то:

Если позволяет его успеваемость, то ребенку можно разрешить крутиться на уроке, ходить (если никому при этом не мешает), сидеть в проходе

Таким образом, школьник утолит свою гиперактивность и сможет лучше сконцентрировать внимание.
Посадить его за первую парту возле себя, чтобы он был под контролем в случае чего, и вы смогли бы тактильно его поддержать.
Не привлекать внимание других детей к поведению и особенностям ребенка.
Ни при каких обстоятельствах не подавлять ребёнка ни физически, ни морально.

Рекомендации:

  1. Помогать с уроками, напоминать о них, вместе делать некоторые сложные задания. В данном случае это поможет научиться решать задачи, соблюдать дисциплину. Это не воспитает безвольность, как при обычном воспитании.
  2. Вместе составить график дня и строго его придерживаться.
  3. Убрать все раздражители, которые могут отвлекать.
  4. Поставить звуковые напоминания, чтобы ребёнок слышал и «сам» контролировал свой режим.
  5. Показать, как большие задачи можно поделить на маленькие, и постепенно по ним продвигаться.
  6. Записать его на активные секции.
  7. Если это уже подросток, можно показать систему работы «15/15» — 15 минут сосредотачивается на деле, 15 отдыхает. Либо «45/15», либо другой удобный формат.

Причины возникновения синдрома дефицита внимания

На сегодняшний день точно сказать, почему у ребенка возникают СДВГ симптомы, не может никто. Среди факторов, дающих толчок к развитию синдрома дефицита внимания, можно выделить:

  • наследственность. Исследователями было отмечено, что наличие данного расстройства у родителей в несколько раз повышает вероятность развития его у детей. Синдром дефицита внимания часто имеет генетическую природу, поэтому способен передаваться по наследству;
  • употребление алкоголя и табакокурение во время беременности может привести к нарушению мозговых функций у плода, что влечет за собой появления СДВГ симптомов у ребенка будущем;
  • сложная беременность, перенесенные в это время женщиной инфекционные заболевания также могут привести к тому, что у ребенка возникнет синдром дефицита внимания. Риск развития этого психического расстройства в несколько раз повышается среди детей, рожденных раньше срока;
  • предрасположенность к развитию расстройства повышают травмы головного мозга различной тяжести, перенесенные ребенком в раннем возрасте, а также заболевания инфекционной природы.

В некоторых случаях синдром дефицита внимания возникает как симптом другого психического расстройства, например, задержка речевого или психоречевого развития. Некоторые жизненные обстоятельства или патологические процессы в организме могут проявляться так же, как и симптомы СДВГ. Среди них можно отметить:

  1. Резкая перемена образа жизни, переезд, развод родителей или смерть близкого человека.
  2. Сбой в работе щитовидной железы.
  3. Отравление тяжелыми металлами, в частности свинцом.
  4. Депрессия и расстройства сна.

Специалисты считают, что полностью устранить симптомы СДВГ невозможно. Это расстройство относят к неизлечимым патологиям. Но помочь ребенку все-таки возможно. Грамотно организованная терапия позволит пациенту лучше учиться, получить необходимые социальные навыки и адаптироваться в обществе.

Признаки и симптомы, диагностика СДВГ

Гипервозбудимость и нехватка внимания проявляются по-разному. Существует даже специальный классификатор, по которому можно разбить больных на группы:

  1. в диагнозе превалирует невнимательность;
  2. в поведении больше импульсивности;
  3. комбинированный тип.

К последней группе относят больных, у которых сильно выражена симптоматика 2-х первых типов. Чтобы поставить диагноз СДВГ, психология предлагает перечень признаков, по которым определяют каждый тип.

Критерии для диагностирования СДВГ

Тип Симптоматика
Невнимательность Ребенок:
• не учитывает детали или постоянно делает ошибки;
• трудно сосредотачивается на игровой деятельности или при выполнении задания;
• не слушает, когда с ним ведут беседу;
• не следует указаниям и не в состоянии довести до конца начатое;
• отличается неорганизованностью;
• не любит, а порой избегает заданий, требующих умственного напряжения;
• постоянно отвлекается на сторонние стимулы;
• в повседневных ситуациях забывчив и часто теряет игрушки, школьные принадлежности, инструменты
Гиперактивность Ребенок:
• постоянно ерзает на стуле, в стопах и кистях наблюдается беспокойное движение;
• не может оставаться на месте во время урока и часто бродит по классу;
• лазает по предметам, бегает там, где это неприемлемо;
• находится в постоянном движении;
• не в меру болтлив;
• не способен тихо заниматься делами или играть
Импульсивность Ребенок:
• вмешивается в беседы, часто прерывает говорящего;
• пристает к другим или мешает им выполнять дела;
• с трудом ждет своей очереди;
• не задумываясь, отвечает на вопрос, порой не дослушав его до конца

Так проявляется гиперактивность

Обратите внимание! Если хотя бы часть симптомов присутствует и наблюдается на протяжении полугода, можно говорить о том, что это синдром гиперактивности и отсутствия внимания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка

Описанную симптоматику у детей до 3-х лет не всегда учитывают. Но стоит ребенку пойти в садик, затем в школу, сразу наблюдаются отличия в поведении. В каждой возрастной группе присутствуют свои особенности нервных нарушений.

СДВГ у детей

Возраст Особенности
Дошкольный Проявляется беспокойством, непослушанием, вспышками беспричинной злости или гнева. Ребенок не любит подчиняться правилам игры, не способен сконцентрироваться и завершить начатое.
Наблюдается чрезмерная активная моторика. Ребенок не умеет определять опасность и способен резко выбежать на дорогу или залезть на большую высоту. Своим поведением вызывает раздражение у взрослых и детей. Из-за этого отказывается общаться, игнорирует дружбу и ведет себя замкнуто, иногда и агрессивно
Начальная школа Синдром проявляется замкнутостью или, наоборот, импульсивными реакциями. Из-за неспособности влиться в трудовой процесс школьник не успевает в учебе, с усилием осваивает задания.
Одноклассники не принимают его в свою компанию, насмехаются, иногда проявляют открытую неприязнь. Это делает ребенка еще более замкнутым. На данном фоне закладываются первые «кирпичики» антисоциальных наклонностей и агрессивного поведения
Старшеклассники Если своевременно не была проведена коррекция расстройства, СДВГ в подростковом возрасте характеризуется еще большей агрессивностью, отказом подчиняться законам и общепринятым моделям поведения.
Больные данной возрастной группы часто становятся зависимыми от наркотиков, алкоголя, никотина. Им свойственны противоправные действия, связанные с опасностью для окружающих и себя лично

Отсутствие внимания

Диагностировать синдром желательно в раннем возрасте, чтобы успеть сгладить проблему. Когда ребенок достигнет подросткового периода, что-то изменить будет сложно, придется «пожинать плоды упущенных возможностей».

СДВГ у взрослого человека

У взрослых гиперактивность не может развиться на ровном месте. Если она проявилась, значит, в детстве уже наблюдались признаки, но на них либо не обратили внимания, либо не правильно истолковали. Детская болезнь у половины страдающих СДВГ сохраняется до зрелости и проявляется такими симптомами:

  • возникают сложности с выполнением поставленных задач;
  • управляющие функции нарушены;
  • наблюдаются трудности с концентрацией внимания;
  • человек тяжело входит в контакт и не способен поддерживать отношения;
  • ему присущи перепады настроения и нетерпеливость.

СДВГ у взрослых

Если детям свойственна гиперактивность двигательная, то сдвг у взрослых выражен суетливостью и беспокойством. Они не способны получить образование, освоить большинство трудовых навыков. Поэтому больные попадают в группу риска по безработице. Среди них много нарушителей правопорядка, участников ДТП, наркоманов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector