Самоповреждение

Диагностика и лечение

Диагностировать данное расстройство влечения является довольно сложной задачей, известен случай, когда определить патомимию не удавалось на протяжении 18 лет. Установить достоверный диагноз можно с помощью следующих методов:

  • гистологическое исследование;
  • ультразвуковое сканирование кожных покровов.

Психологическая беседа с пациентом является основным подходом для исследования природы повреждений кожи. Зачастую люди не осознают истинную причину патологии кожных покровов, не помнят, как они наносят себе повреждения, их сознание на момент совершения таких манипуляций как бы отключается. Иногда, для того чтобы пациент осознал свою причастность к дерматозу, необходимо прибегнуть к психоанализу. Бывают случаи, когда лица приходят с жалобами, не понимая, почему их направили к психологу, вместо того, чтобы лечить «реально существующую болезнь». Психологическая беседа направлена на тактичный, пошаговый опрос человека для установления истинных причин поражений кожи.

Констатировать отсутствие или наличие заболевания можно с помощью гистологического исследования. Изучение образца кожи помогает установить истинную причину дерматологических поражений. Благодаря ультразвуковой диагностике кожных покровов можно определить этиологию дерматологических поражений.

В качестве лечения патомимии показана комплексная терапия, включающая психотерапевтический, физиотерапевтический и медикаментозный подходы. Физиотерапия психогенных дерматитов включает в себя следующие лечебные методы:

  • электрофорез;
  • парафинотерапия;
  • ультразвуковое воздействие;
  • лазеротерапия;
  • ультрафиолетовое лечение.

Лечение поражённых участков кожи обеспечивается с помощью различных лечебных мазей, гелей, обладающих противовоспалительным и восстанавливающим действием. Для уменьшения навязчивого желания наносить самоповреждения используются нейролептики, психотропные препараты и антидепрессанты.

Если нанесения самоповреждений не являются симптомами тяжёлых психических расстройств, в таком случае довольно действенной является когнитивно-поведенческая психотерапия. Перед специалистом стоит непростая задача выяснить причины возникновения самоповреждающего поведения и объяснить клиенту, как искоренить желание проявлять аутоагрессию.

Терапией кожных самоповреждений занимаются дерматологи, психиатры, косметологи, психотерапевты. Пациентам с тяжёлыми навязчивыми и бредовыми состояниями показано лечение в психоневрологическом стационаре, для избегания чрезмерного самоповреждения. Прогноз к лечению патомимии зачастую благоприятный, однако, существуют определённые трудности в коррекции деструкции кожных покровов при шизофрении с дерматозойным бредом. В целом, состояние больных начинает улучшаться уже после 6 месяцев комплексной терапии в условиях психоневрологического стационара.

Особенности предупреждения: работа с подростками

Традиционно именно юноши и девушки – это едва ли не самый сложный контингент для психологов, психотерапевтов, психиатров. В настоящее время разработаны некоторые меры профилактики аутоагрессивного поведения несовершеннолетних, применяемые, если у пациента установлены присущие ему суицидальные мысли. Проведение бесед оправдано и в случае, если склонность к подобным размышлениям предполагается. Все должно начинаться с выслушивания. Многие пациенты испуганы своими стремлениями и желаниями, они хотят рассказать о них, но не имеют возможности свободно говорить.

Психолог – человек, способный обеспечить им комфортную обстановку

Важно общаться с подростком корректно, не перебивая и не оспаривая его заявления, спрашивая, но не начиная монолог. Еще один аспект терапии – объяснение того, что страдания не могут быть исключительными

Сам человек считает свою беду глобальной и не повторяющейся у других, что порождает дополнительную подавленность. Кроме того, нехватка опыта не позволяет найти решение. Задача специалиста состоит в том, чтобы помочь в этом раньше, чем агрессия будет направлена на себя и приведет к фатальным последствиям.

Один из эффективных методов предупреждения аутоагрессии – эстетический

Для молодого человека важно хорошо выглядеть при жизни и после смерти. Точное, детальное описание трупа многих категорически отталкивает, тем самым предотвращая непоправимый шаг

Еще один аспект – связь с ближними, о которой многие забывают. При этом задача психолога заключается в том, чтобы вычленить из круга общения именно того человека, кому особенно важна жизнь стоящего на краю подростка.

Будучи внимательным слушателем, специалист может эффективно предупреждать случаи направленной на себя агрессии, оказывая посильную помощь нуждающимся в ней людям.

Военные структуры

Исключительно актуальна тема профилактики аутоагрессивного поведения в воинских учреждениях и военных частях. Для выявления особенностей этого вопроса проводилось несколько исследований. Установлено: у тех, кого изучали в стационарных условиях, часто выявлялись личностные расстройства, приблизительно у каждого четвертого. У каждого третьего был определен невроз или адаптивные расстройства, практически у половины склонных к аутоагрессивному поведению установили органические нарушения психики.

Среди завершенных суицидальных случаев психологическая аутопсия позволила выявить пограничные патологии в 35 % случаев. Приблизительно каждому пятому при жизни был свойственен хронический алкоголизм, психопатия наблюдалась у 8,5 %. У каждого третьего успешно завершившего суицид военного, как показывают статистические исследования, до этого не фиксировались психические отклонения.

Что это такое

Волевые расстройства – это группа нарушений, при которых человек осознает мотив и цель действия, но не может приложить необходимых усилий, что их реализовать. У больного отсутствуют желания к любой деятельности, вплоть до того, что человек не может помочиться в туалете, делая это «под себя».

Волевые расстройства бывают количественными и качественными (парабулии). Рассмотрим количественные волевые нарушения:

  1. Гипобулия – это снижение воли, однако минимальная волевая активность сохраняется. Через усилия человек заставляет себя приготовить обед, сходить в душ или встать с кровами.
  2. Абулия – это полное отсутствие волевой активности больного. Больной не может заставить себя сделать минимальное усилие.

Не всегда, говоря о нарушении воли, имеется в виду ее снижение. Существует противоположное расстройство – гипербулия. Это чрезмерное и интенсивное увлечение деятельностью, повышение мотивации и желание как можно быстрее достичь цели.

Абулия, гипобулия и гипербулия – не отдельные заболевания. Они всегда рассматриваются в структуре синдрома или как симптом в структуре психического расстройства.

Воля тесно сопрягается с эмоциями. Они придают деятельности субъективную оценку: «нравится–не нравится», «интересно–не интересно». Эмоции вызывают у человека побуждение, желание и влечение, которые достигаются волевыми усилиями: «хочу–не хочу», «сделаю–не сделаю». Схема взаимодействия эмоций и воли на примере:

«Человек спит. Ночью на улице через открытое окно слышны крики пьяниц под подъездом. Возникает эмоция отвращения, раздражительности и злости. Чтобы устранить неприятные эмоции и выспаться у человека возникает нужда и желание – понятия воли: он поднимается с кровати и закрывает окно». Человек совершил волевой акт. Больной с абулией не смог бы подняться с кровати и закрыть окно.

Диагностика

Пограничное расстройство личности диагностируется при наличии минимум 5 признаков из следующих:

  • стремление прилагать чрезмерные усилия, чтобы избежать реального или вымышленного одиночества (демонстративные суицидальные попытки не учитываются);
  • склонность включаться в нестабильные и напряженные взаимоотношения, сопровождающиеся крайностями идеализации и обесценивания;
  • стабильная и заметная неустойчивость образа «Я» или самоощущения;
  • импульсивность, которая как минимум в двух сферах причиняет вред личности (химические зависимости, опасная езда, переедание, трата денег, сексуальная распущенность);
  • повторяющееся самоповреждающее поведение, суицидальные попытки, намеки и угрозы;
  • эмоциональные качели, вспышки аффектов;
  • устойчивое чувство опустошенности;
  • агрессивность и частые вспышки гнева или повторяющиеся ситуации, требующие сдерживания гнева;
  • периодически возникающие на фоне стресса параноидные идеи или диссоциативные симптомы.

Психоаналитическая терапия

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы происходит различными методами. Один из них – психоаналитическая терапия. Проводить подобную терапию можно как индивидуально, так и в группе. Если малыш занимается в одиночестве, психотерапевт в форме игры говорит с ребенком о чувствах. Он просит изобразить по очереди злость, радость, любовь и т. д. Делается это для того, чтобы малыш научился различать свои чувства и понимать, в какой момент и что именно он должен чувствовать

Также индивидуальные консультации помогают ребенку понять свою значимость и важность, и что в большинстве случаев очень нужно – ощутить себя любимым и желанным гостем в кабинете врача

На групповой терапии у специалиста нет времени играть с каждым ребенком. Поэтому процедура восстановления эмоционально-волевой сферы идет через рисунок. Дети выплескивают свои эмоции, а затем рассказывают, по какой причине они чувствуют гнев, радость и т. д. Рассказывая сами и слушая других, ребята начинают осознавать, в каких случаях что нужно чувствовать и как следует правильно выражать свои эмоции.

Психологические причины самоповреждений: пусковые механизмы

В патогенезе патомимии, как правило, лежат механизмы аутоагрессии. Аутоагрессия – способ пережить тяжелые душевные переживания для индивида, справляться с болью и сильными эмоциями.

У каждого свои причины: потеря близкого человека, токсичные отношения, непринятие в семье или социуме и так далее.

Самоповреждение также может быть признаком различных патологий психики: депрессивного состояния, посттравматического синдрома, истерического расстройства личности, обессивно-компульсивного расстройства, органического поражения мозга, алкоголизма, наркозависимости, эмоциональной неустойчивости, аутизма, олигофрении, шизофрении.

Ученые выделяют три главных составляющих формирования патомимими:

1. фрустрация: сдерживание своих эмоций и агрессии;

2. психотравмирующая ситуация: накопление агрессии из-за внешних объектов;

3. внутренняя потребность в разрешении конфликта

Также самоувечье может быть призывом близких обратить на себя внимание, что часто встречается в подростковом периоде. Как помочь близким людям с депрессией: 5 важных правил

В чем причина?

Есть 2 теории, связанные с физиологией, которые объясняют, почему такое поведение может повторяться:

1. Серотониновая теория: некоторые люди хуже могут справляться со стрессом, поскольку у них в головном мозге недостаточно серотонина. У таких людей боль улучшает самочувствие, поскольку она вызывает подъем серотонина.

2. Опиатная теория: во время ранений или ушибов действует противоболевая система мозга. Вырабатываются опиаты, они являются основным природным обезболивающим. Благодаря им боль немного притупляется, а еще эти вещества могут вызывать эйфорию. Люди, причиняющие себе физический вред регулярно, могут подсесть на эти эффекты.

Но кроме внутренних есть еще и внешние причины самоповреждений. За фасадом данного поведения часто стоят попытки совладать с эмоциональным дискомфортом. На самом деле совершенно любые стрессовые ситуации могут стать мотивом истязать свое тело. Такими причинами могут быть:

  • внутрисемейные проблемы (развод, жестокое обращение, пренебрежение, излишняя строгость родителей, частые ссоры, тирания мужа или жены и т. д.);
  • пережитое сексуальное насилие;
  • ощущение собственного бессилия, сильнейшей обиды (под влиянием проблем, которые нельзя решить прямо сейчас и которые не зависят от тебя. В таких случаях человек ощущает иллюзию утраченного контроля над ситуацией и ложно считает самоповреждение решением).

Узнав, что кто-то из ваших близких самоповреждает себя

Если кто-то говорит вам напрямую или вы подозреваете, что кто-то из ваших близких травмирует себя намеренно – может быть трудно сразу понять, как лучше подойти к решению этой ситуации.Сначала вы можете испытать шок, злость, беспомощность и любые другие сложные чувства.

  • Старайтесь не паниковать и не реагировать слишком остро. От вашей реакции может зависеть, насколько ваш друг или член семьи сможет потом вам доверять информацию о своем самоповреждении.
  •  Помните, что самоповреждение обычно является чьим-то способом справиться с очень сложными чувствами и переживаниями, и что в большинстве случаев это отличается от суицидальных чувств.

4 Лечение

Лечение аутоагрессии направлено на выявление причины патологического поведения. Если селфхарм связан с депрессией или повышенной тревожностью, то эффективна лекарственная терапия в виде седативных средств и антидепрессантов. Для борьбы с деструктивным поведением у детей и подростков требуется системный подход – помощь психолога в виде личностной терапии и решение семейных проблем. Обучение детей навыкам критического мышления также способствует уменьшению вредного влияния сверстников.

Если аутоагрессия у взрослого связана с психологической травмой, корни которой уходят в детство, то есть несколько способов борьбы с ней:

1. Диалектическая поведенческая терапия. Методика признана «золотым стандартом» при лечении пограничных расстройств личности. Терапия проводится поэтапно – сначала анализируется посттравматическое стрессовое расстройство, которое привело к тяжелому эмоциональному состоянию. Затем формируются навыки контроля своих негативных эмоций, релаксирования в стрессовых ситуациях, концентрации внимания и поиск удовлетворенности жизнью с акцентом на положительных переменах.

2. Когнитивно-поведенческая терапия направлена на выявление дисфункциональных эмоций, поведения и мыслей, через проигрывание жизненных ситуаций, стимулирующих проявление аутоагрессии, от менее значимых к более значимым. После анализа производится замена деструктивного поведения на более позитивные способы борьбы с жизненными трудностями.

3. Ментализация. Метод подразумевает фокусирование внимания пациента на психических состояниях людей, находящихся в аналогичной ситуации, и последующем анализе причин и деструктивного поведения. Ментализация проводится при индивидуальном контакте с психологом или путем групповой терапии.

4. Сублимация. Способ применяется при неглубоких нарушениях психики

В тот момент, когда у аутоагрессора возникает желание причинить себе вред, ему предлагается волевым усилием переключить свое внимание на рисование, письмо или реализовать свои эмоции более радикальным способом, но направленным не внутрь, а кнаружи – разорвать рисунок или текст, отображающий болезненные чувства, нанести удары по подушке, заняться физическими упражнениями и таким образом снять психологический стресс. На первом этапе перехода к сублимированию можно вместо травмирования собственного тела рисовать маркером на коже, тереть ее кубиками льда, щелкать резинкой или производить другие имитирующие действия.

Анализ причин самовредительства помогает погасить импульсы, подталкивающие к нему, и при самостоятельной борьбе с этим явлением. Высокую эффективность показывает групповая терапия, когда люди обсуждают свое состояние с другими, имеющими аналогичные проблемы.

Симптомы

Главным симптомом патомимии является нанесение себе дерматологических увечий. Специалисты могут отметить различные повреждения кожи у человека, который страдает данным расстройством. Таким образом, признаками патомимии являются:

  1. Постоянное появление новых повреждений кожи, которые бессмысленно лечить.
  2. Беспричинное появление дерматологических повреждений.
  3. Однотипность повреждений.
  4. Наличие зуда и боли в местах кожных повреждений.
  5. Правильно расположенные раны на коже. Другими словами, специалисты могут отметить неестественное появление ран, хотя больной может уверять, что не сам их себе нанес.
  6. Расположение увечий доступно самому человеку.
  7. Резкое отрицательное реагирование человека на предоставление медицинской помощи в устранении повреждений.

Аутоагрессия у подростков

Аутоагрессия у подростков отличается от детской более высокой осознанностью, в этом возрасте они начинают скрывать свои повреждения, отодвигать акт нанесения себе увечий на некоторое время, оправдывать для себя собственное поведение.

У подростков очень широкий спектр факторов, которые могут повлиять на формирование аутоагрессивного и самоповреждающего поведения:

Перенос агрессии с внешних объектов на себя. Общество не позволяет подростку выплескивать свои негативные эмоции, ему не разрешается кричать на кого-то, оскорблять и бить. Чтобы не терять свои позиции в социуме, но находить выход для своих эмоций, подросток делает себя объектом агрессии.
Постоянно повышенное психическое напряжение. Пытаясь отвлечься от тяготеющих его переживаний, подросток, например, режет себе руки или делает очередной прокол каких-либо частей тела.
Непринятие своего тела часто приводит к нанесению себе вреда особыми способами: отказом от пищи, изнуряющими тренировками, попытками украсить себя пирсингом или татуировкой.
Недостаточно тесные взаимосвязи со значимыми людьми. Часто самоповреждения возникают у подростков, воспитывающихся в авторитарных и либеральных семьях. В первом случае в связи с постоянными упреками, не всегда обоснованными повышениями голоса и вездесущим контролем ребенок не чувствует, что его любят

Во втором – родители не демонстрируют практически никакой заинтересованности жизнью подростка, поэтому он, пытаясь заслужить их любовь, привлекает их внимание с помощью самоповреждений.

Чувство вины, постоянно вменяемое взрослыми. Стараясь от него избавиться, подросток начинает наказывать сам себя, в том числе самообвинениями, самоунижениями и самоповреждениями.
Демонстративное поведение

Человек пытается привлечь внимание взрослых и близких людей к себе, своему состоянию и переживаниям, находясь в поиске сочувствия и понимания.

Подросток, с одной стороны, отлично понимает, что самоповреждения – это отрицательное явление. С другой – он не полностью осознает, что некоторый вред, который он себе наносит, может привести к реально серьезным последствиям, в том числе – к летальному исходу. Поэтому подростки – это та группа людей, с которой обязательно проведение психологической работы сразу после того, как была выявлена первая попытка самоповреждения, а также постоянный мониторинг состояния со стороны родителей, педагогов и психолога.

Разбери свое самоповреждение более подробно

Отказ от самоповреждения может оказаться сложным решением и занять определенное количество времени. Чем лучше ты будешь понимать причины своего самоповреждения, тем быстрее и эффективней ты будешь с ним справляться.

Следующие вопросы помогут тебе начать понимать причины своего самоповреждения:

  • Что ты чувствуешь до и после того, как сделал себе больно?
  • Какова была причина твоего первого самоповреждения?
  • Что самоповреждение дает тебе сейчас?
  • В каких ситуациях тебе больше всего хочется сделать себе больно?
  • Чего ты боишься, представляя себе жизнь без самоповреждения?
  • Что еще может оказаться полезным для понимания твоего самоповреждения?

“Я считаю, что лучший способ остановить самоповреждение — сосредоточиться на основных проблемах, которые заставляют тебя это делать. Если ты будешь работать над этими проблемами, тогда самоповреждение естественным образом прекратится.”

Диагностика

Внешний осмотр пациента позволяет обнаружить признаки аутоагрессии. Самоповреждающее поведение диагностируется по следам порезов в области предплечий и бедер, ушибам кистей, головы. Дальнейшее обследование проводится следующими методами:

  • Клиническая беседа. Пациенты не всегда готовы сообщать о склонности к нанесению повреждений самому себе. Иногда необходимую первичную информацию врач-психиатр получает от родителей и других членов семьи. Он определяет наличие/отсутствие психического расстройства, причины самоповреждений.
  • Психодиагностические опросники. Специальные тесты выявляют выраженность черт личности, способствующих формированию и проявлению аутоагрессии. В диагностике может использоваться Шкала причин самоповреждающего поведения Н. А. Польской, Опросник копинг-стратегии Ч. Кавера. В результатах отмечается повышение по шкалам социальной изоляции, импульсивности, депрессии.

Дифференциальная диагностика

Самоповреждающее поведение следует дифференцировать с попытками суицида, аутоагрессией на фоне императивных галлюцинаций или сексуальных девиаций. Отличительные характеристики самоповреждений при организации истинных самоубийств – направленность на летальный исход, наличие увечий, которые с большой вероятностью ведут к смерти

При демонстративных попытках суицида больной не скрывает процесс нанесения вреда, стремится привлечь внимание окружающих

Когда самоповреждения совершаются под воздействием императивного бреда и галлюцинаций, пациент не умалчивает об их происхождении. Имеются и другие признаки, указывающие на психотическое расстройство. Если увечья были нанесены для достижения сексуального удовлетворения, они не могут быть отнесены к самоповреждающему поведению, потому что имеют другую причину и цель.

Вопросы и ответы

Всегда ли нанесение себе вреда является психическим отклонением?

Человек с нормальной психикой никогда не будет осознанно или несознательно наносить себе травмы и увечья. Самоповреждение всегда указывает на ту или иную степень расстройства. Но диагностика причины требует обращения к психиатру.

Как заподозрить патомимию?

Особые признаки этого заболевания не всегда видны даже опытным специалистам. Самостоятельно поставить диагноз очень трудно, поскольку сам больной почти всегда отрицает свое участие. Если дерматологическое заболевание плохо поддается лечению и наблюдаются у человека странности поведения, то в этом случае рекомендуется проконсультировать его у психиатра.

Может ли патомимия пройти самостоятельно?

В очень редких случаях аутоагрессия может прекратиться в результате изменения условий жизни у ребенка или взрослого при неврозе или легкой форме депрессии. Но она может возвращаться в виде рецидива при воздействии психотравмирующей ситуации. Если же проявления аутоагрессии сопровождают тяжелые расстройства, например, шифрению, то улучшение наступает только после переведения пациента в состояние устойчивой ремиссии по основному заболеванию. А это возможно только при правильно подобранной медикаментозной терапии.

Нюансы предотвращения

Для предупреждения суицидальных попыток среди военнослужащих разумно выделять отдельные случаи, связанные с тяжелыми переживаниями по поводу несовершенства жизни, отношениями. Отдельно следует выделять деструктивное поведение, основанное на бытовых и семейных проблемах. Регламент, подчиняющий себе военнослужащих, приводит к потере ими адаптации в относительно легкой форме на фоне акцентуации характера и органических расстройств. Завершенные суициды, как показывает статистика, чаще связаны не с внешними, а с внутренними конфликтами: эротическими, семейными, экзистенциальными.

Причины

Волевые нарушения возникают из-за психических и неврологических расстройств.

  1. шизофрения;
  2. биполярно-аффективное расстройство;
  3. депрессия и гипоманиакальное состояние;
  4. болезнь Паркинсона, Пика, Хантингтона;
  5. деменция;
  6. недавно перенесенный инсульт;
  7. менингит, энцефалит, менингоэнцефалит;
  8. черепно-мозговая травма;
  9. врожденная умственная отсталость;
  10. кататонический синдром;
  11. дисциркуляторная энцефалопатия с нарушением кровообращения лобных долей головного мозга.

Не всегда эти заболевания проявляются гипо- или абулией. Однако при шизофрении нарушение воли – обязательный симптом. При шизофрении возникают негативные эмоционально-волевые расстройства, например, апатоабулический синдром.

Признаки и диагностика

Самопораженческое расстройство не включено в современную международную классификацию болезней и не имеет своего списка диагностических критериев, чаще его рассматривают как элемент других расстройств. Однако на практике встречаются и самостоятельные случаи. Чаще это женщины, для которых характерно:

  • выбирать на фоне более успешных альтернатив людей и ситуации, заведомо обреченные на неудачу или грозящие плохим обращением;
  • отвергать или сводить на нет помощь со стороны;
  • на успехи и радостные события реагировать чувством вины, поступками, влекущими боль;
  • провоцировать людей на агрессию или отвержение, а потом чувствовать себя обиженной, униженной, побежденной;
  • отвергать факт получения удовольствия, запрещать себе радоваться жизни;
  • быстро сдаваться в борьбе за что-то для себя, сворачивать горы ради других;
  • игнорировать тех, кто хорошо к ней относится, вступать в отношения, где будет страдать;
  • влюбляться в вымышленного героя, звезду телеэкрана или просто придумывать несуществующий идеал.

Гиперответственность, самокритика и самообвинение – еще одни характерные особенности поведения мазохиста. Добиваясь чего-либо, «разобьются в лепешку», особенно если речь идет о чьем-то расположении, любви. А вот в работе, особенно творческой, будут до последнего оттягивать сдачу проекта. После сдачи постараются скорее забыть, ведь он в их представлении по определению ужасен и никому не может понравиться.

Причины и последствия

Профилактика аутоагрессивного поведения подростков включает анализ и выявление всех факторов, способных спровоцировать человека на такие действия. В немалом проценте случаев удается установить наличие психопатического нарушения, в силу которого возникает настойчивое стремление лишить себя жизни. При этом нет влияющих на персону внешних агрессивных факторов.

Суицидальное поведение обычно предполагает осознанное побуждение к смерти. Человек ведет себя намеренно, он способен осмысливать свои действия. Если причина попыток лишить себя жизни связана с психопатологией, то высока вероятность неправильного осознания пациентом совершаемого. В частности, если шизофрения сопровождается психическим автоматизмом, то поступки, способные стать причиной смерти человека, возможны из-за не поддающейся контролю силы, вынуждающей человека поступать подобным образом.

Исходя из особенностей случая, необходимо определить, к какому суицидальному поведению человек склонен: аномическому, альтруистическому или эгоистическому. В первом случае причина – это переживаемый жизненный кризис, какая-то трагедия, во втором мотивацией выступает представление о некоторых благах, получаемых окружающими от смерти человека. Третий вариант провоцируется конфликтной ситуацией, при которой человек не может принять требования общества, поведенческие нормы, соблюдать которые вынуждает социум.

Разновидности аутоагрессии у подростков

Психологи и неврологи выделяют три вида аутоагрессии у подростков:

  1. Вербальная. Проявляется в том, что ребенок подросткового возраста обвиняет и унижает сам себя, даже если причастен к неприятным ситуациям лишь косвенно. Это приводит к понижению самооценки, ухудшению качества общения со взрослыми и сверстниками, трудностям при решении конфликтных ситуаций.
  2. Невербальная или физическая. Сюда относятся все действия, явно наносящие ребенку физический вред: порезы, удары, ушибы, вырывание волос и бровей, обгрызание ногтей до крови, проколы кожи иглой, оставление глубоких царапин на разных частях тела.
  3. Скрытая аутоагрессия. Наиболее часто встречается в этом возрасте. Проявляется действиями, которые, на первый взгляд, не кажутся агрессивными, но являются таковыми по своей сути. Это пирсинг различных частей лица и тела, татуировки, экстремальные увлечения и виды спорта. Также к скрытому самоповреждающему поведению можно отнести вредные привычки: сигареты и алкоголь, а у девушек – диеты на грани полного голодания.

Аутоагрессия – это всегда внутриличностный конфликт, но в случае с детьми этого возраста заметить его иногда очень трудно. Бывает такое, что родители не замечают в поведении подростка ничего странного, а он в это время наказывает себя способами, которые доставляют неудобство только ему. Например, он любит пить чай с сахаром, но за какую-то провинность перед собой решает от него отказаться, сославшись взрослым на желание употреблять при этом меньше сладкого. Если при этом он на самом деле злится на себя, ощущает внутриличностный конфликт, чувствует дискомфорт и вину, то это тоже может быть приступом аутоагрессивного поведения.

Лечение

Полное выздоровление достижимо после устранения внутренней причины, спровоцировавшей эмоциональную боль или ощущение опустошения, которые привели к аутоагрессивным действиям. Для этого психотерапевту необходимо определить внутреннюю причину в ходе беседы с пациентом. Далее подбирается индивидуальная для пациента психотерапия, целью которой является устранение причины самоповреждающих поступков.

Зачастую используются психодинамическая терапия, когнитивно-поведенческая психотерапия, диалектическая поведенческая терапия, терапевтические техники, базирующиеся на развитии внутренней осознанности.

До тех пор, пока внутренняя причина самоповреждающего поведения не будет устранена,  пациенту предлагается постепенно заменять самоповреждающие действия на другие, менее опасные.

Для предотвращения ран на коже, человеку рекомендуется одеть на запястье резинку и, когда захочется причинить себе вред, оттягивая её, отпускать.

Также пациент в качестве профилактики самоповреждающего поведения при возникновении желания причинить себе вред может заняться другими делами, например: уборкой, прогулкой, физическими упражнениями, танцами, записыванием на бумагу своих мыслей, музицированием, видеоиграми и т. д.

Самоповреждающее поведение у подростков устраняется с помощью разрывания бумаги, криков, ударов по боксёрской груше и т. п.

При появлении чувства опустошённости, а также оторванности от действительности рекомендован холодный душ, вдыхание ароматных сильных запахов, острая пища.

Предметы, которыми наносились человеком себе повреждения, целесообразно убрать, чтобы они не провоцировали на такие поступки.

Для уменьшения депрессивных настроев в ходе терапии успешно зарекомендовали себя седативные препараты, антидепрессанты.

Если аутоагрессивное поведение возникло на фоне шизофрении, то назначаются медикаменты при лечении данного заболевания.

Для того чтобы лечение самоповреждающего поведения было эффективно, очень важно со стороны близких и друзей оказывать эмоциональную поддержку человеку. Обсуждение чувств, дружелюбные и доверительные семейные отношения имеют громадное значение в решении данного вопроса

Осложнения

Самоповреждения, повторяющиеся вновь и вновь, закрепляются в виде поведенческой схемы. Ее основой является использование аутоагрессии вместо поиска конструктивных решений сложных жизненных ситуаций и способов совладания с отрицательными эмоциями. Человек становится зависимым от самоповреждений, вынужден отказываться от близких отношений, стремится уединиться.

На физическом уровне осложнением являются увечья различной степени тяжести. Часто на коже остаются шрамы и другие следы, не позволяющие носить открытую одежду. Раны инфицируются, развивается воспаление, нагноение. Иногда самоповреждения приводят к непреднамеренной смерти (гибель происходит в результате травм, тяжесть которых была неверно оценена больным).

Причины самоповреждающего поведения подростков

К сожалению, в этом возрасте ребёнок может периодически оказываться в нестабильном эмоциональном состоянии, может начинать причинять себе вред. Подобное поведение требует от родителя максимального включения и эмпатии (т.е. понимания того, что чувствует другой человек). Как определить, есть ли у Вашего ребёнка признаки самоповреждающего поведения и что Вы можете сделать?

Признаки самоповреждающего поведения:

1. Вы находите на теле ребёнка порезы, синяки, ожоги непонятного происхождения, также могут быть обнаружены области без волос на коже головы

Обратите внимание на повреждения на таких частях тела, где сложно пораниться случайно – запястья, бедра, живот. Обратите внимание, что искать нужно не только порезы – ожоги, синяки, области без волос на голове (или исчезновение ресниц на глазах) – такие же признаки самоповреждения

2. Подросток постоянно скрывает руки и ноги под одеждой (даже в жару) или украшениями (например, браслетами). Часто под ними прячутся шрамы.

3. Ребенок начинает много времени проводить в одиночестве в ванной или у себя в комнате, при этом отчаянно старается не пустить туда родителя и очень злится, если тот продолжает настаивать.

4. Ребенок начинает проводить онлайн еще больше времени, чем обычно (подчеркну слово «ещё» – очевидно, что большинство подростков в принципе много времени проводит за монитором или со смартфоном). В Интернете есть сообщества «по интересам», среди них – те, в которых объединяются такие подростки, которые склонны к причинению себе вреда

Там они получают ощущение поддержки и принадлежности к группе, данное чувство очень важно для подростков

5

Обратите внимание на одежду, постельное белье ребёнка и его полотенца – иногда можно заметить пятна крови. Также может привлечь внимание внезапное желание подростка стирать всю свою одежду и белье исключительно самостоятельно

6. Ребенок отказывается принимать участие в различных видах спортивных активностей. Поскольку на теле есть следы и шрамы, дети с самоповреждениями стараются всеми возможными способами избегать школьных занятий физкультурой или плаванием. И им совсем не хочется прилюдно переодеваться.

7. Из дома начинают исчезать предметы, которыми можно причинить себе вред или же устранить последствия самоповреждения: бритвенные лезвия, ножи, пластыри и бинты. Какие-то их этих предметов могут найтись в школьном рюкзаке или в комнате ребенка.

8. У ребенка часто наблюдается плохое настроение, склонность к слезам, нежелание делать что-либо, отказ от еды, или, напротив, переедание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.