Психические расстройства у детей. семья. учеба. социум. частые вопросы

Разновидности психотических отклонений среди детей

Заболевания детской психики делят по некоторым признакам. В зависимости от возраста выделяют:

  • ранний психоз;
  • поздний психоз.

К первому типу относятся пациенты с психическими расстройствами грудного (до года), дошкольного (от 2 до 6 лет) и раннего школьного возраста (от 6-8). Ко второму типу относятся пациенты предподросткового (8-11) и подросткового возраста (12-15).

В зависимости от причины развития заболевания психозы могут быть:

  • экзогенными – расстройства, вызванные воздействием внешних факторов;
  • эндогенными – нарушения, спровоцированные внутренними особенностями организма.

В зависимости от типа течения психозы могут быть:

  • реактивными, которые возникли вследствие продолжительных психотравм;
  • острыми – возникшие моментально и неожиданно.

Разновидностью психотического отклонения является аффективное расстройство. В зависимости от характера течения и симптоматики расстройства аффекта бывают:

  • депрессивные;
  • маниакальные;
  • шизоаффективные;
  • органические.

Психозы у детей

У детей психозы протекают тяжело. Для заболевания характерно нарушение способностей  различать реальность и фантазию, а также возможность адекватно оценивать происходящее. Любой тип нарушения душевного состояния существенно вредит жизни малыша. Заболевание создает проблемы в мышлении, в контролировании побуждений, проявлении эмоций, а также портит отношения с другими людьми.

Психоз у детей принимает разные формы. Распространены галлюцинации, когда ребенок слышит, видит, осязает, обоняет и ощущает на вкус то, чего не существует. Малыш придумывает слова, смеется без причины, сильно раздражается по любому поводу, а также беспричинно.

Пример психоза у детей: после прочтения сказки «Золушка» ребенок воспринимает себя главной героиней и верит, что злая мачеха находится рядом в комнате. Такое восприятие малышом относят к галлюцинациям.

Нарушение душевного состояния у детей возникает из-за кратковременных, а также длительных физических состояний, длительного использования лекарств, нарушенного гормонального равновесия, высокой температуры, менингита.

Психоз у ребенка 2-3 лет во многих случаях заканчивается, когда разрешаются его проблемы или немного притупляются. В редких случаях полное выздоровление наступает после вылечивания основного заболевания.

Заболевание у ребенка 2-3 лет диагностируется после неоднократного осмотра в течение нескольких недель. В диагностике принимают участие детский психиатр, невропатолог, отоларинголог, логопед.

Диагностические процедуры заключаются в тщательном физическом и психологическом обследовании, лонгитюдном наблюдении за поведением малыша, тестировании умственных способностей, а также проверки слуха и речи. Заболевание у детей лечится специалистами только после тщательного обследования.

Психоз после наркоза

Психоз после операции возникает сразу непосредственно или спустя две недели. Такие нарушения отмечаются после нейрохирургических операций на головном мозге. Для послеоперационного нарушения душевного состояния характерно спутанное сознание или оглушение сознания, аффективно-бредовое расстройство, психомоторное возбуждение. Причиной выступает влияние наркоза. Выход из наркоза сопровождается онирическими эпизодами с аутоскопическими галлюцинациями или фантастическими комбинированными галлюцинациями, а также отмечается эмоциональным состоянием, которое близко к экстатическому.

Психоз после наркоза близок в воспоминаниях больного к полетам в направлении манящего источника ослепительного света, представляющимся раем в ярких тонах. У пожилых людей вероятность послеоперационного нарушения душевного состояния намного выше.

Психоз после инсульта

Психические нарушения зачастую появляются сразу в первую неделю после инсульта. Причиной психоза после инсульта выступает отек мозговой ткани. Своевременная правильная коррекция состояния улучшает самочувствие пациента. Такие нарушения при лечении проходят за несколько дней.

Диагностика психоза

Диагностическое обследование включает изучение особенностей клинической картины, а также характерной динамики расстройства психики. Большинство симптомов заболевания возникают в облегченной форме, еще до возникновения болезни и выступают ее предвестниками.

Первые признаки очень затруднительно распознать

Самые первые симптомы, на которые следует обратить внимание это перемены в характере (беспокойство, раздражительность, сердитость, нервозность, расстройство сна, гиперчувствительность, потеря интересов, отсутствие аппетита, необычный и странный вид, безинициативность)

Как определить?

Чтобы родители могли самостоятельно определить симптомы психических нарушений и вовремя помочь своему ребенку, специалисты в области психиатрии обнародовали несложный тест, состоящий из 11 вопросов. Тест поможет легко распознать настораживающие признаки, свойственные широкому кругу психических расстройств. Таким образом, возможно качественно сократить количество страдающих детей, присоединив их к числу ребят, которые уже проходят лечение.

Тест «11 признаков»

  1. Вы замечали у ребенка состояние глубокой меланхолии, замкнутости, которое длится более 2-3 недель?
  2. Проявлял ли ребенок бесконтрольное, жестокое поведение, опасное для окружающих?
  3. Наблюдались ли стремление навредить людям, участие в драках, возможно даже с применением оружия?
  4. Ребенок, подросток совершал попытки повредить свое тело или самоубийства либо высказывал намерения сделать это?
  5. Возможно, были приступы внезапного беспричинного всепоглощающего страха, паники, при этом учащалось сердцебиение и дыхание?
  6. Отказывался ли ребенок от еды? Возможно, вы находили в его вещах слабительные средства?
  7. Характерны ли ребенку хронические состояния тревожности и страха, тормозящие нормальную активность?
  8. Ребенок не может сконцентрироваться, неусидчив, характеризуется школьной неуспеваемостью?
  9. Вы замечали, что ребенок неоднократно употреблял алкогольные и наркотические вещества?
  10. Настроение ребенка часто меняется, ему трудно строить и поддерживать нормальные отношения с окружающими?
  11. Личность и поведение ребенка часто менялось, перемены были резкими и необоснованными?


Если большинство симптомов регулярно проявляются в личности ребенка, родителям рекомендуется обратиться за более точной диагностикой к специалистам в области психологии и психиатрии.

Лечение

Ребенок, переживший срыв психотического характера, источником которого стала стрессовая ситуация, требует краткой либо длительной психотерапевтической помощи (индивидуальная, семейная психотерапия, модификация поведения). В сложных ситуациях возможно использование лечения с применением медикаментов, компенсирующие нарушения биохимического типа. Лечение ранних психозов, является малоэффективным. Транквилизаторы назначаются исключительно при агрессивном поведении.

Эксперт-редактор:Мочалов Павел Александрович | д. м. н. врач-терапевт

Образование: Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова, специальность – “Лечебное дело” в 1991 году, в 1993 году “Профессиональные болезни”, в 1996 году “Терапия”.

Другие врачи

Чай с мятой уменьшает вздутие и боль в животе на 40%!

Вода “живая” и “мёртвая”, или, что такое ОВП воды?

Что можете сделать вы

Вам важно выстроить грамотные отношения с больным ребёнком. В их поведении должна быть последовательность и уверенность

Следует избегать ситуаций стресса, ссор и домашних конфликтов, обстановка в семье должна быть благоприятной для выздоровления малыша. При устранении физической причины заболевания, оно постепенно проходит. Поэтому важно правильно выявить источник болезни и приложить усилия для его ликвидации.

При обнаружении отклонений в поведении ребёнка, разумно обращаться за консультацией специалиста.

Что делает врач

Для детей, подверженных психозам, требуется постоянное наблюдение доктора (психиатра, психолога, например). В ряде случаев может потребоваться терапевтическая помощь, индивидуальные или семейные сеансы у психолога, коррекция поведения ребёнка. При сложных формах заболевания доктор может назначить лекарственные препараты.

Дети с отклонениями поддаются только комплексному лечению, которое включает в себя:

  • полноценный осмотр в специализированном медицинском кабинете;
  • применение комплекса медикаментозных препаратов (обезболивающие и другие средства);
  • непрерывную работу с родителями и педагогами;
  • физиотерапию;
  • народные способы;
  • релаксацию и мануальную терапию;
  • профилактические мероприятия.

Если выявлено психическое расстройство у ребенка, не стоит полагать, что, приняв определенные препараты, малыш сразу же станет чувствовать себя лучше. Лечение детей – это долгий, ответственный и кропотливый процесс, требующий колоссальных затрат времени. Врачи утверждают, что родители, обнаружившие у своего чада какие-либо отклонения, должны срочно и как можно быстрее показать его специалисту.

Еще одна ключевая задача матери и отца – помочь ему адаптироваться в обществе и постоянно заниматься развивающими мероприятиями в домашних условиях. Только помощь родителей и компетентный психолог в сочетании с другими специалистами смогут оказать поддержку в полноценном развитии личности малыша.

Виды патологии

Психологическое расстройство не является в полном смысле психическим заболеванием.

От последнего оно отличается тем, что обычно не сопровождается соматическими заболеваниями и легче лечится.

В психиатрии выделяют ряд отклонений, характерных именно для пубертатного периода. По этиологическому фактору психические расстройства подразделяются на экзогенные и эндогенные.

В возникновении первых виноваты внешние обстоятельства: наркотики, алкоголь, травмы, серьезные заболевания. Вторые являются следствием врожденных патологий: хромосомных мутаций, генетических заболеваний.

Если близкие родственники ребенка страдают от заболеваний психики, то вероятность наследования составляет 25%.

В подростковом возрасте проявляются следующие виды психических расстройств:

  • ипохондрия;
  • дизморфомания;
  • анорексия нервная;
  • дереализация;
  • деперсонализация;
  • поведенческие расстройства: девиантное поведение, социализированное расстройство поведения;
  • невроз;
  • шизофрения.
  1. Ипохондрия выражается в убежденности, что у подростка имеется тяжелое заболевание. При этом ребенок физически ощущает симптомы болезни, пытается убедить в этом окружающих. Он настолько поглощен мнимой болезнью, что перестает общаться с друзьями, ходить в школу. Все время он посвящает «лечению».
  2. Дизморфофобия (мания) — это отклонение, выраженное в патологическом страхе быть неидеальным. Ребенок считает себя неполноценным внешне и внутренне. Он убежден в своем уродстве, которое приводит к отсутствию друзей и успехов.
  3. Анорексия относится к расстройству пищевого поведения. Обычно страдают девочки. Они в погоне за стройностью отказываются от еды, изнуряют себя диетами. При этом, даже дойдя до истощения, они убеждены, что у них есть лишний вес. Иногда анорексия сменяется булимией, когда человек начинает поглощать огромное количество пищи и не чувствует насыщения.
  4. Дереализация — состояние, при котором подросток воспринимает окружающий мир как нереальный, иллюзорный. Больной видит искаженные картины, меняются вкусовые и слуховые ощущения.
  5. Деперсонализация — расстройство психики, характеризующееся «потерей» собственного «я». Ребенок воображает себя вымышленным персонажем. Он начинает придумывать собственные научные теории, касающиеся смысла жизни. Они захватывают его настолько, что он перестает ходить в школу и общаться с друзьями. Непонимание окружающих вызывает у ребенка приступ агрессии.
  6. Девиантное поведение — это тип поведенческого расстройства, характерный для пубертатного периода. Подросток игнорирует общественные правила, хочет принадлежать к определенной неформальной группе, отрицает все нормы. Такие дети склонны к суициду. Крайним проявлением девиантного поведения является гебоидное поведение. Обычно оно проявляется на фоне шизофрении. Отличительными признаками являются: садизм, сексуальные извращения, агрессия, общественная изоляция.
  7. Социализированное расстройство поведения выражается в сочетании в одном ребенке дружелюбности и агрессии. С некоторыми людьми подросток сохраняет нормальные отношения, ненависть и агрессия обычно направлена на педагогов или родителей. Расстройство проявляется в лживости, воровстве, прогулах школы. При этом ребенок не общается с плохой компанией и внешне выглядит вполне «примерным» школьником.
  8. Невроз подростка относится к обратимым заболеваниям, отличается частыми сменами настроения, депрессией, страхами. Это отклонение тяжело диагностировать, так как многие родители не обращаются к врачам, списывая поведение ребенка на «трудный возраст». Выделяют неврозы навязчивых состояний, истерические, депрессивные, астенические, ипохондрические.
  9. Шизофрения. Данное заболевание диагностировано у 2% населения. Дебют болезни приходится на пубертатный период. Зачатую шизофрению сложно отличить от подросткового кризиса. Основные симптомы патологии характерны почти для всех подростков: замкнутость, молчаливость, грустные настроения, нежелание общаться. Если эти проявления дополняются бредом, галлюцинациями, странностями поведения, то речь идет о шизофрении.

Как восполнить недостаток общения со сверстниками

Можно попробовать возобновить общение ребенка со сверстниками. Сейчас есть возможность встречаться маленькими группами, можно устраивать прогулки, встречи дома, где дети смогут организовать совместную свободную игру. Если есть опасность заражения, можно устроить игру со сверстниками в виртуальном пространстве. Это лучше, чем ничего.

По моим наблюдениям во время карантина, дети научились играть друг с другом по виртуальной связи: например, игра в «дочки-матери» по видеосвязи. Это говорит о творческом потенциале детской психики. Это хорошая альтернатива, но живую игру с физическим участием она не заменит.

Общие терапевтические подходы

Общие варианты лечения для детей, которые имеют нарушения психического здоровья, включают в себя:

Психотерапия.

Психотерапия, также известная как «разговорная терапия» или терапия поведения, является способом решения многих проблем психического здоровья. Говоря с психологом, проявляя при этом эмоции и чувства, ребенок позволяет заглянуть в самую глубину его переживаний. Во время психотерапии, дети сами узнают многое о своем состоянии, настроении, чувствах, мыслях и поведении. Психотерапия может помочь ребенку научиться реагировать на сложные ситуации на фоне здорового преодоления проблемных барьеров.

Фармакологическая терапия.

Сочетание подходов.

В процессе поиска проблем и их решений, специалисты сами предложат необходимый и самый действенный вариант лечения. В каком-то случае будет вполне достаточно сеансов психотерапии, в другом — без лекарственных средств будет не обойтись.

Стоит отметить, что острые психические расстройства всегда купируются проще, нежели чем хронические.

Причины возникновения заболевания у ребенка, подростка

Нервно-психические расстройства у детей могут возникать в результате воздействия многих внешних и внутренних факторов. Поспособствовать появлению проблемы могут биологические, психологические, физиологические, социопсихологические и другие причины.

Генетическая предрасположенность

Психические заболевания детей, обусловленные генетическим сбоем, являются наиболее опасными, т.к. из-за невозможности устранения первопричины нельзя вылечить имеющуюся патологию. Нередко генетические заболевания, способные вызвать нарушение психического и умственного развития, передаются по наследству.

Возможно появление поврежденных генов через несколько поколений, поэтому даже если у родителей нет никаких симптомов, они могут выступать носителями и передать болезнь своему ребенку. Опасность генетически обусловленных патологий кроется в том, что они могут проявиться даже в дошкольном возрасте.

Ограниченность умственных способностей

Дети, имеющие ограниченные умственные способности с рождения, требуют большего внимания со стороны взрослых для усвоения учебного материала. При отсутствии должного внимания на изначально ограниченные умственные возможности накладывается еще и педагогическая запущенность.

Повреждения головного мозга

Часто детские психические расстройства являются результатом врожденных или приобретенных повреждений головного мозга. Патология структуры тканей мозга может быть результатом перенесенных внутриутробных инфекций, а также родовых травм. Кроме того, спровоцировать повреждение головного мозга у ребенка могут:

  • энцефалит;
  • менингит;
  • ВИЧ;
  • краснуха;
  • интоксикация ртутью;
  • отравление растительными ядами и т.д.

Нередко повреждения мозга у детей проходят бесследно при направленном лечении, но возможны и остаточные явления в виде нарушений психики.

Вредные привычки у родителей

Если у одного или обоих родителей на время зачатия было патологическое пристрастие к алкоголю, табакокурению или наркотическим веществам, это может негативно отразиться на здоровье ребенка. Особенно опасно наличие вредных привычек у женщин, вынашивающих младенца.

Постоянные конфликты

Неблагоприятная психологическая обстановка в семье может негативным образом отразиться на психике ребенка. Многие дети стараются не показывать взрослым своих истинных эмоций и отношения к происходящему, таким образом часто переживая и виня себя во всех конфликтах. Эмоциональное выяснение отношений между родителями опасно для детей всех возрастов.

Поспособствовать появлению психических нарушений у детей может проживание в социально-неблагоприятных условиях, в т.ч. если ребенок постоянно наблюдает за тем, как родители злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими веществами.

Детская психика может быть сильно нарушена, если у родителей наблюдается тяжелый развод. Взрослые нередко вовлекают своих детей в имеющиеся проблемы. В такой обстановке ребенок находится в постоянном эмоциональном напряжении, что может негативным образом отразиться на его развитии.

Лечение психозов у детей и подростков

Цель состоит в том, чтобы как можно лучше стабилизировать ситуацию внутри пациента и вокруг него. Кроме того, максимальное снижение симптомов достигается при минимизации побочных эффектов. В экстренных случаях подростки проходят обследование, чтобы снять беспокойство и замешательство

Консультации и информация для ребенка и его родственников являются важной частью лечения и направлены на снижение нагрузки на семью. Медикаментозное лечение является центральным

Лекарственные препараты

Если у ребенка или подростка имеются серьезные субъективные заболевания, как правило, лечение психоза у ребенка следует начинать, если симптомы еще не смягчены скринингом. Такими субъективными недугами выступают: выраженное беспокойство, серьезные проблемы со сном (круглосуточное бодрствование), выраженное принуждение, большая лабильность и / или гнев или сильное внутреннее смятение.

Используемые лекарства для детей называются нейролептиками или антипсихотиками. Нейролептики действуют, блокируя молекулу рецептора для сигнального вещества допамина. Нейролептики подразделяются на высокие дозы (необходимо давать их в больших дозах, чтобы иметь эффективность и высокую степень седативного эффекта) и низкие дозы (в низких дозах, работают специфично для заблуждений). В острой фазе вводят высокие дозы нейролептиков, чтобы успокоить пациента. Постепенно вводятся низкие дозы нейролептиков. Повышение до подходящей дозы у детей происходит в течение недели.

Другое лечение

Другими важными мерами лечение детей и подросткового психоза являются семейная терапия, специальные образовательные мероприятия и экранирование социальных ситуаций.

Другие психические проблемы

Список расстройств, которые сложно отнести к одному из вышеперечисленных видов:

· Острое стрессовое.

· Регулировки.

· Агорафобия.

· Болезнь Альцгеймера.

· Тяжелая утрата.

· Дисморфофобия.

· Краткое психотическое.

· Нарушение конверсии.

· Циклотимическое.

· Бредовое.

· Отказ от социальной активности.

· Дистимическое.

· Игровой беспорядок.

· Гендерная дисфория.

· Нарушение накопления.

· Ипохондрия (Болезнь).

· Прерывистое взрывное.

· Клептомания.

· Основное нейрокогнитивное.

· Незначительное нейрокогнитивное.

· Болевое расстройство.

· Паническая атака.

· Болезнь Паркинсона.

· Патологическая азартная игра.

· Педофилия.

· Предменструальное дисфорическое.

· Псевдобульбарный эффект.

· Психотическое неуточненное.

· Пиромания.

· Реактивное расстройство привязанности.

· Шизоаффективное.

· Шизофрениформное.

· Общее психотическое (бредовые симптомы у партнера).

· Соматические симптомы.

· Специфическая фобия.

· Новые характеристики биполярного расстройства и депрессии.

· Трихотилломания.

Страх – не советчик при принятии решений

Фото: pixabay.com

Все мы боимся, что с детьми произойдёт что-то не то. Вернее подготовиться к вероятным ошибкам, возможно, не вполне удачному стечению обстоятельств. Любое (по)учение начинается с конкретных правил – например, слишком быстрая езда на велосипеде может привести к тому, что ваш ребёнок врежется в другого такого же (или в прохожего, в чужую машину и т. д.). Но на то правила и писаны, чтобы их соблюдали с самого начала, а не игнорировали. Тем не менее, родители – наставники, а не те, кто противостоит, стоит у ребёнка на пути и проходу не даёт. Изолируя ребёнка от обстоятельств, вы воспитаете из него безответного и никчёмного субъекта, неспособного к правильному ответу на определённые обстоятельства.

Уровни нарушения психики

При диагностировании заболеваний ментального здоровья, врачи выделяют уровни нарушения психики, в зависимости от которых и принимаются решения о дальнейшем лечении и стабилизации.

Первый уровень – невротический, представляет собой появление различных фобий, страхов и неврозов, которые могут быть вызваны болезнью или какими-то внешними факторами. Делится на несколько типов:

  • неврастения (это подразумевает нервное истощение организма, слабость, апатия и раздражительность);
  • обсессивно-компульсивное расстройство (сопровождается навязчивым состоянием, когда человеку кажется, что он слышит или видит то, чего на самом деле нет);
  • истерический невроз (относится к условно желательным видам расстройства и начинается тогда, когда человеку это может быть на руку, хотя сам он может и не осознавать такой реакции организма).

Первый уровень нарушений характеризуется началом и окончанием процесса в примерно ограниченные сроки. Такими расстройствами чаще всего страдают люди, которые имеют такую предрасположенность. Однако различные психические травмы также могут спровоцировать запуск невроза.

Второй уровень получил название психопатического и является отображением всех личностных расстройств человека. Это определенные нюансы в поведении, а также черты характера, которые присутствуют с человеком на протяжении всей его жизни.

И последний уровень нарушений – это психозы (психотический). Данный этап заболевания сопровождается появлением галюцинаций и бреда. Также могут наблюдаться различные мании, кататония и помрачения рассудка.

1 Причины расстройств

Формирование психики ребенка связано с биологическими особенностями организма, наследственностью и конституцией, темпом формирования мозга и отделов ЦНС, приобретенными навыками. Корень развития расстройств психики у детей всегда следует искать в биологических, социопатических или психологических факторах, провоцирующих возникновение нарушений, часто процесс запускает совокупность агентов. К основным причинам относятся:

  • Генетическая предрасположенность. Предполагает изначально неправильное функционирование нервной системы вследствие врожденных особенностей организма. Когда у близких родственников присутствовали нарушения психики, есть вероятность передачи их ребенку.
  • Депривация (невозможность удовлетворять потребности) в раннем детстве. Связь матери и малыша начинается с первых минут рождения, она оказывает порой основное влияние на привязанности человека, глубину эмоциональных чувств в будущем. Любой тип депривации (тактильная или эмоциональная, психологическая) частично или полностью влияет на психическое развитие человека, приводит к дизонтогенезу психики.
  • Ограниченность умственных способностей тоже относится к своеобразному расстройству психики и влияет на физиологическое развитие, иногда становится причиной иных нарушений.
  • Травма мозга возникает вследствие тяжелых родов или ушибов головы, энцефалопатию вызывают инфекции при внутриутробном развитии или после перенесенных заболеваний. По распространенности этой причине принадлежит лидирующее место наряду с наследственным фактором.
  • Вредные привычки матери, токсикологическое воздействие курения, алкоголя, наркотиков оказывает негативное влияние на плод еще в период вынашивания ребенка. Если отец страдает этими недугами, нередко на здоровье ребенка отражаются последствия невоздержанности, затрагивая ЦНС и головной мозг, что негативно влияет на психику.

Семейные конфликты или неблагополучная обстановка в доме – значимый фактор, травмирующий формирующуюся психику, усугубляющий состояние.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.