Причины возникновения психических расстройств

Содержание
  1. Расстройства психологического развития
  2. Профилактика заболеваний
  3. Нарушение психологического развития
  4. Психические расстройства при онкологических заболеваниях и доброкачественных опухолях
  5. Патогенез острого психотического расстройства
  6. Симптомы, диагностика
  7. Симптомы острого психотического расстройства
  8. Расстройство психологического развития у ребенка
  9. Нарушение психологического развития
  10. Виды психологических расстройств
  11. Нервно психологическое расстройство
  12. Смешанные расстройства психологического развития
  13. Специфическое расстройство психологического развития
  14. Смешанные специфические расстройства психологического развития
  15. Заболевание четвертое: когда трудно быть двуликим Янусом
  16. Заболевание пятое: когда подозрительность доходит до предела
  17. Народные методы лечения
  18. Определение вида психического расстройства
  19. Причины
  20. Cимптомы и признаки психологического расстройства
  21. Тест на психологические заболевания
  22. Осложнения

Расстройства психологического развития

Эти патологии в МКБ-10 включены в рубрику F80-F89. Включенные в неё заболевания начинаются всегда в детстве, в том числе в младенчестве. Для их развития требуется задержка функций развития нервной системы или её повреждение, связанное с патологическим созреванием. Они отличаются постоянным течением, рецидивы отсутствуют.

Поражения затрагивают двигательные функции, речь, зрительно-пространственные навыки

В большинстве случаев средовые факторы при таком патологии имеют важное, но не определяющее значение. При этом этиология поражения не является точно определенной, за счет чего точное определение причин нарушения развития установить в настоящий момент не удается

К таким патологиям также сегодня принято относить аутические расстройства.

Профилактика заболеваний

  • Отказ от вредных привычек.
  • Приём специальных лекарств только по рецепту врача.
  • Избегать стрессов и нервных перенапряжений.
  • Регулярно проходить медицинское обследование — лучше пожертвовать своим временем, чем жизнью.

Человек перестаёт быть личностью, когда приобретает душевное заболевание. К сожалению, от этого не застрахован никто, а число людей, подверженных психическому расстройству, растёт с каждым годом. Можно предотвратить нарушение психики, симптомы легко распознаваемы, однако на них не обращают должного внимания. Людям следует беспокоиться о своём здоровье — не только физическом, но и душевном. И если кто-то страдает от ментальной болезни, следует поддержать его и помочь, а не осуждать.

https://youtube.com/watch?v=IT0-tmAisDk

Нарушение психологического развития

Список патологий:

  • нарушение развития языка и речи: расстройства артикуляции, экспрессивной и рецептивной речи, афазия;
  • нарушение навыков обучения: дислексия, расстройство арифметических навыков, нарушение понимания прочитанного;
  • двигательные нарушения: патология координации, хорееподобные движения руками и ногами, отраженные движения, нарушение большой и мелкой моторики, синдром неуклюжего ребенка, диспраксия;
  • общие патологии: аутизм, синдром Ретта, синдром Аспергера, синдром гиперактивности и дефицита внимания, дезинтегративное расстройство детского возраста.

Психические расстройства при онкологических заболеваниях и доброкачественных опухолях

Злокачественные опухоли, независимо от их локализации, сопровождаются преддепрессивными состояниями и тяжелыми депрессиями, вызванными опасениями больных за свое здоровье и судьбу близких, суицидальными мыслями. Психическое состояние заметно ухудшается на фоне химиотерапии, при подготовке к операции и в послеоперационный период, а также интоксикации и болевого синдрома на поздних стадиях болезни.

В том случае, если опухоль локализуется в мозге, то у больных могут возникать нарушения речи, памяти, восприятия, сложности с координацией движений и судороги, бред и галлюцинации.

Психозы у онкологических больных развиваются на IV стадии заболевания. Степень их проявления зависит от силы интоксикации и физического состояния больного.

Патогенез острого психотического расстройства

ОПР традиционно рассматривается как следствие нарушения работы дофаминовой нейротрансмиттерной системы головного мозга. Данная гипотеза утверждает, что психоз является результатом гиперактивности дофамина в головном мозге, особенно в мезолимбической системе. Дофамин — это вещество, участвующее в передаче импульсов между нервными клетками.

Главный источник доказательств этой гипотезы — это фармакологические эффекты антипсихотических препаратов, которые блокируют D2-дофаминвые рецепторы, тем самым уменьшая интенсивность психотических симптомов. И наоборот: препараты, которые увеличивают выработку дофамина или блокируют его “возврат” и разрушение (например, амфетамины и кокаин), могут провоцировать психоз.

Дисфункция рецепторов NMDA, которые влияют на интенсивность взаимодействия нервных клеток, также была предложена как возможный механизм возникновения психоза. Эта теория подкрепляется тем фактом, что парциальные антагонисты рецепторов NMDA, такие как кетамин и декстрометорфан, при больших передозировках способствуют появлению психотического состояния. Симптомы такой интоксикации считаются зеркальными симптомами шизофрении, причём возникают как позитивные (продуктивные), так и негативные симптомы.

Антагонизм NMDA-рецепторов помимо провоцирования симптомов, напоминающих психоз, проявляется и другими нейрофизиологическими аспектами: уменьшение амплитуды P50, P300 и других вызванных потенциалов нервных клеток.

Длительный приём или высокие дозы психостимуляторов могут изменить нормальное функционирование головного мозга, делая его похожим на маниакальную фазу биполярного расстройства — одну из разновидностей психотических состояний. Антагонисты NMDA-рецепторов реплицируют некоторые из так называемых “негативных” симптомов, например, расстройство мышления (в малых дозах) и кататонию (в высоких дозах). Психостимуляторы, особенно у тех, кто уже склонен к психотическому стилю мышления, могут вызывать некоторые “позитивные” симптомы, такие как бредовые убеждения, особенно персекуторного (преследующего) содержания.

Симптомы, диагностика

Основными признаками психического или поведенческого расстройства специалисты ВОЗ называют «нарушения мышления, настроения или поведения, которые выходят за рамки существующих культурных убеждений и норм», то есть — психологический дискомфорт, отклонение от обычной способности выполнения работы или обучения, «повышение риска смерти, страдания или нарушения деятельности».

У пациентов с психическими расстройствами могут наблюдаться различные физические, эмоциональные, когнитивные, поведенческие и перцептивные симптомы. Например:

  • в плане эмоций человек может особенно сильно и несоразмерно произошедшим событиям чувствовать себя несчастным/«сверхсчастливым» или наоборот не иметь никаких адекватных чувств,
  • в мышлении при психическом расстройстве могут нарушаться логические взаимосвязи мыслей, проявляться крайне положительные или безмерно отрицательные суждения о других и о самом себе, может утрачиваться способность критической оценки,
  • в поведении человека симптомы психических расстройств выражаются в виде отклонений от принятых в обществе форм поведения (например, сексуальные — парафилические расстройства, совершение бессмысленных движений, навязчивых действий и т. д.).

При диагностике в первую очередь проверяется наличие/отсутствие у пациента соматического заболевания. Такие косвенные признаки, как отсутствие патологии внутренних органов или отличие клиники болезни от проявления соматических заболеваний, говорят о возможном наличии у пациента психического расстройства.

Для скрининга и предварительной диагностики различных психических расстройств применяются специальные диагностические тесты.

Применение термина психическое расстройство не должно быть излишне расширительным. Согласно МКБ-10, «изолированные социальные отклонения или конфликты без личностной дисфункции не должны включаться в группу психических расстройств».

Симптомы острого психотического расстройства

Об остром психозе свидетельствуют четыре основных симптома: сенестопатии, иллюзии, галлюцинации и бредовые идеи.

Сенестопатии — это необычные, вычурные, неприятные соматические ощущения, которые могут быть связаны с заболеваниями внутренних органов или существовать в воображении пациента-ипохондрика.

Наиболее часто сенестопатии встречаются:

  • при психозах инволюционного возраста, т. е. у людей 45-60 лет, в организме которых запускается процесс “старения” органов и тканей — проявляются в форме неприятных ощущений свербения, ползания, перемещения в коже (бред одержимости кожными паразитами);
  • при шизофрении — носят самый вычурный характер (ощущения переливания, сжатия, распирания, жжения) и служат основой для бреда воздействия и ипохондрических видов бреда.

Иллюзии — это искажённые, неверные восприятия реально существующего объекта. Они могут возникать также и у психически здоровых людей, поскольку искажённое восприятие объекта зависит, например, от освещённости, эмоционального состояния человека или состояния слухового анализатора (слабослышащие люди).

При психозах могут возникнуть:

  • вербальные иллюзии — реальная речь окружающих людей воспринимается как враждебные высказывания;
  • парейдолическиеиллюзии — встречается при делириях (расстройствах психики с помрачением сознания) интоксикационного или травматического происхождения. Так, пациент с алкогольным делирием (белой горячкой) в пятнах на обоях замечает шевеление и причудливые, меняющиеся лица, а в трещинах на потолке замечает змей, готовых наброситься на него. При сумеречных помрачениях сознания, связанных с травмой или эпилепсией, больной воспринимает врача как убийцу, а фонендоскоп в его руке — как направленный на него пистолет.

Галлюцинации — это восприятия объекта, которого на самом деле не существует. Чаще всего они бывают слуховыми или вербальными. Например, пациент слышит несуществующие “голоса”, которые могут исполнять различные роли:

  • комментировать его действия (комментирующие галлюцинации);
  • нападать или защищать (драматические галлюцинации);
  • оправдывать и хвалить (ангельские галлюцинации);
  • навязчиво и бессистемно что-то повторять (стереотипные или навязчивые галлюцинации);
  • приказывать что-либо сделать (императивные галлюцинации) — могут быть опасными для больного и окружающих.

Галлюцинации, связанные с ОПР, следует отличать от галлюцинации, вызванных болезнью, и от проявлений эйдетизма — феноменальной способности визуализировать представления (воспоминания) с необыкновенной чувственной яркостью, которая встречается у художников и детей, причём у детей яркие и “живые” образы визуализированных представлений могут выполнять роль героев-друзей и собеседников.

Бредовые идеи — это субъективные суждения, принимающиеся пациентом с ОПР за истину, которые объективно являются ложными, направдоподобными, нелепыми и не соответствуют реальности. Разубедить пациента или психологически скорректировать такие умозаключения невозможно.

Бредовые идеи бывают:

  • первичными — связанными с поражением мышления
  • вторичными — происходящими на почве иллюзий, галлюцинаций или психических автоматизмов (когда человек перестаёт быть хозяином собственных мыслей);
  • систематизированными — подкреплёнными субъективными доказательствами самого пациента (всё, что не сходится с доказательством, отвергается);
  • несистематизированными — лишеными доказательной базы и логики;
  • инкапсулированными — отрывочными;
  • резидуальными — остаточными, затухающими;
  • образными — отражающими преобладающее настроение;
  • интерпретативными — произвольно истолковывающими реальность.

Бредовые идеи могут возникать и у здоровых людей, которые тесно общаются с “бредовыми” больными. Такая форма бреда называется индуцированной. Если человек с ОПР обладает сильной харизмой и лидерскими качествами, то индуцированный бред может стать своеобразной “эпидемией”.

По содержанию бредовые идеи бывают:

  • паранойяльными — идеи особого отношения;
  • параноидными — идеи преследования;
  • парафренными — идеи величия, богатства и переоценки своих возможностей.

Расстройство психологического развития у ребенка

Диагностируются в случае сочетания у ребенка нарушения школьных навыков, слабо развивается речь, выявляются проблемы с двигательными функциями. При этом установить точный диагноз невозможно вследствие отсутствия преобладания одного из указанных нарушений.

Дополнительно выявляется определенный уровень расстройства когнитивных функций. Минусом диагноза становится частое использование диагноза при отсутствии реальной возможности установить точную причину и ведущий преобладающий фактор. Часто таким детям ставят диагноз «задержка психического развития». Важным условием становится выявление первых признаков патологии в самом раннем, часто младенческом, возрасте.

Ведущими причинами называют биологические факторы. В том числе негрубые тканевые повреждения мозговых структур, спровоцировавшие нарушение формирования межанализаторных связей.

Дополнительно провокатором становится связанный с низким уровнем семьи дефицит информации. В число проявлений входит:

  • нарушение речи дислексия;
  • дисграфия, проявляющаяся в возникновении проблем с освоением навыков письменной речи;
  • расстройства счета дискалькуляции.

Такие дети должны находиться под постоянным наблюдением психиатра. В курс лечения включаются сеансы психотерапии, назначается медикаментозная терапия. Малышам сложно осваивать программу обучения средней общеобразовательной школы. Они успешно осваивают правила  получения школьных навыков в школах VIII типа. Хотя такой перевод рекомендован только в ситуациях, когда уровень патологии находится на одном уровне с умственной отсталостью.

Отмечается четкая тенденция снижения уровня нарушений в подростковом возрасте, часто патология может быть сглажена в итоге полностью, но проблемы с когнитивной эффективностью способны остаться и во взрослом возрасте.

Нарушение психологического развития

Список патологий:

  • нарушение развития языка и речи: расстройства артикуляции, экспрессивной и рецептивной речи, афазия;
  • нарушение навыков обучения: дислексия, расстройство арифметических навыков, нарушение понимания прочитанного;
  • двигательные нарушения: патология координации, хорееподобные движения руками и ногами, отраженные движения, нарушение большой и мелкой моторики, синдром неуклюжего ребенка, диспраксия;
  • общие патологии: аутизм, синдром Ретта, синдром Аспергера, синдром гиперактивности и дефицита внимания, дезинтегративное расстройство детского возраста.

Виды психологических расстройств

В современной медицине выделяется несколько основных видов психологических расстройств, которые отличаются по симптоматике и типам проявления. Часто для устранения заболевания или перехода в состояние стойкой ремиссии в зависимости от вида требуется назначение различных вариантов терапии.

Нервно психологическое расстройство

Отличается проявлениями деструктивного поведения. В большинстве случаев бывает вызвано неправильной работой головного мозга. Выделяются:

  • Экзогенные или внешние причины, связанные с травмами головы, болезнями, отравлениями химическими веществами, психологическими травмами. Могут быть связаны с нарушениями деятельности сердечно-сосудистой системы, приводящими к нарушению питания кровью головного мозга.
  • Эндогенные или внутренние причины, являющиеся в большей части генетическими, вызванные нарушением в наборе хромосом.

За счет общности психотипов часто способны передаваться от родителей к детям. В числе провоцирующих факторов некоторые заболевания, в том числе склероз сосудов головного мозга, сахарный диабет, нарушения мозгового кровообращения, инфекционные диагнозы. Могут быть спровоцированы приемом наркотических веществ и алкоголя.

Смешанные расстройства психологического развития

В МКБ1з классифицируются как F83. Первое проявление чаще всего отмечается в детском возрасте или младенчестве. Как правило, связаны с хромосомным или генетическими нарушениями. Сопровождаются нарушениями речи, школьных навыков. Могут быть нарушены двигательные функции. Диагностируются только в случае полного сочетания сразу нескольких психологических расстройств, отягощенных жизненными обстоятельствами.

Специфическое расстройство психологического развития

Сегодня эта категория патологических расстройств изучена достаточно слабо. Точный диагноз осложняется в определении за счет необоснованного сочетания нарушения должного и своевременного приобретения языковых навыков, сопровождающееся двигательными нарушениями. Но оно не признается интеллектуальным отставанием как таковым.

Смешанные специфические расстройства психологического развития

Также устанавливаются в случае сочетания сразу нескольких факторов, признанных в МКБ10. Страдает вербальный интеллект, отмечаются нарушения развития речевых функций. Могут отмечаться случаи дезориентации и выявляются проблем с логикой. Страдает память.

Заболевание четвертое: когда трудно быть двуликим Янусом

Расстройства психики многообразны. Один из их видов – это биполярное расстройство личности. Симптомами этого заболевания является частая смена настроения у пациентов. Человек утром весело смеется над своими проблемами, а вечером горько плачет над ними, хотя в его жизни ничего не изменилось. Опасность биполярного расстройства личности заключается в том, что человек, впадая в депрессивное состояние, может совершить суицидальный поступок.

Примером такого больного может стать пациент Н., который, придя на прием к психотерапевту, пожаловался на то, что утром у него всегда отличное настроение, он просыпается, идет на работу, там приветливо общается с окружающими, однако к вечеру его настроение начинает резко ухудшаться, а к ночи он не знает как унять свою душевную тоску и боль. Сам пациент называл свое состояние ночными депрессиями (кроме того, он жаловался на плохой ночной сон и кошмары). При детальном рассмотрении оказалось, что причиной такого состояния человека являлся серьезный скрытый конфликт с супругой, они давно уже не находят общего языка и каждый раз возвращаясь к себе домой, пациент испытывает усталость, тоску и чувство неудовлетворенности жизнью.

Заболевание пятое: когда подозрительность доходит до предела

Психические расстройства издавна были известны человечеству, правда до конца их симптомы и пути лечения определить не удавалось. Это касается и параноидального расстройства личности. В данном состоянии человек обладает чрезмерной подозрительностью, он подозревает кого угодно и в чем угодно. Он злопамятен, его отношение к окружающим доходит до ненависти.

Параноидальное расстройство личности проявляется также в таких симптомах, как вера в «теории заговора», подозрительность в отношении своих родных и близких, вечная борьба с окружающими за права, постоянное недовольство и болезненные переживания неудач.

Преодоление данного психического расстройства лекарствами малоэффективно, как правило, используются активные методики психологического взаимодействия.

Подобное душевное состояние больного, как правило, вызывает многие нарекания со стороны окружающих. Люди подобного типа вызывают неприязнь, они асоциальны, поэтому их душевная болезнь влечет за собой серьезные последствия и, прежде всего, социальную травму.

Народные методы лечения

Эффективную помощь при психических расстройствах может оказать вспомогательное лечение народными средствами. Сюда относятся не только настои и отвары из трав, но также коррекция режима питания, физическая активность и ароматерапия. Стратегия лечения народными средствами:

При нервных и психических заболеваниях хорошо помогают травы, оказывающие успокаивающее действие. Настои с использованием душицы, валерьяны, герани, мелиссы, кипрея, мяты, тимьяна, хмеля успокаивают нервную систему, снимают головные боли и способствуют нормализации сна.

Проверенными народными средствами при депрессии и шизофрении являются чаи с шалфеем, гвоздикой, кардамоном, женьшенем – они хорошо снимают стрессовое состояние.

Успокоить нервную систему и снять напряжение можно с помощью расслабляющих массажей и ароматерапии. Хорошо подходят эфирные масла мелиссы, мяты, ванили, бергамота, мандарина, лаванды, кедра и др.

Определение вида психического расстройства

Иногда бывает трудно выяснить, какое психическое заболевание может вызывать симптомы. Но время и усилия, потраченные на то, чтобы получить точный диагноз, помогут определить подходящее лечение.

Определяющие симптомы для каждого психического заболевания подробно описаны в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5), опубликованном Американской психиатрической ассоциацией. Это руководство используется специалистами как в области психического здоровья для диагностики психических состояний, так и среди страховых компаний для возмещения расходов на лечение.

Причины

Ученые в настоящее время продолжают изучение причин, по которым развивается психоз. На сегодня известно о влиянии на это предрасполагающих факторов, которыми являются:

Психические. Наличие острых или хронических психических расстройств, развитие дегенеративных процессов в головном мозге и др.
Генетические

В процессе обследования близнецов было определено, что гены имеют важное, однако не предопределяющее значение.
Биологические. Речь идет о пороках развития и инфицировании плода во время беременности, также важными факторами являются родовые травмы, перенесенные заболевания, дисфункция эндокринной системы, неврологические нарушения и др.
Психосоциальные

Таковыми факторами являются психотравмы, постоянное сильное напряжение, регулярные конфликты, плохие отношения с близкими и другие. Также повлиять на склонность к психозам может интоксикация алкоголем, психотропными веществами.

Однако в процессе развития психоза решающим является не один фактор, а целый ряд перечисленных выше причин.

Cимптомы и признаки психологического расстройства

В настоящий момент медики не готовы строго определить конкретные симптомы и признаки психологического расстройства личности. Проявления у каждого пациента строго индивидуальны. Но присутствуют общие моменты, позволяющие предположить необходимость обратиться за консультацией.

По МКБ10 в число основных симптомов и признаков включается нарушение поведенческих реакций, мыслительной деятельности, действия, выходящие за признанные рамки действующих культурно-нравственных убеждений и норм. Наблюдается физическая, когнитивная и неврологическая симптоматика. Они склонны к повышенному уровню утомляемости. Они часто чувствуют себя повышено счастливыми или избыточно несчастными без присутствия определенного повода. Нарушены логические взаимосвязи.

МКБ10 называет признаками:

  • пространственно-временную дезориентацию;
  • быстрая и беспочвенная смена настроения;
  • неадекватное отношение к собственному физическому и эмоциональному состоянию;
  • появление галлюцинаций;
  • случаи спутанности сознания;
  • спутанность;
  • испуг;
  • отсутствие реакции на происходящее.

Часто нарушается сон. Это в равной мере способно проявляться как повышенным уровнем сонливости, так и бессонницей. Частым триггером становится подавленность, связанная с серьезным стрессом, например, потерей близкого родственника. Может наблюдаться нарушение порядка самоидентификации. Пациент создает альтернативную личность, не имеющую отношения к произошедшему. Диагностируется ослабление памяти до уровня полного её отсутствия. Нарушается мысленный процент, часто сопровождаясь бредом. В некоторых случаях больной страдает от приступов беспричинного смеха или склонностью к необоснованной повышенной плаксивости. В число психологических нарушений медики включают злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами.

Отдельно выделяются признаки, характерные только мужчинам. Они могут быть связаны с неопрятностью внешнего вида, нарушением гигиенических норм. Мужчины особенно болезненно переживают неудачи и склонны обвинять в произошедшем весь окружающий мир. Становятся раздражительными, склонны обижать и унижать собеседников.

Тест на психологические заболевания

Существует огромное количество различных тестов. При ознакомлении с профильными ресурсами легко потеряться в их многообразии. Однако следует твердо усвоить, что любой тест на психологические заболевания не дает 100% гарантии верности своих результатов.

Для выявления особенностей психики разработано большое число тестов. Одни предназначены для самодиагностики, другие претендуют на профессиональный уровень, есть сложные, только для специалистов, но следует твердо усвоить правило: трактовка результатов теста и выводы должен делать только врач, специализирующийся в данной области.

С распространением компьютеров пришла известность ко многим тестам. Многие слышали о цветовом тесте Люшера, методе Айзенка (выявление темперамента), тесте Роршаха(тест чернильными пятнами) или Сонди (распознавание и восприятие портретных изображений). Перечисленные тесты наиболее часто применяют психиатры, психологи.

  • опросник, аналог простой анкеты. Предлагаются вопросы и варианты коротких ответов;
  • задание, изучаются действия человека в ходе его выполнения;
  • проективный тест, когда испытуемый помещается в моделируемую ситуацию.

Осложнения

Психическое заболевание является основной причиной инвалидности. Оставленное без должного лечения, оно может вызвать серьезные эмоциональные, поведенческие и физические проблемы со здоровьем. Осложнения, связанные с психическими заболеваниями, включают:

  • Несчастье и снижение удовольствия от жизни.
  • Семейные конфликты.
  • Сложности в отношениях.
  • Социальную изоляцию.
  • Проблемы с табаком, алкоголем и наркотиками.
  • Отсутствие посещений работы, школы, вуза или другие проблемы, связанные с работой или учебой.
  • Юридические и финансовые проблемы.
  • Бедность и бездомность.
  • Самоповреждение и вред другим, включая самоубийство или убийство.
  • Ослабленную иммунную систему.
  • Болезнь сердца и другие заболевания.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector