Что такое дисграфия, разновидности и методы ее лечения

Упражнения для профилактики и коррекции дисграфии

Эти упражнения вполне подходят для выполнения детьми младшего школьного возраста, но могут выполняться и детьми постарше:

Возьмите с ребенком книгу, с которой он еще не знаком

Желательно, чтобы текст был напечатан средним шрифтом, а также был немного скучным, чтобы внимание ребенка не отвлекалось на содержание. Дайте задание найти и подчеркнуть в тексте конкретную букву, например С или П, О или А и т.д..
Немного усложните задание: пусть ребенок ищет конкретную букву и подчеркивает ее, а букву, следующую за ней, – обводит или зачеркивает.
Предложите ребенку отмечать схожие парные буквы, такие как Л/М, Р/П, Т/П, Б/Д, У/Ю, А/У, Д/Г и т.д.
Продиктуйте ребенку небольшой отрывок текста

Его задача – писать и проговаривать вслух все, что он пишет, именно так, как это пишется. При этом нужно подчеркивать слабые доли – те звуки, которым не уделяется внимания при произношении, к примеру, мы говорим: «на стАле стАит чашка с мАлАком», а пишем: «на стОле стОит чашка с мОлОком». Вот именно эти доли ребенок должен подчеркнуть. Это же касается дописывания и четкого проговаривания окончаний слов.
Упражнение для развития внимания и крупной моторики – движений тела, рук и ног. Суть состоит в том, что ребенок проводит ручкой или карандашом непрерывную линию, не меняя положения руки и листа. Лучше всего для этого подходят специальные сборники рисунков, узловые точки которых отмечены порядковыми номерами для соединения.
Объясните ребенку отличия между твердыми и мягкими, глухими и звонкими звуками. Затем дайте задание подбирать слова на каждый из звуков и делайте вместе с ним анализ слов: из каких букв, слогов и звуков они состоят. Для удобства и наглядности можно использовать различные предметы.
Тренируйте почерк ребенка. Для этого полезно использовать тетрадь в клеточку, чтобы ребенок писал слова, размещая буквы в отдельных клетках. Следите за тем, чтобы буквы полностью заполняли пространство клеток.

И еще несколько советов по проведению занятий:

  • Обстановка должна быть спокойной, ребенка ничто не должно отвлекать
  • Подбирайте задания в соответствии возрастом и возможностями ребенка
  • В случае затруднений помогайте ребенку, но не выполняйте задания сами
  • Не учите ребенка иностранным словам, если он еще не готов к этому психологически
  • В повседневном общении говорите как можно правильнее и четче
  • Не повторяйте за ребенком слова и фразы, которые он произносит неправильно
  • Не забывайте внимательно подбирать инструменты для письма
  • Оказывайте психологическую поддержку ребенку, ведь нередко дети с дисграфией чувствуют себя «не такими, как все»
  • Никогда не ругайте ребенка за ошибки
  • Поощряйте и хвалите ребенка за любые, даже самые незначительные успехи

Помните, что грамотный подход в воспитании, забота и внимание к ребенку, а также предельная внимательность к процессу его развития помогут вам вовремя распознать отклонения и принять меры по их коррекции и устранению. А мы желаем вам и вашим детям успехов в обучении и освоении новых навыков!

Классификация и стадии развития дисграфии

Учитывая сложность патогенеза дисграфии и разные подходы к его пониманию, вопрос с классификацией также неоднозначный.

Токарева О. А. разработала классификацию, которая учитывает степень вовлечения анализаторов :

  • оптическая дисграфия — обусловлена недоразвитием у детей зрительных систем коры головного мозга, что приводит к неустойчивости зрительных впечатлений и представлений, некоторые буквы не узнаются и не соотносятся со звуками;
  • акустическая дисграфия — вызвана недостаточностью фонематического слуха, при которой страдает дифференциация звуков и нарушаются звукобуквенные соотношения;
  • моторная дисграфия — возникает при задержке в созревании мелкой моторики рук, происходит нарушение в соотношении моторных образов слов с их звуковыми и зрительными образами.

Сотрудники кафедры логопедии РГПУ им. Герцена под руководством Лалаевой Р. И. разработали классификацию, основанную на степени несформированности языковых операций :

  1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ведущий симптом — дефектное произношение звуков (замены, смешения, пропуски).
  2. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.
  3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза:
  4. нарушение звукобуквенного анализа и синтеза;
  5. нарушение слогового анализа и синтеза;
  6. нарушение слогового анализа и синтеза на уровне предложений.
  7. Аграмматическая дисграфия. Обусловлена недоразвитием лексико-грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений.
  8. Оптическая дисграфия. Связана с недоразвитием зрительного анализа и синтеза пространственных представлений

Классификация Ахутиной Т. В. составлена на основании учения Лурия А. Р. о трёх функциональных блоках мозга:

  • I блок — регуляция тонуса и бодрствования (уровень непроизвольной саморегуляции и самоорганизации);
  • II блок — приём, переработка и хранение информации (операциональный уровень);
  • III блок — программирование, регуляция и контроль сложных форм деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации) .

Ахутина Т. В. выделяет три вида дисграфии:

  • Регуляторная — дисфункция III блока, связанная со слабостью функций программирования и контроля.
  • Акустико-кинестетическая — дисфункция II блока мозга, слабость переработки слуховой и кинестетической (двигательной) информации. Поражение кинестетического анализатора приводит к нарушению точных артикуляционных и глазодвигательных движений и движений мышц кисти.
  • Зрительно-пространственная — связана с несформированностью зрительно-пространственных функций и дефицитом речевого слуха.

У детей с патологией речевого слуха нет раздельного восприятия элементов ряда (звуков, интонаций, темпа и т. д.)

Отдельные логопеды выделяют степени выраженности дисграфии по количеству и характеру ошибок:

  1. Лёгкая степень. Виды дисграфических ошибок:
  2. замены букв (ч-щ, б-п);
  3. нарушения в обозначении мягкости согласных (“маленкие”);
  4. искажения звукобуквенной структуры слова (“поплькли — поблёкли”).
  5. Средняя степень. Виды дисграфических ошибок:
  6. замены букв (о-а, ю-у);
  7. искажения звукобуквенной структуры слова (“птичк, помогайт, пичкам”);
  8. нарушение структуры предложения, слитное написание слов, аграмматизмы (“в оконнов стекла”).
  9. Тяжёлая степень. Виды дисграфических ошибок:
  10. замены букв (н-т);
  11. искажения звукобуквенной структуры слова (“подут-пойдут, оненповесяет – они повесят, даптиц – для птиц”);
  12. нарушения структуры предложения — слитное написание слов (сюга – с юга, даптиц – для птиц), перестановки слов (деревях на – на деревьях);
  13. аграмматизмы (моного доменько – много домиков, оненповесяет – они повесят).

Причины дисграфии

Дети при данном нарушении не пишут заглавные буквы, в диктантах они допускают большое количество ошибок. Так как их часто ругают за это, дети нервничают и иногда отказываются ходить на занятия. Они понимают, что становятся объектами насмешек со стороны сверстников, и замыкаются в себе.

Дети, страдающие дисграфией, часто путают буквы «Р» и «Ь», «З» и «Э». Диктанты они пишут очень медленно, неровно, очень часто их почерк невозможно разобрать. Однако ошибки, которые дети допускают из-за незнания грамматики, не являются дисграфией.

Для того чтобы ребенок научился писать, он должен обладать средним интеллектом, воспринимать устную речь и запомнить написание букв. При неодинаковом формировании полушарий головного мозга тоже может развиться дисграфия. Также это нарушение может быть обусловлено генетически.

Нередкими являются случаи, когда дети страдали дисграфией в двуязычных семьях.

Проблемы с установлением последовательности. При этом ребенку сложно разобраться с последовательностью и организацией всех деталей подробной информации в нужном порядке, что проявляется в проблемах с последовательностью букв на письме. Таким детям приходится либо сбрасывать скорость написания слов и писать правильно, либо писать быстро, не обращая внимания на грамотность и пунктуацию.

Слабая обработка зрительной информации. Некоторые дети страдают дисграфией, потому что испытывают затруднения в визуальной обработке информации, которую они записывают на страницу.

На что следует обратить внимание?

Ребенок-левша;
Раньше был левшой, но переучили и теперь он пишет правой;
Двуязычная семья;
Ребенок раньше занимался с логопедом;
У ребенка имеются проблемы с памятью и вниманием;
Ребенок рано пошел в школу;
При письме ребенок пропускает буквы, слоги, не дописывает слова;
У ребенка имеются нарушения фонетического восприятия (пишет «тыня» вместо «дыня»);
Ребенок пишет то, что говорит (при нарушении произношения). Например, «лыба» вместо «рыба».

Виды лечения заболевания

Пациенты с проявлениями недуга однозначно должны пройти курс реабилитации, коррекции дисграфии, направленный на формирование правильного восприятия и выработку навыков письма. Механическое исправление допущенных ошибок ни к чему не приведет: проблема никуда не исчезнет, поскольку мозг будет все так же искаженно анализировать и синтезировать символы, слоги, части речи. Кроме распространенных логопедических методов существуют более современные, комплексные циклы для реабилитации больных дисграфией.

Конкретные упражнения выбираются с учетом специфики проявлений заболевания. В общем, логопедическая коррекция должна быть направлена на формирование правильного произношения, восприятия фонем, а также знаний о существовании отдельных звуков с разными характеристиками (гласных, согласных, твердых, мягких, звонких, глухих, мягких, твердых, шипящих, свистящих).

Немаловажно пополнить словарный запас ребенка, научить его произношению, грамматике, падежам и правильному построению предложений. Устная речь должна сопровождаться практикой с письмом, рисованием, что способствует развитию мелкой моторики, закреплению навыков в мускулатуре и управляющих центрах

Возможно также применение медикаментов для восстановления мозгового кровообращения, его стимуляции. Иногда для лечения дисграфии назначаются лечебный массаж и физиопроцедуры.

Коррекция и лечение дисграфии

В отличие от западных стран, где для лечения и коррекции дисграфии разработаны специальные программы, в России таких пока нет. Именно поэтому коррекционные мероприятия должны начинаться уже в детсадовском возрасте, и включать в себя особые методики и приемы, которыми владеют логопеды. А вот с помощью обычной школьной программы устранить дисграфию не получится. Собственно, полностью устранить отклонение не сможет никто – такова уж его специфика. Однако приблизить навык письма к идеалу все же можно.

Корректирующие программы обязательно разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного случая и, конечно же, формы нарушения. Чтобы скорректировать отклонение, специалист разрабатывает систему восполнения пробелов в процессах, важных для формирования навыка письма, проводит работу над развитием речи и ее связности. Также даются задания на формирование грамматики и развитие лексикона, корректируется пространственное и слуховое восприятие, развиваются мыслительные процессы и память. Все это приводит к развитию навыка письма.

В дополнение к логопедическому комплексу врачи нередко используют лечебную физкультуру, массаж, физиотерапию. Что касается медикаментозного лечения, то его целесообразность и эффективность остаются под большим вопросом.

Если же вы решите принимать непосредственное участие в лечении дисграфии у своего ребенка, используйте игровую деятельность. Младшим школьникам полезно давать задания на составление слов магнитными буквами – это существенно подкрепляет зрительное восприятие элементов букв. А написание диктантов улучшает слуховое восприятие звуков.

Полезно играть со своим ребенком в историка – когда ребенок пишет буквы пером и чернилами. К выбору обычных инструментов письма нужно подходить с умом. Рекомендуется покупать ручки, карандаши и фломастеры с шероховатым или неровным корпусом, т.к. они массируют дистальные концы пальцев рук, посредством чего головному мозгу посылаются дополнительные сигналы.

На самом деле вариантов проработки отклонений письма существует немало, но все они в обязательном порядке должны обсуждаться с логопедом. Также мы рекомендуем обращаться к специализированной литературе

Обратите внимание на книги Е. В

Мазановой («Учусь не путать буквы», «Учусь не путать звуки»), О. В. Чистяковой («30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии», «Исправляем дисграфию»), И. Ю. Оглоблиной (Логопедические тетради для коррекции дисграфии), О. М. Коваленко («Коррекция нарушений письменной речи»), О. И. Азовой («Диагностика и коррекция нарушений письменной речи»).

Эти книги содержат много полезного материала для самостоятельных занятий дома. Но быстрый результат вряд ли возможен, а потому нужно набраться терпения и реагировать на ошибки адекватно. Занятия должны быть систематическими, но недолгими; обязательно давайте ребенку возможность отдыхать, играть и заниматься любимыми делами. А сами уделите время на просмотр видео «Как преодолеть дисграфию», откуда тоже можно почерпнуть немало полезной информации.

В дополнение заметим, что даже если проблема дисграфии для вас не актуальна, это еще не значит, что можно списывать ее со счетов. Чтобы не дать ей развиться, советуем время от времени проводить мероприятия по профилактике, о которых тоже нужно сказать несколько слов.

Причины

Точные причины дисграфии определить сложно, на формирование нарушения влияет множество различных факторов, основным из которых является неравномерное формирование полушарий головного мозга. Есть мнение, что дисграфия обусловлена генетической предрасположенностью. Также обнаруживались симптомы дисграфии у детей из двуязычных семей.

Комплексные причины формирования дисграфии заключаются в:

  • Низком уровне интеллекта. Чтобы детей научить писать и читать, требуется уровень интеллекта от среднего и выше, иначе возникнут трудности с восприятием устной речи и запоминанием написания букв.
  • Трудностях с с установлением последовательности. Если ребенок не разбирается с последовательностью, не способен быстро организовать детали подробной информации в правильном порядке, тогда в процессе письма появляются проблемы с организацией последовательности букв. Ребенку приходится либо читать и писать медленно, но правильно, либо быстро, но без соблюдения грамматики и пунктуации.
  • Слабой обработке и анализе зрительной информации. Дисграфия часто формируется у детей, которым трудно читать, обрабатывать визуальную информацию, записанную на странице.

Классификация и виды

Предложен целый ряд классификаций, основанных на причинно-следственных взаимодействиях. Наиболее распространено выделение 6-ти видов.

Оптическая

Довольно редко встречается сама по себе, но часто сопутствует иным формам. Для нее типичны:

  • проблемы с пространственным, зрительным мировосприятием;
  • слабая зрительная память;
  • проблемы с восприятием понятий величины, формы, цвета;
  • сложности с различением буквенных изображений.

Проявляется:

заменой (неправильным изображением) на письме похожих внешне букв (л-м, э-с и пр.).

Акустическая

Причиной патологии служат трудности дифференциации звуков, которые похожи по звучанию (проблемы с фонематическим слухом). Проявляется:

  • заменой букв, которые соответствуют парным звукам (ж-ш, д-т, е-и и пр.);
  • перестановкой и/или пропусками букв.

Аграмматическая

Несформированность умения правильно выстраивать речь ? причина данного типа. Проявления:

  • неправильное применение рода, предлогов, числа;
  • неверное упоминание окончаний падежей;
  • пропуски ряда членов в предложении;
  • неверный порядок слов;
  • нарушения взаимосвязей между предложениями, внутри одного.

Артикуляторно-акустическая

Патология вызвана неверным выговариванием звуков. Проявляется:

написанием, как самому пациенту «слышится», как он сам произносит.

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Патология заметна в предложениях (при их делении на слова) и словах (проблемы со слогами/звуками). Проявления:

  • буквы/слоги меняются местами, пропускаются, добавляются лишние;
  • появляется склонность к неверному написанию слов слитно и/или раздельно;
  • появляется склонность к сливанию предлогов с иными словами;
  • появляется склонность к отделению корня от приставки.

Моторная или диспраксическая

Обуславливается двигательными проблемами во время письма, а также со связыванием зрительных отображений слов и звуков с моторными. Проявляется в виде структурных искажений, замен предложений и отдельных слов.

Представляем вашему вниманию видео, в котором рассказывается о причинах и признаках дисграфии:

Причины дисграфии у детей и взрослых

Развитие способности высказывать письменно свои мысли напрямую связано с устной речью – умением различать фонемы, четко произносить звуки, говорить связно, грамотно выстраивая фразы.

Причины дисграфии у младших школьников бывают спровоцированы как медицинскими проблемами, так и обусловлены условиями, в которых осуществляется социальное, психологическое становление малыша. При этом могут присутствовать также:

  • ЗПР;
  • дизартрия (звуки выговариваются неверно из-за проблем со структурами организма, отвечающими за речь);
  • алалией (ребенок практически не разговаривает или говорит очень плохо и мало);
  • афазией (пропадает уже установившаяся речь);
  • дислалией (неверно выговариваются звуки, но нет структурных поражений) и пр.

Медицинские причины ? это повреждение мозга из-за:

  • сложной беременности (родов);
  • инфекций;
  • гипоксии и т.д.

Социальные и психологические условия:

  • вынужденность одномоментного овладевания рядом языков из-за семейных обстоятельств (как пример, билингвизм);
  • проблемы с речью у лиц в окружении малыша;
  • недостаток общения посредством разговорных навыков;
  • отсутствие настороженного отношения к особенностям речи малыша со стороны значимых взрослых;
  • начало обучения грамоте на фоне недостаточной готовности;
  • конституциональные черты;
  • наличие иных проблем (психических, речевых и т.п.).

У взрослых факторами, предрасполагающими к дисграфическим проблемам, служат в структурах мозга:

  • хирургические вмешательства;
  • опухолевые образования;
  • травмы;
  • инсульт и др.

Лечение дефектов письма

К устранению письменных дефектов необходимо подойти с должным вниманием и терпением. Ведь этот процесс может занять длительное время, иногда многие месяцы и даже годы

Коррекцию письменных нарушений легче всего проводить у детей, поскольку в более старшем возрасте к данному расстройству прибавляются другие психологические проблемы.

Коррекцию письменных нарушений проводят с помощью специальных упражнений. Они включают задания на распознавание похожих букв, различение элементов сложных букв и картинок, упражнения на развитие восприятия, памяти, внимания. Если проблема в акустическом распознавании, то с ребёнком проводятся занятия по узнаванию звуков, определению фонем, построению слов, словосочетаний и предложений. При необходимости обучают правильному произнесению звуков.

Существуют упражнения и для тренировки моторики; одно из них – нарисовать линию по лабиринту, не отрывая руку от листа бумаги и не меняя его положение. Другие игры и задания направлены на развитие логики, мышления и словарного запаса: испытуемым предлагается подбирать синонимы или антонимы к словам, называть перечисленные предметы одним словом (объединять их в категорию) или наоборот – называть предметы, входящие в названную группу. Также могут быть загадки, угадывание пословиц, задания типа «закончи предложение или пословицу». Различные игры в слова (называние слов, начинающихся на последнюю букву предыдущего или на последний слог; собирание слов из частей; поиск маленьких слов в одном большом, составление слов из определённых букв и т. д.).

В качестве профилактики письменных нарушений можно порекомендовать полноценное развитие ребёнка. Необходимо развивать его интеллект, мышление, память, обучать его грамотной речи, повышать его эрудицию; развитию подлежат и моторные навыки, что могут обеспечить занятия по рисованию, игре на музыкальных инструментах, собирание конструктора и т. д.

Даже если нарушение письменных способностей и не удаётся устранить, это не значит, что человек вырастет неполноценным, особенно если приложены достаточные усилия для его общего развития. Достаточно указать, что дисграфиками и дислектиками были десятки мировых знаменитостей, включая учёных и даже писателей. Известно, например, что учителя Альберта Эйнштейна считали его умственно отсталым, поскольку он очень плохо писал и читал; эти особенности не исчезли даже во взрослой жизни, однако не помешали ему написать письмо самому президенту США, в котором он призывал отказаться от испытаний ядерного оружия ввиду его опасности для человечества.

Ханс Кристиан Андерсен, знаменитый писатель, всю жизнь был человеком, практически не способным к письменной речи. Его безграмотно написанные тексты отказывались принимать работники издательств, часто даже не дочитывая до конца. Однако в конце концов окружающие, включая издателей, научились не обращать внимания на форму и обратились к содержанию, которое оказалось необычайно талантливым.

Абсолютно безграмотной писательницей была и Агата Кристи.
Томас Эдисон – один из гениальнейших изобретателей мира. Этот человек, построивший первый в мире звукозаписывающий аппарат, очень плохо разговаривал и писал, из-за чего его выгнали из школы ещё в детском возрасте.

Расстройствами письменной речи страдали и шведская королева Виктория, и оба Джорджа Буша – отец и сын, что подтверждает возможность передачи расстройства по наследству. Нарушениями письменной речи страдали и православный «святой» Сергий Радонежский, и Леонардо да Винчи, и поэт Антон Дельвиг, и Никита Хрущёв. Список можно продолжать бесконечно. Такое количество знаменитых дисграфиков показывает, что письменная речь – процесс весьма сложный и очень часто «выходит из строя», но способен компенсироваться другими сильными сторонами личности. Главное – не клеймить таких людей и не считать их отсталыми; впрочем, они и сами могут доказать это своими достижениями.

Коррекция дисграфии у детей школьного возраста

Лечить дисграфию необходимо совместными усилиями. Работая вместе с преподавателями, родителями и логопедом, ребенок может избавиться от данного отклонения.

Если ребенок испытывает трудности в разговорной речи, то необходимо обеспечить его систематической практикой. Такой специальный диктант должен отличаться от обычного. Следует четко проговаривать слова, указывать знаки препинания. Перед началом диктанта следует четко прочитать весь текст.

Следует избегать возникновения отрицательных эмоций. В негативной обстановке дети воспринимают любое лечение как что-то навязываемое и подсознательно будут стремиться абстрагироваться.

Не стоит проявлять чрезмерное внимание и крайнюю озабоченность данным отклонением. От повышенного внимания к проблеме, ребенок решит, что с ним что-то не так и начнет воспринимать себя неполноценным, что в корне не соответствует действительности

Необходимо привить ребенку настроение достижение грандиозной цели. Следует хвалить (в меру) ребенка и поощрять его приятными сюрпризами, чтобы он относился к лечению с особым рвением и был нацелен на достижение отличного результата.

Лечение у логопеда будет происходить по другой системе. Логопеды основывают лечение на специальной азбуке и наборе специфических речевых игр. Упражнение с азбукой сводится к тому, что детям предлагается сложить слово и обозначить его грамматические элементы. Данное упражнение помогает запомнить структуру слов, внешний вид букв и учит правильному произношению.

Далее логопед дает ребенку понимание различий твердых и мягких и глухих звуков. Ребенок повторяет слова и подбирает свои, которые соответствуют требуемым звукам. Вовремя работы идет анализ звуков, букв и слогов из которых состоят слова.

Пример: «сколькО стоИт мОлОко». Ведь в устной речи данная фраза произносится совсем по-другому – «сколька стоет малако».

Слабые доли в данном примере – это звуки, которые при быстрой речи могут изменяться, не влияя на смысл слова. С виду простое упражнение, но при систематическом занятии, оно очень действенно.

Коррекция и лечение

Для устранения дисграфии необходим комплексный подход. Тактика определяется в соответствии с формой расстройства и механизмом его развития

Важно также учитывать возраст пациента и ряд его индивидуальных особенностей

Логопедическая коррекция

Основное направление в лечении дисграфии представлено логопедической коррекцией. Необходимо развить до нормального уровня фонематические процессы и произношение звуков, обогатить словарный запас, сформировать грамматическую сторону речи, развить связную речь.

Логопедическая коррекция призвана также развить аналитико-синтетическую деятельность, мышление, память, расширить слуховое и пространственное восприятие.

Прием медикаментов

Помимо логопедической коррекции лечение дисграфии может включать медикаментозную терапию. Ее особенности зависят от причины расстройства. При поражении центральной нервной системы прибегают к ноотропным препаратам и нейропротекторам. Назначается также витаминотерапия.

Реабилитационный период

Лечение дисграфии предполагает также реабилитационный период. Во время него продолжается работа с логопедом, могут применяться медикаменты. Прибегают также к различным физиотерапевтическим методикам:

  • электрофорез с лекарственными препаратами;
  • гидротерапия;
  • массаж;
  • лечебная физкультура.

Роль родителей в период лечения

В лечении дисграфии у детей огромное значение имеет участие родителей, а также обстановка в семье. Необходимо создать ребенку психологический комфорт, уделять ему достаточно внимания, оградить от стрессов и эмоционального перенапряжения.

Заниматься с ребенком лучше в игровой форме. Так дети младшего возраста лучше воспринимают информацию и меньше устают.

С ребенком нужно постоянно общаться. При этом речь взрослых людей должна быть грамотной и четкой

Важно использовать только один язык, отказаться от диалекта, ненормативной лексики, сюсюканья

Полезно приобрести несколько наборов магнитных букв. Взрослые сами могут составлять из них слова, чтобы ребенок читал. Затем ему нужно давать задания на самостоятельное составление различных слов.

Полезно написание диктантов. На начальном этапе необходимо выбирать простейшие тексты. Диктовать слова надо медленно и четко. Темп и сложность следует наращивать постепенно.

Упражнения для проведения дома

Логопеды используют различные методики для коррекции дисграфии. Помимо работы со специалистом необходимо заниматься и дома. Полезно выполнять следующие упражнения:

Выбрать напечатанный текст, имеющий средний шрифт. Книга должна быть незнакома ребенку и не вызывать у него интерес. Задача состоит в том, чтобы подчеркивать в тексте одну букву. Начинать лучше с гласных, затем переходить на согласные. К подчеркиванию другой буквы можно приступать тогда, когда будет закончена работа с предыдущей. Достаточно выполнять это упражнение в течение 5 минут. Когда ребенок хорошо освоит такую работу, необходимо ее усложнить. Теперь одну букву надо подчеркивать, а другую зачеркивать.
Короткие диктанты. Тексты нужно подбирать небольшие – до 200 слов. Ребенок должен писать их карандашом. После написанный текст проходит проверку взрослым, но ошибки исправлять не нужно – их надо отмечать на полях. Затем текст надо отдать ребенку, чтобы он исправил свои ошибки, стерев неправильные буквы.
Написание вслух. Чтобы улучшить письменную речь, следует писать тесты и одновременно все проговаривать вслух. Необходимо также выделять слабые доли – звуки, в которых ребенок чаще всего допускает ошибки. Это могут быть безударные гласные, парные согласные, буквы с похожим написанием

При выполнении такого упражнения важно следить, чтобы ребенок проговаривал каждое слово полностью.
Для этого упражнения предварительно читать слова не нужно. Ребенку нужно внимательно посмотреть на слово, например, «кошка», затем на букву в его середине («ш»), затем соседние буквы («о» и «к»), после на остальные

В таком же порядке надо написать слово. По такому же алгоритму разбираются еще несколько слов. После этого может быть написан диктант с ними.

Дети хорошо воспринимают наглядные материалы. Можно использовать различные плакаты и карточки, оформляя их в соответствии с имеющимися нарушениями. Полезно изготавливать такой материал вместе с ребенком.

Выполняя различные упражнения дома, важно помнить о терпении. Объяснять информацию нужно спокойно – повышенный тон и раздражение отрицательно сказываются на процессе обучения

Нельзя перегружать ребенка. Необходимо грамотно сочетать занятия с отдыхом и развлечениями. Лучше заниматься по 5-10 минут, но несколько раз в день и регулярно.

Виды дисграфии

Письменная речь – достаточно сложный процесс, который состоит из нескольких этапов. И на каждом из них может произойти нарушение, которое и приводит к такому расстройству, как дисграфия.

Поэтому выделяется несколько видов этого расстройства.

  • Акустическая – возникает тогда, когда ребёнок не может распознать похожие по звучанию фонемы, из-за чего путает звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие, шипящие и свистящие, а также аффрикаты (сложные звуки) и составляющие их простые (ц – с, ч – щ, ц – т, ч – т), не различает похожие гласные (о – у, и – е). Причём сам он произносит эти звуки правильно и слышит хорошо.
  • Оптическая – связана с нарушением зрительного и пространственного восприятия. Выявить это нарушение можно во втором классе, когда ребёнок уже освоил написание всех букв алфавита. Ошибки состоят в том, что он приписывает буквам лишние элементы – палочки, петельки, либо же отнимает их; из-за этого у него путаются буквы «и» и «у», «о» и «а», «п» и «т» и т. д. Путать он может и буквы, написание которых отличается только положением в пространстве, – таковы, к примеру, письменные буквы «т» и «ш». Или же пишут буквы в зеркальном отражении.
  • Аграмматическая – возникает из-за трудностей в овладении грамматической и лексической частью языка. Например, ребёнок не может правильно употребить те или иные слова, хотя слышал их и знает их значение, поэтому в тексте заменяет их сходными по смыслу. Таким детям с трудом даётся умение описывать предмет, называть синонимы и антонимы к нему, называть большое количество действий, которые может производить этот предмет. У таких детей наблюдаются трудности в образовании множественного числа, уменьшительных форм, в употреблении приставок, предлогов, в согласовании разных членов предложения и т. д. Это похоже на речь иностранца, который плохо изучил язык той страны, куда он приехал. И действительно, такая разновидность дисграфии зачастую наблюдается в многоязычных семьях, где принято говорить на нескольких языках одновременно.
  • Артикуляторно-акустическая – появляется в том случае, если у ребёнка нарушено звукопроизношение. Он пишет так, как говорит, из-за чего делает ошибки в письменных словах.
  • Дисграфия, развившаяся вследствие нарушений языкового синтеза и анализа – более серьёзная разновидность, при которой ребёнку трудно разделить слова на слоги, звуки и буквы, определить наличие или отсутствие определённого звука в слове, указать место этого звука в нём, указать, какой он по счёту. Такому ребёнку трудно составить целое слово из отдельных букв или слогов, особенно если они даны в произвольном порядке. Также таким детям трудно различать такие понятия, как звук, буква, слог, слово, предложение, текст. Результатом становятся пропуски букв и слогов в словах или добавление лишних, пропуски слов в тексте, написание слов не до конца, перестановки слогов и букв, неправильное написание слитных и раздельных слов. Наблюдаются и трудности в определении границ предложений.
  • Неспецифические нарушения письма, вызванные педагогической запущенностью, задержкой психического развития, умственной отсталостью и другими подобными причинами.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector