- Симптомы тревожности у ребенка
- Методы преодоления
- Тест на тревожность для детей
- Какой бывает тревожность
- Чем опасна повышенная тревожность
- Рекомендации психологов
- Как правильно играть с обеспокоенными детьми?
- Влияние родителей на тревожных малышей
- Кто занимается диагностикой и лечением повышенной тревожности
- Виды тревожности
Симптомы тревожности у ребенка
В норме ребенок, как любое живое существо, может проявлять тревогу или страх
Не реагирующий на раздражители и явные опасности малыш тоже должен вызвать если не опасения, то пристальное внимание со стороны взрослых. Нормальная тревожность у детей проявляется в определенных ситуациях:
- проехала мимо большая шумная машина – ребенок вздрогнул и расплакался;
- взглянул из окна 5го этажа вниз – прижался к маме, сжал руку;
- увидел в телеэфире отрывок из фильма с монстром – закричал, заплакал;
- остался в детском саду в первый раз – плакал, звал маму, капризничал.
В подобных ситуациях проявление тревоги должно быть, оно рождается на уровне инстинктов, призвано сохранить жизнь ребенка: не выходить в окно, не доверять незнакомцам, некрасивое – значит, опасное. Чрезмерно тревожный ребенок – повод для обращения за психологической помощью.
Некоторые симптомы хронического беспокойства:
- постоянный мышечный тонус, напряженные конечности, кисти рук часто собраны в кулаки;
- повышенная плаксивость без веской причины: дали остывший чай, вовремя не подали руку на лестнице, не получилось с первого раза выполнить какое-то движение самостоятельно – подобные ситуации сопровождаются плачем;
- речь похожа на крик или, наоборот, на щенячье скуление;
- ранее успешно пользующийся горшком ребенок вдруг стал мочиться в штаны, только после этого просится на горшок (идет в туалет);
- логоневроз – нарушение ритма речи, повторение букв и слогов;
- нежелание в присутствии узкого круга близких людей петь, танцевать, рассказывать что-то – результат постоянной неуверенности в себе и стеснительности, часто сопровождается слезами.
Застенчивый мальчик
Методы преодоления
Среди методов коррекции детской тревожности можно выделить:
- коррекционные игры
- арттерапию (коррекционное рисование, сказкотерапия и пр.).
- десенсибилизация
- релаксация.
Арттерапия — один из действенных методов коррекции детской тревожности. Попробуйте с ребёнком такое упражнение. Подберите ситуации, в которых нужно будет справиться со страхом. Преподнесите ситуацию, попросив ребёнка подумать, как с ней справиться. Сначала пусть ребёнок представит, как справляется с ситуацией малыш гораздо младше его, а потом ребёнок, у которого всё отлично получается. Ребёнок увидит, как далеко в развитии он ушёл о тех детей, которых мало что умеют, и он сможет сказать себе: «Я могу, у меня всё хорошо выйдет». Объясните крохе, что у каждого всё получится, если захотеть.
Тест на тревожность для детей
Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., предложили следующий опросник для выявления детской тревожной личности
Итак, признаки тревожности:
1. Малыш не способен работать долго, быстро устает
2. Трудно сосредоточивается на конкретном чем-то
3. Беспокойство вызывает любое задание
4. Во время исполнения заданий ребенок скован и напряжен
5. Часто смущается
6. Говорит что напряжен
7. Краснеет в новой обстановке
8. Сетует на кошмарные сны
9. Руки зачастую влажные и холодные
10. Часто отмечается расстройство стула
11. Потеет при волнении
12. Имеет плохой аппетит
13. Беспокойно спит и долго засыпает
14. Пуглив, всего боится
15. Легко расстраивается, беспокоен
16. Зачастую не сдерживает слезы
17. Не переносит ожидание
18. Новые дела не радуют
19. Всегда не уверен в своих силах и себе
20. Боится сложностей
Обработка данных по тесту проводится так: за каждый утвердительный ответ начисляется плюс, а чтобы получить общий балл — суммируется количество «плюсов».
О высоком уровне тревожности свидетельствует наличие от 15 до 20 баллов.
О среднем уровне тревожности говорит наличие баллов от 7 до 14.
О низком уровне тревожности свидетельствует наличие баллов от 1 до 6.В дошкольном учреждении малышам зачастую присущ страх разлуки с родителями
Следует помнить, что в возрасте двух-трех лет эта черта допустима и объяснима, однако если малыш в подготовительной группе часто плачет при расставании, не сводя глаз с окна и ожидая каждую секунду своих родителей, то на это необходимо обратить особое внимание
По нижеперечисленным критериям определяют наличие страха разлуки, которые представили П. Бейкер и М. Алворд.
Критерии для выявления страха разлуки:
1. Печаль при расставании, повторяющееся сильное расстройство
2. Беспокойство о том, что может быть взрослому плохо
3. Постоянное переживание из-за разлуки с семьей
4. Настойчивый отказ идти в дошкольное учреждение
5. Страх быть и остаться одному
6. Непреодолимый страх одному засыпать
7. Ночные кошмары, в которых малыш с родными разлучается
8. Жалобы на недомогание: боль в животе, головную боль
Зачастую малыши, страдающие страхом расставания, и в самом деле заболевают, если постоянно думают о тревожащих моментах.
Если на протяжении четырех недель проявлялись три черты, то предполагают, что у крохи действительно имеется этот вид тревожности и страха.
Какой бывает тревожность
Существуют такие разновидности этого состояния:
- Ситуативная тревожность. Она возникает только при ожидании определенных ситуаций или при попадании в них. Такие ситуации являются стрессовыми только для определенного ребенка, связаны с его негативным жизненным опытом.
- Личностная тревожность. Возникает при определенных ситуациях, которые у большинства детей или тревогу не вызывают, или она не настолько выражена. Личностная тревожность связана с особенностями личности ребенка: его темпераментом, характером, интеллектуальным развитием. Она влияет на самооценку, социальную роль в классе и общение ребенка с учителями.
Чем опасна повышенная тревожность
Увеличение темпа взрослой жизни, изменение жизненных ценностей взрослых и рост стоимости различных товаров сказались не только на нашем эмоциональном состоянии, но и на психике наших детей. Так, по сравнению с 80-ми годами 20 столетия количество детей с постоянной повышенной тревожностью возросло более, чем в 7 раз. И эта цифра продолжает расти.
Ученые выяснили, что такая эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе и беспокойство значительно ухудшают интеллектуальное развитие ребенка: он начинает бояться экспериментировать, познавать окружающий мир опытным путем, а ждет готового решения.
Сказывается повышенная тревожность и на иммунитете малыша. Путем гиперстимуляции надпочечников подавляется нормальная работа гипоталамуса, а это увеличивает и восприимчивость к инфекциям, и нарушает общий гормональный баланс. А поскольку гормоны играют ведущую роль в регуляции функции организма, это нарушение постепенно приводит к повышению артериального давления, за которым может последовать ухудшение работы внутренних органов.
Длительно существующая тревожность за счет артериальной гипертонии ухудшает и функционирование почек. Это приводит к изменению химического состава крови, из-за чего страдают все внутренние органы, но в большей мере – сердце, стенки сосудов и работа нервной системы.
Исходя из этого, осложнениями постоянной тревожности становятся:
- вегето-сосудистая дистония;
- кардиопатии;
- неврозы;
- психозы и психопатии;
- гастриты;
- язвенная болезнь;
- мигрень.
Рекомендации психологов
Самые близкие люди ребёнка, прежде всего, должны понять и принять состояние малыша. Необходимо постоянно интересоваться его мыслями и чувствами, ситуациями из школьной или детсадовской жизни. Ведь, выход из трудного положения всегда легче найти вместе. Малыш должен знать, что ему есть к кому обратиться за помощью.
Если ребёнок не желает открыто говорить о своих трудностях, то можно попробовать обыграть ситуацию через сюжетно-ролевую игру с куклами и попробовать разные варианты развития событий.
Чтобы уменьшить тревожность ребёнка, нужно создавать условия, при которых ему не будет так страшно. Например, если сын или дочь боится совершить покупку в магазине, то нужно сделать это вместе, что бы показать, что в этом нет ничего страшного.
Тревожного дошкольника или ученика стоит заранее подготавливать к важным событиям, например, если ребёнок долго не ходит в детский сад по причине болезни, то мама может заглянуть в группу, поздороваться вместе с малышом с другими детьми, дружелюбно поговорить с воспитателем в присутствии сына или дочки
Кроме того, никогда не нужно преувеличивать трудности, например, школьнику подчёркивать, какая сложная его ждёт завтра контрольная.
Маме или папе полезно рассказывать о своём прошлом опыте: как они сами в детстве справлялись со своими тревогами.
В любой ситуации нужно стараться выделять плюсы, например, низкая оценка за диктант — это важный опыт: школьник теперь знает, на что ему обратить внимание.
Недопустимо сравнивать своего ребёнка с другими детьми: сопоставлять неудачи можно только с его собственными достижениями.
Родители должны учить сына или дочь расслабляться, выплёскивать свои негативные эмоции через рисунки, занятия спортом и пр. Кроме того, трудно переоценить значение телесного контакта: в течение дня нужно многократно обнимать ребёнка, целовать его, ласково поглаживать по голове.
И самое главное, мама и папа должны проанализировать своё собственное поведение, ведь, у оптимистичных родителей и дети вырастают оптимистами.
Тактильный контакт очень важен в любом возрасте для преодоления психологических проблем
Что касается сепарационной тревоги в раннем возрасте, то лучше свести расставания с малышом к минимуму. Оставлять его следует только с людьми, которых он хорошо знает. Если же родители вынуждены пользоваться услугами няни, то кроха сначала должен привыкнуть к ней: вначале пусть они поиграют в присутствии мамы или папы.
Как правильно играть с обеспокоенными детьми?
Начиная занятия с тревожным ребенком, необходимо придерживаться следующих правил:
- Новую игру вводят постепенно, сначала объяснив ее правила. Затем наглядно показывают, как в нее играют другие дети. Ребенка привлекают, только если он захочет становиться ее участником.
- Рекомендуется избегать соревновательной составляющей конкурсов.
- Вводя новую игру, следует помнить, что ребенок не должен ощущать опасности от встречи с неизвестным. Желательно осуществлять обучение на уже знакомом материале. Можно частично использовать правила уже хорошо освоенной ранее игры.
- Занятия с завязанными глазами вводят только после тщательно проведенной подготовительной работы и с согласия малыша.
Комплексная коррекция поведения, внимательное отношение близких людей, радушная обстановка в семье – все это позволит добиться положительной динамики и вырастить ребенка, уверенного в себе.
Влияние родителей на тревожных малышей
Безусловно, степень тревожности у малыша зависит от психологического состояния, характера и поведения его родителей. Подобный подход к жизни часто перенимается от мамы или папы.
Усилению беспокойства сына или дочери способствуют следующие факторы.
- Завышенные требования взрослых, часто употребление слов «ты должен», «ты обязан» (ребёнок оказывается в ситуации хронической неуспешности).
- Частые упрёки (порождают боязнь и чувство вины перед родителями).
- Сдержанность мамы или папы в проявлении чувств (при этом присутствуют постоянные предостережения, предчувствие беды, которая может случиться с ребёнком).
- Недоверие (сыну или дочери указывают, с кем дружить, проверяют карманы и пр.).
- Отсутствие теплоты и привязанности между членами семьи (каждый имеет свои увлечения, круг интересов и пр.).
Частые упрёки со стороны родителей порождают тревожность и чувство вины
Сильным стрессом для ребёнка является развод родителей. В данной ситуации малыш, как правило, оказывается с мамой, которая сама испытывает эмоциональную перегрузку и чувство несостоятельности. Женщина часто меняется: становится возбуждённой, агрессивной, стиль воспитания становится авторитарным. У неё не хватает времени на сына или дочку, и у ребёнка закономерно возникает чувство тревоги, отверженности и одиночества.
Кто занимается диагностикой и лечением повышенной тревожности
Выявление тревожности – это удел специалистов, занимающихся психикой ребенка. Это:
- психолог: он работает в детских садах и школах, должен проводить плановые беседы и тестирование детей, выявляя признаки тревожности, депрессии, агрессии и других состояний. Он может справиться с тревожностью легкой степени, если дома родители станут выполнять его требования;
- психотерапевт. Это врач, чьей задачей является немедикаментозное лечение тревожности;
- психиатр – это врач, который занимается тяжелой степени повышенной тревожности, которая осложнилась психозом, неврозом, депрессией или другими серьезными состояниями.
Виды тревожности
Все виды нарушений возрастных изменений в эмоциональном состоянии детей делятся на 4 основных типа:
- невротизм, когда расстройство сопровождается энурезом, тиками, заиканием;
- расторможенность, когда поведение описывается как гиперактивное, детские страхи прячутся за нарушениями дисциплины;
- застенчивость, которая проявляется в молчаливости, плаксивости и переживании чувства паники при повышении голоса учителя на любого одноклассника;
- замкнутость, выявление которой основывается на игнорировании обращенной речи, даже со стороны учителя.
Для любой из четырех характеристик существуют свои рекомендации по налаживанию контакта и упрощению адаптации.