Детское воровство

Почему дети воруют?

Дети никогда не делают ничего без явных на то причин. Изрисовал обои – негде было изобразить любимый цветок, а ведь так хотелось порадовать маму. Разбил мамину любимую вазу – хотел ее посмотреть, ведь она такая красивая и мама ее так ценит. У любого действия всегда есть причина. Это же относится и к воровству. Если ваше чадо начало красть, то на это могут быть следующие причины:

Доброе побуждение часто толкает ребенка на неблаговидные поступки. К примеру, у лучшего друга скоро день рождения, и он давно мечтает о красивых часах. Похожие часы ребенок видел в столе у отца и не заметил, чтобы он их носил. А раз не носит, то они не нужны, а раз не нужны, то можно забрать. Ребенком владеет стремление порадовать дорогого человека, и он даже не задумывается о том, что совершает нечто недопустимое.

Невозможность контролировать свои желания. Многие дети просто не умеют вовремя остановиться и удержаться от кражи. Ими обуревает острое желание что-то получить, и они это крадут. Например, ребенок украл деньги у родителей, потому что давно мечтал о новой игрушке. Он может посчитать даже будто взял деньги у мамы или папы «взаймы». Или, придя в магазин за хлебом и, увидев шоколадку, ребенок просто положит ее в карман. Он понимает, что так делать нельзя, но контролировать свои действия у него не выходит.

Жажда признания сверстниками. Дружеский коллектив играет одну из главных ролей в развитии личности ребенка и порой ради одобрения со стороны товарищей ребенок способен пойти на воровство. Если все ребята из компании одеты в брендовые вещи, а он нет, то он может решить украсть обновку в магазине, надеясь, что новый образ поднимет его статус в группе. Или, например, друзья имеют в своем распоряжении достаточное количество карманных денег
Ребенок может опустошить родительский кошелек и купить всем друзьям конфет, лишь бы показать, что он не хуже других.

Желание привлечь внимание родителей. Во многих семьях существует проблема нехватки времени на общение с детьми
Родители, пропадающие с утра до ночи на работе, просто не могут провести лишний час с ребенком за простым разговором, поскольку буквально падают от усталости. Ребенок, желая обратить на себя внимание мамы и папы способен совершить кражу

Ему не важно, что действие несет в себе исключительно негативную окраску, ведь главное – чтобы родители нашли для него время.

Подражание знакомым. Не последнюю роль играет и окружение ребенка

Если он связался с неподходящей компанией, то может поддаться принятым в ней правилам. Многие дети с легкостью подражают друзьям – воришкам, считая, что подобное поведение – показатель взрослости и самостоятельности.

Важно

Отсутствие доверительных отношений в семье также может стать причиной воровства. Когда ребенок не ощущает родительской любви, защиты и заботы, то он не считает нужным ограничивать себя в своих желаниях.

Как развивается ребенок

Но наш ребенок не рождается изобретателем и бизнесменом сразу. Свойства психики еще нужно развить в детстве

В этот период очень важно ощущение безопасности, которое, в первую очередь, дает ребенку мать. Он еще несамостоятелен и нуждается в защите и поддержке родителей

Помимо элементарных, но жизненно необходимых еды и сна, важно учитывать и психологические особенности такого ребенка при его воспитании. Тогда он будет развиваться гармонично

Но нам кажется, что «яблоко от яблони недалеко падает», и мы искренне возмущаемся и не понимаем, почему вдруг ребенок начинает воровать. Мы же его этому не учили!

Последствия воровства

Думается, все согласны, что присваивать себе чужие вещи – очень и очень плохо с морально-этической точки зрения. Кроме того, любой поступок – и хороший, и плохой – всегда имеет последствия. К чему же может привести воровство?

Проблемы на эмоциональном уровне могут привести к психологической травме. Публичное обвинение (тем более если вина не доказана, и все основано лишь на подозрениях) «наградит» ребенка дурной славой и сделает изгоем. Даже при условии, что эта кража одна-единственная, избавиться от клейма «вор» получается не всегда. Увы, дети часто бывают жестоки, а слухами, как известно, земля полнится. Поэтому даже переход в другую школу (что уж говорить про другой класс) может не спасти ситуацию. Шлейф из насмешек и сплетен будет преследовать ребенка.

С другой стороны, стремление педагогов и родителей «не выносить сор из избы» и замалчивание ситуации может привести ребенка к ощущению безнаказанности и желанию повторить «успешный» опыт. Чем это чревато в дальнейшей жизни, объяснять, наверное, излишне.

Похищение чужого имущества – это вовсе не шутки, как могут думать некоторые дети, и с определенного возраста за воровство наступает серьезная ответственность. Согласно Федеральному закону № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ребенка начиная с 11 лет могут перевести в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Уголовная же ответственность в России наступает начиная с возраста 14 лет по ст. 158 Уголовного кодекса РФ. Согласно ст. 7.27 КоАП РФ, хищение на сумму менее 1000 рублей считается мелким и влечет за собой не уголовную, а административную ответственность. 

В любом случае школьника возьмет на контроль комиссия по делам несовершеннолетних.

Говорите с ребенком

Нет лучшего средства коррекции и профилактики, чем правильно построенная беседа и тщательно выдержанный тон диалога:

  • Принцип ясности. В 3–5 лет нужно ввести точные определения: когда поступок считается воровством, когда это нарушение чужого личного пространства, а когда – допустимое поведение.
  • В 5–7 лет наступает время, когда дворовые игры, спортивные секции и посещение творческих кружков позволяют ребенку наладить отношения со сверстниками и обрести первых настоящих друзей. Дошкольник должен понимать, что из-за воровства и несдержанности можно этих друзей потерять. Фраза при этом строится именно в сослагательном наклонении: «Если человек ворует деньги или вещи у друзей, он может потерять дружбу». В такой форме вы предлагаете ребенку альтернативу, иллюзию выбора.
  • Принцип личной ответственности можно применять, начиная с первого класса школы. Убежденность ребенка в неотвратимости наказания – обязательное условие. Установите заранее алгоритм действий для воришки. Например, в случае обнаружения кражи он должен вернуть украденное, извиниться и добровольно отдать что-то ценное (пожертвовать свои накопления в фонд семьи, на несколько дней расстаться с гаджетом, лишиться просмотра телепередач или выполнить определенную работу сверх обычной). Только не наказывайте дополнительными уроками, а то ненароком интерес к учебе может упасть!
  • Разумное планирование покупок, в котором может принимать участие младший школьник или подросток, позволит избежать ситуаций, когда украденными оказываются предметы первой необходимости: канцелярские принадлежности, материалы для творчества, еда, одежда.
  • Создавайте ситуацию успеха – ребенок может поступить только правильно и никак иначе и быть за это вознагражден. Убирайте из поля зрения кошельки и ценные вещи, пока не будете уверены в том, что воля ребенка стала сильнее и устойчивее.
  • Презумпция невиновности. Тут как никогда актуален принцип: «не пойман – не вор». Не обвиняйте ребенка в том, что не было доказано, даже если «никто больше не мог так поступить».

Снова и снова выясняйте причины детских поступков. Именно в глубоких мотивах кроется и выражается истинный характер маленького человека. Лучше, если он с детства научится доверять старшим и откровенно говорить с ними о своих жизненных затруднениях

Любовь и внимание к проблемам и потребностям юного члена семьи – лучшее средство коррекции поведения у трудных детей

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Ребенок крадет: рекомендации психологов

Перед тем, как искать методы воздействия на ребенка, стоит убедиться, что он действительно виновен. Вполне возможно, что ребенка оговорили другие дети, с которыми у него плохие отношения. Но если все-таки вина неоспорима, то обязательно прислушайтесь к советам психологов:

  • Поиск причины. Как уже упоминалось выше, причины воровства могут быть различны, поэтому вам предстоит установить истинную подоплеку случившегося и постараться исключить этот фактор из жизни ребенка. Если ребенка подталкивают к такому поведению его друзья, то нужно найти возможность оградить его от столь неподходящей компании.
  • Разговор по душам. Не стоит кричать, топать ногами и грозить всеми известными карами. Поговорите спокойно, без вспышек агрессии. Расскажите ребенку, что его поступок огорчил других людей. Если вы будете внимательно следить за его эмоциями, то обязательно найдете те самые слова, которые возымеют нужное действие.
  • Возможность исправления содеянного. Объясните ребенку, что любой проступок должен быть исправлен. Если он украл игрушку, то пусть вернет ее владельцу. В случае, когда ребенок украл деньги у вас, то предложите ему их отработать, выполняя мелкие поручения или часть работы по дому.

Важно

Самое важное в решении проблемы, связанной с воровством – дать понять ребенку, что вы его любите несмотря ни на что. Если ребенок перестанет ощущать вашу ласку и заботу, то посчитает себя ненужным, и проблема может усугубиться.. Отдельно стоит упомянуть, что большую роль в профилактике детского воровства играют доверительные внутрисемейные отношения

Старайтесь чаще разговаривать с ребенком, смотрите фильмы, рассказывающие о добре и зле, интересуйтесь его проблемами и интересами

Отдельно стоит упомянуть, что большую роль в профилактике детского воровства играют доверительные внутрисемейные отношения. Старайтесь чаще разговаривать с ребенком, смотрите фильмы, рассказывающие о добре и зле, интересуйтесь его проблемами и интересами.

Приложив усилия и наладив отношения со своим чадом, вы сможете быть уверены в том, что он не затаил на вас обиду, видит в вас надежного друга и всегда будет готов поделиться с вами наболевшим — именно такая позиция позволит избежать множества проблем.

Воришка от рождения

На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана раскрывается, что каждый из нас рождается с заданным набором свойств, желаний и способностей. Наборы этих свойств названы векторами. Всего 8 векторов, каждый со своим потенциалом, со своим диапазоном развития — от самого примитивного, архетипичного, до самого адаптированного и адекватного современному миру. Мы рождаемся архетипичными и развиваемся в свою противоположность.

Например, ребенок со зрительным вектором рождается пугливым — так уж устроила природа, что самая примитивная роль зрительника когда-то состояла в том, чтобы замечать опасность и пугаться. При правильном развитии зрительный ребенок развивается в свою противоположность — учится бояться не за себя и свою жизнь, а за других — сопереживать и сострадать другим людям. Когда зрительник сосредотачивает все свои эмоции снаружи на других людях, он полностью отрывается от страха за себя и становится бесстрашным. Такими были медсестры Великой Отечественной.

То же самое происходит в каждом векторе. Если ваш ребенок гиперактивен, успокаивается, когда его гладят по головке, спинке, отличается спортивным телосложением, любит хитрить и всё подряд хватает — значит, он родился с кожным вектором. А примитивная роль кожника — добывать, причем добывать больше, чем достаточно, но в дальнейшем он научается компенсировать это ограничением.

Маленький ребенок «кожник» архетипичен: хочет взять все, что плохо лежит, добывает так, как умеет. Одним словом, ворует. Когда такой ребенок правильно развивается, он ограничивает своё желание, создает закон «не брать без спросу» и находит иные способы добычи — через экономию времени, энергии, ресурсов.

Невероятно, но факт — ворами не становятся, ими остаются при отсутствии нормальных условий развития. Маленький кожный ребенок — это не вор, это первобытный добытчик, который делает то, что умеет

Важно научить его делать это иначе, развив данные ему от рождения свойства

Как воспитывать ребенка с кожным вектором

Кожному ребенку пойдет на пользу строгое соблюдение режима дня. Конкретный список обязанностей с обозначением полагающейся за их выполнение наградой. С ними хорошо работает схема “ты мне – я тебе”. Спорт, дисциплина и четкий распорядок дня – вот лучшие помощники в воспитании кожного ребенка.

Кожный ребенок лучше других детей понимает запреты и ограничения. Если на каждое «нет и нельзя» давать четкое и логичное объяснение «почему нельзя», то это способствует развитию ребенка с кожным вектором.

В случае непослушания можно применить ограничение во времени и пространстве. Например, отправить спать на полчаса раньше, ограничить территорию прогулки – ни шагу дальше песочницы. А спокойно постоять 5 минут в углу для подвижного ребенка будет тем еще испытанием. Уж лучше убраться в своей комнате, как просила мама, чем такие мучения.

ПОЧЕМУ ДЕТИ ВОРУЮТ

Список историй можно продолжать еще очень долго, но мы остановимся. Такие разные дети, такие разные родители. Из этих примеров видно, что у этих действительно разных детей общая проблема: они воруют. Нет, еще одна: они страдают. Делают очень больно своим родителям, но и сами страдают. Правда, не всегда дети осознают глубину своих страданий, но так уж устроена психика человека вообще и детская психика в частности: изгонять из сознания то, что слишком болезненно и невыносимо.

Так что же такое детское воровство? Всегда ли это болезнь? Болезнь это лишь в том случае, если мы видим так называемую клептоманию — не поддающееся контролю систематическое воровство без материальной выгоды для себя. Это действительно психическое расстройство, и его должен лечить в первую очередь психиатр. Настоящая клептомания встречается достаточно редко.

Иногда ребенок, поддавшись искушению, крадет что-то однажды, бывает разоблачен, испытывает мощное потрясение, и этого больше никогда не повторяется. В этом нет ничего необычного. Как правило, это дети, у которых в целом хорошо сформированы нормы социального поведения, есть четкое собственное понимание того, что такое хорошо, а что такое плохо. Также эти дети имеют способность контролировать свои импульсы, т. е. сильные позывы к каким-либо действиям.

В норме все это «добро» ребенок приобретает к 3-4 годам. Нужно помнить, что чем младше ребенок, тем больше вероятность частичной утраты этих качеств в периоды сильных стрессов. И, конечно же, чем более патологична или неадекватна среда, в которой развивается ребенок, тем больше вероятность того, что эти качества либо не сформируются вовсе, либо будут неустойчивыми.

И вот здесь-то мы и получаем широкий спектр вариантов детского воровства: от более типичного, когда дети воруют очень редко, по мелочам и не в любой ситуации, до крайнего варианта, когда дети, несмотря ни на что, воруют часто, много и в разнообразных ситуациях.

В первом случае есть вероятность, что при благоприятных обстоятельствах это явление сойдет на нет, а во втором мы можем ожидать, что такие дети станут асоциальными подростками и асоциальными взрослыми, склонными к совершению правонарушений.

Как показывает практика, ворующие дети не могут контролировать не только «позывы» что-нибудь стащить, у них проблемы во всем, где необходим волевой контроль: они с трудом садятся за уроки, их нужно заставлять содержать в порядке «свою территорию», соблюдать необходимые меры гигиены (например, чистить зубы), выдерживать ограничения во времени и пространстве, даже соблюдать правила в совместных играх этим детям нелегко.

Родители таких детей выполняют внешние волевые функции, которые в норме должны быть у детей внутри (разумеется, в зависимости от возраста, эти функции у ребенка присутствуют в большей или меньшей степени). Это функции самоконтроля и волевого самопринуждения.

Вот и получается: если у ребенка не сформированы эти качества как свои собственные, то сначала контролируют и принуждают родители, потом — школа, потом — милиция и закон. Взрослый человек, выросший из такого ребенка, все время нуждается во внешнем контроле и принуждении — своего-то внутри нет.

Что делать, когда дети крадут деньги?

Важность денег как одного из важнейших ресурсов в жизни человека, дети начинают осознавать с детского сада. Ещё бы — на них можно купить все, что угодно – от мороженого до огромного трёхэтажного дома

То есть финансы – это возможность получить то что хочется сейчас. И, при отказе родителя купить желаемое и отсутствии возможности заработать самостоятельно, брать без спроса деньги у родителей кажется единственным выходом из создавшегося положения.

Вы узнали, что ребенок начал воровать? Что же делать, чтобы избежать появления нового «хобби» у Вашего чада – ведь лёгкий способ получить желаемое может легко войти в привычку!

Вот самые действенные советы:

Карманные.

Они должны быть. Этим способом Вы убьете сразу двух зайцев: начнёте заниматься финансовым образованием своего чада и остановите воровство. Начинайте учить распоряжаться своими деньгами уже с пяти лет. Начните, допустим, с 50 рублей в неделю. Подарите ребенку кошелек, чтобы финансы всегда аккуратно лежали в одном месте.

Финансовая грамотность.
Не забывайте объяснять ребенку, что иметь всё сразу вряд ли получиться. Если ты что-то хочешь, а это «финансовая цель», то нужно её поставить и определить цену желаемого. Потом узнать, можно ли где-то сэкономить, подкопить, чтобы купить вещь дороже, чем размер карманных. Напомните, что всегда должны оставаться запасные деньги на проезд, на случай непредвиденных ситуаций. Покажите свое доверие такой заботой – вы даёте возможность ребенку самому распоряжаться своими финансами. Конечно, это только начало, позже можно отдать школьника на курсы по финансовой грамотности, где эту тему разберут детально и покажут насколько интересна тема финансов. НО начните хотя бы с небольших шагов!

Подработка
Желания выходят за рамки карманных? Не давайте ребенку дополнительные карманные просто так

Для ребенка важно научиться знать цену финансам. Предложите заработать

Подросток может найти подработку на каникулы в интернете, у знакомых или же просто недалеко от дома. Поддержите в поиске работы и покажите, как вы гордитесь своим школьником!

Поучительные истории, сказки, мультики для ребенка
Стоит только поискать – в интернете Вы найдете миллион историй для ребят разного возраста про воровство. От детских сказок, где герой что-то ворует, потом об этом узнают и ему становится стыдно. Например, сказка Льва Толстого «Косточка» – она и небольшая, и интересная, и поучительная. Мультиков на такую тему и того больше.

Поддержка и возможность исправить ситуацию.
Если чадо не сознается в том, что он забрал чужое, предложите ему вернуть украденное «пока никто не заметил». Для маленьких создайте игровой момент. Скажите ребенку: «У нас завелся домовёнок и забрал мои сережки. Давай оставим ему пирожное, а он тогда их вернёт.»

Развитие уверенности в себе и внутренних принципов.
Нужно говорить о том, что воровать плохо. Как бы банально ни звучал этот совет. Напоминайте школьнику о том, что он хороший, вы его любите, цените и гордитесь им. Пусть он пройдёт курсы по уверенности в себе. Тогда шанс, что его возьмут «на слабо» и провоцируют воровство будет минимальным.

Подростковое воровство – частые причины

  • Стресс

    Много сложных событий в жизни иногда заставляют ребенка ударяться в кражу. Подростки рассказывают, что нет ничего приятнее, чем украсть понравившуюся вещь, да так, чтобы никто этого не заметил. Кого-то это просто расслабляет.

  • Потеря самоконтроля

    Даже имея самые сильные на свете принципы, люди иногда срываются и теряют контроль над собой. Сидели ли Вы когда-нибудь на диете? Помните, как срывались и съедали запретный хот-дог или шоколадку? Так вот, это то же самое. Ребенок что-то очень захотел и увидел самый простой способ получить желаемое.

  • Неуверенность в себе

    В компании подростка не курят и не пьют, у них новая шалость – они занимаются воровством. Чтобы попасть в такую «крутую» компанию или как-то подняться в глазах у других подростков ребенок и решается на подобные глупости.

  • Желание ребенка показаться «крутым»

    Кража вещей, которые даже не то, что нужны, а просто делают тебя значимым и популярным – явление нередкое. К этому же относится и кража денег.

  • Низкая самооценка

    Возможно, ребенку кажется, что единственное, что помимо воровства он ничего больше не умеет? Кошмарно, но бывает и такое.

  • Отсутствие адреналина

    Вашему ребенку кажется, что воровство – это весело? Значит, ему не хватает адреналина. Легко можно заменить походом в парк аттракционов или прыжком на тарзанке. (Если родители, конечно, не против.)

  • Плохие компании

    Удивительно, но такие компании возникают благодаря всем вышеперечисленным факторам, заставляя ребенка воровать. А после в них, как в черную дыру, засасывает других подростков с низкой самооценкой и без хороших и достойных друзей.

Причины воровства

Как видим, в шоке от факта, что в классе что-то украли, пребывают и учителя: как же так, вроде все приличные дети, и вдруг такое… На самом деле воруют самые разные школьники, из семей любого уровня. Подтолкнуть ребенка к совершению кражи могут следующие причины:

сильное желание обладать определенной вещью. Примерно к 5–7 годам у ребенка формируется понятие о том, «что такое хорошо и что такое плохо». То есть любой первоклассник прекрасно осознает, что воровать – плохая идея. Но при этом желание получить понравившуюся вещь hic et nunc (лат. – «здесь и сейчас») оказывается сильнее совести и внутреннего протеста. Такая причина характерна для детей со слабой волей, чрезмерно контролируемых родителями. Навязчивая опека подавляет развитие у ребенка самоконтроля и самодисциплины. Будучи уже большим, он не в силах противиться искушению и сказать твердое «нет» сиюминутному желанию;
протест против чрезмерно диктаторского отношения родителей, попытка выйти из-под жесткого контроля;
недостаток душевной близости в семье

С одной стороны, ребенок стремится привлечь к себе внимание родителей плохим поступком, с другой – компенсировать украденными вещами или деньгами отсутствие любви и заботы; 
зависть. Почему, мол, у Маши есть, а у меня нет? При этом ребенок может оправдывать свой поступок тем, что у него такой вещи все равно никогда не будет, а Маше родители сразу новую купят;
добрые намерения

Младшеклассник может стащить какой-то предмет, но не для себя, а чтобы от чистого сердца подарить его маме, брату или лучшему другу – словом, тому, кого любит;
давление со стороны сверстников или ребят постарше. Это могут быть угрозы («расскажем всем кое-что про тебя/побьем тебя, если не принесешь то-то и то-то»), попытки взять на слабо или просто необходимое испытание, чтобы подростка приняли в компанию;
желание отомстить однокласснику за какие-то его действия, обидные слова или поступки. Ребенок хочет наказать противника, лишив того некой вещи или денег; 
двойная мораль в семье. Высказывания, которыми порой бравируют взрослые, могут крепко засесть в сознании ребенка: «Тихо взял, потом пошел – называется “нашел”», «На работе ты не гость – унеси хотя бы гвоздь» и т. д. Тем более если слова подкрепляются делом: есть взрослые, которые не стесняются приносить с работы – в зависимости от сферы, где они трудятся, – канцтовары, продукты, гвозди, запчасти и прочие мелкие вещи, да еще и радуются в присутствии ребенка своей «добычливости»;
необходимость купить угощение, игрушки и прочие мелочи другим детям (а для этого деньги приходится украсть) и приобрести таким образом их симпатию. На такой шаг чаще идут неуверенные в себе ребята, которые не знают, как еще можно найти друзей, и не верят, что дружить можно и просто так, без материальной выгоды;
стрессовая ситуация: развод родителей, рождение младшего братика или сестренки (любовь и дружба могут возникнуть не сразу, а пока ребенок воспринимает новых родственников как соперников в борьбе за родительское внимание), переезд на новое место жительства и т. д. Эмоциональное напряжение ослабляет волю, и не поддаться искушению становится сложно. (Заметим в скобках, что точно так же ведут себя порой и взрослые. Да, они не воруют, но вспомните, сколько людей заедает стресс пятой конфетой или третьим пирожным, не в силах сопротивляться своему желанию и забывая о собственном здоровье.);
уверенность во вседозволенности – у ребенка отсутствуют границы нормы, и он не привык слышать отказ, заявляя о своих желаниях;
желание рискнуть и получить дозу адреналина;
клептомания – психическое заболевание, когда человек ворует не ради выгоды, а просто потому, что не может не взять. Похищенные вещи он может где-то складировать, никак их не используя. Но все же это очень редкая болезнь. Гораздо чаще встречается ситуация, когда воришка, чтобы уйти от наказания, заявляет, что он якобы клептоман. 

Что делать?

Если вы поймали ребенка на месте преступления, уверены в его вине на 100%, то психологи рекомендуют, во-первых, сразу же пресечь воровство, во-вторых, спокойно поговорить с ребенком, именно спокойно – без криков и обвинений, и, в-третьих, наказать.

Разговор

Беседа должна проходить в спокойной обстановке, чтобы никто вам не мешал. Говорите спокойно, ровно. Обязательно скажите, что вам очень стыдно и вам тяжело понимать и принимать то, что такое могло случиться в вашей семье. Выясните, зачем он взял деньги или вещь, что двигало им. Следующий шаг, объясните, что такое деньги, как тяжело они даются, на что они идут. В будущем ребенка, если он достаточно взрослый, можно привлечь к планированию бюджета, чтобы он лучше понимал, какая сумма уходит на квартплату, какая – на продукты, какая – на развлечения и т. д.

Малышу, если он совершил кражу или обман впервые, объясните, что так поступать нехорошо, что правда всегда выплывает наружу, здесь можно привести примеры из мультфильма или вашего опыта. Скажите, что воровать и обманывать – не самый лучший выход, простой вежливой просьбой можно добиться большего.

Наказание

Самая действенная мера, по мнению психологов – это заставить ребенка полностью восполнить нанесенный ущерб самостоятельно

Важное условие: он должен заработать деньги сам, почувствовать их ценность. Подростку можно предложить подработку, например, раздавать листовки, разносить почту, продавать газеты и т

д. Ребенку помладше подойдет следующий вариант: вы будете платить ему небольшие суммы за домашние дела: уборка, мытье посуды, работа на дачном участке. Так у него появятся свои деньги, из которых он должен будет возмещать ущерб. Если проступок совершил малыш, например, украл игрушку у друга, то, кроме украденного, он должен отдать пострадавшему вещь, которая представляет для него большую ценность.

Ваша задача – показать ребенку, что он совершил серьезный проступок, что выбранное наказание справедливо, что вы понимаете, что он сделал ошибку, и не стали любить его меньше, но в то же время готовы принять самые решительные меры.

Не пойман – не вор

В случае, когда вина ребенка не доказана, лучше промолчать. Отложите разговор до того момента, когда будете абсолютно уверены. Несправедливое обвинение травмирует детскую психику.

Конечно, полностью оправдывать такие серьезные проступки нельзя. Ребенок в 4-5 лет уже прекрасно понимает, что, обманывая и присваивая чужие вещи, он поступает нехорошо, совершает запрещенное действие. Наказание должно быть правильным и соразмерным. Если эти меры не помогли, не стесняйтесь обратиться к детскому психологу, он обязательно найдет выход из данной ситуации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.