- В какую секцию лучше отдать ребенка?
- Мальчика
- Девочку
- Куда можно бесплатно записать ребенка
- Для детей от одного года, от 3 лет, от 5 лет
- Что такое сертификат дополнительного образования
- Самые распространенные вопросы, которые встают перед родителями
- Как выбрать кружок, интересный для ребёнка?
- Дополнительные временные затраты
- Как выбрать детские компьютерные курсы?
- Творческое направление
- Заставлять – не заставлять
- В жизни может пригодиться
- Когда отдавать ребенка в кружки и секции?
- Советы
- Нельзя лишать ребенка детства
В какую секцию лучше отдать ребенка?
Чтобы правильно выбрать секцию для ребенка, нужно учитывать его способности и интересы. Родителям следует понаблюдать за малышом: какие игры он предпочитает, как ведет себя с другими детьми. Если малыш любит купаться, то ему наверняка понравиться плаванье.
Если из всех игрушек он предпочитает мячик, то стоит отдать его в секцию по футболу или теннису. Полезно учитывать темперамент. Творческие секции больше подходят для меланхоликов. Сангвинику, скорее всего, понравится легкая атлетика.
Нельзя приобщать малыша к спорту слишком рано, когда у него плохое настроение. Это может вызвать негативные эмоции, отвращение к физической деятельности, переутомление. Врачи не советуют маленьким детям увлекаться соревновательным процессом. Поражения могут стать причиной стресса, появления психологической проблемы.
О том, что направление физической деятельности было выбрано родителями правильно, говорит следующее:
- малыш с удовольствием посещает занятия;
- у него улучшилось настроение;
- ребенок стал меньше болеть;
- у малыша повысилась концентрация внимания, он стал уравновешенным и дисциплинированным;
- ребенок достигает успехов в выбранном спортивном направлении.
Выбор спортивной секции – сложная задача для родителей
Педиатры и психологи рекомендуют принимать во внимание пол ребенка. Ведь девочки и мальчики отличаются друг от друга в физическом и психоэмоциональном плане.
Мальчика
Мужчина должен быть сильным, выносливым, целеустремленным. Поэтому мальчикам нужно выбирать те виды спорта, которые формируют такие черты характера. Предпочтение стоит отдавать направлениям физической активности, которые снижают уровень агрессии, повышают концентрацию внимания, учат самоконтролю.
Психологи и педиатры рекомендуют такие детские секции с 4 лет для мальчиков:
- футбол;
- восточные единоборства;
- спортивная гимнастика;
- плавание.
Девочку
Женщины должны быть грациозными, гибкими, стройными, иметь правильную осанку. Поэтому для девочек следует выбирать те виды физической деятельности, которые направлены на формирование красивого и пластичного тела.
Педиатры и психологи советуют отдавать девочек с 4 лет на такие виды спорта:
- художественная гимнастика;
- плавание;
- танцы;
- фигурное катание.
Определившись с направлением физической деятельности, следует отвести ребенка на пробное занятие.
Куда можно бесплатно записать ребенка
Сертификат дает право на посещение 1 бесплатного кружка или секции. Родители могут выбрать учреждение дополнительного образования исходя из интересов ребенка, возможностей населенного пункта или близости расположения дома культуры или спортшколы.
3 шага для получения бесплатной путевки пенсионеру
Читать
Все о льготном питании. Кому положено и как получить?
Перейти
Для детей от одного года, от 3 лет, от 5 лет
Центры раннего развития теперь работают только на платной основе. . Родители могут выбрать учреждение по своему усмотрению, например, занятия плаванием с мамой для грудничков или художественную гимнастику и рисование для деток постарше.
Если родители решат отдать в такую секцию ребенка до достижения им возраста 6 лет, занятия придется оплачивать из собственного кармана. При этом семья еще и несет дополнительные расходы — на инвентарь (для художественной гимнастики или фигурного катания), тренировочную одежду и обувь, костюмы для соревнований, траты на участие в спортивных стартах и сборах.
Что такое сертификат дополнительного образования
Раньше деньги выделялись на кружок в целом – оплату труда педагога, расходные материалы и другие расходы. Потом был переход к подушевому финансированию, то есть, деньги выделялись на каждого ученика. Эту систему недавно модернизировали и ввели сертификаты.
Впервые о сертификатах начали говорить в 2016 году, когда в рамках Федеральной целевой программы развития образования провели конкурс и выбрали пилотные регионы для внедрения нововведений. Тогда участниками эксперимента стали несколько субъектов РФ, в том числе Тульская область, Татарстан, Пермский край, ХМАО-Югра и т.д. В последующие годы новая система появилась и в других регионах.
Сертификат нужен для подтверждения права у ребенка проходить дополнительное обучение за счет бюджета. Сам по себе сертификат не является чем-то ценным – это просто бумага, на которой есть специальный номер, который, в свою очередь внесен в специальный реестр вместе с данными на ребенка.
Сертификат может иметь 2 статуса:
- сертификат учета: обязательный для всех, служит для того, чтобы государство отслеживало число кружков, которые посещает ребенок;
- сертификат финансирования: если ребенок поступает в кружок на общеразвивающую программу, на сертификат поступают деньги, которые затем списываются на оплату кружка.
При этом часть занятий остаются бесплатными, это могут быть программы предпрофессиональной подготовки, программы в школах искусств, спортивных школах, или важные для региона программы. Их финансируют по старой схеме.
Естественно, большая часть «обычных» кружков попадает в группу, которая предполагает финансирование за счет сертификата. И среди них государство гарантирует оплату лишь одного кружка.
С одной стороны, это не понравится родителям вундеркиндов, которые посещают сразу несколько кружков и раньше теоретически везде могли попадать на бесплатные места. С другой, это гарантирует, что хотя бы один кружок будет бесплатным.
Раньше государство платило образовательным учреждениям за каждого обучающегося, исходя из норматива (то есть, норматив умножался на количество детей). Теперь будут платить за каждого конкретного ребенка, который принес свой сертификат.
Кажется, это одно и то же, но система изменилась. Раньше, если ребенок не мог попасть в бесплатный кружок, он оставался вообще без бесплатного дополнительного образования. Теперь он может пойти в любой кружок, который будет оплачен сертификатом.
По замыслу авторов идеи, это должно стимулировать у детей чувство ответственности, а также дать доступ к тем занятиям, которые раньше были только платными.
Сертификат работает в государственных, муниципальных и даже частных организациях. Главное, чтобы они имели лицензию и были подключены к этой системе.
Еще новая система снова делает возможной доплату родителями за кружки. Этой возможности не было с 2010 года, когда занятия поделили на исключительно платные и исключительно бесплатные.
Сумма по сертификату разная в разных городах. Например, в Московской области это примерно 12 тысяч рублей в год. Соответственно, если занятия в частном образовательном центре стоят дороже, родители могут доплатить недостающую сумму. Но если кружок относится к муниципальному образовательному учреждению, сертификат покроет все расходы.
Самые распространенные вопросы, которые встают перед родителями
Какие самые обычные детские студии, куда стоит водить кроху:
- Музыкальная;
- Художественная;
- Танцевальная;
- Спортивная;
- Робототехника
- Развивающая (математическая, английская и т.д.).
И еще один вопрос о возрасте. Во сколько стоит записать на кружок карапузов? Как я уже заметила, возраст играет ключевую роль, а потому, чем раньше, тем лучше. Тем более, что есть еще одна веская причина для этого. Вот подумайте сами, когда малыш больше загружен всевозможными делами, когда ему 5 лет и он еще не ходит в школу, у него нет домашних заданий по 4-8 предметам, или, когда ему 12 лет и он устает после школьных занятий так, что его силком приходится принуждать делать д/з?
Конечно, и школьник будет посещать секции. Но не столько, а лишь те, что продолжат его развитие в той отрасли, которая ему ближе, и, возможно, станет основой для его будущего. Об этом мы поговорим еще.
Музыкальная. Умение красиво петь поможет карапузу в школе на уроках пения или участвовать в различных школьных мероприятиях. Да и домашние праздники или утренники, или встречи с друзьями редко обходятся без пения или игры на инструменте. Кроме того, ученые давно открыли, что музыка влияет на математические способности людей! Каких бы успехов вы там не добивались, хорошо вы играли или плохо, красиво пел или нет, во взрослой жизни это в определенный момент убережет от многих глупостей, которые совершают люди с узким кругозором
Часто дети и не смогут сыграть ничего после окончания школы, но это и не важно, главное, что этот параметр присутствует в его нейронной сети. Что это значит простыми словами: друг зовет сделать глупость, но ребенок не пойдет, он не сможет сопоставить себя с ним, потому что у него есть уникальный параметр в нейросети – я закончил музыкальную школу
Робототехника. Много школьников в 10 лет уже способны сами создать робота, а это перспективное направление и вряд ли человек, который умеет делать роботов, будет работать уборщиком.
Художественная. Если кому-то кажется, что художка не для мальчиков, не торопитесь! Я даже не буду говорить про уроки рисования. Только про то, что информация, полученная на уроках рисования, лепки, истории искусства, графике, композиции, живописи и т.д. сделает из вашего крохи всесторонне развитого человека, умеющего, как минимум, покорить сердце девушки, нарисовав ее портрет. Да и сформирует из него дизайнера своего дома. Кроме того это отличная база для таких современных интересных профессий, как мультипликатор, создатель 3d графики, виртуальной реальности, которая набирает оборотов.
Танцевальная. Пластика, гибкость, умение двигаться, красивые движения, ровна осанка, вот что даст малышу эта студия, если вы запишете туда свою девочку или паренька.
Спортивная. Ратую всем родителям гиперактивных крох задуматься об этой секции, чтобы малыши оставляли там хоть часть своей неиссякаемой энергии. Что это будет за кружок? Выбирать вам: бокс, карате, атлетика или армреслинг. Да и спокойным карапузам не помешает физическая активность, чтобы вырасти красивыми и здоровыми.
Развивающая. До 7 лет хорошо бы научить малыша всему, что ему поможет справляться со школьной программой: умению читать и писать, считать, знать азы иностранного языка. Тогда и школа не принесет больших проблем, и у учителей можно заработать хорошую репутацию, и не будет стресса, обычного для многих учеников от нагрузок. Очень много таких развивающих кружков для малышей 2-3 лет.
И еще, что очень важно! Когда малыш ходит на кружки, он:
- Учится общаться с детками разного возраста;
- Понимает, что такое распорядок;
- Становится более ответственным;
- Развивается трудолюбие.
Как видите, сплошная польза. Но, карапуз подрастает, идет в школу и просто не успевает посещать все центры. Что делать? Стоит задуматься о том, чтобы оставить какие-то секции. А на другие ходить. Но что оставить? Это будет зависеть от самого крохи.
Как выбрать кружок, интересный для ребёнка?
Лучший способ узнать, на какие занятия записать ребёнка — поговорить с ним на эту тему и узнать, какие занятия ему нравятся и на какой кружок он хотел бы записаться.
Наблюдайте за ребёнком. Присмотритесь, какой талант у него есть. Одни дети отлично концентрируются на занятиях и быстро запоминают информацию, другие могут часами сидеть рисовать, а кому-то требуется постоянное движение.
Вспомните, в какие игры любит играть ребёнок с вами или со своими сверстниками.
При выборе индивидуальных или групповых занятий знайте, что на первом всё внимание уделяется одному ребёнку, поэтому он лучше понимает и запоминает материал. На групповых занятиях дети стремятся подражать друг другу
Если все ученики успевают хорошо выполнить задания, то и слабый ребёнок будет тянуться за другими.
Не ограничивайте ребёнка. Предлагайте ему разные занятия. Пусть он пробует и спорт, и игру на инструменте, и рисование, и театральное творчество.
Сходите с ним на семейный мастер-класс или поинтересуйтесь, как прошло первое занятие по футболу. Так вы легко поймёте, увлечён ли ребёнок и стоит ли его записывать в кружок или секцию.
На этапе поиска и определения интересов ребёнка нет ничего страшного в том, что он кинет кружок после двух занятий.
Общие критерии, по которым вы легко выберите подходящий кружок ребёнку:
- Удобство.
- Условия обучения. Групповые занятия больше направлены на развитие эмоционально-волевой сферы, а индивидуальные — на логическое мышление. Например, в хоре ребёнок научится не только прислушиваться и петь с другими детьми, но и преодолевать страх публичных выступлений. На индивидуальных занятиях по пению он будет лучше понимать, как красиво и правильно извлекать звуки.
- Цена. Это не только стоимость самих занятий, но и покупка снаряжений, формы или музыкальных инструментов.
Дополнительные временные затраты
Безусловно, занятия спортом и творчеством отнимают время у детей, и они меньше будут уделять его урокам. Но здесь требуется разумный подход. Ребенок не должен без конца сидеть за выполнением домашних заданий. И если вы не запишете его сразу и на фехтование, и на музыку, и на хореографию, и на английский язык, и на шахматы, а ограничитесь одним-двумя направлениями, то время будет потрачено рационально.
Женщина установила помпы на бутылках из-под сока: они помогают ей экономить
Как из спелой дыньки сделать освежающий коктейль: очень простой рецепт
Целый год девушка питалась растительной пищей: преображение налицо (фото)
Как выбрать детские компьютерные курсы?
Компьютерные курсы научат ребёнка безопасно пользоваться интернетом, создавать простые сайты, делать собственные презентации и видео.
Виды компьютерных курсов:
Базовый курс информатики. Ребят знакомят с устройством компьютера, учат быстро печатать и работать в офисных программах Word, Excel, PowerPoint, Outlook и OneNote
Отдельное внимание уделяется безопасности использования сети Интернет. Благодаря курсам ребёнок сможет выступать на школьных научно-практических конференциях и делать крутые презентации для выступления на уроки.
Программирование
Программы подбираются в зависимости от возраста ребёнка. Интерактивные уроки позволяют не заскучать ученикам. Курсы научат ребёнка создавать разные проекты, программы, сайты для учёбы и себя.
Робототехника. На кружке робототехники дети могут придумать, смоделировать, создать и запрограммировать своего робота.
Курс по разработке компьютерных игр. Подходит для ребят 14-17 лет. Дети на занятиях изучают трёхмерное моделирование и пробуют себя в проектирование 2D и 3D игр.
Во время занятий школа должна обеспечить каждому ученику безопасное рабочее место. Для обучения используются только современные компьютерные устройства и удобные кресла. Занятия проводятся с перерывами для разгрузки глаз.
Творческое направление
- Танцевальный кружок сочетает в себе и спорт, и вид искусства. У малыша разовьется пластичность, грация, сформируется правильная осанка, ребенок научится чувствовать ритм, станет артистичным. Кроме этого, занятия позволяют получить массу положительных эмоций.
- Музыкальная школа. Занятие музыкой или вокалом способствует развитию голоса и слуха. Стоит учитывать, что малыши, занимающиеся в подобных кружках, вырастают ласковыми, коммуникабельными и добрыми, у них отсутствует застенчивость при выступлении перед публикой.
- Изостудия или художественная школа дает ребенку возможность развить образное мышление, изобразительные навыки и воображение. Занятия поспособствуют совершенствованию мелкой моторики, будут влиять на развитие левого и правого полушария головного мозга.
Заставлять – не заставлять
Дочка во всем руководствуется только своими ощущениями, личность учителя для нее — доминирующий фактор. Если нравится преподаватель, она готова, сдерживая слезы, и на шпагат тянуться, и часами бить по клавишам, и ежиков лепить. А если руководитель «не в масть», то будут и головные боли, и «я опоздала, поэтому в зал меня не пустили…», и «она так ругается, что я все позабыла…» И перед каждым занятием борьба интересов: «Иди!» «Не пойду!» С одной стороны, нужно учитывать пристрастия ребенка, а с другой — ребенок маленький, настроения меняются ежеминутно, и каждому «гулянию настроений» давать ход — это не дело. Нельзя посещать занятия время от времени, там тоже своя достаточно жесткая программа. Что делать? Нужно искать первопричину. Поводом нежелания ходить на занятия может быть не только личность преподавателя, но и какая-нибудь мелочь, на наш взрослый взгляд. Например: «Все девчонки танцуют в лосинах, а я в спортивных брюках», «Я подошла, поздоровалась с девочками, а они мне не ответили, а Катька так посмотрела! В общем, на танцы ходить не буду!» И ты, мама, понимаешь: если разрешить не ходить в танцевальную студию, потом будет отказ заниматься музыкой и рисованием. Ребенок приведет десятки доводов, почему ему не нравятся эти занятия, и те. И вместо этого будет бесцельное сидение у телевизора и бесконечный треп по телефону с подружками. Поэтому, найдя первопричину, нужно постараться ее либо устранить, либо обсудить. Купить лосины, как у ее подружек. Занятия танцами важнее, чем сумма, потраченная на блестящие рейтузики. «Что обсуждали девочки, когда ты подошла? Вот видишь! Я думаю, если бы тебе пересказывали вторую серию мультика про Шрека, ты бы тоже никого не увидела!» Постоянно расспрашивайте детей и общайтесь с их родителями, чтобы быть в курсе дел.
В жизни может пригодиться
Фото: Ленфильм.
Виталий Соломин был боксером не только на съемочной площадке сериала о Шерлоке Холмсе. В юности актер посещал секцию бокса в родной Чите. Правда, ударить человека по лицу Виталию с его интеллигентным воспитанием было поначалу сложно, и удары Соломин отрабатывал на боксерской груше. Но потом дело пошло, и будущий актер даже стал обладателем первого юношеского разряда.
Фото: РИА Новости
А Юрий Башмет ходил в секцию по прыжкам в воду, водному поло, но по-настоящему увлекся фехтованием — под впечатлением от фильма «Три мушкетера». Сначала Юра с друзьями фехтовали на палках во дворе, а потом он записался в секцию. Но дальше второго юношеского разряда дело не пошло — мама забрала его из спорта из опасения, что кисть может утратить гибкость, необходимую, чтобы управлять смычком.
А как у соседей
Когда отдавать ребенка в кружки и секции?
В идеале специализированное обучение ребенка (рисование, пение, танцы, профессиональный спорт) лучше начинать не ранее 5-6 лет. Именно этот возраст является отправной точкой для «настоящей» учебы, т.е. ребенку становится проще повторять, делать по образцу, он постепенно отходит от детской спонтанности.
Не стоит бояться того, что вы упустите время, и малыш чего-то недополучит. Наоборот, в сравнении со сверстниками, посещавшими разнообразные секции с самого раннего возраста, он будет более свободен в самовыражении, будет лучше понимать свои желания и возможности, испытывая к занятиям искренний интерес. Детям, которых уже в 3 года целеустремленные родители отдали, допустим, в профессиональный спорт, бывает сложно потом понять, действительно ли это «их» дело.
Если говорить о конкретных видах занятий, то для самых маленьких (с 2 лет) можно посоветовать только занятия физкультурой, ритмикой – это полезно для гармоничного развития. Начинать обучение пению лучше не раньше 5 лет, музыке – не раньше 6 лет. Музыкальную теорию ребенок будет готов воспринимать с 7-8 лет.
Танцы, несмотря на кажущуюся очевидной пользу, вызывают массу споров среди родителей. С одной стороны, они способствуют физическому и эстетическому развитию ребенка, а с другой – возникают вопросы, для чего эти занятия нужны вообще: для удовольствия или в качестве профессионального спорта со всеми вытекающими последствиями. Танцевать для удовольствия можно и в 3-4 года, но в кружке это в любом случае будет обучение, которое мешает ребенку придумывать собственные (пусть и дикарские) танцы. А начать настоящие тренировки, направленные на участие в конкурсах и чемпионатах, ребенок сможет не раньше 5 лет.
Примерно так же обстоят дела с профессиональным спортом. Не стоит торопиться: если ребенок еще маленький, а вы выбираете по собственным соображениям спорт для «будущего чемпиона» (чаще всего прилично вкладываясь материально), тем самым вы лишаете его возможности самостоятельного выбора в будущем. Кроме того, профессиональный спорт не лучшим образом влияет на здоровье и психику ребенка, поэтому решение о таком выборе должно определяться настоящими желаниями и способностями ребенка. И конечно, отдавать его на серьезные тренировки нужно не ранее 5-6 лет.
Водить ребенка в бассейн до 5 лет можно лишь с целью веселых игр в воде. Адекватно воспринимать указания тренера и выполнять их малыш сможет по достижении 5-6 лет. Это относится не только к профессиональным спортивным занятиям (вы хотите вырастить олимпийского чемпиона), но и к простому обучению плаванию.
Рисование, несомненно, очень полезно для детей, даже для полугодовалых крох. Однако освоение техники рисунка не стоит начинать до 4-6 лет.
Занятия иностранными языками очень манят родителей, ведь школы раннего развития обещают, что научат даже 3-летку говорить на иностранном языке (а то и не на одном!). Действительно, 3 года – возраст наиболее восприимчивый для усвоения речи. Но все-таки речи в первую очередь родной. Раннее изучение иностранного языка вызывает путаницу в голове ребенка, что мешает ему овладевать родным языком, который формируется лишь к 6-8 годам. Конечно, есть дети, растущие в двуязычных семьях, но о них следует говорить отдельно. Специалисты-логопеды предупреждают об опасности раннего изучения иностранного языка. В частности, возможно возникновение дисграфии – нарушения письма, довольно часто встречающееся у современных школьников. Поэтому логопеды и советуют не торопиться с иностранным языком. Если вы четко настроены обучить ребенка иностранным языкам уже в 3-4 года, выберите всего один и не забывайте, что занятия должны происходить в игровой форме. Кроме того, занятия языком в дальнейшем должны будут носить регулярный характер, иначе они полностью утратят смысл – ребенок попросту забудет всё, чему его учили.
Советы
1. Примерно за год начинайте собирать информацию, как представлена досуговая деятельность в вашем районе.
2. Определите для себя, что вы хотите в результате получить. По какому принципу будете подбирать дополнительные занятия. Либо ваш ребенок занимается тем, что ему интересно, например, он любит рисовать, и вы его отдаете в художественную студию. Либо стараетесь разносторонне развить своего ребенка. Он рисует хорошо. Отлично! Тогда нужно подобрать занятия, которые будут развивать другие творческие наклонности, скажем, спортивные или музыкальные.
3. Постарайтесь найти «своего учителя», с которым будет комфортно вашему ребенку. Меняйте преподавателя, если он вас не устраивает. Ошибки, как и в любом другом деле, здесь неминуемы.
4. Выбор кружков – секций начните с определения основных занятий вашего ребенка, а остальные «добирайте», исходя из оставшегося времени и возможностей, которые дарят вам ближайшие к дому досуговые центры.
5. Если на день попадет несколько занятий, смотрите, чтобы было чередование. Умственная нагрузка сменялась физической (спорт, танцы, ритмика) или творческой (рисование, лепка, оригами).
6. Если ребенок трудно адаптируется в новом коллективе, то первое время присутствуйте на занятиях или подберите ему компанию, чтобы ходил он на занятия с друзьями.
Смысл дополнительного образования мне видится в том, чтобы нащупать ту сферу деятельности, в которой ребенок смог бы полностью реализоваться, и она стала его профессией, делом его жизни.
Нельзя лишать ребенка детства
Ошибка номер один, самый вредный и ужасный миф – это «не надо лишать ребенка детства». Результат действия мифа – не выбрать ничего: «Пусть он больше гуляет и играет на свежем воздухе, гоняет мяч во дворе, а нагрузки и в школе огромные».
«Пусть бегает во дворе, играет и отдыхает!»
Согласно статистике, в 36 % семей дети не посещает дополнительные кружки и секции. Что думают эти родители? 46 % говорят, что ребенку секции не нужны, 5 % отвечают, что «занятия в кружках и секциях не представляют интереса для самого ребенка». Цифры пугающие. Лишь около 8 % родителей честно признаются, что у них нет возможности водить ребенка на занятия.
«Нельзя лишать детства» – это такая удобная позиция родителя. Сказать, что тебе некогда заниматься ребенком (или хотя бы просто признаться в этом себе), – болезненно для собственной совести и самолюбия. А вот оправдать свое бездействие благими намерениями уже гораздо легче.
«И почему сейчас стало модно лишать детей детства?»
К сожалению, этот миф культивируется многими врачами и психологами. Соматические проблемы часто списываются на большие учебные нагрузки. «Он слишком много учится, вам лучше бросить все дополнительные занятия, у вас и так специализированная школа!», – сказали мне самой на последнем приеме у врача. «Но ему нравится учиться, он с удовольствием делает уроки и посещает свои секции», – пыталась возразить я. «Такого не может быть!», – был вердикт.
И в рекомендациях психологов сегодня такой широкий спектр мнений, что вы без проблем найдете «правильное» обоснование любых своих действий и бездействий.
У ребенка врожденная жажда познания и развития. Ему интересно учиться, узнавать новое, делать открытия, строить гипотезы и искать им подтверждение. Это и есть развитие. Это и есть детство. Не лишайте своего ребенка детства – помогите ему найти тех, с кем он сможет совершать открытия, учиться и узнавать новое с большей эффективностью и отдачей.
Занятие в школе им. Анатолия Карпова, Москва