Три состояния личности

Становление внутренней позиции

Ребенок с развитой внутренней позицией включается в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном исполнении намерений и целей, но, исследования показали, что внутренняя позиция недолговечна. К третьему классу обучения она выражается уже слабо, а затем совсем исчезает.

Специалисты видят причину исчезновения внутренней позиции школьника в высокой регламентации учебного процесса, а также в игнорировании особенностей мотивации.Если до поступления в школу внутренняя позиция не была сформирована, то и в школе она практически не формируется – такой вывод был сделан на основании исследований, проведенных в лаборатории Н.И. Гуткиной.

В исследованиях, проведенных М.С. Гриневой, рассматривалась возрастая динамика личностной готовности ребенка к школе от 5 к 7 годам. В результате было отмечено, что период от 5 до 6 лет является наиболее благоприятным для формирования мотивов учения, а после 6 лет эффективно развивать сферу самосознания и познавательную мотивацию.

Если сравнивать детей, поступающих в школу, конца 2000-х годов с детьми конца 1980-х годов, то значительные различия отмечаются в сфере самосознания, содержании внутренней позиции и мотивационном аспекте деятельности. Внутренняя позиция школьника у современных 6-7 летних детей обогащена знаниями о содержании школьной жизни и необходимости учиться. Что касается дошкольников, то их позиция связана с представлением о детском саде как о форме подготовки к школе.

Для современных первоклассников характерно стремление к сохранению дошкольных форм отношений с взрослыми, а это говорит о том, что период формирования раннего образа «Я» становится у современных детей более длительным. Исследования также показывают, что дети, живущие в городе, о школе хорошо осведомлены к 5 годам образ школы для них довольно притягательный. Возможно, это связано с конкретной школьной атрибутикой – портфель, учебник, парта, которые, скорее всего, выступают для них как игровые аксессуары. Пятилетние дети ещё не осознают уклад школьной жизни – формы обучения, поощрения, наказания, правила, особенности общения и др.

Конкретизация представлений школьного уклада жизни с положительным к ней отношением укрепляется к 6 годам, что выражается в принятии групповой урочной формы работы и отказе от индивидуальных занятий на дому. Большинство детей хорошо принимают групповую урочную форму обучения, и образ школы для них является местом получения знаний.

Для 7 летних детей значимой уже становится отметка, которая воспринимается как поощрение их учебной деятельности, причем приходит и понимание того, что в школу дети приходят не за отметками и в самой учебе есть другие смыслы. Так постепенно они осваивают новый социально значимый для них статус и приобщаются к миру знаний.

Становление внутренней позиции школьника рассматривается также и через «позиционное самоопределение» и становление самооценки.

Между внутренней позицией школьника и самооценкой была установлена связь в экспериментальном исследовании Л.Г. Бортниковой. Было выяснено, что высокая самооценка соответствует оптимальному уровню развития внутренней позиции школьника.

В младшем школьном возрасте у ребенка происходят в отношении к себе серьезные изменения. В 7 лет в период кризиса появляются устойчивые представления о «Я-идеале» – это своеобразная норма, с которой ребенок сравнивает свое поведение, а это значит, что процесс оценивания себя становится рациональным.

Замечание 1

Именно в младшем школьном возрасте идет постепенное расхождение «Я-реального» и «Я-идеального».

Кто такой Родитель?

В первую очередь – это контролирующий орган, занимающийся воспитанием младшего товарища. Он всегда знает, как занять ребенка, какие указания ему дать, чему научить

И, что немаловажно, у него всегда наготове критические замечания

Вспомните свое детство: скорее всего, мама или папа (а то и оба) частенько давали вам домашние поручения, проверяли правильность выполнения заданий, контролировали «собран ли портфель» и так далее.

Лично в моем детстве всегда наготове были следующие пункты «родительского меню»: помыт ли пол, чиста ли посуда. И, что больше всего меня удручало, – проверка скрипичного домашнего задания.

Мои музыкальные экзерсисы регламентировались временем, по истечении которого мне нужно было обязательно сыграть «контрольный раз». Иногда этих контрольных разов было несколько, ибо с первого раза проверка не была пройдена.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Каковы последствия того, что ребенок не выполнил задания или выполнил его некачественно? Как правило – наказания, лишения чего-либо. Телевизора (сейчас уже компьютера), гуляний, каких-то подарков и так далее.

Что интересно:  вырастая, мы время от времени все равно попадаем в эти две позиции.

Жены контролируют мужей (что покушал, где деньги, почему не пришел вовремя с работы) – и тем самым включаются в роль Родителя. Мужья, оправдываясь, – попадают в роль Ребенка. Делают заначки, не говорят всей правды.

Последствия: у мамочки в семье на одного малыша больше. И если всех это устраивает – то у такой семьи отличные шансы на долгое существование. Иногда бывает и наоборот: вместо мужа и жены под одной крышей живут «папа» и «дочка».

Ребенок

Ребенок – «хочу», «нравится». Тут и описывать ничего не нужно, достаточно вспомнить классические поведенческие особенности детей: истинные эмоции никогда не скрываются, они же диктуют слова и действия. Что еще делают дети? Капризничают, хулиганят, плачут, смеются, пугаются, обижаются. Их словарный запас отличается выражениями:

  • хочу, не хочу;
  • замечательно;
  • надоело;
  • когда же это все кончится;
  • к черту это все;
  • ни за что не соглашусь;
  • я вас безумно люблю.

То есть ребенком правят эмоции и чувства, что незамедлительно отражается в поведении и общении. Ребенок отвечает за непосредственность, изобретательность, обаяние (естественный ребенок), но вместе с этим бывает капризным, агрессивным, бунтующим, плаксивым, обидчивым (адаптивный ребенок).

Психоанализ личности Эрика Берна и его польза в продажах и переговорах

Эрик Леннард Берн – известный американский психолог, который прославился благодаря своей работе по трансактному анализу личности человека, которую подробно изложил в своей книге «Games People Play», что в переводе означает: «Люди, которые играют в игры», в 1960 г. Помимо этого бестселлера, было издано десятки книг по психоанализу, которые по сей день являются настольными книгами многих психологов.

Суть его работы состояла в том, что он выделил три состояния личности человека, которые зависят от текущих обстоятельств и генетических задатков человека. Он описал три сценария, которые получает каждый из нас еще в детстве, от своих родителей или нашего окружения. Эти сценарии поведения, записываются, как шаблоны, которые и проявляются в зрелом возрасте во всех жизненных ситуациях.

В работе с людьми такой психоанализ состояния личности помогает понять скрытые мотивы клиента и правильно подстроится под него. Для того, чтобы определить в какой роли он находится, нужно знать характеристику каждой, только так вы сможете применить трансактный анализ в продажах. Давайте разберемся с каждым из трех эго-состояний.

Три эго-состояния человека: «Родитель», «Взрослый», «Ребенок»

Сейчас мы рассмотрим три роли, в которых могут находится как клиенты, так и продавцы. Определим их основные характеристики и отличия для более полного понимания психологии общения с клиентом.

Позиция «Родитель» — это доминантная позиция в общении, так как «родитель» может как контролировать, так и заботиться о ком-то. Такой психотип сопровождается повышенной долей ответственности за свои обязанности и действия, серьезностью, бесцеремонностью и жесткостью в общении. Все общение будет сводится к попыткам управлять, доминировать, контролировать собеседника, поучая его сквозь призму жизненного опыта и мудрости. В этой роли, собеседник будет постоянно «сверху» — он будет:

  • Критиковать.
  • Требовать соблюдения его правил.
  • Наказывать.
  • Высказывать свое экспертное мнение.
  • Привередничать в принятии чужого мнения.
  • Учить.
  • Проявлять ненужную другим заботу.

Данное состояние «Родителя» сопровождается такими выражениями:

  • «Мы сейчас сделаем то и это …».
  • «Я лучше сделаю это самостоятельно!»
  • «Так никто не делает!»
  • «Я сказал … , Я говорю что … ».
  • «Сейчас разберемся!»
  • «Не волнуйтесь вы так! Все под контролем!»

Поза и манера общения у «Родителя» всегда уверенная, как бы «сверху», тон уверенный и настойчивый. Указывающие жесты, поза руки на поясе, властные жесты прикосновение к плечу (по спине) как у родителя, еще раз укажут вам на соответствие человека данному психотипу.

Позиция «Взрослый» сопровождается взвешенным, уравновешенным, рассудительным и анализирующим поведением. Рациональность – основной признак данного психотипа. Если в «Родителе» могут преобладать эмоции, через эго воспитателя, то у «Взрослого» все проходит через логический анализ, размышление и поиск оптимального решения для всех сторон относительно реальной ситуации «здесь и сейчас». Попытки разобраться в ситуации (как она есть) и зрелые вопросы, подтвердят роль «Взрослого». Фразы типа:

  • «Давайте обсудим…»
  • «Как мы поступим дальше?»
  • «Я считаю, что нам нужно взвесить все …»
  • «Мне нужно время, поразмыслить над вашим предложением»

Это фразы человека в роле «Взрослого». Слушайте внимательно клиента и вы сможете с легкостью определить этот тип личности.

Позиция «Ребенок» — характеризуется переменчивым поведением, своенравностью, игривостью. Такие люди проявляются через импульсное поведение, яркие эмоции, рискованность, тяга к новому (к приключениям), творческому подходу. Такие собеседники крайне непредсказуемы и очень интересны, так как они крайне открыты и общительны, но и в то же время обидчивы и ранимы. Все это делает работу с таким клиентом, далеко не праздником. Роль «Ребенка» может выражаться в таких фразах, как:

  • «Я могу это взять?»
  • «Мне можно … ?»
  • «Я хочу это сейчас!»
  • «Мне это не интересно!»
  • «Не хочу ждать!»
  • «А что будет, если … ?»

Позиция ребенка всегда «снизу», обращаясь глядя снизу вверх, как когда-то к родителю в детстве. Поступки и решения переплетенные с игрой на гране серьезности и ответственности. Скованная поза, неуверенность, пугливость и застенчивость могут выдать клиента в роли «Ребенка».

Несмотря на то, что эго-состояний всего шесть — это всего лишь производные от основных трех, которые мы рассмотрели: «Родитель», «Взрослый», «Ребенок». Зачем нам это нужно? Сейчас узнаете! Читайте дальше и вы найдете для себя еще один инструмент повышающий эффективность ваших переговоров с клиентом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.