В возрасте от трех до пяти

Содержание
  1. Влияние семьи и сверстников на развитие агрессивности
  2. Опыт переживаний детства
  3. Прямые влияния на развитие агрессивности
  4. Неблагоприятные условия, создаваемые родителями
  5. Насколько эффективно применение наказаний в дисциплинировании детей?
  6. Объяснение наказания
  7. Интеграция: анализ социального научения Паттерсона
  8. Непрямые влияния
  9. Влияние моделирования
  10. Резюме
  11. Глава 7. Насилие в масс-медиа
  12. Как приучить ребенка к распорядку дня?
  13. Во главе угла — базовые потребности
  14. Постепенное приучение к графику
  15. Индивидуальный подход к составлению распорядка дня
  16. График должен быть гибким
  17. Разумный компромисс
  18. Ведение переговоров
  19. Мнение Доктора Джеймса Добсона о наказании детей
  20. Научите их естественным и логическим последствиям
  21. Наказание и дети
  22. Мягкое или суровое наказание
  23. Телесное наказание
  24. Что нужно, чтобы перенаправить мнение о воспитании?
  25. Аргументы против наказания как сдерживающего средства
  26. Кабинет педагога-психолога
  27. Пример зонирования кабинета школьного психолога

Влияние семьи и сверстников на развитие агрессивности

​​​​​​​В главе 5 было показано, что некоторые люди имеют устойчивую склонность к насилию. Используют ли они агрессию для достижения своих целей, то есть инструментально, или просто взрываются приступами сильнейшей ярости, но такие люди ответственны за немалую долю насилия в нашем обществе. Более того, многие из них проявляют свою агрессивность в самых разнообразных ситуациях и в течение многих лет. Каким образом они становятся столь агрессивными? См. →

Опыт переживаний детства

Для некоторых людей ранний опыт семейного воспитания в значительной степени определяет их дальнейшие жизненные пути и даже может существенно повлиять на шансы стать правонарушителями. На основе своих данных и результатов ряда других исследований, проведенных в нескольких странах, Маккорд пришла к заключению, что воспитание ребенка часто оказывает «длительное воздействие» на развитие антисоциальных наклонностей. См. →

Прямые влияния на развитие агрессивности

Некоторые из тех, кто склонны к насилию, продолжают быть агрессивными в течение многих лет потому, что получали вознаграждение за свое агрессивное поведение. Они часто атаковали других людей (по сути, «практиковались» в этом), и оказывалось, что агрессивное поведение всякий раз приносит им те или иные выгоды, окупается. См. →

Неблагоприятные условия, создаваемые родителями

Если неприятные чувства действительно порождают побуждение к агрессии, то вполне может быть, что у детей, часто подвергавшихся негативным воздействиям, к подростковому периоду и далее в ходе взросления постепенно развиваются сильно выраженные наклонности к агрессивному поведению. Такие люди могут становиться эмоционально реактивными агрессорами. Для них характерны частые вспышки гнева, они в ярости набрасываются на тех, кто вызывает их раздражение. См. →

Насколько эффективно применение наказаний в дисциплинировании детей?

Должны ли родители физически наказывать своих детей, даже если подростки явно и вызывающе не подчиняются их требованиям? Мнения специалистов, занимающихся проблемами развития и воспитания детей, по этому вопросу расходятся. См. →

Объяснение наказания

Психологи, которые осуждают применение наказаний в воспитании ребенка, никоим образом не выступают против установления твердых стандартов поведения. Обычно они говорят, что родители должны точно определить, почему дети, для их же пользы, обязаны выполнять эти правила. Более того, если правила нарушаются, взрослые должны убедиться, что дети поняли, что поступили неправильно. См. →

Интеграция: анализ социального научения Паттерсона

Анализ Паттерсона начинается с довольно весомого предположения: многие дети в основном научаются агрессивному поведению в результате взаимодействия с другими членами их семей. Паттерсон признает, что на развитие ребенка влияют не только стрессовые ситуации, воздействующие на семью, например безработица или конфликты между мужем и женой, но и другие факторы. См. →

Непрямые влияния

На формирование личности подростка также могут оказывать воздействие и непрямые влияния, не предполагающие чьего-либо специального намерения. Ряд факторов, включая культурные нормы, бедность и другие ситуационные стрессоры, может косвенным образом влиять на формирование паттернов агрессивного поведения, я здесь ограничусь только двумя такими непрямыми влияниями: несогласие между родителями и наличие антисоциальных моделей. См. →

Влияние моделирования

На развитие агрессивных склонностей у детей могут влиять также и образцы поведения, демонстрируемые другими людьми, независимо от того, хотят ли эти другие, чтобы дети им подражали. Этот феномен психологи обозначают термином моделирование, определяя его как влияние, оказываемое наблюдением за тем, как выполняет определенные действия другой человек, и последующую имитацию наблюдающим поведения этого другого лица. См. →

Резюме

Общее предположение о том, что корни устойчивых антисоциальных способов поведения во многих (но, вероятно, не во всех) случаях могут быть прослежены до влияний, оказанных на человека еще в детстве, получило значительное эмпирическое подтверждение. См. →

Глава 7. Насилие в масс-медиа

Насилие на экранах и печатных страницах: немедленный эффект. Преступления-имитации: заразность насилия. Экспериментальные исследования кратковременного воздействия сцен насилия в масс-медиа. Насилие в СМИ: длительные эффекты при повторяющемся воздействии. Формирование представлений об обществе у детей. Приобретение агрессивных наклонностей. Понять «Почему?»: формирование социальных сценариев. См. →

Как приучить ребенка к распорядку дня?

Некоторые родители с большим предубеждением относятся к необходимости введения распорядка дня для своих детей. Есть мнение, что жизнь «по графику» приучает ребенка делать то, что НАДО, а это обрекает его на безволие и слабость характера.

Но на самом деле, грамотный распорядок дня — это не желание уничтожить в ребенке творческое начало, а стремление упорядочить его жизнь. Если подойти ответственно к составлению режима, он станет основой для гармоничного развития ребенка.

Психолог Дженнифер В. Малатрас провела интересное исследование, основанное на опросе около 300 респондентов

Его цель — установить важность дневного распорядка дня в детском возрасте. Оказалось, что взрослые, которые росли в семьях с установленным режимом, имеют меньше проблем с концентрацией внимания и умением распоряжаться своим временем

А школьники демонстрируют лучшее поведение, если до поступления в учебное заведение следовали дневному режиму.

Итак, как приучить ребенка к режиму дня? При составлении дневного графика для детей раннего возраста психологи советуют соблюдать следующие принципы:

  • установить правильную последовательность и обеспечить необходимое суточное количество сна и приемов пищи;

  • обеспечить своевременную смену различных видов деятельности на протяжении периода бодрствования ребенка;

  • установить длительность отрезков бодрствования, не превышающую предела работоспособности нервной системы ребенка.

Если режим дня составлен правильно и выполняется точно, ребенок активен в течение всего времени бодрствования. Он сравнительно быстро и спокойно засыпает, крепко спит и просыпается бодрым. У него хороший аппетит.

Как безболезненно приучить ребенка к режиму? Родителям важно быть последовательными и соблюдать ряд правил:

Во главе угла — базовые потребности

Сон, питание, гигиенические процедуры — базовые физиологические потребности ребенка. Именно вокруг них следует выстраивать режим дня. Прогулки, игры и обучающие занятия планируют, исходя из того, когда именно ребенок бодрствует и спит.

Постепенное приучение к графику

Если родители решили ввести в распорядок дня ребенка строгий график только после 5-6 лет, им придется запастись терпением. Скорее всего, будущий школьник устроит протест четкому режиму

Важно не давить на малыша, все изменения вводя плавно

Правило постепенного «погружения» в новый график работает всегда

И неважно, что это — приучение к горшку или поступление в первый класс

Индивидуальный подход к составлению распорядка дня

Организация режима дня ребенка должна учитывать особенности его здоровья, физического развития и психотипа, какие у него увлечения. У каждого малыша свои потребности. Один съедает все и просит добавки, а другого приходится долго уговаривать «осилить» хотя бы половину порции. Важен индивидуальный подход. Простой пример — не нужно кормить малыша тогда, когда он не голоден. А думая над тем, как заставить ребенка лечь спать вовремя, стоит понимать, что, возможно, он просто не устал.

Родителям не помешает понаблюдать за естественным распорядком дня ребенка — когда он обычно засыпает, сколько бодрствует, в какое время голоден.

График должен быть гибким

Любой распорядок дня рано или поздно себя исчерпает и потребует корректировки. Ребенок растет и развивается. Естественно, что режим дня грудничка будет сильно отличаться от распорядка жизни трехлетнего ребенка и тем более школьника

Родителям важно постоянно менять расписание, подстраивая его под потребности и привычки малыша. Со временем в дневном графике ребенка появляются все новые и новые «дела» — обучающие занятия, секции, уроки

Разумный компромисс

Даже незначительные отклонения от распорядка дня могут привести к нарушению сна и питания ребенка. Если установлены определенные правила, им нужно следовать.

Но ребенок — не робот. Во всем надо знать меру и не подходить к режиму дня как к непреложному закону жизни. Могут возникать ситуации, когда дневной распорядок придется поменять. Это нормально. Родителям не стоит паниковать, если сборы на прогулку затянулись или ребенок захотел есть на полчаса позже. Также режим меняется на период болезни малыша.

Ведение переговоров

Другой способ дисциплинировать подростков – это переговоры. Как упоминалось ранее, подростки любят осуществлять свою независимость, делая свой собственный выбор. При возникновении конфликта интересов между вами и вашим ребенком ведите переговоры о заключении соглашения. Когда дети участвуют в достижении соглашения, они с большей вероятностью будут их соблюдать.

Суть в том, что вы не можете дисциплинировать ребенка, если сами не соблюдаете правила

Не важно, сколько вашему ребенку лет – три или шестнадцать, он всегда будет искать у вас вдохновения, идей и поддержку. Для достижения наилучших результатов будьте больше, чем просто хорошим дисциплинированным взрослым

Будьте хорошим примером для подражания своему ребенку, так что они не смогут использовать ваше поведение, в качестве своих ошибок.

Если у Вас имеются вопросы об эффективном взаимодействии детей и родителей или иная тема, которую Вам хочется обсудить с психологом, я буду рада помочь. Связаться со мной Вы можете одним из способов, предложенных на странице с моими контактами.

Мнение Доктора Джеймса Добсона о наказании детей

В своем труде «Не бойтесь быть строгими» он описывает свое отношение к наказанию детей. Далее мы приведем некоторые его конкретные мысли, некоторые из которых – наверняка не придутся по душе родителям нашей страны.

По мнению Джеймса Добсона, в некоторых ситуациях, допустимо применение крайних мер воздействия на ребенка, вплоть до причинения ему физического дискомфорта. Многие дети нуждаются именно в физическом наказании за непослушание. Это ситуации, когда ребенок своим намеренным непослушанием бросает вызов власти и авторитету родителей. Т.е. специально нарушает запрет родителей, чтобы «посмотреть, что из этого выйдет».

Добсон отмечает необходимость дисциплины в воспитании детей. По его мнению, без дисциплины невозможно воспитать в ребенке послушание, уважение к окружающим и готовность нести ответственность за свою работу. Доктор отмечает, что дисциплину ребенку должны прививать две организации – семья и школа.

Научите их естественным и логическим последствиям

Эффективным способом дисциплинирования ребенка является использование последствий, которые работают, если они происходят естественно и могут быть объяснены ребенку логически. Не выдумывайте последствия для своего удобства, ведь дети умны и могут это выяснить раньше, чем вы это осознаете.

Естественные последствия могут быть, как ребенок чувствует себя о чем-то. Например, если ребенок потерял игрушку из-за невнимательности или если игрушка сломалась из-за того, что она была оставлена на улице в холодное или жаркое время, не стоит немедленно заменять игрушку

Позвольте ему справиться с горечью от потери игрушки, лучше дать ребенку понять важность ухода за вещами

Как правило, логическое последствие непосредственно связано с плохим поведением, которое не должно повторяться и которое необходимо исправить.

Например, если ребенок не выполняет домашнее задание, он не может смотреть телевизор или пойти гулять с друзьями. Если он оставит игрушки на улице после игры, ему не разрешат играть с ними в течение недели (или пары дней).

Наказание и дети

Что такое наказание?
Наказание — это один из способов борьбы со сложным поведением у детей. Обычно это не работает само по себе. Если вы решите использовать наказание, это лучше всего сочетается с более позитивными стратегиями.

Наказание — это все, что снижает частоту нежелательного поведения. Теоретически, наказание должно полностью подавлять ненадлежащее поведение, но это редко является фактическим результатом.

Наказание даёт ребёнку негативное последствие, когда он нарушает правило или демонстрирует плохое поведение. Это способ дать понять, что поведение неприемлемо.
Цель наказания состоит в том, чтобы остановить ребёнка от того, что вы не хотите, чтобы он делал. И использовать болезненный или неприятный метод.
Существуют четыре вида наказания

  • Физическое наказание. Шлепки, порка, использование ремня или щётки для волос.
  • Словесное наказание. Пристыдить, высмеивать, используя жестокие слова, говоря: «Я тебя не люблю».
  • Удержание вознаграждений. «Вы не можете смотреть телевизор, если не сделаете домашнее задание».
  • Штрафы. «Ты разбил окно, так что тебе придётся платить за это с твоих денег».

Физические и словесные наказания не эффективны. Утаивание награды и штрафные санкции могут быть эффективными или использоваться как наказание — в зависимости от того, как родители управляют ими.

Мягкое или суровое наказание

Важно посмотреть, как родители управляют физическими наказаниями.
Удар по попе — мягкое наказание. Не может причинить никакого физического вреда, но и не помогает ребёнку развить совесть

Вместо этого учит, что физическое насилие — приемлемый способ решения проблем.
Жестокое физическое наказание и словесное оскорбление не могут быть оправданы как способы дисциплинировать детей. Родители обычно шлёпают, когда сердятся. И в этот момент не понимают, как сильно поражают ребёнка. Словесное оскорбление вредит концепции ребёнка.

Наказать — это причинить страдания за прошлое поведение.

Телесное наказание

Это причинение физической боли кому-то, кто был осуждён за правонарушения. Большинство родителей, применяющих физическое наказание, делают это в форме шлепков или порки. Очень редко телесные наказания применяются в другой форме. И сегодня существует только очень тонкая грань между тем, что считается телесным наказанием, и тем, что считается жестоким обращением с детьми. Например, в прошлом детей наказывали ремнём. Сегодня эти действия совершенно неуместны и справедливо осуждены.
Родители, применяющие телесные наказания, считают, что учат детей почти павловскому отклику — плохое поведение приносит боль и его следует избегать.

Ряд многолетних исследований показали, что порка (удары открытой ладонью) для исправления или наказания неэффективна в лучшем случае и психологически вредна в худшем случае.
Шлепки повышают риск депрессии, беспокойства, злоупотребления психоактивными веществами и агрессивного поведения в будущем. Опросы и исследования показывают, что до 90 процентов родителей шлёпали своих детей («Я не хочу бить, но это единственный способ заставить их слушать»).

Что нужно, чтобы перенаправить мнение о воспитании?

Поразительно, как быстро одно исследование или статья могут — иногда — менять наши пути. Мы начали размещать младенцев на спине, а не на животе, когда появились намеки на связь (не на доказательство причины), с кровавой смертью. Беременные женщины прекратили есть суши, мягкий сыр, употреблять кофеин и даже глоток алкоголя, только из-за возможности того, что небольшое количество может иметь последствия.

Но в других случаях мы просто не хотим знать.
Ваши родители били вас, и с вами все в порядке? Вероятно, они тоже курили рядом с вами? И они также не заставляли вас надеть ремень безопасности? И потом, откуда вы знаете, что с вами все в порядке? Возможно, если бы ваши родители не били своих детей, вы бы не почувствовали необходимость ударить своего ребёнка?
И подумайте ещё вот о чем. Посадили бы вы в тюрьму незнакомца, если бы он ударил вашего ребёнка на улице? Можно ли навредить ребёнку, потому что он служит вашей непосредственной цели, когда наука показывает, что это может привести к долгосрочному вреду?

Ещё одно исследование рассматривало, как телесные наказания влияют на мозг. Обнаружилось, что у детей, которые его получают, наблюдается снижение познавательной способности по сравнению с другими детьми.

Аргументы против наказания как сдерживающего средства

Немало воспитателей
и специалистов-психиатров осуждают
использование наказания как попытки
повлиять на поведение детей. Сторонники
отказа от применения насильственных
методов сомневаются в нравственности
использования физического насилия,
даже в целях социального блага. Другие
специалисты настаивают на том, что
эффективность наказания маловероятна.
Оскорбленные жертвы, говорят они, могут
приостановиться в совершении осуждаемых
поступков, однако подавление будет лишь
временным. Согласно этому взгляду, если
мать шлепает своего сына за драку с
сестрой, мальчик может на время перестать
проявлять агрессию. Однако не исключена
возможность, что он ударит девочку
снова, особенно если полагает, что его
мать не увидит, как он это делает. Что
еще хуже, с точки зрения сторонников
насильственных методов, он может даже
стать более агрессивным.

Противостояние
физическим наказаниям в школах.
Те
же возражения, особенно возможность
нежелательных побочных эффектов,
направлены против использования телесных
наказаний в школах. Еще в большей степени,
чем наложение физического наказания,
говорят оппоненты, избиение ударяет по
самолюбию подростков и может даже
усилить их непокорность. Кроме того,
удар ребенка указкой или линейкой по
ягодицам ничего не решает. Столкнувшись
с этими протестами, двадцать американских
штатов запретили телесные наказания в
школах
; девять из этих запретов вступили
в силу закона в период с 1987 по середину
1990 года. Противники такой практики в
Европе даже более единообразны. Что
касается этого вопроса, ни одна европейская
нация, за исключением Великобритании,
не позволяет своим учителям физически
наказывать учеников за нарушения
дисциплины.

________________


Возможные
опасности приклеивания ярлыков.
Социологи также определили другие
возможные недостатки использования
наказания в качестве процедуры социального
контроля. Концепция социологов, известная
кактеория приклеивания ярлыков,
утверждает, что многие становятся людьми
с отклонениями в результате того, что
им приклеивают ярлык «правонарушителя».
Так как общество опасается их как дурных
людей, их самоидентичность изменяется.
Они начинают думать о себе как о людях
вне закона и действуют соответственно.
С этой точки зрения люди, наказанные
системой уголовного правосудия, слишком
подходящие объекты для навешивания
ярлыка — сами себе или другими —
«человека с отклонением от нормы» и
«правонарушителя». Вместо того чтобы
удержать их от правонарушений, наказание
увеличивает вероятность совершения
будущих преступлений, так как они
действуют согласно этой идентичности
(эта концепция обсуждается в:Gibbons,
1987;Sherman&Berk,
1984 а).

Наказание часто
бывает неэффективным в случае с
психопатами.
Что бы я ни говорил,
неоспоримо, что угроза наказания особенно
неэффективна для некоторых типов людей,
особенно для психопатов. Как я уже
упоминал в главе 5, эти люди имеют
тенденцию быть в высшей степени
импульсивными. По исследованию Джозефа
Ньюмена (JosephNewman’s),
психопаты часто упорствуют в своем
поведении, они расположены всегда играть
свою роль, даже когда им становится
доступной информация, указывающая на
то, что их поведение неуместно и оно,
возможно, будет наказано. Резонно
предположить тогда, что, если психопаты
сильно расположены напасть на кого-либо,
они могут быть совершенно невосприимчивы
к информации об угрозе наказания.
Фокусируясь на своем желании нанести
вред тому, кто провоцировал их (цель их
агрессии), они не сдерживают себя, так
как не думают о возможных негативных
последствиях своего поведения (см.,
например:Newman1987).

Кабинет педагога-психолога

Кабинет является важным пространством для работы с детьми и общения с их родителями, поэтому к такому пространству предъявляется ряд требований:

  1. Кабинет должен быть полностью изолированным, использование в качестве профессионального кабинета проходной комнаты не допускается. Площадь помещения должна быть не меньше 20 м².
  2. В кабинете важна хорошая звукоизоляция, чтобы посторонние шумы не мешали проводимой в кабинете работе.
  3. Кабинет должен быть хорошо освещен. Цветовое оформление поможет в создании уютной и доверительной атмосферы. 
  4. Кабинет должен быть зонирован в соответствии с задачами работы, которая проводится в этом кабинете.

Источник фото: vened.pp.ru

Пример зонирования кабинета школьного психолога

Зона первой беседы—зона с письменным столом, картотекой, книжным стеллажом с необходимыми материалами. В этой зоне педагог-психолог может проводить первую индивидуальную беседу с клиентом.

Зона консультаций — оформляется максимально комфортно, чтобы ребенок или взрослый мог провести в этой зоне достаточное количество времени. Здесь могут располагаться уютные кресла, журнальный столик, лампы.

Зона игровой терапии — особенно важна при работе с детьми. Как правило, в этой зоне устанавливают мягкое напольное покрытие, размещают коробки с игрушками, место для рисования, лепки, другого творчества.

Зона релаксации — это зона, в которой ребенок или взрослый сможет расслабиться и освободиться от психоэмоционального напряжения. Предполагает наличие кушетки и кресел, может быть огорожена ширмой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.