- Все причины, почему дети небрежно относятся к вещам и деньгам
- Дети на самом деле не знают цену вещей
- Слабая моторика и координация как причина небрежного отношения ребенка к вещам
- Сложности с переносом навыков в новую ситуацию
- Неаккуратные дети и двойные стандарты воспитания
- Ошибки родителей
- Почему дети жадничают?
- Типичные ошибки родителей
- Правила бережного отношения к вещам
- Как отучить ребенка ломать игрушки
- Как отучить
- Если мы хотим помочь своим карапузам
- Эмоции, которые испытывают дети, что-то сломав
- Ребенок портит вещи
- Что делать, если ребенок постоянно ломает игрушки?
- Как изменить отношение детей
- Для начала давайте разберемся, почему же дети ломают игрушки и рвут книги или быстро теряют к ним интерес?
- Показательный пример
Все причины, почему дети небрежно относятся к вещам и деньгам
Давайте выясним, почему дети не берегут наши усилия, вещи, другие материальные ценности? Почему они так легко теряют только что купленный дорогой мяч, пробивают колесо у нового велосипеда и рвут новую школьную форму в первый учебный день?
Дети на самом деле не знают цену вещей
Все наши уговоры, объяснения и причитания на тему «почему же вы так небрежно относитесь к тому, что нажито непосильным трудом» бывают бессмысленными и, кажется, проскакивают мимо ушей. Вы можете жаловаться на жуткую усталость, кричать, ругаться, ставить условия, но это не найдет желаемого эмоционального отклика в детском сердце. Все что он может понять, это то, что жизнь взрослого очень скучная и сложная, ведь он все время трясется над какой-то ерундой.
Вам кажется, что ребенок ничего не ценит и не бережет потому, что хочет позлить взрослых в очередной раз. В реальности же у него не сформированы навыки аккуратности – вот и все объяснение. Постепенно детки учатся соблюдать порядок и беречь свои личные вещи, но способ усвоения информации у всех свой, также как и ее упорядочивания. Кто-то обобщает все по признаку схожести, другие группируют по признаку личной «интересности» предмета, третьи ориентируются на последовательность и т.д.
Слабая моторика и координация как причина небрежного отношения ребенка к вещам
Дети до определенного возраста очень неуклюжие. На это влияют как индивидуальные физиологические особенности, так и тип темперамента, характер. Безусловно, дети с особенностями развития будут усваивать материальные ценности и отношение к ним гораздо хуже. Соответственно, качество исполнения тех или иных действий будет ниже.
Как вы думаете, кто лучше разложит игрушки по полкам, ребенок с СДВГ и атактическим синдромом или обычный малыш? У кого из них порядок в школьном ящике будет дольше поддерживаться? Моя «особая» дочка до сих пор падает и рвет коленки на новых джинсах, но это не значит, что она нарочито портит их. У нее все еще слабо развита моторика пальчиков и манипулятивная функция кисти, и, естественно, она может нечаянно разбить тарелку с супом. С учетом ее двигательной расторможенности и гиперактивности, свойственным СДВГ, я давно не удивляюсь, почему компот был разлит на свежевымытый пол.
Сложности с переносом навыков в новую ситуацию
Тревожные, склонные к появлению страхов и комплексов, детки хуже проявляют приобретенные навыки в новых условиях, в том числе и в новом коллективе. Например, ребенок, давно приученный к туалету, может испачкать трусики, оказавшись впервые в группе детского сада. Кто-то сразу становится беспомощным и не может застегивать пуговицы, другие ведут себя неуклюже, хуже обучаются и даже агрессируют.
Неаккуратные дети и двойные стандарты воспитания
Когда взрослые в семье придерживаются разных подходов к воспитанию, ребенок теряет ориентиры, и в таком случае навыки аккуратности начинают конкурировать друг с другом. Если мама не разрешает вытирать грязные руки о кухонные тряпки, а бабушка, наоборот, с любовью предлагает внучику кухонное полотенце, ребенок начинает думать, что все требования – это чепуха! Вам стоит учить дитя аккуратности постепенно и последовательно, при этом отслеживая степень влияния других взрослых участников воспитания.
Ревность и попытки обратить внимание
Ребенок показательно не бережет вещи и ничего не ценит только в том случае, когда пытается обратить на себя родительское внимание. Если вы постоянно его ругаете, ставите материальные ценности выше него и больше переживаете за их сохранность, отпрыск будет неосознанно ревновать и проявлять деструктивный тип поведения
Ведь дети, в отличие от многих взрослых, поменяли бы на любовь близких все свои игрушки и наряды!
Достаточно забавный эксперимент я проводила со старшей дочкой, когда ей было 6-8 лет. Мы предлагали (в шутку) продать ее любимого мишку или обменять на какие-то желаемые в данный момент блага. Она никогда не соглашалась, что бы ни стояло на другой чаше весов! НО! Она с легкостью согласилась отдать даже любимого плюшевого медвежонка, если ее младшая сестренка после этого станет полностью здоровенькой.
Ошибки родителей
Проблема нынешнего поколения детей, как ни странно, в том, что они не испытывают недостатка в вещах. В большинстве своем дети живут в семьях, где у них много игрушек, шкафы забиты модной одеждой, а на полках высятся горы новых книг.
Если игрушка ломается, то ребенок знает, что ему купят новую. Чаще всего именно так и происходит. Родители проводят инвентаризацию игрушек, выбрасывают сломанные или пришедшие в негодность, а на их место прибывают новые куклы и машинки. В результате дети даже не успевают выработать особую привязанность к игрушкам. Он уверен, что любая игрушка подлежит замене. Ответ на вопрос: почему ребенок разбрасывает игрушки становится очевидным.
Поэтому очередная покупка не является мечтой, об исполнении которой пришлось просить родителей, а происходит спонтанно, по требованию малыша. Конечно, ценность от приобретения подобной вещи не ощущается.
Та же ситуация наблюдается и с одеждой. После пары выходов из дома в новом костюме он превращается в потрепанную вещь и отправляется в шкаф с домашней одеждой. Теперь в нем можно ползать по полу, мазаться красками и пластилином, и мама не поругает за такое отношение к вещи.
Еще одной ошибкой воспитания является отсутствие у детей самостоятельности. Когда ребенку исполняется три года, он уже в состоянии понять, что игрушки после игр нужно убирать в ящик, придя из детского сада нужно переодеться в домашнюю одежду и повесить костюм в свой шкафчик или на стул, а грязные вещи нужно складывать в корзину для белья.
Если мама и папа стремятся сделать все это за свое чадо, то у него не сформируется понимание, что он сам отвечает за сохранность и вид своих вещей. В дальнейшем это только убедит малыша, что любая поломка игрушки или пятно на одежде всего лишь досадная неприятность, и родители тут же купят новую вещь взамен старой.
Почему дети жадничают?
Как ни странно, но жадность — это нормальное качество карапузов. В 2-3 года малыш часто начинает говорить «это мое», «дай мне». Это печалит родителей. В парке часто можно увидеть как мама ругает ребенка за то, что он не поделился машинкой со своим сверстником.
Упреки, фразы наподобие «ты поступаешь плохо, с тобой тоже не поделятся» вызывают только слезы малыша. В итоге его игрушку насильно отбирают и отдают другому. В такой ситуации странно, что мама встает на защиту чужого ребенка и сама не осознает, как сильно обижает своего.
Если у вас попросят вещь, которой вы дорожите, отдадите вы ее другому человеку? Повлияет ли на ваше решение обвинение в жадности? Конечно, нет. Представьте, что чувствует ваш ребенок, когда его заставляют чем-то делиться
Родителям важно понять, что игрушки, которые подарены малышу, воспринимаются им как личное имущество. Он имеет право поступать с ними так, как ему хочется. Странно было бы, если бы нам кто-то сказал, что мы должны делиться с другими людьми своим мобильным телефоном, кошельком, компьютером, любимой чашкой, украшениями, машиной, либо мы жадины! Звучит смешно
Понимание того, что существует «чужое», приходит несколько позже, чем осознание своего «Я». Именно поэтому малыши яростно охраняют собственные игрушки, но спокойно забирают их у других детей. Такое поведение является нормальным и говорит только о том, что ребенок развивается. Просто ему нужно помочь быстрее научиться щедрости.
Читаем также: Мой ребенок жадина — что делать? Бороться или смириться? Причины детской жадности
Вы изо всех сил приучаете ребенка не быть жадным, а он наотрез отказывается делиться игрушками на детской площадке, а на любую просьбу поделиться отвечает истериками? В видео вместе с психологом Викторией Люборевич-Торховой мы определим пять фраз, которые помогут ребенку не быть жадным:
Типичные ошибки родителей
Если в семье несколько детей, родители часто настаивают, чтобы старшие всем делились с младшими. Такой подход вызывает ревность у малышей. Старшим детям начинает казаться, что мама и папа больше любят их – младших братьев и сестер.
Чтобы не обижать собственного ребенка, постарайтесь избегать типичных ошибок, которые совершают родители. Помогут следующие правила:
- Не упрекайте ребенка в жадности и плохом поведении. Вы купили игрушки для малыша, пусть он и решает, как с ними поступать.
- Не отбирайте игрушку насильно, чтобы отдать другому ребенку. Ваш малыш расценит это как предательство.
- Не просите прощения у мамы ребенка, который что-то выпрашивает у вашего сына или дочки. Ваше чадо не обязано что-то делать для других.
- Не разрешайте окружающим говорить, что ваш малыш — жадина.
- Не заставляйте ребенка чувствовать себя виноватым. Не стоит вызывать чувство вины у малыша из-за того, что плачет другой ребенок. В данной ситуации хозяин игрушки ни в чем не виноват. А вот другому малышу мама как раз должна объяснить, что есть свои игрушки и есть чужие, которые принадлежат другим детям.
- Не запрещайте ребенку забирать свои игрушки у других детей, но объясните, чтобы он делал это без применения силы. Если не получается, попросите маму малыша, чтобы она сама взяла игрушку и отдала вам.
Если не можете обойтись без нотаций, осуждайте не ребенка, а его поведение. Слова «жадина-говядина» ранят малыша. Объясните ему, что обижать других детей — плохо.
Малыш сильно привязан к своим игрушкам. Если вы будете отбирать их и демонстративно передавать другим малышам, у маленького человека разовьется болезненное чувство собственности. Когда он вырастет, он будет продолжать жадничать. Некоторые психологи утверждают, что отказ делиться игрушкой — это скрытый детский страх потерять маму. Тем более она не должна ругать ребенка, ведь это нанесет ему серьезную травму.
Правила бережного отношения к вещам
Учить ребенка правилам нужно с ранних лет, когда он сам в них нуждается. В этом возрасте дети не способны действовать без инструкции взрослых. Если правильно воспитать бережливость в 3-5 лет, то в будущем с этим никогда не возникнет проблем.
Примеры правил для регулирования отношения чада к своим и чужим вещам:
- Благодарность за новую вещь. Ребенок должен понимать, что игрушки и красивые вещи ему достаются не просто так. Чтобы их купить, родители ежедневно работают. Своей благодарностью чадо выражает уважение к труду взрослых, следовательно, в будущем будет ответственнее относиться к учебе.
- Родители предоставляют для игры определенные игрушки, но их нельзя портить.
- Играть можно в свободное время, то есть в период, когда от ребенка ничего не требуется.
- У каждой вещи должно быть свое конкретное место. Если наигрался, то нужно убрать за собой. В таком случае родители разрешат играться с ними и в следующий раз.
- Если игрушка в итоге оказалась не на своем место, то мама и папа ее на время забирают. Такое показательное наказание заставит детей не разбрасывать свои вещи по всей квартире.
Это только несколько важных правил бережливого обращения с личными вещами детей. На самом деле все эти правила приблизительные. Они устанавливаются родителями в индивидуальном порядке. Главное, чтобы они были адекватными, и родители от них сами не отходили.
Также в процессе воспитания бережливости важен пример мамы и папы. Если они будут безалаберно относиться к своим вещам и разбрасывать их, то нечего ждать от детей ответственности. Взрослые часто недооценивают силу собственного примера. Если мама постоянно захламляет все полки в квартире своей косметикой, а папа разбрасывает одежду по полу, то ребенок все это видит. Такое поведение родителей откладывается в его подсознании. Он понимает, что вполне нормально разбрасывать свои вещи, так как все члены семьи так и делают.
Не нужно быть экспертом в области психологии и социологии, чтобы понять, что ребенок, выросший в хаосе, будет сеять только хаос.
Выбери ответ
Как отучить ребенка ломать игрушки
Чтобы отучить ребенка ломать игрушки, тебе придется быть последовательной и терпеливой.
- Не покупай игрушки, неподходящие по возрасту, несмотря на все просьбы.
- Проводите больше времени всей семьей, играйте в игры, читайте книги, гуляйте. Пусть малыш проявит инициативу, самостоятельно выбирая совместные занятия.
- Беседуй с детьми, объясняя, как правильно вести себя в разных ситуациях, только не стоит повышать голос и наказывать. Такие методы провоцируют недоверие, и ребенок закрывается в себе.
- Каждому человеку необходима частичка личного пространства, если нет возможности отвести для чада целую комнату, выдели стол или полку, в которых будут храниться его вещи и игрушки.
- Подбери кружки и секции по интересам. Выясни, что нравится сыну или дочери, и старайся развивать их творческие способности.
- Стань достойным примером. Малыш копирует поведение взрослых, транслируя его в свою реальность. Поэтому необходимо следить за своими поступками, показывая личным примером, как правильно себя вести.
А вообще, у ломания игрушек ребенком, по словам специалистов (если это тебя хоть немного успокоит), есть свои положительные моменты:
Как отучить
Самое главное в отношении с ребёнком – это терпение.
Главная задача родителей, не вмешиваться в то, как ребёнок познаёт мир
Данный процесс можно лишь осторожно корректировать. Для этого следует воспользоваться советами детских психологов:
Объясняйте всё постепенно. Если малыш нервничает, что коробочка не закрывается, подскажите ему, что если оттуда убрать пару машинок, крышечка легко закроется. Если ребёнок пытается оторвать голову кукле, объясните, что куколке будет больно, а вот резиновый конструктор можно собирать и разбирать без всякого вреда.
Для тех ребят, которые ко всем игрушкам применяют силу, отлично подойдут прорезиненные блоки, кегли, мячи. Все эти предметы можно швырять, тянуть, а башню из конструктора ломать и собирать заново.
Позволяйте ребёнку проявлять свою силу, например, в песочнице. Пусть малыш построит песочный замок и сам его разрушит. Этим, кстати, воспитывается уважение к своему труду. Осенью пусть ребёнок соберёт пожелтевшую листву и разворошит её. Такой выход отрицательной энергии необходим каждому человеку.
Проследите за своим поведением. Если родители небережно относятся к своим вещам, то ребёнок будет так же относиться к своим.
Не старайтесь сразу же покупать новую игрушку взамен сломанной. Лучше попробовать совместно с виновником поломки починить старую
Это повысит её ценность в глазах ребёнка;
Учитесь переключать внимание малыша. Дети быстро включаются в разные виды активности, поэтому отвлечь от разрушительных действий труда не составит.
Обязательно спрячьте от малыша предметы, которые не безопасны для его здоровья
А также хрупкие и дорогие вещи.
Самое главное в отношении с ребёнком – это терпение. Не ждите мгновенных результатов
Лучше максимально окружить малыша заботой и вниманием. Тогда он будет уравновешенным и эмоционально спокойным
А способность к созиданию к маленькому разрушителю обязательно придёт с возрастом.
Если мы хотим помочь своим карапузам
Обратите внимание, я говорю о помощи, но никак не о строгих рамках в воспитании. Поймите, наказание и строгость в воспитании имеют место, но на самом последнем месте
Так что делать, чтобы помочь?
Вот некоторые способы:
Проявляйте терпение! Не ожидайте, что вас поймут с первого или второго раза. Каждый раз добродушно объясняйте, что так делать нельзя.
Вообще не зацикливаться на чистоте. По сути это наша проблема, что мы не можем сделать отдельную комнату для ребенка, в которой он сам может быть хозяином и учится на своем опыте чем хорош порядок. Если нет возможности сделать игровую комнату, тогда отведите место в квартире, где ребенок может делать все, что он хочет, раскладывать все, что ему нужно. Главное следите за безопасностью, чтобы не торчали острые твердые углы кубиков или пирамидок. Можно даже поставить мягкий самодельный заборчик из подушек, поролона, картона или купить готовый. И смотреться, как хаос это не будет. А наоборот, как красивая игровая зона.
И объяснять нужно правильно! Адресно, то есть, присесть на уровень глаз маленького и рассказать, смотря ему в глаза.
Еще один момент – нужно правильно находить слова. Говорить короткими фразами, чтобы карапуз уяснил суть. Простые слова, сказанные по-доброму, но твердо, кроха «услышит» и поймет.
Не запрещать и не наказывать. В смысле, не отбирать предмет или игрушку и уходить, оставив растерянного кроху. Этим можно добиться только то, что ребенок будет чувствовать себя неуверенным и обиженным.
Что лучше сделать? Перенаправлять энергию. Показать, что можно и как. И даже вместе поиграть, чтобы карапузенок понял, как и с чем забавляться правильно.
И еще! Если вы выяснили, что все капризы от того, что малышок чувствует себя покинутым
Постарайтесь каждый день выделять какое-то время в своем графике, чтобы дарить внимание детке.
Друзья, поддержите тему! Поделитесь своим вИденем проблемы и способами ее решения! Предлагаю подписку, чтобы продолжать активно помогать развиваться Проекту и становиться частью его. Приглашайте и ваших друзей становиться подписчиками. На сегодня я прощаюсь, и надеюсь, что в новой теме мы обязательно встретимся! Пока-пока!
Эмоции, которые испытывают дети, что-то сломав
Эмоции, которые испытывает ребенок при неудаче, зависят от его отношения к ней и реакции родителей. Паника, отчаяние, страх наказания или осуждения переполняют послушных детей, которых ругают за провинности. Такие чувства могут охватывать и просто очень ответственных ребят, они преувеличивают степень тяжести своего проступка, долго переживают и корят себя.
Более спокойная реакция проявляется в раздражении, досаде и недовольстве собой. Человек осознает последствия, возможные неудобства в связи с разбитым телефоном или потерянной сумкой с учебниками.
Мальчики и девочки, которым родители помогают справляться с неудачами, обычно быстро переходят от эмоциональной части восприятия случившегося к рациональной: обдумывают, можно ли что-то исправить, как избежать ошибки в следующий раз.
Дети по-разному реагируют на поломку вещей из-за отношения к ним. Одни равнодушны к одежде, другие любят наряжаться и переживают из-за порванной рубашки. Потеря любимой игрушки, подаренной кем-то из близких, ранит больше, чем перспектива остаться без дорогостоящего подарка.
Ребенок портит вещи
Если ребенок бездумно рвет книги: Объясните, что так делать нельзя. Предложите ему порвать ненужную газету. Возможно, его увлек именно процесс «разрывания бумаги». Если это не помогает, думаю в самый раз будет применить способ «Книги обиделись» ведь рано или поздно ребенок захочет посмотреть красивые картинки и почитать вместе с мамой сказку. Разорванные странички книг после «возвращения» нужно обязательно склеить вместе.
Возможно, некоторым мамам знакома ситуация, когда ребенок постоянно целенаправленно или просто бездумно портит свою одежду: пачкает, рвет, разбрасывает, теряет. Возможно, вам также поможет способ «Одежда обиделась и убежала». Целиком вероятно, что после исчезновения любимой футболки и брюк ваш ребенок будет более внимателен к тому, как он себя ведет в этой одежде или где он ее оставляет. Взамен любимым красивым вещам советую подыскать что-то достаточно старшенькое, такое, что явно не по душе будет вашему чаду. Это должно позитивно отразится на отношении ребенка к собственной красивой и чистой одежде.
Ребенку постарше нужно предложить самостоятельно постирать, погладить, зашить, починить ту одежду, которую он испортил.
Если вашего неугомонного ребенка не унять на прогулке, и он каждый раз не смотря на запреты приходит с разорванными штанами — лучше просто подыскать ему специальную одежду для прогулок ( что-то попроще и подешевле).
Это были всего лишь мои советы… Надеюсь и даже знаю — они должны стать вам полезными, если у вас возникают подобные проблемы, поскольку эти советы взяты из собственного опыта, которым со мной поделились более опытные мамы.
Что делать, если ребенок постоянно ломает игрушки?
Итак, в причинах подобной ситуации нет абсолютно ничего криминального. Скорее всего, вы уже выбрали один-другой возможный случай из перечисленных выше. И перед тем, как перейти к советам психологов о решении проблемы, поговорим о том, чего делать однозначно не стоит. Это: крики, ругань, горестные завывания, обвинения ребенка в том, что он не знает цену деньгам, требования объяснить причину своего поведения, угрозы и тому подобное. Такой реакцией вы ничего не измените в лучшую сторону, а скорее всего – лишь усугубите недопонимание между вами и малышом.
А теперь перейдем к тому поведению, которое психология рекомендует для детей, чьи дети постоянно ломают игрушки:
- Попытайтесь установить причину произошедшего. С высокой долей вероятности, это что-то из перечисленных ранее вариантов. Спрашивать у ребенка особого смысла нет, потому что он и сам не знает, почему так поступил, или знает, но не скажет из-за стыда (например, если это была месть за съеденную тарелку супа). А вы, проанализировав ситуацию и предшествующие ей события, вполне можете разобраться, что к чему.
- Уделяйте ребенку достаточно внимания. Если сломанная игрушка – сигнал о том, что вас в жизни дочери или сына слишком мало, то пора это менять. Поверьте, время, проведенное с родителями, для малыша намного ценнее, чем очередная покупка. Даже если он, капризничая, будет утверждать противоположное. И не забывайте подробно, предельно просто объяснять детям, как пользоваться теми или иными вещами. То, что для вас очевидно, для них – загадка и тайна.
- Не подавайте плохой пример. В присутствии детей порой приходится сдерживать свои эмоции: где-то не использовать нецензурную лексику, где-то не наорать на супруга/супругу, где-то – не ударить кулаком по столу и не бросить телефон в стену. Ребенок чутко копирует все модели поведения, которые вы демонстрируете. И если вы покажете ему, что выражать свою злость и гнев можно, ломая вещи – то он и будет ломать игрушки каждый раз, когда испытает негативные эмоции.
- Учитывайте интересы и уровень развития ребенка. Игрушки должны быть для него интересны, и игра с ними должна быть ему посильна. Не надо покупать двухлетнему ребенку замысловатые наборы для юных гениев – приобретите для него простой конструктор, кубики, тесто или пластилин для лепки, пальчиковые краски. Не нужно дарить девочке, которая равнодушна к куклам, шикарную Барби – купите ей динозавров, машинки, детские музыкальные инструменты, или что угодно еще, что ей по-настоящему нравится.
- Не покупайте дешевые игрушки, либо будьте готовы к их поломке. В принципе, когда ребенок находится в стадии очень активного изучения окружающей действительности, вполне можно приобретать для него игрушки «на один раз», которые будет абсолютно не жалко. Но тогда и не вините малыша, когда он их сломает. А если вы хотите, чтобы они продержались подольше, то отдавайте предпочтение более качественным изделиям из прочных материалов. И они не обязательно должны быть очень сложными – детская фантазия может и в простом сучке помочь увидеть волшебную палочку.
- Предоставляйте ребенку возможность проявить силу без последствий. Например, построить песочный замок и сломать его. Сделать снеговика и разбурить его. Собрать кучу осенних листьев и с размаху бухнуться в нее. В домашних условиях это могут быть поделки из пластилина, которые также постигнет участь разрушения. Если вашему ребенку нравится проверять всякое разное на прочность, нет смысла его от этого отучать. Лучше направить его деструктивную энергию в то русло, где это не принесет существенного ущерба.
И напоследок отметим, что покупать игрушки всегда нужно для ребенка, а не для себя. Вы, конечно, можете делать такие покупки и себе, но тогда не нужно отдавать их малышу. Хрупкие, красивые, коллекционные вещи могут нравиться вам, но они абсолютно нефункциональны в качестве детских игрушек. Разве что уже в более старшем возрасте, когда ребенок тоже сможет получать удовольствие исключительно от эстетической привлекательности каких-то вещей.
Похожие посты
Оставить комментарий
Как изменить отношение детей
Если ребенок 2 лет разбрасывает игрушки это одна ситуация. Он действительно еще не понимает и не видит беспорядка. Призыв родителей к порядку не имеет смысла, т.к. ребенок просто не понимает о чем речь. Даже совместная уборка игрушек по местам является для малыша лишь игрой. “Ну маме так захотелось поиграть, значит это весело!”. К сожалению, такая методика не вырабатывает у ребенка причинно-следственных связей в столь юном возрасте.
А вот если ребенку уже 7 лет и он все разбрасывает, эту ситуацию уже нужно корректировать. Мягко и настойчиво. Если простыми способами и уговорами не получается, выдавайте ребенку следующую игрушку или игру только при условии, если предыдущая убрана. Это сильно усложняет родителям жизнь, но если выработать сейчас у ребенка причинно следственные связи: поиграл – убери, в дальнейшем будет значительно легче.
Ошибок в отношении умения ребенка ценить вещи можно избежать, если формировать правильно восприятие с самого маленького возраста.
Однако, даже если сделать вовремя этого не удалось, то никогда не поздно начать процесс.
Прежде всего, стоит четкой следовать правилам:
- Ребенку следует озвучить, что правила изменились. Он должен понимать, почему вдруг мама и папа стали требовать от него изменить свое поведение. Кроме этого, малыш должен быть в курсе последствий. Если он не будет придерживаться линии родителей, то следует объяснить ему, какое наказание его ждет и почему.
- Систематический подход. То есть, как только оба родителя приняли решение об изменении тактики, они должны следовать выбранной стратегии постоянно, не давать слабину и не делать исключений. Иначе чадо подумает, что воспитательные меры временны и вскоре все вернется в прежнее русло. Дети очень четко чувствуют, когда родителями можно манипулировать. Главное в данной ситуации не поддаваться слезам и крикам малыша, а продолжать в спокойной форме объяснять, почему мама или папа поступают таким образом.
- Требования должны быть едиными. Это значит, что все окружающие взрослые – мама, папа, бабушки и дедушки – должны быть последовательными и не отступать от требования к ребенку относиться к своим вещам аккуратно. Противоречия членов семьи приводят к тому, что у детей появляется ощущение игры «добрый/злой полицейский». Малыш может решить, что, если мама отказала в покупке какой-то вещи, то бабушка непременно согласится, потому что она добрее. Воспитательные меры в такой ситуации не дадут эффективного результата.
Только сплоченные действия всей семьи помогут сформировать у детей правильное понимание ситуации.
Для начала давайте разберемся, почему же дети ломают игрушки и рвут книги или быстро теряют к ним интерес?
Абсолютно все родители сталкиваются с тем, что в определенный период жизни ребенок резко и без причины начинает ломать игрушки, даже самые любимые. Очень часто это вызывает гнев у взрослых, поскольку игрушки стали очень дорогие, а ребенок с поломанными уже не хочет играть, и приходится постоянно покупать новые.
Ломают они их не из-за банального желания навредить или чтобы ему купили новые, чаще всего это происходит из-за детского любопытства. Малышу просто интересно, из чего сделана игрушка, откуда исходит звук или что находится внутри нее
Случается и так, что сломанные игрушки — попытка привлечь внимание постоянно занятых родителей. Когда родители видят сломанную игрушку, они начинают объяснять ребенку, что так делать нельзя, а это уже в некотором роде общение, которого ребенку так не хватает
Ребенок поймет, что только таким образом может добиться внимания родителей и будет постоянно так поступать, зная, что так он сможет быть замечен родными.1
Показательный пример
У каждого ребенка должно быть определенное личное пространство: комната, кровать, ковер с игрушками и т.п. Это утверждение всегда считалось каноном детского воспитания. Но современные родители толкуют его через призму демократических взглядов общества. Поскольку вещи ребенка находятся в его личной зоне, то он должен нести за них полную ответственность, распоряжаться им по своему усмотрению.
Многие специально учат детей, что это их игрушки, поэтому они могут с ней делать все, что захотят и когда захотят. Ребенку эта новость приходится по душе, и в определенный момент он просто ее ломает без зазрения совести, ведь родители дали ему на это действие полное право. Папе этот поступок кажется неоправданным, так как игрушка было куплена на большие деньги еще на прошлых выходных. Он начинает злиться и ругать чадо, но за что? И ребенок вправе недоумевать: почему папа кричит, он же сам мне разрешил делать все, что захочу?
Данный пример демонстрирует полный коммуникативный провал. Родители могут возложить ответственность за сломанную вещь на ребенка и наказать его, чтобы больше он так не делал. Но правильнее было бы начинать с себя. Самоанализ в такой ситуации позволяет выяснить причину проблемы. Дети до 10-12 не способны анализировать последствия, у них еще развита импульсивность поведения, превалируют желания, а не здравый смысл. Поэтому несправедливо давать им полную свободу действий. Они банально не сумеют ею распорядиться.