Диагностика развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте

Методика «НЕЛЕПИЦЫ»

Цель: определить уровень сформированности анализа, как операции логического мышления. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Проведение методики:

Вначале ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько нелепых ситуаций. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: « Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано.

Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано. То укажи на это и объясни, почему этот не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Как это развивать?

В зависимости от возраста и предпочтений самого ребенка следует выбирать и методы развития наглядно-действенного мышления. В три года это может быть пирамидка и другие сборно-разборные игрушки.

  1. Для начала взрослый человек демонстрирует процесс их разборки и сборки.
  2. Затем ребенок повторяет эти процедуры.
  3. Далее задачи становятся сложнее. Например, берется пирамидка с кольцами разных форм, размеров и цветов.

В старшем дошкольном возрасте для развития мышления можно использовать такие методы:

  • Наблюдать за природой с дальнейшим описанием увиденного.
  • Проводить сравнение предметов разных размеров и форм.
  • Собирать пазлы, мозаику, периодически усложняя задачи.
  • Рисовать.
  • Лепить (глина, пластилин).
  • Ходить в музеи, посещать выставки.
  • Создавать поделки из природных материалов, картона, цветной бумаги.

Взрослые должны принимать активное участие во всех этих процессах. Любое из перечисленных занятий не должно быть ребенку в тягость

Почувствовали утомленность ребенка рекомендуется переключить его внимание, хвалить мотивируя его на выполнение все более сложных задач

Особенности развития

У дошкольников

У дошколят впереди логики логического мышления – «мышление руками».

  1. Сначала ребенок может понять окончательную цель.
  2. Затем начинает анализировать конкретные условия поставленных задач.
  3. И только потом сопоставляет условия задачи с целью, которую нужно достичь.

Так и выстраивается вся цепочка мелких решений, которые приведут к достижению финальной цели.

В раннем возрасте

Важно. Особенность мышления в четыре-пять лет – это совершенная его нестабильность

Вроде ребенок хочет проанализировать все, что видит вокруг себя, сравнивает предметы друг с другом и уже может сделать вывод о их взаимосвязях. Но его суждения о предметах – просто их перечисление.

Дети младшего возраста зачастую действуют неадекватно и не могут критически относиться к себе и своим действиям. Они понимают только конечную цель (вынуть конфету из высокой вазы, поймать игрушечную рыбку), но они пока не осознают, как решить эти задачи. Как только ребенок заговорит, все изменится.

У школьников младших и средних классов

Этот переходный возраст – из детства в юность – важный и сложный этап в развитии ребенка. Возрастают физические возможности: движения и действия более уверенные и разнообразные. Все больше нужны содержательные контакты с ровесниками. В этом возрасте дети общаются по разным вопросам и круг этих вопросов гораздо шире, чем у малышей.

У подростков

С возрастом накапливается жизненный опыт. Подростки рассуждают и способны делать выводы. Они считают себя взрослым. У ребят появляются собственные решения, не всегда правильные и адекватные

На этом этапе родителям хорошо уделять внимание на развитие мышления, не забывая при этом о психологическом климате

У малышей с ЗПР

Внимание. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) снижена познавательная активность

Здесь несколько особенностей: кто-то медлителен и пассивен, кто-то, напротив, расторможен и многословен.

Если ЗПР имеет церебрально-органическое происхождение, то, как правило, страдают все виды процесса мышления. Но наглядно-действенное бывает менее затронутым. Это связано с тем, что при подобных формах развития замедлено:

  1. формирование локомоторных функций;
  2. зрительно-моторной координации;
  3. наблюдается низкий уровень способности анализа, сравнения и обобщения свойств явлений и предметов.

Такие особенные дети могут рассказать лишь о поверхностных, несущественных качествах, и то не полно и точно. У детей с ЗПР образное мышление появляется позже полутора – двух лет (больше о том, что такое образное мышление, зачем оно нужно, читайте тут, а из этой статьи вы узнаете о методах и техниках его развития).

Дети дошкольного возраста с ЗПР действуют методом проб и ошибок. Для того, чтобы выполнить задачу, им нужна не одна попытка и помощь взрослых. Большие затруднения дети с ЗПР испытывают, когда нужно установить логические связи среди аналогичных понятий.

Дети растут и организация их нервной системы, психики год за годом становится все сложнее. Чтобы мышление ребенка успешно развивалось, нужны не только его способности, но и непосредственное участие и помощь взрослых. Именно они, с их знаниями и жизненным опытом, могут сформировать интерес детей к окружающему миру, развить его мышление и перевести его в следующую фазу.

Когда начинает формироваться?

Важно. Наглядно-действенная форма мышления активно формируется у детей самого раннего и младшего дошкольного возраста.. Этот процесс стартует, когда ребенок еще не может самостоятельно ничего планировать

Первые «симптомы» этой формы мышления можно наблюдать даже у семимесячных малышей. Об уровне его развития у малыша до трехлетнего возраста дает информацию период, когда ребенок решет задачи, связанные с предметами и игрушками

Этот процесс стартует, когда ребенок еще не может самостоятельно ничего планировать. Первые «симптомы» этой формы мышления можно наблюдать даже у семимесячных малышей. Об уровне его развития у малыша до трехлетнего возраста дает информацию период, когда ребенок решет задачи, связанные с предметами и игрушками.


В три года ребенок уже может что-то планировать.

Именно так, с наглядно-действительного мышления, и начинается сложный, но познавательный путь длиною в жизнь.

Диагностика темперамента младших школьников.

Изучение темперамента школьника методом наблюдения

Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.

План наблюдений

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

  • а) легко включается в работу;
  • б) действует со страстью;
  • в) действует спокойно, без лишних слов;
  • г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:

  • а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
  • б) возмущается тем, что ему делают замечания;
  • в) выслушивает и реагирует спокойно;
  • г) молчит, но обижен.

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

  • а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
  • б) быстро, со страстью, но других не слушает;
  • в) медленно, спокойно, но уверенно;
  • г) с большим волнением и сомнением.

4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

  • а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию; 
  • б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
  • в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
  • г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

  • а) бросает, потом опять продолжает работу;
  • б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
  • в) проявляет неуверенность, растерянность.

6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

  • а) быстро соглашается;
  • б) возмущается;
  • в) остается, не говорит ни слова;
  • г) проявляет неуверенность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

  • а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
  • б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
  • в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
  • г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком “+” соответствующие реакции для каждого пункта плана.

Схема наблюдения за темпераментом школьника.

Вариант

Пункты плана наблюдений

реакции

1

2

3

4

5

6

7

а

б

в

г

 Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:

  • а) сангвинический;
  • б) холерический;
  • в) флегматический;
  • г) меланхолический.

Обработка данных. Подсчитывается количество знаков “+” в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков “+” в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку “чистых” темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.