Игровая терапия при работе с детьми

Виды и формы занятий

Существует множество критериев, согласно которым производится классификация методов игротерапии. Так, в зависимости от той позиции, которую занимают во время занятий взрослые, она бывает:

  1. Директивной. Подобная игротерапия представляет собой направленный процесс. В нем взрослый для ребенка является организатором. Маленькому пациенту при этом предлагаются уже готовые варианты решений предложенной проблемы. В процессе игры ребенок самостоятельно приходит к пониманию собственных конфликтов и себя.
  2. Недирективной. Эта игровая терапия является ненаправленной. Во время ее проведения задача взрослого состоит в том, чтобы постараться не вмешиваться в занятие, создав при этом вокруг маленького пациента теплую и уютную атмосферу доверия и надежности.

Различают игротерапию и по той структуре, которой обладают материалы для ее проведения. При этом занятия бывают:

  1. Структурированными. Эти игры применяют во время работы с детьми, возраст которых находится в пределах от 4 до 12 лет. Все действия при этом являются провоцированием открытого выражения агрессии (при использовании игрушечного оружия), выражением непосредственного желания (при использовании фигурок людей), способом развития коммуникативных навыков (в форме забав с машинами, поездами и телефоном).
  2. Неструктурированными. Такая игра при терапии для дошкольников может представлять собой спортивные упражнения и подвижные занятия, работу с пластилином, глиной, водой, песком и т. д. Все это позволяет ребенку косвенно выразить свои чувства, из-за чего у малыша возникает чувство свободы.

Выделяют различные виды игротерапии и по форме, которая была применена при организации процесса. В этом перечне находятся занятия:

  • групповые;
  • индивидуальные.

Какой из видов игротерапирии лучше всего использовать психологам?

Тот, который позволит найти оптимальный путь для решения поставленных задач и достижения необходимых целей, стоящих перед специалистами.

Средства игротерапии

В игровой терапии принимает участие взрослый человек – родитель, педагог, психолог и т. д. При этом предоставляются все средства игротерапии, которые позволят ребенку быть активным, волевым, инициативным. Все это будет способствовать двигательной активности, а также использованию интеллектуальных навыков, получению новых знаний.

В процессе игры малыш устанавливает хорошие контакты с другими участниками. Вот почему терапевты нередко подключают к процессу родителей ребенка. Среди средств игротерапии выделяют:

  1. Рисование.
  2. Подвижные игры.
  3. Танцы.
  4. Лепка.
  5. Игры с куклами.
  6. Игры с песком.
  7. Игротерапия общения и пр.

Средства игротерапии помогают в моделировании ситуации, которая решается клиентом вместе с терапевтом. Использование игрушек и других предметов помогают создать приближенную обстановку к той, в которой человек сталкивается с проблемами.

Песочная терапия

Применять этот метод психологи начали в 20-х годах 20 в. Автором данного способа коррекции личности стал Дора Кальфф – юнгианский аналитик. Игры в песочной терапии применяются для работы с неблагополучными в психологическом плане детьми. Они способствуют развитию у ребенка пространственного воображения, обучают его логическому мышлению и развивают мелкую моторику. Терапия песком при игре с песком позволяет ребенку успокоиться. Именно поэтому данное направление психокоррекционной работы особенно показано дошкольникам, обладающим гиперактивностью.

Песочная терапия (игры с песком) содержит в себе гимнастику для рук, актерское мастерство, воплощение фантазий и многое другое из того, что положительно влияет на ребенка, развивает его чувствительные навыки и стимулирует познавательные процессы. Помимо этого, данное направление позволяет малышу соотносить свои действия с реальной жизнью, устранять мышечное напряжение, улучшать зрение, учить буквы, развивать слух, приобретать навыки чтения и письма.

Игры в песочной терапии вовсе не обязательно проводить в кабинете психолога. Для них прекрасно подойдет пляж, детская песочница или просто куча песка, привезенная для строительства. Ящик с этим природным материалом можно установить и в квартире. Для игр с песком при терапии песком понадобятся и символы реального мира. Это могут быть фигурки животных, сказочных героев и людей, машины и дома, природные материалы и растения и т.д. После подготовки к занятиям ребенку необходимо предоставить полную свободу творчества. Взрослые не должны мешать малышу своими советами, за исключением тех случаев, когда он попросит об этом сам.

Рассмотрим игры и упражнения при арт-терапии с использованием песка. Есть среди них такие, которые позволяют развить общую и мелкую моторику. Во время подобной игры ребенок должен стоять. Это позволит ему задействовать основную часть мышц, сформировать правильную осанку, укрепить костно-мышечный аппарат и развить координацию движений. При использовании песочной терапии в игре для дошкольников ребенку и взрослому необходимо оставить на ровной поверхности природного материала отпечатки ладони и ее тыльной стороны. После этого им нужно поделиться своими ощущениями.

Далее песок рекомендуется прощупать подушечками пальцев. Его можно также посыпать сверху на ладошку. При этом ребенок должен объяснить, приятно это ему или нет. Подобное упражнение призвано научить ребенка исследовать заданный объект руками и прислушиваться к собственным ощущениям. Для снятия эмоционального напряжения игры должны проводиться в спокойной обстановке

Это также позволит маленькому пациенту сконцентрировать внимание

При необходимости можно включить в практикум по песочной терапии и игру с песком на снятие агрессии. Все действия в этом случае должны заканчиваться положительными эмоциями и победой добра над злом. Для того чтобы устранить агрессивное состояние у малыша, может быть устроен песочный ливень. Вначале пусть он будет мелким дождиком, помещаясь на одной ладошке. Далее объем песка понадобится увеличить. Его можно зачерпывать детским ведерком или двумя ладошками

Для ребенка важно ощутить, что он причастен к этому дождю. Только в этом случае он сможет успокоиться и воспринимать дальнейшее общение менее агрессивно

Игротерапия в детском саду

Роль игротерапии для маленького индивида громадна. Она способствует развитию способностей малыша, преодолению конфликтов и достижению психологического баланса. Игровой процесс помогает ребенку легче и быстрее обучаться, приобретать навыки, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни.

Игротерапия для дошкольников в качестве методики коррекционного воздействия на их психику может применяться для работы, начиная с двухлетнего возраста. Ребенку предлагают ролевую иргу для выяснения его эмоционального состояния, страхов и возможных психотравм, о которых ребенок не в состоянии рассказать. Специалисты в игровой терапии утверждают, что при помощи игрового процесса можно научить детей более свободно взаимодействовать с окружением, повысить школьную успеваемость, уменьшить их гиперактивность, агрессивность и другие расстройства поведения.

Игротерапия в детском саду сегодня считается одной из тенденций современного времени. Сегодня практически все детские сады имеют в штате психолога, развивающего детей при помощи метода игротерапии. Обычно в детских садах элементы игровой терапии присутствуют в ежедневном распорядке дня.

Ведущим лицом в ходе использования игротерапии всегда будет ребенок. Задачей психолога является поддержание дружеских отношений с детьми и между ними, помощь в утверждении «Я» ребенка для него самого и среди окружающих. Игровые занятия в детском саду рекомендуется начинать с игр, которые направлены на улучшение психологического самочувствия.

Игротерапия для дошкольников обеспечивает эмоциональную разрядку, снимает нервную напряженность, уменьшает боязнь темноты, наказаний, замкнутых пространств, оптимизирует гибкость в действиях, способствует освоению групповых норм поведения, налаживанию контакта между малышами и их родителями, развивает координацию движений и ловкость. Важным в игротерапии является уважение желаний ребенка, его активная позиция в игре. Перед психологом ставится задача сделать так, чтобы игровой процесс приносил радость малышу

В ходе игры следует обращать внимание на самочувствие ребенка

Игротерапия примеры игр, ориентированных на коррекцию различных страхов, представляют собой ролевое проигрывание ситуаций. Так, например, игра «Смелые мыши», в которой выбирается кошка и мышки. Мышки бегают и пищат, в то время как кошка спит в своем домике. Затем кошка просыпается и пытается догнать мышек, которые могут скрыться в домике. Потом дети меняются ролями.

Игра в «дочки-матери» с куклами также имеет терапевтическое воздействие, обнаруживает потенциал и раскрывает внутренний мир малышей. В игровых процессах ребенок моделирует ситуацию в соответствии с обстановкой у себя дома. То есть, ребенок будет проецировать отношения в семье на игру.

Поэтому самой главной задачей психотерапевта в игровой терапии является внимательное наблюдение за поведением. Не рекомендуется регламентировать правила игры, форсировать или замедлять игровой процесс. В процессе игротерапии психотерапевту необходимо понять чувства малыша, стать для него своеобразным зеркалом, помогающим ему увидеть себя. А коррекционный процесс в игре должен происходить автоматически. От психолога требуется выражение искренней веры в то, что ребенок может самостоятельно справиться с возникшими проблемами.

По теории и практике игровой психотерапии выпущено несколько монографий. Так, например, игротерапия Панфилова, сегодня стала настоящим бестселлером. В своей книге Панфилов предлагает примерную программу игровой психотерапии с малышами и их родителями, описана игротерапия и примеры терапевтических и развивающих игр, знакомит с методами родительского взаимодействия с детьми, склонными к тревожности, агрессии, гиперактивными малышами.

Занятия игровой терапией с малышами позволяет сблизить ребенка с взрослыми и оказывает благоприятное воздействие на личностное развитие малыша, помогает ему в процессе социализации и освоении социальными нормами.

Игротерапия избавляет детей от влияния стрессовых факторов и травмирующих жизненных ситуаций.

Роль игры в жизни ребенка

Чтобы понять детей и найти правильный подход, нужно увидеть мир их глазами, ведь так часто взрослые воспринимают малышей своей уменьшенной копией! Но люди старшего возраста способны выразить мысли словами, а для дошкольников, особенно самых маленьких, это умение недоступно. Пока их язык – игра. И именно на нем они рассказывают о тревогах, радостях и мыслях.

Нет необходимости заставлять или учить детей играть. Все происходит спонтанно, с удовольствием, без какой-либо цели — это абсолютно естественный процесс. Но это не только развлечение, а также способ, с помощью которого малыши начинают знакомиться с окружающим миром и учатся в нем жить.

Задачи

Основная игротерапевтическая функция игры — в непринуждённых условиях выявить и откорректировать отклонения в поведении и психике. Для её реализации в зависимости от конкретной проблемы специалисты решают сразу несколько задач:

  • восстановление доверия к окружающим, помощь в социальной адаптации, развитие коммуникативной сферы, оптимизация отношений в системах «ребёнок — родители», «ребёнок — взрослые», «ребёнок — другие дети» (подобные схемы прорабатываются и для взрослых);
  • дезактуализация фобических проявлений;
  • демонстрация различных способов решения трудных жизненных ситуаций;
  • исправление деформаций в формировании «Я-концепции»;
  • коррекция отрицательных черт характера и поведенческих отклонений;
  • лечение пограничных расстройств личности и поведения;
  • облегчение психологических страданий;
  • повышение самооценки, избавление от внутренних комплексов;
  • создание благоприятных условий для развития речи, мышления, памяти и других когнитивных способностей.

Если обобщить все эти задачи, специалисты с помощью игротерапии диагностируют проблему и либо её корректируют (в психологии), либо лечат (в психотерапии), а также обучают.

Игротерапия как диагностический инструмент:

  • уточняет особенности личности;
  • выясняет взаимоотношения с окружающим миром в целом и конкретными людьми в частности;
  • вскрывает детские психотравмы на сенсомоторном уровне;
  • демонстрирует непроизвольное выражение самого себя.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов:

  • совершенствует навыки речи;
  • развивает память (нужно запоминать правила игры, свою цель в ней, имена остальных персонажей);
  • демонстрирует, как решать сложные жизненные ситуации;
  • улучшает мыслительные процессы;
  • расширяет кругозор об окружающем мире;
  • обучает навыкам социальной адаптации;
  • формирует адекватное психическое реагирование на события;
  • вырабатывает способность к произвольному регулированию деятельности на фоне необходимости подчиняться общей системе правил.

Игротерапия как метод психологической коррекции:

  • корректирует систему общественных взаимоотношений;
  • помогает преодолеть личностный и когнитивный эгоцентризм и децентрацию в сторону постижения в игре собственного «Я»;
  • способствует пониманию таких понятий, как равноправие и партнёрство, сотрудничество и кооперация,
  • обеспечивает возможность личностного развития;
  • организует новые приёмы ориентирования в конфликтных ситуациях;
  • корректирует систему жизненных ценностей и расстановку приоритетов;
  • исправляет негативные черты характера и девиантное поведение;
  • устраняет психологические и поведенческие барьеры.

Игротерапия как метод психокоррекции и как средство развития когнитивных способностей — инструмент психологии. В психотерапии она используется как один из вспомогательных методов лечения:

  • избавляет от вредных привычек;
  • помогает преодолеть переживания и страхи;
  • снимает внутреннюю напряжённость;
  • решает тяжёлые психоэмоциональные проблемы;
  • эффективна при лечении аутизма;
  • повышает фрустрационную толерантность;
  • постепенно развивает и укрепляет нарушенные психические процессы.

Показания к применению игротерапии и когда эффективна игротерапия?

Для детей, особенно раннего возраста, все происходящее вокруг – игра. Поэтому нельзя сказать,что для нее должны быть какие-то показания, так как для ребятишек это основной вид досуга. Именно в процессе игры дети всегда в хорошем настроении, открыты к взаимодействию и не расценивают такое времяпрепровождение, как что-то неприятное для себя. Но с точки зрения психологических отклонений ИТ поможет в следующих случаях:

  • замкнутость и необщительность;
  • наличие скрытых и навязчивых фобий;
  • непослушание или сверхпослушание;
  • вредные привычки (ковыряние в носу и прочие);
  • налаживание взаимоотношений (с родителями, с братом и тому подобное);
  • агрессивное поведение;
  • нанесение себе увечий (выдёргивание волос, ресниц, кусание губ и так далее);
  • отсталое развитие речи;
  • стрессовые ситуации;
  • проблемы с чтением, а также успеваемостью в целом.

Игротерапия для детей

Игра является не только одним из самых любимых занятий малышей, но и ведущей деятельностью детей, начиная с самых ранних лет и до школьного возраста. А способность играть сохраняется у индивида на протяжении жизни. С помощью игры происходит развитие моторных функций и когнитивных способностей у ребенка. Также она является главным методом обучения для ребенка. Для детей игра представляет собой основную возможность взаимодействия с окружением, вследствие чего она выполняет и функцию социализации. Кроме этого в игровом процессе ребенок естественно отыгрывает зарождающиеся в нем негативные эмоции.

Игротерапия являет собой ответвление арт-терапии, оказание помощи и достижение психологического комфорта индивидом посредством игровой деятельности. Она представляет собой довольно эффективный коррекционный метод для работы с малышами, имеющими абсолютно разные психические особенности. Данный метод не рекомендуется практиковать в работе с индивидами, страдающими полным аутизмом или неконтактной !шизофренией. Игровую терапию применяют:

— при травмах психологического характера, связанных с разводом родителей;

— для улучшения успеваемости детей при трудностях в учебе;

— для коррекции агрессивного и тревожного поведения;

— для профилактики и лечения различных фобий, детских страхов;

— при умственной отсталости и задержках в психическом развитии для ускорения развития;

— при заикании и многих других проблемах.

При выборе методов игротерапии нужно исходить из требований конкретных целей коррекционного воздействия и из того, насколько устойчивы показатели результативности воздействия на индивида именно игровой терапии.

В качестве параметра эффективности игротерапии учитывается устремленность детей к поддержанию коммуникаций и взаимодействию с окружением в коллективе. Это проявляется в позитивных личностных трансформациях, сдвигах, проистекающих в самосознании, улучшении психоэмоционального самочувствия, положительной динамике интеллектуального развития вследствие снятия эмоциональной тревожности и напряжения. Так, например, игротерапия общения заключается в занятиях подвижного характера, которые помогают выстраивать положительные, эмоционально теплые взаимоотношения с детьми. Занятия игротерапией не требуют специфического оборудования, а ее техники носят больше интуитивный характер.

М. Панфилова, разработчик методов игротерапии, доказала, что посредством игр малыша можно обучить правильному построению диалога, снизить его гиперактивность. Игротерапия Панфилова представляет собой комплекс современных психотерапевтических методик, состоящий из игровой терапии, сказкотерапии, метода беседы, арт-терапии, телесной терапии, элементов психодрамы, жетонной терапии и др.

Виды игротерапии

Основные виды игротерапии можно классифицировать в зависимости от теоретического подхода к психологии. Игровую терапию применяют в психоанализе и в отечественной психологической науке. Также различают игротерапию отреагирования и построения отношений, примитивную игровую терапию. В соответствии с формой организации деятельности игротерапия бывает индивидуальной и групповой. По структуре применяемого в ней материала выделяют игротерапию и с неструктурированным материалом.

Началом игротерапии можно считать 20-е годы минувшего столетия. Ее зарождение прослеживается в трудах М. Кляйн, А. Фрейд, Г Гуг-Гельмут. Считается, что использование в психоанализе игры было, в некоторой степени, вынужденным.

М. Кляйн полагала, что при помощи анализа можно ликвидировать или, во всяком случае, оказать благотворное воздействие на расстройство психического развития детей. Наряду с этим анализ оказывает благоприятное воздействие и на формирование здорового ребенка, а по прошествии времени станет важным дополнением воспитания. Игра в психоанализе рассматривалась в качестве условной деятельности, в которой индивид, будучи освобожденным от запретов и прессинга со стороны общественного окружения при помощи игрушек и игровых манипуляций с ними, проигрываемых ролей, проявляет бессознательные всплески и влечения в специфической символической форме.

Идеи игротерапии, центрированной на пациенте, изучены и расширены В. Экслайном и К. Роджерсом. Задача такой психотерапии заключается не в изменении и переделывании индивида, обучении его каким-то особенным поведенческим навыкам, а в предоставлении ему возможности стать самим собой. Игровой психотерапевт не старается вырастить индивида, а каждому формирует оптимальные условия для роста и личностного развития.

В едином смысле задачи игротерапии, центрированной на личности, сообразуются с внутренней устремленностью индивида к самоактуализации. Непременным условием, нередко полностью выпускаемым из вида, является обеспечение позитивного опыта роста малышу в присутствии взрослого, понимающего и поддерживающего его, вследствие чего у ребенка зародится возможность обнаружения в собственной персоне внутренних сил. Наряду с этим задачей коррекции, ни при каких условиях не должна быть непосредственная трансформация личности индивида, так как постановка такой цели будет означать отвержение личности индивида такой, какой она является, и противоречить исходному утверждению клиент-центрированной психотерапии – безусловного принятия субъекта. Коррекционная работа, должна быть целенаправленна на утверждение индивидуального «Я» личности, ее самоценности.

С чего начать

Необходимо помнить, что малыш всецело доверяет своим родителям, с большой радостью будет играть с мамой или папой. Родители, прежде чем начать играть, должны усвоить несколько простых истин, которые помогут несмышленышу получить максимальную пользу от игротерапии:

Малыш — это полноценная личность, которую надо принимать целиком и полностью.
Уважайте, принимайте во внимание желания маленького человечка.
Никогда не заставляйте кроху силой или угрозами играть.
Атмосфера по время игры должна быть жизнерадостной, нести позитивное настроение.
Следите за эмоциональной нагрузкой, испытываемой крохой.

Наблюдайте за самочувствием чада. Если непоседа стал отвлекаться, зевать, тереть глазки или капризничать — сразу прекращайте игру. Предложите малышу сменить вид деятельности. Например, выйти на прогулку. А может, кроха устал от интенсивных занятий, тогда малыша лучше всего уложить немного поспать. Иногда несмышленыш начинает вести себя слишком активно. Повышенная возбудимость, гиперактивность — тоже повод сменить вид деятельности на более спокойный.

Творческие игры, такие как рисование, лепка — требуют усидчивости непоседы. Однако дошколята не любят долго сидеть на одном месте. Родителям следует чередовать спокойные игры и активные ролевые: «дочки-матери», игра во врача или чаепитие с куклами.

Обычно занятия начинаются с рисования. Попросите свое чадо нарисовать дом, семью. Вместе с дошкольником раскрашивайте цветы и листочки на деревьях. Интересуйтесь во время рисования, почему кроха так нарисовал маму, папу, такие выбрал наряды для них. Детали рисунка могут многое подсказать внимательным родителям. Наличие черной, серой, коричневой красок говорит о том, что кроха чувствует себя дома тревожно, чего-то опасается. Возможно, на маленького человечка так воздействует неблагоприятная обстановка в семье.

Игра с игрушками тоже открывает истинное отношение малыша к семье, окружающей обстановке. Если куклы не имеют имен, или кроха называет их оскорбительными словами: лохматая неумеха, дурочка, бестолочь — родителям стоит задуматься о своем отношении к подрастающему поколению. Иногда дошкольник устраивает драки среди кукол, имитирует аварии машинок, игрушки у малыша общаются только с помощью крика, ругани.

Все это симптомы — не только проблемы с восприятием окружающей действительности, они демонстрируют проблемы в самой семье несмышленыша. Ведь чаще всего психические проблемы детей имеют корни в семейном воспитании. И коррекции тогда надо подвергать не только поведение чада, но и переосмысление собственного поведения взрослых.

Понятие игротерапии

Эффективность лечебного воздействия терапии с помощью игр на дошкольников обусловлена особым состоянием детей, когда они играют. У непосед в этот период превалирует хорошее, жизнерадостное настроение. Маленькие человечки эмоционально открыты, охотно идут на контакт со взрослыми, делятся своими переживаниями, рассказывают о своих проблемах.

Игры — это важная составляющая психоэмоционального, физического, интеллектуального развития детей. Играя, кроха готовится к самостоятельной взрослой жизни: усваивает правила и нормы поведения, принятые в обществе, знакомится с моральными принципами, приобретает полезные навыки для различных видов деятельности. С помощью игры у дошколят формируются воображение, фантазия, развивается интеллект

С учетом важности игровой деятельности для формирования психосоциального состояния малышей психологами прошлого столетия создана игротерапия как метод воздействия и коррекции развития детей

Игротерапия — это психотерапевтический метод, в основе которого лежит воздействие на развитие ребёнка с помощью различных видов игровой активности. Многие игры несут в себе не только информацию об окружающем ребенка мире, но обладают лечебным эффектом. Психолог наблюдает за крохой, когда тот играет, погружается в мир маленького человечка, выявляет проблемы, более точно устанавливает причины возникновения тревожных явлений в развитии малыша. Только установив источник тревожности чада, можно назначить лечение, а также добиться прогресса в его осуществлении.

Общая характеристика метода

Определение 1

Игровая терапия – это психотерапевтический метод воздействия на детей и взрослых посредством игры.

Психокоррекция означает исправление и представляет собой систему мероприятий, которые направлены на восстановление нарушенных функций психики. Это определенный вид психологической помощи.

Понятие психологическая коррекция дифференцируется с такими понятиями как педагогическая коррекция, психотерапия, коррекционно-развивающее обучение.

Что касается психологической коррекции, то она направлена на исправление поведения, эмоционального реагирования, межличностного взаимодействия.

Различные методики, описывающие это понятие, признают, что на развитие личности сильное влияние оказывает игровая деятельность.

На начальном этапе, как средство коррекции, игра использовалась в рамках психоаналитического подхода, затем в рамках гуманистически ориентированного.

Психокоррекция взрослых использует игру в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге. Проходит игра в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, различные ситуационные разыгрывания.

Для ребенка же игра является одной из форм самотерапии. В структуре детской игры есть свои составляющие:

  • роли играющих;
  • игровые действия, реализующие эти роли;
  • игровое использование предметов;
  • отношения между играющими.

Единицей игры является роль, сюжет игры – это воспроизводимая область действительности, а содержание – это то, что воспроизводится ребенком как главный момент деятельности и отношений между взрослыми.

Игра способствует формированию произвольного поведения ребенка и социализации.

В игровой терапии выделяются определенные направления, так, например, Г.Л. Лэндрет, выделяет:

  • родительскую терапию, в рамках структурированной программы родителей обучают навыкам для проведения её в домашних условиях;
  • игровую терапию со взрослыми;
  • приёмы игровой терапии в семейной терапии, когда в игру включаются все члены семьи;
  • групповую игровую терапию;
  • игровую терапию в больничных условиях.

Замечание 1

Как психокоррекционный метод в работе с детьми, имеющими нарушения психического развития, игра имеет специфические особенности.

В этих случаях важно использовать приемы налаживания контактов того уровня, который доступен детям для спонтанной игровой активности с дальнейшим переводом к более сложным способам общения и расширения сферы личностно-значимых предметов. В ходе игровой терапии А.И

Захаров, например, дает определенную последовательность коррекционных методик – беседа, спонтанная игра, направленная игра, внушение

В ходе игровой терапии А.И. Захаров, например, дает определенную последовательность коррекционных методик – беседа, спонтанная игра, направленная игра, внушение.

Психокоррекционный эффект у детей в ходе игровых занятий достигается в результате установления положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Продолжительность игры не более 30 минут, при частоте занятий 2-3 раза в неделю при остром периоде невроза и 1раз в неделю при хроническом течении.

Программа рассчитана на срок от нескольких дней до нескольких месяцев.

Основные виды и формы игротерапии

Существует несколько критериев, по которым классифицируется игротерапия. Наиболее часто выделяют следующие виды и формы этой деятельности.

1. В зависимости от роли в игре взрослого:

  • директивная – направленный процесс, где взрослый является организатором для ребенка, которому предлагаются готовые варианты решения той или иной проблемы, во время игры малыш сам приходит к пониманию себя и собственных конфликтов;
  • недирективная – ненаправленная игровая терапия проводится во время игровой деятельности дошкольников, куда взрослый старается не вмешиваться, создавая вокруг малышей уютную, теплую атмосферу надежности и доверия.

2. По структуре материалов для игры:

  • структурированные игры – применяются при работе с детьми от 4 до 12 лет, провоцируют открытое выражение агрессии (игрушечное оружие), выражение непосредственного желания (с фигурами людей), развивают коммуникативные навыки (забавы с поездами, машинами, в телефон);
  • неструктурированные игры – подвижные занятия и спортивные упражнения, работа с пластилином, водой, глиной, песком, которые способствуют косвенному выражению ребенком своих чувств и появлению ощущения победы.

3. По форме организации процесса:

  • групповая;
  • индивидуальная.

На занятиях в детском саду психологами используется игровая терапия той формы, которая оптимальна для достижения целей и задач, стоящих перед ними.

Групповая игротерапия

Для определения необходимой формы занятий в каждом конкретном случае анализируется потребность малыша в общении. Если она не сформирована, то будет выбрана индивидуальная, но при условии, что нет противопоказания – глубокой степени умственной отсталости. Во всей остальных случаях предпочтительнее игровая терапия, которая позволяет детям непринужденно общаться друг с другом, наиболее полно раскрываясь. Но сначала необходимо убедиться, что у них нет противопоказаний к использованию такой формы занятий. У ребят не должны наблюдаться следующие выраженные симптомы:

  1. сексуальное развитие, опережающее возрастные нормы;
  2. излишняя агрессивность, которую сложно унять;
  3. стрессовое состояние, в котором малыш может находиться на момент наблюдений за его игрой;
  4. асоциальное поведение, из-за проявлений которого могут пострадать окружающие дети;
  5. детская ревность.

Игротерапия в группе помогает дошкольнику осознать себя как личность, поднять самооценку, отреагировать все негативные внутренние эмоции, понизить тревожность, ощущение вины и беспокойства. Благоприятно на этом процессе сказывается возможность детей наблюдать друг за другом, стремиться самому попробовать ту, или иную роль в игре. Целью работы специалиста является не вся группа, а ее участники в отдельности.

В возрасте ребят не должно быть разницы более 1 года. Игровая терапия в группе вырабатывает у каждого ребенка:

  1. становление положительной «Я-концепции»;
  2. воспитание ответственности за поступки;
  3. развитие навыков самоконтроля;
  4. закрепление способности принятия самостоятельных решений;
  5. обретение веры в собственное «Я».

Постепенно игровая терапия неструктурированная сменяются структурированной, позволяющей дошкольнику свободнее выражать свои волнения, чувства, вплоть до самых агрессивных. Значит, психологу будет легче их отслеживать и корректировать.

Статусы про любовь к детям

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Методы игротерапии

Игротерапия включается в себя два элемента: игру и игрушки. Данный метод является самым эффективным при работе с детьми, которые пока не способны полностью выразить свои переживания, определить, что с ними происходит, и справиться с любыми сложностями. При использовании различных методов игротерапии специалист способен увидеть причины, которые создают проблему, факторы их развития, а также помочь в решении вопроса (выработке другого поведения или отношения к ситуации).

Методами игротерапии являются:

  1. Песочная терапия.
  2. Сказкотерапия.
  3. Активный метод. Предлагается выбрать среди игрушек те, которые ассоциируются с ситуацией клиента. Вместе с терапевтом отыгрывается проблемная ситуация, где человек проявляет себя.
  4. Пассивный метод. Терапевт не участвует в игре, не направляет ее, а просто наблюдает за тем, как проигрывает ситуацию клиент. Ведущим является клиент, за которым и наблюдают.
  5. Куклотерапия. Здесь куклы отыгрывают роли, которые им назначает сам клиент.
  6. Освобождающий метод. Здесь клиент отыгрывает травмирующую ситуацию, позволяя себе проявлять возникающие эмоции в полную силу. Терапевт просто наблюдает за происходящим и поддерживает его в проявлениях.
  7. Структурированный метод. Похож на освобождающий метод, где отрабатывается конкретная ситуация.
  8. Терапия отношениями. Похожа на пассивный метод, только акцент ставится на том, что происходит в кабинете, а не в прошлом у клиента. Дается полная свобода действий клиенту.
  9. Шахматная терапия.
  10. Музыкальная терапия.

Игротерапия направлена на трансформацию личности. Вот почему важным становится не только то, что делает клиент, но и то, как воздействует на него терапевт.

Методы игротерапии включают такие механизмы:

  • Наглядное отображение проблемной ситуации и ее понимание.
  • Постижение собственного «Я» клиентом с целью личной трансформации и преображения, роста.
  • Сотрудничество, равноправие между участниками игры.
  • Проработка новой модели поведения, которая избавит человека от внутренних эмоций и переживаний.
  • Понимание собственных переживаний и эмоций, которые ранее управляли человеком, а теперь могут быть подчинены ему.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.