Игры на сплочение для 3 класса
Помочь ребенку выразить свою индивидуальность, проявить свои склонности поможет игра «Автопортрет». Детям дается задание нарисовать себя в необычной форме: вместо глаз изобразить то, чем нравится любоваться, вместо рта — любимую пищу, вместо волос — то, о чем любит думать и т.д. После выполнения задания можно устроить выставку картин.
Еще одной игрой такой направленности является игра «Визитная карточка». Детям предлагается взять в руки микрофон и назвать свое имя. Когда все по кругу это сделают, начинают сначала, но уже к имени добавляют информацию о том, сколько им лет. Потом еще раз, но уже говорят и том, что лучше всего умеют делать. Игру можно продолжать сколько угодно, давая ребятам все новые задания: какую музыку любят слушать, какую книгу читают и т.д.
Чтобы донести детям мысль о том, что хоть они все разные, необходимо держаться вместе, быть единым целым, рекомендуется провести игру «Виноград». Детям предлагается рассмотреть гроздь винограда, выбрать одну виноградинку и съесть. Потом проводится обсуждение о том, что виноградинки могут немного отличаться по размеру, форме, оттенку, но все вместе они образуют гроздь, к которой крепко прикреплены. Следует предложить детям порассуждать над вопросами:
- Если бы виноградинки росли по отдельности, их бы кто-то замечал?
- Что будет с виноградинкой, если она будет держаться на веточке некрепко?
- Как ветру легче сорвать виноградинку с ветки: когда она отдельно или в составе большой грозди?
Наглядно увидеть, что результат общего дела зависит от вклада, который делает каждый из участников коллектива, дети смогут во время игры «Волшебные картинки». Детей разделить на команды. Каждый получает лист бумаги и цветные фломастеры. Дается задание нарисовать семью инопланетян (или волков, зайцев и т.д.). Сначала нужно изобразить маму. После этого дети обмениваются листочками и рисуют папу, потом снова меняются и продолжают рисовать других членов семьи. Так продолжается до тех пор, пока листочки с рисунками не вернутся к своим хозяевам. После этого все рисунки рассматриваются и выделяются самые лучшие. Авторы этих работ называют, кого именно они рисовали.
Еще одним вариантом игр на сплочение детей 6-10 лет является упражнение «Смешной рисунок». Школьники делятся на две команды. Они будут рисовать, например, корову. Первому участнику завязывают глаза и предлагают нарисовать голову. Остальные по очереди дорисовывают недостающие детали. Потом оценивают плод своих совместных усилий.
Принципам сотрудничества и умению выполнять совместные действия дети будут учиться в игре «Сиамские близнецы». Ребятам нужно разделиться на пары. В каждой паре участники должны стать близко друг к другу, обняться за талию. Ноги, которые находятся рядом, следует скрепить веревочкой. После этого таким «близнецам» предлагается походить по классу, сесть на стул, лечь, попрыгать и т.д. Другой вариант игры — скрепить у пары учеников две руки и предложить что-то нарисовать или написать.
Есть игры, которые подталкивают детей к образованию групп. Одна из них игра «Молекулы». Каждый ребенок должен получить табличку с буквой (цифрой или рисунком). Далее дается задание:
- составить слово;
- составить пример;
- составить рецепт борща и т.д.
Детям нужно не просто объединиться, но и правильно скоординировать свои действия, чтобы восстановить правильную последовательность.
Организованность – лучший друг младших школьников.
Психологическая служба
02-окт-2020, 13:43
5
Организованность – лучший друг младших школьников
Самостоятельность и организованность – верные, неразлучные друзья. Ребенок способен организовать себя, когда начинает действовать с разумной долей самостоятельности. Он знает, что легче найти нужный ему предмет, когда тот находится на своем месте. Он понимает, что в ответе за свои вещи, а значит, бережет их.
На что стоит обратить внимание родителям, для того чтобы научить своего ребенка быть организованным?
Определите с ребенком егорабочую зону: место, где он выполняет домашнее задание, читает, пишет, рисует. Дорогие родители, рабочая зона имеет особое значение в развитии и организации ребенка.
Читать, писать и рисовать – прекрасно, но не менее важно, где ребенок это делает. Ваш ребенок делает свои уроки у вас на кухне? в спальне? на диване, лежа на полу? Это – неправильно
Вспоминайте до боли знакомое:
– Мам, ты не видела мой дневник?– Ааа, я не могу найти учебник по русскому!– Я опять потерял ручку и карандаш.– Я вышел из комнаты с тетрадкой по математике. Теперь тетрадка исчезла!
Отлично! Ищем тетрадку всей семьей полчаса, а то и полдня. Тетрадка, конечно, может объявиться каким-то чудесным образом в течение года, но к тому времени она уже будет не нужна.
А когда у ребенка есть рабочий стол со шкафчиками, тогда обычно все школьные принадлежности находятся на своих местах. «Золотое правило: порядок на столе – порядок в голове».
Чем еще хорошо, если у ребенка его рабочая зона? Помимо того, что все принадлежности находятся на своих местах, ребенок пишет, читает за письменным столом, который адаптирован под его рост и возраст. В период с шести до восьми лет начинается процесс формирования осанки и от того, где он пишет и как он сидит, зависит не только его здоровье, но и его красивая, уверенная внешность.
Все в порядке, когда есть План дня
Забыл… Это раздражительное слово для родителей, но очень удобное для детей.
– Что вам задали по английскому?– Забыл…– Где твой спортивный костюм?– Забыл в школе.
Как думаете, кто в итоге волнуется больше: ребенок или мама? Мама! А ребенку удобнее забывать.
В такой ситуации выручает план дня. С чего начать? Сделать чек-лист на месяц. Если вы напишите длинный список дел на день и повесите его на холодильнике, то скорей всего он там так и останется для красоты. Ребенку легче запомнить дела, которые он выполняет каждый день. Чтобы добиться результата, делим день на УТРО, ОБЕД, ВЕЧЕР! На каждый промежуток дня записываем по три задачи, которые ребенок выполнит. Дело, которое ребенок сделал, отмечает галочкой. Чем больше галочек, тем удачнее день. Например:
УТРО:
- Подъем в 7 часов.
- Зарядка.
- Холодный душ
ОБЕД:
- Проверить и заполнить дневник.
- Погулять, поиграть.
- Помыть посуду.
ВЕЧЕР:
- Домашнее задание
- Порядок на рабочем столе
- Приготовить рюкзак, одежду на завтра.
План составляем вместе с ребенком по принципу – что ты хочешь делать и чем тебе полезно заняться?
Даем ребенку четкие инструкции
Понаблюдайте в течение дня, как вы общаетесь с ребенком. Ребенку трудно будет выполнить ваше требование, если в нем нет четкой инструкции. Я наблюдала за тем, как бабушка учила внучку убирать за собой свои вещи: «Почему ты не убираешь свои вещи? Посмотри, все разбросано по дому! Это разве красиво? Ты девочка, а все никак не научишься следить за своими вещами! Поэтому ты никогда ничего не находишь!»
Какую инструкцию получает здесь ребенок и что он должен сделать?
- Найти оправдание, почему все разбросано? (найдет)
- Посмотреть вокруг как все «красиво»? (посмотрит)
- Подумать над тем, почему он не убирает свои вещи? (никогда)
Да ну его этот порядок! Проще обидеться на бабушку и ответить: «Ты всегда так!»
Мы, взрослые, часто дезориентируем ребенка, когда одновременно выражаем свое недовольство и учим как правильно. Поэтому четко и кратко даем инструкцию, что ребенок должен сделать:
- Наведи порядок на своей полке.
- Вымой посуду.
- Пиши красиво.
- Выпрями спину.
Если ребенку трудно выполнить задание самостоятельно, показываем пошагово, как правильно сделать два-три раза. Как показывает практика, в следующий раз он справится самостоятельно, и сам сделает для себя открытие: «Чем больше я тренируюсь, тем лучше у меня получается!»
Игры на сплочение коллектива для 2 класса
Победить неуверенность и страх ребенка сделать что-то не так может проведение игры «Здравствуй, друг». В ней детям предлагается повторять готовый ритуал приветствия. Для этого класс делится на две группы. Дети первой группы встают в круг, а участники второй группы заходят внутрь его и тоже встают по кругу, повернувшись лицом к своим одноклассникам. Таким образом должны получиться пары, которым нужно поздороваться друг с другом, повторяя за учителем его слова и движения:
После этого ребятам из внутреннего круга нужно сдвинуться вправо, перейдя к другим партнерам, и снова произнести приветствие. Так можно повторять несколько раз. В ситуации, когда все действуют по одинаковому шаблону, ребенок будет чувствовать себя равноправным членом коллектива, сможет раскрепоститься и преодолеть замкнутость.
Детей во втором классе нужно учить говорить о своих чувствах и уметь понимать настроение и эмоции других. Такая возможность у них появляется во время игры «На что похоже настроение». Для ее проведения лучше расположить детей по кругу и предложить продолжить фразу «Мое настроение сегодня похоже на…». Может быть задана определенная тема для сравнения: время года, цвет, цветок, зверь и т.д. Чтобы показать пример ответа, первым высказывается учитель. В конце игры можно провести обсуждение, определить, кто сегодня злится или печалится и почему, а также предложить детям помочь своим одноклассникам улучшить настроение.
Если дети в классе еще не могут или стесняются выразить свое настроение словами, можно предложить использовать для этого мимику, позы, жесты. В игре «По грибы» нужно выбрать грибника, а остальным ученикам предложить изобразить любой гриб, но так, чтобы по его виду было понятно съедобный он или нет. Грибник, рассматривая замерших детей, должен их разделить на две группы. После этого можно предложить детям высказаться, почему они захотели изображать именно такой гриб.
Для выработки первичных навыков взаимодействия подходит игра «Корабли и скалы». Школьников нужно разделить на две группы. Одни будут «скалами» — им следует расположиться по комнате и присесть. Участники другой группы — это «корабли», они должны закрыть глаза и начать двигаться по классу в хаотичном порядке. Если такой «кораблик» будет приближаться к какой-то «скале», то ребенку, который ее изображает, нужно зашипеть, имитируя звук морского прибоя. Всем участникам необходимо постараться избежать кораблекрушения.
После игры важно обсудить случаи столкновения и поговорить о товарищеской поддержке, которая помогает избежать неприятностей. Отдельно нужно указать на поведение ребят, которые специально не издавали никаких звуков, чтобы «корабль» натолкнулся на них (если такое было)
В ходе обсуждения могут быть выработаны некоторые правила поведения в коллективе: не создавать неприятностей друг другу, оказывать помощь и т.д.
Приучать детей к общим правилам поведения, развивать умение действовать по заданной модели можно во время игры для начальных классов «Веселая игра в ложки». Дети рассаживаются на корточках по кругу и руки складывают за спиной. Внутри круга разложены ложки, количество которых на один меньше, чем количество участников. Задание для ребят: при слове «ложка» они должны взять в руки по одной ложке. Кто из группы не успеет этого сделать, тот выходит из игры и убирает одну ложку из круга. В итоге должен остаться самый внимательный и исполнительный ученик. Лучше в ходе игры не просто называть детям отдельные слова, а рассказывать какую-то историю с ложками или семьей Ложкиных.
Чтобы учить детей находить правильный выход из конфликтных ситуаций можно провести с ними игру «Остров конфликтов». Если есть возможность, то стоит с помощью декораций создать соответствующую обстановку. Школьникам сообщается, что они находятся на острове, жители которого постоянно ссорятся, потому что не знают, как нужно правильно себя вести. Детям предлагается попробовать их помирить, предложив выход из такой ситуации:
- ребенок упал в лужу и мама ругает его за то, что он испачкал новые брюки;
- мальчик не хочет делиться с детьми своими игрушками;
- девочка порвала книгу у подружки;
- ребенок поставил подножку своему товарищу и т.д.
После обсуждения подобных конфликтов, можно сформулировать правила, как следует вести себя в коллективе.
Этапы сплочения коллектива детей в начальной школе
1 класс
В 1 классе коллектив находится на стадии зарождения. Дети мало знают друг о друге, не имеют налаженных коммуникативных связей между собой. Учитель может предлагать им игры, которые помогут ближе познакомиться, установить приятельские отношения и даже объединиться в микрогруппы (на принципах интуитивной симпатии).
2 класс
2 класс является периодом формирования основ коллектива. Именно на этом этапе наиболее часто возникают межличностные конфликты на основе разных ценностных ориентиров у детей, могут появиться «изолированные» школьники. Еще одной проблемой является проявление психологических барьеров: если первоклассники ведут себя искренне и открыто, то во втором классе у детей может возникнуть замкнутость, страхи, истеричность.
Дидактические игры, проводимые с второклашками, должны быть направлены на формирование общих правил поведения в коллективе, выработку навыков взаимодействия, решение и предупреждение конфликтных ситуаций, преодоление психологических проблем.
3 класс
В 3 классе происходит сплочение коллектива. Дети готовы выполнять общественные поручения в классе, проявляют заинтересованность в совместной деятельности. Вместе с тем именно в этот период наиболее полно раскрываются личностные качества каждого ребенка, дети осознают свою индивидуальность.
При выборе дидактических игр для данного этапа необходимо отдавать предпочтение тем, которые будут давать возможность ребенку чувствовать себя частью коллектива, показывать значимость его деятельности для всего класса, подталкивать детей к объединению в группы для достижения поставленных целей, проявлять поддержку друг другу.
4 класс
Учеников 4 класса можно охарактеризовать как сформировавшийся коллектив, члены которого проявляют заинтересованность в социально значимой деятельности и могут давать оценку поведения своих одноклассников, нести общую ответственность. В таком коллективе есть актив, который руководит жизнью класса, выделяются дети с лидерскими запросами.
В дидактических играх, проводимых в 4 классе, нужно предлагать детям выступать в качестве организатора, учить их взаимопониманию и умению координировать свои поступки с одноклассниками, согласовывать общее поведение. Рекомендуются игры, в которых школьники должны придумать способ реализации поставленного задания, иметь возможность выбрать свой вариант действий
Стоит обратить внимание на сюжет игр и перейти от детских сценариев к ситуациям практической направленности