- Как сказал – так и сделал
- Прихожане нам аплодировали
- Под завалами я оказалась только один раз
- Основные рекомендации
- У старшего сына своя жизнь
- Расскажите ребенку, что ошибки — это нормально
- Будьте примером для своего ребенка
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Причины слабости и упадка сил у ребенка
- 3
- 8
- Внезапную истерику остановить невозможно
- 2
- Проявление силы воли ребенка
Как сказал – так и сделал
«Спи-спи, и мама придет, спи-спи, и мама придет», − скороговоркой повторяет двухлетняя Катя. Ей очень не нравится ходить в садик и очень не нравится расставаться на целый день с мамой. Особенно грустно ложиться спать в тихий час. Она вообще бы сейчас расплакалась, но утром мама пообещала забрать ее сразу после сна. Поэтому Катя держится. Кто бы знал, как тяжело это ей дается!
Ближе к двум годам у детей появляется одно из важнейших качеств воли – самообладание. Ребенок может сдержаться и, например, не заплакать, даже если очень хочется. Может отказаться от чего-то приятного или, наоборот, согласиться на что-то неприятное, если очень уж надо. Правда, такое поведение пока обусловлено послушанием, чувством вины или страхом – внутреннего чувства необходимости в этом у ребенка еще нет.
Прихожане нам аплодировали
Любая новая обстановка вызывала у Платона неприятие и стресс, как следствие — бурную реакцию. Но когда вокруг понимание, а ты идешь по своему пути, могут случиться чудеса.
В храме Бориса и Глеба в Даугавпилсе в Латвии случилась история, которую Екатерина рассказывает со слезами.
Платон — музыкальный ребенок. Завести его в храм минут на пять, когда там звучало пение, труда не составляло. Однако на многое он реагировал бурно. Прихожане знали об особенностях Платона и его реакций.
Ребенок трех лет с внешностью ангела — шикарными кудрями и красивыми ресницами — устраивал в храме истерику. Но священник неизменно говорил: «Все равно приходите».
«Уберите вашего ребенка!» Можно ли семьям детей с аутизмом этого избежать
На тот момент Платона научили спокойно принимать лекарства. Когда нужно было подойти к священнику и попить водички из ложечки, папа убедил его словами: «Платоша, это как лекарство». И сын послушно открыл рот. Прихожане смотрели на это с изумлением: то, что другим детям пакость, для Платона оказалось вполне приемлемым. Но когда священник кисточкой касался его лба, Платон орал.
Тогда Екатерина решила приучать ребенка к этим ощущениям, делать десенсибилизацию. Купила кисть и в моменты хорошего расположения духа сына касалась ею лба. И результат не заставил долго ждать:
— В Даугавпилсе живет моя мама. Мы там часто бываем. В очередной раз отправились в храм, — вспоминает Екатерина. Был, если не ошибаюсь, день Пантелеймона Целителя. Город небольшой, люди Платошу-буяна на службах узнавали. Когда пришло время помазания елеем, все ожидаем очередной «бэмц» от Платоши, а он вдруг спокойно подставил лоб.
Все закончилось, довольные выходим из храма. По обе стороны крыльца стоят прихожане, некоторые совершенно нам незнакомые. И, представьте себе, они аплодируют: «Платоша, молодец! Поздравляем! У него все получилось».
Сообщество там удивительное, очень теплое. Но мне кажется, что это нормально. Именно так и должно быть в храме.
Под завалами я оказалась только один раз
— Все, о чем вы рассказываете, требует огромной вовлеченности и больших внутренних сил. Как сохранить себя? Как восстановиться?
— Не знаю. Готовых рецептов нет. Повторюсь, что нас на такого ребенка двое
Это важно. Силы черпать? В близких, друзьях, чтении книг, которые никак не связаны с этой темой
Читать стихи. Просто полежать. Даже если кто-то не готов перехватить прямо сейчас инициативу.
У особых детей в программе должна быть самозанятость. У Платона небольшой репертуар, когда он может побыть сам с собой: любит собирать паззлы, смотреть советские мультфильмы, слушать в наушниках Моцарта. Есть большая полка с книгами, он любит их смотреть. В этот момент мы расходимся по разным комнатам.
Многие недооценивают смешные книги, фильмы. Есть большое исследование на эту тему. Смехом можно даже поддержать иммунитет. История с больничными клоунами появилась не просто так.
У нас дома есть «целебная фильмотека». Был период, когда с мужем спасались фильмом «Большой Лебовски», знали его наизусть. Романтические фильмы в качестве целебных тоже подойдут. Я, как ни странно, в качестве поддержки смотрю «Крестного отца» и «Криминальное чтиво», «Теорию большого взрыва». Все это часть моей «аптечки».
Екатерина и Слава на отдыхе
Эффект от этого — выход в другую реальность, которая сильно отличается от твоей, иногда немного сказочную. Помогает.
В целом у меня неплохой внутренний ресурс. Со всем, что происходило со мной в момент принятия диагноза Платоши, я справилась сама. Под завалами оказалась один раз. История произошла давно, запрятана во мне глубоко, связана с работой.
Человек, в которого мы вложили много душевных и финансовых сил, в какой-то момент ушел в другую структуру. Это был сильный удар. Я считала его другом, который продолжит свой путь вместе с нами. Тогда мне помог справиться психотерапевт, хороший друг.
Предательство переживаю очень тяжело, но не перестаю верить в добрые качества людей. Но я не стану подозрительной, не хочу изменять себе, становиться параноиком. Но страховки нет. Лучше ошибусь еще раз.
Основные рекомендации
1) Не надо чрезмерно опекать ребенка.
Многие родители предпочитают сделать что-нибудь сами, чем доверить дело ребенку, что в свою очередь, развивает в ребенке неуверенность в своих силах. Пусть ребенок пробует сам сделать посильное для него дело, вмешаться стоит, только если он действительно в тупике. И даже в этом случае, лучше будет свести свою помощь к минимуму – например, помочь только советом. Конечно, есть дети, на которых необходимо «надавить» чтобы они добивались результата. Но это не повод расстраиваться, это просто его особенность. Родителям в данном случае необходимо проявлять больше упорства и терпения, но главное «не передавить». Надо посвятить больше времени на объяснения, больше помогать и показывать, что задача, стоящая перед ребенком, не такая сложная, как ему представляется.
2) Если ребенку все же очень сложно что-либо делать, это может быть связано с отсутствием концентрации, слаборазвитой моторикой или ориентацией возможно, есть смысл обратиться к врачу и получить его рекомендации, либо пройти курс коррекции согласно рекомендациям врача.
3) Игры по правилам.
Такие игры приучают ребенка контролировать себя. Благодаря правилам ребенок легко усваивает, что такое «нельзя», и в дальнейшем любые запреты воспринимаются ребенком намного легче и вызывают у него меньший протест.
Игры по правилам очень благотворно влияют гиперактивных детей, так как приучают их действовать в определенных рамках, что, подчас, является для них достаточно трудным делом. Следуя правилам игры ребенок приучается к самодисциплине.
4) Полезно рассказывать ребенку истории и сказки в которых люди преодолевают трудности, достигают труднодостижимых целей.
Необходимо акцентировать внимание ребенка не на конечной цели, а на процессе достижения этой цели, чтобы он понимал, что путь к цели не менее интересен, чем сама цель. А в жизни, во время игр или выполнения заданий надо обязательно отмечать малейший результат ребенка
Это послужит для него дальнейшей мотивацией.
5) Для того чтобы ребенок замечал свой прогресс можно завести дневник, куда вместе с ребенком записывать его успехи.
Затем этот дневник можно показать близким людям, чтобы они тоже отмечали его успехи. После того, как ребенок увидит, что его успехи замечают и ценят, у него появится еще большее желание двигаться вперед.
6) Пусть ребенок занимается спортом.
Занятия ребенка в спортивной секции научит ребенка быть настойчивым в достижении цели, преодолевать трудности. Плюс к этому, общение с другими детьми сделает ребенка более коммуникабельным. Если нет возможности отдать ребенка в спортивную секцию, всегда есть возможность заниматься физическими упражнениями дома, например, утренняя зарядка. Заниматься физическими упражнениями дома лучше вместе с ребенком. С одной стороны, это будет для ребенка примером, а с другой стороны позволит и родителям подтянуть свою физическую форму.
7) В современном мире, вещи чаще покупаются, а не делаются собственными руками.
Соответственно, и ребенок принимают такую модель за правило. Изготовление чего-либо собственными руками будет развивать в ребенке творческое начало и находчивость. Это так же позволит научиться ему доводить дела до конца.
Одним из самых трудных, но при этом эффективных средств развития воли ребенка является закаливание.
Сложность связана еще и с тем, что в настоящее время единицы из взрослых занимаются этим. Тем не менее если родители смогут заставить себя закалятся и постепенно приучат к этому ребенку, это даст мощный эффект в развитии воли и самодисциплины как ребенка, так и родителей.
9) Самый главный принцип в привитии ребенку силы воли – постепенность.
Не стоит сразу загружать ребенка сложными заданиями и требовать их безукоризненного исполнения. Необходимо помнить, что с маленькими детьми лучше недожимать, а с подростками можно и чуть-чуть передавить.
Таким образом, процесс развития силы воли и самодисциплины у ребенка является очень многогранным процессом. Для получения хороших результатов волю придётся развивать не только у детей, но и у родителей. Но при этом, практически все из вышеприведенных рекомендаций можно превратить в игры, и сделать процесс развития воли увлекательным. Напоследок, нужно отметить, что пока родители будут плотно заниматься с ребенком, они смогут сблизиться с ним еще больше, глубже понять его психику, его желания, мечты и направить развитие ребенка в нужное русло.
У старшего сына своя жизнь
У сыновей Екатерины разница в возрасте — 17,5 лет. Когда родился Платон, Егор поступил в университет. Появление на свет особенного брата стало, по мнению Екатерины, испытанием для Егора. Требовалось время на принятие.
— Оглядываясь назад, думаю о Егоре. Да, он очень образованный, умный, добрый молодой мужчина. Но он нуждался в нашем внимании тогда больше, чем мы смогли дать ему.
По этому поводу я переживаю чувство вины. Это мое материнское переживание. Если спросить у него сейчас, уверена, скажет, что все хорошо — есть и было. Но поддержка-то нужна кому угодно. Моей маме 80 лет, а я все равно ее дитя, нуждаюсь в поддержке.
Когда Егор еще повзрослел, то встал в сильную позицию. Он включался, заботился и поддерживал. Но однажды я сказала: «Это не твоя жизнь. Придет момент, когда, наверное, это станет частью твоей жизни, но сейчас ты должен быть свободен». Конечно, он ответил, что достаточно свободен и независим.
Вся моя семья — мама, брат, который живет далеко, муж — это всегда правильная поддержка. Никакого осуждения и сверхстраданий «Ах, как не повезло и как теперь жить».
Семья — главное, с чем мне повезло. Платону повезло с отцом, который его безмерно любит, принимает и помогает. Ничего бы без Славы не было возможным — ни работа, ни проекты, ни моя относительная независимость.
Екатерина и Слава ждут Платона с занятий по тхеквондо
Особому ребенку нужно, чтобы рядом с ним были два родителя. Очень уважаю мужчин-отцов в таких семьях, которые не просто есть формально. Я вижу много хороших примеров.
«Сына никуда не сдам. Пока я жив, буду с ним»
Мне кажется, миф об отцах, которым все равно, не справедлив по отношению к мужчинам. Им еще тяжелее все это принять. Общественное мнение, стереотип требует от них наследников, продолжателей рода, фамилии и много чего еще. Традиция давит, и тут появляется ребенок, который не позволяет этот план реализовать. Немногие справляются.
Но есть и такие, которые пребывают в иллюзии: думают, что это можно вычеркнуть, а не вычеркивается. Совсем редкие экземпляры, у которых совесть молчит. Все понимают, что уходят от слабого. Это все равно, что бросить беспомощного человека на дороге. Чувство вины не может не мучить. Убегание от слабого — это трусость.
Сочувствую женщинам, которые должны в одиночку справляться, жить и помогать такому ребенку. Иногда просто физически не хватает сил. Нужно перераспределять нагрузку. Иногда разлучаться с ребенком, иметь возможность несколько дней провести без него
Это важно даже тогда, когда в семье здоровый ребенок
Платон с папой
В детстве я получила много внимания. Все детские вопросы, которые сейчас кажутся смешными, мамой и папой всегда воспринимались серьезно. Для моих родителей не было мелочей
Наверное, поэтому все мои вопросы и сейчас — это важно
Расскажите ребенку, что ошибки — это нормально
Сила воли предполагает борьбу с окружением, с самим собой. Ошибки тут неизбежны. Говоря ребенку, что ему не дано хорошо учиться на уроках литературы, ведь у него математический склад ума, или наоборот, вы отбиваете у него всякое желание развиваться и бороться с трудностями. Лучше объясните, что ошибки — это нормально, это показатель того, что нужно стремиться стать лучше. Написав сочинение на 3, появится возможность поработать над собой, над своими ошибками. Для постоянного развития должно быть сложно и некомфортно, а люди, которые всегда получают пятерки, возможно, никогда не выходили из зоны комфорта, и в дальнейшем им будет сложнее справиться с трудностями.
Будьте примером для своего ребенка
Как бы вы не хотели воспитывать своего ребенка, все напрасно, если не будете лично подавать ему пример. Люди так устроены, что невольно копируют окружающих. В случае отцов и детей такое копирование неизбежно. Поэтому не будет смысла заставлять своих детей вечерами бегать, заниматься спортом, если вы в это время сидите на диване с бутылкой пива. Хотите, чтобы ваш ребенок в чем-то преуспел, начните с себя. Определитесь, какие бы качества вы хотели увидеть в своем ребенке, и воспитайте их сначала в себе.
Пытаясь развить в ребенке силу воли, не переусердствуйте. Детям до 6-7 лет обычно сложно себя контролировать, поэтому серьезно развивать это качество возможно лишь после этого возраста. Но и тут стоит учитывать особенности каждого. Чтобы не допустить ошибок в воспитательном процессе, проконсультируйтесь с детским психологом.
Добавить комментарий Отменить ответ
Причины слабости и упадка сил у ребенка
Если упадок сил длится несколько дней и его легко объяснить перенесенным ОРВИ, подготовкой к экзаменам, родителям достаточно немного подождать, постепенно все придет в норму. Когда вялость и апатичность длятся более недели и сопровождаются другими симптомами, требуется срочная консультация у специалиста. К факторам, провоцирующим слабость, усталость и сонливость относят:
- Неправильный образ жизни в семье. Современные дети катастрофически мало двигаются, поздно ложатся и рано встают. Недостаток физической нагрузки и сна ведёт к снижению мышечного тонуса, гиподинамии, ухудшению кровоснабжения и состояния организма в-целом.
- Недостаток ценных питательных веществ. Упадок сил чаще всего связывают с анемией — низким содержанием гемоглобина в крови. Спровоцировать слабость может также отсутствие в рационе продуктов, содержащих витамины В12 и В6, фолиевую кислоту, медь, цинк, железо. Негативно сказывается на общем состоянии дефицит йода и белка.
- Постоянный стресс и психические перегрузки. Частые конфликты, алкоголизм родителей, повышенные нагрузки в школе ведут к истощению нервной системы. Высокочувствительные дети трудно переносят незначительные, на взгляд родителей, ссоры, а также грубую речь, насмешки, недовольство, критику.
- Хронические и инфекционные заболевания. Перечень болезней, вызывающих слабость, широк: это и проблемы с сердечно-сосудистой и эндокринной системой, болезни печени, наличие гельминтов, инфекции и т.д.
- Переходный возраст. У некоторых подростков гормональная перестройка организма ведёт к эмоциональной нестабильности, в том числе апатии, депрессии, а быстрый рост ухудшает физическое состояние.
Advertisement
3
Вводите новые привычки постепенно
Нередко мы принимаем неправильные решения потому, что даем себе слово начать «новую жизнь» условно говоря только с понедельника, а сегодня можно позволить себе расслабиться. Это очень распространенная поведенческая тактика, однако она малоэффективна.
Залог успеха – полезные привычки, которые постепенно превратятся в стиль жизни. Ведь, как известно: «Посеешь привычку — пожнешь характер».
Ненужно с первых шагов требовать от ребенка слишком многого. В конце концов, от стахановского задора родителей, которые решили опробовать свой внезапно проснувшийся педагогический талант на детях, пострадал не один ребенок.
8
Научите ребенка мыслительным упражнениям
Психологи разработали несколько несложных упражнений, позволяющих улучшить ментальные способности ребенка. Этот подход носит сложное название — «майндфулнесс». В принципе, он очень схож с техникой восточной медитации, только в этом случае упражнения не связаны с какими-либо философскими или религиозными течениями.
Главная задача упражнений – начить ребенка осознанно управлять своим вниманием. Эта техника позволит контролировать свои мысли и эмоции, а также правильно воспринимать зрительные, слуховые и обонятельные сигналы
А ведь это очень ценное качество для любого школьника.
В интернете можно найти множество подобных упражнений, однако начать можно с самого легкого — с сосредоточения на своём дыхании. Придумайте себе и малышу «дыхательного партнера» (им может стать небольшая мягкая игрушка). Далее его нужно будет положить ребенку на живот.
После чего, скажите малышу, чтобы он сделал глубокий брюшной вдох (чтобы живот поднялся). За вдохом должен последовать медленный долгий выдох. В это время «дыхательный партнер» будет медленно подниматься и опускаться.
Хорошо, если выдох будет в два раза продолжительнее вдоха, — это поможет малышу быстрее ощутить покой и сосредоточиться на собственных ощущениях. С помощью этого простого метода вы не только сможете научить ребенка абстрагироваться от стресса, но и улучшите его уровень IQ, за счет увеличения коры головного мозга.
Внезапную истерику остановить невозможно
— Екатерина, были моменты, когда вы не были готовы к чему-то?
— Были, конечно. Страшная вещь для многих родителей — истерики ребенка в общественных местах. Это не те истерики, когда обычный ребенок плачет, рыдает, заходится. Истерики аутичные другие. Ничего не работает, он тебя не слышит. Это все равно, что во время шторма просить волну, чтобы она так высоко не поднималась.
Истерики невозможно спрогнозировать и проконтролировать. Человек бьется на траве, его обувь улетает в кусты за сто метров. Все раскидывается, рвется. Он скребет по земле руками, лицом. И ты понимаешь в этот момент, как ему тяжело. И жалко его очень. Но ты бессилен.
Все, что ты можешь сделать — смотреть, безопасно ли вокруг него.
Если он в белых штанах катается по грязной земле — ерунда. Если начинает биться головой о землю, то можно подложить свою руку для безопасности.
Самый важный навык, который нужно выработать в себе — спокойствие и умение игнорировать то, что происходит вокруг.
Вначале это очень тяжело. Перед тобой невыносимое зрелище и ты совершенно не можешь на него повлиять, у тебя нет ресурсов.
Неважно — хорошая ты мать или плохая, пять образований у тебя или средняя школа. Это стихия
Как пожар, потоп.
Но вокруг люди. Они видят жуткую асоциальность, если не понимают, что происходит
Неважно, что они говорят, ты должен научиться немедленно опускать штору, стать непробиваемой стеной
Я вырабатывала это сама и довольно долго. Мы же мама и сын, значит, сильно связаны. Ты контролируешь свои эмоциональные вибрации и просто ждешь: сейчас стихия, она пройдет. И кто бы мне что ни говорил сейчас, отлетает, как от бетонной стены. Я в ресурсе, в сознании, не становлюсь на истерическую волну, куда он меня тянет. Это оказалось единственно правильной реакцией. Когда я это натренировала, такие случаи стали сокращаться.
Но, с другой стороны, когда это становилось редкостью, а потом вдруг случалось, ты не очень был готов к неожиданностям.
«Этот жестокий невоспитанный ребенок». Моя дочь смеется, когда ей страшно
Помню, день чудесный, настроение хорошее, все спокойно. Мы идем с Платошей по бульвару с занятий. Но нам не повезло — проходим под деревом, и вдруг оттуда взлетает стая ворон — с криком, шумом крыльев. Сухая ветка обламывается, падает, задевает Платона. Резкое изменение картинки.
Я говорю, что ничего страшного не произошло, но вижу: человек не может затормозить, пружина закручивается. Взрывается жутко. Реакция длится минут сорок.
Платоша залез на газон, сандалии сбросил, весь вывозился. Я даю сигнал окружающим, что все под контролем. Если смотрят, показываю, что вмешиваться не нужно. Бегаю по газону, собираю все, что разлетелось — обувь, какие-то ручки от ранца.
Тогда еще сервисов по вызову такси не было. Срочно звоню мужу: вызывай машину. В такси водитель спрашивает: «Может, вам в скорую?» Не надо.
А это 31 августа — завтра идем в первый класс. Я и так волнуюсь — впервые особых детей приводим в школу, и тут такой стресс. Говорю мужу: «Какая нам школа»?
1 сентября прошло прекрасно. Потом в школе срывы были, но там с детьми работали специалисты, и такие случаи уменьшались. Опять же, благодаря методикам, которые мы привезли и обучили им педагогов в школе, тьюторов.
Все дети капризничают, кричат, потому что у них адаптивные механизмы очень низкие. Они не успевают быстро реагировать на изменения, истощаются, и плачут от бессилия. Но дети с аутизмом быстрее выходят из ресурса.
Мы, взрослые, тоже доходим до истерики, но можем контролировать себя. А с аутичным ребенком ситуация такая, что даже перестановка в расписании предметов в силах образовать внутри него большую дыру, куда будет утекать энергия.
При все этом ты безумно любишь этого ребенка, и всем сердцем его жалеешь. Понимаешь, что в тот момент, когда он мучит тебя, сам страдает еще больше. Это не беспричинное поведение, не каприз. Ему до такой степени плохо, что он выдает такое поведение.
2
Не забывайте напоминать про успех в итоге
Возможно, если ребенок каждый день потея над формулами, будет себя представлять лауреатом Нобелевской премии, то возможно он проявит больше рвения к постижению науки.
Вообще при четком обозначении конечной цели, будет очень полезно явно вообразить и детально описать, что мы получим в итоге. Первое место на пьедестале, возможность легко общаться на иностранном языке, учеба в престижном ВУЗе или главная роль в оскароносном фильме?
Чем чаще мы будем воображать себе, что наша цель уже достигнута, тем больше будет у нас шансов на победу.
Тоже самое касается и наших детей. У них, в силу возраста, фантазии занимают значительную часть досуга, поэтому неплохо было бы использовать этот «ценный» ресурс для эффективной мотивации юного гения.
Проявление силы воли ребенка
Когда ребенок уже овладел движениями, он чувствует себя самостоятельным, он уверенно ходит, убегает от взрослых, говорит, то есть чувствует себя отдельным существом, появляется «я» и появляется самое страшное для взрослых слово – «нет». У ребенка в этот момент развивается воля, развивается речь, развивается мозг, внешне это проявляется в том, что мы называем это «кризис трех лет». Часто взрослые теряются и не понимают где воля, а где капризы, где упрямство, а где безволие.
Под развитием воли ребенка подразумеваются вещи очень простые и очень банальные, которые мы называем привычками. Это то, что дает возможность ребенку двигаться дальше, но привычки формирует взрослый человек, от взрослого зависит правильный ли режим дня у ребенка, умеет ли он совершать бытовые, очень понятные для взрослого вещи, а для ребенка, они чрезвычайно, иногда, сложные, необычные – вытереть ручки, почистить зубы, поставить на место чашечку так далее. Вот это и есть формирование привычек. Это формирование дисциплины. Когда привычки становятся устойчивыми – мы можем говорить: этот человек ответственный, самостоятельный, он проявляет инициативу, и еще мы говорим – он послушен. В хорошем смысле слова «послушание», то есть человек уже может выполнять правила. Другое дело — каковы эти правила? Они должны быть простыми, ясными и разумными.