Этология

1.1 Предмет этологии и зоопсихологии

В начале 30-х годов
20-го века усилиями австрийского зоолога
К. Лоренца (1903 – 1989)и
нидерландского биологаНиколаса
Тинбергена (1907 – 1988)были заложены
основы науки о поведении животных,
которая получила названиеэтологии(от греч

«этос» — нрав, характер).Этология
– биологическая наука, изучающая
поведение животных в естественных
условиях; уделяет преимущественное
внимание анализу генетически обусловленных
(наследственных, инстинктивных)
компонентов поведения, а также проблемам
эволюции поведения. Термин «этология»
ввел в биологию в 1859 французский зоологИ

Жоффруа Сент-Илер (1805 – 1861).

Этология опирается
прежде всего на метод наблюдения,
поскольку для этолога важно не нарушить
естественный ход поведения животных.
Поэтому только с развитием современной
наблюдательной, прежде всего, видеотехники
стал возможен бурный рост в последние
десятилетия этологических исследований. В отличие от
этологии, зоопсихология,
появившаяся
раньше этологии,
опирается
в основном на метод эксперимента,
на изучение животных в лабораторных
или искусственно созданных условиях.
Классический пример таких исследований
– опыты Ивана
Петровича Павлова (1849 – 1936) с
собаками.
Зоопсихология
— отрасль психологии, изучающая психику
животных, ее проявления, происхождение
и развитие в онто- и филогенезе

В отличие от
этологии, зоопсихология,
появившаяся
раньше этологии,
опирается
в основном на метод эксперимента,
на изучение животных в лабораторных
или искусственно созданных условиях.
Классический пример таких исследований
– опыты Ивана
Петровича Павлова (1849 – 1936)
с
собаками.
Зоопсихология
— отрасль психологии, изучающая психику
животных, ее проявления, происхождение
и развитие в онто- и филогенезе.

Сегодня этология
и зоопсихология по существу слились в
единую науку о поведении животных, они
взаимно дополняют друг друга: данные,
полученные в одной науке, проверяются
и уточняются в другой, и наоборот.

А в последние
десятилетия активно развивается и такая
дисциплина, как «этология человека»,которая ищет черты сходства между
животными и человеком, изучает врожденные
программы поведения у людей. При этом
оказывается, как мы с вами увидим дальше,
многие формы поведения человека имеют
прообразы у животных. Мало того,
исследования этологов помогают лучше
понять такие явления нашей жизни, как
агрессия, власть, иерархия, альтруизм,
садизм, любовь и многие и другие, поскольку
корни этих форм поведения мы находим в
животном мире.

Теперь скажем
несколько слов об основоположниках
этологии.

Этология по Лоренцу

Проводя много времени с дикими и домашними животными ещё в детстве, он уже в те годы обнаружил наличие у животных, в первую очередь у наблюдаемых им птиц, наличие социальных моделей поведения, таких как узнавание, запечатление и обучение. Он заметил, что вылупившиеся птенцы запоминают место, где они родились, внешний вид, запах и голос матери и другие внешние признаки среды. Если птенец вместо матери-птицы видит перед собой человека, то он начинает воспринимать его как маму.

Данное явление называется импринтингом. Лоренц выяснил, что в равной мере оно присутствует и у человека. Дальнейшие его исследования показали, что инстинкты не являются только лишь реакцией на внешние раздражители: они формируются прежде всего за счёт внутренних побуждений.

К примеру, если убрать все раздражающие факторы, вызывающие агрессию, то агрессия у организма никуда не исчезнет, она только будет копиться, пока не выплеснется по какому-нибудь ничтожному поводу. Этот процесс лежит в основе так называемой кабинетной лихорадки – психического расстройства, происходящего при длительном нахождении группы людей в закрытом помещении (например, в тюремной камере или отсеке подводной лодки).

Если же агрессия вызвана неким внешним раздражителем, то нередко она направлена не на сам раздражитель, а на более доступные объекты – например, на случайных людей, «попавшихся под руку», или на неодушевлённые предметы.

Внутренняя природа агрессии также имеет отношение к морали. Лоренц заметил, что животные, имеющие от природы сильное вооружение (мощные рога, когти, острые зубы и др.), обладают также врождённой моралью – инстинктивным запретом на использование этого вооружения во внутривидовых столкновениях, особенно если побеждённый демонстрирует покорность. А животные, у которых природное вооружение слабое, такой врождённой морали не имеют.

Человек по своей природе относится к слабо вооружённым существам, поэтому его врождённые моральные устои очень слабые. Изобретение оружия, особенно огнестрельного, становится губительным для человеческого существования: человек получает в своё распоряжение искусственно созданное смертоносное оружие, но при этом его мораль остаётся на прежнем уровне. Это порождает геноцид, кровавые диктатуры, крупные военные преступления.

Главной проблемой современного человека, считал Лоренц, является его отрыв от природы. Городская цивилизация ХХ века, по его словам, не соответствует природным механизмам существования человека. Этому он посвятил отдельную книгу, в которой перечислил «восемь грехов» современного человека:

  • Перенаселение;
  • Опустошение жизненного пространства;
  • Высокий темп жизни;
  • Нетерпимость к дискомфорту;
  • Генетическое вырождение;
  • Разрыв с традициями;
  • Индоктринируемость, некритическое восприятие информации;
  • Угроза ядерного оружия.

При этом ядерная угроза понимается им как наименее опасный «грех», поскольку для его устранения достаточно лишь отказаться от ядерного оружия.

Каждый из этих «грехов» порождает массу проблем. К примеру, перенаселение приводит к необходимости поддерживать близкие контакты с большим числом людей, но человеческая память не рассчитана на запоминание более чем нескольких десятков людей. Современная цивилизация призывает к проявлению сострадания ко всем без исключения, а это может оказаться губительным, поскольку сострадание проявляется и к криминальным элементам.

Слишком большое количество информации приводит к тому, что человек утрачивает критическое мышление и начинает верить всему подряд. В традиционном обществе неким противовесом этому были хотя бы традиционные убеждения – религия, мифология. С утратой религии человек утратил и критерии выбора информации.

Религия, по мнению Лоренца, противоречит научному познанию, однако в своё время она оказалась эволюционно необходима человечеству, поскольку позволяла выжить. Поэтому учёный считал, что полный отказ от неё нежелателен.

Теория Лоренца позволяет объяснить явление сублимации. Так психологи называют перевод негативных переживаний в общественно приемлемую форму – творчество, физические упражнения, спортивные состязания и др. Таким образом, присущая индивиду внутренняя агрессия находит выход, не причиняя время тем, кто в ней не виноват.

Объясняет она и увлечение психоактивными веществами, в том числе наркотиками. Ведь одна из главных причин их употребления – стремление осилить и обработать огромное количество информации.

Литература

  • Бутовская М. Л., Файнберг Л. А. Этология приматов: (учебное пособие). — М.: Изд-во МГУ, 1992.
  • Вагнер В. А. Биологические основания сравнительной психологии. Т. 2: Инстинкт и разум. — 2005. — 347 с.
  • Зорина З. А., Полетаева И. И. Основы этологии и генетики поведения. — М.: Изд-во МГУ, 1999.
  • Корытин С. А. Поведение и обоняние хищных млекопитающих. — Изд. 2-е. — М.: Изд-во «ЛКИ», 2007. — 224 с.
  • Корытин С. А. Приманки зверолова: Управление поведением зверей с помощью апеллентов. — М.: Изд-во «ЛКИ», 2007. — 288 с.
  • Крушинский Л. В. Эволюционно-генетические аспекты поведения: Избранные труды. — М.: Наука, 1991. — 259 с. — ISBN 5-02-005452-6.
  • Крушинский Л. В. Записки московского биолога: Загадки поведения животных. — М.: Языки славянской культуры, 2006. — 500 с.
  • Паевский В. А. Пернатые многоженцы: браки, измены и разводы в мире птиц. — М.; СПб.: Товарищество науч. изд. КМК, 2007. — 144 с.
  • Филиппова Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология: учебное пособие для вузов. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 543 с.
  • Хайнд Р. Поведение животных. — М., 1975.
  • Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — СПб.: ЧеРо-на-Неве; Петроглиф, 2004. — ISBN 5-88711-213-1.

Биографические вехи Конрада Лоренца

Родился Конрад Лоренц в Вене. Его отцом был известный ортопед. Конрад был поздним ребёнком в семье – отцу в момент его рождения было почти пятьдесят.

В детстве Лоренц дружил с Карлом Поппером, который в будущем стал известным социологом. Конрад Лоренц ходил в народную школу, потом в Шотландскую гимназию, после чего поступил в Венский университет. Там он изучал медицину и готовился стать врачом, по настоятельному совету отца. Однако гораздо большей его страстью являлась биология. В особенности он увлёкся зарождающейся тогда этологией – наукой о поведении животных. Любовь к дикой природе у Лоренца пробудилась с детства, позднее он даже называл её «чрезмерной».

Тем временем к власти пришли нацисты, которые захватили и Австрию. Конрад, уже являвшийся естествоиспытателем и врачом, с удовольствием вступил в нацистскую партию. В своих воспоминаниях он, однако, называл этот шаг роковой ошибкой. Ему нравились «напористость» фашистских властей и их стремление к активным действиям, и ему казалось, что своими исследованиями он в будущем сможет наставить этих людей «на истинный путь». Будучи молодым биологом, он разделял некоторые идеи нацистского учения, однако впоследствии отрёкся от них.

Когда началась война, нацисты отправили его на Восточный фронт в качестве военного врача. Лоренц, естественно, в боях не участвовал, он лишь работал в лазаретах. Тем не менее, перелом в Великой Отечественной войне привёл к массовым захватам немцев в советский плен; стал военнопленным и Лоренц.

Оказавшись в лагере, учёный увидел самое «дно» войны, что ещё сильнее заставило его пересмотреть свои взгляды. Однако медицинское образование и добросовестное поведение обеспечили ему гораздо лучшую участь, чем можно было ожидать. В советской армии наблюдался острый недостаток врачей, и Конрада определили лагерным медиком.

Отправили его в лагерь в Армении, который отличался достаточно мягкими условиями содержания; кроме того, это был тёплый и солнечный край. Лоренц искренне радовался, что его не отправили в Сибирь, как многих других военнопленных, где условия содержания были куда более суровыми и узники были практически обречены на смерть.

Даже сотрудники армянского лагеря были людьми добродушными и интеллигентными. Среди них выделялись ортопед Осип Григорьян и капитан Карапетян – штатный переводчик. Они стали настоящими друзьями. С их помощью Лоренц составил прошение о помиловании, благодаря которому он и был отпущен на свободу в 1947 году. Осип Григорьян, кроме того, был знаком с трудами отца Лоренца.

Через много лет состарившийся уже Лоренц, спокойно живя в своём доме в Вене, получил на день рождения ворох поздравительных телеграмм. И автором одной из них был тот самый капитан Карапетян.

Начало этологии: животные

Этология животных заявила о себе голосами двух зоологов — Конрада Лоренца и Николаса Тинбергена. Заслуга Лоренца — физиологическая гипотеза поведения, которая объясняла спонтанность и целевую обусловленность поведения животных. Лоренц говорил, что поведение особи стимулирует внутренняя мотивация, в то время как до него господствовало представление о том, что ключевыми являются именно внешние воздействия, а все поступки животного – это не что иное, как сочетание условных и безусловных рефлексов.

Тинберген предложил концепцию четырех вопросов, которая, при всей своей внешней простоте, позволяет дать полный анализ поведенческого акта животного. Анализ этот можно считать удавшимся, если исследователь раскрыл следующие четыре положения.

  • Как отдельное поведенческое действие соотносится со способностью организма приспосабливаться к среде?
  • Что запускает и регулирует поведенческий акт?
  • Какие изменения поведение претерпевает в процессе индивидуального развития (онтогенеза)?
  • Как возникали и изменялись поведенческие акты в процессе исторического развития (филогенеза)?

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Естественное наблюдение как главный метод исследования — одно из важнейших отличий этологии от бихевиоризма. Сторонники этого направления, как известно, также занимались вопросами поведения, но изучали его в лабораториях.

Рекомендуем: Девиантное поведение — это

Изучение особи без отрыва ее от естественной среды обитания позволяет этологам проанализировать самые разнообразные функциональные состояния животного: бодрствование и сон, покой и движение, атака и оборона, питание, общение с себе подобными…

Такое наблюдение снабжает этологов богатым материалом о соотношении наследственного и приобретенного в поведении. Например, можно проследить общие проявления инстинкта у представителей одного вида и индивидуальные их модификации, которые демонстрируют особи при взаимодействии с внешней средой.

Похожее

  • Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев
    Виктор Дольник
    Предлагаемое научное эссе этолога поможет разглядеть в каждом из нас, в самых разных группах людей и даже в устройстве государства то, над чем совершенно не задумывался и не пытался отыскать корни. Рассматривая естественно-исторические основы социальной организации, автор знакомит читателя с этологией не самого изученного, но зато самого интересного для нас биологического вида — человека — и находит много общего в поведении и иерархической структуре его филогенетических предков.

  • Кто сотворил творца?
    Виктор Дольник
    Зоологи называют четыре признака, по которым человек уникален среди современных млекопитающих: прямохождение, речь, пользование огнем и способность все более совершенствовать свои орудия. Гуманитарии добавляют к этому набору пятый — «религиозное чувство».

  • Дольник Виктор Рафаэльевич
  • Homo militaris
    Виктор Дольник
    Из всех форм коллективного поведения людей самое отвратительное — почти не знающая запретов агрессия против особей своего вида — биологическая основа такого загадочного и неисправимого явления человеческого сообщества, как взаимоистребительная война.

  • Жизнь – разгадка пола или пол – разгадка жизни?
    Виктор Дольник
    Признание двойственной, биосоциальной природы поведения человека долгое время было признанием формальным, поскольку биологические инстинкты основы поведения человека оставались неизученными. Об инстинктивном поведении животных, а тем более человека, почти ничего не знали, и поэтому животную основу поведения человека придумывали кто как хотел. Только в последние несколько десятилетий этологи стали заполнять этот пробел. Выяснилось, что о воздействии на нас инстинктивных, передаваемых из поколения в поколение программ мы можем и не догадываться, хотя их позывам зачастую находим внешне вполне разумные объяснения.

  • Почему животные кажутся милыми?
    Евгения Тимонова
    Всё как у зверей
    Почему некоторые зверушки такие милые? Дело в том, что у людей есть «врожденный механизм», который заставляет подсознательно реагировать на характерные черты лица младенцев (более крупные глаза и голову), пробуждая родительские чувства.

  • Далеко ли мы убежали от обезьяны?
    Виктор Дольник
    Человек разумный – всего лишь один из 2 млн видов живых существ. Такой же, как мартышки, пчелы или вороны. Не самый многочисленный и не самый нужный биосфере. Этакое непослушное дитя. Мать-природа тащит его к зеркалу, приговаривая: “Ну посмотри, на кого ты похож!..” Вглядываясь в это зеркало, мы можем увидеть наши чисто человеческие фетиши – культуру, власть, мораль, юмор, любовь – и сравнить их с проявлениями у зверей, птиц, насекомых.

  • Детские ошибки помогают понять эволюцию разума
    Александр Марков
    Маленькие дети упорно продолжают искать игрушку в привычном месте, даже если ее перепрятали у них на глазах. Оказалось, что дети ошибаются гораздо реже, если экспериментатор, прячущий игрушку, не смотрит на них и не улыбается. По-видимому, причина детских ошибок заключена не в неразвитости мышления, а во врожденной склонности детей учиться у взрослых, делая из полученных сигналов далеко идущие выводы.

  • Альтруизм у детей связан со стремлением к равенству
    Александр Марков
    Почти все дети до 3–4 лет ведут себя как абсолютные эгоисты, однако к 7–8 годам они начинают думать и о других. Европейские психологи установили, что забота о ближнем у детей обусловлена не столько бескорыстным желанием помочь, сколько эгалитаризмом — стремлением к равенству. Одновременно с эгалитаризмом у детей развивается парохиализм — преимущественная забота о членах «своей» социальной группы, причем у мальчиков эта черта выражена сильнее, чем у девочек. Полученные результаты согласуются с теорией, согласно которой у первобытных людей альтруизм, эгалитаризм и парохиализм развивались параллельно под действием одного и того же определяющего фактора — частых межгрупповых конфликтов.

  • Грудные дети узнают родной язык по речевой мимике
    Считалось, что малыши, учащие язык, воспринимают прежде всего звучание речи, фонемы и интонации. Теперь ученые доказали, что не меньшее значение в восприятии речи играет и мимика говорящего. В качестве сигнального раздражителя к обучению речевая мимика работает до 6-8 месяцев, а затем этот стимул теряет свое значение.

Далее >>>

Четыре вопроса Тинбергена этологам

Нико Тинберген утверждал, что этология всегда должна включать четыре типа объяснения в любой случай поведения:

  • Функция — Как поведение влияет на шансы животного на выживание и воспроизводство? Почему животное реагирует именно так, а не иначе?
  • Причинная связь — какие стимулы вызывают реакцию и как она изменилась в результате недавнего обучения?
  • Развитие — Как поведение меняется с возрастом и какие ранние опыты необходимы животному, чтобы проявить такое поведение?
  • История эволюции — как поведение соотносится с аналогичным поведением у родственных видов и как оно могло начаться в процессе филогении ?

Эти объяснения дополняют друг друга, а не исключают друг друга — все случаи поведения требуют объяснения на каждом из этих четырех уровней. Например, функция еды заключается в получении питательных веществ (что в конечном итоге способствует выживанию и воспроизводству), но непосредственной причиной еды является голод (причинная связь). Голод и еда являются эволюционно древними и встречаются у многих видов (эволюционная история) и развиваются на ранних этапах жизни организма (развития). Такие вопросы легко запутать — например, утверждать, что люди едят, потому что они голодны, а не для того, чтобы приобретать питательные вещества, — не осознавая, что причина, по которой люди испытывают голод, заключается в том, что он заставляет их приобретать питательные вещества.

Поведение и физиология

На разных уровнях этологи объясняют природу поведения: этологическом, психологическом, физиологическом. К механизмам последнего уровня относят сенсорно-перцептивные, гуморальные и нервные. Однако физиологический подход к поведению сталкивается с серьезными трудностями. Это происходит из-за того, что поведение и связанные с ним физиологические механизмы постоянно взаимно влияют друг на друга. Физиология, с одной стороны, управляет поведением. Однако если посмотреть с другой стороны, все происходит как раз наоборот. Ведь и поведение может регулировать физиологические процессы. Известно, например, о влиянии эндокринной системы на проявления агрессивности. Кроме того, мы знаем, что под влиянием поведения может изменяться уровень гормонов в крови животных. Тесная взаимозависимость между ними позволяет предположить, что физиология, скорее, внутренний механизм реализации поведения, чем его движущая сила и причина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.