Ребёнок-манипулятор и действия родителей

Как вернуть «собаке» право вилять «хвостом»?

Как избавить ребенка от желания продолжать манипулировать близкими? В первую очередь, нужно забыть о жалости! Это не значит, что необходимо стать равнодушным или жестоким! Замените чувство жалости любовью и пониманием. А далее – с каждым типом манипулятора стоит избрать особую линию поведения и придерживаться ее, соблюдая терпение и не пересекая границу жалости.

Если в доме поселился «Маленький слюнтяй», и его беспомощность и медлительность вновь и вновь заставляют маму натягивать на него колготки и зашнуровывать ботинки, потому что у чада «болят ручки» или ему хочется спать, нужно задать четкие временные границы. Можно использовать встречную манипуляцию: «не успеешь сделать то-то, не пойдем гулять!» Если, «копаясь», ребенок оттягивает время в надежде не идти в садик, ему необходимо дать понять: он все равно пойдет в сад! Даже если и опоздает

Здесь особо важно, чтобы ребенок уяснил: родители не отступят от своего слова. Когда папа сказал, что не позволит играть в приставку, если игрушки в комнате не будут убраны через полчаса – значит, ни жалобные просьбы, ни слезы – ничего со стороны манипулятора не должно заставить родительское сердце дрогнуть.

Подобно стоит поступать и с «Хитрецом-Фредди», и на истерики реагировать спокойно. Не стоит забывать, что в данном случае истерика – не проявление обиды, а театр, в котором зрители – папа и мама. Лишите актера «публики», и он быстро успокоится, а в дальнейшем, когда поймет, что слезы не исполняют желаний, перестанет тратить энергию на истерики. Но будьте осторожны: «Хитрец» может сменить тактику!

«Маленького диктатора» поставить на место можно, показав, что правила поведения, выработанные родителями, превыше его требований. А «Крутому Тому» полезно объяснить, что его злость и агрессия вас не пугают. Поощряйте ребенка, если он говорит о своих требованиях напрямую, не завуалировав их в сложные психологические тактики. Но спокойно объясните, почему сейчас эта просьба не может быть выполнена.

Иногда дети сами причиняют себе боль, пытаясь обратить внимание родителей на свои требования. Так, малыши часто бьются головой о стены или пол, кусают себя

Некоторые нарочно вызывают рвоту, засовывая пальцы глубоко в рот.

Галина, бабушка трехлетнего Сережи: «Когда внука привозили ко мне в гости, я удивлялась, отчего синяки на лбу никогда не сходят. Грешила, что родители за ним плохо смотрят, но они уверяли – так Сережа манипулирует ими! Какие манипуляции, он кроха! Но однажды, я заставляла малыша идти спать, выключив мультики, Сережа начал биться лбом в пол! Я очень испугалась, растерялась».

Как поступить, чтобы ребенок не нанес себе травму, но и не идти у него на поводу? Главное – сохранять спокойствие и невозмутимый вид. Стучит лбом в пол? Предложите ему подушку. Видя, что мама потакает его желанию сделать себе больно, скорее всего, ребенок просто прекратит избивать себя. В случае продолжения «боя», прижмите ребенка к себе, успокойте, а после — продолжайте заниматься, чем хотели, не удовлетворив требования своего «бойца». Понятно, что когда больно «хвосту», болеет и «собака», но здесь лучше «перетерпеть».

Причины

Подростковый возраст припадает на период от 12 до 17 лет. В это время в организме происходят физические и гормональные изменения. Ребенок не всегда может принять свой внешний вид, иногда удивляется даже собственным мыслям. Это может привести к заниженной самооценке, а иногда и до возникновения депрессивного состояния, сопровождающегося неврозами, отчуждением.

Происходят резкие перемены настроения. Подросток то угрюмый, задумчивый, агрессивный, то очень веселый. Непонимание своего состояния способствует возникновению проблем в общении, комплексов, страхов.

Не всегда ребенок может прямо сказать о своих потребностях. Поэтому, чтобы добиться желаемого, он начинает искать другие способы. Родители, сами того не замечая, подчиняются. Потакания способствуют развитию не самых лучших черт характера.

Подросток прибегает к хитрости в действиях, иногда даже становится коварным, стараясь любым путем добиться цели. Возможно появление подлости и лицемерия.

Причинами манипуляции в таком возрасте часто служат:

попытка получить внимание и любовь взрослых – его недостаток провоцирует ребенка на разные поступки, лишь бы его заметили;
желание скрыть от остальных свои плохие поступки;
намерение получить то, что он хочет;
родительское поведение.

Манипулируя взрослыми, ребенок наблюдает, как они реагируют на его поступки.

Проблема заключается в том, что родители не всегда знают, что делать в такой ситуации. Это приводит к их неправильному поведению. Конфликт только усугубляется, непонимание растет.

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ

Поймите, что шантаж может прийти во многих формах, не только в виде отрицательных порывов. Дети просто знают, что борьба, болезнь, обаяние, угрозы работают. Если сын или дочь вынуждают вас делать что-то, разорвите порочный круг манипулятивного поведения с помощью следующих советов:

Управляйте вашими ожиданиями. Не ожидайте, что на ваше «нет» ребенок 3 или 5 лет скажет: «Хорошо, спасибо». Скорее всего, возникнет спор и раздражающие попытки уговоров

Сказать «нет» трудно (в том числе из-за действий ребенка), но очень важно научиться говорить, а затем придерживаться этого.
Реализовать нормальное поведение. Попытка ребенка заставить вас изменить свое мнение и сказать «да» — это нормально

Когда вы понимаете, что он делает это не из-за какой-то страшной патологии или злого характера, это поможет вам расслабиться и задуматься над самим поведением. Вместо того чтобы реагировать, отталкиваясь от панических или беспокойных мыслей, вы будете рассматривать происходящее рационально.
Не имеет значения, что скажете вы после «нет». После того как вы отказали в чем-то, любая попытка с вашей стороны оправдать решение не имеет значения. Если вы будете продолжать разговор, он сведется к тому, что ребенок попытается заставить вас изменить «нет» на «да». Так что не пытайтесь выяснить, понял он вас и согласен ли. Просто скажите «нет» и четко, коротко аргументируйте. Если вы начнете развивать тему, то можете скоро понять, что крыть вам нечем. Ребенок будет чувствовать себя полностью оправданным в нарушении ваших запретов.
Не передумывайте. Старайтесь изо всех сил, чтобы не позволить ребенку заставить вас передумать. Научитесь говорить «нет» с некоторым нажимом и твердостью. Если слишком часто ваш отказ превращается в «да», это может стать поводом для эмоционального шантажа.
Разумное обсуждение. Если ребенок просит что-то, вы можете слушать его аргументы до тех пор, как он излагает их уважительно. Если они кажутся разумными, вы можете изменить ваше «нет» на «да». Однако, если вы не планируете изменять свое мнение, честно скажите об этом и прекращайте разговор. Вы поймете, когда пришло время для остановки, если почувствуете беспокойство, неуверенность в своих словах.
Посмотрите внимательно на себя. Вы склонны быть слишком жесткой? Трудно ли получить от вас что-либо иное, кроме отказа и запрета? Вы каким-либо образом способствует необходимости манипулировать вами, чтобы получить что-нибудь от вас?

Посмотрите на свое собственное поведение и задайте себе следующие вопросы:

  • Трудно ли вам выйти из зоны комфорта и осознать, что ребенок взрослеет?
  • Не мешают ли ваши личные страхи позволять ребенку делать то, что он желает?
  • Вы не слишком давите на ребенка? У вас есть потребность контролировать других?
  • Вы в состоянии признать чужое мнение правильным? Не раздражает ли вас, что другие люди могут мыслить не так, как вы?
  • Вы боитесь прослыть слабохарактерной и ударяетесь в другую крайность – излишнюю твердость?

Подобные модели поведения не способствуют тому, чтобы ребенок научился эффективным способам общения, переговоров. Помогите ему научиться договариваться и принимать отказы.

Важно помнить, что манипуляция не означает, что ребенок сердится на самом деле. Он будет испытывать различные методы для выяснения, что работает, а что не работает

Ведь на то вы и взрослый, чтобы вести себя зрело и мудро. Не вступайте в борьбу за власть с сыном или дочерью и не интерпретируйте плохое поведение в качестве личного отношения к вам. Последовательно поддерживайте мнение о неукоснительности выполнения ваших решений и дети быстро узнают, что они не смогут манипулировать вами.

Как бороться с маленьким манипулятором?

Если вы замечаете, что поведение ребенка в похожих ситуациях приобретает систематический характер, скорее всего, это манипуляция. При этом затишье может наступить мгновенно, после получения необходимой заботы и внимания.

Чтобы предотвратить любое проявление манипуляций и справиться с ними, необходимо отказаться от проявления жалости к своему ребенку. А победить жалость способна лишь ваша любовь. Дарите малышу любовь и ласку, говорите добрые слова, показывайте, как вы цените и уважаете в нем личность. Чувствуя полноценную любовь, ребенок обязательно со временем откажется от своих манипуляций, потому что они станут ему неинтересны.

Предлагаем вам рассмотреть виды манипуляций, и как следует вести себя в подобных ситуациях.

Частые простуды и ушибы.

Даже несмотря на физический дискомфорт, вызванный заболеванием или полученной травмой, ребенок на бессознательном уровне принимает выгодное для себя положение быть несчастным.

Если вы видите, что ребенок устраивает вам такие «ловушки», держитесь стойко и невозмутимо. Не успокаивайте его, лучше подбодрите словами: «Скоро ты непременно поправишься!», «Ты молодец, почти не плакал».

Агрессивные вспышки и раздражительность.

Чтобы заставить взрослых потакать своим капризам, ребенок использует смену своего настроения. Это напоминает театр одного актера, где обязательно присутствуют зрители в вашем лице.

Ваша задача – покинуть начатое «представление», лишив свое чадо ожидаемых аплодисментов. Заметив, что «концерты» перестали действовать, ребенку вряд ли захочется их в дальнейшем закатывать для самого себя.

Медлительность.

С помощью неторопливых движений, ребенок пытается избежать своих прямых обязанностей, передав их взрослым.

Ни в коем случае не помогайте ребенку, если он не желает сам одеваться, выполнять учебные задания и пр. Сообщите ему, что все должно быть сделано к такому-то времени, иначе он лишится каких-либо привилегий (например, прогулки с собакой, похода в театр и пр.). Если ребенок хочет пропустить школу или садик, дайте ему четко понять, что он все равно сегодня туда пойдет, даже несмотря на опоздание.

Истерики.

Это, пожалуй, самая настойчивая попытка по привлечению к себе внимания.

В этой ситуации лучше оставаться максимально равнодушными, продолжая разговаривать с ребенком в спокойном тоне. Если вам сложно смотреть на бесконечное хныканье и рев малыша, выйдите из комнаты и закройте дверь. Истерика рано или поздно прекратится без вашего участия.

Как вести себя с ребенком-манипулятором

Грамотный ответ в ситуации манипулирования: «Я вижу, что ты делаешь». Это прямой текст. Можно, конечно, и так: «Ой, бедная деточка. Никто ее не пожалеет. Ой, ну конечно, тебе так нужен второй чупа-чупс!». Это не прямое, а с добрым юмором указание на то, что многоходовка прочитана и система не сработает.

Когда ребенок бросается на пол в магазине, он рассчитывает на социальную реакцию, на то, что мама на глазах у окружающих не будет настаивать на своем, она сдастся. Нет, мама не сдастся. Я за твердость. Когда вы ловите манипуляцию — ребенок бьет ногами, орет, но вы видите, что он одним глазом смотрит, — я за твердость. Потому что, единожды пойдя навстречу, вы закрепляете такое поведение.

Если вам сейчас проще пойти навстречу — идите. Но скажите: «Знаешь, я тебя просчитала. Ты сейчас нажал и добился своего. Я пошла тебе навстречу только потому, что устала. Но в следующий раз такое не повторится».

Прямо по шагам и по слогам: «Не дави на меня, не устраивай спектакль, попроси меня словами. Я все вижу. Я понимаю то, что ты делаешь, и так нельзя. Я понимаю, что ты хочешь то или иное, давай договоримся по-человечески, без театра». Метафора театра, метафора чего-то разыгранного понятна детям с 4–5 лет. Конечно же, их надо водить в театры и показывать сложные характеры героев в сказках и волшебных историях.

У всех детей есть способность манипулировать. С одной стороны, надо радоваться, видя манипуляцию ребенка, — это социально развитый интеллект и способности воздействовать на другого человека. Это говорит о развитии, это хорошо. С другой стороны, можно очень сильно развить это качество. Бывают манипуляторы, которые привыкли играть на взрослых, как на клавишах: для мамы у них одни способы давления, для папы — другие, и так далее. Ребенок чувствует определенную власть. Бывает, что это умение манипулировать ему уже не помогает в жизни, а мешает.

И пассивная агрессия, и манипуляция — это косвенные послания. Только в первом случае это подсознательная реакция, а во втором — вполне осознанная. И поддерживать это неполезно. Если пассивно-агрессивное поведение, способное усиливаться до невроза, разрушительно и вредно, то привычка к манипуляциям, которую с успехом вырабатывает ребенок, может стать чертой его характера, частью личностного стиля и основной моделью поведения. И это очень помешает ему в жизни выстраивать искренние отношения.

И то и другое — нормальное проявление детского экспериментирования в сфере близких отношений. Оказывается, что человек, пока взрослеет, отрабатывает сложнейшие модели эмоционального взаимодействия с другими людьми. Все, чему мы научились в детстве, мы потом будем использовать в нашей будущей семье. Все, что мы опробовали на самых близких — на маме, папе, бабушках, — после пойдет в ход в широком мире, в коллективе, школе, во дворе, в лагере. И то, что ребенок это пробует, — это нормально. Наша ответственность — отследить и дать адекватный сигнал, адекватный ответ. Мы либо подкрепляем модель, попадаясь на удочку или не зная, как реагировать, либо мы ее не подкрепляем, считая неправильной.

Как прекратить манипуляции

Нужно менять ситуацию, как только вы её осознали, потому что ребёнок-манипулятор вырастает в очень сложного для других и уязвимого для самого себя человека — если манипулирование не работает, он не знает, как добиться желаемого другими способами.

Самое главное в борьбе с манипуляциями – терпеливо идти к своей цели. Запомните несколько правил поведения и четко следуйте им.

Правило 1: Самообладание. Не теряйте самообладания, даже если вы стали центром внимания, а истерика усиливается. Помните, что все это попытка управлять вами. Терпение.

Правило 2: Игнор. Детское поведение направлено на контакт с вами, поэтому лучший способ противостоять ему – игнорировать.

Правило 3: Время. Дайте успокоиться ребенку. Выдержите паузу после конфликта или истерики. Если причина в нежелании что-то делать, то дайте ребенку время на раздумье или самостоятельные действия.

Правило 4: Единство требований. Все члены семьи должны предъявлять единые требования к ребенку: четкое соблюдение режима дня, самостоятельность в самообслуживании и выполнении домашних заданий, вежливость и т.д. Если все взрослые скажут «нет» в ответ на хитрости, истерики и шантаж, то план провалится. Кстати, единые требования должны предъявляться ко всем членам семьи, а не только к ребенку.

Правило 5: Доверяй, но проверяй. Вызовите врача к симулянту, выясните у друзей, что было задано на дом, спросите бабушку, что именно она разрешила. Выясните все нюансы сами, не оставив ребёнку повода для последующего обмана.

Маленький манипулятор – настоящий профессионал, но не показывайте, что вы боитесь или находитесь в его власти. Не бойтесь его угроз, шантажа, агрессии.

Помните, что главное оружие родителей – любовь. Даже самый капризный ребенок заслуживает любви, и в его поведении виноваты взрослые. Вы вместе наделали ошибок, значит, вместе нужно их исправлять. Наберитесь терпения и не отступайте ни на шаг на пути к новым отношениям.

Что такое манипуляция?

В психологической литературе манипуляция обозначается как любое личностное влияние на человека с целью изменения мышления и поведения, вопреки его интересам.

Другими словами, манипуляция – это непрямое насилие,  вторжение в личные границы, с целью принудить его сделать то, что хочет манипулятор.

Манипуляция  позволяет загнать другого в чувство вины, страха, стыда и с помощью этих чувств добиться желаемого. Вот и мы, загоняя ребенка в чувство вины, можем заставить его сделать то, что мы хотим, что считаем важным и очень нужным для него самого. Нередко мы таким образом пытаемся самоутвердиться за его счет, компенсировать свое «нереализованное», реализовать свои мечты  в ребенке.

Методы борьбы с детской манипуляцией

Советы родителям в борьбе с детской манипуляцией

  • Игнорирование провокаций. В данном случае речь идет не о полном равнодушии к своему маленькому шантажисту, а о здравом подходе к возникшей проблеме. На истерики необходимо реагировать хладнокровно, не впадая при этом в ответную агрессию. Спокойный родитель — эмоционально здоровый ребенок, что доказано не только психологией, но и жизненным опытом многих людей.
  • Личный пример. Сложно воспитать какие-то качества у ребенка, если при этом они нарушаются самими же взрослыми. Необходимо четко показать детям, что хорошо, а что плохо. Без этого все попытки избавиться от манипуляций со стороны маленького узурпатора закончатся полным провалом.
  • Отказ от сравнения. Нельзя ждать от ребенка адекватных поступков, если его постоянно сравнивают с кем-то в негативном ключе. Может, соседский мальчик или девочка ведут себя идеально на людях, но не факт, что у их родителей полностью отсутствуют проблемы с ними в кругу семьи. Подобное систематическое унижение может вызвать детскую манипуляцию как фактор самозащиты и поиска любви близких людей.
  • Пресечение истерик. При этом ребенок будет капризничать максимум пять минут, потому что его несформировавшаяся личность не выдержит мудрых аргументов взрослых. Ребенок хочет гулять, а на улице дождь, что не кажется ему веской причиной отказа от веселого досуга. Взрослые должны быть строги в этом случае, потому что, раз уступив глупой прихоти, они пожалеют об этом на всю жизнь.
  • Серьезный разговор со старшим поколением семьи. Маленький шалопай может искусно манипулировать бабушкой или дедушкой, рассказывая о своей исключительности и притеснениях со стороны родителей. Многие пожилые люди активно реагируют на эти душещипательные истории, жалея при этом внука-провокатора. Следовательно, всей семье необходимо сесть за своеобразный стол переговоров, чтобы решить возникшую проблему при двойных стандартах воспитания ребенка.
  • Отказ от лжи. Очень часто мы задаемся вопросами, что такое детские манипуляции и как с ними бороться. При этом за ребенка делаются поделки и домашнее задание, что аргументируется мужественным поступком и проявлением родительской заботы. Итог всегда является плачевным, потому что юный сорванец превращается в будущем в хладнокровного манипулятора своими родителями.

Советы педагогам в борьбе с детской манипуляцией

Выдержка. Педагог — это призвание, а не профессия. Поэтому необходимо мудро оценивать возникший конфликт. Нерадивый воспитанник может наотрез отказаться выполнять задание или возложенное на него поручение. При этом необходимо держать себя в руках, чтобы вспышкой агрессии не усугубить положение. Детская манипуляция может быстро пройти, если при этом педагог проявляет хладнокровие и выдержку.

Анализ требований подопечного. Не всегда ребенок хочет необоснованное, поэтому следует разобраться в причинах возникшей проблемы. Есть реальная возможность того, что манипуляция детей является элементарным скрытым протестом против притеснения их прав. Проблему нужно решать на корню, чтобы детский каприз не перерос в откровенную агрессию ко всем окружающим.

Поощрение. Маленький смутьян может быть удивлен необычной манерой поведения педагога. Запрещая одно, мудрый человек, которому доверили воспитание детей, может дозволить другое

При этом юный манипулятор переключает свое внимание на иной объект, тем самым автоматически прекращая начинающийся конфликт.

Итоги

Чем раньше вы пресечете попытки манипулировать вами, тем легче будет в дальнейшем. Если все же приходится сталкиваться с детским манипулированием, старайтесь придерживать следующих правил:

Сохраняйте спокойствие

Это сложно, но это самое важное.
Отстаивайте свои позиции. Вы взрослый

Ваше мнение должно быть авторитетным для ребенка.
Не отвечайте агрессией на агрессию. Авторитет подкрепляется не возрастом, а разумным поведением.
Предъявляйте объективные требования. Не нужно слишком ограничивать ребенка. Чем теснее рамки, тем больше хочется из них вырваться. Не провоцируйте ребенка к манипулированию своими жесткими требованиями к нему.
Проявляйте уважение к ребенку. Дайте понять, что вам важно его мнение и желания.
Выясните причину неприемлемого поведения. Возможно, проблема в банальном недостатке внимания.
С малых лет приучайте соблюдать имеющиеся в семье правила.

Поддержание мира и спокойствия в семье — одна из первоочередных задач родителей. Иногда конфликт проще предотвратить, чем разрешить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.