- Причины и предпосылки
- Предложение выбора
- Принятие ислама булгарами
- Борьба между Владимиром и Ярополком
- Сватовство к Рогнеде и осада Полоцка
- Поход на Киев и предательство Блуда
- Убийство Ярополка по приказу Владимира
- Итоги и последствия
- Список литературы
- Дайте предупреждение и обеспечьте следствие
- 1023-26 — конфликт с Мстиславом
- «Точка кипения»
- Борьба между Ярославом и Святополком за киевский престол
- 1016 — битва под Любечем
- 1017 — осада Киева
- 1018 — Сражение на реке Буге Святополк и Болеслав Храбрый захватывают Киев
- 1019 — битва на реке Альте
- Ислам и монголы
- Убийство князей Бориса, Глеба и Святослава
- Зарождение ислама в Поволжье
Причины и предпосылки
Существует несколько основных причин, подтолкнувших наследников Владимира Крестителя к междоусобице:
- Многоженство князя Владимира — многие из его сыновей были рождены от разных женщин, что увеличивало их неприязнь друг к другу. (Святополк был рожден от наложницы, бывшей жены Ярополка, которого убили по приказу Владимира).
- Польские связи Святополка — некоторые исследователи предполагают, что князь Святополк попал под влияние своей жены, дочери польского князя Болеслава, и её духовника Рейенберна. Молодому князю была обещана помощь Польши, если он согласится отвернуть Киевскую Русь от христианства к католичеству
- Общая для всех тенденция больших феодальных государств распадаться на личные княжества, возглавляемые детьми недавно умершего верховного правителя (князя, короля, императора), с последующей борьбой за власть между ними.
Предложение выбора
Есть шаги, которые родители могут предпринять, чтобы повысить эффективность своих инструкций. Например, четко сформулируйте свои ожидания и спокойно отвечайте на ваши запросы.
По возможности предложите два варианта. Просто убедитесь, что вы можете жить с любым выбором. Например, если вы хотите, чтобы ваш ребенок убрал свою одежду, и он смотрит телевизор, скажите: «Вы бы предпочли убрать свою одежду сейчас или вы хотите подождать до коммерческого перерыва?». Любой из вариантов выполнит свою работу. Но для вызывающего ребенка может показаться победой возможность дождаться следующего рекламного ролика.
Принятие ислама булгарами
Освобождение булгар от хазар удалось во многом благодаря исламу. Во-первых, хан Алмыш консолидировал с помощью ислама булгарскую знать и интеллигенцию. Во-вторых, когда Алмыш решил сделать ислам официальной религией Булгарии, он обратился за помощью в Багдад, к абассидскому халифу ал-Муктадиру. Халиф был заинтересован в распространении и поддержании ислама. Арабы не бросили в беде новообращенных единоверцев, и послали на берега Волги большое посольство из ученых, проповедников и строителей. 21 мая 922 года — дата прибытия этого посольства в Булгар, и считается датой обращения татар в ислам.
В 986 году, когда князь Владимир выбирал новую веру для Руси, исламская инициатива исходила именно из Волжской Булгарии. Но, как это было и на Руси с православием, простые жители Булгарии не спешили принимать новую веру. Многие историки, например, И.Л. Измайлов, отмечают, что булгарское общество на первых парах неспешной исламизации оставалось языческим, но с легким исламским флером — об этом свидетельствует множество археологических находок.
Однако с 922 года Булгария стала полноправным исламским государством, была признана как равный партнер всеми мусульманскими державами. После включения в исламскую цивилизацию, в Булгарии начинается бурное развитие исламской науки и культуры, и новая религия начинает все активнее распространяться среди простых людей.
Борьба между Владимиром и Ярополком
Сватовство к Рогнеде и осада Полоцка
В 978 году Владимир вернулся на Русь с варяжским войском. Войдя с варягами в Новгород и изгнав посадников Ярополка, Владимир Святославич направил брату послание:
Затем, пытаясь усилиться перед столкновением с братом, Владимир направил сватов к владеющему Полоцком князю Рогволду, с просьбой выдать за него свою дочь Рогнеду. Она же была на тот момент уже сосватана за Ярополка и на просьбу отца самой определиться с выбором жениха ответила:
Князь Полоцка Рогволд и его дочь Рогнеда
Эти оскорбительные слова обидели не только Владимира, но и его наставника-воеводу Добрыню, которой приходился дядей юному князю и братом той самой рабыни Малуши. Можно предположить, что истинной причиной отказа Владимиру и его дальнейшего захвата Полоцка было то, что Рогволод вступил в борьбу между двумя Святославичами на стороне Ярополка. Ответ Рогнеды свидетельствовал о политическом выборе Рогволода в пользу Киева, что неминуемо вело к войне с Новгородом.
Оскорблённый отказом, Владимир с войском из новгородцев, варягов, чуди и кривичей пришёл под стены Полоцка, когда Рогнеду уже собирались везти к Ярополку. Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе. Весной 978 года город был взят. По совету Добрыни в отместку за нанесенное оскорбление князь Владимир решил унизить и обесчестить род Рогнеды и «был с ней перед её отцом и матерью»Суздальская летопись по Лаврентьевскому списку, после чего князь Рогволод, его жена и сыновья были убиты.
Поход на Киев и предательство Блуда
Опасаясь столкновения с братом в чистом поле, Владимир привлёк на свою сторону воеводу Ярополка по имени Блуд:
После этого Блуд обманом сначала уговорил Ярополка не сражаться с Владимиром в открытом бою:
Прибыв к Киеву с большим варяжским войском и новгородской дружиной Владимир осадил город.
Затем Блуд посоветовал Ярополку, который мог бы долго сидеть в осаде, бежать из Киева, представляя ему, что киевляне тайно ведут переговоры с Владимиром, чтобы его выдать. Ярополк ушёл в крепость Родню. Оставшиеся одни киевляне подчинились Владимиру, который направился к Родню и осадил брата в крепости.
Убийство Ярополка по приказу Владимира
Находясь в осаждённом Родне Блуд уговорил своего князя примириться с братом, указывая ему на множество врагов вне крепости, между тем как в этой последней свирепствовал голод. Ярополк согласился, о чём Блуд известил Владимира, и отправился в Киев, несмотря на предостережения преданного ему слуги Варяжко:
Однако Ярополк понадеялся на мирные переговоры и отправился к Владимиру. Введя великого князя в теремной дворец, Блуд запер дверь, дабы туда не могла проникнуть Ярополкова дружина. Здесь Ярополк и был убит двумя варягами:
Убийство Ярополка. Худ. Б. А. Чориков.
Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.
По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова«Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XIвека это случилось 11 июня 978 года.
Итоги и последствия
- По совету Свенельда Ярополк напал на Олега и в битве за г. Овруч Олег был убит.
- Владимир сжег Полоцк и обесчестил невесту Ярополка.
- Найдя среди людей Ярополка предателя Блуда, Владимир хитростью выманил брата из осаждённой крепости и приказал убить.
- В 978 или 980 году Владимир утвердился в Киеве и стал единовластным правителем.
- После смерти Владимира признанный им сыном Святополк начал новую междоусобицу и убил любимого сына Владимира — Бориса.
Список литературы
- В. Н. Татищев «История Российская» кн. 2, гл. 5
- Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
- Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
- Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
- Суздальская летопись по Лаврентьевскому списку
- Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
- В. Н. Татищев «История Российская» кн. 2, гл. 5
- Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
- В. Н. Татищев «История Российская» кн. 2, гл. 5
- «Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XI века
Дайте предупреждение и обеспечьте следствие
Иногда необходимо предоставить негативные последствия. Вместо того, чтобы спорить или пытаться заставить ребенка что-то сделать, сохраняйте спокойствие и сделайте одно предупреждение. Если ваш ребенок не подчиняется, последствия, такие как отмена привилегии, могут быть очень эффективными.
Не предоставляйте несколько предупреждений и не повторяйте ваши инструкции снова и снова. Просто сделайте это известным: «Вы можете подчиниться или можете потерять привилегию». Затем оставьте выбор на усмотрение ребенка.
Например, вместо того, чтобы ворчать, спорить или просить ребенка ложиться спать, сделайте предупреждение. Скажите: «Если вы не ложитесь спать сейчас, вы потеряете свою электронику на 24 часа». Если ваш ребенок не ложится спать, он теряет свою электронику, и об этом не спорят. Если он продолжит спать, естественным последствием будет то, что он будет уставшим завтра.
Для детей младшего возраста отмена привилегии может быть отличным резервным временем. Если ваш ребенок отказывается отбывать тайм-аут, вместо того чтобы пытаться заставить его сделать это, предупредите его. «Если ты не уйдешь в тайм-аут прямо сейчас, ты не сможешь пойти на игровую площадку позже сегодня». Тогда оставь выбор за ним.
Не угрожайте забрать что-либо, что вы не сделаете. Например, не говорите, что вы заберете его поездку в дом бабушки в эти выходные, если вы действительно не планируете забрать это. Если вы делаете пустые угрозы и не выполняете их, вы научите своего ребенка, что вы не имеете в виду то, что говорите.
1023-26 — конфликт с Мстиславом
В 1023 году, когда Ярослав усмирял мятеж в Суздале, его брат тмутараканский князь Мстислав подошёл к Киеву, но осаждать столицу не стал и занял Чернигов. Погасив мятеж в Суздале, Ярослав вернулся в Новгород, нанял варягов и двинулся против Мстислава.
В 1024 году в битве при Листвене Мстислав разбил войска брата, вынудив Ярослава бежать в Новгород. Сам же Мстислав не стал претендовать на киевский престол, но сделал Чернигов своей столицей и отправил к Ярославу послов с предложением мира
Мстислав Владимирович
до 1026 годав польских походах 1030-1031 годов.
Ярослав правил из Новгорода до смерти Мстислава в 1036 году, после чего заключил последнего брата Судислава в темницу и переехал в Киев.
Карта отображающая влияние князей после заключения мира между Ярославом Мудрым и Мстиславом Храбрым
«Точка кипения»
Мы должны помнить о том, что ребенок никогда не должен нести ответственность за отношения с родителем просто по факту распределения ролей в семье. Ведет всегда родитель, и выстраивание отношений со своим ребенком – это его сфера ответственности. У ребенка есть свои, другие, подходящие по возрасту и уровню развития «детские зоны» — завязывать шнурки на один или два узла, выбирать игру или цвет простыни, например. Я твердо убеждена в том, что качество отношений между родителем и ребенком – это всегда вопрос к родителю. Поэтому в конфликте именно родитель должен взять ситуацию в свои руки и помочь ребенку выйти из нее с наименьшими потерями для отношений. Задача родителя в такой непростой ситуации — не бороться, а договариваться. Не бодаться, а четко проговаривать свои ожидания и озвучивать последствия. Активное слушание, установление контакта, о которых мы писали в прошлом посте – все это актуально и здесь.
Мы помним о том, что ребенок хочет самоутвердиться, и о том, что вся эта ситуация для него – это реальная возможность сделать это. Таким образом, мы должны показать ему, что, во-первых, родитель друг, а не враг, а во-вторых, подобный конфликт — нерезультативный способ самоутверждения. Удовлетворяться эта потребность будет в спокойных ситуациях, об этом ниже. Поэтому будет нецелесообразно ни искать правых-виноватых, главных-подчиненных, ни принимать требования ребенка, ведь таким образом его цель будет достигнута. Вы активно слушаете, устанавливаете контакт и когда ребенок способен вас услышать, вы озвучиваете «условие».
Обычно мы ставим условие, используя оборот: «если…, то….», но это делает его очень личным, зависящим от воли родителя, и воспринимается ребенком, опять же, как «бодание». Гораздо мягче дети воспринимают информацию, обличенную в слова: «когда…, тогда…». Это звучит менее лично, скорее как факт, как происходящие в жизни вещи, чем навязывание чьей-то воли. Например: «Когда в комнате будет порядок, мы сможем поиграть. Давай поскорее уберем и займемся чем-нибудь интересным! В какую игру ты хочешь поиграть?», или «Когда ты это сделаешь, сразу же обязательно подойди ко мне, мы будем играть в эту игру, как же будет здорово! Мне так не терпится, беги скорее!». Вроде бы ничего не изменилось, все то же самое, но воспринимается ребенком совсем иначе.
Прислушайтесь к позиции ребенка, скажите, что вы слышите его и понимаете его желания. Спросите: «Как ты думаешь, как нам лучше это сделать? Как нам поступить? Как тебе будет удобно это сделать?». Это даст ему ощущение значимости, но не через конфликт, а через диалог. «Я не хочу с тобой ссориться и бороться, я очень тебя люблю, давай попробуем вместе придумать, как это лучше сделать, чтобы и тебе было удобно, и мне было удобно». Тут и собственная значимость и сила, и ощущение того, что тебя принимают, понимают, дорожат твоими чувствами. Это самое лучшее, что родитель может дать ребенку.
Помогите ребенку, сделайте первый шаг: «Мы можем начать делать это вместе». Предложите альтернативы. Когда ребенок, который пытается бороться за власть, слышит, что вы хотите с ним договориться, возможно, пойти на маленький компромисс, ему однозначно станет легче. Его желание борьбы и противостояния будет уменьшаться, постепенно, раз за разом. И в один день он сразу перейдет к диалогу, минуя фазу конфликта.
Самое сложное для родителей – удержать себя от того, чтобы начать давить своей властью и настаивать на подчинении. Это вызывает агрессию, желание сопротивляться, обиду, ощущение того, что его чувства и желания не берут в расчет. Если ребенку сложно, помогите: «А вот так? Такой вариант тебе больше нравится? А может быть давай сделаем так? Как ты больше хочешь?». Родитель в таком случае не заискивает и не «церемонится», он все равно ведет ребенка в нужном направлении без подавления.
Борьба между Ярославом и Святополком за киевский престол
1016 — битва под Любечем
В 1016 году Ярослав во главе 3-тысячного новгородского войска и наёмных варяжских отрядов двинулся против Святополка, позвавшего на помощь печенегов. Два войска встретились на Днепре вблизи Любеча и на протяжении трёх месяцев, до поздней осени, ни одна из сторон не рисковала перейти реку. Наконец это сделали новгородцы, которым и досталась победа. Печенеги были отрезаны от войск Святополка озером и не смогли прийти к нему на помощь.
Битва под Любечем (1016). Радзивилловская летопись.
Битва под Любечем (1016). Печенеги, отрезанные озером от союзников. Радзивилловская летопись.
1017 — осада Киева
В следующем 1017 (6525) году печенеги по наущению Бурицлейфа (здесь мнения историков расходятся, одни считают Бурицлейфа — Святополком, другие — Болеславом) предприняли поход на Киев. Печенеги пошли на приступ значительными силами, тогда как Ярослав мог опираться только на остатки варяжской дружины под предводительством конунга Эймунда, новгородцев и небольшой киевский отряд. По данным скандинавской саги, Ярослав в этом бою был ранен в ногу. Печенегам удалось ворваться в город, но мощный контрудар отборной дружины после тяжелого кровоприлитного боя обратил печенегов в бегство. Кроме того, для обороны Киева положительную роль сыграли большие «волчьи ямы» у стен Киева, вырытые и замаскированные по приказу Ярослава. Осаждённые предприняли вылазку и в ходе преследования захватили стяг Святополка.
1018 — Сражение на реке Буге
Святополк и Болеслав Храбрый захватывают Киев
В 1018 году Святополк, женатый на дочери польского короля Болеслава Храброго, заручился поддержкой тестя и вновь собрал войска для сражения с Ярославом. Войско Болеслава, помимо поляков, включало 300 немцев, 500 венгров и 1000 печенегов. Ярослав же, собрав свою дружину, двинулся навстречу и в результате сражения на Западном Буге войско киевского князя было разбито. Ярослав бежал в Новгород, а дорога на Киев была открыта.
14 августа 1018 года Болеслав и Святополк вступили в Киев. Обстоятельства возвращения Болеслава из похода туманны. В Повести временных лет говорится об изгнании поляков в результате восстания киевлян, однако Титмар Мерзебургский и Галл Аноним пишут следующее:
Болеслав Храбрый и Святополк у Золотых ворот Киева
Болеслав получил в награду за помощь Червенские города (важный торговый узел на пути из Польши в Киев) киевскую казну и множество пленных, а также, согласно Хронике Титмара Мерзебургского, Предславу Владимировну — любимую сестру Ярослава, которую он взял в наложницы.
А Ярослав приготовился бежать «за море». Но новгородцы изрубили его ладьи и убедили князя продолжить борьбу со Святополком. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились.
1019 — битва на реке Альте
Битва на Альте (1019). Радзивилловская летопись.
Весной 1019 года Святополк сразился с Ярославом в решающей битве на реке Альте. Летопись не сохранила точного места и подробностей битвы. Известно только, что битва протекала весь день и носила крайне ожесточённый характер. Святополк бежал через Берестье и Польшу в Чехию. В пути, страдая от болезни, умер.
Ярослав Мудрый вновь занял Киев, но положение его было шатким и князю предстояло еще не раз доказать собственное право на владение столицей Киевской Руси.
Ислам и монголы
В первой половине XIII в. монголы получают контроль над всем Поволжьем. В 1236 году войска монгольского полководца Субэдэя, соратника Чингизхана, жестоко покоряют Булгарию. Надо сказать, что Монгольская империя того времени, хоть и имела страшную и жестокую армию, которая покоряла сильнейшие государства эпохи, но была абсолютно толерантным государством в религиозном плане.
Монголы не вмешивались в вопросы веры: наоборот, они старались обеспечить в своей державе свободный обмен знаниями, которые в Средневековье накапливались именно духовенством. Благодаря религиозной толерантности, монголы пользовались инновациями и исламского, и христианского, и дальневосточного миров. А среди монгольской аристократии были и христиане, и язычники, и мусульмане, и разные вероисповедания не мешали им делать одно дело.
Монголы никогда не трогали духовенство — тоже самое произошло и с Булагрией, государственность которой была разрушена, но исламская традиция сохранилась. Но когда в 1260 году империя, под властью которой жила 1/3 населения Земли, разваливается, эта традиция толерантности быстро улетучивается. Осколки империи начинают попадать под религиозное и культурное влияние покоренных народов.
Выделяется китайско-монгольская империя Юань хана Хубилая, который был неравнодушен к конфуцианской культуре, туркменское государство Хулагуидов, простиравшееся от Персии до Средиземного моря, тюрко-персидский Чагатайский улус в сердце Средней Азии и булгаро-башкирская Золотая орда.
В 1313 году к власти в Золотой Орде приходит хан Узбек. В междоусобной борьбе между наследниками Чингизхана, его поддержали представители сильной в Орде исламской общины. Средневековый арабский историк Аль-Бизари полагал, что на момент воцарения хан Узбек уже был мусульманином.
В 1313 году Узбек утверждает ислам как государственную религию Золотой Орды. Это был логичный шаг — ислам был верой если не абсолютного большинства жителей страны, то для самой влиятельной, богатой и образованной ее части. Но несмотря на логичность и рациональность этого поступка, монгольской элите это пришлось не по вкусу, и Узбеку пришлось отрубить не один десяток знатных голов.
Ордынский хан Узбек закончил дело, начатое булгарским ханом Алмышем. К концу XIV века ислам стал официальной и подлинно массовой религией Орды. Примерно в это же время из булгар, монгольских аристократов и других тюркских народов окончательно формируется татарский народ. В XV веке Орда окончательно разваливается, и на ее руинах появляются уже полностью татарские мусульманские государства с 500-летней исламской традицией — Астраханское, Крымское, Ногайское, Сибирское, Казанское ханства.
Убийство князей Бориса, Глеба и Святослава
После смерти князя Владимира 15 июля 1015 года, Святополк при помощи верных ему вышегородских бояр утвердился в Киеве и объявил себя новым киевским князем. Возглавлявший княжескую дружину Борис, несмотря на уговоры соратников, отказался от противостояния с братом. Дружинники отца покинули его и он остался с ближайшими людьми.
Согласно официальной истории, Святополк, извещая Бориса о смерти отца и предлагая жить с ним в мире, одновременно отправил к брату наемных убийц. Ночью, 30 июля князь Борис был убит вместе со слугой, попытавшимся защитить хозяина.
После этого, под Смоленском наемные убийцы настигли князя Глеба, а попытавшийся бежать в Карпаты древлянский князь Святослав вместе со своими семью сыновьями погиб в сражении против большого отряда посланного за ним в погоню.
Святополк Владимирович «Окаянный»(Худ. В.Шереметьев. 1867)Подробнее
Глеб Владимирович (князь муромский)
Борис Владимирович — фрагмент иконы
Официальная версия виновности в братоубийстве именно Святополка позже подверглась оспариванию на основе сохранившихся и переведенных норвежских саг (об Эймунде). Учитывая тот факт, что по летописям Ярослав, Брячислав и Мстислав отказались признать Святополка законным князем в Киеве, и лишь два брата — Борис и Глеб — заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего», для Святополка весьма странным было бы убивать своих союзников. А вот Ярослав, чьи потомки имели возможность повлиять на написание летописей, был весьма заинтересован в устранении конкурентов на пути к киевскому престолу.
Зарождение ислама в Поволжье
Многие российские историки, например, Татищев, полагали, что мусульманами татары и другие тюркские народы берегов Волги стали только в XV веке, а до этого ислама не знали. Эти сведения ошибочны из-за критического недостатка в тогдашней российской исторической науки каких-либо фактов о той эпохе. Тот же Татищев полагал, что в Волжской Булгарии — стране, от жителей которых и произошли современные татары, башкиры и чуваши, исповедовали брахманизм.
С точки зрения современной науки это совершенно абсурдно. На самом деле ислам появился в Поволжье довольно рано: в IX-X веках, и стал государственной религией Волжской Булгарии в 922 году. Эта страна имела тесные связи с Арабским Халифатом, Хорасаном и державой Саманидов, поэтому во многом попадала под его влияние. Арабские проповедники часто посещали страну.
Поэтому в конце IX — начале X веков булгарские купцы и знать интересовались исламом и переходили в него. Впрочем, в Булгарии активно интересовались и другими религиями — например, там были и православные храмы. При этом основная масса простолюдинов продолжала исповедовать степное язычество предков — тенгрианство.
Булгарский хан Алмыш тогда пытался объединить все булагрские племена и общины, и освободиться от власти хазар-иудеев. Хазарское иго было унизительным: например когда хазарский каган узнал о красоте дочери булгарского хана Аламыша, он потребовал отдать ее себе в жены, и получив отказ, послал в Булгарию карательную экспедицию.