Как живется одаренным детям в школе?
Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются «академически одаренные». Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками — они всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже «дать списать». И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.
К «интеллектуалам» в школе относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего «таланта»).
Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей «профессиональной» среде.
Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы «помещать» их в особые школы для одаренных.
Однако не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям («О чем с ними говорить?») или к своим учителям («Чему они меня могут научить?»). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это, скорее, издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.
Развитие одаренности
Принято выделять два типа одаренности: ранняя и поздняя. В первом случае таких детей называют вундеркиндами. Их одаренность заметна уже в 2–3 года. Они рисуют как художники мирового уровня, разговаривают на нескольких языках, пишут стихи, производят сложные вычисления. Иногда таких детей еще называют индиго. Раньше всего себя проявляет одаренность в искусстве, особенно в музыке. Позже всего – одаренность в науке (открытия).
Известны случаи, когда одаренность проявилась в 16-18 лет. Согласно одной из теорий, в каждом одаренном ребенке словно записана программа, которая определяет, когда и какие способности проявят себя. Раньше «записанного» времени одаренность нельзя «вытащить». Однако многое зависит от условий воспитания. Если они будут неподходящими, то выдающиеся способности так и останутся нераскрытыми.
Какие условия семейного воспитания способствуют развитию одаренности:
познавательная активность родителей;
совместная деятельность родителей и ребенка;
совместное решение, обсуждение проблем, выходящих за рамки быта;
содержание обучения и развитие ребенка имеет больший приоритет, нежели отметки по учебе;
близкие, доверительные, теплые отношения с ребенком;
предоставление самостоятельности и поощрение инициативы;
внимание к ребенку;
вся семья признает ценность образования.
Нельзя воспитать одаренного ребенка в условиях гиперопеки, авторитаризма, попустительского стиля воспитания. Демократический стиль воспитания – оптимальный вариант.
Условия школьного обучения для развития одаренности:
- предоставление свободы;
- ориентация школьной программы на ближайшую зону развития (чуть сложнее актуальных возможностей, чтобы ребенок хотел преодолевать трудности, сохранял мотивацию и интерес);
- свобода в самовыражении, особенно в выражении мнения на уроках, оспаривании теорий и чьих-то взглядов.
Как в семье, так и в школе важно относиться к ребенку с уважением. Развитие и обучение одаренного ребенка всегда требует строго индивидуального подхода
За составлением индивидуальной программы сопровождения родители могут обратиться в ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум в школе или в детском саду. Или к штатному психологу. Одаренные дети должны обучаться в специальных центрах, школах с углубленным изучением отдельных предметов.
Сфера проявления
Виды одаренности детей дошкольного возраста и школьного различаются и по широте проявления. Выделяют общую и специальную одаренность.
Первая проявляется в различных видах деятельности, то есть ребенок может браться за работу из разных сфер жизни и выполнять ее на отлично без всяких подсказок и рекомендаций от взрослых. Общая одаренность — это слаженная работа эмоциональной и мотивационной сферы. Поскольку ребенок точно знает, чего он хочет и какими путями он может добиться положительного результата.
Вторая форма — специальная. Несложно понять, что она проявляется лишь в каком-то определенном виде деятельности. Например, ребенок может преуспевать в рисовании или же быть хорошим математиком с малых лет. Способности к тем или иным наукам чаще передаются по наследству, но что касается творчества, то здесь многое зависит от восприятия ребенка, его фантазии, стремления воплотить свои переживания и мысли в реальные образы. Так появляются великие художники и музыканты, которые переносят все свои мысли на холст или же нотный стан.
Особый вид специальной одаренности — социальная. Это дети-лидеры, которые добиваются высоких результатов в политике, занимают высокие должности в коллективе. Не каждый человек умеет красиво и правильно говорить. Может быть, для кого-то это станет удивлением, но для этого нужен талант, которым обладают далеко не все, и талант этот необходимо постоянно развивать.
Дети-индиго
Сейчас существует особый вид одаренности — дети-индиго. Однако эта группа детей не признается ни одной наукой. Термин существует сам по себе, но не имеет четких определений. Впервые он был введен Нэнси Энн Тэпп, которая утверждала, что индиго — это те дети, которые обладают сверхвозможностями.
Современные ученые не выделяют никаких критериев, по которым можно было бы определить, что ребенок относится к этой группе, однако некоторые условные отличия все-таки есть:
- Дети часто замыкаются в себе и имеют слабую коммуникабельность.
- Они индивидуалисты, полностью отрицают присутствие каких-либо авторитетов, отказываются подчиняться кому-либо.
- От других детей их отличает высокий уровень интеллекта и творческий потенциал.
- Они проявляют интерес к наукам, которые не имеют никакой связи друг с другом.
- В них много энергии, они практически никогда не сидят на месте.
- Склонны к депрессиям, у них часто меняется настроение без явных причин на это.
- Они плохо поддаются воспитанию, родителям бывает трудно совладать даже с маленьким ребенком.
- У детей очень хорошо развита интуиция, они практически всегда чувствуют приближение опасности.
- Им хорошо даются цифровые технологии, они преуспевают в программировании.
Проявляется такой вид одаренности у детей младшего школьного возраста и даже раньше.
Кто такой одаренный ребенок
Одаренность – это результат симбиоза удачных генов и благополучной социальной среды, в которой ребенок растет.
Это значит, что окружающим важно поощрять талантливого человека, помогать ему, формировать внутреннюю мотивацию. Известно, что некоторые одаренные дети кажутся «странными» в окружении сверстников, поэтому не признаются группой
Известно, что некоторые одаренные дети кажутся «странными» в окружении сверстников, поэтому не признаются группой.
Как правило, одаренность можно выявить в малыше в достаточно раннем возрасте по особенностям поведения. Если так оно и происходит, то не менее легко установить, к какой сфере у него больше склонности.
Существуют признаки одаренности, которые работают для всех малышей:
- Инициативность, живость
- Любознательность, интерес к новому
- Способности к концентрации внимания выше среднего
- Потребность в поддержке старших
- Чувствительность, ранимость
Признаки умственной одаренности в дошкольном возрасте
Как вытекает из изложенного выше, сложнее всего «опознать» умственный талант. Интеллектуальное развитие многих дошкольников соответствует высокому уровню, который является определенной планкой возраста. Но далеко не каждый из таких детей обладает неординарными интеллектуальными способностями.
В младшем дошкольном возрасте признаками умственной одаренности может быть постановка цепочки вопросов. Ребенок пытается нечто уяснить для себя и задает уточняющие вопросы.
Способный дошкольник 5-6 лет отличается постановкой проблем в своей мыслительной деятельности. Познавательная активность приобретает эмпирический характер. Привычные «почему» уже больше заменяются «Как сделать, чтобы…», «Из-за чего это происходит?..», «Что на это влияет?..» и подобные уточнения.
О повышенной умственной деятельности могут свидетельствовать и следующие характерные особенности ребенка:
- Много знает из того, что еще недоступно его сверстникам. Как правило, это научные знания, природная и космическая сфера и пр.
- Логически и ясно рассуждает, не путаясь в мыслях; устанавливает причинно-следственные связи.
- Решает логические задачи, требующие умственных усилий и цепочки действий или рассуждений.
- Оригинально мыслит и предлагает оригинальные решения. Не боится выдвигать невероятные идеи.
- Быстро реагирует на все новое, проявляет выраженный интерес.
Такая мыслительная и наблюдательная активность является важным признаком умственной талантливости ребенка, поскольку его интересуют задачи, для решения (или понимания) которых требуется как можно более объективный анализ свойств окружающей действительности.
Главная же специфика детской умственной одаренности, по мнению выдающегося педагога-психолога Л.С.Выготского, заключается не в ускорении интеллектуального развития, а в «более полном освоении тех форм действенного опосредствования, которыми характеризуются умственные способности дошкольника».
Одаренные дети
Дети могут быть одаренными в одной или нескольких областей:
— Художественная
— Творческая
— Интеллектуальная
— Лидерская
— Академическая (научная)
«С первого дня занятий в детском саду, одаренные дети уже знают почти 60% всего учебного материала», — национальная Ассоциация Одаренных Детей США.
Восемь интеллектуальных сфер
Теория множественного интеллекта профессора Гарварда доктора Говарда Гартнера предлагает восемь способностей, которые можно считать элементами человеческого интеллекта:
1. Телесно-кинестетические: физические способности, ловкость тела, зрительно-моторная координация.
2. Внутриличностные: самосознание или самоанализ убеждений, эмоций, целей и мотивации.
3. Межличностные: взаимодействие с другими людьми и понимание их (вербальное и невербальное общение).
4. Логико-математические: понимание абстрактных и сложных идей, дедукция, обнаружение закономерностей, работа с числами.
5. Музыкально-ритмичный: различение высоты звука, ритма и тона, движения, создание, распознавание и воспроизведение музыки.
6. Натуралистические: отношение к физическому окружению, выращивание продуктов питания, знания о природе (животных, растениях и т.д.).
7. Вербально-лингвистические: понимание языков, устные и письменные навыки, использование ритма, звука и тона в словах.
8. Визуально-пространственные: познание через изображения и картинки, пространственное рассуждение, визуализация объектов.
Различия между умными и одаренными