11 эффективных техник психокоррекции завышенной самооценки

Чем опасна такая самооценка

Нередко завышенная самооценка приводит к одиночеству

  1. Человек, который не может адекватно оценивать свои силы, берет задачи, которые не способен выполнить. Вследствие этого срываются рабочие проекты, что приводит к деградации на профессиональном поприще с последующим разрушением карьеры.
  2. Личность, которая не обращает внимания на других людей, пренебрегающе к ним относится, оскорбляет, со временем разрушает возможные социальные связи, регулярно является участником конфликта.
  3. Такой человек считает себя совершенным, поэтому не занимается саморазвитием. Это приводит к профессиональной, а также и личностной деградации.
  4. Так как он не способен адекватно реагировать на критику, то ведет себя агрессивно по отношению к тому человеку, который ее высказывает.
  5. Может начаться психоэмоциональное истощение, что приведет к развитию невротических и психических расстройств.

1.1 Сущность самооценки

В
психологических исследованиях самооценка
интерпретируется как личностное
образование,  принимающее непосредственное
участие  в регуляции поведения и
деятельности,  как автономная
характеристика личности,  ее
центральный  компонент,  формирующийся
при активном участии самой  личности 
и отражающий  качественное 
своеобразно  ее внутреннего мира 
(Л. И. Божович,  А. Г. Ковалев,  К. К.
Платонов и др.).  Ведущая роль 
отводится самооценке  в рамках
исследования проблем  самосознания: 
она характеризуется как стержень 
этого процесса,  показатель
индивидуального уровня его развития, 
интегрирующее  начало,  его
личностный аспект,  органично
включенный в процесс самосознания (К.
Г. Ананьев,  И. О. Кон,  А. Г. Спиркин, 
В. В. Столин и др.).

Рассмотрим
для примера несколько определений
понятия «самооценка».

Психологический
словарь под редакцией В. П. Зинченко, Б.
Г. Мещерякова утверждает, что самооценка(англ.
self-esteem)
ценность,
значимость, которой индивид наделяет
себя в целом и отдельные стороны своей
личности,деятельности,
поведения .

И.
И. Чеснокова пишет, что под самооценкой
принято понимать интериоризированный
механизм социальных контактов, ориентаций
и ценностей преобразуемый в оценку
личностью самой себя, своих возможностей,
качества и места среди других людей.

По
А. А. Реану, самооценка – это компонент
самосознания, включающий наряду со
знаниями о себе оценку человеком своих
физических характеристик, способностей,
нравственных качеств и поступков .

Определения,
данные в Психологическом словаре, А. А.
Реаном и И. И. Чесноковой, на наш взгляд,
не раскрывают путей формирования
самооценки, не дают её достаточную
сущностную характеристику. Поэтому в
данной курсовой работе мы будем
использовать определение А. В. Захаровой:
самооценка является формой отражения
человеком самого себя как особого
объекта познания, репрезентирующей
принятые ценности,  личностные
смыслы,  меру ориентации на общественно
выработанные требования к поведению и
деятельности .

Самооценка
отражается в ситуации самооценивания.
Она представляет собой
интеллектуально-рефлексивное действие:
личность рассматривает себя, свои
поступки и качества как объект оценки
и одновременно является носителем
данных качеств, т.е. активным субъектом
.

Ведущая
роль самооценке отводится в рамках
исследования проблем самосознания:
она характеризуется как стержень этого
процесса, показатель индивидуального
уровня его развития, его личностный
аспект, органично включённый в процесс
самопознания. Кроме того, самооценка
входит в структуру самосознания.
Например, Р. Бернс понимает Я-концепцию
как совокупности установок «на себя».
В соответствии с этим он выделяет
следующие её компоненты:

1)
образ «Я» — представление индивида о
самом себе;

2)
самооценка — аффективная оценка этого
представления, которая может обладать
различной интенсивностью, поскольку
конкретные черты образа «Я» могут
вызывать более или менее сильные эмоции,
связанные с их принятием или осуждением;

3)
потенциальная поведенческая реакция,
т. е. те конкрет­ные действия, которые
могут быть вызваны образом «Я» и
само­оценкой .

С.Л.Рубинштейн,
отмечает, что самооценка как важнейший
компонент целостного самосознания
личности, выступает необходимым условием
гармонических отношении человека, как
с самим собой, так и с другими людьми, с
которыми он вступает в общение и
взаимодействие .

Психологические
исследования убедительно доказывают,
что особенности самооценки влияют и на
эмоциональное состояние, и на степень
удовлетворенности своей работой, учебой,
жизнью, и на отношения с окружающими.
Вместе с тем, сама самооценка также
зависит от вышеописанных факторов.

Таким
образом, самооценка – это форма отражения
человеком самого себя как особого
объекта познания, репрезентирующая
принятые ценности,  личностные
смыслы,  меру ориентации на общественно
выработанные требования к поведению и
деятельности. Самооценка является
компонентом Я-концепции. Она определяет
характер социального поведения человека,
его активность, потребность в достижениях,
постановку целей и продуктивность
деятельности. Поэтому многие учёные
согласны с тем, что самооценка является
если не ядром личности, то, по крайней
мере, одним из важнейших личностных
образований.

Понятие об автоматике

Американский психолог Хейзел Маркус ввел концепцию аутосхемизма в психологию. Аутосхема — это область «Я», в которой человек имеет четко определенные взгляды и богатые знания о себе. Автосхемы развиваются в областях, которые лично важны, потому что они отличают человека от других, определяют ценность человека и связаны со многими действиями, которые он предпринимает.

Фото Tim Marshall on Unsplash

Вы можете говорить, например, об автосхеме мужественности или женственности. Психологи обычно выделяют 3 типа «Я», которые влияют на самооценку:

  • «Реал» — реальная информация о предмете;
  • Идеальное «я» — желания, надежды, стремления, мечты о том, каким человеком хотелось бы быть;
  • «Я» — обязательное — убеждения об обязанностях, обязанностях и связях означает, каким должен быть человек.

Кроме того, можно говорить о независимом Я, который придерживается индивидуалистических культур и взаимозависимого я, популярного в коллективистских культурах, в котором акцент делается на членство в группах, и люди считают себя частью сообщества.

Чувство ценности или самооценки как черты связано с чувством внутреннего контроля за событиями, мотивацией к достижениям, настойчивостью, необходимостью социального одобрения, удовлетворенности жизнью. Люди с высокой самооценкой характеризуются улучшением психического здоровья, улучшением состояния соматического здоровья и более высоким уровнем жизненных достижений.

Как живется с завышенной самооценкой?

Полки магазинов в широком ассортименте предлагают книги по повышению самооценки. Тогда как аналогичной литературы о понижении самооценки нет.

Неужели от завышенной самооценки меньше проблем и сложностей? Способен ли такой человек стать полноценным и полезным членом общества, может ли он строить доверительные отношения с товарищами или быть добрым семьянином?

Рекомендуем: Принять свои недостатки!

Психологи однозначно заявляют, что без изменения взглядов полноценная жизнь для такого человека недостижима. Слишком велик груз собственного величия, не позволяющий видеть малое. Тогда как коррекция завышенной самооценки могла бы стать для многих выходом из тупиковой психологической ситуации.

Специалисты отмечают, что большинство подверженных такому состоянию людей просто не могут самостоятельно решить свою проблему. Долгая работа с грамотным психологом, который сможет предложить не только доверительную беседу, но и различные упражнения, поможет справиться с завышенной самооценкой.

Человеку с завышенной самооценкой непросто жить в обществе, ведь он, как правило, одинок. Успешность, независимость и самодостаточность, являющиеся приоритетными для него, быстро уходят.

Функции самооценки

Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.

Функции Описание
Стимулирующая Мотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку.
Пост прогнозная Блокирует поступки, которые могут сказаться на самооценке.
Регулирующая Обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений.
Эмоциональная Позволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни.
Защитная Формирует стабильность личности.
Контролирующая Обеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий.
Развивающая Мотивирует к саморазвитию, совершенствованию.

Завышенная самооценка у ребенка

При сформировавшейся завышенной самооценке у ребенка он не замечает своих недостатков, и, думая о своей исключительности, сталкивается с большими сложностями в построении будущих отношений с остальными детьми. Чрезмерная конфликтность и невозможность стойко переносить неудачи, если не удается добиться поставленных целей, отличает детей, имеющих деформированное о себе представление.

Непрестанное восхищение достижениями малыша со стороны родителей или другого значимого для него человека, формируют у него переоценку собственной значимости, что при попадании в среду сверстников может оказаться причиной возникновения проблем с будущей социализацией. В один прекрасный момент из «самого-самого» такой ребенок может превратиться в «одного из многих», что чаще всего тяжело им переносится. В результате завышенная самооценка резко переформатируется в заниженную, вызывая психическое потрясение, и оказываясь основанием для разрастания внутриличностного конфликта.

Из-за завышенной самооценки ребенок будет страдать от идеализации собственного «Я», от неадекватной оценки личного потенциала. Он станет отвергать на эмоциональном уровне все то, что будет нарушать его взгляд на самого себя. Как следствие – искривление реальности и отношение к ней исключительно через призму эмоций, откуда сложности в общении.

Что предпринимать, когда у ребенка наблюдаются признаки завышенной самооценки? Непреложно значение родительского отношения ко всему тому, что делает ребенок, важна поддержка родителей, их одобрение. Впрочем, похвалы должны звучать в правильный момент, ведь в отдельных случаях похвалы излишни, особенно когда малыш добился неких результатов, не затратив на это собственных физических, умственных усилий.

Не нужно нахваливать внешнюю пригожесть ребенка, ведь это не его заслуга, что он родился красивым. Одним словом, гипертрофированное превознесение может оказаться причиной формирования неадекватно преувеличенной самооценки, а значит, генерировать будущие проблемы с процессом социализации и развитием межличностных взаимоотношений.

Причины заниженной самооценки

К основным причинам возникновения заниженной самооценки относят оценку и влияние родителей в детском возрасте, принятие оценочных мнений окружающих людей как объективную реальность, придание значимости какому-нибудь делу, в котором вы одержали поражение, завышенный уровень притязаний.

Самооценка личности, как многое другое, начинает свое формирование с раннего детства. В данном периоде малыш пока не может самостоятельно оценивать свои поступки и действия, поэтому мнение о себе он составляет посредством внушения ближайшего окружения, в основном при помощи родительских реакций на все его действия и поступки. Не уделяя детям любви, внимания и ласки родители в них зарождают заниженную самооценку. Постоянная критика в адрес малышей, чрезмерная требовательность к ним обязательно отражается на всей их дальнейшей жизни. Беспрерывная критика от значимых для детей фигур приводит к весьма низкой степени самоуважения. Ребенок привыкает к постоянной критике и воспринимает ее как норму. Поэтому подрастая, он уже не будет требовать к себе лучшего отношения.

Еще одной причиной заниженной самооценки, которая берет свое начало из детства, является использование в воспитании родителями «тарани долженствований». Чрезмерное использование данного метода воспитания может вызывать у детей чувство огромной ответственности, впоследствии которое приводит к эмоциональной скованности. Часто взрослые говорят: «Твой отец уважаемый человек, поэтому ты должен себя вести как он». В подсознании малыша формируется эталонная модель, воплощая которую, он станет хорошим и идеальным, однако т.к. она не осуществляется, появляется несоответствие между идеалом и имеющейся реальностью.

Детские заболевания или внешние дефекты также могут внести негативный вклад в развитие самооценки. Больной ребенок или ребенок с недостатками внешности ощущает себя не таким как окружающие. Если в детском возрасте над его дефектами насмехались сверстники, непрестанно напоминая ему об их существовании, то у такого ребенка обязательно будет низкая самооценка.

Вне зависимости хорошего или плохого выполнения задания всегда находятся люди, которые будут критиковать. Если человек будет принимать все без исключения высказывания окружающих на веру, то обязательно это отразится на его самооценке.

Люди с заниженной самооценкой личности характеризуются устойчивым приданием большой значимости некоторым событиям или считают себя заведомо проигравшими в сравнении с другими. Это рушит их уверенность в себе и личном потенциале, ведет к утрате чувства личного достоинства, что, в конечном итоге, приводит к заниженной самооценке.

Часто индивиды по незнанию определяют для себя с целью достижения, настолько завышенные цели и очень короткий период времени для осуществления, что их реализация является практически нереальной. После того, как они не достигают этих целей, у них значительно ухудшается самооценка. Индивид перестает верить в личный потенциал, разочаровывается в собственных силах и прекращает совершать любые попытки для воплощения в жизнь своей мечты.

Понятие и причины появления

Завышенная самооценка – это искаженное представление человека о собственных возможностях, переоценивание собственных сил и значимости.

Такой человек чаще всего высокомерен и надменен, его отношения с людьми строятся на личной выгоде и «полезности». Будучи неспособным оценивать себя критически, такой индивид часто попадает в неприятные ситуации и терпит неудачи.

Вопрос, что такое завышенная самооценка, задают не только обыватели, но и квалифицированные психологи. Особенно тревожно, как влияет такое состояние на жизнь человека: безопасна ли завышенная самооценка, какие опасности она в себе таит?

Рекомендуем: Как принять себя такой, какая есть?

Прежде чем определять, какими могут быть последствия, психологи рекомендуют выяснить причину завышенной самооценки – ведь решать проблему в таком случае будет гораздо проще. Причины такого поведения различны:

  • Как ни странно, самая частая причина — это комплекс неполноценности.
  • Детские психологические травмы и комплексы.
  • Чрезмерное родительское потакание во всех желаниях.
  • Условия работы (например, единственная девушка в мужском коллективе).
  • Известность и звездность (больше подходит для публичных людей).
  • Подверженность влиянию (например, активное участие в движении за повышение самооценки).

Способы коррекции

Повышенная самооценка требует обязательной корректировки, так как она негативно сказывается на состоянии здоровья из-за развития депрессии в случае неудачи. Сложность диагностирования недуга заключается в том, что сам человек, чересчур переоценивающий свой потенциал, не замечает этого. К мнению окружающих он не прислушивается, поэтому вряд ли он добровольно отправится на приём к психотерапевту или другому специалисту, который поможет избавиться от данного порока.

Коррекция зависит от конкретного случая. Высокомерной личности нужно принять свои отрицательные черты характера. Необходимо самокритично относиться к своим поступкам. Сформировать здоровую самооценку позволяет анализ собственного поведения при неудачах без сваливания вины на окружающих. Умейте взять на себя ответственность. Не обвиняйте других в ваших неудачах.

Прислушивайтесь к критическим высказываниям в ваш адрес. Эти фразы не должны вызывать у вас агрессии. Не допускайте ссор. К критике относитесь сдержанно. Делайте выводы из критических замечаний.

Для преодоления неадекватной оценки себя и посторонних людей необходимо признать уникальность каждой отдельно взятой личности, которая имеет право на своё мнение. Научитесь признавать чужую точку зрения

Надо принимать суждения и оценки других людей, учитывать их желания и чувства, осознавать важность их существования. Во время разговора приучайте себя выслушивать собеседника до конца и проявлять уважение к его высказыванию

Принимайте спокойно свои и чужие недостатки. Не стоит входить в депрессивное состояние из-за невозможности достичь желаемого результата. Проанализируйте ситуацию, поищите причины, подумайте, как можно устранить препятствия, возникшие на пути к реализации цели. Перед началом рискованного проекта оцените все возможные варианты исхода данного мероприятия. Если нет уверенности в его успешной реализации, то лучше откажитесь от этой затеи. При планировании ставьте перед собой высокие, но достижимые цели.

Надо бороться с выпячиванием напоказ своих достоинств. Попробуйте мысленно сравнить себя с человеком, который добился большого успеха в жизни. Не зацикливайтесь на своих достижениях, научитесь слышать попутчиков, проявлять к ним сочувствие. Понизить самооценку можно посредством самосовершенствования. Надо относится к себе с небольшой долей самокритики. Научитесь отличать искреннюю похвалу от лести.

Избыточная похвала приводит к противоположному результату. У малыша формируется неадекватная самооценка, которая негативно отражается на социализации и его психическом здоровье. Нередко родители хвалят малыша за любую мелочь. Нередко малыш обнаруживает, что его успехи не настолько гениальны, как ему казалось раньше. Возникшие переживания приводят к внутриличностному конфликту и психологическому травмированию.

Надо одобрять и поощрять достигнутые с помощью детского труда успехи, сотворённые собственными руками вещи

Очень важно хвалить ребёнка и поддерживать его, но не следует перехваливать. Психологи не рекомендуют восторгаться его внешней красотой, одеждой и игрушками

Желание понравиться окружающим тоже не подлежит одобрению. Следует научить ребёнка дисциплине. Надо перестать жёстко контролировать маленького человечка, а лучше побольше проявлять родительскую любовь и дать ему ощущение защищённости. Научите его уважать мнение друзей. Не выделяйте малыша среди других детей, всегда указывайте на его ошибки, ответственность за которые он должен нести сам.

Надо донести до ребёнка, что при неудачах не стоит впадать в отчаяние. Любой промах должен служить уроком на будущее, стимулом для совершенствования себя. Пусть ваше чадо ставит перед собой реальные цели и поэтапно добивается их.

Проблемы со здоровьем и внешние дефекты

Самооценка часто понижается еще в детстве, если имеются врожденные заболевания или дефекты внешности. Если даже родители с ребенком ведут себя корректно и правильно, то на него все равно может оказать негативное влияние социальное окружение. Причем самое большое значение имеет мнение сверстников. Типичным примером являются дети с излишним весом, за которыми еще с детского сада закрепляются обидные прозвища. В таких случаях низкая самооценка точно обеспечена, если вовремя не предпринять меры. Необходимо адекватно оценить проблему и постараться избавиться от имеющихся недостатков. Если это невозможно по ряду причин, то придется развивать другие качества, которые сделают человека более развитым, уверенным в себе и харизматичным.

Например, что же делать, если ребенок комплексует из-за лишнего веса или непривлекательной внешности? При грамотном подходе к развитию его талантов и способностей можно превратить недостаток в преимущество. Возможно, стоит попробовать себя в спорте (тяжелой атлетике, боксе или борьбе). При специфичной внешности есть шансы стать востребованным артистом или актером с характерным только для него типажом.

Существует множество историй, когда люди с существенными физическими недостатками создавали счастливые семьи и добивались всемирного признания. В качестве яркого примера можно привести Ника Вуйчича. Он родился без ног и рук и, конечно, очень сильно комплексовал и даже хотел совершить суицид. Но в итоге его жизнь удалась – он стал всемирно известным мотивационным оратором, писателем, меценатом, певцом. Ник даже сумел создать семью – у него есть жена и дети.

Как видно, жизнь не заканчивается на низкой самооценке. В психологии есть множество приемов, которые помогают почувствовать себе увереннее. Далее будут рассмотрены самые эффективные и надежные способы.

Симптомы низкой самооценки

Как правило, людей, неуверенных в себе, легко распознать по внешним признакам. Обычно у них проявляются следующие качества.

  • Постоянная нерешительность, которая связана с боязнью допустить ошибку.
  • Страстное желание угождать, чтобы влиться в коллектив и ощущать принадлежность к группе.
  • В то же время проявляется враждебность по отношению к окружающим и зависть к чужим успехам.
  • Патологическая ревность. Причем деструктивные чувства могут возникать не только по отношению к партнеру, но и к друзьям.

Также низкую самооценку выдает манера речи. Как это проявляется?

  • В разговоре могут проскальзывать нотки негативного мировоззрения и пессимизма.
  • Чрезмерная самокритика. Человек постоянно упоминает о своих недостатках и о том, что не удовлетворен собой.
  • Люди с заниженной самооценкой в разговоре занимают оборонительную позицию и всегда ищут оправдания своим действиям даже без явных причин. Обычно это выглядит как оправдание перед самим собой.
  • Прослеживается зависимость от мнения окружающих и негативное отношение к критике в свой адрес. Причем даже любая фраза собеседника может интерпретироваться как претензия или оскорбление.

Признаки

Завышенная самооценка характеризуется следующими характеристиками: эгоцентризм, авторитаризм, неприятие чужого мнения, желание возвышаться над другими людьми, руководить ими, навязывать модели поведения. Такие люди смотрят на окружающих свысока, проявляют высокомерие и надменность. Другие признаки завышенной самооценки:

  1. Непоколебимая уверенность в своем мнении и своей правоте независимо от наличия у оппонента веских доводов в свою защиту.
  2. Стремление к лидерским позициям независимо от наличия данных, оснований для подобных претензий.
  3. Неприятие здорового соперничества. Если коллега или друг оказался успешнее, он сразу попадает в разряд конкурентов и может даже превратиться в злейшего врага.
  4. Активное позиционирование своей точки зрения. Даже если никто не интересуется его взглядом на текущую ситуацию, он непременно выскажется и будет навязывать свою позицию.
  5. Покровительственный, менторский с другими. Вследствие уверенности в своих талантах и дарованиях, он не преминет воспользоваться случаем, чтобы поучать и наставлять всех вокруг.

Таких людей несложно разглядеть с первого взгляда. В процессе общения они часто используют местоимение «Я», любят слышать свое имя, не дают высказываться другим, активно продвигают свои идеи и гипотезы, в случае попыток противоречить им ополчаются на говорящего и не выбирая выражений «ставят наглеца на место». Другое проявление самомнения – эготизм, который выражается в желании рассказывать о себе окружающим. Признаки высокой самооценки также включают:

  • Отсутствие критической оценки своего поведения.
  • Возложение на себя непомерных задач.
  • Постановка перед собой недостижимых целей.
  • Низкий уровень ответственности.

Переоценивая свои возможности, такие люди часто берутся за дела, с которыми не могут справиться. Пытаясь достичь недосягаемой для себя цели, индивид нередко прибегает к безнравственным, аморальным приемам. Потерпев фиаско, становится раздражительным, агрессивным, что существенно затрудняет взаимодействие с окружающими людьми.

Провал всегда объясняется происками мнимых врагов. Он обвиняет других в своих неудачах, потому что не желает осознавать свою оплошность, некомпетентность и непрофессионализм. Он находит себе оправдание, не прислушиваясь к голосу разума и логичным доводам оппонентов.

Для сравнения при адекватной самооценке индивид ставит перед собой цели, которых может достичь своими силами, чему способствует объективное представление о своих возможностях. Он подвергает проверке гипотезы и предположения, отбрасывает несостоятельные версии, отказывается от необоснованных гипотез.

Человека с завышенной самооценкой называют эгоистом, выскочкой, снобом, позером, он так же, как перечисленные персонажи, считает себя неподражаемым знатоком в любом вопросе, лучшим специалистом в любой сфере деятельности. Он претендует на роль лидера, ведущего сотрудника, руководителя, не имея для почвы в виде достаточного уровня знаний, образования, опыта, интеллектуальных способностей. Признаки некомпетентности сотрудника:

  1. Недооценка профессиональных качеств других сотрудников.
  2. Невозможность осознать свой непрофессионализм.
  3. Отсутствие критической оценки уровня своих профессиональных навыков.
  4. Присвоение заслуг и побед компании на фоне сознательного нивелирования вклада других сотрудников.

Неквалифицированный специалист, который завышает оценку своих способностей, обычно держится очень уверенно. Когда такой человек принимает неудачные, ведущие к потерям решения, он не сомневается в своей невиновности, возлагая ответственность на других сотрудников и внешние факторы. Он не способен проанализировать ошибки, по-прежнему считает себя лучшим, исключительным в данной сфере деятельности.

Люди с высоким самомнением в отношениях проявляют по отношению к партнеру высокомерие и спесь. Мужчина или женщина с завышенной самооценкой всегда ставит свои интересы выше желаний и потребностей партнера. Такие люди доминируют в отношениях, руководят жизнью второй половинки, единовластно принимают решения, которые касаются всей семьи.

Завершение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Напоследок хочу рекомендовать поговорить с близкими, попросив их честно рассказать о сложностях, которые они испытывают рядом с вами. А также о том, чем вы ценны для них.

Только помните – ваша задача реально посмотреть на ситуацию. А не «выпасть» в агрессию на них или самоуничижение.

Сил вам и будьте счастливы!

Напоследок, рекомендуем вам почитать статью, про завершенный гештальт.

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Читайте далее:

10 методов поднятия самооценки личности человека

Тест определяющий уровень вашей самооценки

6 причин лени взрослого человека

Причины боязни новых отношений и способы преодоления

Признаки и причины появления раздвоения личности человека

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.