- Экономика и политика
- Волюнтаризм – объясняем сложное понятие простым и понятным языком
- Волюнтаризм как философское понятие
- Волюнтаризм – экономика и политика
- Философия волюнтаризма
- Волюнтаризм – что это? Волюнтаризм простыми словами
- Перевод и значение термина
- Истоки происхождения
- Направление в философии
- Волюнтаризм Хрущева
- Современная трактовка термина
- Волюнтаризм в психологии
- Психология и волюнтаризм
- Применение волюнтаризма в психологии
- Определение слова «Волюнтаризм» по БСЭ:
- Субъективизм в СССР. Хрущев ↑
- Волюнтаризм
- Волюнтаризм и анархизм
- Волюнтаризм — что это? Волюнтаризм простыми словами
- Перевод и значение термина
- Истоки происхождения
- Направление в философии
- Волюнтаризм Хрущева
- Современная трактовка термина
- Философия Шопенгауэра ↑
- Значение слова Волюнтаризм по словарю Брокгауза и Ефрона:
Экономика и политика
Применительно к конкретной хозяйственно-политической практике можно сказать, делая термин предельно простым, что волюнтаризм – это решения, принятые под руководством личных желаний и убеждений, вопреки рекомендациям специалистов и здравому смыслу, реальным условиям.
В экономической и политической сферах определение «волюнтаризм» часто используют в отношении стиля деятельности какого-то лидера. Например, позиция И. В. Сталина в отношении людей, некорректное поведение Н. С. Хрущев, создавшее в свое время определенное мнение о стране в целом.
Волюнтаристской политикой называется та, которая не считается с объективными возможностями, условиями, естественными законами игнорирует вероятные последствия своей деятельности. Например, изменение направления рек, постройка предприятий и сооружений своим существованием критично нарушающих законы природы.
Она характеризуется стихийными действиями, основывается не на обдуманной программе действий, а на череде иррациональных решений, не направленных на продуманное целенаправленное развитие государства. Считается разрушительной.
Смотреть галерею
Волюнтаризм – объясняем сложное понятие простым и понятным языком
Нам очень часто в жизни приходиться сталкиваться с незнакомыми словами. Чтобы точнее понять философское значение понятия волюнтаризм, мы для начала начнём его разбирать никак философский термин, а рассмотрим его филологическое толкование.
Он было заимствовано русским языком в XIX веке из других языков, хотя имеет общий корень «воло», который образует многие наречения в языках индоевропейской группы. В том числе и в русском как «воля». В латинском языке (лат. voluntas — воля) это будет как (желать, испытывать потребность). Следуя лингвистики, мы видим, как лексема создала трансформацию из корня «воля» в существительное «волюнтас», обозначаемое (вожделение, хотение).
Следующим шагом было рождение латинского выражения «волюнтарис – «действующий, поступающий по своей воли»,
Далее это понятие быстро распространилась по другим европейским языкам и в том числе в английский – «voluntary-добровольные действия».
Понятие волюнтаризм как противостояние личности неким внешним обстоятельствам
Некие понятия со временем утрачивают свое первоначальное значение и приобретают другое, существенно изменяющее смысл. К таким терминам смело можно отнести и трактованные понятия волюнтаризма применительно к социальной сфере общества.
Можно сказать, что этот термин может иметь совершенно разные и противоположные оттенки. Он, может быть, применим в положительном смысле и отрицательном. Все зависит от цели, результата или стремления его достичь за счет каких действий и поступков.
Волюнтаризм как философское понятие
Представители различных философских течений по-разному и неоднозначно определяли суть этого термина. Но большинство принимало, что человек обладатель определенного осознанного сознания и наделен действием для достижения результата – свободы выбора в противовес сопротивлению общества и системы государства.
Философия трактует волюнтаризм как субъективность индивидуума (человека) и его стремление стать хозяином своей жизни, за счет твердого проявления своей воли. Каждый ребенок рождается свободным, но социальное общество, живущее по определенным правилам (социальной парадигме) делает всех в нем живущих зависимыми от него. Каждый, кто живет в социальном обществе, на каждом этапе жизни всегда зависит от общества
Сделаем заметку на этом месте, и примем точку зрения древних мудрецов – философов, а также и современных ученых кто придерживается этой оценки. И так на их простом языке это выглядит следующим образом, что волюнтаризм – это позиция человека, основанная на его воли и желаниях достичь определённой цели в жизни.
Но при этом важно понимать, как эти цели и действия будут взаимодействовать с другими членами общества, и влиять на общественно политические и социальные процессы социума. Так стремясь к собственной цели и свободе можно выглядеть «слоном в посудной лавке»
Волюнтаризм – экономика и политика
Советский период развития страны СССР подвергся волюнтаристским решениям И.В. Сталина, Н.С. Хрущева (последний был освобождён от должности с формулировкой, в том числе и за проведение волюнтаристской политики).
В наше время мы с вами наблюдаем отрицательный волюнтаризм президента Украины П. Порошенко, рейтинг которого не превышает 10% населения страны. Это один из самых показательных примеров, благодаря такому правлению – государство Украина. Которая утратила свой суверенитет и безопасность и продолжает подать вниз. Жизнедеятельность поддерживается за счет внешних заимствований. Страна расколота, утрачена транспортная и финансовая инфраструктура.
Западный мир тоже изобилует примерами крайних волюнтаристов во главе таких президентов, как США, Франции и Премьер-министра Великобритании, а также их высокопоставленных чиновников. Они поставили Мир на грань холодной войны.
Нарушены международные права в области мировой торговли, дипломатии и других областях мировых отношений. Объявлены торговые войны, санкции и другие безумные требования и условия в угоду мировых корпораций и миллиардеров. На планете не стихают войны, каждый день уносит чьи-то жизни.
Но есть и положительные примеры. Так мировые лидеры Россия, Китай и ряд других стран объединяются, чтобы противостоять этой вакханалии.
Философия волюнтаризма
Понятие воли в философии появилось задолго до Фердинанда Тённиса, но единого общепринятого определения не существует, разные эпохи и философы объясняли волю по-своему. В Средневековье, например, считалось, что воля Божья предопределяет все существование человека, и воспринималась как внешняя сила.
Можно выделить два основных направления в понимании воли:
- Разум определяет волю. Наиболее кратко это иллюстрируется определением воли у Цицерона, который называл ее «разумным желанием». Такое восприятие в разнообразных интерпретациях наиболее распространено и сегодня.
- Воля стоит над разумом, будучи фундаментальным свойством всего сущего. Такое понимание является основным в волюнтаристических направлениях философии XIX-XX веков (Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше и др.).
Два великих философа-идеалиста Ницше и Шопенгауэр вывели понимание воли на совершенно иной уровень. Философию того и другого называют волюнтаристической.
Артур Шопенгауэр (1788–1860 гг.) вводит понятие мировой воли – силы, управляющей всеми процессами. По сути, это жизнь как движение и не останавливающийся поток. Воля к жизни – стихийная сила, не определяемая разумом.
Шопенгауэр стал одним из основоположников волюнтаристического направления «философия жизни», в основе которого лежит идея о жизни как абсолютного начала мира, находящегося в бесконечном движении.
Фридрих Ницше (1844–1900 гг.) на первый план выводит понятия сверхчеловек и воля к власти. И если у Шопенгауэра воля стоит над человеком и над всем сущим, то у Ницше все сущее и есть воля к власти, каждый наделен такой волей и конкурирует за власть с множеством других воль.
В этой борьбе побеждает сильнейший, поэтому воля к власти – это право сильного. Все, что стоит на пути к власти, должно быть уничтожено и отброшено. Мораль, нравственность, христианская любовь к ближнему – все это хлам, который мешает торжеству воли.
Обобщая, можно сказать, что волюнтаризм в философии – это направление, признающее первоосновой всего сущего (самой жизни) волю.
Волюнтаризм – что это? Волюнтаризм простыми словами
Многие понятия с течением времени приобретают совершенно неоднозначный смысл. Примером такого преобразования является волюнтаризм. Что это такое, станет известно из статьи.
История этого понятия связана со многими философами и политиками. Наиболее известными его представителями были Шопенгауэр, Ницше, Хрущев и другие.
Перевод и значение термина
Что же такое волюнтаризм? Значение этого понятия чаще всего связывают с произвольным решением индивида, пренебрегающего объективными законами жизни.
Само слово латинского происхождения и означает «свободу». Это философское идеалистическое направление, которое приписывает воле человека (или божественного начала) основную роль при развитии общества и природы в целом.
Проводя аллегорию, можно сказать, что волюнтаризм (что это – уже известно) является некой борьбой личности с различными обстоятельствами.
Истоки происхождения
Сам термин ввел в 1883 году социолог Ф. Теннис. Волюнтаризм – что это для немецкого социолога? Он подразумевал под понятием «произвольные решения».
В разных сферах жизни этот термин несет свою смысловую нагрузку:
- в философии – признание первоосновой всего воли;
- в социологии и политологии – стремление реализовать желаемые цели невзирая на причины и последствия;
- в психологии – воля первична, а все другие психические явления вторичны;
- в экономике – пренебрежение реальными законами природы и общества, рекомендациями экспертов.
К проявлению экономического волюнтаризма относятся изменения русел рек, сооружение станций, вызывающих климатические аномалии.
Направление в философии
Учение христианской церкви утверждало, что все предопределено свыше, поэтому не зависит от поступков человека. В своем произведении Августин Блаженный провел мысль, что человек без Бога не способен ни на один поступок, кроме греха. В этом учении, как ни странно, можно проследить зачатки волюнтаризма.
Волюнтаризм – что это в философии Шопенгауэра? Оформилось данное направление в XIX веке. Наиболее яркими представителями этого течения были Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше.
Главной работой Шопенгауэра является книга «Мир как воля и представление». Он высказал мнение, что воля имеет первенство над разумом, а все существующее есть воля к жизни.
Идеи философа были очень близки Фридриху Ницше, который создал свою философию жизни. Она основывалась на биологическом волюнтаризме. Основной проблемой в его творчестве было понимание «воли к жизни», которая в обществе перерастает в «волю к власти».
Волюнтаризм Хрущева
После прихода к власти в СССР Никиты Сергеевича Хрущева, его стиль руководства получил официальное название «волюнтаризм». Что это простыми словами?
Хрущев произвольно решал все экономические вопросы, пренебрегая рекомендациями ученых и специалистов. Руководитель партии слишком переоценивал собственные силы, а все его преобразования были случайными и субъективными.
Волюнтаризм у Хрущева сводился к решению хозяйственных вопросов методами политико-административного характера. Его экономические и административные преобразования потерпели неудачу.
Современная трактовка термина
В западных странах волюнтаризм сегодня трактуют как свободу мнений, действий, выбора. Однако в социально-политической практике такое поведение не учитывает объективные законы истории, а решают все произвольные решения.
Хорошим примером в качестве негативного влияния на общество волюнтаризма является анекдот:
«Два ученика у доски решили пример и написали ответ «2+2=5». Учитель возмущен таким решением. На это учащийся отвечает: «А вы что, против волюнтаризма мнений»?»
syl.ru
Волюнтаризм в психологии
Если в философии волюнтаризма считается, что воля определяет течение жизни, то в психологии это направление провозглашает волю как первичную способность личности, определяющую все остальные психические процессы.
Основоположником направления волюнтаризма в психологии стал немецкий врач Вильгельм Вундт (1832–1920 гг.), уделявшей особое внимание способности человеческого мозга к самоорганизации. У теории самоанализа Вундта было много критиков, часть из них утверждала, что подопытные психолога, которые проходили сеансы внутренней перцепции, получали психические расстройства
У теории самоанализа Вундта было много критиков, часть из них утверждала, что подопытные психолога, которые проходили сеансы внутренней перцепции, получали психические расстройства.
Хотя сторонников идеи, считавших волевые импульсы решающими факторами в человеческих поступках и провозглашавших господство воли над всей психикой, тоже было немало – У.Джеймс, Г.Мюнстерберг и др.
Психология и волюнтаризм
В психологической науке различают два волюнтаристических подхода:
- Воля признается психическим процессом, качественно уникальным и сложным.
- Придающий воле еще большую значимость. Его сторонники признают наличие первичной, врожденной воли у людей как способности, зависящей только от них. Она определяет всю остальную психическую деятельность. Возможность волевых действий объясняется существованием этой духовной сущности. Воля в таком понимании сознательно не контролируется и не зависит от общества. В то же время некоторые приверженцы этого подхода не отрицали разнообразие психических процессов, хотя принцип осуществления их всех считали однотипным с волевым.
Волюнтаризм в психологии характеризует превосходство свободной воли над разумом и естественными законами, ее определяющую роль в жизни людей, преувеличивает влияние сознания и психики в деятельности человека, но недооценивает значение объективной реальности, считая, что воля от нее не зависит
Противоположность волюнтаризму – детерминизм — признает важность воздействия внешних факторов
Также можно встретить мнение, что волюнтаризм – такое подчинение человеком с сильной волей более слабого, при котором желания и возможности последнего не учитываются.
Применение волюнтаризма в психологии
Наука о поведении и психических процессах людей изучает волюнтаризм как направление, признающее волю человека основой всех психологических побуждений и действий. Основоположником этой идеи является немецкий ученый-теоретик Вильгельм Вундт, у которого сразу же появились критики и противники, основавшие свои направления в психологии, противоположные волюнтаризму – прагматизм и функционализм.
Основные идеи:
- никогда с помощью самоанализа человек не объяснит причину своих поступков;
- разум и желания нельзя объективно измерять;
- чтобы понять природу человеческих поступков, не нужно останавливаться только на изучении человеческого общества, необходимо также обращаться к познанию поведения животных и сравнению их с поведением людей в похожих ситуациях;
- применение теории на практике составляет очень трудную задачу, поэтому ценность таких теоретических разработок для выявления и решения проблем индивида является минимальной.
Определение слова «Волюнтаризм» по БСЭ:
Волюнтаризм (от лат. voluntas — воля. термин введён Ф. Тённисом (См. Теннис) в 1883) идеалистическое направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю, В. противостоит интеллектуализму (или Рационализму) — идеалистическим философским системам, которые считают основой сущего интеллект, разум. Элементы В. имелись уже в философии Августина, видевшего в воле основу всех других духовных процессов, и Дунса Скота с его подчёркиванием примата воли перед интеллектом (voluntas est superior intellectu — «воля выше мышления»). Предпосылкой новейшего В. явилось учение И. Канта о примате практического разума: хотя существование свободной воли нельзя, по Канту, теоретически ни доказать, ни опровергнуть, практический разум требует постулировать свободу воли, ибо иначе нравственный закон потерял бы всякий смысл. Исходя из этого, И. Г. Фихте видел в воле основу личности, а в волевой деятельности Я — абсолютный творческий принцип бытия, источник духовного самопорождения мира. При этом воля у Фихте (как и у Канта, а также последующих представителей немецкой классической философии — Ф. В. Шеллинга и Г. Гегеля) является разумной по своей природе, источником осуществления нравственного начала. В противоположность этому А. Шопенгауэр, в философии которого В. впервые оформляется как самостоятельное направление, даёт иррационалистическую трактовку воли (см. Иррационализм) как слепого, неразумного, бесцельно действующего первоначала мира. Кантовскую «вещь в себе» Шопенгауэр истолковывает как волю, проявляющуюся на различных ступенях объективации. сознанию и интеллекту Шопенгауэр отводит роль одного из вторичных проявлений воли. У Шопенгауэра, как и у Э. Гартмана, В. тесно связан с пессимизмом, представлением о бессмысленности мирового процесса, имеющего своим источником бессознательную и слепую волю. Волюнтаристические идеи Шопенгауэра явились одним из источников философии Ф. Ницше. См. также Воля. Термин «В.» употребляется также для характеристики социально-политической практики, не считающейся с объективными законами исторического процесса и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих её лиц. См. Субъективизм. Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1969, с. 111-12. Knauer R., Der Voluntarismus, B., 1907. Marcus J., Intellektualismus und Voluntarismus in der modernen Philosophie, Dьsseldorf, 1918.
Субъективизм в СССР. Хрущев ↑
В СССР после 1964 года стиль руководства бывшего первого секретаря ЦК КПСС, председателя Совета министров Н. С. Хрущева официально именовали «волюнтаризмом».
Подразумевалось, что Никита Сергеевич произвольно решал экономические вопросы, не учитывал объективный характер условий, пренебрегал научно обоснованными рекомендациями. Партийный руководитель переоценил свои силы, его преобразования носили случайный и субъективный характер.
Проявление в политике Хрущева волюнтаризма связано с решением хозяйственных задач политико-административными методами. Практически все его попытки увязли в интригах партийного и государственного аппарата.
Курс Н. С. Хрущева на проведение экономических преобразований и реорганизацию административной системы потерпел неудачу.
Воля — наивысший принцип бытия. Уверовав в это утверждение, человек осознает приоритет своих устремлений к достижению цели, ему недосуг раздумывать о возможных препятствиях и последствиях.
Идейно-психологическая сторона решения вопроса волюнтаристу кажется наиглавнейшей, на задний план уходит предметно-содержательная составляющая деятельности. В этом случае подлинные условия, объективные закономерности общественной жизни приходят в противоречие со словами и обещаниями.
Одно из современных толкований волюнтаризма на Западе, окрашенное в позитивные тона, подразумевает свободу мнений, выбора и действий.
Но чаще этот термин применяют по отношению к социально-политической практике, при которой не учитываются объективные законы исторического процесса, а во главу угла ставятся произвольные решения.
Активность субъекта в различных областях деятельности возводится в ранг абсолюта. Пренебрежение к объективным законам приводит к тому, что политические и иные решения принимаются без их учета.
Волюнтаризм
«волюнтаризм»
Термин волюнтаризм может обозначать:
- Стремление реализовать желаемые цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.
- Экономический волюнтаризм — произвольные решения в хозяйственной практике, пренебрегающие объективными условиями и научно обоснованными рекомендациями (в таком значении это слово официально употреблялось в СССР в 1964—1985 для оценки деятельности Н. С. Хрущёва).
- Волюнтаризм (философия) — идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества.
- Волюнтаризм (политика) — политическая позиция, согласно которой все формы человеческого объединения должны быть добровольными настолько, насколько это возможно.
ru.wikipedia.org
Волюнтаризм и анархизм
Либертарианская теория, опираясь на принципы самопринадлежности и гомстединга, осуждает все акты агрессии и отвергает применение силы. В частности, рыночные анархисты утверждают, что государство действует как агрессор, поскольку оно вводит налогообложение и принудительно монополизирует предоставление тех или иных общественных услуг, таких как дороги, суды, полицейские и вооруженные силы. Эта анархическая точка зрения на государство как на безусловно и по существу насильственный институт — отличает анархистов от других либертарианцев.
По своему определению, волюнтаристы являются мирными анархистами. Многие волюнтаристы конца XX и начала XXI века исходят в своей мысли из идей Мюррея Ротбарда и Роберта Лефевра, которые отвергали концепцию «ограниченного» государства. Ротбард утверждает, что во-первых, каждое правительство «предполагает установление принудительной монополии на услуги защиты (полицию и суды) на произвольной территории. Таким образом тем владельцам собственности, которые предпочитают использовать услуги другой охранной компании на этой территории, не позволяется этого делать», и во-вторых, что каждое государство получает свои доходы путём кражи, стыдливо называемой «налогообложением». «Все правительства, какими бы ограниченными они ни были, совершают по крайней мере эти два основных преступления против свободы и собственности».
От других рыночных анархистов волюнтаристов главным образом отличает их позиция в области стратегии, особенно их расчёт на отказ от насилия и внепарламентские средства для достижения анархического общества. Как и многие европейские и американские анархисты на протяжении XIX и XX веков, волюнтаристы воздерживаются от участия в демократическом процессе. Отказ от «политических» средств основан на тех соображениях, что государства зависят от согласия с их правилами. Француз Этьен де Ла Боэси, живший в середине 16-го века, был первым, кто обнаружил фактически волюнтаристские взгляды, призвав к мирному отказу от сотрудничества с государством и ненасильственному сопротивлению. Несмотря на пропаганду насилия со стороны ряда анархистов на протяжении всей истории, большинство анархистов пытались убедить людей, а не принуждать их. Призыв Ла Боэси к мирному сопротивлению перекликается с современным анархизмом, а также с мыслями значительного числа анархистов прошлого (например, таких как Лев Толстой и Генри Дэвид Торо), или тех, чья мысль была воспринята как околоанархическая, вроде Ганди.
Волюнтаризм — что это? Волюнтаризм простыми словами
Многие понятия с течением времени приобретают совершенно неоднозначный смысл. Примером такого преобразования является волюнтаризм. Что это такое, станет известно из статьи.
История этого понятия связана со многими философами и политиками. Наиболее известными его представителями были Шопенгауэр, Ницше, Хрущев и другие.
Перевод и значение термина
Что же такое волюнтаризм? Значение этого понятия чаще всего связывают с произвольным решением индивида, пренебрегающего объективными законами жизни.
Само слово латинского происхождения и означает «свободу». Это философское идеалистическое направление, которое приписывает воле человека (или божественного начала) основную роль при развитии общества и природы в целом.
Проводя аллегорию, можно сказать, что волюнтаризм (что это — уже известно) является некой борьбой личности с различными обстоятельствами.
Истоки происхождения
Сам термин ввел в 1883 году социолог Ф. Теннис. Волюнтаризм – что это для немецкого социолога? Он подразумевал под понятием «произвольные решения».
В разных сферах жизни этот термин несет свою смысловую нагрузку:
- в философии – признание первоосновой всего воли;
- в социологии и политологии – стремление реализовать желаемые цели невзирая на причины и последствия;
- в психологии – воля первична, а все другие психические явления вторичны;
- в экономике – пренебрежение реальными законами природы и общества, рекомендациями экспертов.
К проявлению экономического волюнтаризма относятся изменения русел рек, сооружение станций, вызывающих климатические аномалии.
Направление в философии
Учение христианской церкви утверждало, что все предопределено свыше, поэтому не зависит от поступков человека. В своем произведении Августин Блаженный провел мысль, что человек без Бога не способен ни на один поступок, кроме греха. В этом учении, как ни странно, можно проследить зачатки волюнтаризма.
Волюнтаризм – что это в философии Шопенгауэра? Оформилось данное направление в XIX веке. Наиболее яркими представителями этого течения были Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше.
Главной работой Шопенгауэра является книга «Мир как воля и представление». Он высказал мнение, что воля имеет первенство над разумом, а все существующее есть воля к жизни.
Идеи философа были очень близки Фридриху Ницше, который создал свою философию жизни. Она основывалась на биологическом волюнтаризме. Основной проблемой в его творчестве было понимание «воли к жизни», которая в обществе перерастает в «волю к власти».
Волюнтаризм Хрущева
После прихода к власти в СССР Никиты Сергеевича Хрущева, его стиль руководства получил официальное название «волюнтаризм». Что это простыми словами?
Хрущев произвольно решал все экономические вопросы, пренебрегая рекомендациями ученых и специалистов. Руководитель партии слишком переоценивал собственные силы, а все его преобразования были случайными и субъективными.
Волюнтаризм у Хрущева сводился к решению хозяйственных вопросов методами политико-административного характера. Его экономические и административные преобразования потерпели неудачу.
Современная трактовка термина
В западных странах волюнтаризм сегодня трактуют как свободу мнений, действий, выбора. Однако в социально-политической практике такое поведение не учитывает объективные законы истории, а решают все произвольные решения.
Хорошим примером в качестве негативного влияния на общество волюнтаризма является анекдот:
«Два ученика у доски решили пример и написали ответ «2+2=5». Учитель возмущен таким решением. На это учащийся отвечает: «А вы что, против волюнтаризма мнений»?»
syl.ru
Философия Шопенгауэра ↑
Волюнтаризм в философии оформился к XIX веку, представлял собой идеалистическое течение, отдающее приоритет в развитии природы и общества божественной, либо человеческой воле.
Наиболее яркие представители этого направления — А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон. Немецкий философ Артур Шопенгауэр вел педагогическую деятельность в Берлине, преподавал во Франкфурте-на-Майне. Главным его произведением считается книга «Мир как воля и представление» (1819).
Он писал, что нет субъекта без объекта, как и нет объекта без субъекта. По Шопенгауэру, все существующее — не что иное, как представление, созерцание того, кто созерцает.
Познание — венец сущности всякого явления природы. Так, гений, обладая необычной силой фантазии, благодаря чистому созерцанию может познать вечную идею.
Она находит выражение в поэзии, творениях художников. Музыку Шопенгауэр называл главным из искусств, отражением мировой воли. Она является высшим проявлением духовности, мистически постигающим истину, затем уже приходит черед других видов творчества.
Артур Шопенгауэр понимал все, что существует вокруг, как волю к жизни. Но жизнь проходит в худшем из миров, человека преследуют страдания до тех пор, пока не будет умерщвлена плоть.
Но зло можно искоренить и в процессе эстетического созерцания, когда субъект:
- теряет свою индивидуальность,
- забывает о своих желаниях;
- растворяется в объекте;
- освобождается от воли.
Идеи, проходившие красной нитью в трудах Шопенгауэра, оказались близки Фридриху Ницше. Отдавая дань модному в конце XIX века биологизму, он создал «философию жизни», основанную на биологическом волюнтаризме.
Центральное место в творчестве Ницше занимала проблема «воли к жизни», которая у человека принимает форму «воли к власти». Ее проявления повсюду: самоутверждение в науке, культуре, искусстве, религии.
В своих работах Ницше пишет об относительности морали, когда полезное и справедливое для одних, оказывается аморальным для других. По мнению философа, на просторах Европы культивируются «неудачные виды человека», которые в скором времени должны быть заменены на новую породу «сверхчеловека».
Такими «сверхлюдьми» возомнили себя сторонники и последователи Адольфа Гитлера. В Германии фашизм взял на вооружение философию Ницше, его идеи о «сильной расе». Нацисты именно этим постулатом оправдывали свою агрессию против других народов.
По Ницше, сила или слабость рас выражалась не в национальных различиях, а в моральных ценностях.
Значение слова Волюнтаризм по словарю Брокгауза и Ефрона:
Волюнтаризм — учение, противоположное интеллектуализму. В. состоит в утверждении, что реальность в последней инстанции есть нечто тожественное или родственное с волею. Христианство способствовало возникновению этого учения, ценя волю выше интеллекта. Блаженный Августин — первый представитель В. В средние века Дунс Скот и Вильгельм Оккамский были волюнтаристами. Кант своим учением о примате практического разума перед теоретическим дал толчок В. После Канта В. развивался в двух направлениях: в первом он принял более рациональный, во втором — антирациональный характер. Фихте-старший — представитель первого: для него деятельность сознания есть источник бытия. Шопенгауэр — представитель второго. Он волю противополагает разуму. воля у него слепое начало. Новейшая форма В. принадлежит Вундту. у него В. принимает эмпирическую форму. Вундт старается по возможности устранить метафизическую сторону. См. Н. Лосский, «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма» (СПб., 1903).