Основные отрасли психологии

Психоанализ, психоаналитический подход

Психоанализ в широком смысле — объяснение поведения человека психологическими причинами в нем самом, которые он сам не осознает.

Психоанализ в более узком смысле (психоаналитический подход) — подход в психологии, когда основные проблемы взрослого поведения объясняются из событий и переживаний его детства.

Задача психоанализа — раскопать самые разнообразные детские переживания, которые могут оказывать влияние на взрослую жизнь.

Представители классического психоанализа: Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер. Психоаналитический подход используют также: Эрик Берн, Карен Хорни, Николай Козлов.

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология — это направлении в психологии, возникшее в XX веке, предметом исследования которого стала здоровая творческая личность, цель которой самоосуществление, самоактуализация и рост.Основателями гуманистической психологии считаются А. Маслоу и К. Роджерс.

С точки зрения Абрахама Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации. Причем подобное активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию личности и скрытого в человеке потенциала является наивысшей человеческой потребностью.

Правда, для того, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Прежде, чем начинает «работать» потребность каждого вышележащего уровня, потребности нижележащих уровней уже должны быть удовлетворены.

Иерархия потребностей по Маслоу: 1) физиологические потребности (потребность в еде, питье, дыхании и т.д.);2) потребность в безопасности (чувства стабильности, порядка, защищенности, отсутствие страха и тревоги);3) потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной группе;4) потребность в уважении со стороны окружающих и в самоуваже­нии;5) потребность в самоактуализации.

Карл Роджерс известен прежде всего благодаря своему популярному в психотерапии методу под названием личностно-ориентированная терапия (психотерапия, центрированная на клиенте).

У Роджерса был свой особый подход к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям, начнет лучше понимать себя, а значит и окружающих.

Возлагая основную от­ветственность за происходящие во время лечения перемены не на тера­певта, а на клиента, Рождерс указывает на то, что человек, благодаря своему разуму, в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки на более желательные.

По его мнению, мы вовсе не обречены вечно находиться под властью бессознательного или собственных детских переживаний. Личность человека определяется настоящим, она формируется под влиянием наших сознательных оценок происходящего.

Роджерс также разделял позицию Маслоу о присущей каждому потребности в самоактуализации, считая, что основной причиной неврозов является расхождение между тем, кем себя считает человек, и тем, каким он хочет быть.Стремление к самоактуализации, по Роджерсу, является главным мотивом деятельности человека. Хотя это стремление носит врожденный характер, его развитию могут способствовать (или, напротив, препятствовать) детские переживания и научение.

Другим ярким представителем гуманистической психологии является Гордон Олпорт.К важнейшим заслугам Олпорта относится то, что он одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Он утверждал, что каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл  черта.

Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и представляют собой врожденные, генотипические образования, а инструментальные — оформляют поведение и формируются в процессе жизни человека, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.

Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся системой. Он исходил из того, что человек прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом.

Он доказывал, что в основе развития человеческой личности лежит как раз потребность взорвать равновесие, достичь новых вершин, т.е. потребность в постоянном развитии и совершенствовании.

Методология общей психологии

Методы общей психологии — это приемы, которые дают возможность получить конкретные данные. Впоследствии полученные материалы используются для дальнейшего изучения и составления рекомендаций, которые нужно применить на практике.

Приемы общей психологии разнообразны. Выделяют основные приемы и средства: наблюдение и эксперимент. Дополнительные: тестирование, опрос, беседа, биографический метод. Разберем более подробно каждый:

  1. Наблюдение — непосредственная регистрация поведения объекта, за которым ведется наблюдение. Этот прием является самым древним в истории психологии в целом. Основные виды наблюдения: полевое — это наблюдение без создания какой либо специальной среды, то есть в привычной обстановке; лабораторное — наблюдение в искусственно созданных условиях.
  2. Эксперимент подразумевает специальное вмешательство в жизнедеятельность объекта для получения дополнительного материала исследования. Основные виды эксперимента: естественный эксперимент — эксперимент проводится в естественных условиях среды без вмешательства экспериментатора; лабораторный эксперимент — проводится в специально созданных условий для определения конкретных данных.
  3. Тестирование. При помощи тестирования изучают определенные качества человека. Требуется когда методы опроса и беседы не дают полной картины свойств личности. Основные виды тестирования: тесты достижений используются при необходимости оценить уровень овладения теми или иными навыками или знаниями; вербальные тесты предназначены для того, чтобы понять, умеет ли человек описывать происходящее вокруг словами; тесты интеллекта используют, чтобы определить уровень интеллекта человека; тесты личности помогают наиболее точно изучить свойства личности; тесты на профессиональную ориентацию проводятся для того, чтобы понять, имеет ли человек определенные качества, которые предрасполагают его к той или иной профессии.
  4. Опрос — один из самых распространенных методов в психологии. Применим не только к одному человеку, но и к группе людей. Основу составляет непосредственное взаимодействие испытуемого и исследователя. Основные виды опросов: письменный — дает более поверхностные знания в изучаемой области; устный — позволяет более подробно исследовать психологические особенности человека.
  5. Беседа — это метод, который используют в том случае, когда наблюдение не дает достаточно ясных и четких данных, необходимых для исследования.
  6. Биографический метод. Данный метод используется при необходимости диагностики жизненного пути человека для последующей его коррекции.

Говоря более простым языком, методы изучения психики — это способы изучения окружающей реальности.

Предмет изучения общей психологии

Предмет общей психологии — это законы и механизмы психики. Развитие определенных личностных качеств также относят к предмету психологического исследования.

Общая психология изучает законы, по которым работает психика человека

Психология развивалась, и предмет ее исследования постоянно изменялся в зависимости от того, какая эпоха правила мировоззрением людей.

Изначально в роли предмета исследования общей психологии выступала душа. Но в 18 веке положение изменилось в пользу сознания человека, а точнее его явлений.

Явления психического — это то, что человек наблюдает по отношению к себе на данный момент.

В 20 веке в силу бурного развития и популярности такого направления как бихевиоризм меняется и предмет изучения, им становятся поведенческие характеристики человека.

Но и по сей день в отдельных отраслях науки предмет отличается. Понятие же предмета общей психологии включает все аспекты психологического развития в целом.

Организация человека в плане психического гораздо сложнее нежели организация биологическая. Изучая другого человека, индивид получает возможность познать себя как субъект и на основе этого исследования понять закономерности собственных действий внутреннего плана.

Экзистенциальная психология

Экзистенциальная психология — это направление в психологии, возникшее в XX веке и изучающее проблемы жизни и смерти, свободы и ответственности, общения и одиночества, а также проблему смысла жизни.

Экзистенциалисты считали, что эти проблемы выполняют динамическую функцию по отношению к человеку — побуждают развитие его личности. Но столкновение с ними болезненно, поэтому люди склонны защищаться от них, что зачастую приводит к иллюзорному решению проблемы.

Представители экзистеализма утверждали, что люди должны начать переоценивать ценности, стараться не совершать тривиальных, типичных, лишенных оригинальности, бессмысленных поступков, глубже понимать смысл жизни в настоящем, стать свободными от внешних и внутренних обстоятельств.

Экзистенциальная психология придерживается точки зрения, согласно которой люди несут значительную долю ответственности за то, какие они есть. Существованию отдается предпочтение перед сущностью, рост и перемены считаются более важными, чем устойчивые и неподвижные характеристики, процесс имеет преимущество перед результатом.

Яркий представитель данного направления — Виктор Франкл, автор логотерапии и экзистенциального анализа, объединенных общим названием Третья венская школа психотерапии.

Франкл считает основной движущей силой личности не потребность раскрыть себя (самоактуализироваться), а потребность выйти за пределы своей ограниченности, «самотрансцендироваться». Это стремление человека может быть названо волей к смыслу

Франкл уделяет особое внимание ситуации смыслоутраты («экзистенциального вакуума») и поиску смысла в безнадежных ситуациях

Еще одним из ярких представителей экзистенциальной терапии является Джеймс Бьюдженталь, который назвал свою терапию жизнеизменяющей.

Центральную позицию Бьюдженталя можно сформулировать следующим образом: при определенных условиях почти любое действие может вести клиента к усилению работы с субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности адекватно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию.

Именно для становления этого искусства психотерапевта Бьюдженталь описал 13 основных параметров терапевтической работы и разработал методику развития каждого из них.

Теоретическим и идейным лидером экзистенциальной психотерапии принято считать выдающегося американского психолога и психотерапевта Ролло Мэя. Вслед за К. Роджерсом он внес решающий теоретический и практический вклад в становление психологического консультирования как полноправной специальности.

Мэй уделял особое внимание изучению феноменов страха и тревоги, первым указав, что высокая тревожность не обязательно является признаком невроза. Он разделял тревожность на нормальную и невротическую

Причем нормальная тревожность нужна человеку, так как держит его в состоянии бдительности и ответственности. Мэй считает, что осознание человеком свободы выбора повышает у него чувство ответственности, которое, в свою очередь, неизбежно вызывает тревожность — озабоченность за эту ответственность выбора.

Невротическая тревога — это неадекватная реакция на объективную угрозу; такая тревога подразумевает подавление и является скорее разрушительной, чем конструктивной. Если нормальная тревога ощущается всегда, когда ценности подвергаются угрозе, то невротическая тревога посещает нас в том случае, если поставленные под сомнение ценности на деле являются догмами, отказ от которых лишит наше существование смысла.

Мэй выделяет три типа онтологической вины, соответствующих ипостасям бытия-в-мире.1. Umwelt, или «окружающей среде», соответствует вина из-за разделения, преобладающая в «развитых» обществах, вызванная разделением человека и природы.2. Второй тип вины происходит из нашей неспособности правильно понимать мир других людей (Mitwelt).3. Третий тип основан на отношениях с собственным «я» (Eigenwelt) и связан с отрицанием нами своих возможностей, а также с неудачами на пути их реализации.

Таким образом, Мэй считал, что задача психотерапевта состоит в помощи человеку при осознании причин его тревоги, зависимостей, мешающих свободному развитию и самосовершенствованию. Свобода связана с гибкостью, открытостью, готовностью к изменениям, что помогает человеку осознать себя и выстроить адекватный своей индивидуальности образ жизни.

Гендерная психология

Гендерная психология — раздел психологии изучающий закономерности поведения человека в обществе, обусловленное его социальным полом (гендером), биологическим полом и их соотношением. В гендерных исследованиях изучаются такие феномены, как: социализация, дискриминация, предрассудки, социальное восприятие и самоуважение, самовосприятие, возникновение социальных норм и ролей.

Гендер — социальный пол. Это всё что отличает женщин и мужчин и может иметь как биологические корни, так и быть следствием социального научения. Пр. мужское и женское поведение, образ мышления, отношение…

Психологические концепции

Существует много разных концепций, так, к современным типам можно отнести:

  1. Когнитивная. Такая психология – это наука, изучающая познавательные процессы, которые сопоставляют некой вычислительной машине. Концепция направлена на изучение процесса их формирования и развития. Основной сделанный вывод – часто человек принимает решение под воздействие особенностей мышления.
  2. Неофрейдизм. Согласно одному из представителей этой концепции человек находится под управлением некоторого комплекса неполноценности, который возникает еще в момент рождения, когда вместо личности – беспомощное существо.
  3. Генетическая. Изучение этой концепции позволило установить, что основными факторами для развития являются созревание, опыт и социальное учение.

История психологии от античности до наших времен

Во времена античности авторы психологических учений в основном задавались вопросами о природе разума отдельного индивида.

Древних авторов очень интересовала человеческая душа

Большую часть трудов занимала человеческая душа. Аристотеля по праву называют основоположником общей психологии.

Прославился в этом направлении он благодаря своему трактату «О душе», четко определив предмет исследования психологической науки.

Гиппократ классифицировал виды темперамента, в то время как Платон отдавал свое предпочтение изучению структурных составляющих личности со стороны философских взглядов.

Главная отличительная черта средневековой психологии — концентрация науки на вопросах веры и разума человека. Философия религии определяет основные направления исследования.

Идеи Аристотеля актуальны в данный период изучения психологии. В данный период прославился Фома Аквинский, благодаря своим работам в христианской философии.

В эпоху Нового времени термином «психология» обозначают науку о душе. И только в работах Оттона Касмана термин приобретает современное научное значение. 18 век — век астрономических вычислений, которые взяли под контроль и изучение психологии.

19 век — наиболее важный период для психологической науки, в частности для ее становления. В 1879 году под руководством Вильгельма Вунда открывается и начинает свою работу лаборатория психологических исследований, первая в своем роде. Именно с этого момента психология выделяется в отдельную и самостоятельную науку.

Начало 20 века — время стремительного развития психоанализа. Популярностью пользуются работы Зигмунда Фрейда. Бихевиоризм очень активно набирает обороты в своем развитии.

Основой для социальной психологии с 1930 по 1940 годы становится гештальт-психология. В этот временной промежуток появляется особый интерес к практическим технологиям, эргономике. Большую славу приобрели труды К. Левина, Б. Ф. Скиннера, Ж. Пиаже, Л. С. Выготского.

В 1950-1960 годы психология получает свой расцвет как науки. Различные направления начали активно развиваться. Проводится большая часть психологических исследований и психологических экспериментов.

Современная жизнь стремительно двигает науку вперед к новым исследованиям. Бихевиоризм уже не справляется с потоком входящих вопросов. Развиваясь, военные технологии и промышленность, требовали изучения сложных механизмов восприятия.

С этой задачей справляется новое направление — когнитивная психология. Работу в данной области ведет Д. Бродбент и Дж. Миллер.

Бихевиоризм позволяет создавать новые техники для изменения поведения. Лечение фобий становится предметом поисков психологов. Дж. Вольпе разрабатывает эффективную технику систематической десенсибилизации.

Выделяется психология гуманистическая. Она анализирует деятельность человека как существа более высокого, которое должно самореализоваться. Социальная психология не отстает от других направлений и развивается достаточно стремительно.

Психология подверглась воздействию мистических воззрений, так как в это время была очень популярна Нью-Эйдж-культура. Появляется трансперсональное течение.

В 70-е — 80-е годы появляется новое направление — психолингвистика. Отмечен бурный рост когнитивной психологии. Данный период ознаменовал себя как время постоянного поиска объяснений человеческого поведения.

Общая психология прошла длинный путь в своем становлении как отдельной науки. Зародившись в античные времена, сегодня наука стала неотъемлемой частью жизни человека.

Что изучает психология: особенности дисциплины

Психология — это наука, изучающая волю человека, внимание, сознание, функции памяти и особенности поведения. Память можно назвать аналогом запоминающего устройства, которое может быть как постоянным, так и кратковременным

В модернизированной психологии принято выделять следующие разновидности памяти:

  1. Эмоциональную. Человеку свойственно на протяжении продолжительного отрезка времени сохранять воспоминания о пережитых чувствах.
  2. Образную. Увиденный когда-то образ может всплыть в памяти даже несколько десятков лет спустя.
  3. Осязаемую, включающую информацию о тактильном контакте.
  4. Двигательную. С ее помощью водитель транспортного средства доводит до автоматизма управление транспортным средством, а танцор безупречно выполняет заученную однажды последовательность движений.
  5. Слуховую и зрительную.

Память является сложным тяжелым процессом, который необходим для передачи знаний и накопленного опыта от поколения к поколению. Однако в случае болезненных воспоминаний подсознание человека может стереть их с целью свести до минимума влияние стресса. Не менее трудным для понимания является понятие внимания, позволяющего субъекту сосредоточиться на наблюдении либо выполнении требующих особой аккуратности задач.

Посредством длительной аналитической работы и практических экспериментов психологам удалось выявить следующие разновидности внимания:

Переключаемое (непостоянное внимание).
Распределенное (позволяющее контролировать несколько процессов одновременно).
Избирательное (когда присутствует возможность выбрать один из объектов для наблюдения).

Психология — это наука, изучающая причины и факторы, благодаря которым сформировались те или иные паттерны восприятия и шаблоны в поведении человека и животных. Дисциплина отличается весьма обширным спектром интересов, включающих в себя формирование психических процессов личности (когнитивные способности, восприятие на уровне звуков, запахов и цветов), психических свойств (таких, как характер, темперамент, активность), сознательных и бессознательных процессов и законов высшей нервной деятельности.

Рефлексологическое направление

Рефлексология (рефлексологическое направление в психологии) – это естественнонаучное направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность, как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате воздействия внешней среды на НС животных или человека. Данное направление является частью отечественной психологии.

Данное направление возникло в начале XX века. И.М. Сеченов считается основоположником рефлексологии. Он обосновал рефлекторную природу психики, открыл рефлексы головного мозга и центральное торможение. Вся теория Сеченова была построена на понятии «рефлекса».

И.П. Павлов создал учение об условных рефлексах. Они возникают в течение жизни, могут изменяться и исчезать. Условные рефлексы индивидуальны, они также способствуют адаптации.Павлов ввел понятие «первая сигнальная система», которая составляет основу ВНД (высшей нервной деятельности) и сводится к совокупности разных условных и безусловных рефлексов на непосредственные раздражители или их следы. Второй сигнальной системой, по его мнению, является речь.

В.М. Бехтеревым было предложено учение о сочетательных рефлексах. Согласно его взглядам, воздействие двух стимулов должно протекать смежно во времени для формирования сочетательного рефлекса. По его мнению, психика человека строится по принципу сочетания нового опыта со следами старого. Бехтерев также изучал и вопросы личности и коллектива.

Неоднозначность языка тела

Почему язык телодвижений неоднозначен?

В процессе коммуникации человек воспринимает не отдельные слова или жесты, а целостную картину.

То, что собеседник не договаривает, можно понять по выражению лица или движениям.

Однако, язык жестов не всегда однозначен. Например, скрещенные руки в психологии означают скрытность и отдаление. Но человек может просто замерзнуть, поэтому обхватывает себя руками.

Если человек трет нос или лоб, это трактуется как то, что он лжет. Но у него может просто болеть голова или чесаться нос. Зевота — это не всегда признак того, что стало скучно. Возможно, в помещении просто не хватает кислорода.

Также многие мошенники научились пользоваться невербальными средствами для обмана. Искренний и открытый взгляд, улыбка подкупают жертву и вводят ее в заблуждение.

В то же время, человек в незнакомой обстановке может вести себя зажато и строго, а под высокомерием может скрываться неуверенность в себе, но это не говорит о его плохом отношении к окружающим.

Направления психологии

Известны разные типы психологии, количество которых постоянно растет. Они предназначены для разных сфер и имеют свои особенности. Какой-то единой классификации не существует, поэтому выделим основные направления психологии:

  1. Психоанализ. Есть и другое название этого направления – фрейдизм. С его помощью психические явления объясняются через бессознательное. По мнению Фрейда, сознание и бессознательное находятся в постоянном конфликте. Его метод анализа использует ассоциации, сны, оговорки, то есть все, что не контролируется.
  2. Бихевиоризм. Одно из самых распространенных направлений, занимающихся анализом поведения, которое включает все реакции организма на разные раздражители. Описывая, что такое психология, а конкретно бихевиоризм, отметим, что это направление не включает психику и сознание.
  3. Гештальт психология. Популярное в последнее время направление, которое предлагает изучать психику на основе неких образов – гештальтов. Считаются, что есть определенные закономерности, касающиеся формирования и трансформации образов.
  4. Гуманистическая психология. Основной предмет изучения – личность, которая является активной, свободной, креативной и независимой. При этом она стремится к самореализации. Это направление предлагает определенную пирамиду, начинающуюся низшими и заканчивающуюся высшими потребностями.

Наиболее значимые отрасли в психологии

  1. Педагогическая психология — одна из отраслей общей психологии, которая исследует вопросы воспитательного процесса и обучения новым навыкам. Главная задача данного направления — найти приемы и методы построения наиболее эффективного образовательного процесса посредством индивидуального подхода.
  2. Возрастная психология выделяет этапы, по которым проходит развитие человека и изучает закономерности каждого из этапов.
  3. Дифференциальная психология изучает особенности психики групп и индивидов в отдельности, а именно: их отличительные черты и сходства.
  4. Политическая психология исследует жизнь людей, занимающихся политикой, с точки зрения психологического аспекта.
  5. Психология искусства исследует психологические аспекты влияния искусства на человека и на социум.
  6. Психология труда изучает виды деятельности человека в процессе труда как отдельный психологический элемент: определяет необходимые личностные качества для той или иной деятельности; исследует способы повышения производительности труда, взаимоотношения в коллективе, вопросы профессиональной пригодности и мотивации.
  7. Юридическая психология исследует психологические особенности отношений подсудимых и работников правоохранительных органов. Также изучает противоправную деятельность и способы ее предупреждения.
  8. Практическая психология — одна из самых крупных сфер общей психологии, которая строится на всех основных отраслях и занимается вопросами диагностики.

Общая психология — понятие, объемлющее основы для развития своих элементов структуры, специализирующихся на исследованиях в узкой направленности.

История общества тесно связна с психологической наукой. Развитие высших психических функций напрямую зависело от орудий труда и деятельности, направленной на их изготовление.

Благодаря социологии у общей психологии есть более подробные материалы для изучения человека как существа биосоциального. Общая психология сохраняет самостоятельный предмет своего исследования, несмотря на тесное соприкосновение с другими науками.

Прародителем психологии называют философию. Философские учения способствовали появлению психологических трудов. В изучении личности общая психология опиралась на выводы философов о деятельности человека, его природе сознания и специфике бытия.

В этом видео вы узнаете об основах общей психологии:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.