Милосердие в русской литературе

Несколько интересных сочинений

  • Каждое лето наполнено яркими событиями и приятными воспоминаниями. Прошлым летом мы с папой поехали в гости к его брату. Эта поездка стала настоящим летним приключением
  • Анализ сказки Ворон-челобитчик Салтыкова-Щедрина сочинение Основным персонажем произведения является ворон, представленный писателем в образе старой птицы, переживающей о судьбе своей стаи и пытающийся отыскать защиту у более весомых представителей птичьего братства.

Сила воли – это качество характера, дающее возможность человеку достигать поставленных целей и не отступать перед трудностями. Достижение больших высот невозможно без приложения больших усилий, умения преодолевать неудобства и лишения.

Сочинение по картине Жуковского Осень. Веранда 6 класс Станислав Юлианович Жуковский выдающийся пейзажист и живописец конца XIX века. Он был бесконечно влюблен в красоту русской природы и всю свою страсть воплотил в искусстве. Каждая его работа — это шедевр
Сочинение по картине Саврасова Зима 3 класс описание Картина «Зима» выделяется из всех творческих работ автора. Узенькая тропка разделила полотно на две часть. Слева — нашему вниманию открывается дремучий лес и пара деревьев у обочины. Справа расположились лишь две безжизненные березы.

«О МИЛОСЕРДИИ»

(беседа)

Классный руководитель

МОУ «Гимназия»

г.Тырныауза КБР

Милосердие как самопожертвование

  1. Многие литературные герои проявляют милосердие не только словами, но и совершают какие-либо действия. Именно так поступает главная героиня романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», когда свое заслуженное желание от Воланда тратит не на возвращение любимого, а на то, чтобы помочь Фриде, которую встретила на балу у Сатаны. Марго прониклась горем девушки и доказывает, что ее сострадание не ограничивается переживаниями. Поэтому Маргарита загадывает, чтобы Фриде больше никогда не напоминали об ее удушенном ребенке. Отныне женщине не будет подаваться платок, а все потому, что хозяйка Весеннего Бала героически проявила чуткость и милосердие.
  2. Милосердие означает готовность помочь людям словами, действиями, а иногда даже и жертвами. В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» сразу выделяется образ Данко, проявившего заботу о народе. Только чтобы люди не сдавались врагу и смогли выйти из темного леса, Данко разорвал свою грудь, вынул оттуда сердце и осветил путь односельчанам, не обращая внимания на упреки. Любовь к человечеству и милосердие героя помогли племени преодолеть все преграды на пути, а сам Данко погиб, зато в последние минуты он был по-настоящему счастлив.
  3. Милосердие может быть выражено по-разному: и в словах, и в поступках. В романе Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев дарит безвестному казаку тулупчик, и потом читатель догадывается, что любезность героя впоследствии спасла его от виселицы. На самом деле казак – это Пугачев, который не забыл помощь главного героя, поэтому тоже идет на милосердие в ответ: дарит жизнь и Петру, и его невесте. Очевидно, что это качество не только спасает людей, но и делает их лучше, ведь передается от одного к другому.

Нетерпение сердца

Классическая проза формирует и корректирует душевный мир человека. Важным фактором в развитии нравственности является милосердие в произведениях литературы. Примеры, которые составляют ничтожную часть великого наследия русских и зарубежных писателей, представлены в этой статье. Возвращаясь к теме о «нетерпении сердца», которым австрийский автор назвал мнимое сострадание, следует сказать о его персонаже, офицере Антоне Гоффмиллере.

Он добр и склонен к сочувствию. Его трогает судьба девушки-калеки. Но милосердие его – это сочетание слабости, жалости и сентиментальности. Осознав, что девушка влюблена в него, Гоффмиллер предает ее и тем самым убивает. Неизгладимая вина лежит у него на душе всю жизнь и становится решающей в его судьбе. Война для него – спасение от угрызений совести. Он становится героем и получает орден Марии-Терезии. Но только он один знает настоящую цену своему героизму.

С помощью образов романа «Нетерпение сердца» Цвейг выразил свое мнение о лживой чувствительности и жалости – чувствах, которые не имеют ничего общего с истинным милосердием.

Самопожертвование из милосердия

  1. В рассказе «Матрёнин двор» русского писателя А.И. Солженицына в образе Матрены воплощается понятие жертвенности и альтруизма. Всю свою жизнь Матрена жила для других: помогала соседям, работала в колхозе, выполняла тяжелую работу. Эпизод с горницей раскрывает высшую степень её готовности жертвовать своим ради блага других. Героиня очень любила свой дом, рассказчик говорил, что для Матрены отдать дом – означало «конец ее жизни». Но ради своей воспитанницы Матрена жертвует им и умирает, помогая перетаскивать бревна. Смысл ее судьбы, по мнению рассказчика, очень важен: на людях, подобных ей, держится вся деревня. И, несомненно, самопожертвование праведницы – это свидетельство чувства сострадания к людям, присущее женщине в высшей его степени.
  2. Авдотья Романовна Раскольника, героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», входит в число героев-жертвенников в этом произведении. Дуня готова на любые жертвы ради любимых людей. Чтобы избавить старшего брата и мать от бедности, девушка сначала идет работать гувернанткой в дом Свидригайлова, где терпит обиды и позор. Затем решает «продать себя» — выйти замуж за господина Лужина. Однако Раскольников убеждает сестру не делать этого, потому что не готов принять такую жертву.

Евгений Онегин

Произведения Александра Пушкина примечательны тем, что в них присутствует сочувствие не только между персонажами, но и от самого автора по отношению к ним. Наглядным примером сострадания Александра Сергеевича является его отношение к судьбе Татьяны Лариной. Девушка не была счастлива, ведь будучи без ума от красавца Евгения, она была им отвергнута и страдала от этого. Мужчина смог ответить ей взаимной любовью лишь, когда она стала замужней женщиной. От этого Татьяне стало еще больнее, ведь она приняла решение быть верной своему супругу.

Пушкин говорит «С тобой я вместе слезы лью», показывая тем самым свое сопереживание главной героине.

Нетерпение сердца

Классическая проза формирует и корректирует душевный мир человека. Важным фактором в развитии нравственности является милосердие в произведениях литературы. Примеры, которые составляют ничтожную часть великого наследия русских и зарубежных писателей, представлены в этой статье. Возвращаясь к теме о «нетерпении сердца», которым австрийский автор назвал мнимое сострадание, следует сказать о его персонаже, офицере Антоне Гоффмиллере.

Он добр и склонен к сочувствию. Его трогает судьба девушки-калеки. Но милосердие его – это сочетание слабости, жалости и сентиментальности. Осознав, что девушка влюблена в него, Гоффмиллер предает ее и тем самым убивает. Неизгладимая вина лежит у него на душе всю жизнь и становится решающей в его судьбе. Война для него – спасение от угрызений совести. Он становится героем и получает орден Марии-Терезии. Но только он один знает настоящую цену своему героизму.

С помощью образов романа «Нетерпение сердца» Цвейг выразил свое мнение о лживой чувствительности и жалости – чувствах, которые не имеют ничего общего с истинным милосердием.

Милосердие как помощь человеку

Каждому человеку нужна поддержка, забота и внимание, тем более в трудных обстоятельствах так важно знать, что можно на кого-то рассчитывать. В романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» главному герою была необходима помощь, ведь, совершив убийство, он так долго не мог прийти в себя
Родион заболел, видел страшные сны и жил мыслью, что рано или поздно его преступление будет раскрыто

Но по отношению к нему Соня Мармеладова проявила чуткость и милосердие, узнав о его ужасном состоянии. Девушка помогла герою не сойти с ума, убедила сознаться и покаяться. Благодаря поддержке Сони, Раскольникова перестала мучить совесть.
В романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир» Наташа Ростова проявила милосердие по отношению к раненым солдатам. Отзывчивая героиня отдала раненным подводы, которые были отведены под вывоз имущества графской семьи. Так же девушка заботилась об умирающем Андрее Болконском. Доброе сердце Наташи помогало героям в трудные минуты. В сложных обстоятельствах понимаешь, как необходимо милосердие. Ведь иногда именно чуткость и сострадание могут нас по-настоящему выручить.
Настоящее милосердие способно выручить не только окружающих, но и самого человека, проявляющего чуткость. В рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека» главный герой Андрей Соколов, узнав, что его родные погибли, остается совершенно один. В конце рассказа он встречает оставшегося одиноким мальчика Ваню. Главный герой решает представиться осиротевшему ребенку его отцом, тем самым спасая и его, и себя от тоски и одиночества. Милосердие Андрея Соколова дало Ване и ему самому надежду на счастье в будущем.

Равнодушие и милосердие

К сожалению, так часто вместо милосердия мы сталкиваемся с равнодушием окружающих. В рассказе Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско» не упоминается даже имени главного героя. Для плывших с ним на одном корабле людей он так и остается господином – человеком, который только отдает приказы и за свои деньги получает результаты их выполнения

Но читатель замечает, как внимание и веселье мигом сменяются равнодушием, по тому, как относятся к бездыханному телу героя. В минуты, когда его жене и дочери необходимо милосердие и поддержка, люди игнорируют их горе, не придавая этому значения.
Равнодушие мы встречаем в одном из самых противоречивых персонажей русской литературы – Григории Печорине

Главный герой романа Лермонтова «Герой нашего времени» то испытывает интерес к окружающим, то остается безразличным к их же страданиям. К примеру, он теряет интерес к похищенной им Бэле, видит ее смятение, но никак не пытается исправить собственную ошибку. Чаще всего именно в те моменты, когда персонажи нуждаются в его милосердии и поддержке, Печорин отворачивается от них. Он вроде и анализирует свое поведение, понимая, что делает только хуже, но забывает проявить внимание к другим. Судьба многих его знакомых из-за этого складывается печально, а ведь если бы Григорий чаще проявлял милосердие, многие из них могли бы стать счастливее.
Милосердие способно действительно спасти многих, и литература подтверждает эту мысль. В пьесе Александра Островского «Гроза» к Катерине плохо относится свекровь Кабаниха, а супруг главной героини не заступается за жену. От одиночества и отчаяния молодая женщина тайно ходит на свидания с Борисом, но потом все же решает признаться в этом мужу в присутствии его матери. Не встретив понимания и милосердия, девушка осознает, что идти ей некуда, поэтому решает броситься в воду. Если бы герои проявили к ней милосердие, она бы осталась жить.

Примеры доброты в русской литературе

Преступление и наказание

Самоотверженная, необыкновенная доброта и милосердие к людям воплотились в одной из самых ярких героинь Достоевского — Соне Мармеладовой. Соня никогда не думает о себе, ради благополучия семьи идет на улицу торговать своим телом, что для такой чистой девушки подобно смерти. Соня настолько добра, что никого не винит в своей тяжелой судьбе. Встретив Раскольникова, она помогает ему встать на правильный путь, искупить преступление. Одним своим присутствием Соня Мармеладова делает окружающих лучше, её светлая доброта и нравственная чистота смягчает ожесточившиеся души. 

Судьба человека

Страшные испытания выпали на долю героя рассказа Андрея Соколова. Он воевал, пережил фашистский плен, гитлеровцы уничтожили всех его родных. После войны Андрей встретил мальчика-сироту и проникшись горем и одиночеством ребенка внезапно придумал, что пропавший без вести отец Ванюшки — это он. 

Доброта Андрея помогла возродиться к жизни не только Ване, но и ему самому, дала смысл и цель дальнейшего существования. Добро у Андрея проявляется в несгибаемой силе его духа.

Юшка

Слабый и больной чахоткой Ефим Дмитриевич, которого все окружающие называли просто Юшкой, работал помощником кузнеца. Его часто обижали и даже били, пытаясь вывести из себя, но Юшка никогда не реагировал. Из-за своей незлобивости он казался другим людям жалким и никчемным.

Только после смерти Юшки выяснилось, что этот по-настоящему добрый и очень скромный человек помогал сироте. Свои заработанные тяжелым трудом деньги он отдавал на ее образование и ни перед кем не кичился своим благородным поступком. Семена добра не пропали даром: девушка выучилась на врача, стала лечить людей. 

Рассказ Андрея Платонова учит тому, что настоящая доброта не нуждается в аплодисментах, а внешнее впечатление часто бывает обманчивым. Автор показывает, что добро не умирает. 

Уроки французского

Деревенский мальчик Володя в тяжелые послевоенные годы вынужден учиться вдали от дома — в райцентре. Школьник часто остается голодным, так как продукты, которые присылает ему мама, разворовывают родственники, у которых Володя остановился. Молодая учительница старается своего ученика как-то подкормить. Понимая, что он из гордости ничего не возьмет, Лидия Михайловна идет на хитрость: посылает на имя Володи посылку с едой, а потом, когда уловка не помогает, начинает играть с мальчиком на деньги и специально проигрывает. 

Учительница знала, что за такие игры лишится работы, но пошла на это, чтобы помочь голодному парнишке выжить. Её доброта — проявление материнской заботы к чужому ребенку, пренебрежение собственным благополучием ради милосердия к другому, более слабому.

Борьба добра со злом

  1. Куприн А. И., «Олеся». Олицетворением добра, духовной чистоты, близости к природе в повести является старуха Мануйиха и ее прекрасная внучка Олеся. Женщины совершенно не похожи на деревенских жителей, которых те считают ведьмами. В результате героини, никому не причинившие зла, вынуждены жить в лесу, вдали от людей. Кульминацией произведения становится жестокое избиение крестьянами Олеси только за то, что она посмела зайти в церковь. Так проявилось лицемерие людей, которые кичились своей верой, но при этом проявили себя как жестокие звери. За маской благопристойности скрывались холодные, злобные души, в которых не осталось место добру и милосердию.
  2. Достоевский Ф. М., «Преступление и наказание». Главный герой романа глубоко возмущен социальной несправедливостью, из-за которой многие достойные люди вынуждены терпеть страшную нищету. В ходе философских размышлений студент Родион Раскольников создает собственную теорию, согласно которой такие достойные, «необыкновенные» люди имеют полное право совершать свой собственный суд над жалкими обывателями. Результатом этой теории становится убийство старухи-процентщицы, которое буквально сводит героя с ума. Лишь совершив страшное преступление, он понял, какое страшное зло совершил. Его душа начинает терзаться угрызениями совести, и в результате Родион добровольно сдается полиции. Добро в душе героя одерживает окончательную победу благодаря истинно верующей девушке Соне Мармеладовой. С ее помощью герой усмиряет собственную гордыню и становится на путь нравственного очищения.

Четыре безмерных качества ума

Будда учил монахов и мирян развитию четырех благородных качеств ума (cattāro brahma·vihārā), которые он называл «безграничными» или «беспредельными» (аппаманьня). На санскрите и пали они называются «брахмавихары» или «обители Брахмы». Это означает, что те, кто развил в совершенстве эти качества, пребывают в чистых и возвышенных состояниях ума как у богов мира брахм. А «безмерными» эти качества ума называются потому, что они распространяются на бесчисленное множество живых существ, обитающих в различных мирах, существ различных форм жизни, а не каких-то определенных существ отдельно взятой группы, живущих в определённом месте. Далее будет определение и краткое описание этих четырёх безмерных качеств ума.

  1. Любящая доброта (метта)
  2. Сострадание (каруна)
  3. Сорадование (мудита)
  4. Беспристрастие (упеккха – на пали; упекша – на санскрите)

Метта – это безграничная доброжелательность к живым существам, милосердие, пожелание достижения истинного (а не кратковременного и преходящего) счастья всем без исключения существам, живущим теперь и тем, кому ещё предстоит появиться на свет.

Каруна – это сострадание к живым существам, которые терпят физическое мучение или умственное страдание, пожелание им освобождения от всех видов страдания.

Мудита – это сорадование благополучию живых существ, их благим успехам, благим достижениям, их радости, достигнутой праведным путём.

Упеккха – это невозмутимость, т.е. способность сохранять уравновешенный ум и самообладание при всех превратностях жизни. Есть также мнение, что упеккха – это равностное отношение к живым существам, исходя из той позиции, что все существа хотят быть счастливыми и не хотят страдать, и что «истинная природа каждого живого существа – свобода»1. В этом отношении все существа равны, и это базовое равенство необходимо осознавать в полной мере.

Умение сопереживать как положительная черта

  1. Такая черта, как милосердие, нередко говорит о человеке в целом. Если герой может испытывать сострадание и поддерживать других, скорее всего, перед вами положительный персонаж. В комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» герои строго поделены на отрицательных (Простаковы, Митрофан, Скотинин) и положительных (Правдин, Софья, Стародум и Милон). И действительно, за время действия пьесы никто из необразованных и грубых помещиков-крепостников не проявляет сострадание и милосердие, чего нельзя сказать о честных и умных дворянах-интеллигентах. К примеру, в финальной сцене Митрофан грубо отталкивает родную мать, которая все делала ради его благополучия. А вот Софья получает неожиданную помощь от сочувствующего ей Стародума.
  2. Вспоминая повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза», читатель негативно будет настроен к Эрасту, из-за которого утопилась главная героиня. Для Лизы чувства – самое главное, поэтому она не выдерживает новости о том, что любимый человек помолвлен на богатой вдове. Девушка воспринимает все близко к сердцу, она способна к милосердию, ведь вся ее жизнь была посвящена больной матери, нуждающейся в заботе. Но ее богатый внутренний мир не был по-настоящему оценен Эрастом. Героиню становится жалко, мы понимаем, насколько чистой была душа влюбленной Лизы.

Проблема милосердия

Милосердие вызывает всё больше споров, когда речь заходит о его влиянии на глобальное развитие общества. Те, кто придерживается духовной направленности, независимо от веры или её отсутствия, говорят о том, что именно такие черты сохраняют что-то человеческое и дают всем людям шанс. Это своеобразный маркер того, с чем мы все отличаемся от животных, и чем больше милосердия в человеке, тем больше он приближён к духовному миру, где возможны трансформации сознания.

Но существует и ряд особенностей, например проблема милосердия по отношению к преступникам, когда человеческая душа раздваивается в своих порывах. Наказывать – немилосердно, такая прерогатива отдана только высшему разуму и собственной совести человека, но, к сожалению, любая система (а социум является именно системой) требует строгого соблюдения правил для её общего существования. Одним из способов заставить соблюдать такие правила является именно наказание, наиболее ярко проявляющееся в системе судового законодательства.

Этот и другие вопросы можно решить не только чётким установлением правил и их слепым соблюдением, но руководствуясь принципом отношения к другим с позиции, как бы хотелось, чтобы поступали с самим человеком. Это применяется в действенном мире, когда наблюдая раскаяние или то, что человек исправляется, ему дают амнистию. Это же присутствует, когда родители наказывают ребёнка, но не для проявления жестокости, а с заботой о нём и вовремя чувствуют, когда необходимо остановиться, пока такая забота не стала причиной серьёзной травматизации психической сферы личности.

Исключить милосердие ради справедливости не представляется возможным, поскольку именно оно даёт возможность построения гуманного мира и гармоничных отношений на индивидуальном уровне. Это та черта, которая поможет самому человеку в трудную минуту, потому что все оступаются или совершают нелицеприятные поступки по незнанию или преднамеренно, потом раскаявшись.

Исключительная справедливость без участия сердца, любви, снисхождения всегда приравнивается к жестокости, т.к. то, что объяснимо логикой не всегда является таковым с позиции чувствования

Кроме того, что помощь и возможность развития получает нуждающийся, ему также предоставляется возможность относиться к другим милосердно, почувствовав на собственном опыте, как это важно. Таким образом, гуманная стратегия поведения может распространяться среди людей, минимизируя количество применения силы, гнева, войн и прочих негативных и изматывающих проявлений для психики

Принцип личной выгоды оказывается работающим только в первое время, пока не наступают отдалённые последствия, когда отдаляются люди, исчезает доверие и возвращается справедливость, лишённая сочувствия.

Понимая необходимость таких поступков, многие пытаются выражать ложное милосердие, оказывая помощь более похожую на откуп. Когда проще выслать денег, чем приехать к человеку, нуждающемуся не столько в лечении, сколько в общении или когда кормят голодных животных излишками собственных продуктов, а не в ситуации собственной нехватки. Милосердие не должно проявляться именно через собственные страдания, но проблема современности в погоне за духовностью и мнимым её наличием – все стремятся её демонстрировать ради поощрения или принятия в кругах, кому-то это льстит, а кто-то делает из чувства долга. Это также является не проблемой милосердия не как категории, но как способа его проявления, возможности искренности и настоящего участия души.

вариант 2

Все помнят старый добрый мультфильм «трое из Простоквашино, где мальчик Дядя Федор привел домой бродячего кота Матроскина. Об этом мальчике можно сказать, что он проявил сострадание к коту. Каждому, наверняка, в жизни не раз приходилось оказываться на месте этого мальчика. Возвращаешься домой в мороз, или в дождь, а на пути сидит худой дрожащий котенок. Так становится его жаль, хочется прижать к себе, обогреть, накормить.

Сострадая, ставишь себя на место того, кому плохо, прочувствуешь то же, что и он. Сострадать – значит не быть равнодушным к чужим страданиям, быть готовым откликнуться и оказать поддержку тому, кому она необходима. Сострадание — это умение понять и почувствовать чужую проблему как свою. Но для чего оно, сострадание, необходимо людям?

Во-первых, оно побуждает человека на добрые дела. Всегда хочется помочь тому, кому сочувствуешь. Это могут быть слова поддержки в трудную минуту, либо небольшое пожертвование в пользу обездоленных. Не равнодушные люди участвуют в благотворительных акциях, в волонтерских объединениях, тем самым вносят свой вклад в свершениях различных благих дел. Также можно быть сострадающим просто покормив бездомного котенка, проведя бабушку через дорогу, поднеся тяжелую сумку маме.

Во-вторых, сострадание, живущее в сердце, удерживает многих от совершения плохих поступков. Например, у проходящего мимо человека выпали деньги, а он этого не заметил. Так хочется оставить их себе, но ты представляешь, как расстроится этот рассеянный, когда обнаружит пропажу, и, будучи сострадающим, возвращаешь ему пропажу.

Сострадание — это проявление добра, и оно должно жить в каждом человеке. С малых лет нужно учиться понимать, что ты на земле не один, сегодня кому-то нужна твоя поддержка, а завтра ты попросишь о помощи. К сожалению, добру всегда противостоит зло. Не мало грубых и черствых душой людей, которые смеются над болью других, совершают преступления. Есть даже те, кто играет на чувствах сострадающих. Например, мошенники, которые собирают средства якобы на операцию для больного ребенка, а на самом деле потом покупают себе дорогие машины. Но, несмотря на это, нужно оставаться людьми, быть осторожнее и внимательнее, чтобы не оказаться обманутым таким вот мошенником, но не глушить голос милосердия внутри себя. Помогая другим, мы делаем этот мир лучше!

Телеграмма

О необходимости сострадания говорит и К. Паустовский в своем рассказе «Телеграмма». Главной героиней произведения является старушка Катерина Петровна. Она живет одна. Единственная ее дочь работает в Ленинграде. Она очень редко приезжает навестить свою старенькую мать. А Катерина Петровна уже чувствует, что не так много ей осталось жить. Сострадание к ней проявляет старик Тихон. Пытаясь успокоить соседку, он говорит о том, что отправил ее дочери телеграмму с просьбой быстрее приехать. А затем пытается уверить умирающую Катрину Петровну в том, что дочь прислала ответную телеграмму, в которой пишет о скором прибытии. Старушка понимает, что Тихон обманывает ее, скрывая правду. Женщина умирает, так и не дождавшись приезда дочери, но прочувствовав желание постороннего человека помочь ей.

Сострадание – великое благо!

Последствия сострадания и равнодушия

  1. Способность сочувствовать и активное, деятельное добро делает человека счастливым. Герасим из повести И.С. Тургенева «Муму», спасая маленькую собачонку, не только делает добро, но и обретает верного друга. Собака, в свою очередь, так же привязывается к дворнику. Несомненно, финал этой повести трагичен. Но сама ситуация спасения животного, побужденная чутким сердцем Герасима, наглядно показывает, как человек может стать счастливым, единожды проявив милосердие и отдав другому свою любовь.
  2. В повести Д. В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» маленькому мальчику Пете из всей цирковой труппы сочувствовал лишь клоун Эдвардс. Он учил мальчика акробатическим трюкам, подарил собаку. Петя тянулся к нему, но клоун не мог избавить его от тяжелой жизни под руководством жестокого акробата Беккера. И Петя, и Эдвардс – два глубоко несчастных человека. В произведении нет речи о помощи мальчику. Эдвард не мог обеспечить счастливую жизнь ребенку, потому что страдал от алкогольной зависимости. И все же, его душа не лишена чуткости. В конце, когда Петя умирает, клоун впадает в еще большее отчаяние и не может контролировать свою зависимость.

Соня Мармеладова

Ярчайший пример милосердия в литературе – образ Сони Мармеладовой. Изображая его, Достоевский создал антипод главному герою романа «Преступление и наказание». Рассматривая этих двух персонажей, можно выявить основное различие между ними.

Мармеладова способна на истинное сострадание. Она идет на жертву ради своей семьи. Затем ради Раскольникова. Сам же Родион Романович умеет сочувствовать. Он помогает обездоленным, униженным и оскорбленным. Но делает это словно по пути к своей цели, которой он, впрочем, так и не достигнет, поскольку не руководствуется в своих действиях важными христианскими законами. И в этом заключается главная идея произведения Достоевского.

Сочинение про Сострадание с примерами из литературы

Что такое сострадание? Сострадание это проявление милосердия, сочувствия, сопереживания к ближнему своему

Насколько важно проявлять это чувство? Безумно важно, ведь именно это и делает нас настоящими людьми. Небезразличие к окружающим вот что такое человечность…В нашем мире далеко не каждый выражает сострадание

И я искренне не понимаю как такое возможно. Ведь эта хладнокровность и бесчувствие ведет к духовному разложению. Можно помочь или выслушать, и этим на себя принять часть боли страдающего.

Эту тему затрагивают многие писатели и поэты в своих произведениях. Например, Андрей Платонов в своем рассказе «Юшка», показывает нам издевательства людей над не таким как все: над чахоточным, маленьким и худым сорокалетним Юшкой. В этом произведении показана неимоверная жестокость как детей, так и взрослых. Они избивают Юшку, только потому что он ничего не сделает из-за своей доброты и милосердия. А Юшка все терпит так как считает, что они так проявляют свою любовь к нему, не умея по — другому. Он умирает из-за удара в грудь мужика. На его похороны пришли все. Все кто его обижал и бил пришли с ним проститься. Люди осознали насколько они были жестоки с самым добрым человеком в их городе. Но это осознание пришло к ним слишком поздно… Бесчувствие, зверство и безразличие людей убило Юшку.

В романе Федора Михайловича Достоевского « Униженные и Оскорбленные» главный герой Иван Петрович показан нам сострадающим и сочувствующим человеком. Когда его невеста призналась ему в любви к другому, как бы ни было ему больно и трудно, он простил и отпустил ее. Также Иван спас маленькую девочку Нелли от жестокости людей, у которых она жила. Он взял ее к себе, хотя самому едва хватало средств на жизнь. Благодаря его милосердию Нелли поверила в доброту, и что она кому-то нужна в этом мире. Иван не дал ей разочароваться в людях.

Сострадание это неотъемлемая часть нашей души. Чтобы жить в гармонии с собой и с окружающим миром жизненно необходимо уметь проявлять сочувствие к ближним.

15.3 ОГЭ 9 класс

Зачем нужно сострадание человеку

Но зачем нужно сострадание и сочувствие? Если вы эмоциональная личность, и у вас чересчур проявляется данное чувство, то вы замечали за собой, что вам трудно чувствовать страдания других. Чужая отрицательная энергия обвивает вас, вы перестаете ощущать радость жизни. Сострадание воздействует угнетающе, забирает силу.

Кроме того, если постоянно сочувствовать одной личности, то это приносит вред и ей и вам. Постоянное сострадание становится причиной того, что вы неумышленно препятствуете осознанию ответственности за собственные действия страдающему человеку. По причине постоянного сочувствия личность ощущает свою слабость, нужду в посторонней помощи. Подобные люди не способны жить своей самостоятельной жизнью, им всегда требуется поддержка со стороны.

Потому важно не просто уметь сопереживать, но и ощущать границу, когда требуется оградить себя от чужих эмоций. Мера нужна во всем

Юшка Платонова

Центральный персонаж рассказа «Юшка» Андрея Платонова был отвергнут окружающими его людьми. Каждый, кто встречался на его пути, не мог его понять, а лишь обижал, бросал камнями в несчастного. Никто никогда ему не сочувствовал и не грел добрым словом. Из-за подобной ситуации Юшка мог обозлиться на людей, возненавидеть мир и стать черствым. Но этого не случилось.

Несмотря на то что, казалось бы, жалеть должны были его, он сам проявлял великое чувство сострадания к обижающим его людям. Парень надеялся, что они только так могут проявить свое чувство любви к нему. Кому-то может показаться, что Юшка был глуп и наивен, но на самом деле его добрая душа не была лишена милосердия.

Быть великодушными и способными сострадать другим могут только такие люди, как главный герой рассказа Платонова — умеющие слушать свое сердце и открывать другим душу. Такие качества делают людей добрее. А лишенные их личности не способны меняться в лучшую сторону, они могут лишь стать злее. Таким в жизни живется сложнее, ведь, возможно, они хотели бы, но не могут стать добрее.

Дмитрий Нехлюдов

Пример милосердия в литературе – действия Нехлюдова после встречи с Катюшей Масловой в зале суда и осознание того, что он стал виновником ее нравственной гибели. Сюжетных линий в этом романе несколько. Трактовали произведение Толстого критики в разные времена по-своему. Но действия главного героя после его духовного воскресения подтверждают то, что руководствовался он истинным состраданием к героине – женщине, которая не сразу поверила в его добрые намерения. Способность совершать добро, несмотря на недоверие и насмешки, отличает настоящее милосердие от ложного.

Широко раскрыта тема милосердия в русской литературе. Примеры присутствуют и во многих романах и повестях Льва Толстого, и в произведениях других русских классиков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector