Что такое реминисценция в психологии?

Функции и роль

Понимание памяти, как культурно-исторического явления, породило установление новых связей между историками и психологами. Для того чтобы культурный человек был способен раскрывать свое бытие в современном ему мире, не утрачивая связь с предшествующим, необходимо, чтобы он мог понимать смысл уже существующих артефактов и умел находить в них отзвуки своей культуры.

Реминисценция в психологии – это процесс семиотического воспроизведения материала памяти. Они осуществляются на границе, где происходит встреча – взаимодействие ядра социальной памяти с ее маргинальными окраинами, где осуществляется перевод ценностно-символических кодов с одного языка на другой:

Анализ социальной памяти Реминисценция в онтогносеологическом ключе является необходимым, но не достаточным для полного ее исследования. Социальная память – это не только реальность, имеющая особые способы своего бытия, это еще и определенный уровень отношений, которые постоянно образуются в рамках социальной памяти, связывая прошлое, настоящее и будущее.
Гносеологические траектории Роль реминисценции также доказана в теоретико-познавательном дискурсе. Она предполагает и некоторую корреляцию онтогносеологического подхода. В современном культурологическом знании в настоящее время происходят процессы, аналогичные тому, которые привели в середине XX века к институализации нового научного направления – науковедения.
Корреляция позиций Реминисценция позволяет характеризовать все гносеологические позиции. Её роль заключается в институализации нового научного направления.

Таким образом, несмотря на то, что реминисценция указывает на психиатрическое и психофизиологическое расстройство, этот процесс важен для изучения патогенеза личности в разрезе формирования памяти и воспоминаний.

Реминисценция в кино

Явление воспоминания присуще всем видам искусства. Наиболее популярным сегодня является кинематограф, который также полон разных приемов влияния на зрителя. Не является исключением и реминисценция.

Ярким примером может служить картина Лени Рифеншталь «Триумф воли». В конце фильма проводится аналогия с полотном известного импрессиониста Клода Моне «Улица Сен Дени в день национального праздника». В фильме, как и на полотне, видны лишь колыхающиеся знамена без людей, которые их держат.

Сцену между главным героем и офицером ЦРУ из политической драмы 1975 года «Три дня Кондора» можно рассматривать как реминисценцию на монолог Великого Инквизитора (притча из романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы»).

Эффект реминисценции

Реминисценция – это отличный прием, с помощью которого произведение можно сделать еще более насыщенным и динамичным. Ее эффект связан с человеческой памятью и основан на ассоциациях и воспоминаниях.

Выполняется прием путем отсылов к известным мировым произведениям, историческим фактам, биографиям знаменитых людей, различным произведениям искусства. Это может быть упоминание о конкретном персонаже, сцена из другого произведения. В редких моментах используется прямое цитирование. Достигается эффект в том случае, если читатель улавливает сходство и проводит аналогию, которую задумал автор.

Многие авторы научились использовать реминисценцию в своих текстах. В таком случае, даже если читатель не уловил аналогии, понять это он сможет с подсказкой автора. Однако случается, когда припоминание проскальзывает в сюжете интуитивно. Тогда эффект не будет столь явным, поэтому разгадать его смогут только очень внимательные читатели. Открытием это может стать и для самого писателя, который явной аналогии проводить и не собирался.

Источники

  • https://womanadvice.ru/reminiscenciya-kak-fenomen-psihiki-cheloveka
  • https://www.syl.ru/article/201562/new_reministsentsiya—eto-reministsentsiya-v-literature
  • http://PsyTheater.com/reminiscenciya.html

Понятие и типология реминисценции

В изучении внутренних закономерностей литературного творчества проблема отношений писателя с предыдущей литературной традицией занимает особое место. Одним из основных способов создания новых звучаний литературно-художественного образа является реминисценция.

Замечание 1

Реминисценция ориентирована на ассоциативное мышление и память читателя.

Часто бывает сложно установить грань между бессознательной реминисценцией и намеренной установкой писателя на заимствование чужого слова или образа. Создание нового текста без обращения к традиции невозможно. Чужой художественный опыт, освоенный писателем, оказывает различное влияние на его творчество. У каждого произведения своя литературно-историческая точка отсчета. Ориентация автора на ту ли иную традицию носит содержательно-функциональный, а не формальный характер. Лишь в таком случае читательский опыт автора становится продуктивным.

Ниже рассмотрена типология реминисценций.

Дословное воспроизведение текста источника, которое предлагается в виде кратких изречений или выписок, часто выделяется кавычками или графически. Сюда относятся цитаты в публичных выступлениях, дневниках, пародиях, памфлетах. Эпиграфы тоже относятся к этому типу, однако они имеют особое композиционное значение.

Воспроизведение источника с внесением небольших изменений и добавлений, которые не нарушают семантико-стилевой облик оригинала.

Интертекстуальное цитирование. В этом случае фраза известного произведения приобретает новую жизнь в национальной литературе. Он соотноситься лишь с образом, ставшим знамением времени. Например, реплика Чацкого из комедии «Горе от ума» «Дым отечества нам сладок и приятен» в контексте сюжета пьесы связана с темой возвращения на родину.

Намеренное редактирование текста источника, замена отдельных элементов, имеющих важное стилистическое и семантическое значение, которое приводит к изменению патетической тональности мысли. Такой тип реминисценции часто встречается в литературных пародиях, каламбуре и жанре коллажа

Фрагментарная трансляция текста предполагает использование особенно характер для источника выражений и слов.

Еще одним типом реминисценции является свободный пересказ, переложение, перевод отдельных мотивов с целью создания символического комментирования эпизода.

Литературные реминисценции выполняют эстетико-утилитарную и философскую функцию, объединяют опыт культуры разных времен, аранжируют известные сюжетные построения, в результате чего создается гипертекст словесности.

Россия

Вместе с тем в русский язык слово входило как бытовой галлицизм и аллюзия. В письме за 1 февраля 1840 года к российскому историку Т. Н. Грановскому философ и поэт Н. В. Станкевич называл «реминисценцией» платонические отношения адресата с Н. В. Во второй половине XIX века слово становится традиционным музыкальным термином. В письме к российскому композитору М. П. Мусоргскому пианист и дирижёр М. А. Балакирев от 10 июня 1863 года давал описание прошедшей оперы через музыкальные «реминисценции».

В современный период в России методологическими проблемами литературной реминисценции занимались М. М. Бахтин, Д. С. Лихачёв, Ю. М. Лотман, А. Голловачева (), А. Архангельский () и П. Бухаркин (). Ряд плодотворных решений найден Лотманом в статье «Тютчев и Данте. К постановке проблемы» ().

В начале 1990-х годов реминисценцией в драматургии (в творчестве Н. Садур и др.) занималась теоретик массмедийных искусств Санкт-Петербурга Т. А. Марченко и её студенты.

Реминисценция — что это за явление в литературе и психологии

Автора произведений зачастую обращаются к такому приёму как реминисценция. Разберемся, что это такое.

Что такое реминисценция

Слово реминисценция происходит от латинского и означает «воспоминание». Синоним этого понятия – заимствование, намёк, отзвук.

Явление реминисценции – это сознательное или непреднамеренное упоминание в тексте об известном культурном факте, а также о другом произведении. Это может быть повторение образной или фразовой конструкции.

Отличается она и от обычного копирования, плагиата и компиляции, потому что всегда носит творческий характер и интеллектуальный.

Реминисценция в психологии

Реминисценция в психологии – это эффект, который характеризуется лучшим воссозданием запоминаемых данных по прошествии некоторого времени, чем сразу после заучивания.

Феномен возникновения реминисценции сегодня до конца не изучен. Сам термин был впервые употреблён в начале прошлого столетия учёным из Сербии Урбанчичем В.

Эффект реминисценции чаще всего наблюдается у детей дошкольного возраста, а также у школьников младших классов.

В своих экспериментах учёный давал испытуемым возможность освоить некоторую информацию в малый срок. Таким образом, для полного освоения материала времени было недостаточно.

Через некоторый интервал времени люди вспоминали информацию, однако самые лучшие показатели воспроизведения были после через двое-трое суток.

Явление реминисценции в психологии изучал и Пьер Жане. Он утверждал, что это неосознанное воспроизведение действий, которое не зависит от внешних факторов.

Частота её возникновения зависит от информации, что необходимо запомнить.

Когда индивид пытается воспроизвести прочитанное сразу после прочтения, то он опирается на ассоциации, связывающие понятия.

Когда индивид воспроизведёт информацию через промежуток времени, в основе будет лежать логическая связь.

Или поставьте в пример себя. Вы не прилагаете никаких усилий, а эффект реминисценции проявляется. Это неожиданно пришедшая на ум песня, стихотворение или событие…

Причины возникновения

Присутствие моментов реминисценции зачастую является нормой, основанной на особенностях работы памяти. Эффект наиболее часто встречается в детском возрасте, особенно если первоначально запоминающийся материал имеет сильную эмоциональную окраску и внутренние логические связи. Если эмоциональная реакция в первый момент может мешать воспроизвести полученные знания, то после «обработки» материала «активируются» логические связи. Именно это позволяет спустя некоторое время наиболее подробно и правильно вспомнить о чем-либо.

С реминисценцией сталкиваются также студенты, когда происходит активная подготовка к экзаменам. А на первый план выходит не понимание материала, а целенаправленное заучивание. При первоначальных пересказах изученного за раз большого количества учебного материала его пересказ может быть неполным, в частности под воздействием усталости, скуки. Спустя сутки или более припоминание (реминисценция) осуществляется легче, а информация осознается в большем объеме.

Психологические причины

С психологической точки зрения эффект реминисценции проявляет себя ввиду нормализации состояния, когда проходит утомление. Материал «укладывается» в голове, из-за чего его озвучивание после становится проще.

Другим вариантом объяснения особенности считается отсутствие «наслоения» дополнительных деталей на ранее полученные данные. В ситуации, когда человек старается запомнить сразу много фактов, они «перекрывают» друг друга. Из-за этого возникает путаница, условное забывание. После определенного перерыва реминисценция может проявить себя, так как нет дополнительной нагрузки на память.

Психологи также считают, что даже при прекращении заучивания в сознании продолжается непроизвольный процесс повторения. Это позволяет основательно запомнить какие-либо данные. И после приводит к реминисценции в определенных обстоятельствах.

Практика

Психология

Эффект лучшего воспроизведения запоминаемого материала по прошествии некоторого времени, чем сразу после заучивания.

Литература

Различие между реминисценцией и литературным заимствованием заключается в бессознательном характере реминисценции, помогающем реализовать конкретные художественные задачи. Реминисценция обнаруживается подготовленным и проницательным читателем (зрителем или слушателем) там, где автор использовал опыт предшественников. В романе немецкого писателя Германа Гессе «Игра в бисер» () реминисценция представлена структурообразующим элементом бытия персонажей вымышленного мира. Роман ирландского писателя Джеймса Джойса «Улисс» перенасыщен реминисценциями — на одной странице их может быть до нескольких десятков. Похожим образом построен роман Энтони Бёрджесса «Долгий путь к чаепитию», отсылающий читателя к сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Мастером реминисценции был американский поэт Эзра Паунд.

Кино

Реминисценцией как методом максимального воздействия на зрителя пользовалась Лени Рифеншталь. Например, в фильме «Триумф воли» кульминация достигалась в кадрах, в которых зрителю сверху было видно море из древков и колыхающихся знамён, но не были видны фигуры знаменосцев. Данные кадры следует рассматривать как реминисценцию известного живописного полотна основателя импрессионизма Клода Моне «Улица Сен-Дени. Праздник 30 июня 1878 года. (Флаги)».

Явные реминисценции из фильма «Триумф воли» часто встречаются в современном мировом документальном кинематографе. Например, в английском фильме «Повелитель „Золотого треугольника“», посвящённом сращиванию мятежных армий с торговцами наркотиками на территории азиатского народа Шан: в сценах с юношеской бригадой, утренним войсковым смотром, в эпизоде с торжественным подъёмом флага в армии азиатского наркобарона и при натурных съёмках поющих солдат, армейскими колоннами передвигающихся по горам. Не вступая в открытый конфликт с командующим незаконной армией, авторы фильма обозначают анализируемое общественное явление «большой угрозой западному миру» исключительно благодаря реминисценции как приёму, доступному только зрителю западноевропейской культуры.

В политической кинодраме «Три дня Кондора» (Three days of the Condor, ) при объяснении главному персонажу позиции ЦРУ офицер Хиггинс упоминает интересы толпы потребителей, которым нефть нужна любой ценой и вопреки международным договоренностям. Этот диалог кинематографических персонажей можно рассматривать реминисценцией монолога Великого Инквизитора из романа Ф. М. Достоевского.

Американский фильм «Айк: Обратный отсчёт» () оказался насыщен реминисценциями из более объективной, а местами самокритичной американской военной драмы «Мост слишком далеко» (A Bridge Too Far, ).

Симптомы

Так как реминисценция является или нормой, или одним из симптомов болезни, не приходится говорить о разнообразных вариантах проявления феномена. Психологические особенности реминисценции являются основой, на которой базируется и психиатрическая составляющая.

В форме нормы

Условный симптом реминисценции наглядно отражен в непосредственном объяснении сути феномена. Человек, спустя некоторое количество времени, способен четко рассказать о чем-либо, что, как казалось, забыто.

В варианте патологии

Патологическую реминисценцию характеризует эффект навязчивости образов и мыслей, не поддающихся контролю. Они возникают спонтанно, несмотря на то, что, как казалось, негативный опыт прошлого был забыт.

В зависимости от силы и яркости воспоминаний эффект способен провоцировать эмоциональную реакцию (усиление тревожности и беспокойства, страх, паническая реакция и так далее), отражаться на физиологии (дрожь, бледность, бесконтрольность поведения и прочее).

Так как проявление является дополнительным симптомом к какому-либо негативному состоянию, то наряду с реминисценцией могут фигурировать и иные проявления, характерные для конкретного заболевания.

Коррекция

Не являясь отклонением, эта патология не требует вмешательства со стороны психолога или психиатра. Большее беспокойство может вызывать полное отсутствие данного проявления психики, которое в старческом возрасте может указывать на развивающуюся деменцию, в иных ситуациях быть сигналом патологических состояний памяти, головного мозга.

Если рассматривается припоминание как форма отрицательной навязчивости, то способы коррекции могут быть как медикаментозными, так и психотерапевтическими.

Реминисценция как феномен психики человека

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ — в психологии — более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным); воспроизведение — спустя некое время после запоминания-того, что при непосредственном восприятии было как бы недоступно.

Может наблюдаться при запоминании самого различного вербального и наглядного материала, а также при закреплении навыков сенсомоторных. Особенно часто проявляется при работе с большим объемом логически или предметно связанного материала, оказывающего на человека эмоциональное воздействие.

Более выражена в детском возрасте — особенно в возрасте дошкольном и школьном младшем.

Эффект реминисценции может наблюдаться при работе с различным вербальным или наглядным материалом, в качестве коего могут выступать тексты, стихи, списки, картинки, предметы, — особенно если материал является логически связанным, большим по объему и воздействует эмоционально.

Для объяснения явления реминисценции предложен ряд гипотез. Согласно одной из них, утомление во время заучивания материала приводит к ухудшению непосредственного его воспроизведения. Отсрочка позволяет восстановить оптимальное функциональное состояние и так улучшает воспроизведение материала.

Другая гипотеза основана на предположении о существовании процессов скрытого повторения материала, продолжающихся после прекращения явного заучивания и приводящих к лучшему воспроизведению после отсрочки. Реминисценцию можно объяснить и тем, что после отсрочки уменьшается интерференция хранящейся в памяти информации.

Но пока ни одна из гипотез не может претендовать на полное объяснение всех случаев реминисценции.

Лечение реминисценции

Занимаются ли специалисты лечением реминисценции? Поскольку данное явление полностью не изучено, то и лечить его достаточно проблематично. Нормальным состоянием является реминисценция, которая не вызывает навязчивых состояний. Она не требует ни лечения медикаментами, ни консультаций у психиатра.

Большее волнение вызывает отсутствие реминисценции у человека, что, по мнению психиатров, может указывать на нарушение функций памяти или патологии в головном мозгу. Также это может указывать на развитие старческой деменции.

Медикаментозное лечение заключается в устранении тех причин, которые вызвали патологическую реминисценцию, и симптомов, которые проявляются при этом:

  • Седативные препараты назначаются для нормализации сна.
  • Повышенную тревожность и панические состояния устраняются нейролептиками и успокаивающими лекарствами.
  • Антидепрессанты помогают устранить депрессию, которая вызывает соответствующие навязчивые воспоминания.

Медикаментозное лечение проходит параллельно с психокоррекцией. Здесь помогает выявление глубинных проблем и гипноз, нацеленный на изменение негативных воспоминаний на позитивные.

Проводится индивидуальное консультирование, которое способствует устранению страхов, паники и тревоги, а также на вытеснение воспоминаний, которые вызывают дискомфорт при своем появлении. При групповой работе используются методы арт-терапии.

Чтобы в будущем не возникли негативные воспоминания, психологи предлагают свою помощь. Человеку полезным станет так называемый дебрифинг, который осуществляется сразу после стрессовой или психотравмирующей ситуации с целью изменения ее восприятия (с негативного на позитивное) и отсутствия вытеснения ее в подсознание, чтобы она не всплывала внезапно.

Если реминисценция проявляется в нормальной форме, тогда ее не следует лечить. Лишь патологические формы реминисценции, принимающие навязчивое состояние, требуют психологической помощи. Самостоятельно с данной проблемой человек не справится, поэтому лучше не медлить с лечением.

перейти

Реминисценция — что это за явление в литературе и психологии

Автора произведений зачастую обращаются к такому приёму как реминисценция. Разберемся, что это такое.

Реминисценция и аллюзия

Большой разницы между этими терминами нет, ведь и аллюзия, и реминисценция подразумевают ссылку на другое произведение, факт, событие. Однако учёные поясняют, что различие всё же есть: аллюзия всегда осознанна, её легко заметить, так как есть прямое указание на источник, а реминисценция – это «отзвук», «воспоминание».

Приведём примеры аллюзии:

«Сноуборд, это мои сёстры. Сёстры, это сноуборд». (Женька. Телесериал «Папины дочки»)

«Алиса, это пудинг! Пудинг, это Алиса!» (Л. Кэррол, «Алиса в Стране чудес».)

«Семейство — вздор, семейство — блажь», — Любили здесь промолвить гневно. А в глубине души все та ж «Княгиня Марья Алексевна».

(Блок А.)

Причины возникновения

Присутствие моментов реминисценции зачастую является нормой, основанной на особенностях работы памяти. Эффект наиболее часто встречается в детском возрасте, особенно если первоначально запоминающийся материал имеет сильную эмоциональную окраску и внутренние логические связи. Если эмоциональная реакция в первый момент может мешать воспроизвести полученные знания, то после «обработки» материала «активируются» логические связи. Именно это позволяет спустя некоторое время наиболее подробно и правильно вспомнить о чем-либо.

С реминисценцией сталкиваются также студенты, когда происходит активная подготовка к экзаменам. А на первый план выходит не понимание материала, а целенаправленное заучивание. При первоначальных пересказах изученного за раз большого количества учебного материала его пересказ может быть неполным, в частности под воздействием усталости, скуки. Спустя сутки или более припоминание (реминисценция) осуществляется легче, а информация осознается в большем объеме.

Психологические причины

С психологической точки зрения эффект реминисценции проявляет себя ввиду нормализации состояния, когда проходит утомление. Материал «укладывается» в голове, из-за чего его озвучивание после становится проще. Загрузка…

Другим вариантом объяснения особенности считается отсутствие «наслоения» дополнительных деталей на ранее полученные данные. В ситуации, когда человек старается запомнить сразу много фактов, они «перекрывают» друг друга. Из-за этого возникает путаница, условное забывание. После определенного перерыва реминисценция может проявить себя, так как нет дополнительной нагрузки на память.

Психологи также считают, что даже при прекращении заучивания в сознании продолжается непроизвольный процесс повторения. Это позволяет основательно запомнить какие-либо данные. И после приводит к реминисценции в определенных обстоятельствах.

Реминисценция

Реминисценция – это мнемический эффект характеризующийся внезапным воспоминанием воспринятого материала без его повторения через длительное время (от одних суток до 7, а то и более длительного периода времени).

Реминисценция это психическое явление, которое зачастую возникает при восприятии информационного материала с внутренними логическими связями содержимого, производящего сильное эмоциональное впечатление на индивида.

Явные причины возникновения внезапного воспоминания еще не изучены.

Что такое реминисценция

Реминисценцией называют такой феномен памяти, который появляется после запоминания информации без непосредственного воспроизведения ее сразу же после восприятия, а через определенный промежуток времени без действия на человека стимульного ряда.

Термин реминисценция был предложен в психологии сербским ученым В. Урбанчичем в 1907 году. Ученый изучил феномен, который наблюдал у испытуемых при запоминании материала (вербального, невербального характера и сенсомоторных движений).

Эффект реминисценции наиболее выражен в дошкольном возрасте и у младших школьников. В области психологии учеными выявлены более высокие качественные показатели отсроченного воспроизведения заученного материала, нежели воспроизведение информации сразу после ее заучивания.

Через интервал времени длительностью в 24 часа – 7 дней испытуемые воспроизводили материал. Наилучшие результаты показали воспроизведения после 2-3 суточного интервала.

Полученные результаты отличались количественно высокими показателями, что закрепилось в психологической науке о памяти, как феномен Бэлларда.

https://www.youtube.com/watch?v=Pa-MBJr2guc

Также в психологии ученый Пьер Жане изучал реминисценцию. В своих трудах он описывал феномен, как независящий от внешних факторов автоматическое повторение действий.

Реминисценция это явление, которое довольно широко распространено, при этом частота ее возникновения зависит во многом от характера материала, который нужно запомнить.

В исследованиях ученого Д. И. Красильщиковой воспроизведение смыслового материала было выявлено гораздо в большем объеме, чем бессвязного воспроизведения материала. Экспериментальные исследования установили, что интерес к материалу существенно влияет на проявление реминисценции.

На возникновение явления внезапного воспоминания влияет степень овладения содержания материала заучивающим. При условии, что индивид недостаточно овладел содержанием информационного материала, внезапное воспоминание не состоится.

Если заучивающий пытается непосредственно после самого заучивания воспроизвести материал, то он опирается на ассоциации, появляющиеся между образами и понятиями, а если воспроизведение более отстроченное, то субъект опирается на логическую связь.

Примером реминисценции можно назвать сдачу зачета студентом, который наизусть заучивает необходимую информацию без ее понимания, осмысливания. Перед сдачей зачета у индивида может быть «каша в голове», но в необходимый момент информация вспоминается.

А после сдачи зачета студент забывает все, так и не поняв смысла заученного. Или же, например, какой-либо стих у школьника, формулировка, понятие.

Реминисценцию может наблюдать у себя практически каждый человек. Бывает, что индивид неожиданно вспоминает ту или иную песню, стих или незначительные события. Особенностью данного эффекта есть то, что это воспроизведение материала происходит без целенаправленных на это усилий. Человек не вытягивает из памяти, не старается вспомнить строчки с песни, они сами выныривают из глубин памяти.

Психологические теории и школы

Реминисценция в психологии, согласно концепции М. Вартовского, это артефакты выступают, как объективизация человеческих потребностей и намерений, уже насыщенных когнитивным и аффективным содержанием.

  • Первый уровень артефактов составляют так называемые первичные артефакты.
  • Вторичные артефакты включают, кроме первичных артефактов, способы их использования.
  • Третий уровень представляет собой класс артефактов, которые, оставаясь посредниками между человеком и окружающим его культурным миром, одновременно выходят за свои собственные пределы, составляя как бы свой, автономный мир.

Существует единая теория, которая показывает специфику анализа социальной реминисценции. Она основана на работах Ю. Н. Давыдова, В. А. Колеватова, А. И. Ракитова, М. А. Розова, Л. П. Швец, в которых социальная память рассматривается с позиций теории информации.

Практика

Психология

Эффект лучшего воспроизведения запоминаемого материала по прошествии некоторого времени, чем сразу после заучивания.

Литература

Различие между реминисценцией и литературным заимствованием заключается в бессознательном характере реминисценции, помогающем реализовать конкретные художественные задачи. Реминисценция обнаруживается подготовленным и проницательным читателем (зрителем или слушателем) там, где автор использовал опыт предшественников. В романе немецкого писателя Германа Гессе «Игра в бисер» (1943) реминисценция представлена структурообразующим элементом бытия персонажей вымышленного мира. Роман ирландского писателя Джеймса Джойса «Улисс» перенасыщен реминисценциями — на одной странице их может быть до нескольких десятков. Похожим образом построен роман Энтони Бёрджесса «Долгий путь к чаепитию», отсылающий читателя к сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Мастером реминисценции был американский поэт Эзра Паунд.

Кино

Реминисценцией как методом максимального воздействия на зрителя пользовалась Лени Рифеншталь. Например, в фильме «Триумф воли» кульминация достигалась в кадрах, в которых зрителю сверху было видно море из древков и колыхающихся знамён, но не были видны фигуры знаменосцев. Данные кадры следует рассматривать как реминисценцию известного живописного полотна основателя импрессионизма Клода Моне «Улица Сен-Дени. Праздник 30 июня 1878 года. (Флаги)».

Явные реминисценции из фильма «Триумф воли» часто встречаются в современном мировом документальном кинематографе. Например, в английском фильме «Повелитель „Золотого треугольника“», посвящённом сращиванию мятежных армий с торговцами наркотиками на территории азиатского народа Шан: в сценах с юношеской бригадой, утренним войсковым смотром, в эпизоде с торжественным подъёмом флага в армии азиатского наркобарона и при натурных съёмках поющих солдат, армейскими колоннами передвигающихся по горам. Не вступая в открытый конфликт с командующим незаконной армией, авторы фильма обозначают анализируемое общественное явление «большой угрозой западному миру» исключительно благодаря реминисценции как приёму, доступному только зрителю западноевропейской культуры.

В политической кинодраме «Три дня Кондора» (Three days of the Condor, 1975) при объяснении главному персонажу позиции ЦРУ офицер Хиггинс упоминает интересы толпы потребителей, которым нефть нужна любой ценой и вопреки международным договоренностям. Этот диалог кинематографических персонажей можно рассматривать реминисценцией монолога Великого Инквизитора из романа Ф. М. Достоевского.

Американский фильм «Айк: Обратный отсчёт» (2004) оказался насыщен реминисценциями из более объективной, а местами самокритичной американской военной драмы «Мост слишком далеко» (A Bridge Too Far, 1977).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.