Понятие и примеры референтной и нереферентной группы

Классификация референтных групп

Существует классификация референтных групп, что даёт только лишь приближенное понятие об их видах. По степени личного воздействия выделяют первичные референтные группы и вторичные. Первичная – та, влияние которой наиболее заметно, в ней отражается наибольшая сплоченность индивидов (семья).

Вторичная оказывает меньшее влияние, а взаимоотношения участников имеют ситуационный характер (общественные организации, союзы).

По особенностям внутригрупповых отношений: неформальные (организованы на дружеских отношениях); формальные (официальные).

По факту принятия/отрицания норм: положительная; отрицательная. С положительными – личность идентифицирует себя.

Отрицательные – вызывающие неприятие, отторжение или неуважение.

Информационные – создаются из экспертов, что доносят людям информацию, которой те доверяют.

Ценностные – их составляют носители эталонов социально-нормативной системы, которым слепо следуют другие.

Самоидентификации – группирование, к которому себя причисляет индивид, правилам которого он следует.

Утилитарные – располагающие санкциями, материальными, духовными благами, значащими для индивида.

По членству разделяются на: референтную членства; не членскую (идеальную), которая делится на реальную и воображаемую; референтную принадлежности; виртуальную (образовывается не на географической общности, а выдуманной).

Референтная группа это в психологии явление, которое активно изучается социологами. Посредством социальной деятельности, обуславливается принадлежность личности к разным социальным объединениям. Основной психологической предпосылкой для организации социальных объединений является потребность в неформальном общении, потребность активного взаимодействия.

На силу воздействия влияют многие различные факторы, но больше всего эффект наблюдается, когда группирование становится значимым для человека, поскольку тогда человек может отождествляться с ним. В такие союзы могут входить люди различных возрастов, категорий, сфер деятельности. Такие объединения бывают очень большими, охватывая нацию и индивидов, исповедующих религию. Бывают они и малыми, например, компания или семья.

Понятие и примеры референтной и нереферентной группы

Референтностью в психологии называется свойство личности, группы, отражающееся в их возможности оказывать определяющее влияние на человека.

Его собственные ценности, принципы, установки и взгляды формируются под их воздействием.

Любое событие или явление также рассматривается, оценивается с позиции одобрения или возможного осуждения значимых субъектов.

Планируя какую-либо деятельность, человек всегда ориентируется не только на свои собственные желания и предпочтения, но и на позицию референтной для него группы или индивида.

Данное психологическое и социальное явление занимает важное место в системе межличностных отношений. При этом оно часто противопоставляется эмоциям

Так, человек может не испытывать симпатии к какому-либо индивиду, но признавать его значимость. Или, наоборот, абсолютно неинтересная социальная группа, члены которой не являются авторитетами, вызывает определенный эмоциональный отклик.

Следует отметить, что влияние может носить как положительный, так и отрицательный характер.

В этом случае значимый субъект может оказать помощь в формировании правильных установок, выборе верного пути личностного роста.

Если же референтностью обладает лицо, оказывающее негативное влияние на индивида и его жизнь, подобная зависимость приводит к негативным последствиям. Аналогичный принцип действует и при взаимоотношениях с социальными общностями.

Характеристика референтной личности

Это лицо, представляющее особую значимость для субъекта взаимоотношений. Такой человек является эталоном для подражания, образцом.

Объект, на который направлено влияние, оказывается в сильной психологической зависимости от референтной для него личности, выступающей основных поставщиком ценностей, правил, принципов.

В любых своих действиях находящийся под влиянием человек ориентируется на мнение и взгляды своего кумира. Он старается демонстрировать только то поведение и мышление, которое вызовет одобрение.

Обычно референтной личностью является сильный, уверенный в себе индивид.

Его авторитет объясняется устойчивостью жизненных принципов, умением убеждать.

Находящийся под влиянием такой личности человек может не только не испытывать симпатию, но даже ощущать неприязнь. Но подобные эмоции не будут иметь ключевого значения.

Референтная группа

Что такое референтная группа? С точки зрения значимости для субъекта, социальные группы, в которых он состоит, могут быть:

  • референтными. Реальная, условная малая группа, которая является эталоном.В своем поведении и даже в восприятии собственной личности индивид ориентируется на те ценности, взгляды и нормы, которые устанавливаются группой.Общность способна оказывать влияние на самооценку, управлять его поведением, определять поступки;
  • нереферентными. Это малая группа, психология которой не вызывает эмоциональную реакцию. Человек может в ней не состоять или состоять, но в любом случае испытывать безразличие к транслируемым ее участниками ценностям, нормам и правилам.

Референтная группа выполняет нормативную, сравнительную функции.

Нормативное регулирование поведения человека выражается в формировании в его сознании определенных установок, норм, которым необходимо соответствовать.

Сравнительная функция выражается в формировании определенного эталона, образца, который выступает ключевым критерием оценки себя и других людей. Одна и та же общность может одновременно выполнять обе функции.

Определенную проблему для человека представляет наличие нескольких референтных объединений людей, ценности которых имеют противоположную направленность.

В этом случае происходит серьезный внутриличностный конфликт, так как индивид вынужден делать выбор между значимыми для него общностями.

Например, для подростка может иметь одинаковое значение семья и круг друзей.

Каждый человек, живущий в обществе, состоит в огромном количестве общностей.

Это семья, дружеская компания, профессиональный круг общения, спортивная секция и т.д.

Характеристика референтной личности

Это лицо, представляющее особую значимость для субъекта взаимоотношений. Такой человек является эталоном для подражания, образцом.

Объект, на который направлено влияние, оказывается в сильной психологической зависимости от референтной для него личности, выступающей основных поставщиком ценностей, правил, принципов.

В любых своих действиях находящийся под влиянием человек ориентируется на мнение и взгляды своего кумира. Он старается демонстрировать только то поведение и мышление, которое вызовет одобрение.

Обычно референтной личностью является сильный, уверенный в себе индивид.

Его авторитет объясняется устойчивостью жизненных принципов, умением убеждать.

Находящийся под влиянием такой личности человек может не только не испытывать симпатию, но даже ощущать неприязнь. Но подобные эмоции не будут иметь ключевого значения.

Виды средних групп:

1. Производственно-организационные
группы
(коллектив предприятия). В
таких группах чёткая структура управления,
структура группы подчинена совместной
деятельности.

2. Территориальные(жители города,
района, области и т.д.). Это спонтанные
групповые объединения только по признаку
местожительства.

Большие социальные группы
устойчивые совокупности большого числа
людей, действующих совместно в социально
значимых ситуациях и функционирующие
в масштабах страны.
К ним относятся: классы,
демографические общности и т.д.

С точки зрения осознания членства в
группах их представителями можно
выделить реальные и условные группы,
а такжеквазигруппы.

Условныегруппы объединяют индивидов,
не имеющих контактов друг с другом.Квазигруппыотличаются случайностью,
искусственностью или стихийностью
образования, неустойчивостью и
ограниченностью взаимодействий по
времени и содержанию (толпа, зрители в
кинотеатре, пассажиры электрички).

По юридическому статусу можно выделить:
формальные и неформальные группы.Состав и деятельность формальных групп
регламентируется официальными документами
(уставами, инструкциями). Неформальные
группы возникают стихийно в силу
потребности людей в общении. В целом,
любая группа может быть рассмотрена в
двух аспектах. Формальная структура
группы отражает разделение ролей
(функций), а неформальная – межличностные
отношения в группе .

Подчёркивая значение первичных отношений
между людьми, в которых реализуется
подлинная человеческая природа (чувства),
Ч. Кули впервые выделил первичные и
вторичные социальных группы. Под
первичной группойпринято подразумевать
малую группу, интегрированную на основе
таких исходных признаков, как
родственно-семейная близость, симпатия,
эмоциональная привязанность,
доверительность. Отношения в первичных
группах наиболее эмоционально окрашены
и, как правило, не имеют для участников
какой-либо утилитарной ценности.
Вторичные группы возникают на основе
вторичных социальных отношений. Они
могут быть различными по размеру:
большими, малыми, средними. По мнению
Ф. Тённиса, вторичные группы объединяют
людей, связанных «поневоле», в силу
исполнения определённых функций, ролей,
статусов (например, бригада на стройке,
коллектив университета), а не наличия
симпатии или антипатии .

Приведённая выше классификация социальных
групп базируется на социально значимых
признаках самих групп, однако, возможна
классификация и на основании содержательных
аспектов социальных процессов. В таком
случае социальные группы делят на:
группы, образованныепо аскриптивномупризнаку(территориальные, группы
родства, социально-демографические
группы);статусные(и профессиональные)
группы, возникшие в результате разделения
труда;целевые группы (организованные
для решения каких-либо задач) –
хозяйственные, политические,
просветительские и т.д. .

Таким образом, в данном модуле рассмотрены
социальные общности и социальные группы
как элементы социокультурной системы.

Конспект учебного материала составлен
на основе литературы:

1. Елсуков, А.Н. Социология: краткий курс:
учеб. пособие для студентов учреждений,
обеспечивающих получение высшего
образования / А.Н. Елсуков. – 3-е изд. –
Минск: ТетраСистемс, 2009. – 128 с.

2. Общая социология: учеб. пособие / Под
общ. ред. проф. А.Г. Эфиндиева. – М.:
ИНФРА-М, 2007. – 654 с.

3. Бабосов, Е.М. Общая социология: учебное
пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов.
– 3-е изд. – Минск: «ТетраСистемс», 2006.
– 640 с.

4. Абель, Т. Социология / Т. Абель. – 2-е
изд. – Москва: Вузовская книга, 2003. –
189 с.

5. Социология: Учеб. пособие для студентов
вузов / Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др.;
Под общ. ред. А.Н. Елсукова. – 5-е изд. –
Минск: ТетраСистемс, 2004. – 544.

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Лингвистический знак

Само понятие лингвистического знака представляет собой комбинацию содержания и выражения, первое из которых может относиться к сущностям в мире или относиться к более абстрактным понятиям, например, «думал». Определенные части речи существуют только для выражения ссылки, а именно: анафоры, такие как местоимения. Подмножество рефлексивов выражает совместную ссылку двух участников в предложении. Это могут быть агент (актер) и пациент (действовал), как в «человек помыл себя», тема и получатель, как в «я показал Мэри себе», или различные другие возможные комбинации. Но не только гуманитарные науки впитали в себя этот термин. Точные науки также могут похвастаться своими версиями этого термина – такими, как дисперсия и референтность света в физике. Но куда более обширное определение референтности нам дает информатика, о которой чуть ниже.

референтная группа — это… Что такое референтная группа?

референтная группа

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС».
Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М.

Г. Ярошевский.
1998.

референтная группа
Этимология.

Происходит от англ. refer — относиться.

Автор.

Герберт Хейманс (1942 г.).

Категория.

Социальная группа, по отношении к которой индивид чувствует свою принадлежность, с которой он себя идентифицирует.

Специфика.

При этом реально принадлежать он может совершенно к другой группе. Ведущим признаком референтной группы может выступать экономические, политические, культурные или профессиональные атрибуты.

Психологический словарь.
И.М. Кондаков.
2000.

  • регрессивное (внутреннее) торможение
  • референтометрический метод

Смотреть что такое «референтная группа» в других словарях:

  • РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА —         (от лат. refero отношу, связываю, сопоставляю), эталонная группа, представленная в сознании индивида группа людей, нормы и ценности которой выступают для него эталоном. Понятие «Р. г.» возникло для описания и объяснения того факта, что в… …   Философская энциклопедия

  • РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА — см. ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • Референтная Группа — (от англ. refer относиться) социальная группа, по отношении к которой индивид чувствует свою принадлежность, с которой он себя идентифицирует. При этом реально принадлежать он может совершенно к другой группе. Ведущим признаком референтной группы …   Психологический словарь

  • Референтная группа — группа, оказывающая прямое или косвенное влияние на отношение или поведение человека …   Реклама и полиграфия

  • Референтная группа — Референтная группа  это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций. Классификация групп По выполняемым… …   Википедия

  • Референтная группа — – любая группа, с которой индивид себя идентифицирует, испытывает к ней эмоциональную привязанность и/или которая является для него источником информации, используемой им для того, чтобы определять свои убеждения, ценности, идеалы, модели… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА — психол. социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Таким образом, референтная группа имеет две функции сравнительную и… …   Профессиональное образование. Словарь

  • РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА — (REFERENCE GROUP) В процессе формирования своих установок и убеждений и при осуществлении своих действий люди сравнивают или идентифицируют себя с другими людьми или группами людей, чьи установки, убеждения и действия воспринимаются ими как… …   Социологический словарь

  • референтная группа — referentinė grupė statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Grupė, į kurios elgesio normų, santykių, nuomonių ir vertybių sistemą orientuojasi sportininkas, vienaip ar kitaip elgdamasis reikšmingomis aplinkybėmis. Referentinė grupė… …   Sporto terminų žodynas

  • референтная группа — referentinė grupė statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Reali arba įsivaizduojama socialinė visuma (pvz., tėvai, kaimynai, klubas), į kurios normas, vertybes ir nuomones orientuojasi individas. Referentinė grupė atlieka 2 funkcijas …   Sporto terminų žodynas

Классификация групп

Объединения классифицируются по влиянию на личность, особенностям отношений внутри коллектива, отношению личности к внутригрупповым нормам. Соответственно этому они бывают первичными и вторичными, формальными и неформальными, позитивными и негативными.

Первичные и вторичные

К первичным относят те сообщества, влияние которых наиболее выражено. Участники в них сплочены больше, чем в других объединениях. Вторичные группы оказывают ситуационное влияние, участники объединяются только ради какого-то дела, на определенный период. Пример первичного объединения: семья. К вторичным относится коллектив на работе.

Формальные и неформальные

Формальные группы основаны на официальных отношениях, деловом общении. Неформальные строятся на дружеских отношениях, симпатиях и антипатиях. Формальным сообществом является класс в школе, политическая организация. Пример неформальной организации: компания друзей, музыкальная субкультура.

Позитивные и негативные

Нормы и ценности позитивных объединений не противоречат убеждениям личности. Она принимает их, отождествляет себя с ними. Ценности, противоречащие внутреннему миру личности, воспринимаются негативно. Формируется оппозиционное и неуважительное отношение к ним.

Одно и то же сообщество может быть положительным или отрицательным для разных людей. Чем больше в обществе социальных групп, меньшинств, субкультур, тем выше относительность отношения к ним. Например, кому-то нравятся эпатажные личности, фрики, а кто-то категорически не хочет ассоциировать себя с ними.

Теория референтных групп

Понятие «reference group», что значит – референтная, эталонная группа, введено соц. Хайманом, как упоминалось выше, этот термин он использовал в изучении представлений субъекта о своем имущественном статусе в сопоставлении со статусами окружающих. Оценка человеком собственного статуса является результатом его соотнесения с референтной социальной группой.

Теория референтных групп занимается изучением типов, возможных факторов и потенциальных причин их образования. Проблемой в этом является изучение детерминант в выборе индивидами объединений. Эта теория также используется в изучении личности, регуляции её социального поведения, а также при рассмотрении взаимосвязи положения индивида в социальной структуре и её персональным суждением об этом, при изучении причин возникновения конфликтов. Также изучение данной теории имеет значение в оптимизации воспитательной работы, повышении пропагандистских материалов, предупреждении преступности.

Теория референтных групп базируется на идеи социолога Мида о «обобщенном другом», посредством которого реализовывается влияние социума на человека, его мышление, поведение.

Немного позже социолог Т. Ньюк употреблял этот термин при обозначении такого объединения, к которому себя психологически причисляет человек. Нормы, цели, правила, которого он разделяет, и по которым ориентируется в поведении, вырабатывая соответствующие установки. Формирование установок – это функция положительного (отрицательного) отношения к группе (позитивной, негативной).

Так, ученым Р. Мертоном было осуществлено исследование, в каком изучались мобилизованные солдаты. Когда они сравнивали положение своё с положением солдат, которых не мобилизовали, они оценивали его негативно, плохо. Когда же сравнивали с положением солдат на самом фронте, то оценивали его положительно, более благоприятно.

Степень членства определяется важным понятием «границы группы», которым пользовался Мертон. Основными аспектами здесь выступают:

— самоидентификация индивидов, как участников;

— частота взаимодействий индивидов;

— рассмотрение другими субъектами индивидов, как постоянных членов коллектива.

В непосредственном взаимодействии в членской группе определить границы не трудно, потому что участие имеет обычно формальный характер. Например, человек поет в музыкальном ансамбле или нет, руководитель коллектива знает, является человек членом коллектива или нет.

Также социолог говорит о практичной сложности, она содержится в том, что границы групп способны меняться под воздействием определенных событий. Эти события не фиксированы. Так в объединение возвращаются бывшие его участники, вступают новые или выходят нынешние. После таких изменений трудно сказать потом, кто точно сейчас является членом союза, и кто нет. После этого напрашивается такой вывод: критерий о членстве – не членстве недостаточно информативен при учете состава, значит, следует использовать понятие «степень членства», что может меняться в отношении к некоторым индивидам, соответственно к случаю.

В теории о референтных группах Г. Келли определил две функции. Первая – оценочная, которая предоставляет эталон для сравнивания, который помогает оценить человеку себя и оценивать поступки других личностей. Вторая – нормативная, она помогает устанавливать назначенные стандарты для поведения, нормы группы, и принуждает участников следовать им. Данная функция будет осуществляться группой если она сможет вознаградить индивида за его конформность и проучить за неконформность. Эти функции имеют интегрированный характер и могут осуществляться членской группой и внешней, в какую человек желает войти.

Социолог Мертон определил условия, которые способствуют тому, что субъект скорее выберет «внешнюю» своей нормативной референтной группой, а не членскую. Когда участники группы не обеспечены достаточным престижем в коллективе, тогда они начинают выбирать снова-таки внешнюю группу, что может владеть большей престижностью, нежели их собственная. И чем более будет изолирован человек в собственном круге и ниже будет его статус, тем будет больше вероятность, что он пристанет к внешней группе, где обретёт высокий статус.

Если индивид располагает возможностью изменить личный социальный статус, соответственно и принадлежность к конкретной группе, то чем выше социальная мобильность, тем больше вероятности, что он выберет референтной группу, имеющую высокий социальный статус.

Как видно, факторов, которые способны воздействовать на выбор человеком значимого объединения, есть множество. Также выбор человека зависит и от его индивидуальных характеристик.

Механизм

В более общем смысле ссылку можно рассматривать как часть данных, которая позволяет уникально извлекать другую часть данных. Это включает первичные ключи в базах данных и ключи в ассоциативном массиве. Если у нас есть набор ключей K и набор объектов данных D, любая четко определенная (однозначная) функция от K до D ∪ {ноль} определяет тип ссылки, где ноль – это изображение ключа, не ссылающегося на что-либо значимое.

Альтернативным представлением такой функции является ориентированный граф, называемый графом достижимости. Здесь каждый элемент данных представлен вершиной и существует ребро от u до v, если элемент данных в u ссылается на элемент данных в v. Максимальный выходной градус равен единице. Эти графики являются ценными в сборке мусора, где они могут быть использованы для отделения доступных от недоступных объектов.

Значимость референтной группы

Референтная группа – особая по значимости группа людей, эталонная модель, с которой человек соотносит, сравнивает и отождествляет себя. Референтные группы наиболее интересны с точки зрения психологии, так как влияют на личность, являясь неотъемлемым компонентом социализации. Эталоны поведения, идеалы, нормы морали и нравственности, принятые в референтной группе, являются ориентирами для человека, его поведение и самооценка зависят от этой группы.

Итак, значимость референтной группы выражается в том, что она:

  • влияет на самооценку личности,
  • определяет критерии оценки других людей,
  • определяет нормы поведения, моральные нормы,
  • формирует социальные установки, социальную направленность личности,
  • определяет ценности, приоритеты, принципы, потребности человека,
  • оказывает влияние на формирование личных мнений и взглядов индивида.

Группа может быть как реальная и постоянно существующая (например, семья), так и условно существующая или виртуальная (например, компьютерные взломщики-хакеры).

Групповая динамика в малой группе

Термин
«групповая динамика» может быть
употреблен (и действительно употребляется)
в трех различных значениях.

1.
Прежде всего данным термином обозначается
определенное направление
исследования малых групп в социальной
психологии, т.е. школа К. Левина
.
Естественно, что при этом имеется в виду
не только набор изучаемых в этой школе
проблем, но и весь свойственный ей
концептуальный строй, т.е. определенная
форма решения этих проблем.

2.
Второе значение термина связано с
обозначением определенных методик,
которыми можно пользоваться при изучении
малых групп и которые преимущественно
были разработаны в школе Левина. Однако
эти методики в дальнейшем часто
используются и в других теоретических
схемах, поэтому второе значение термина
не обязательно привязано к школе Левина,
а скорее к специфическим видам
лабораторного эксперимента, в ходе
которого выявляются различные
характеристики групп. «Групповая
динамика» в данном случае — особый
вид лабораторного эксперимента,
специально предназначенный для изучения
групповых процессов.

3.
Но может быть и третье употребление
понятия, когда термином «групповая
динамика» обозначается в отличие от
статики группы совокупность
тех динамических процессов, которые
одновременно происходят в группе в
какую-то единицу времени и которые
знаменуют собой движение группы от
стадии к стадии, т.е. ее развитие.

Важнейшими
из таких процессов являются следующие.
Прежде всего процесс
образования малых групп
,
причем сюда могут быть отнесены не
только непосредственные способы
формирования группы, но и такие
психологические механизмы, которые
делают группу группой, например феномен
группового давления

на индивида (который в традиционной
социальной психологии к «групповой
динамике» не относится). Далее, этотрадиционно рассматриваемые
в «групповой динамике» процессы
групповой сплоченности, лидерства и
принятия групповых решений

с той поправкой, что вся совокупность
процессов управления группой и руководства
ею не исчерпывается лишь феноменом
лидерства и принятием группового
решения, а включает в себя еще многие
механизмы. Другой аспект динамических
процессов представлен явлениями
групповой жизни, возникающими при
развитии совместной деятельности

(феномены, сопутствующие ему, требуют
отдельного рассмотрения). В качестве
своеобразного итога развития группы
может быть рассмотрено становление
такой специфической ее стадии, как
коллектив. Процессы образования
коллектива — в социально-психологическом
разрезе — могут быть поэтому отнесены
также к динамическим процессам,
происходящим в группе.

Функции референтной группы

Нормы и ориентации социальных объединений выступают для человека эталоном деятельности, даже когда тот не входит в её непосредственный состав. Так, подросток, желающий внедриться в компанию старшего брата, имитирует его поведение, одежду, привычки, манеру говорить. Социальная психология называет это явление «предвосхищающая» социализация, что значит – определенные усилия личности, которые он направляет на формирование поведения, в ожидании доступа к группе со статусом, больше, чем сейчас у него.

Референтная группа владеет двумя основными функциями: сравнительной и нормативной.

Сравнительная функция выражается в процессах восприятия, где референтная группа предстает эталоном, пользуясь которым человек может и оценить себя, и давать оценку другим.

Нормативная функция выражается в различных мотивационных процессах, и референтная группа предстает источником вырабатывания социальных установок, ориентаций, правил поведения. Обе функции способны выполняться разными группами или одной и той же.

На количество эталонных союзов, в каких может состоять индивид, влияет его непосредственная деятельность и виды отношений.

Нередко бывает, что вся референтная группа и близко не подозревает, насколько она важная для человека. Он тогда, обычно, строит личные предположения о вероятном мнении участников референтного объединения о своей персоне, формулирует то, каким это суждение могло быть, если бы эталоном выступала какая-то условная группа, например, нереальные персонажи или личности былых времён.

Если случается все-таки, что у субъектов референтного объединения начинаются противоречия в ценностях, возникают внутриличностные и межличностные конфликты, необходимо прибегнуть к тактичной помощи извне.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.