Методика: позитивная психотерапия

Теория четырёх сфер

Многочисленные исследования Носсрата Пезешкиана и его коллег позволили им вывести закономерность, отображающую то, что люди восточной и западной культур будут по-разному реагировать на одни и те же проблемы. Идея о том, что ситуации, сами по себе, не являются ни хорошими, ни плохими, и что оценка даётся им каждым конкретным человеком, послужила основой для создания теории четырёх сфер, посредством которых происходит реакция на конфликты и болезни:

Первая сфера – сфера тела, в которой человек реагирует на болезнь при выходе ситуации из-под контроля. Здесь появляются психосоматические заболевания. Люди, как правило, лечат симптомы, а не причины, что является в корне неверным.

Вторая сфера – сфера деятельности, в которой человек либо полностью погружается в работу, либо, наоборот, стремится ничего не делать вообще.

Третья сфера – сфера контактов, в которой идёт речь об умении налаживать связь с людьми, растениями и животными, а также с самим собой. Конфликты и болезни могут устраняться человеком либо через уход «в себя», либо в чрезмерное общение.

Четвёртая сфера – сфера фантазии, где проблемы решаются через визуализацию благоприятного будущего.

Позитивная психотерапия говорит, что здоровым может считаться человек, распределяющий свою энергию по всем четырём направлениям. Если же одно из направлений не развивается в должной мере, именно оно станет слабым местом для воздействия стрессовых ситуаций и событий, которые могут травмировать человека.

Согласно данной теории, человек должен работать со своими проблемами во всех четырёх направлениях

Кстати, Пезешкиан отметил, что люди Запада уделяют основное внимание сферам тела и деятельности и, соответственно, проблемы решают через них, а люди Востока, напротив, живут и реагируют в сферах контактов и интуиции (фантазии)

Насколько верны идеи позитивной психотерапии Пезешкиана, вы можете судить сами, просто спроецировав их на себя и свою жизнь. Но вероятность того, что подтверждение будет практически 100% очень велика.

Преимущества, достоинства и особенности позитивной психотерапии Пезешкиана

Сначала нужно сказать несколько слов о преимуществах метода Пезешкиана. Они заключаются в следующем:

  • Метод применим к любым проблемам
  • Метод интернационален
  • Инструментом терапии могут служить притчи, метафоры и т.п.
  • Человек рассматривается как целостная система
  • Клиент принимает в терапии активное участие
  • Метод краткосрочен и рассчитан на 15-20 сеансов
  • Метод ориентирован на будущее клиента

Одним из наиболее важных достоинств позитивной психотерапии является то, что она доступна любым возрастным и социальным группам, а также то, что для неё характерны обучение самопомощи, системный подход и простота языка. Благодаря универсальности и принципу простоты существует возможность применения метода в повседневной жизни без каких-либо специализированных знаний абсолютно каждым человеком. Позитивную психотерапию можно рассматривать как указатель для человека на верный путь гармонизации его чувств и мыслей.

Фундаментальной особенностью метода Пезешкиана также является использование специалистом в своей работе различных пословиц, притч, необычных интересных историй. Наполненные мудростью Востока, они способны помочь человеку посмотреть на свои проблемы под другим углом, отстранённо, абстрагироваться от субъективных переживаний и обсудить свои трудности со специалистом, будучи независимым от него.

Основной упор в позитивной психотерапии делается на возможностях человека как главнейшем способе его исцеления от страданий и недугов. Причиной возникающих проблем, согласно терапии, являются неразвитые или подавленные области духовного взаимодействия между людьми – из-за них появляются нарушения в жизни и различные конфликты.

Положительное отношение к проблемам приводит к пониманию того, что любая из них скрывает уникальные возможности для развития, что и вселяет в людей надежду. Полноценное здоровье подразумевает баланс четырёх основных сфер жизни:

  • Тело/здоровье
  • Работа/успех
  • Контакты/семья
  • Фантазии/будущее

Конфликты и болезни представляют собой, главным образом, дисбаланс этих четырёх сфер. Позитивная психотерапия делает акцент на здоровой части организма человека, в которой содержится всё необходимое для его выздоровления, и из которой можно черпать энергию для конструктивного взаимодействия со свои недугом и создания в жизни благоприятных перемен. Сама терапия вкупе с умением собственными силами выйти из сложившегося положения – это инструменты для восстановления естественного баланса.

Ещё одним существенным достоинством метода является его нацеленность на будущее, ведь он позволяет формировать будущее посредством принятия ситуаций в настоящем. Каждый человек, приняв на себя полную ответственность за свою жизнь, способен изменить свою реальность. Другими словами, если человек хочет иметь то, чего никогда не имел, он должен делать вещи, которых никогда не делал.

Важным принципом психотерапии Пезешкиана является принцип уникальности личности. Он гласит, что в жизни не может быть стандартов, а многообразие источников счастья человека суть в том, что быть счастливым можно в моменте «сейчас», имея то, что есть, не грезя о том, «что было бы, если бы» и т.п. Способность человека узреть в настоящем то, что сделает его счастливым и придаст силы на пути к новым свершениям, наделяет его мудростью и делает создателем своего собственного «Я». Но изменить текущее состояние к лучшему можно только постепенно, а для этого необходимо обладать терпением.

Позитивная психотерапия помогает человеку мобилизовать свои скрытые резервы для осуществления положительных перемен. Она учит человека не противостоять окружающему миру, а принимать его таким, каков он есть. Итогом же станет позитивное миро- и самовосприятие, а также позитивное восприятие жизни и окружающих людей.

Методы позитивной психотерапии

Основной задачей позитивной терапии выступает трансформация убеждений пациента относительно собственного заболевания и поиск новых возможностей внутреннего резерва в битве с болезнью. Так как фундаментом множества психических и психосоматических недугов является конфликт, то смена взглядов на симптоматику позволяет психотерапевту и, соответственно, пациенту более разграничено подходить к конфликтным ситуациям.

Согласно концепции позитивной терапии, ответная реакция на конфликт у любого индивида выражается посредством четырех основных сфер разрешения конфликтов – тела, деятельности, контакта и фантазии.

Позитивная психотерапия бывает динамической и краткосрочной, она может быть направлена, как на помощь отдельной личности, так и семье в целом.

Позитивная семейная психотерапия основана на поиске решений через личный опыт участников терапии. Клиенты решают собственные проблемы самостоятельно, не замечая этого. Сеансы психотерапии помогают выяснять, каким именно образом желает каждый участник семейных отношений видоизмениться. Наряду с этим довольно важным является понимание клиентами основных моментов, заключающихся в том, какие внутренние резервы могут использовать члены семьи в конкретной ситуации и каково желаемое состояние системы семейных отношений, к которым устремлены их участники и ради которых они согласились сотрудничать с психотерапевтом.

Позитивная семейная психотерапия в своем арсенале средств для помощи семьи использует различные истории, притчи, небылицы, мифы, сказания. Целью историй, рассказанных терапевтом, является не только морализирование, но и соприкосновение с ситуацией-примером в воображении. Истории играют роль зеркала, модели, посредника между клиентами и психотерапевтом.

Ключевым понятием позитивного подхода в семейном консультировании выступает «концепция». Концепцией называются эмоциональные и когнитивные конфигурации, задающие индивиду схему толкования отношений к собственной личности, к другим индивидам, к окружению.

Позитивная психотерапия и упражнения направлены на помощь клиенту осознать, что проживать собственную данность (positum) нужно так, чтобы жизнь его становилась крепче, ярче, несла здоровье, уважение и принятие собственной уникальности.

Психосоматика и позитивная психотерапия

Жизненный путь индивида представляет собой череду событий, отмеченных персональным участием индивида, восприятием, оцениванием и ответной реакцией. Ответная реакция личности объединяет в себе определенный набор поступков в конкретной ситуации, переживание того, что произошло. Жизненные события представляют собой модификации обстоятельств или новые конфигурации взаимоотношений окружающих, нарушения в осуществлении жизненной стратегии и целей, неудовлетворенные желания и потребности, несбывшиеся мечты, крушение надежд. Шагая полосами стрессовых, конфликтных и проблемных ситуаций, попадая в жизненные кризисы, индивид может преобразоваться в жертву продолжительных состояний напряжения психоэмоционального характера и социальной дезадаптации.Так как тело и душа личности являют собой неразрывную целостность, то психологическое неблагополучие довольно часто становится причинами телесных хворей. В свою очередь, такие нарушения, оказывают воздействие на психику индивида. В реалиях стремительной современной жизни у субъекта обнаруживается множество расстройств психосоматического характера, которые устраняются только посредством понимания телесного «языка» психики. Нередко тело, посредством проистекающих в нем процессов, может проявлять эмоции при помощи языка чувств, например, выражения боязни, отчаяния, уныния, радости. Одновременно с этим психические процессы обнаруживают себя через «язык органов». Так, например, психические процессы могут выражаться покраснением лица, дрожью, болью в спине или сыпью на лице.

Причиной связи в таких случаях между изначально произошедшим и его следствием не существует. Физиологические и психические реакции являются различными проявлениями индивидуального внутреннего состояния.

Пезешкиан в своих трудах обосновал связь психосоматики (телесное отображение душевной жизни субъекта) и позитивной психотерапии.

Позитивный подход Пезешкиана охватывает все психические недуги, психосоматические и соматические болезни. Данный подход направлен на учет симптомов и динамики болезни наряду с содержательными аспектами для каждого индивида.

Цели драматерапии

Театротерапия или психодрама затрагивает множество аспектов жизни человека. Подобная психотерапевтическая деятельность может использоваться в различных областях:

  • при работе с детьми — детская психодрама;
  • с родителями и их детьми одновременно, создавая смешанные группы;
  • семейная терапия, где участие принимают буквально все, от бабушек и дедушек до правнуков;
  • супружеские тренинги, необходимые для решения сложившихся проблем в паре;
  • с рабочими коллективами, компаниями или организациями.

Человек, потеряв работу, мотивацию или себя, может обратиться за помощью к психодраме. Этот метод психотерапии отличается высокой эффективностью. Хотя решиться на подобный шаг может не каждый.

Кому-то больше подходит монодрама, то есть игра одного актера и раскрытие собственных проблем. Здесь участие принимает только один человек. Другим важна и полезна социодрама, то есть психотерапия с группой людей. Работу с ними проводит психодраматист. Для проведения психодрамы обучение специальный психодраматист должен пройти очень серьезное. Эта задача по силам далеко не каждому.

Лечение депрессии гипнозом

Использование гипноза в психотерапии при депрессии позволяет открыть множество данных о различных психических травмах. Вы можете даже не помнить о них, поскольку неприятная ситуация произошла в далеком детстве, однако негативный осадок на душе все-таки остался. Зачастую именно такие события и вызывают депрессию у взрослых людей.

Во время такой процедуры специалист вводит пациента в состояние транса, что позволяет найти в его подсознании способ выйти из депрессивного состояния. Данный метод психологического воздействия является авторитарным. Также существует способ гипнотического лечения, когда специалист является проводником между пациентом и его подсознанием, а больной принимает активное участие в обсуждении того или иного вопроса, – эриксоновский гипноз.

Сначала пациент погружается в прошлое и фокусируется на себе. Фрагменты из воспоминаний позволяют отстраниться от восприятия ситуации и погрузиться в глубокий транс. После этого больной начнет видеть не только прошлое, но и проекцию успешного будущего. По ходу врач будет задавать ему вопросы, в результате ответов на которые можно будет скорректировать лечение.

Позитивная психотерапия техники

Позитивный подход в терапии обладает четким алгоритмом и позволяет применять различные техники и методы, включающие и приемы из смежных направлений. Например, техники проговаривания, методику вопрос-ответ, опросник актуальных способностей, элементы арт-терапии, техники визуализации и др.

Позитивная психотерапия в своем арсенале располагает следующими, свойственными только ей, конкретными техниками и терапевтическими направлениями: стандартизованным первым интервью, применением притч, сказаний, поговорок, мифов и пословиц, былин, транскультуральным подходом, позитивной символ ориентированной интерпретацией, образцом конфликта для осознания проблем клиентов, шаблоном равновесия способности к постижению, переработкой микро- и макротравм, шаблоном равновесия способности любить.

Техника позитивной психотерапевтической практики обычно имеет пять уровней: отдаление от конфликтной ситуации и ее проработка, ситуативное одобрение и вербализация, увеличение границ жизненных целей.

Позитивная психотерапия упражнения и техники в данном направлении не требуют максимум усилий и не затрачивают много времени, но требуют определенных знаний и особой чувствительности от психотерапевта.

Техники позитивной психотерапии подходят для разрешения всевозможных проблемных вопросов, начиная от личностных конфликтов, межличностных взаимоотношений и заканчивая работой с психосоматическими заболеваниями. Они предоставляют возможность проследить причины специфики поведенческих реакций клиента, позволяют понять их. Позитивный подход терапии принуждает клиента посмотреть на проблемную ситуацию с абсолютно новой точки зрения, нередко противоположной той, которая была изначально.

При помощи техник позитивной терапии клиент учится находить резервы и другие жизненные цели.

Психосоматика и позитивная психотерапия

Жизненный путь индивида представляет собой череду событий, отмеченных персональным участием индивида, восприятием, оцениванием и ответной реакцией. Ответная реакция личности объединяет в себе определенный набор поступков в конкретной ситуации, переживание того, что произошло. Жизненные события представляют собой модификации обстоятельств или новые конфигурации взаимоотношений окружающих, нарушения в осуществлении жизненной стратегии и целей, неудовлетворенные желания и потребности, несбывшиеся мечты, крушение надежд. Шагая полосами стрессовых, конфликтных и проблемных ситуаций, попадая в жизненные кризисы, индивид может преобразоваться в жертву продолжительных состояний напряжения психоэмоционального характера и социальной дезадаптации. Так как тело и душа личности являют собой неразрывную целостность, то психологическое неблагополучие довольно часто становится причинами телесных хворей. В свою очередь, такие нарушения, оказывают воздействие на психику индивида. В реалиях стремительной современной жизни у субъекта обнаруживается множество расстройств психосоматического характера, которые устраняются только посредством понимания телесного «языка» психики. Нередко тело, посредством проистекающих в нем процессов, может проявлять эмоции при помощи языка чувств, например, выражения боязни, отчаяния, уныния, радости. Одновременно с этим психические процессы обнаруживают себя через «язык органов». Так, например, психические процессы могут выражаться покраснением лица, дрожью, болью в спине или сыпью на лице.

Причиной связи в таких случаях между изначально произошедшим и его следствием не существует. Физиологические и психические реакции являются различными проявлениями индивидуального внутреннего состояния.

Пезешкиан в своих трудах обосновал связь психосоматики (телесное отображение душевной жизни субъекта) и позитивной психотерапии.

Позитивный подход Пезешкиана охватывает все психические недуги, психосоматические и соматические болезни. Данный подход направлен на учет симптомов и динамики болезни наряду с содержательными аспектами для каждого индивида.

Моделирование поведения

Данный метод относится к когнитивно-поведенческой психотерапии. С его помощью происходит стимулирование пациента к самостоятельному решению имеющихся у него проблем. Когнитивно-поведенческая психотерапия проводится в три этапа:

  1. Самонаблюдение с элементами самоконтроля.
  2. Проведение анализа проблемного поведения с определением его источника (педагоги, родители, окружение и т. д.).
  3. Заключение психотерапевтического договора. Это своеобразный контракт, представляющий собой реестр планируемых изменений, а также протоколы достигнутого после выполнения самостоятельных домашних упражнений.

Упражнения

В психодраме есть домашние задания. Их дают родителям, чтобы те выполнили упражнения вместе с детьми и подростками, или сразу всем членам семьи.

Примеры упражнений:

«Пустой (или высокий) стул»

Для повышения низкой самооценки. Задание: главный герой (проблемная личность) в течение часа при активном общении с другими членами группы находится на возвышении, чтобы ощущать себя НАД всеми остальными.

«Идеальный не-Я»

Для разрешения конфликтной ситуации. Задание: один из членов группы должен сыграть не себя, а того, с кем он противоборствует, показывая его таким, каким бы хотел видеть. Второй смотрит и анализирует результат, принимая решение: может он таким образом измениться, чтобы исчерпать конфликт, или нет.

«Чудесная лавочка»

Рекомендуется для подростков (хотя для взрослых тоже полезно) для осознания своих истинных ценностей. Главный герой (проблемная личность) покупает в волшебном магазинчике всё, что ему нужно для счастья: мужество, любовь, карьеру. Но при этом должен чем-то заплатить (здоровьем, совестью, честью, отношениями).

«Один на один»

Упражнение для больших групп. Подойдёт для работы с детьми в саду или школе, а также для устранения конфликтных ситуаций в рабочих коллективах. Участники делятся на два круга — внешний и внутренний (в каждом одинаковое количество человек). Они движутся в разных направлениях. По сигналу психодраматерапевта останавливаются и разворачиваются лицом друг к другу. Те, кто оказался напротив друг друга, разыгрывают между собой определённую сцену (одинакова для всех). Например, пассажира и контролёра, продавца и покупателя, хозяина и собаки, мужа и жены. Затем все делятся впечатлениями.

Люди обычно охотно идут на психодраму, так как она позволяет им открыто высказаться и продемонстрировать себя в социуме (группе). Они получают оценку собственной личности не только со стороны психотерапевта, но и других людей.

: Поведенческая терапия

https://youtube.com/watch?v=j-WpDQkBwec%27

,Современные новости кишат сообщениями о подростковых суицидах, религиозных самоубийствах, актах самосожжения, террористах-смертниках. Это стало,Люди веками пытались понять взаимосвязь между телесной оболочкой человека и его душевным состоянием. То,Рисовать умеют не все, но каждый человек волей или неволей занимался этим. Уроки изобразительного,Она предлагает лечить серьёзные заболевания такими необычными методами, как общение с лошадьми (иппотерапия), игра

Мышечная релаксация

Данный метод, который называется еще и аутогенной тренировкой, пользуется особой популярностью у психотерапевтов. Нередко люди применяют его при самостоятельной работе над решением своих проблем. Аутогенная тренировка является самостоятельным методом, предложенным в 1932 г. психотерапевтом из Германии И. Шульцем.

Основной задачей подобного способа является максимальное расслабление с одновременным внушением себе тех или иных ощущений, а также обучение управлением функционирования внутренних органов. Молниеносная мышечная релаксация позволяет оперативно устранять нервное напряжение, причем делать это в любой ситуации.

Позитивное представление о человеке

Позитивный подход предполагает ответ на два основных вопроса:

  1. Что у всех людей общего?
  2. Чем они отличаются?

Позитивная психотерапия исходит из того, что каждый человек без исключения: взрослый или ребенок, рабочий или академик, капиталист или коммунист — от природы обладает двумя основными способностями — способностью к познанию и способностью к любви.
 
Обе способности относятся к существу каждого человека. В зависимости от своих физических данных, своего окружения и времени, в котором он живёт (дух времени), эти две способности дифференцируются, и это приводит к неповторимым комбинациям основных черт личности.
 

Способность к познанию определяет рациональную, интеллектуальную часть человека. Она расположена в левом полушарии головного мозга и определяет способность человека заниматься точными методами, математикой, медициной, химией, физикой, электроникой и другими сферами.
 

Способность любить, которая преимущественно локализована в правом полушарии, занимается больше фантазией, интуицией, эмоциональностью, душевными и духовными вопросами.
С межкультурной точки зрения очень интересно, что способность к познанию особенно ярко выражена в западных странах. В таких странах, как Америка и Зап. Европа большее значение придают мышлению, логике, развитию наук и тому подобному. Способность к любви развита на Востоке, здесь на первом месте стоят контактность, религия, вопрос смысла, фантазии и сущности

И также, как целью политики является сотрудничество Запада и Востока, так и мы должны говорить о том, что очень важно, чтобы каждый человек научился сочетать своё правое и левое полушарие мозга, значит, соединять в себе самом запад и восток.
 
Эта гипотеза двух основных способностей человека привела нас к определенному представлению о человеке и позитивной психотерапии. Чтобы лучше понять терапевтический метод и представление о человеке, заложенное в нем, необходимо познакомиться с основателем этой методики.
Если, например, хочешь понять психоанализ, нужно изучить жизнь Зигмунда Фрейда, нужно знать, из какой он семьи, что в основном он жил в Австрии, происходил из евреев, жил на рубеже веков и т

д.
 
В позитивной психотерапии представление о человеке, естественно, тесно связано с представлением о человеке, основателе этого направления докторе Носсрате Пезешкиане. В связи с этим особенно важны два аспекта: во-первых, его семья происходят из Ирана (Персии), в то же время она в течение многих десятилетий живет в Германии и, таким образом, хорошо знает и западную, и восточную культуру. Собственный опыт дает материал для исследования вопросов межкультурной проблематики.
 
Вторым аспектом, который играет важную роль, является его вера, его религия Баха и Положения веры Баха, и, что человек, по сути своей, хороший, что каждый человек — «гора, полная драгоценностей», означает, что он рождается со множеством способностей которые могут быть развиты лишь в процессе социализации и воспитания, что привело к позитивному представлению о человеке в позитивной психотерапии. Позднее мы еще остановимся на большом значении представления о человеке, так как именно при общении с больными это играет большую роль, как я воспринимаю пациента и какое у меня вообще представление о человеке. Вижу я, например, у шизофреника лишь его болезнь или исхожу из того, что он, по сути своей, добр, что у него множество способностей, которые, однако, скрылись, как солнце за облаками. Облака, как болезнь: они закрывают солнце, но оно, несмотря ни на что, все ещё есть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.