Общение: понятие, сущность, виды

Функции

Виды коммуникации представлены в психологии разносторонними формами, которые охватывают все сферы жизни и потребности человека. В зависимости от целей и задач общения, различают его функции:

  • Контактная. Установление и поддержание контакта.
  • Информационная. Прием, обработка, передача информации между участниками.
  • Побудительная. Мотивация активности собеседника.
  • Координационная. Согласованная, спланированная совместная деятельность.
  • Эмотивная. Восприятие и передача эмоций между участниками.
  • Определительная. Выяснение и фиксация собственного места в социуме.
  • Влияющая. Регулирование поведения и личностных характеристик партнера.

Классификация общения в психологии подразумевает выделение видов, которые базируются на целях и задачах, поставленных с учетом деятельности индивида в рамках общества. Социальная функция коммуникации связана с регулированием общественно-трудовых процессов, передачей и восприятием индивидуального общественного опыта.

Как общаться с «тяжелыми» людьми?

Каждый из нас хоть раз в жизни общался с человеком, излучающим негатив. Такая личность постоянно чем-то недовольна, высказывает критику в адрес окружающих, агрессивно реагирует на любые замечания и попытки установить доверительный контакт. Не всегда агрессор в этом виноват, возможно, это только проекция на других людей своей неудовлетворенности, неудач в личном и профессиональном плане. Психология подскажет, как научиться общаться с такими людьми.

Поддаваться на провокации легче всего. Но всегда есть шанс повернуть разговор в совершенно другое русло, настроив даже такого собеседника на позитив. Существует несколько приемов, способных обезоружить любого:

  • искренняя заинтересованность его делами;
  • улыбка;
  • спокойствие;
  • понимание.

Педагогическое общение

Это особый вид взаимодействия, потому что требует более тонкого психологического подхода и повышенную эмпатию – способность чутко реагировать на эмоциональное состояние человека. Педагогическое общение – это один из эффективных способов передачи информации и воспитания детей. Под ним понимают взаимодействие педагога и ученика, создание благоприятной обстановки в классе или группе и условий для гармоничного всестороннего развития детской личности.

Существует несколько стилей общения:

  • на основе заинтересованности общим делом;
  • коммуникация строится по принципу формирования дружеских взаимоотношений;
  • форма диалога;
  • соблюдение дистанции – педагог субординацию и старается держаться несколько отстраненно от детей, не переходя за границы формального общения;
  • устрашение – для достижения результата учитель/воспитатель использует авторитарные методы воспитания и свой педагогический статус;
  • заигрывание – взрослый старается завоевать авторитет путем лести, имитацией заинтересованности личностью ученика, установлением неформальных взаимоотношений, выходящих за рамки педагогического общения.

Допустимыми формами взаимодействия учителя/воспитателя с детьми является увлеченность общим делом, дружеские взаимоотношения и диалог. Инициативный педагог с творческим подходом к процессу воспитания пользуется уважением у детей и способен эффективнее передавать знания ученикам.

Дистанцирование уместно, если такой стиль вызван особенностями педагогического процесса. Устрашение и заигрывание – недопустимые формы педагогического общения. В авторитарном стиле педагог не относится с уважением к личности ребенка, воспитательный процесс строится без учета индивидуальных особенностей ребенка.

Заигрывание основано на формировании панибратских отношений. При таком типе педагог не пользуется авторитетом у детей, потому что они воспринимают их как равных. А занижение требований к ученикам не способствует эффективному обучению.

В современном обществе перечисленные виды общения в “чистом” виде встречаются редко. Это связано с развитием информационных технологий и появлением возможности взаимодействовать с большой аудиторией. Но все разновидности взаимодействия с окружающими нужны для формирования гармоничной личности и установления социальных контактов.

В процессе общения могут возникать коммуникативные барьеры, о чем можно прочитать в следующей статье.

Оцени-ка статью!

Не забудьте почитать:

Перцепция в речи – особенная сторона общения

Межнациональное общение – культура и формирование

Коммуникативная сфера и навыки

Психология общения на работе

Человек много времени проводит на работе, поэтому важен благоприятный климат в коллективе. На отношения между сотрудниками влияют многие факторы: половая принадлежность, возраст, уровень образованности и моральные принципы. Исследования показали, что психология общения в коллективе, в котором есть и мужчины, и женщины самая стабильная

Важно, чтобы все участники коллектива разделяли корпоративные принципы

Деловая этика включает в себя такие принципы: грамотность, пунктуальность, внимание к другим людям, конфиденциальность и любезность

Психология общения с начальников

Многие люди сталкиваются с проблемами на работе из-за неумения налаживать контакт с руководителем. Страх столкнуться с агрессией и другими проблемами становится причиной многих проблем

Психология общение с начальством рассматривает как особую сферу, где важно учитывать некоторые особенности и принципы поведения. При разговоре с руководителем нужно вести себя уверенно и выражать свои мысли внятно

Важный принцип – четко изложить мысль и говорить по факту. Нельзя падать духом, если от начальства был получен отказ, поскольку часто так проверяют прочность характера.

Психология общения с подчиненными

Не многие люди могут похвастаться прекрасными ораторскими способностями от природы, но это не беда, поскольку их можно развить

Это очень важно для людей, занимающих руководящую должность. От качества управления будет зависеть атмосфера в коллективе и результативность труда

Психология общения начальника и подчиненного базируется на нескольких важных принципах.

Нельзя упускать из внимания промахи работников, поскольку это приведет к безответственности

Замечание должно быть сделано спокойным тоном и по факту.
Критиковать необходимо сделанную работу, а не личность сотрудника.
Большое значение имеет самообладание, поэтому важно учиться держать себя в руках.
Нельзя забывать о похвале и заслуженном вознаграждении, поскольку это является стимулом не останавливаться.
Важно всегда заступаться за подчиненных и стараться улучшить их условия труда.

Коммуникативные цели

Целью является стратегический результат, к которому стремится каждый участник взаимодействия. По сути, межличностные отношения — это стремление обеих сторон к заранее продуманному результату. Цели могут быть абсолютно различными

Получение помощи.
Самовыражение.
Поиск партнера для развлечений.
Стремление получить эмоциональную поддержку.
Обучение или воспитание.
Приобщение к культурным принципам.
Стремление доминировать над более слабым партнером.

Наиболее популярная цель общения для молодых девушек — просто делиться переживаниями. Для юношей студентов это обмен мыслями и общность интересов.

Межличностные отношения и взаимодействия выстроятся только тогда, когда оба найдут это общение взаимовыгодным и отвечающим их моральным ценностям и целям.

Функции общения

Хотя мы и понимаем важность взаимосвязи с другими людьми, но не всегда удаётся уловить все функции общения. Учёный-психолог В.Н.Панферов выделял 6 основных пунктов:

  1. коммуникативная – взаимодействие людей на разных уровнях – от индивидуального до общественного;
  2. когнитивная – понимание переданной информации;
  3. информационная – обмен данными между друг другом;
  4. креативная – формирование новых связей между людьми, их развитие;
  5. конативная – руководство и исполнение ролей по отношению друг к другу;
  6. эмотивная – эмоциональный контакт между людьми.

В других источниках можно увидеть классификацию на 4 функции:

  1. синдикативная – объединение людей;
  2. инструментальная – передача информации, способ управления обществом;
  3. трансляционная – передача сужденный, оценок, способов деятельности;
  4. самовыражение – возможность показать и представить себя другим, для взаимопонимания.

Или более краткое и обобщённое разделение:

  1. социализация – образование навыков взаимодействия в социуме (что это такое?); усвоение правил и норм;
  2. контроль общества – организация поведения и работы людей;
  3. экспрессивная функция – понимание эмоций, чувств, переживаний других.

Проблематика

Психологи выделяют ряд проблем, которые мешают людям строить общение:

  1. Нежелание ощущать чувства собеседника. Если не учитывать настроение другого человека, настроить эффективную коммуникацию невозможно.
  2. Отсутствие заинтересованностью проблемой, неумение высказывать истинный интерес. Часто случаются ситуации, когда один из собеседников в чем-то заинтересован, рассказывает об этом с упоением, активной жестикуляцией. Другому человеку тема может быть безразлична, но по правилу этикета он должен поддерживать разговор.
  3. Отсутствие желания или умения слушать собеседника. Эта проблема мешает продуктивному общению. Неумение слушать проявляется в постоянном перебивании собеседника, резкой смене темы. Человек, которые не умеет слушать других, часто испытывает серьезные проблемы в поиске друзей, продвижении по карьерной лестнице.
  4. Замкнутость при коммуникации с окружающими. Это первый барьер, который проявляется при знакомстве. Проблема активно развивается при негативном отношении со стороны окружающих. Человек начинает замыкаться, ему сложно проявить чувства.
  5. Высокая или низкая самооценка. Эффективно общаться могут только два человека с примерно одинаковым уровнем интеллекта. При этом не будет возникать преграды в понимании собеседника, появятся общие темы для разговора.

Чтобы общение было эффективным, нужно соблюдать ряд правил:

  1. Научиться отвергать эгоизм, думать о проблемах собеседника.
  2. Каждый день учиться слушать окружающих.
  3. Проявлять интерес к теме разговора.

При взаимодействии с другими людьми нужно следить за словами. Недопустимо оскорблять собеседника, негативно отзываться о его точке зрения, высмеивать утверждения.

Что такое общение? Определение термина

Для одних исследователей общение — это сложный коммуникативный процесс, включающий обмен информацией и восприятие одного человека другим. Некоторые усматривают в общении процесс становления отношений, где различные коммуникативные каналы выступают в роли вспомогательных инструментов. Третьи подчеркивают, что общение – социальный феномен, и его нужно рассматривать не как индивидуальный психический процесс, а как проявление жизни общества.

Так что такое общение? Все вышеперечисленные определения верны и раскрывают в той или иной степени значение термина и его отдельных аспектов

Важно подчеркнуть, что сугубо психологический взгляд на общение (в отличие, скажем, от философского) акцентируется на том, что этот процесс является, во-первых, деятельностью и, во-вторых, потребностью личности и важным фактором ее формирования

Почему другие на нас влияют?

Мы каждый день познаем новую информацию и обмениваемся ею с другими людьми. Вся коммуникация построена на взаимовыгодном обмене информацией. Человек боится быть изгоем, поэтому, даже неосознанно, стремится соответствовать требованиям его социальной группы.

Путешествие, встреча с новыми людьми в поезде или самолете дает нам новые ощущения, новый опыт общения. Человек может кардинально изменить предпочтение в еде, если подружится с представителем другой культуры и проведет с ним много времени. А подружившись с компанией курильщиков, человек может начать курить, поскольку психологически некомфортно в коллективе быть белой вороной. И этому есть вполне рациональное биологическое объяснение — для построения новых контактов у нас в мозгу есть зеркальные нейроны, которые помогают нам имитировать действия окружающих, понимать тем самым их «язык», и казаться «своим» в коллективе.

Похожие работы

  • Психология общения: понятие, виды, определение
  • Психология общения: функции общения, ошибки в восприятии
  • Психология общения: понятие, виды и функция общения
  • Психология общения: раскрытие понятия, видов и функций общения
  • Психология общения: роль восприятия в процессе общения
  • Психология общения: виды, понятие общение
  • Психология общения: виды и функции, ошибка восприятия
  • Психология общения (функции общения и тест)
  • Психология общения: восприятие в процессе общения
  • Психология общения: понятие, ошибки восприятия
  • Психология общения: виды и функции общения
  • Психология общения
  • Психология общения: определение, виды и функции
  • Психология общения: понятие, виды и функции
  • Психология общения
  • Психология общения (Вариант №10)

Функции различных стилей общения

Впервые в психологии заговорили о стилях общения в 1939 году. Психолог Курт Левин возглавил группу ученых, занимавшихся исследованием лидерства. В рамках исследования группу учащихся поделили на три команды, каждую из которых возглавлял человек, использующий определенный стиль педагогического общения:

Авторитарный, когда педагог единолично принимает и отменяет решения. К мнению учащихся не прислушивается. Преобладающими методами побуждения являются приказы, замечания, наказания. Данный стиль позволяет максимально быстро реагировать на изменение обстоятельств.

Авторитарный стиль управления не допускает инакомыслия

  • Демократический, когда преподаватель принимает решения, учитывая мнение группы. Управление осуществляется через просьбы и пожелания. Это позволяет создать психологически комфортную атмосферу для участников группы.
  • Либерально-попустительский, когда воспитатель стремиться свести уровень своего участия в жизнедеятельности класса к минимуму. Ученикам предоставляется полная свобода в принятии решений и контроле над их выполнением.

Исследование показало, что попустительский стиль общения оказался наименее эффективным. Дети требовали от лидера указаний, теряли мотивацию к учебе и крайне неохотно взаимодействовали сообща.

Обратите внимание! Нельзя утверждать, что либеральный стиль взаимодействия с подчиненной группой людей всегда будет давать плохие результаты. Так, в семье, где родители придерживаются исключительно авторитарного стиля воспитания, дети вырастают со слабой жизненной позицией или повышенной агрессивностью

Демократический стиль требует много времени для совместного принятия решений. В идеале нужно уметь переключаться с одного стиля общения на другой в зависимости от ситуации.

В педагогике и управленческой деятельности до сих пор применяют наработки К. Левина. Также при определении стилей делового общения используют классификацию С. Братченко.

Особенности стилей:

  • Диалогический стиль – сотрудничество на равных.
  • Авторитарный – человек стремится к постоянному доминированию над окружающими.
  • Альтероцентричный – принесение своих интересов в жертву ради интересов остальных участников взаимодействия.
  • Конформный – характеризуется ориентированностью индивида на подражание, подстраивание под партнера.
  • Манипулятивный – окружающие выступают лишь средством достижения личных целей.
  • Индифферентный – уход от общения как такового, ориентация на «сугубо деловые» вопросы.

Дополнительная информация. Характерный для себя стиль межличностного общения можно выявить, пройдя опросник С. Л. Братченко, индивидуальный типологический опросник Л.Н. Собчик.

Тесты.

Соотнесите предлагаемые  социально-психологические понятия и их определения:

а) стереотип;

б) предубеждение;

1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям   профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;

2) личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать.

Ответ:  а-2, б-1.

1) Стереотип – личная антипатия и активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать.

2) Предубеждение – односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов.

Физиологическая основа социального взаимодействия

В 90-е годы XX века группа ученых-нейробиологов под эгидой итальянца Джакомо Риззолатти обнаружила у обезьян группу зеркальных нейронов. Группа особенных нервных клеток активируется в мозге, когда обезьяна видит, как кто-то другой берет в руку еду, например, орешек.

Как выяснилось позже, у человека они тоже есть, причем реагируют не только на движения тела в пространстве, но и на эмоции. Межличностное взаимодействие — это во многом работа этих нейронов. Это и есть биологическое обоснование нашей общественной природы; обоснование эмпатийности, заложенной в нас изначально.

Благодаря этим нейронам человек обучается говорить и действовать через подражание. А также учится воспринимать эмоции и строить длительные межличностные взаимодействия; поведение другого нужно себе как-то объяснить, особенно если этот человек другой культуры. Получается, чтобы построить отношения с другим, нужно увидеть в другом себя, и дать ему понять, что мы его понимаем.

Основные подходы к исследованию общения.

Информационныеподходы базируются на трех основных
положениях:

1)
содержание информации может быть
преобразовано в различные символы;

2)
человек является своеобразным экраном,
на который «проецируется» передаваемая
информация после ее восприятия и
переработки;

3)
существует некое пространство, в котором
взаимодействуют дискретные организмы
и объекты ограниченного объема.

В
рамках информационного подхода было
разработано две основных модели:

1)
модель К. Шеннона и В. Вивера, представляющая
изменения сообщений в различные
изображения, знаки, сигналы, символы,
языки или коды и их последующую
декодировку.

2)
модель коммуникационного обмена, которая
включала:

а)
коммуникационные условия;

б)
коммуникационное поведение;

в)
коммуникационные ограничения выбора
стратегии общения;

г)
критерии интерпретации, определяющие
и направляющие способы восприятия и
оценки людьми своего поведения по
отношению друг к другу.

Интеракциональные
подходы
– рассматривают общение как
ситуацию совместного присутствия,
которая взаимно устанавливается и
поддерживается людьми при помощи
различных форм поведения и внешних
атрибутов (внешности, предметов,
обстановки и т. п.). В рамках интеракционных
подходов было разработано пять моделей
организации общения:

1)
лингвистическая модель, согласно
которой, все взаимодействия образуются
и комбинируются из 50–60 элементарных
движений и поз тела человека, а
поведенческие акты, сформированные из
этих единиц, организуются по принципу
организации звуков в словах;

2)
модель социального навыка основывается
на идее научения общению в самом общении;

3)
равновесная модель предполагает, что
любое изменение поведения обычно
компенсируется другим изменением и
наоборот (например, диалог-монолог,
сочетание вопросов и ответов);

4)
программная модель социального
взаимодействия постулирует, что общая
структура межличностного взаимодействия
порождается благодаря действию, по
крайней мере, трех видов программ:

а)
программы, имеющей дело с простой
координацией движений;

б)
программы, контролирующей изменение
видов активности индивидов в ситуации,
когда возникают помехи или неопределенности;

в)
программы, управляющей комплексной
задачей метаобщения.

5)
системная модель рассматривает
взаимодействие как конфигурацию систем
поведения, управляющих обменом речевых
высказываний и использованием пространства
и территории взаимодействия.

Реляционный
подход
строится на том, что общение
– это система взаимоотношений, которые
люди развивают друг с другом, с общиной
и средой обитания, в которой они живут.
Под информацией же понимается любое
изменение какой-либо части этой системы,
вызывающее изменение других частей.
Люди, животные или другие организмы
являются неотъемлемой частью процесса
общения с момента рождения до момента
смерти.

Типы людей в психологии

Некоторые психологи в плане того, как общается человек с собеседником, выделяют 5 основных типов личности

к каждому из которых необходим особый подход.

• Первый тип собеседника проявляет интерес к оппоненту только лишь в том случае, если видит в дальнейших взаимоотношениях выгоду и интерес для себя . Для такого типа собеседника время — это деньги, поэтому можно при переговорах не надеяться на радушный прием. Максимум, что ожидает, это чашка чая

Однако, если такой тип человека увидит важность встречи, то, чтобы расположить к себе оппонента, может предложить к чаю печенье. Инициативу в беседе с таким типажом перехватывать нельзя, ведь для него важна каждая мелочь
Если брать во внимание то, что, приглашая кого-нибудь на встречу, такой тип уверен в позитивном исходе дела, лучше сразу начинать разговор с главного

Лишние фразы в речи могут отвлечь такого собеседника и шанс заинтересовать его снизится
Наиболее выигрышным вариантом поведения будет краткая, четкая речь и только по делу.
• Представители следующего типа лучше воспринимают письменный текст, нежели устную речь . Такой тип человека будет в разговоре постоянно напоминать об ошибке им создавать впечатление о себе, как о знающем человеке. Вообще он не любит личное общение и предпочтен держать связь через секретаря. Но если уж он сделал милость и вышел сам или пригласил войти, то лучше всего будет не давать повода такому человеку почувствовать над собой власть. Это можно провернуть, попросив собеседника, например, сесть на диван, сославшись на усталость после дороги или наличие рядом с диваном розетками. Так можно оказаться с ним на одном уровне, следовательно, это упростит процесс беседы.
• Третий тип человека характеризуется неспешностью в принятии решений и, с другой стороны, собранностью и ответственностью . Перед важной встречей такой человек лучше заранее узнает информацию о компании и должностных лицах, которые её представляют. А после совещания он попросит переслать протокол и сопроводительное письмо, содержание которого запомнит куда лучше. В таком случае лучше стать зеркальным отражением такого собеседника. Особенно частой ошибкой является перебивание и опаздывание на приём.
• Четвертый тип наиболее простой и открытый . Такой человек с радостью организует личную встречу, при которой будет всячески стараться поддержать дружеские связи. Если предложение заинтересует его, то, в отличие от третьего типа, он не станет тянуть с решением, а сообщит об этом прямо при диалоге, причем есть вероятность сразу заключить контракт. Главное в поведении с таким человеком не раскрыться слишком сильно и не проговориться про информацию, которую не следует произносить вслух. Также лучше не перебивать собеседника и, по возможности, не опаздывать на встречу.
• В отличие от предыдущего типа, пятый, последний, характеризуется тем, что он заинтересован больше в собственной выгоде от партнерства, чем в построении тёплых отношений . В отличие от предыдущего, где дружелюбные намерения являются вполне искренними, такой тип будет только показывать видимость дружбы, стараясь всячески оценить вероятность использования её в своих целях.

Также, как и в случае с темпераментами, чистых типов общения

в природе не существует. Однако, умея отличить тип общения человека, можно построить выгодные связи, применив рекомендации по правильному ведению диалога с каждым из них.

Уровни межличностных отношений

Определение 4

Уровень межличностных отношений – это глубина вовлеченности человека во взаимодействие с другими людьми (человеком).

Выделяют следующие уровни межличностных отношений:

  1. Перцептивный уровень межличностных отношений – это уровень понимания и восприятия партнерами друг друга, осознание индивидуальности личности, черт характера, поведения и особенностей (гендерных, расовых, внешних, национальных и т.д.). На данном уровне межличностные отношения между людьми только зарождаются и развиваются. Люди узнают друг друга, начинают испытывать первую эмоциональную реакцию.
  2. Взаимное притяжение или отторжение – это уровень, на котором партнеры испытывают первые чувства друг к другу (симпатия, антипатия, неприязнь и т.д.). То есть, происходит более глубокое ознакомление с человеком.
  3. Интерактивный уровень – это уровень, характеризующийся наличием эмоциональных реакций, требующих постоянной подпитки через взаимодействие между людьми. Так, если люди испытывают друг к другу симпатию, то они стремятся как можно больше взаимодействовать, сотрудничать, общаться. Если же напротив, испытывают по отношению друг к другу негативные чувства, то стараются избегать контактов, чтобы не доводить ситуацию до конфликта.

Практические все виды межличностных отношений проходят все три уровня развития. После достижения третьего уровня межличностные отношения перестают развиваться, так как они достигли своего максимума. В дальнейшем отношения могут остаться на заключительном этапе, то есть люди будут испытывать по ношению друг к другу установившиеся чувства и их межличностные отношения будут относительно «ровными». Может быть и так, что отношения будут меняться, на основании спада эмоциональности и снижения накала чувств к партнеру. Например, некогда пылкая любовь и страсть со временем могут перейти в привычку или привязанность, а сильная ненависть в обычную неприязнь.

Зачастую, люди стремятся сохранить свои отношения на высоком уровне, с этой целью они прибегают к различными ухищрениям. Не всегда это приносит ожидаемый результат, ситуация может выйти кардинально противоположным образом. Например, с целью оживить прежнее чувство любви один из партнеров может обвинить другого в «холодности», что в результате приводит не к возрождению любви и страсти, а напротив, к возникновению конфликта.

Классификация в психологии

Классификация общения предполагает разделение на виды и стили. Стили в свою очередь включают варианты кратковременного ситуационного поведения – поведенческие модели. Виды общения в психологии и их краткая характеристика:

  1. Материальное. Взаимная передача предметов.
  2. Когнитивное. Взаимная передача знаний, информации.
  3. Эмоциональное. Взаимная передача эмоций.
  4. Мотивационное. Изложение партнеру сведений о собственных желаниях, намерениях, побуждениях, целях, потребностях.
  5. Деятельное. Взаимная передача навыков, умений.

Интимно-личностное общение в психологии – это разновидность доверительных, открытых взаимоотношений, которые происходят между близкими людьми, чаще членами семьи. Типы общения в психологии в зависимости от вида участников общения представлены в таблице.

Тип/оценочные критерии Лично-групповое Межличностное Межгрупповое
Участники Индивид, группа Индивид, индивид Группа, группа
Характеристика Индивид одновременно взаимодействует с группой других участников. Два индивида взаимодействуют между собой. Две и более группы взаимодействуют между собой. Коммуникация может носить мирный или конфликтный характер.
Примеры Руководитель и коллектив сотрудников, педагог и учащиеся. Любая форма общения между людьми. Взаимодействие между спортивными командами, школьными классами, политическими и общественными объединениями.

Общение – это такой тип взаимодействия в психологии, который бывает косвенным, опосредованным и прямым, непосредственным. В первом случае процесс коммуникации осуществляется между участниками, разделенными временем или пространством. Инструменты взаимодействия в данном случае: мессенджер, видео-чат, электронная почта, телефон, другие технические средства. Непосредственное общение происходит между участниками, которые находятся рядом друг с другом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.