- Особенности педагогического общения
- Внушение как способ коммуникативного воздействия педагога
- Типы педагогов
- 14.2.1. Особенности педагогического общения
- Регулятивная
- Стили педагогического общения
- Демократический стиль
- Авторитарный стиль
- Либеральный стиль
- Смешанный стиль
- Педагогическая коммуникация: понятие и целевое назначение
- Понятие педагогического общения
- Структура педагогического общения
- Сопереживание
- Стили педагогического общения
- Основные функции педагогического общения
- Функции педагогического общения
Особенности педагогического общения
Через непосредственное и живое общение педагога с учащимися реализуется основное в работе педагога — воздействие личности на личность. Педагогическое общение представляет собой такой вид взаимодействия людей, в процессе которого лица, принимаемые в нем участие, своим поведением и внешним обликом оказывают сильное влияние на намерения и притязания, на чувства и состояния друг друга.
В педагогическом процессе очень важно эмоционально-личностное воздействие собеседников друг на друга. Организатором педагогического общения выступает, как правило, преподаватель
Высокая культура профессионального опыта позволяет преподавателю полностью контролировать свои эмоции, направлять свои усилия на формирование благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном процессе. Коммуникативная деятельность представляет основу педагогического труда, выступая одновременно главным профессиональным орудием педагога.
Педагогическое общение представляет собой многоплановый процесс установления и развития контактов, взаимодействия и взаимопонимания между педагогом и воспитанниками, которое возникает в результате реализации целей и содержанием педагогической деятельности.
Общение в педагогической работе выступает, как: средство решения учебно-воспитательных задач; социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса; способ организации отношений между субъектами педагогической деятельности, которые обеспечивают успешность воспитания и обучения.
Для педагогического общения, помимо традиционных функций, характерны специальные функции: обмен информацией, познание личности, организация и управление совместной деятельности, обмен ролями, самоутверждение, сопереживание. Информационная функция педагогического общения обеспечивает процесс обмена духовными и материальными ценностями, формирует условия для положительной мотивации педагогической деятельности.
Педагогическое общение образует социальное поле деятельности, через разные социальные роли программирует необходимый шаблон социального поведения. Педагоги в учебно-воспитательный процесс вводят личностно-ролевую форму. Они подключают воспитанников к ведению элементов занятий, помогают им побывать как в роли организатора, так и в роли исполнителя.
В задачи педагога входит содействие ощущению личностной значимости учащегося, осознанию каждым воспитанником своего «я», формированию адекватной самооценки личности, а также уровня ее притязаний. В своей деятельности педагог должен выступать как источник информации, как организатор взаимоотношений и организатор коллективной деятельности.
Оптимальное педагогическое общение создает эффективные условия для развития творческого характера познавательной деятельности и учебной мотивации, для верного формирования их личности; обеспечивает управление в учебном коллективе социально-психологическими процессами; гарантирует благоприятный эмоциональный климат процесса обучения (препятствует появлению «психологических барьеров»); позволяет максимально применять в образовательно-воспитательном процессе особенности личности педагога.
Внушение как способ коммуникативного воздействия педагога
Различные
виды внушения обогащают арсенал средств
педагогического воздействия, дают
учителю возможность наиболее тонко и
тактично осуществлять индивидуальный
подход к учащимся. Причем эти чувства
вызываются не смысловым значением
слова, не содержанием и логикой речи,
вернее, не столько этим, сколько самой
интонацией слова и речи, их яркостью,
выразительностью, а также подкрепляющими
их жестами, мимикой, движениями,
которые непосредственно воздействуют
на эмоции ребенка».
Виды
внушения
1.
В зависимости от источника внушающего
воздействия
различают: а) внушение — действие,
производимое другим человеком, и б)
самовнушение — объект внушения
совпадает с его субъектом. 2.
В зависимости от состояния субъекта
внушения различают:
а) внушение в состоянии бодрствования;
б) внушение в состоянии естественного
сна; в) внушение в гипнотическом состоянии.
3.
В зависимости от наличия или отсутствия
у внушающего цели воздействия и
осознанного применения усилий для ее
достижения различают:
а) преднамеренное и б) непреднамеренное
внушение.
Формы
педагогического внушения и условия их
эффективности Довольно
типично для школы использование
преднамеренного
открытого внушения
(его еще называют прямым внушением),
которое реализуется через такие формы,
как команды, приказы и внушающие
наставления. Команды и приказы способствуют
выработке у школьников действий,
выполняемых автоматически, т. е.
практически без контроля со стороны
сознания
Условно
все приказы и команды, используемые в
учебно-воспитательной практике,
делят на следующие типы:1.
Предварительные или мобилизующие
(«Внимание! Приготовиться!» ), задача
которых — автоматическая, мгновенная
мобилизация к какому-нибудь действию.
2. Исполнительные («Равняйся! Смирно!
Вперед! Стой!»), большинство которых —
так называемые строевые команды.3.
Запретительные («Прекратить! Оставить!»),
призванные тормозить совершение тех
или иных действий
4. Действия по образцу
(«Делать, как я!», «Повторять за Ивановым!»),
ориентирующие учеников на точное
копирование тех или иных действий. Давая
ребятам задание на совершение того или
иного действия, учитель обязательно
должен учитывать, что точное, безукоризненное
выполнение команд является результатом
длительной, кропотливой работы,
формирующей у ребят соответствующие
навыки их выполнения. Применение
команд в школьной практике носит довольно
ограниченный характер. Более широко
применяется внушающее
наставление,
которое отличается от команд и приказов
тем, что используется для решения более
сложных задач — перестройки сложившихся
установок, формирования готовности
к требуемым действиям. При отсутствии
надлежащей техники попытки учителя
осуществить внушение будут явно
нерезультативными или, что еще хуже,
вызовут смех у учеников. Часто эффективность
внушающего воздействия зависит и от
таких «мелочей», как постановка голоса,
взгляд, движение. Так, при проведении
внушающего наставления жест и мимика
должны подкреплять содержание словесного
воздействия и его интонацию, а не
противоречить им. Практическое применение
внушающих воздействий должно базироваться
на таких качествах, как управление
эмоциями, умение подобрать точную форму
для выражения своих чувств или для
выполнения соответствующей педагогической
задачи.
Типы педагогов
Стиль общения определяет различные типы педагогов:
- проактивный,
- реактивный,
- сверхактивный.
Педагоги проактивного типа инициативны в организации общения, индивидуализируют свое общение с воспитанниками. Они знают чего хотя, и понимают, что в их поведении способствует достижению поставленной цели.
Реактивный тип педагогов характеризуется гибкостью в своих наставлениях и внутренней слабостью. Как правило, они имеют размытые цели и приспособительное поведение.
Сверхактивный тип педагогов отличается склонностью к гипертрофированной оценке своих учеников и выстраиванию нереальных моделей общения. Такой педагог считает, что активный ученик — это хулиган, а пассивный ребенок – лентяй.
14.2.1. Особенности педагогического общения
Педагогическое
общение —
специфическое межличностное взаимодействие
педагога и воспитанника (учащегося),
опосредующее усвоение знаний и становление
личности в учебно-воспитательном
процессе (Педагогическая…,
1993-1996. Т.2). Часто педагогическое общение
определяется в психологии как
взаимодействие субъектов педагогического
процесса, осуществляемое знаковыми
средствами и направленное на значимые
изменения свойств, состояний, поведения
и личностно-смысловых образований
партнеров. Общение — неотъемлемый элемент
педагогической деятельности; вне его
невозможно достижение целей обучения
и воспитания (Леонтьев А.А., 1996)
(http://www.avpu.ru/proect/sbornik2004/161.htm).
В
психолого-педагогической литературе
существуют разные трактовки педагогического
общения(рис.
4). Приведем
некоторые из них. Например, А.Н.
Леонтьев
педагогическое общение определяет как
«профессиональное общение преподавателя
с учащимися на уроке и вне его (в процессе
обучения и воспитания), имеющее
определенные педагогические функции
и направленное (если оно полноценное и
оптимальное) на создание благоприятного
психологического климата, а также на
другого рода психологическую оптимизацию
учебной деятельности и отношений между
педагогом и учащимся внутри ученического
коллектива» (Леонтьев
А.Н., 1979. С. 3).
И.А
Зимняя обращает внимание на то, что
педагогическое общение «как форма
учебного сотрудничества есть условие
оптимизации обучения и развития личности
самих учащихся».
Педагогическое
общение
является основной формой осуществления
педагогического процесса. Его
продуктивность определяется, прежде
всего, целями и ценностями общения,
которые должны быть приняты всеми
субъектами педагогического процесса
в качестве императива
их индивидуального поведения
Можно
выделить соответствующие уровни
педагогического общения (рис.
5).
Основная
цель педагогического общения состоит
как в передаче общественного и
профессионального опыта (знаний, умений,
навыков) от педагога учащимся, так и в
обмене личностными смыслами, связанными
с изучаемыми объектами и жизнью в целом
(рис.
6 ). В общении
происходит становление (т.е. возникновение
новых свойств и качеств) индивидуальности
как учащихся, так и педагогов(Чалдини
Р., 2001; см. аннотацию).
-
Кроме информационной
функции, можно выделить и ряд других,
например:-
контактную
— установление контакта как состояния
обоюдной готовности к приему и передаче
учебной информации и поддержания
взаимосвязи в форме постоянной
взаимоориентированности; -
побудительную
— стимуляцию активности учащегося,
направляющую его на выполнение тех
или иных учебных действий; -
амотивную
— побуждение в ученике нужных эмоциональных
переживаний («обмен эмоциями»), а
также изменение с его помощью собственных
переживаний и состояний и др.
-
Педагогическое
общение создает условия для реализации
потенциальных сущностных сил субъектов
педагогического процесса.
Высшая
ценность педагогического общения —
индивидуальность педагога и учащегося.
Собственное достоинство
и честь
педагога, достоинство и честь учащихся
— важнейшая ценность педагогического
общения.
В
связи с этим ведущим принципом
педагогического общения может быть
принят императив
И.
Канта: всегда
относиться к себе и учащимся как цели
общения, в результате которого происходит
восхождение к индивидуальности. Императив
— безусловное требование. Именно это
восхождение к индивидуальности в
процессе общения и является выражением
чести и достоинства субъектов
общения.
Педагогическое
общение должно ориентироваться не
только на достоинство человека как
важнейшую ценность общения. Большое
значение для продуктивного общения
имеют такие этические ценности, как
честность, откровенность, бескорыстие,
доверие, милосердие,
благодарность, забота, верность слову.
Регулятивная
Предусматривает выбор и применение форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся с целью корректировки их обучения и воспитания. Действенность функции зависит от профессиональных умений учителя применять соответствующие средства, методы, приемы контроля, требования, соответствующие педагогической ситуации. Педагогические требования бывают различными
Важно их соответствие возможностям детей: справедливость требований, педагогически оправданная форма их предъявления (не унижающая достоинства), систематичность контроля после предъявления требований. Их выполнение всегда связано с качеством и объемом выполнения
Поэтому регулирование деятельности и поступков всегда связано с системным применением поощрения и наказания, словесной оценкой (одобрение или осуждение).
Стили педагогического общения
Стиль общения педагога — это приемы и методы воспитания, стереотипные формы организации занятий, которыми пользуется педагог, стандартные реакции и методы оценки. Можно выделить 4 вида, каждый из которых имеет свою специфику.
Демократический стиль
Считается оптимальным и желательным типом руководства. Что характерно для него:
- признание в ребенке самоценной личности;
- активно положительное отношение к ученикам;
- доверительное и уважительное отношение к воспитанникам;
- минимум строгости и наказаний, полное отсутствие рукоприкладства, криков;
- тесный эмоциональный контакт;
- преобладание поощрения, похвалы, положительной оценки.
Педагог с таким стилем умеет здраво оценивать свою работу, проводить рефлексию и работу над ошибками
Ему важно благополучие детей, а потому он ждет и ценит обратную связь. На ее основе и проводится самоанализ
Авторитарный стиль
Грубый и жесткий тип, для которого характерно:
- устойчиво негативное отношение педагога к ученикам;
- преобладание наказаний, критики, порицания;
- максимум запретов и ограничений, отрицательной оценки, строгих требований.
Педагог с авторитарным стилем не признает в детях личностей и партнеров. Он требует полного послушания, беспрекословного подчинения. Его мнение и решения не обсуждаются, он всегда прав.
При таком стиле в коллективе складывается неблагоприятная атмосфера, отношения носят конфликтный характер, дети напряжены, недоброжелательны друг к другу, педагогу, обществу. Их самостоятельность и личность подавляется, что приводит к хронической неудовлетворенности, злости, неуверенности в себе, тревоге, страхам. В коллективах с авторитарным стилем дети часто болеют, страдают повышенной тревожностью, которая нередко превращается в нервозность.
Авторитарный педагог забывает про 2 важных принципа педагогики: природосообразность и индивидуальный подход. Психологи отмечают, что нередко авторитарный тип руководства связан с низким уровнем педагогической культуры и такта.
Либеральный стиль
Главная особенность либерального стиля — попустительство и равнодушие педагога, а также:
- ситуативно-негативное отношение к воспитанникам;
- безынициативность и безответственность педагога;
- непоследовательность и нерешительность;
- противоречивость требований;
- ситуативность оценок (зависит от настроения педагога).
Либеральный педагог склонен переоценивать способности и возможности детей, пускать образовательный процесс на самотек, что постепенно приводит к потере авторитета, вседозволенности и хаосу.
Смешанный стиль
На практике чаще встречается смешанный тип. При нем преобладают 2 стиля, а третий практически не задействован. Чаще встречается сочетание авторитарного или либерального и демократического стиля. Авторитарный и либеральный не сочетаются между собой.
Педагогическая коммуникация: понятие и целевое назначение
Определение 1
Педагогическая коммуникация – это организация педагогического процесса в форме общения, взаимодействия и сотрудничества, путем оперирования информационными ресурсами, использования личностного смыла и ценностных ориентаций.
Замечание 1
Педагогическая коммуникация предполагает построение системы взаимоотношений между учащимся и педагогом на основе диалогового взаимодействия т.е. в основе общения педагога и учащегося лежит диалог с применением разнообразных способов передачи информации.
Педагогическая коммуникация не является стихийным развитием отношений. Она представляет собой целенаправленный процесс построения системы взаимодействия с учащимися, ориентированный на создание положительной атмосферы и эмоционального контакта между сторонами общения.
Поскольку, педагогическая коммуникация является целенаправленным процессом, то она имеет конкретную цель своего существования т.е. создание коммуникации опирается на какие-то результаты, которых необходимо достичь в перспективе построения взаимоотношений между субъектами педагогического процесса.
Цели коммуникации всегда различны. Они определяются возрастным этапом развития учащихся, уровнем интеллектуального и психического развития учащихся, их потребностями и стремлениями, склонностями, требованиями общества и его запросами к образовательной системе на текущем этапе ее функционирования.
К основным целям педагогической коммуникации относят следующие:
- Информационная цель – обмен информационными данными между субъектами образовательной деятельности, мнениями, точками зрения, убеждениями и взглядами на ту или иную проблему, задачу.
- Коммуникативная цель – построение системы контактов между педагогом и учащимися на основе непрерывной взаимоориентированности, с целью оперирования информационными данными.
- Побудительная цель – коммуникация порождает стремление к проявлению активности партера по диалогу в конкретном направлении деятельности.
- Эмотивная цель – обмен эмоциональными переживаниями, а также воздействие на партнера и его преобразование посредством его чувств и эмоций.
- Организационная цель – ориентация на реализацию единого направления деятельности, действий, для достижения какого-то значимого результата.
- Развитие взаимопонимания – адекватное восприятие информации, исходящей от собеседника, понимание ее смысла и значения, а также понимание партнера, его личности и направлений деятельности, взглядов и идей, установок и ориентиров.
- Установочная цель – определение своего местоположения и роли в различных социальных связях и взаимоотношениях.
- Воздействующая цель – оказание воздействия на личностное развитие партнера по общению, путем изменения его мнения, взглядов, ценностных ориентиров, представлений, поведенческих реакций, потребностей.
Замечание 2
Субъектами педагогической коммуникации выступают педагог и учащиеся или воспитатель и воспитанники, а ее объектом выступает система общения и педагогического взаимодействия, которая сложилась между ними.
Педагогическая коммуникация занимается исследованием закономерностей процессов общения и взаимодействия в учебно-воспитательной сфере. Также, она исследует и разрабатывает пути совершенствования этого общения, использования новых методов и технологий построения коммуникативного педагогического взаимодействия.
Рисунок 1. Педагогическая коммуникация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Понятие педагогического общения
В педагогике очень важна роль общения. Оно обеспечивает успех взаимодействия между учителем и учеником, преподавателем и студентом
При этом важно осознавать, что общение представляет собой сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Нельзя забывать, что общение включает в себя не только обмен информацией, но и выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания
Виды общения
Педагогическое общение привлекло внимание ученых достаточно давно. Еще в период Античности считалось, что общение с воспитуемыми – не простое дело
Считалось, что к общению с учениками нужна склонность и талант. Не каждому дано обучать, так как не просто передать свой опыт другим. Однако само по себе понятие «педагогическое общение» было введено В. А. Кан-Калликом и А. А, Леонтьевым
К проблеме трактовки термина «педагогическое общение» обращались ведущие специалисты как в России так и за рубежом. Ключевые определения нашли отражение в таблице.
№ |
Автор |
Трактовка термина «педагогическое общение» |
---|---|---|
1 |
А.А. Леонтьев |
Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся . |
2 |
Л.Л.Товажнянский, О.Г.Романовський, В.В.Бондаренко |
Педагогическое общение представляет собой специфическую форму делового межличностного общения, имеющую свои характерные особенности, и в то же время подчиняющуюся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты . |
3 |
И.А.Зимняя |
Педагогическое общение как форма педагогического сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся . |
4 |
В. А. Сластенина |
Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности |
5 |
Коджаспирова Г. М. |
Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе |
В зарубежной педагогике и психологии педагогическое общение основано на господствующем в западной культуре принципе индивидуальности и характеризуется доминированием лидерства педагога в системе общения с учащимися. И это, несмотря на пропаганду равенства мнений учащегося и педагога. Также необходимо отдельно выделить, что во всех западных странах существует дистанцирование педагога от учащихся. Напротив, в восточной культуре доминирует большая открытость между учащимися и преподавателями. В качестве примера можно привести следующую ситуацию: Преподаватель несет стопку учебников или тетрадей в Азии кто-нибудь из студентов часто подбежит и поможет донести, что немыслимо в западной культуре обучения.
Педагогическое общение требует хорошо развитых умений параллельно использовать широкого арсенала средств и языков общения для одновременного воздействия с особенностями педагогического общения, благодаря которым его следует квалифицировать как один из наиболее трудных видов профессионального общения.
Функции педагогического общения крайне важны для понимания понятия «педагогического общения» как термина педагогической науки. Детализируя функции общения, исследователи называют различное их количество. Рассмотрим точку зрения Л.А. Карпенко. Он считает, что их не менее восьми:
- контактная,
- информационная,
- побудительная,
- координационная,
- понимания,
- амотивная,
- установления отношений,
- оказания влияний .
Структура педагогического общения
Структурные компоненты общения можно представить как ряд этапов общения:
Создание модели поведения, которую можно будет использовать на протяжении всего взаимодействия с воспитанниками. Выбор методов и средств воздействия, которые помогут достичь намеченных целей и ожидаемых результатов. Подбор инструментов для раскрытия потенциала каждого ученика и создания творческой атмосферы в классе.
Педагогическая коммуникация. Для реализации этапа можно использовать метод заражения (невербальное воздействие, вызывающее подсознательный ответ детей), внушения (мотивирующее воздействие), убеждения (мотивирующее внушение, основанное на аргументах и фактах), подражания (копирование поведения другого педагога со сходным стилем). Если удалось получить эмоциональный отклик и установить двухстороннюю связь, то выбранную модель можно считать эффективным педагогическим общением.
Сознательная и целенаправленная организация взаимодействия, управление общением
Важно, чтобы ученик получал положительные эмоции, мог всесторонне проявить себя. Педагог в свою очередь должен заряжать оптимизмом и уверенностью в успехе дела, поддерживать инициативу и самостоятельность детей
Важно интересоваться мнением подопечных, прислушиваться к нему, сохранять право на свободное выражение мнения.
Анализ, рефлексия. На этом этапе сравниваются результаты общения, поставленные цели и выбранные методы. Если результат не отвечает тому, что планировался на первой ступени, то необходима коррекция выбранной модели.
Сопереживание
Сопереживание — уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности (или социальной группы). Помогает развивать эмоциональную чувствительность учащихся, осознавать причины и природу эмоциональных состояний других людей и целых коллективов, обеспечивает учителю выявление эмоциональных потребностей учащихся с целью их удовлетворения. Формирует способность стать на позицию, точку зрения другого человека, нормализует отношения в коллективе. В основе сопереживания лежит эмоциональная идентификация, когда индивид как бы ставит себя на место другого человека, и гуманное отношение к личности другого. Умение учителя сопереживать помогает понять внутренний мир ребенка, его личностную позицию для обеспечения гармоничного взаимодействия, как бы исходя от инициативы объекта общения.
Стили педагогического общения
Стили педагогического общения основаны на ключевых общепризнанных стилях общения.Стиль педагогического общения тесно связан со стилем обучения. Е.В. Юрченко под стилем обучения понимает индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся .
В настоящее время актуальны стили педагогического общения, отраженные на рисунке ниже.
Стили педагогического общения
Теперь отдельно нужно рассмотреть каждый стиль педагогического общения. Начать следует, несомненно, с авторитарного стиля. Он является одним из наиболее часто используемых в условиях школьного обучения наряду с демократическим.
Авторитарный стиль педагогического общения отличается жестким управлением и всеобъемлющим контролем. Преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы их выполнения, жёстко определяет кто с кем будет работать. Такой подход снижает деятельную мотивацию, поскольку учащийся не знает, какова цель выполняемой им работы в целом. При авторитарном стиле преподаватель осуществляет единоличное руководство коллективом без опоры на актив.
Попустительский стиль обладает рядом особенностей делающих его довольно популярным, но, в тоже время, малоэффективным. Ключевой особенностью попустительского стиля педагогического общения можно назвать самоустранение руководителя из учебного процесса.
Демократический стиль педагогического общения подразумевает прямо участие воспитуемых в обсуждении всего хода работы и её организации
Данный стиль педагогического общения требует от педагога внимание и учёт мнений учащихся, стремления понять их, убедить, а не приказать. Особенностью демократического стиля педагогического общения является диалог с учащимися на равных
Общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью – это стиль, который можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлечённость общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлечённый поиск. По мнению Е.В. Юрченко данный стиль наиболее продуктивен .
Общение-дистанция подразумевает соблюдение некой эмоциональной дистанции между педагогом и обучаемыми. Однако, при дистанционном стиле резко снижается общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся, что ведёт к утверждению авторитарного принципа, а это, в свою очередь, отрицательно сказывается на результатах деятельности.
В педагогическом общении иногда встречается общение-устранение. Данный стиль педагогического общения представляет собой негативную форму общения. Считается, что общение-устранение являет собой антигуманную форму общения, вскрывающую несостоятельность преподавателя. С точки зрения творческой реализации и развития данный стиль не имеет перспектив.
Общение-заигрывание отвечает стремлению завоевать ложный дешёвый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики. Общение-заигрывание возникает в результате непонимания педагогом стоящих перед ним задач, отсутствия навыков общения, боязни общения и одновременно желания наладить контакт с учащимися.
Литература
1. Основы педагогического общения: учебное пособие: курс лекций для
студентов педагогических вузов / В.С. Елагина, Е.Ю. Немудрая – Челябинск: НП «Инновационный центр «РОСТ», 2012.
2. Леонтьев А. А. Педагогическое общение – М.: 1979.
3. Товажнянский Л.Л., Романовський О.Г., Бондаренко В.В., Пономарьов О.С., Черваньова З.О. – Харьков: НТУ, 2015
4..Зимняя И.А. Педагогическая психология – М.: Просвещение, 2016
5. Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Литература, 2004
6. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.: 2008.
7. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь – М.: Просвещение, 1985
8. Юрченко Е.В. Костенко И.К. Стили педагогического общения // Журнал Вологодские чтения, 2009 г.
Основные функции педагогического общения
В силу своей многоликости педагогическое общение полифункционально. Выделяют следующие функции педагогического общения:
- Информативная функция – направлена на осуществление процесса взаимодействия между детьми и педагогом, определенного учебными программами и планами. Суть данной функции заключается в передаче знаний учащимся (воспитанникам), формирование у них необходимых умений и навыков.
- Нормативная функция заключается в том, что в процессе педагогического общения, детям передаются нормы права и морали, через усвоение ими нравственного поведения, поступков, взаимоотношений между людьми.
- Познавательная функция направлена на формирование и развитие у детей умения аргументировано высказывать собственное мнение, уметь правильно и четко доносить до собеседника свою мысль или идею. В рамках данной функции дети учатся координировать свои знания, у них совершенствуются умения и навыки применения полученных ранее знаний в процессе общения со сверстниками и педагогами.
- Коммуникативная функция – направлена на установление межличностного взаимодействия и связей между детьми в группах, коллектива, класса, временных объединениях и т.д., а также установления контактов между детьми и взрослыми.
- Регулятивная функция направлена на установление разнообразных средств и форм стимулирования положительных поступков эстетического и нравственного поведения, а также отторжение и устранение негативных проявлений в собственном поведении.
- Воспитательная функция педагогического общения заключается в формировании и развитии у детей эффективных способов и форм взаимодействия и сотрудничества. Кроме того, данная функция направлена на выработку у детей культуры общения, уважительного отношения к личности собеседника.
-
Функция «открытия» ребенка на общение направлена на создание комфортных условий общения детей в рамках образовательной организации. Условия необходимо создавать во всех видах деятельности (трудовой, учебной, игровой, исследовательской и т.д.). Это необходимо для того, чтобы ребенок мог проявить себя в детском коллективе, установиться как личность. Для реализации данной функции педагогами используются специальные операции в процессе педагогического общения:
- Пластическая поза: направлена на то, чтобы показать ребенку открытость и готовность педагога к общению. Открытая поза предусматривает непринужденное положение тела педагога, небольшой наклон вперед, руки опущены, ладони раскрыты вперед.
- Подача педагогом любой информации, касающейся детского коллектива с позиции «МЫ». Педагогу необходимо дать понять детям, что все они часть единого коллектива.
- Установление личного контакта с каждым из детей. Осуществляется с использованием вербального, визуального и тактильного способов.
Вербальный контакт – устанавливается посредством словесного общения с ребенком, в рамках которого, педагог выстраивает доверительные и уважительные взаимоотношения с детьми.
Визуальный контакт – устанавливается глазами. В процессе общения с ребенком педагогу необходимо смотреть на ребенка, показывая свою заинтересованность и эмоции от общения.
Тактильный контакт – устанавливается с использованием жестов, касаний, поглаживаний и т.п. Тем самым педагог показывает свое расположение к ребенку.
Функции педагогического общения
Профессиональное педагогическое общение выполняет ряд важных функций:
Эмотивная. От педагога зависит атмосфера в классе. Адекватное восприятие личности ученика, понимание и признание его особенностей, возможностей и потребностей — главное условие для создания доверительных и дружелюбных отношений.
Познавательная. Задача педагога — развить внутреннюю мотивацию к обучению, интерес к содержанию
Большое внимание при этом отводится устранению внутренних психологических барьеров у детей. Познавательная функция предполагает воздействие на сознание ребенка, коррекцию его поведения и мировоззрения.
Регулятивная
Выбор форм и методов подкрепления желаемого поведения и торможения нежелательного.
Фасилитативная. Предполагает помощь, содействие в раскрытие потенциала воспитанника, его самореализации и самоактуализации.