Межгрупповой конфликт

Что такое групповой конфликт?

Групповой конфликт возникает, когда хотя бы одной из сторон противоборства выступает небольшая социальная группа. Бывает двух типов, в зависимости от участников.

Личность-группа.

  • Конфликтующими сторонами являются начальник и коллектив. Может возникнуть из-за некомпетентности директора, неправильно выбранного стиля управления, неприятия коллективом нового руководителя из-за его необоснованных требований.
  • Противоборство между обычным сотрудником и коллективом. Случается, когда индивид, решает отступить от сложившихся в группе норм поведения.
  • Спор между микрогруппой и отдельным индивидом. Причиной может стать, например, изменение группового сознания.

Группа-группа.

В таком конфликте участвуют следующие стороны:

  • Персонал − администрация. Причины: низкая оплата труда, нарушение правовых норм, отсутствие четко выстроенной коммуникации между сотрудниками и руководящим составом.
  • Подразделения одной организации. Возникает при распределении ресурсов, на фоне структурных перестроек, в случае взаимной зависимости при решении задачи.
  • Микрогруппы в организации. Возникают из-за несовпадения интересов, высоких амбиций лидеров групп, присутствия взаимоисключающих целей.
  • Две и более организации. Спор может возникнуть из-за несоблюдения ранее оговоренных обязательств, при разделе рынков сбыта и сфер влияния.
  • Неформальные группы. Противоречия из-за разницы духовных ценностей и интересов. Часто проявляется в виде экстремизма.

Последствия ↑

Последствия конфликта напрямую зависят от того, насколько правильно он был разрешен. В этом же и заключаются функции конфликта, возникшие между личностью и группой.

Не сошлись во мнениях с оппонентом? Читай конфликте интересов и его предупреждении.

Классификация конфликтов в психологии представлена в нашей статье.

Почему возникают конфликты между родителями и детьми, и как их разрешить? Читай тут.

Положительным итогом противостояния или функциональными последствиями являются:

  • получение взаимовыгодного результата, который даст возможность всем участникам группы почувствовать свою к ней принадлежность, осознать свою роль в принятии конструктивного решения;
  • устранение враждебности, несправедливости, дискриминации внутри группы;
  • настрой на сотрудничество;
  • сплочение коллектива.

Дисфункциональные последствия возникают в том случае, если конфликт был неуправляемым или управление происходило неэффективно.

Они выражаются в том, что в коллективе возникает:

  • чувство неудовлетворенности, снижение производительности;
  • низкая степень сотрудничества;
  • немотивированная преданность собственной группе, отстранение ее от других социальных групп;
  • прекращение взаимодействия между субъектами конфликта;
  • увеличение враждебности;
  • преувеличение номинальной победы либо личностью, либо группой.

Конфликты между группой и личностью неизбежны. Однако понимание их особенностей и путей разрешения в итоге приведет к положительным, функциональным последствиям этого противостояния.

Ситуационный подход

Данный подход ориентирован на внешние факторы, ситуацию, обуславливающие возникновение и специфику конфликта. Так, в исследованиях турецкого психолога Музафера Шерифа было установлено, что враждебность одной группы по отношению к другой значительно снижается, если вместо соревновательных условий им предоставляются условия сотрудничества (необходимость выполнения совместной деятельности, в которой результат зависит от общих усилий всех участников). Таким образом, Шериф приходит к выводу о том, что факторы ситуации, в которой взаимодействуют группы, являются решающими в определении кооперативного или конкурентного характера межгруппового взаимодействия.

Скорпион ↑

Последствия конфликта напрямую зависят от насколько, того правильно он был разрешен. В этом же и функции заключаются конфликта, возникшие между личностью и сошлись.

Не группой во мнениях с оппонентом? Читай конфликте его и интересов предупреждении.

Классификация конфликтов в психологии нашей в представлена статье.

Почему возникают конфликты родителями между и детьми, и как их разрешить? Читай Положительным.

тут итогом противостояния или функциональными являются последствиями:

  • получение взаимовыгодного результата, который возможность даст всем участникам группы почувствовать ней к свою принадлежность, осознать свою роль в конструктивного принятии решения;
  • устранение враждебности, несправедливости, внутри дискриминации группы;
  • настрой на сотрудничество;
  • сплочение Дисфункциональные.

коллектива последствия возникают в том случае, конфликт если был неуправляемым или управление неэффективно происходило.

Они выражаются в том, что в возникает коллективе:

  • чувство неудовлетворенности, снижение производительности;
  • степень низкая сотрудничества;
  • немотивированная преданность собственной отстранение, группе ее от других социальных групп;
  • прекращение между взаимодействия субъектами конфликта;
  • увеличение враждебности;
  • номинальной преувеличение победы либо личностью, либо Конфликты.

группой между группой и личностью неизбежны. понимание Однако их особенностей и путей разрешения в итоге положительным к приведет, функциональным последствиям этого противостояния.

Способы решения конфликтов личностных.

Существуют следующие типы решения ситуации конфликтной:

  1. Уклонение. Выражает стремление не вступать в при, а спор его наличии – отказаться от обсуждения ухода. У проблемы от принятия решения и обсуждения спорного есть момента плюсы – возможность проанализировать ситуацию, нее на взглянуть, освободившись от эмоционального давления.
  2. Сглаживание. виде в Проявляется принесения извинений, попыток оправдаться. выбравший Человек этот способ решения спора, покорность демонстрирует, соглашается с претензиями в свой адрес. Но этом при он не вникает в суть проблемы, чаще выполняет не всего обещаний. Он апеллирует «громкими» фразами: «нам зачем ссориться, мы же друзья», «я люблю тебя, и мы когда обязательно-нибудь поженимся». Сглаживание – временная которая, мера позволяет снять эмоциональное напряжение, но порождает она недоверие и, как правило, приводит к ситуации обострению в будущем.
  3. Принуждение. Этот способ конфликтной решения ситуации оправдан только в условиях времени дефицита, для соблюдения субординации, в экстренных Участниками. ситуациях конфликта, где при указанных принуждение условиях будет оправдано, являются родители и начальник, дети и подчиненные. Если использовать принуждение будет, постоянно нарастать напряжение между сторонами Компромисс.
  4. конфликта. Оптимальное решение спора. Это достигаемое, согласие благодаря взаимным уступкам. Каждый конфликта участник частично получает желаемое, при наступает этом ситуация, приемлемая для всех. компромисса Достоинствами является устранение противоречия, соблюдение соглашения условий, так как они приняты Хотите.

добровольно принимать лучшие решения, найти карьеру идеальную, реализовать потенциал по максимуму и получить индивидуального инструкцию развития

? Узнайте, каким человеком суждено вам было стать при рождении с системы помощьюДизайн Человека . Только 2 дня читателей для wikigrowth.ru участие бесплатно.Получить Чем

Понятие конфликта

Наиболее распространенными в научном знании считаются два подхода относительно природы конфликта (Анцупов А. Я.). Первый определяет конфликт как столкновение сторон, мнений или сил; второй – как столкновение противоположных позиций, целей, интересов и взглядов субъектов взаимодействия. Таким образом, в первом случае рассматриваются примеры конфликтов более широкого значения, имеющие место как в живой, так и в неживой природе. Во втором случае присутствует ограничение круга участников конфликта группой людей. При этом любой конфликт включает в себя определенные линии взаимодействия между субъектами (либо группами субъектов), которые перерастают в противоборство.

Мотивационный подход

С точки зрения данного подхода враждебность определенной личности или группы является отражением прежде всего ее внутренних проблем. Так, например, с позиции Фрейда, аутогрупповая враждебность является неизбежным условием любого межгруппового взаимодействия, имея универсальный характер. Основная функция данной враждебности – средство поддержания внутренней стабильности и сплоченности группы. Отдельное место в данном случае занимают политические конфликты. Примеры можно найти в истории формирования фашистского движения в Германии и Италии (идея расового превосходства), а также в истории борьбы с «врагами народа» в период сталинских репрессий. Фрейд связывал механизм формирования аутогрупповой враждебности по отношению к «чужим» с эдиповым комплексом, инстинктом агрессии, а также с эмоциональной идентификацией с лидером группы — «отцом» и др. С точки зрения нравственности подобные факты нельзя рассматривать как конструктивный конфликт. Примеры с расовой дискриминацией и массовым террором, тем не менее, ярко демонстрируют возможность сплачивания членов одной группы в процессе конфронтации с другими.

В теоретической концепции агрессивности американского психолога Леонарда Берковица в качестве одного из ключевых факторов межгрупповых конфликтов выступает относительная депривация. То есть одна из групп оценивает свое положение в обществе как более ущемленное по сравнению с положением других групп. При этом депривация носит относительный характер, так как ущемленное положение в реальности может не соответствовать действительности.

Способы разрешения ↑

Прежде приступать чем к рассмотрению способов разрешения конфликтов личностью между и группой, важно изучить характерные этого для противостояния особенности:

  1. Структура возникшего Она. противоречия, как и в других видах конфликтах субъектов из состоит, основы и образов. Субъекты взаимодействия в случае данном – личность и группа. Основа – столкновение личностных (мотивов и групповых). Образы конфликта – индивидуальные и взгляды групповые и оценки.
  2. Причины, побудившее вступить в Без. конфликт их понимания невозможно конструктивное разрешение Формы.
  3. противоречий проявления конфликта. Способы разрешения разногласия возникшего базируются на том, каким образом группы участники выражают свое неудовлетворение поведением конфликт в вступившей личности. А так же на том, как сам действует индивид.

Существует определенная схема как, того разрешить конфликт между личностью и Она. группой состоит из этапов управления и соответствующих этапу каждому управленческих действий:

Прогнозирование конфликта. грамотно Если подойти к реализации всех действий, то этой на еще стадии можно разрешить конфликт, допустив не просто его. Для этого необходимо психологических изучение и индивидуальных особенностей участников группы, работа индивидуальная с формальными и неформальными лидерами, сбор, анализ и учет группового мнения, их ценностей

Немаловажно предвестников понимание намечающегося конфликта, его первых Примерами. симптомов таких зачатков могут служить: высказывания критические в адрес личности, решившей противостоять ограничение, группе общения с этим индивидом

Если удалось конфликт спрогнозировать, то его возможно предупредить. этого Для стоит тщательно проанализировать причины предпринять, конфликта определенные меры. Они могут как быть педагогическими (разъяснение, беседа, напоминание поведения правил внутри социальной группы), так и перевод (административными участников конфликта в разные подразделения, Если и пр.).
штрафы конфликт все же произошел, то необходимо грамотное его регулирование. Для этого в первую важно очередь, чтобы все участники признали реальность его. После этого проводится работа с субъектами обоими взаимодействия конфликта на предмет поиска путей возможных выхода из него.
Заключительный этап – разрешение это возникших противоречий. Здесь имеется способа два: либо сам индивид, вступивший в признает, конфликт свои ошибки и исправляет их, либо покидает он эта группу.

Примеры Конфликтов

Пример внутриличностного конфликта:

Индивидууму на работе говорят, что он плохо работает и просят улучшить эффективность своей деятельности в следующем месяце. Этот же сотрудник считает, что выполняет свои обязанности максимально добросовестно и спорит с начальником.

Примеры межличностного конфликта:

  • «Война”. Безжалостный инцидент до победы одного из собеседников.
  • ”Игра”. Спор с намеренно договоренными правилами (не слишком важных для человека ценностей).
  • ”Спор”.

Пример межгрупповой конфликтной ситуации:

Небольшое количество экспертов, занятых завершением задания, могут иметь намного лучшую квалификацию, чем остальные. В данной ситуации профессионалы лучшей компетентности могут быть раздражены тем, что неопытные работники замедляют завершение работы, а последних не радует то, что от них хотят нереального. Вследствие чего возникает конфликт.

Признаки и формы конфликта между личностью и группой ↑

Как и любой конфликт, противостояние между личностью и группой имеет определенные признаки, среди наиболее ярких, можно выделить следующие:

  • притеснения и нападки со стороны участников группы;
  • нарушение личностного пространства;
  • агрессивное поведение;
  • отказ от коммуникации и взаимодействия;
  • возложение ответственности за неудачи.

Формы, в которых проявляется конфликт между личностью и группой встречаются самые разнообразные к ним можно отнести следующие:

  • использование санкций внутри конкретной группы;
  • абсолютное прекращение общения участников группы с индивидуумом;
  • высказывание резкой критики;
  • существенное ограничение общения;
  • эйфория, проявляемая со стороны конфликтующего.

Когнитивный подход

В данном случае акцент делается на доминирующей роли когнитивных (мыслительных) установок участников конфликта относительно друг друга. Так, в ситуации межгрупповых конфликтов враждебность одной группы по отношению к другой не обязательно обусловлена объективным конфликтом интересов (что утверждалось в реалистической теории конфликтов в рамках ситуационного подхода). Соответственно, не кооперативный/конкурентный характер ситуации становится решающим фактором в межличностном и межгрупповом взаимодействии, а возникающие в процессе него групповые установки. Сами по себе общие цели ведут к разрешению конфликтов между оппонентами – оно зависит от сформированности социальных установок, объединяющих группы и способствующих преодолению их противостояния.

Тэджфел и Тернер разработали теорию социальной идентичности, согласно которой конфликты между группами не являются обязательным следствием социальной несправедливости (в отличие от мотивационного подхода). Сталкиваясь с данной несправедливостью, индивиды имеют возможность самостоятельно выбирать те или иные способы ее преодоления.

Последствия ↑

Последствия конфликта напрямую того от зависят, насколько правильно он был разрешен. В заключаются же и этом функции конфликта, возникшие между группой и личностью.

Не сошлись во мнениях с оппонентом? Читай конфликте о подробнее интересов и его предупреждении. Классификация психологии в конфликтов представлена в нашей статье.

Почему конфликты возникают между родителями и детьми, и как их Читай разрешить? тут.

Положительным итогом противостояния функциональными или последствиями являются:

  • получение взаимовыгодного который, результата даст возможность всем участникам почувствовать группы свою к ней принадлежность, осознать роль свою в принятии конструктивного решения;
  • устранение несправедливости, враждебности, дискриминации внутри группы;
  • настрой на сплочение;
  • сотрудничество коллектива.

Дисфункциональные последствия возникают в случае том, если конфликт был неуправляемым управление или происходило неэффективно.

Они выражаются в что, том в коллективе возникает:

  • чувство неудовлетворенности, производительности снижение;
  • низкая степень сотрудничества;
  • немотивированная собственной преданность группе, отстранение ее от других социальных прекращение;
  • групп взаимодействия между субъектами конфликта;
  • враждебности увеличение;
  • преувеличение номинальной победы либо либо, личностью группой.

Конфликты между группой и неизбежны личностью. Однако понимание их особенностей и путей итоге в разрешения приведет к положительным, функциональным последствиям противостояния этого.

Механизмы психологической при защиты столкновениях ожиданий

Ролевой конфликт человеку приносит дискомфорт, ведь любое вмешательство в внутренний его мир расценивается как посягательство на признание и безопасность личности. Поэтому во время таких срабатывают столкновений защитные механизмы психики, помогающие сохранить субъекту внутреннюю гармонию.

  1. Разделение ролей. сознательно Человек временно прекращает выполнять одну из тем, ролей самым он дает себе возможность перезагрузки и «отдыха». Но, в то же время, он продолжает реагировать на требования, относятся которые к выполнению данной роли.
  2. Рационализация. тогда Возникает, когда субъект желает, но в силу обстоятельств определенных не может вести себя согласно окружающих ожиданиям. Защищаясь от значимой роли, психика ищет человека ее отрицательные стороны, чтобы не допустить конфликт ролевой. Примеры такой защиты встречаются школьников у часто, людей, которые не могут добиться цели своей.

Межгрупповой конфликт

Фирма содержит формальные и неформальные группы. Иногда у них случаются несогласованность (между начальством и разработчиками, деятелей разнообразных спецподразделений, начальством и профессиональным союзом).

Межгрупповые конфликты решить намного труднее, чем внутригрупповые, по нижеизложенным причинам:

  • Идет соревнование за крупные ресурсы;
  • Ярче демонстрируются несхожесть интересов;
  • Привлечено огромное число участников.

Лучше всего предотвратить межгрупповые конфликты, чем потом разбираться с последствиями. Ведь они несут риск распада проигравшей группы. Когда это происходит внутри одного предприятия, это несет вред всему коллективу.

Примеры типологизации конфликтов

Как отмечает Н. В. Гришина, в обыденном сознании примеры конфликтов включают в себя достаточно широкий круг явлений – начиная с вооруженного столкновения и противостояния определенных социальных групп и вплоть до супружеских разногласий

При этом не важно, идет ли речь о дискуссии в парламенте или борьбе личностных желаний. В современном наукознании можно встретить огромное количество различных классификаций, при этом нет четкой дифференциации между понятиями «типы» и «виды» конфликтов

Примеры из обеих групп чаще употребляются как синонимы. Между тем, на наш взгляд, целесообразнее выделять три основных аспекта в типологизации конфликтов:

  • типы конфликтов;
  • виды конфликтов;
  • формы конфликтов.

Первый аспект представляется наиболее широким по объему. Каждый из типов может включать в себя несколько видов конфликтов, которые, в свою очередь, могут протекать в той или иной форме.

Конфликтологическая культура личности

Независимо от того, имеют ли место международные конфликты, примеры которых наиболее ярко демонстрируют деструктивный характер конфликтного поведения сторон; или же речь идет о незначительной ссоре между коллегами по работе, чрезвычайно значимым представляется оптимальный путь выхода. Умение противоборствующих сторон находит компромиссы в сложной спорной ситуации, сдерживать собственное деструктивное поведение, видеть возможные перспективы дальнейшего сотрудничества с настоящими оппонентами – все эти факторы являются залогом возможного благоприятного исхода. При этом, как бы ни важна была тотальная роль государственной политики, экономической и культурно-правовой системы в обществе, истоки данной тенденции находятся в отдельных конкретных индивидах. Подобно тому, как река начинается с маленьких ручьев.

Речь идет о конфликтологической культуре личности. Соответствующее понятие включает в себя умение и стремление индивида к предупреждению и разрешению социальных конфликтов (Самсонова Н. В.). В данном случае целесообразно вспомнить понятие «конструктивный конфликт». Примеры современных конфликтов (учитывая их обостренный и широкомасштабный характер) демонстрируют, скорее, отсутствие всякой конструктивности конфликтного взаимодействия. В связи с этим понятие конфликтологической культуры личности должно рассматриваться не только и не столько как одно из условий оптимального разрешения спорных ситуаций в обществе, но и как важнейший фактор социализации личности каждого современного индивида.

Разновидности групповых конфликтов в организации

Как было отмечено выше, групповые конфликты чаще всего возникают и развиваются внутри трудовых коллективов. В связи с чем, представляется целесообразным подробнее остановиться на проявлениях групповых конфликтов в организациях.

Так, наиболее распространенными примерами групповых конфликтов, складывающихся по модели «личность – группа» в трудовых коллективах можно назвать:

  1. Конфликт руководителя и коллектива, например, в ситуации назначения нового руководителя, стиль управления которого оказывается не принят со стороны трудового коллектива;
  2. Конфликт работника с трудовым коллективом, причины которого могут быть самыми разнообразными – психологические особенности самой личности, допущение с его стороны нарушений норм, принятых в группе, недостаточная мотивация и профессиональная подготовка, и т.д.;
  3. Конфликт микрогруппы и ее формального или неформального лидера, обуславливаемый, например, выходом лидера за пределы обычно принадлежавших ему полномочий и рычагов воздействия, изменение отношения микрогруппы к ее прежнему лидеру, и т.д.

В свою очередь, к числу конфликтов «группа – группа» в трудовых коллективах можно относить:

  1. Конфликт между руководством организации и ее персоналом, складывающийся чаще всего в связи с необеспечением со стороны руководства достойных условий труда, справедливой заработной платы, отсутствуем каналов коммуникации подчиненных и руководителей, и т.д.;
  2. Конфликт руководства организации и профсоюзов, обусловленный практикой нарушения руководством требований, предъявляемых действующим трудовым законодательством к режиму труда и отдыха работников, нарушение локальных актов, отказ от обеспечение требуемых условий труда, и пр.;
  3. Конфликт отдельных подразделений (отделов) внутри организации – чаще всего возникает между смежными подразделениями, совместно работающими над достижением конкретных задач. Конфликтная ситуация здесь может возникнуть из-за неоптимального распределения объема работы, перераспределения ресурсов, неэффективной коммуникацией отделов и их сотрудников, и т.д;
  4. Конфликт между микрогруппами внутри трудового коллектива, который может быть как связан, так и не связан с собственно профессиональной деятельностью.

Типы конфликтных личностей

Психологическая является несовместимость одной из важнейших причин возникновения Как. споров разрешить проблемы общения в коллективе понять можно после анализа поведения участников.

настроенный Агрессивно член социума будет нарушать настроение общее, будет в той или иной навязывать форме другим собственные взгляды и не будет пожелания учитывать других. Основные типы таких Демонстративная:

  • персон. Она будет рисоваться перед она, другими эмоциональна и относится к людям также, они как относятся к ней. Рационального зерна в её мало поведении, но она способна подстраиваться под реальность складывающуюся. Как правило, не любит долго и работать кропотливо, зачастую стимулирует возникновение спорной признает, но не ситуации этого.
  • Ригидная непластичная личность. типаж Такой негибок и прямолинеен, самооценка у него завышена сильно, что мешает своевременно подстраиваться изменения под социальной среды. Неспособность принимать точку чужую зрения, мнительность и болезненная обидчивость множество провоцируют споров.
  • Неуправляемая. Для него агрессивное характерно и вызывающее поведение, он не контролирует себя, обвиняет и непредсказуем в своих неудачах других. В работе и своих реализации планов он неконструктивен, не соотносит свои согласно поступки обстоятельствам. Он не умеет анализировать собственный Сверхточная.
  • опыт. Такой человек очень скрупулезно требователен, трудится к окружающим до придирок. У него повышена чувствительность, тревожность к незначительным деталям и замечаниям окружающих способен. Он коллег перестать общаться с кем-либо из-за обиды незначительной и, несмотря на эмоциональную сдержанность, будет страдать реально от неудач и просчетов, плохо спать и Бесконфликтная.
  • болеть. Этот типаж, страдающий от внутренних внушаемости, противоречий и неустойчивости, не поддается внушению, не задумывается поступками над и непоследователен. Ориентируется на быстрый эффект и стремится всегда к компромиссу.

Таким образом, к наиболее можно конфликтным причислять людей с пониженным уровнем самоуверенностью, самоуважения, властолюбием. Неконфликтными можно считать группы членов с критическим отношением к своей персоне, доверием и терпимостью к позициям других.

Понятия и примеры

Межгрупповой конфликт определяется как столкновение интересов, разногласия между группами либо личностью и социальной группой.

Чаще всего возникает внутри организаций. Однако известны и более масштабные варианты , классовая борьба, между странами.

Также может наблюдаться столкновение между формальной и неформальной группой, когда появляются противоположные установки, цели.

В любом коллективе помимо назначенного руководства рано или поздно появляются неформальные группировки со своим лидером. Нередко он является зачинщиком столкновений, провоцируя остальных членов сообщества идти за собой.

Каждый человек, как правило, является участником какой-либо социальной группы. Он принимает ее идеи, направленность.

В этом случае конфронтация может возникнуть с другой социальной группой, когда эти идеи и цели не совпадают. Различия могут касаться методов работы, идеологии, способов управления, подчинения лидеру.

Нередко встречается конфликт отдельного индивида с группой, когда он категорически не согласен с ее требованиями, методами работы, нравственными и иными нормами.

Один из примеров межгруппового конфликта , профсоюз и администрация предприятия, два отдела, соперничающих между собой. Конфликт личности с группой , отдельный работник, явно выделяющийся из коллектива, &#171,белая ворона&#187,.

Показатели межгруппового конфликта в этом видео:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.